На благо Отечества

На благо ОтечестваРазвитие Российского государства после принятия христианства неразрывно происходило с созданием монастырей, которые были заинтересованы в укреплении могущества страны. Уставы православных монастырей строго определяли деятельность монахов. В соответствии с Уставом целью монашества в России являлось теснейшее соединение с Богом и достижение высшего духовного совершенства. Все это основано на добровольном выполнении христианских заповедей. Если коснуться этих заповедей, то шестая заповедь гласит – «не убивай». Как же наши соотечественники в далеком прошлом могли противостоять в монастырях нашествию врагов?

XVI век, после сосредоточения в своих руках власти царем Иваном IV, стал периодом, когда Россия пыталась расширить границы государства и выйти к морям для развития торговли. Задолго до этого новгородцы на севере уже осваивали и заселяли Кольский полуостров, а также побережье Белого моря. При этом им постоянно приходилось с переменным успехом отражать набеги «мурманов», которые не только грабили поселения новгородцев, но и старались оттеснить наших предков с берегов северных морей, чтобы русские не могли торговать с европейскими странами. «Мурманы» появлялись на Белом море отрядами от 500 и более воинов на шняках, вмещавших до 10 вооруженных человек. Вне зависимости от погоды и времени суток новгородцы, умудренные военным опытом, постоянно имели заставы, которые предупреждали о появлении врагов. Боевые отряды русских вступали в сражение, а жители поселений, которые не участвовали в сражениях, укрывались в лесах. Пленных в таких схватках не было и «мурманы» прекрасно знали это. Появление нового огнестрельного оружия, которое уравнивало силы физически крепкого подготовленного воина, старца и молодого бойца, могло привести как к победе новгородцев или полному их уничтожению «мурманами» на этой территории. Для укрепления своих позиций на Белом море уже в 30-е годы XV века выходцы из Новгорода, впоследствии ставшие святыми, Саватий, Зосима и Герман заложили обитель на островах, которая в 1552 году стала именоваться Соловецким монастырем. С каждым годом учащались появления немецких, шведских кораблей на Белом море. Это были не торговые визиты, а военные рейды с целью ликвидации всех поселений новгородцев. Поэтому в 1571 году игумен Соловецкого монастыря Варлаам попросил у царя Ивана IV защиты. И эта защита без промедления была оказана, в монастырь прибыл воевода Михаил Озеров с отрядом стрельцов и артиллерией. Обеспечение отряда было приписано осуществлять через воевод ближайших острогов. Началась подготовка иноков и местных жителей по владению огнестрельным оружием, но не хватило времени на эту подготовку и формирование отрядов по волостям. Поэтому в схватках с вторгшимися многочисленными отрядами каянских немцев прибывшие стрельцы и воевода Озеров погибли. Весть об этом поражении быстро достигла Москвы и Новгорода. Немедленно был направлен в монастырь усиленный отряд во главе с воеводой Андреем Загряжским. Боевые действия с каянскими немцами и шведами развернулись с новой силой. Зимой под руководством воеводы Киприяна Оничкова в результате оборонительно-наступательных действий смешанные отряды русских разгромили вторгшийся в Кемскую волость трехтысячный отряд шведов. Весь об этой победе дошла до Российского Государя, воеводе помимо благодарности поступило указание предать смертной казне всех вражеских лазутчиков и пленных, захваченных в боях. Враг должен знать, какая кара будет ждать его при вторжении на русские земли. Пощады не будет. В 1582 году воеводу Оничкова сменил воевода Иван Окучин, а через год началось строительство порта Архангельск, через который Русское государство намеревалось вести постоянную торговлю со всеми странами Европы. Архангельск надежно прикрывали от нападения врагов Вологда и Соловецкий монастырь, усиление которого стало особой заботой Государя Российского. В соответствии с царскими грамотами монастырю даровались отдельные волости на севере страны, предоставлялось право транспортировки по Двине стратегических грузов, сбора налогов, податей и пошлин для получения средств на развитие и содержание воинских подразделений. С конца XVI века правители Скандинавских стран стали признавать настоятеля Соловецкого монастыря единственным военачальником на севере России. Этот монастырь стал стратегическим центром по защите северных районов Отечества, его войска первыми встречали врага и бились с ним до подхода основных сил. Игумен монастыря владел «крестом и мечом». После смерти Ивана IV Швеция начала войну с Россией за отторжение русских территорий и закрытие возможности выхода Российского государства к морским рубежам. Шведскому войску монархом был отдан приказ: «жечь и опустошать русские земли, население, скот и добычу доставлять в Швецию». Такая война была направлена на порабощение и уничтожение русских на Севере. Прибывшие из Москвы воеводы Яхонтов, Юренев, Халетский, братья Волконские не только отстояли Соловецкий монастырь, Архангельск, но и очистили от шведов приморские северные волости. Последним московским воеводой, который оборонял монастырь, был Тимофей Крапивин. По указанию Государя Российского Михаила Федоровича он в 1637 году сдал крепостные ключи, воинские боевые запасы игумену Рафаилу и отбыл в Москву.


Интересную судьбу также даровала история другому русскому монастырю России – Заиконоспасскому, расположенному в самом центре Москвы, рядом с Красной площадью. По согласованию с Патриархом Иова царь Борис Годунов завершил строительств монастыря в короткие сроки, и в 1600 году храм в монастыре был освящен. По инициативе Бориса Годунова была разработана интереснейшая программа развития Руси. В соответствии с этой программой привлекаемые в страну зарубежные ученые, архитекторы приступили к строительству и расширению Воронежа, Белгорода, Ельца, Самары, Царицына, Архангельска, началось строительство Смоленской крепостной стены. В Сибирь были направлены военные экспедиции для освоения новых земель. В Москве также происходили изменения. Были возведены новые крепостные сооружения, преобразовался облик Белого города внутри Бульварного кольца, в Кремле ввели в действие водопровод, возвели колокольню Ивана Великого, которая превышала по высоте все здания на Руси. Начали направляться на учебу в зарубежные университеты наиболее одаренные молодые люди, открылись в столице школы, где с изучением точных наук обязательным было овладение иностранными языками. Россия делала все, чтобы стать оплотом православной церкви и жить по принципу «Москва – третий Рим». Период смутного времени зачеркнул многое из достигнутого ранее по расширению территории страны. С лихолетьем было покончено с приходом Минина и Пожарского. После изгнания врагов на Российский престол был возведен Михаил Романов. Постепенно стал укрепляться и Заиконоспасский монастырь. При царе Федоре Алексеевиче было принято решение в этом монастыре для развития науки в России создать Славяно-греко-латинскую Академию. Сразу же ученые из Малороссии и Белоруссии стали представлять своих кандидатов в это образовательное учреждение, которые проповедовали в Киево-Могилевской Академии. Однако по рекомендации Патриарха Константина Дионисия братья Лихуды Иоаникий и Софроний были рекомендованы царю для организации в Заиконоспасском монастыре первой в России Академии. За неделю до приезда братьев Патриарх Иоаким освятил здание Академии, подготовленное к занятиям. Учеников в Академии было много, молодежь тянулась к знаниям. По программе высшего учебного заведения надо было изучать: грамматику, пиитику, риторику, логику, физику, математику. Братья в Академии вели учебу на греческом и латинском языках. Среди учеников Академии были выдающиеся, впоследствии, ученые: Федор Поликарпов – русский писатель, по букварю которого училось читать не одно поколение жителей России, Леонтий Магницкий – автор учебника по математике и один из основателей Московской навигацкой школы, Палладий Роговский, в миру Раев, первый русский доктор философии и богословия, Михаил Ломоносов также был учеником Академии. Через некоторое время Академия стала основой при создании в Москве университета. Братьям Лихуды в благодарность за мудрую государственную политику, проводимую через монастырь, современники поставили в Москве памятник. В настоящее время Заиконоспасский монастырь действует. Его настоятель отец Петр проводит политику поддержки в Москве университетов и нравственного воспитания не только прихожан монастырского храма, но жителей всей страны. Мужской хор монастыря широко известен во многих странах благодаря изумительному исполнению патриотических песен. Монахов и настоятеля этого монастыря в 1812 году сумел за несколько часов до вступления французов в Москву предупредить гусар, которого послал командующий арьергардом Русской армии генерал М.А. Милорадович. Гусар въехал в монастырь, соскочил с коня, трижды перекрестился на храм и громко прокричал: «Отец Сергий, срочное сообщение от генерала Милорадовича!». Из храма вышел настоятель, перекрестил гусара и произнес: «Слушаю, сын мой». «Генерал Милорадович просил Вас, учеников Академии и монахов отбыть, как можно быстрее, в Тверь». Так будущий Почетный член Академии Наук России, генерал-губернатор Санкт-Петербурга М.А. Милорадович спасал от варваров Российскую Славяно-греко-латинскую Академию. В этом есть что-то необъяснимое.

PS.: В настоящее время представляло бы целесообразным рассмотреть возможность создания при определенных монастырях «Домов престарелых» для граждан России, «Домов ребенка» и нацелить экскурсии на ознакомление с жизнью наших православных монастырей. В этом случае была бы исключена возможность воровства средств по уходу за престарелыми, издевательства над детьми, которые сегодня имеют несчастье быть в некоторых «Домах ребенка».
Автор:
Ю.Г. Шатраков
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти