Military Review

I dream of Afghan mountains

8
- I often dream about Afghanistan. No, not war, - in recent years, thank God, she no longer dreams, but the mountains: high, beautiful. Probably not enough I was there, I did not see it ...


In Afghanistan, the holder of three orders of the Red Star, retired colonel Yuri Fedorishchev fought from December 1981 th to March 1984 th. He commanded a separate battalion of defense of the Bagram airbase. He was blown up by mines three times, was seriously wounded, since then he has limped noticeably, and in his right hand several fragments have remained unrecovered.

Nowadays Yury Matveyevich is a deputy of the Kaliningrad Regional Duma and the Chairman of the Board of the Association of Soldiers-Internationalists of the Kaliningrad Region. He has the honorary title "Man of the Year-2000. Kaliningrad. He is also an avid traveler and sensible narrator, the author of two unpublished manuscripts so far: “In a strange house” - about events in Afghanistan and “From Kaliningrad to Kamchatka and back” - about the main journeys in his life.
I met Fedorishchev more than once, wrote something down, memorized something. The reader, I have no doubt, it will be interesting to get in touch with the fate of this outstanding, viable person. I decided to tell my story about him in the first person, more personally.

The roots

- My surname is rare. If you dig well, it turns out that almost all of its owners come from the Old Believers of the Vyatka province - there are my paternal roots. In the seventeenth century, part of the Vyatka Old Believers moved to Siberia, where they founded the village (the current Kansky district of the Krasnoyarsk Territory). So my ancestors "historical", I probably inherited from them a craving for travel.

My father, Matvey Prokopievich, like most of the village men, was a hunter. In the 1928 year, fleeing from "collectivization", he left for Kamchatka. There he graduated from the tractor courses. I transported the newly recruited “newcomers” and met my mother, Vera Konstantinovna, she came from Altai. I had four brothers and three sisters; I was one of the youngest in my family. There are no brothers anymore, the sisters still live in Kamchatka, I visit them every year now.

In 1936, my father retrained to be a driver and became the first driver of a motor vehicle in Kamchatka. In the summer of 1945, he was drafted into the army. He participated in the Kuril landing operation. He told how the marines on fragile water craft landed on the island of Shumshu under a hurricane fire, advanced into the territory with a battle, as many were dead and drowned. The father was then awarded the medal "For Courage", which he cherished.

Choice

- I became a professional military by accident. When in the 1962 year it was time to be drafted into the army, the military commissar offered to go to a military school. By that time, I had a job at the shipyard, in geological exploration, at a construction site in geological management — I started working early. Everything was going to be a geologist to me: the geological management was taken to help me go to college and pay a good scholarship for those times in 130 rubles.

But I wanted complete independence, and as soon as possible. So I decided to become an officer. He chose his choice on the profession of a military pilot: everyone had the ear of Gagarin. However, like me romantics was in abundance. In the end, I was sent to Blagoveshchensk, to the Far Eastern Higher All-Arms Command School.

Four years later, with nine parachute jumps and a young wife Nina, whom I met on vacation in Kiev, by distribution and voluntarily went to serve in Kamchatka, in the 304 motorized rifle regiment of the famous Chapayev division.

Three years commanded a platoon. And suddenly they offer a transfer to Germany - to the 2nd tank army in the city of Schwerin. I did not refuse. But I didn’t like Germany: some gloomy, gloomy houses there. In 1973, he joyfully transferred to Gvardeysk, Kaliningrad Region, already the commander of a motorized rifle battalion.

Time passed quickly: classes, teachings, checks. In 1980, I wrote a report asking me to send me to Afghanistan: there was a purely professional interest, and a desire to see new lands, and I stayed in one place. Initially received a refusal, and a year later they call from the staff: will you go? What questions! So I was appointed commander of a separate defense battalion, which I myself formed. Wife said that I was going on a regular business trip to the landfill.

Afghanistan

- The train reached Termez. A week and a half went into combat reconciliation, then we gave out new machines and equipment, and in the morning of December 10 we crossed the border. A column of 41 battalion and fifty cars, mainly Uralov, stretched for more than a kilometer. Immediately came the feeling and danger, and responsibility for the lives of 540 people. In the ditch lay padded equipment. Ahead was the Salang tunnel ...

After three days without a loss of profit in Bagram, where the paratroopers stood. One of the battalions was commanded by Captain Alexander Lebed. He handed over under my responsibility the object he guarded - the airfield, as well as everything that was on its territory (aircraft repair enterprises and workshops, repair and construction organizations, medical battalion, infectious diseases hospital, bakeries, artesian well, settlement of military advisers and flight crews, the headquarters of the 108 th motorized rifle division, and so on). The Afghan guard battalion and the tank company were given to help me.

Around wherever you look, villages and duvali. Peace did not give from the very beginning. One Toyota jumped from one direction to another, a mortar was quickly pulled out of it, and a fire was fired from it. Every night, often during the day, they fired from small weapons. Already in December, the first losses appeared. To protect the airfield from attacks, they tried to surround it with trenches, but it did not solve the problem. Then I began to create a new defense system, remote from the airfield, arranging retractable posts in the villages so that they could interact with each other. Dushmans didn’t like it: put up a new post - wait for a quick attack. But the shelling of the airfield stopped.

Such a story contributed to the growth of my authority among the local population. The Afghan government has decided to demolish the villages surrounding the airport. In return, they promised to pay monetary compensation to residents. The people were very excited, nobody wanted to leave the habitable places. For negotiations, aksakals frequented me. It took a long time to convince the Afghan authorities and their own command to leave everything as it is. For this service, the locals then repeatedly helped me. However, war is war, and the East is a delicate matter.

The first time I hit a mine on May 2, I drove out to one of the villages in a beteer to talk to its residents. The explosion occurred just below me, the benefit was sitting on the armor. He took off two meters, further - as in a slow-motion movie: at the top I see my own legs and the sun breaking through the dust. He came to his senses, moved to another Beteer, drove on - let them know that you will not take a fright. Then he got off with a concussion, did not turn to the doctors. In November, he tried his luck again. He was in the mountains, at the furthest retractable post near the Panscher River. On the way back, the Beteer did not have time to drive off from the foot of the mountain - an explosion. Again dropped from armor, again contusion. Two weeks lay in the medical battalion.

God had mercy on me for almost a year, until October 17 1983. On that day, as usual, I was driving to the post in the Beteher, and here ... On the one hand, it was a land mine, on the other - mine. The explosion was so strong that I was thrown out like a feather through the hatch, the torn off half-wheel collapsed on top, pushed back into the hatch and so crushed that when I regained consciousness, I could not move. The driver's legs are broken, my arm is completely broken, my legs are also damaged. Ears are laid, head is buzzing. Month lain in the medical battalion, then another two months in the hospital. Doctors gathered the broken bone in pieces, some of it was replaced with an endoprosthesis. They handed me the collected fragments for memory, and some remained in the hand. In March 1984, I returned to the Union.

Overcoming

- When I was still hovering on crutches in the Afghan hospital, the doctors told me: forget about driving a car and your travels, now you will have to walk with your wand until the end of your life. Rejoice that at least you will walk like this and that you have stayed alive!

Upon returning to the Union, he was appointed chief of staff of a motorized rifle regiment in the Kaliningrad region. Wounds and contusions were not released, I felt disgusting. Exhausting tension, coming out later, was replaced by weakness. Hellish pains, insomnia. You go - starts to lead aside, memory is disconnected. Service, of course, was not a joy. Once again I was in the hospital, then in the other. I already gave up on myself, resigned. Then suddenly something in me leaped: will I really stay in hospitals until the end of my life, when there is so much interesting around that I haven’t seen yet?

And I began to deduce myself from this state, to break the situation: I ran, jumped, did various exercises. Through "I can not", through fainting pain. He worked on himself for several years. And what medicine could not do, I did it myself: I got behind the wheel of the car again, started walking again, and without any stick. In 1989, he retired from the post of military commissar of the Central District of Kaliningrad, in which he was four years old, and went on a trip to the Transcaucasus and Central Asia.

Travels

“I made my first trip as a schoolboy, with a group of similar young tourists visiting the famous Valley of Geysers. On foot and on horseback, we then traveled over 200 kilometers. In 16 years, I had the “Tourist USSR” badge and a certificate for it. I always traveled and then - every vacation went somewhere or went. After Afghanistan there was a big break. So, having left the service, he got on a train and went to Armenia.

She has not recovered from the terrible earthquake. In Leninakan, he helped rake the ruins of the Orthodox Church for a week. I visited Spitak and Yerevan, on foot I reached Baku. On the ship, he crossed the Caspian Sea to Kislovodsk, from there he drove to Ashgabat by car. Then there were Bukhara, Samarkand, Dushanbe, Zarafshan Valley, Leninabad, Tashkent. In Dushanbe, he met with two former colleagues of Bagram - military translators, ordinary Kholov and major Tugunov (by that time already colonel). I was just preparing a book about Afghanistan, it was necessary to clarify something. There were a lot of impressions. I found and hit 12 thousands of kilometers. He returned to Kaliningrad by plane six months after his departure.

I took the biggest and longest trip later, in 1998. Coming out of Baltiysk, I walked and rode almost all of Russia on the slats - to Magadan. Then he flew by plane to Petropavlovsk-Kamchatsky, walked along the Kamchatka River to Ust-Kamchatsk, a settlement on the east coast of the peninsula. Returning from Kamchatka, I jumped by plane to Vladivostok, then, changing the route, so as not to repeat myself, I went back.

For a year and a half, 32 passed and traveled thousands of kilometers, visited 68 regions, territories and republics, including the North Caucasus, where hostilities took place, as well as Lithuania, Belarus, Kazakhstan, and Ukraine. I had a thick notebook with me. In each city, in each locality through which I walked, I visited the local administration (if it was, of course, there was), asked to make a brief record and stamp. There were more than 300 such records with seals, barely fit.

They met me, as a rule, well: in administrations, military enlistment offices, veterans' organizations, just locals. Helped with accommodation and with provisions. Saw anything. I always had a loaf of bread in my backpack — I gave it to hungry old people more than once. The conclusion was made: the harder people live, the harder their lives, the more responsive and kinder they are.

During this campaign, he realized his old dream - he collected new information about his ancestors. For the first time in the last 20 years I visited Kamchatka, I saw with my sisters. On the way back, he met with Alexander Lebed - he was then the governor of the Krasnoyarsk Territory. Many times he spoke to officials and military men, schoolchildren and veterans, told them about Afghanistan, about the activities of our Association of Internationalist Warriors. Under Magadan and in Chechnya, he got into such alterations that he barely carried off his legs.

Over the entire period of his travels, he visited all the former Soviet republics, the Urals, Altai, the Caucasus, the Sayan Mountains, and the Crimea. Alone climbed most of the Kamchatka volcanoes. On Klyuchevskaya Sopka fell under rockfall - he barely survived and got out of there with difficulty. Many times he used to go to the Valley of Geysers. But what has not yet been achieved is to walk around the Urals and the Caucasus Mountains. Hopefully someday.

The main task

- At the end of 1980, I was one of the initiators of the creation of the current Association of Soldiers-Internationalists of the Kaliningrad Region, whose chairman of the board was in 1996 – 1998 and I have been with 2010 of the year. Why do I need it? Then, that before my eyes I still have the guys who died in Afghanistan: sergeants Zlatharius, Baranov, Mamedov, privates Yudin, Wolf, Barkans ... 21 people were killed in my battalion. And in the Kaliningrad region 74 people have not returned from Afghanistan. Society should not forget about them! As well as the veterans, "Afghans". In their area today, more than three and a half thousand.

Our main task is to help veterans and their families, and not only the “Afghans”, but also all the combatants. Frequently asked for help. Someone needs money for drugs, and someone needs funerals. Someone needs a wheelchair, and someone needs a medical examination. We cooperate with other veteran organizations, with a hospital for war veterans, where our club-museum is located, with a regional hospital. They opened a charity fund to commemorate the participants of the wars “Honor and valor”. It is mainly the personal donations of the veterans who feed it ... The business, alas, does not show activity.

Another key task is military-patriotic work with young people. Here we can say that we took the baton from veterans of the Great Patriotic War. Almost every school in the region is assigned one of our employees from district, city and departmental departments. We regularly go to orphanages and teen clubs, participate in various patriotic events, military sports games. We do this, as a rule, on our own initiative.

One of the most noticeable results of our activity is the monument to the international soldiers of the Kaliningrad region who died in local military conflicts. It was built in 1998 year in the central city park of culture and recreation "Youth". At the foot of the monument is the land from the graves of fallen soldiers and a capsule with a message to descendants. On granite plaques - the names of military conflicts that took place in different parts of the world, and the names of Kaliningraders who perished there. Today it is one of the most revered places in the city.

I managed to do something as a deputy of the Kaliningrad Regional Duma, where I was elected in 2011 year. One of the laws I initiated — on increasing benefits for disabled war veterans — has already been adopted, the second on increasing benefits for families of the dead combatants — is being discussed now. Some more bills are under development. We managed to defend two Kaliningrad military factories, which they wanted to close. A lot of people come to the reception. Everyone, to the best of my ability, I try to help.

Recently, Yury Matveyevich Fedorishchev celebrated the 70 anniversary. One of many congratulations I will give in full:
"Neva-16". Comrade Colonel! Please accept my birthday greetings. I wish you all the best, health and good.

1-th company, 2-th platoon. Ildus Kutdusovich Valiullin, Almetyevsk, Tatarstan, senior gunner of the armored personnel carrier that removed your wounded man from the shelling.

Photos of the author and from the personal archive of Yuri Fedorishchev.
In the pictures: Yuri FEDORISHCHEV; with a group of Afghan comrades (Y. FEDORISHCHEV - far right).
Author:
Originator:
http://redstar.ru/
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. niecke
    niecke 17 August 2013 08: 33 New
    +7
    such ordinary HEROES create the history of the country and people !!!
  2. Andrey Skokovsky
    Andrey Skokovsky 17 August 2013 10: 33 New
    +9
    It is from the point of view of the current situation in the world that the feat of the Afghans and the need for the Afghan war can be estimated.
    Today, that conscious bagodariness has ripened for their feat that liberal media have been describing to us for 20 years as unnecessary or “totalitarian”.

    in fact, yesterday's situation in the USSR-Afghanistan copies the current situation in Russia-Central Asia
    if we leave from somewhere, then others come there to spoil Russia, there are no other options.
  3. biglow
    biglow 17 August 2013 11: 39 New
    +6
    an incredible person, a book he would write at least about his campaigns. Here on such examples, and it is necessary to teach today's youth
  4. Rico1977
    Rico1977 17 August 2013 17: 19 New
    +2
    Guys vote for the Kolomna Kremlin 10russia dot ru, look really - really necessary. Who can - repost. Dear editors, I ask you very much - help in distributing the material - Not as I ask the media - but as Russian people. And all who can - help, spread
  5. Yuri11076
    Yuri11076 17 August 2013 17: 23 New
    +2
    Happiness and good health to you Yuri Matveevich !!!
  6. GVARDEETS
    GVARDEETS 17 August 2013 23: 37 New
    +2
    Flint man! Good health and as they say: BE ALIVE! hi
  7. ia-ai00
    ia-ai00 18 August 2013 09: 53 New
    +1
    I managed to do something as a deputy of the Kaliningrad Regional Duma, where I was elected in 2011. One of the laws I have initiated - on increasing benefits to disabled participants in hostilities - has already been adopted, and the second - on increasing benefits to the families of dead combatants - is being discussed.

    A man with a capital letter! And in young years - HERO, and now trying to do something for people, restless and honest SOUL!
    There would be such people in the State Duma, then there would be no association with the State Fool! Health to you, Yuri Matveevich!
  8. Drednout
    Drednout 19 August 2013 00: 48 New
    +1
    Three Red Stars !!! This is not a joke! Really such "material" is not needed for our filmmakers !?

Мне снятся афганские горы

Мне снятся афганские горы– Мне часто снится Афганистан. Нет, не война, – в последние годы она, слава богу, уже не снится, а горы: высокие, красивые. Наверное, маловато я там был, не нагляделся...

В Афганистане кавалер трёх орденов Красной Звезды полковник в отставке Юрий Федорищев воевал с декабря 1981-го по март 1984-го. Командовал отдельным батальоном обороны авиабазы Баграм. Трижды подрывался на минах, был тяжело ранен, с тех пор он заметно прихрамывает, в правой руке так и остались неизвлечёнными несколько осколков.

Ныне Юрий Матвеевич – депутат Калининградской областной думы и председатель правления Ассоциации воинов-интернационалистов Калининградской области. Имеет почётное звание «Человек года-2000. Калининград». А ещё он заядлый путешественник и толковый рассказчик, автор двух неизданных пока рукописей: «В чужом доме» – о событиях в Афганистане и «От Калининграда до Камчатки и обратно» – о главных в его жизни путешествиях.
С Федорищевым я не раз встречался, что-то записывал, что-то запоминал. Читателю, не сомневаюсь, будет интересно соприкоснуться с судьбой этого незаурядного жизнестойкого человека. Свой рассказ о нём я решил вести от первого лица, более личностно.


Корни

– Фамилия у меня редкая. Если хорошо копнуть, окажется, что почти все её обладатели происходят от староверов Вятской губернии – там мои корни по отцовской линии. В семнадцатом веке часть вятских староверов перебралась в Сибирь, где основала посёлок (нынешний Канский район Красноярского края). Так что предки у меня «исторические», от них, наверное, я и унаследовал тягу к путешествиям.

Мой отец, Матвей Прокопьевич, как и большинство поселковых мужиков, был охотником. В 1928 году, спасаясь от «коллективизации», уехал на Камчатку. Там окончил курсы трактористов. Перевозил как-то вновь прибывших «завербованных» и познакомился с моей мамой, Верой Константиновной, – она родом с Алтая. Были у меня четыре брата и три сестры, я в семье один из младших. Братьев уже нет, сёстры по-прежнему живут на Камчатке, каждый год их теперь навещаю.

В 1936 году отец переучился на шофёра и стал первым на Камчатке водителем автомашины. Летом 1945-го его призвали в армию. Он участвовал в Курильской десантной операции. Рассказывал, как под ураганным огнём морские десантники на утлых плавсредствах высаживались на остров Шумшу, с боем продвигались в глубь территории, как много было погибших и утонувших. Отец тогда был награждён медалью «За отвагу», которой очень дорожил.

Выбор

– Профессиональным военным я стал случайно. Когда в 1962 году настала пора призываться в армию, военком предложил идти в военное училище. К тому времени за плечами у меня была работа на судоверфи, в геологоразведке, на стройке в геологоуправлении – трудиться я начал рано. Всё шло к тому, что быть мне геологом: геологоуправление бралось посодействовать моему поступлению в институт и выплачивать хорошую по тем временам стипендию в 130 рублей.

Но мне хотелось полной самостоятельности, и как можно скорее. Вот и решил стать офицером. Выбор свой остановил на профессии военного лётчика: у всех на слуху тогда был Гагарин. Однако подобных мне романтиков оказалось в избытке. В конечном итоге меня направили в Благовещенск, в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище.

Через четыре года, имея девять прыжков с парашютом и молодую жену Нину, с которой я познакомился в отпуске в Киеве, по распределению и по собственному желанию попал служить на Камчатку, в 304-й мотострелковый полк знаменитой Чапаевской дивизии.

Три года командовал взводом. И вот неожиданно предлагают перевод в Германию – во 2-ю танковую армию в город Шверин. Отказываться не стал. Но Германия мне не понравилась: какие-то там мрачные, угрюмые дома. В 1973-м с радостью перевёлся в Гвардейск Калининградской области – уже командиром мотострелкового батальона.

Время шло быстро: занятия, учения, проверки. В 1980-м написал рапорт с просьбой направить меня в Афганистан: был и сугубо профессиональный интерес, и желание посмотреть новые края, да и засиделся я на одном месте. Вначале получил отказ, а через год звонят из кадров: поедешь? Какие вопросы! Так я был назначен командиром отдельного батальона обороны, который сам же и формировал. Жене сказал, что еду в обычную командировку на полигон.

Афганистан

Мне снятся афганские горы– Поездом доехали до Термеза. Полторы недели ушли на боевое слаживание, потом выдали новые автоматы и технику, и утром 10 декабря мы пересекли границу. Колонна из 41 бэтээра и полсотни автомашин, главным образом «Уралов», растянулась больше чем на километр. Сразу пришло ощущение и опасности, и ответственности за жизни 540 человек. В кювете лежала подбитая техника. Впереди был тоннель Саланг...

Через трое суток без потерь прибыли в Баграм, где стояли десантники. Одним из батальонов командовал капитан Александр Лебедь. Он и передал под мою ответственность охраняемый им объект – аэродром, а также всё, что находилось на его территории (авиаремонтные предприятия и мастерские, ремонтно-строительные организации, медсанбат, инфекционный госпиталь, пекарни, артезианский колодец, посёлок проживания военных советников и лётного состава, штаб 108-й мотострелковой дивизии и так далее). В помощь мне были приданы афганский батальон охраны и танковая рота.

Вокруг, куда ни глянь, кишлаки и дувалы. Покоя не давали с самого начала. То с одного, то с другого направления подскакивала «Тойота», из неё скоренько вытаскивали миномёт, обстреливали – и назад. Каждую ночь, нередко и днём, палили из стрелкового оружия. Уже в декабре появились первые потери. Чтобы защитить аэродром от обстрелов, пробовали окружить его окопами, но это проблемы не решило. Тогда я стал создавать новую – удалённую от аэродрома – оборонительную систему, расставляя в кишлаках выдвижные посты так, чтобы они могли между собой взаимодействовать. Душманам это не нравилось: выставишь новый пост – жди скорого нападения. Но обстрелы аэродрома прекратились.

Росту моего авторитета у местного населения способствовала такая история. Афганское правительство приняло решение о сносе окружавших аэродром кишлаков. Взамен жителям обещали выплатить денежную компенсацию. Народ сильно взволновался, покидать обжитые места никто не хотел. На переговоры ко мне зачастили аксакалы. Пришлось долго убеждать афганские власти и собственное командование оставить всё как есть. За эту услугу местные жители мне потом неоднократно помогали. Однако война есть война, да и Восток – дело тонкое.

Первый раз я подорвался на мине 2 мая, выехав на бэтээре в один из кишлаков для беседы с его жителями. Взрыв произошёл как раз подо мной, благо сидел на броне. Взлетел на два метра, дальше – как в замедленном кино: вверху вижу собственные ноги и солнце, пробивающееся сквозь пыль. Очухался, пересел на другой бэтээр, поехал дальше – пусть знают, что на испуг нас не возьмёшь. Отделался тогда контузией, к врачам обращаться не стал. В ноябре испытал судьбу ещё раз. Был в горах, на самом дальнем выдвижном посту у реки Паншер. На обратном пути, не успел бэтээр отъехать от подножия горы, – взрыв. Опять сбросило с брони, опять контузия. Две недели лежал в медсанбате.

Бог меня миловал почти год, до 17 октября 1983-го. В тот день, как обычно, ехал в бэтээре на пост, и тут… С одной стороны – фугас, с другой – мина. Взрыв был такой силы, что меня, как пушинку, выбросило через люк наружу, сверху обрушилось оторванное полколеса, втолкнуло обратно в люк и так придавило, что, когда пришёл в сознание, не мог пошевелиться. У водителя перебиты ноги, у меня полностью разбита рука, тоже повреждены ноги. Уши заложены, голова гудит. Месяц провалялся в медсанбате, потом ещё два месяца в госпитале. Разбитую кость врачи собирали по кусочкам, часть её заменили эндопротезом. Вручили мне на память извлечённые осколки, а некоторые так и остались в руке. В марте 1984-го я вернулся в Союз.

Преодоление

– Когда я ещё в афганском госпитале ковылял на костылях, врачи мне сказали: забудь про вождение машины и про свои путешествия, теперь до конца жизни придётся ходить с палочкой. Радуйся, что хоть так будешь ходить и что вообще остался жив!

По возвращении в Союз был назначен начальником штаба мотострелкового полка в Калининградской области. Ранения и контузии не отпускали, чувствовал себя отвратно. Изматывающее напряжение, выходящее потом, сменялось слабостью. Адские боли, бессонница. Идёшь – начинает вести в сторону, отключается память. Служба, ясное дело, была не в радость. Снова оказался в госпитале, затем в другом. Я уж было махнул на себя рукой, смирился. Потом вдруг что-то во мне взыграло: неужели так и буду до конца жизни прозябать в госпиталях, когда вокруг столько интересного, мною ещё неувиденного?

И стал я себя из этого состояния выводить, переламывать ситуацию: бегал, прыгал, делал разные упражнения. Через «не могу», через обморочную боль. Работал так над собой несколько лет. И что не смогла сделать медицина, сделал я сам: снова сел за руль автомобиля, снова стал ходить, причём без всякой палочки. В 1989-м уволился в запас с должности военного комиссара Центрального района Калининграда, в которой был четыре года, и отправился в путешествие по Закавказью и Средней Азии.

Путешествия

– Первое своё путешествие я совершил ещё школьником, с группой таких же юных туристов побывав в знаменитой Долине гейзеров. Пешком и на лошадях мы тогда преодолели свыше 200 километров. В 16 лет у меня был значок «Турист СССР» и удостоверение к нему. Я и потом всегда путешествовал – каждый отпуск куда-то ходил или ездил. После Афганистана был большой перерыв. И вот, уйдя со службы, сел на поезд и поехал в Армению.

Она ещё не оправилась от страшного землетрясения. В Ленинакане целую неделю помогал разгребать руины православной церкви. Побывал в Спитаке и Ереване, пешком дошёл до Баку. На судне переправился через Каспийское море в Кисловодск, оттуда на машине доехал до Ашхабада. Потом были Бухара, Самарканд, Душанбе, Зарафшанская долина, Ленинабад, Ташкент. В Душанбе встретился с двумя бывшими сослуживцами по Баграму – военными переводчиками рядовым Холовым и майором Тугуновым (к тому времени уже полковником). Я как раз готовил книгу об Афганистане, требовалось кое-что уточнить. Впечатлений было много. Находил и наездил 12 тысяч километров. В Калининград вернулся на самолёте через полгода после отъезда.

Самое же большое и продолжительное путешествие я предпринял позже, в 1998 году. Выйдя из Балтийска, прошёл пешком и проехал на перекладных почти всю Россию – до Магадана. Потом перелетел самолётом в Петропавловск-Камчатский, вдоль реки Камчатки дошёл пешком до Усть-Камчатска – посёлка на восточном побережье полуострова. Возвращаясь с Камчатки, подскочил самолётом до Владивостока, затем, изменив маршрут, чтобы не повторяться, пошёл назад.

За полтора года прошёл и проехал 32 тысячи километров, побывал в 68 областях, краях и республиках, включая Северный Кавказ, где шли боевые действия, а также Литву, Белоруссию, Казахстан и Украину. С собой у меня была толстая тетрадь. В каждом городе, в каждом населённом пункте, через который пролегал мой путь, заходил в местную администрацию (если она там, конечно, была), просил сделать краткую запись и поставить печать. Таких записей с печатями набралось более 300, едва уместились.

Встречали меня, как правило, хорошо: в администрациях, военкоматах, ветеранских организациях, просто местные жители. Помогали и с размещением, и с провизией. Видел всякое. В рюкзаке у меня всегда была буханка хлеба – не раз отдавал её голодным старикам. Вывод сделал такой: чем труднее живут люди, чем тяжелее у них жизнь, тем они отзывчивей и добрее.

Во время этого похода осуществил давнюю мечту – собрал новые сведения о своих предках. Впервые за последние 20 лет побывал на Камчатке, увиделся с сёстрами. На обратном пути встретился с Александром Лебедем – он тогда был губернатором Красноярского края. Много раз выступал перед чиновниками и военными, школьниками и ветеранами, рассказывал им об Афганистане, о деятельности нашей Ассоциации воинов-интернационалистов. Под Магаданом и в Чечне попадал в такие переделки, что едва унёс ноги.

За весь период своих путешествий побывал во всех бывших советских республиках, на Урале, Алтае, Кавказе, в Саянах, Крыму. В одиночку поднимался на большинство камчатских вулканов. На Ключевской сопке попал под камнепад – едва остался жив и с трудом оттуда выбрался. Много раз хаживал в Долину гейзеров. А вот что пока не удалось осуществить, так это пройтись по всему Уралу и Кавказскому хребту. Надеюсь, когда-нибудь получится.

Главная задача

– В конце 1980-х я был одним из инициаторов создания нынешней Ассоциации воинов-интернационалистов Калининградской области, председателем правления которой был в 1996–1998 годах и являюсь таковым с 2010 года. Зачем мне это нужно? Затем, что перед глазами у меня до сих пор стоят ребята, погибшие в Афганистане: сержанты Златариус, Баранов, Мамедов, рядовые Юдин, Волк, Барканс… Всего в моём батальоне погиб 21 человек. А в Калининградской области из Афганистана не вернулись 74 человека. Общество не должно о них забывать! Также как и о ветеранах-«афганцах». В области их сегодня более трёх с половиной тысяч.

Главная наша задача – помогать ветеранам и их семьям, и не только «афганцам», но и всем участникам боевых действий. За помощью обращаются часто. Кому-то нужны деньги на лекарства, а кому-то – на похороны. Кому-то требуется инвалидная коляска, а кому-то – пройти медобследование. Сотрудничаем с другими ветеранскими организациями, с госпиталем для ветеранов войн, где находится наш клуб-музей, с областной больницей. Открыли благотворительный фонд памяти участников войн «Честь и доблесть». Питают его в основном личные пожертвования самих ветеранов… Бизнес, увы, активности не проявляет.

Другая ключевая задача – военно-патриотическая работа с молодёжью. Здесь мы, можно сказать, приняли эстафету у ветеранов Великой Отечественной. Почти за каждой школой в области закреплён кто-то из наших сотрудников из районных, городских и ведомственных отделений. Регулярно бываем в детских домах и подростковых клубах, участвуем в различных патриотических акциях, военно-спортивных играх. Делаем это, как правило, по собственной инициативе.

Один из наиболее заметных результатов нашей деятельности – памятник воинам-интернационалистам Калининградской области, погибшим в локальных военных конфликтах. Возведён он в 1998 году в центральном городском парке культуры и отдыха «Юность». В подножии монумента находится земля с могил погибших воинов и капсула с посланием потомкам. На гранитных мемориальных досках – названия военных конфликтов, происходивших в разных концах планеты, и имена погибших там калининградцев. Сегодня это одно из самых почитаемых в городе мест.

Кое-что удалось сделать и в качестве депутата Калининградской областной думы, куда я был избран в 2011 году. Один из инициированных мною законов – об увеличении пособий инвалидам-участникам боевых действий – уже принят, второй – об увеличении пособий семьям погибших участников боевых действий – сейчас обсуждается. В стадии разработки ещё несколько законопроектов. Удалось отстоять два калининградских военных завода, которые хотели закрыть. Много людей приходит на приём. Каждому, в меру возможностей, стараюсь помочь.

Недавно Юрий Матвеевич Федорищев отметил 70-летний юбилей. Одно из множества поздравлений приведу полностью:
«Нева-16». Товарищ полковник! Примите моё поздравление с днём рождения. Желаю вам всех благ, здоровья и добра.

1-я рота, 2-й взвод. Старший стрелок БТР, вывозившего вас раненого из-под обстрела, Илдус Кутдусович Валиуллин, г. Альметьевск, Татарстан».

Фото автора и из личного архива Юрия Федорищева.
На снимках: Юрий ФЕДОРИЩЕВ; с группой афганских товарищей (Ю. ФЕДОРИЩЕВ – крайний справа).
Автор: Владислав Павлюткин
Первоисточник: http://redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. niecke 17 августа 2013 08:33
    вот такие обычные ГЕРОИ творят историю страны и народа!!!
    niecke
  2. Андрей Скоковский 17 августа 2013 10:33
    Именно с точки зрения сегодняшней ситуации в мире можно оценить подвиг Афганцев и необходимость Афганской войны.
    Сегодня созрела та осознанная багодарность за их подвиг, который либеральные сми нам 20 лет расписывают как ненужный или "тотолитарный".

    фактически вчерашняя ситуация СССР-Афганистан копирует сегодняшнюю ситуатцию Россия-Средняя Азия
    если мы откуда то уходим, то туда приходят другие чтобы пакостить России, других вариантов нет.
  3. biglow 17 августа 2013 11:39
    невероятный человек ,книгу ему бы написать хотя бы о своих походах . Вот на таких примерах и надо учить нынешнею молодежь
    biglow
  4. Rico1977 17 августа 2013 17:19
    Ребят проголосуйте за коломенский кремль 10russia точка ru, посмотрите действительно - очень надо. Кто может - перепосте. Уважаемая редакция очень прошу - помогите в распространении материала - Не как сми прошу - а как русские людей. И все кто может - помогите, распространите
  5. Yuri11076 17 августа 2013 17:23
    Счастья и крепкого здоровья вам Юрий Матвеевич!!!
  6. GVARDEETS 17 августа 2013 23:37
    Человек-кремень! Крепкого здоровья и как говориться: БУДЬ ЖИВ! hi
    GVARDEETS
  7. ia-ai00 18 августа 2013 09:53
    Кое-что удалось сделать и в качестве депутата Калининградской областной думы, куда я был избран в 2011 году. Один из инициированных мною законов – об увеличении пособий инвалидам-участникам боевых действий – уже принят, второй – об увеличении пособий семьям погибших участников боевых действий – сейчас обсуждается.

    Человек с большой буквы! И в молодые годы - ГЕРОЙ, и сейчас старается что-то сделать для людей, беспокойная и честная ДУША!
    Таких бы людей в Гос Думу, тогда бы не было бы ассоциации с Гос ДУРОЙ! Здоровья Вам, Юрий Матвеевич!
  8. Drednout 19 августа 2013 00:48
    Три Красной звезды!!! Это не шутки! Неужели такой "материал" не нужен нашим киношникам!?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня