Схватка за небо Китая: армия против правительства и бизнеса

11
Схватка за небо Китая: армия против правительства и бизнесаАвторитарный строй КНР стал тормозом для самого перспективного в мире рынка авиаперевозок

Китайское экономическое чудо впечатляет человечество тем сильнее, чем более вялым делается рост старых западных экономик. Успехи государственного капитализма в КНР не первый год запускают по деловой прессе волны политэкономического фрондерства: а государственное-то, оказывается, лучше (эффективнее, дешевле) частного! А долгосрочное планирование-то, оказывается, очень полезно! А жесткий контроль над бизнесом-то, оказывается, не вредит! И еще много всевозможных «а оказывается» разной степени спорности можно накопать в самых солидных изданиях, вроде New York Times.

Немало таких свеженьких догм рушится в одночасье, когда вдруг замечаешь, что китайские гении народно-хозяйственного планирования своими руками топят те немногие отрасли, которые еще демонстрируют ежегодный взрывной рост. Одна из них – авиаперевозки. Это рынок, который за двадцать лет вырос почти в 20 раз. Пассажиропоток в воздушном сообщении КНР за восемь лет утроился - до 319 млн человек в 2012 году, и по этому показателю страна вышла на второе место в мире после США. Но всему хорошему однажды приходит конец, и как доказал британский журнал Economist, этот рынок просто обречен на быстрое снижение оборотов: архаичная система управления полетами и инфраструктурой в КНР требует модернизации, которой на горизонте пока не видно.

Наглядный пример - Пекинский аэропорт, второй в мире по пассажиропотоку после американской Атланты. Ежедневно здесь взлетает и садится до 1500 самолетов, и хорошо, если 30% из них не опаздывает. В июле лишь 18% рейсов покидало Пекин вовремя. Это худший показатель в мире, и в любой момент времени воздушный узел набит толпами пассажиров, нередко разгневанных до предела.

Но вот загвоздка: по официальным данным 75% рейсов прибывает-отбывает точно в срок. Секрет прост, как вся китайская статистика: лайнер объявляют вылетевшим, едва он покидает гейт и уходит на рулежку. Только вот после этого он «паркуется» в свободном уголке, и минут тридцать ждет вылета. Пассажирам обычно никаких подробностей не сообщают.

Кажется невероятным, что царство напичканных электроникой «Дримлайнеров» и «Эйрбасов» управляется феодальными методами, которые сделали бы честь Маньчжурской династии. При всей зарегулированности отрасли, у нее не было и нет единого «хозяина». Всем аэродромным хозяйством и прочей инфраструктурой командует Управление гражданской авиации КНР, то есть, правительство. Структура это, понимая нужды рынка, худо-бедно защищает перевозчиков. Но вот небо Китая почти безраздельно принадлежит военным: они контролируют до 80% ее воздушного пространства, и правительству не подчиняются. Летать над мегаполисами и стратегическими объектами армия запрещает строжайше. А учитывая, что как раз восток Китая с его мегаполисами авиаторов и интересует, этот запрет ведет к серьезному перерасходу топлива.

На то, что в КНР ежегодно строятся десятки новых аэропортов, хозяевам небес наплевать с высоты полета «Боинга»: пусть уж перевозчики сами как-нибудь втискиваются в однажды нарезанные для них коридоры. Кстати, о полетах: каждый (!) новый маршрут, пролегающий над территорией страны, нужно утверждать в ВВС Народно-Освободительной Армии Китая, а там удовлетворяют лишь часть заявок. Неудивительно, что перевозчикам приходится полагаться на откаты и «заносы», замечает Economist. Этот бизнес приносит тем больше доходов, что военные любят выдавать временные разрешения на эксплуатацию маршрута. Хотите продлить? «Надо как-то решать вопрос…»

С этой проблемой неразрывно связана еще одна: даже те узкие воздушные коридоры, которые военные нарезают гражданским, используются нерационально. Диспетчеры в Китае так боятся аварий, что могут даже в идеальную погоду развести самолеты километров на 10-15, в тех случаях, когда на Западе хватает и пяти – так в КНР помешаны на безопасности полетов. Пока это приносит плоды, но вот парадокс: летчики жалуются, что вынуждены летать через области непогоды, поскольку власти не разрешают выходить за пределы узких коридоров. Альтернатива сомнительна: отстаиваться в аэропортах, и без того битком набитых. Ни то, ни другое работу авиакомпаниям не облегчает.

Методы регулирования полетов не менялись десятилетиями: как и положено в авторитарной азиатской державе, они зиждутся на палочной дисциплине. Если в США диспетчеров премируют и за работу в крупных авиаузлах, и за отсутствие пробок на взлетках, то их китайских коллег только карают. Их наказывают и за крупные заторы из самолетов, и уж тем более – за авиапроисшествия и ситуации, способные к ним привести. Наказать могут даже за сообщение об инциденте – что называется, по всей цепочке. По той же причине ни один крупный чиновник не спешит вводить тут новые порядки: после первой же аварии на летном поле такой смельчак, по китайским традициям, будет назначен виновным за все, и загремит в лучшем случае отставку, а в худшем - под суд. Риск в китайском госаппарате – вещь почти невозможная.

Подготовка диспетчерских кадров, как, впрочем, и летных, давно отстает от нужд авиаиндустрии. По прогнозу Boeing, в ближайшие двадцать лет Китаю понадобятся 71.300 новых пилотов, которых придется не столько обучать, сколько сманивать. Но во многих азиатских странах сейчас та же проблема, и далеко не факт, что пилоты будут рваться на неспокойную работу в китайских авиакомпаниях, так что вот вам еще один тормоз для развития отрасли.

А тем временем, пытаясь как-то решать «проблему загроможденного неба», гражданские авиационные власти отважились на беспрецедентный, по местным меркам, шаг. В июле Бюро по управлению воздушным сообщением разрешило восьми крупным аэропортам страны выпускать самолеты, даже если в пункте назначения стоит нелетная погода. Со своей стороны, военно-воздушное чиновничество даже намеков на послабления уже много лет не делает.

И немудрено: НОАК – это государство в государстве, и подотчетна она только Коммунистической партии Китая. Рынок бессилен перед косностью и жадностью военных – так же, как и правительство, которое, к слову, могло бы и поактивнее поддерживать авиаторов. Есть единственная точка, в которой сходится их подотчетность, и где пересекаются их ведомственные интересы. Это верхушка компартии во главе с самим председателем КНР Си Цзиньпином. Вот до каких высот придется взлетать авиаперевозчикам, чтобы выбить себе кусок загроможденного китайского неба, и протолкнуть отраслевую – а на самом деле, политическую – реформу.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 августа 2013 18:50
    "Хотите продлить? «Надо как-то решать вопрос…»"

    Да уж. Где то это уже видел. А вцелом конечно идиотизм...Я вот только не понял это все относится только к китайским авиакомпаниям или у прочих те же проблемы
  2. 0
    15 августа 2013 18:56
    Вопрос для нас не нов, и хоть сейчас у нас в стране произошли большие подвижки в сторону либерализации воздушного кодекса, но еще ой как далеко до западных стран...
  3. +3
    15 августа 2013 19:04
    Владислав работник Люфтганзы или пан американ? Нормально все у китайцев,нормально.
  4. +1
    15 августа 2013 19:05
    Ну а затем,как "докажет" британский журнал Economist Китаю следует провести "демократические" и рыночные реформы-и настанет счастье laughing
    Нам это уже "доказывали" в конце 80-х изменившие делу социализма и СССР и рвущиеся к собственности партократчики.
    Итог всем известен.
    К счастью для Китайцев они уже проходили путь капиталистического "развития" и открытости Западу в конце 19 века.
    Итог тот же,что и у нас-полный развал государства и экономическая зависимость.
  5. S-200
    -3
    15 августа 2013 20:11
    Диспетчеры в Китае так боятся аварий, что могут даже в идеальную погоду развести самолеты километров на 10-15, в тех случаях, когда на Западе хватает и пяти – так в КНР помешаны на безопасности полетов.
    А это уже техническая отсталость наземных служб управления полётом...радио-технические средства слежения - допотопные ... или их недостаток request Вот и боятся !
  6. +4
    15 августа 2013 20:50
    Трижды летал в Пекин, аэропорт просто огромный, хотя я видел только 3-й терминал, и таких страстей как переполненные озлобленными пассажирами залы не видел, порядок полный. Опозданий тоже не помню. Выходит правда на рулежку и медленно катится в очереди на взлет. Во время полета на Хайнань впервые увидел встречный самолет в небе, он прошел метров на 300 ниже и около 2-х километров в стороне.
    В Хитроу правда не разу не был.
    ЗЫ, железнодорожный Восточный вокзал в Пекине, это тоже нехилое по масштабам сооружение.
    1. +2
      15 августа 2013 21:42
      получается эта статья просто очередной чёрный пиар ов.
    2. +1
      16 августа 2013 13:15
      А вы попробуйте побывать в любом аэропорте Китая за 3-4 дня до китайского нового года.Летаю часто в командировках между китайскими городами(Нинбо,Гуанчжоу,Шанхай ,Пекин) в обычные дни 70% перелетов с задержками или заменой рейсов.
  7. pinecone
    +1
    16 августа 2013 05:37
    В динамично развивающейся стране с колоссальной численностью населения трудности с транспортным обслуживанием неизбежны.
  8. +1
    16 августа 2013 06:32
    статья как вариант для развала, мол все плохо в небесах у Поднебесной, мол поделитесь воздухом и будет порядок,
  9. +1
    16 августа 2013 08:00
    НУ да ! АМЕРИКАНСКИМ советникам виднее видать где в КИТАЕ им лучше летать!
    ЗАКРЫЛИ бы ВАРЕЖКУ американские свои! пускай в своем бардаке разберутся. а отличие от КИТАЕ в АМЕРИКИ народ запуган. и ДАВНО УЖЕ НАДО ВОЗРОЖДАТЬ СССР и нести коммунизм в замученный америкой их народ!
    "Коммунистическая АМЕРИКА" ----ГОРДО И ПРАВИЛЬНО ЗВУЧИТ! Все должно быть государственным! ОТСТРЕЛИВАТЬ НАДО ОЛИНАРХОВ В АМЕРИКИ И АНГЛИИ
  10. +1
    16 августа 2013 13:21
    Информация и логистика в аэропорте (при первой поездке) казалась верхом дебилизма,но как-то привык.Очень нравится аэропорт Гонконга.Все очень комфортно для пассажира.Но В Китае еще напрягает 100% изъятие зажигалок при досмотре.