Главный стратегический потенциал
Прочитав недавно на нашем сайте статью о «параллельных реальностях», «духовной оболочки Земли» решил изложить свой взгляд на этот «винегрет». Это лишь мое мнение и оно по определению субъективно. Всем любителям и «профессионалам» мистицизма, а так же «эгрегорам», «координатором планеты Земля», и прочая, и прочая хочу напомнить следующую историю. Кстати, есть куда более эффективный метод «достичь просветления», попробуйте открыть дверь холодильника быстрее, чем внутри свет загорится.
В эпоху Возрождения, когда встал вопрос «что есть человек?», что в нас от «Бога», а что от нас самих? Король Франции Людовик (номера не помню) провел простой эксперимент. Купил несколько (более десятка) совершенно здоровых младенцев и поместил в охраняемый замок. Приставив к ним слуг, которым под страхом смерти запрещено было разговаривать и вообще как-либо общаться с детьми. Цель всего этого была проста: если человек творение Бога (в ортодоксальном смысле), то изоляция никак не скажется на развитии этих детей, и в итоге они вырастут вполне нормальными. В итоге выросли совершенно недоразвитые люди, вернее людьми их можно было назвать с очень большой натяжкой, скорее они походили на животных. Никаким способом их так и не удалось обучить речи после прекращения эксперимента. Не преследую цель оскорбить чувства верующих, но любую идею, даже самую хорошую можно довести до абсурда.
Для индивидуума абсолютная ценность - это время, и с этим не поспоришь, а для государства? На мой взгляд, это интеллектуальный потенциал его народа. Вот и выходит, что образование это самый главный «технологический» процесс государства, его главная функция. Никакого «рывка», «прорыва» не получится, если никто не будет уметь читать, и наоборот, если в стране сосредоточенна мировая наука, это государство не может быть аутсайдером. Вот и мы были самым читающим народом в мире, с самой лучшей системой образования, с передовой наукой. Были...
Об образовании, вернее о своем взгляде на оное, и решил написать. В любом деле важны последовательность и системный подход. Сейчас введённая «болонская» система готовит не умных и творческих людей, а потребителей. Весь процесс обучения сводится к напичкиванию юных мозгов кучей информацией, зачастую не нужной, а иногда и противоречивой, создавая этакую «кашу». Вот сейчас много всплывает терроризма, насилия, наркоты, морального уродства и других разрушающих страну случаев. Так ведь свято место пусто не бывает. Научите людей творить, реализовывать себя и вся вышеперечисленная «грязь» уйдет в прошлое, возможно небольшой процент «уродов» останется, но это будут единичные случаи.
Система образования состоит из нескольких составляющих: это и дошкольное обучение, и «школьная» программа, и внешкольное образование, и организация труда педагогов, и выявление одаренных людей. Вообще следует так организовать саму систему, чтобы было почетно и выгодно становится талантливым, творческим гражданином, и крайне невыгодно и презренно безграмотным «овощем». Попробую более детально раскрыть свое понимание всего вышеизложенного.
Дошкольное образование
Мозг, как мышца – требует тренировки. И способность его к познанию нового, к сожалению, не прямолинейно во времени. Общеизвестен факт, если до 8-10 лет ребенок не научится говорить, то он не будет говорить никогда. Поэтому обучение должно начинаться еще в детском саду. Причем сам процесс дошкольного обучения должен проходить в игровой форме. На мой взгляд, упор на начальном этапе обучения следует сделать на функциональном развитии. Основные предметы дошкольного образования: организация системы запоминания, умение владеть и левой, и правой рукой, чтение, рисование, игры на развитие логики. Например, детям предлагается представить в уме большое, красивое одноэтажное (пока одноэтажное) здание и назвать его «ДОМ ЗНАНИЙ». Для облегчения этого на стене висит плакат с нарисованным таким зданием. Далее мысленно нужно открыть двери и войти внутрь, акцентировать внимание ребенка на чистоте и порядке большого, круглого зала. В стене, возле входной двери предложить «создать» двери с большой надписью «АЛФАВИТ», открыв которые обучаемый попадает в светлую, чистую комнату, где на полке стоит буква «А» (к примеру). Попросить «мысленно» взять в руки эту букву, покрутить ее и протерев «пыль» поставить на место. Задать задание на дом: перед сном зайти и поиграв с буквой (буквами, со временем) протереть ее (их) от пыли поставить на место. Со временем, по мере развития образного мышления и памяти предложить детям самим создавать такие комнаты с названием к примеру: «День рождения», «Любимый мультфильм», «Поездка к бабушке» и т.д. Приучить ребенка каждый вечер «заходить» в свой «ДОМ ЗНАНИЙ» и наводить там порядок. Когда дети освоятся, предложить «создать» двери с надписью «Забвение», открыв которые попадаешь в красивую комнату, посреди которой находится глубокий колодец. Предложить представить какой либо негативный момент, событие в виде камня и бросить его в колодец. Перед поступлением в школу, предложить назвать первый этаж «Детский Сад». То есть создать систему запоминания и извлечения образов, которые и есть основа знания. Эта система должна постоянно развиваться и в школе, и в институте.
Детям показывается на начальном этапе, простая фигура: буква, треугольник, звездочка, мячик. После чего эта фигура прячется. Ребенку необходимо закрыть глаза и представить эту фигуру. После нарисовать ее сначала правой, а потом и левой рукой. Так же можно разработать всевозможные развивающие игры для правой и левой руки. Как известно, правая рука управляется левым полушарием, а левая – правым. Соответственно, и развивать нужно оба полушария.
Чтение - самый важный навык, никакое видео не сравнится с чтением, потому что при чтении развивается образное мышление, а видео отключает его. Необходимо читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. По мере развития системы запоминания, нужно хранить в «Доме Знания» слоги, слова, рассказы. В наш компьютерный век вполне можно организовать какие-то «читалки» на манер планшетных компьютеров с обучающими скорочтению программами.
Рисование тоже очень важно, потому что приучает к самовыражению. Рисовать можно на произвольные темы, единственное условие: рисовать часть рисунка правой рукой, а часть левой.
Игры на развитие логического аппарата общеизвестны. К примеру, дается три существительных: Солнце, помидор и огурец. Необходимо убрать одно «лишние» и объяснить, почему именно оно «лишнее». В данном примере это может быть огурец, солнце и помидор – круглые, или солнце, огурец и помидор – овощи (или помидор лишний, почему? Потому, что я его съел). По мере освоения игры наборы слов можно усложнять (4-е и более слов). Вот еще пример, дается три слова. Необходимо придумать как можно больше предложений, содержащих эти слова. И таких простых, но очень полезных игр придумано очень много, в школе их заменяет математика.
Цель дошкольного образования сформировать систему образного мышления и запоминания, развитие левого и правого полушарий мозга, чтения. То есть создание методики познания мира в игровой форме, что бы процесс обучения приносил радость, а не скуку.
Школа
Школа - самый важный период в жизни. Именно в это время закладывается база знаний, основные навыки познания. Все мы разные и способности у нас разны. Кому то дается легко, что то одно, кому то другое. В советское время существовало негласное разделение учеников по подготовке: самые подготовленные дети зачислялись в «А» класс, менее в «Б», еще менее в «В» и так далее. Это хорошая практика. Если, к примеру, в «сильный» класс попадет «слабый» ученик то он безнадежно отстанет и вообще потеряет интерес к учебе. Необходимо после каждого года обучения проводить экзамены (только не зацикливаться на них) и по их результатам сортировать учеников по классам. Если, к примеру, ребенок отстает по 1-2 предметам то его достаточно подтянуть дополнительными занятиями во время каникул (например, 1 месяц июнь), если отставание систематическое следует перевести в класс менее способных, и наоборот, если ребенок на отлично закончил учебный год, он автоматом переходит в более «продвинутый» класс.
Сам школьный цикл, на мой взгляд, необходимо разделить на «начальную» школу (1-4 класс включительно), «среднюю» школу (5-8 класс включительно), «старшую» (9-11 класс).
В «начальной» школе программа продолжает развитие образной памяти, владения обоими руками в равной степени, скорочтению, рисованию, но добавляются письмо, математика, развитие речи, труд, музыка. Причем тренировка образной памяти, владение обоими руками включается во все предметы. По окончанию «начальной» школы ученик должен читать с приличной скоростью, свободно писать обеими руками, уметь пересказать предложенный рассказ «своими» словами. Объем знаний по математике и других «серьезным» предметов должен соответствовать «советскому» уровню, если не глубже.
В «средней» школе основной упор в обучении делается на «основных» предметах. Это в первую очередь скорочтение, алгебра, геометрия, русский язык (плюс национальный язык, если требуется), литература, история, физика, химия, биология, ин.яз, география, биология, рисование. В «средней» школе так же усложняется задача по владению правой и левой руками – необходимо научится одновременно писать двумя руками одно и то же синхронно.
В «старшей» школе классы перегруппируются по профессиональным признакам. «Физико-математический» класс, «химико-биологический» класс, «гуманитарный» класс. Если, к примеру, ученик прекрасно владеет математикой и физикой, и главное хочет развиваться в этом направлении, тогда ему будет лучше учится в классе с физико-математическом уклоном. Если кому то лучше даются языки, история, то соответственно он более разовьется в «гуманитарном» классе. В «старшей» школе подростки учатся владеть двумя руками независимо. Это научит сосредотачиваться, более «объемно» мыслить. К примеру, ученик правой рукой решает задачу, а левой записывает, под диктовку, доказательство теоремы. Или пишет сочинение правой рукой, а левой делает иллюстрации к сочинению. Скорочтение и развитие «Дома Знаний» тоже переходят на более высокий уровень.
Необходимо исключить из школьной программы «лишние» дисциплины, к примеру, моя дочь в школе изучала предмет «ОБЖД» - основы безопасности жизнедеятельности. В программу этого предмета входило помимо всего прочего изучение внутренних органов человека: из чего состоят легкие (Трахея, бронхи, альвеолы), поджелудочная железа, какие клетки вырабатывают инсулин и т.д. Зачем 10-и летнему ребенку эта информация? Спроси ее сейчас, она не вспомнит ничего. Зато математика дается в весьма скудном объеме. Математика вообще должна стать основным предметом, как в «начальной», так и в «средней» и «высшей» школах.
Внешкольное образование
В пору моего детства были станции «юных техников», журналы «Техника Молодежи», «Юный Техник», заочная школа Радио-Электроники, заочная Физико-Математическая школа. В школах были кружки Математический, Физический, Химический, Литературный. Почему бы ни возродить это? Сейчас компьютеризация дает возможность поднять внешкольное образование на новую высоту. Необходимо создать единую научную базу данных, где будет собраны все материалы необходимые для обучения, дополнительные материалы, а так же передовые научные труды. Вся информация должна быть строго структурирована и общедоступна.
Организация обучающего процесса
Любая косная система обречена на гибель. Поэтому система образование должна быть динамическим, развивающимся объектом. В ней должен быть элемент конкуренции среди преподавательского состава. Каждому учителю можно присваивать определенный рейтинг, более того такой же рейтинг необходимо давать и школе. В зависимости от результатов обязательных годовых экзаменов рассчитывать рейтинги и в зависимости от набранных баллов индексировать зарплату учителям и администрации школы. Для предотвращения сговора экзамены у учеников должны принимать преподаватели другой школы. А что бы обучение ни сводилось к зубрению билетов (или тестов), последние должны быть не известны заранее и каждый класс необходимо оборудовать видеокамерой. Весь видео материал каждого урока должен собираться в региональную комиссию и выборочно контролироваться ею.
Выявление одаренных граждан и продвижение передовых идей в промышленность.
Сама по себе, оторванная от промышленности система образования ничего хорошего для страны не принесет. Большая часть наиболее талантливых и успешных ученых просто перекочует на запад и будет трудиться на благо чужой экономики. Выход один – создать в пределах все страны систему выявления талантливых людей и внедрения их идей в производство. И здесь ничего изобретать не надо. У нас есть РАН – Российская Академия Наук, вот ее и следует подключить для решения этой задачи. Каждое региональное отделение РАН должно вести интернет ресурс, где после тщательной экспертизы должны публиковаться статьи, которые может послать по почте любой гражданин страны, от школьника до пенсионера. В течение года в каждом региональном отделение РАН собирается некоторое количество наиболее перспективных статей, которые отсылаются в центральный комитет РАН. Из всей массы присланных статей утверждаются те, которые представляют наибольший интерес для страны. Дальше происходит финансирование авторов для продолжения научной работы. Кому то достаточно простого гранта для продолжения теоретической работы над своей темой, а кому то можно и научный центр построить, если его идея настолько перспективная. При приемке статьи к рассмотрению гарантируется соблюдение авторских прав и регистрация патента. Сделать это достаточно легко, просто перед посылкой своей работы необходимо пройти регистрацию и получить цифровую подпись. К примеру, молодой научный сотрудник озарился прорывной теорией, он пишет статью с научным обоснованием своей идеи и публикует (регистрирует) ее, заодно защищая свои права и получая гранты. Но помимо этого государство имеет возможность оценить потенциал этой научной работы и если она того заслуживает провести целевое финансирование его работы.
Заключение
Империи создаются в умах и сердцах, а точнее людей консолидирует общая система ценностей, общий ментальный язык. Что может стать самым эффективным средством создания оного? Творчество и созидание, не это ли божья искра в каждом из нас? Нет таких преград, которые не способна преодолеть человеческая мысль, помноженная на стремление к самовыражению. В современном, стремительном мире само знание уже не так важно, важнее умение осваивать новое, учится новому, передовому. Не это ли самый важный стратегический потенциал государства, его главное оружие? Ответ, по-моему, очевиден.
В заключении предлагаю анекдот про разговор на «разных» языках.
Вовочка решил прогулять последние два урока. Выбежав из школы он увидел бабушку, которая остановила его и спросила:
-Сынок, как найти площадь Ильича?
-Бабуль, я в математике не очень, но кажется, нужно длину Ильича умножить на ширину Ильича…. – ответил Вовочка, почесав затылок.
Информация