Авария «Протона-М»: окончательные выводы

Авария «Протона-М»: окончательные выводыГосударственные запуски ракет-носителей будут готовиться так же тщательно, как коммерческие

На минувших заседаниях правительства Российской Федерации («ВПК», №№ 32, 35) причиной аварии ракеты-носителя «Протон-М» называлась неправильная установка датчиков угловых скоростей в одном из каналов системы управления. Какие окончательные решения приняты? 13 сентября об этом говорилось на заседании Военно-промышленной комиссии под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина.

Как отметил Дмитрий Рогозин, после случившегося Роскосмосу было поручено:


1. Обеспечить работу Межведомственной аварийной комиссии и группы независимых экспертов по определению возможных причин преждевременного подъема ракеты с пускового устройства.

2. Принять неотложные меры по доработке технологической и конструкторской документации для установки на ракету-носитель датчиков угловых скоростей, а также при выполнении аналогичных особо ответственных операций.

3. Провести расследование и представить в правительство список лиц, виновных в аварии, которая произошла 2 июля 2013 года.

4. Доложить о сроках возобновления пусков ракет-носителей «Протон-М».

До 1 октября Роскосмос также обязан проработать совместно с Минобороны предложения по восстановлению на предприятиях отрасли необходимого штата специалистов военной приемки для контроля за качеством выпускаемой техники.

Из представленного Роскосмосом доклада следует, что агентством совместно с Минобороны принят ряд организационных и технических мер с целью исключения в будущем подобных аварий. Тщательно были исследованы и причины преждевременного отделения ракеты от стартового оборудования. В связи с этим 9 сентября принято решение считать работу межведомственной комиссии завершенной и возобновить пуски ракеты-носителя «Протон-М». Об этом Роскосмос проинформировал казахстанскую сторону.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин сказал, что неправильная установка датчиков была многократно подтверждена в ходе исследования. Чтобы подобного не повторилось, Роскосмосом совместно с ГКНПЦ имени М. В. Хруничева разработан детальный План работы по предупреждению аварий ракетно-космической техники. В нем три составляющие.

Первая – технические мероприятия, которые включают изменение размеров основания датчиков угловых скоростей. Отныне они будут иметь другую форму, что не позволит физически установить их, даже повернув на 180 градусов. Более того, эта операция возвращена в разряд наиболее ответственных и станет сопровождаться не только мастером, контролером, но и военным представительством. ГКНПЦ имени М. В. Хруничева совместно с ФГУП «НПЦАП имени академика Н. А. Пилюгина» разработана технологическая карта, в соответствии с которой теперь устанавливаются подобные изделия. Кроме того, перепроверен весь имеющийся задел ракет и на космодроме Байконур, и на заводе.

Вторая – организационные мероприятия. Раньше допускалась установка датчиков и подобных им приборов как при изготовлении второй ступени, так и на уже собранной ракете. Теперь жестко определено, где и на каком этапе датчики должны ставиться. Эта операция также станет страховаться техническими средствами контроля.

Интересно, что для каждой ракеты-носителя, которая собирается по государственным программам, отныне будут создаваться специальные дирекции сопровождения ракет, такие же, какие образовывались по коммерческим запускам. Это, безусловно, повышало качество всех операций. И вот теперь такие дирекции станут обязательными для запусков ракет по госпрограммам. А заказчики (Роскосмос, РКК «Энергия» и другие) будут осуществлять авторский надзор и сквозной контроль сборки и подготовки ракеты к пуску.

«Пока мы не получим доклад о реализации всего этого комплекса мероприятий, пока не убедимся, что он выполнен, решения о начале необратимых операций со следующей ракетой-носителем, которая должна быть запущена Роскосмосом, принято не будет», – категорически заявил на заседании Владимир Поповкин.

Ряд мер принят на этапах сборки изделий. Для этого проведены дополнительные исследования, в частности бракованную сборку разобрали и отправили в Санкт-Петербург, где она делалась. Установлена наиболее вероятная причина отказа системы (кроме неправильной установки датчиков угловых скоростей) – досрочный порог срабатывания электропневмоклапана. Это произошло из-за не совсем точной настройки привода клапана в период предпусковой подготовки, износа механизмов привода, в результате чего он стал более чувствителен к вибрации.

Данные выводы нашли подтверждение при проведении эксперимента на другой пусковой установке (№ 39). Испытания показали, что выявленные недостатки на 39-ю установку не распространяются. Принято решение начать новую сборку, после чего провести комплексные испытания.

Проанализирована также вся циклограмма выведения ракеты на самом начальном этапе. Установлено, что система управления ракеты-носителя «Протон-М» абсолютно правильно отреагировала на отклонения от нормы. После того как двигатели вышли на рабочий режим, она начала вносить необходимые изменения в полет ракеты. И если бы не датчики угловых скоростей, то ракета все же штатно вывела бы головной блок на заданную орбиту.

Большую помощь в проведении исследований оказала Роскосмосу независимая экспертная комиссия во главе с руководителем группы экспертов Юрием Коптевым. Она подтвердила причины, которые были изложены аварийной комиссией, что немаловажно. Вместе с тем независимые эксперты сумели шире взглянуть на проблему, сделать выводы и рекомендации не только относительно ракеты-носителя «Протон-М», но и технологии изготовления, контроля и производства всей ракетно-космической техники.

На основании актов межведомственной комиссии и плана реализации мероприятий Роскосмосом вместе с Минобороны и госкомиссией принято решение: работу аварийной комиссии завершить.

Что касается третьего пункта Плана работы по предупреждению аварий ракетно-космической техники, то он включает кадровую составляющую. О ней на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации говорилось уже без присутствия представителей СМИ. Но, думается, в ближайшее время обо всех кадровых решениях и перестановках в космической отрасли станет известно.
Автор: Олег Фаличев
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 54
  1. svp67 24 сентября 2013 11:15
    теперь осталось только ЖДАТЬ результата этих действий. А то жаль губим то,что с таким трудом создавали...
    1. Кот Воркот 24 сентября 2013 12:49
      Вот только где брать грамотный персонал ?

      Опытные старики ушли на пенсию, молодежь идти туда не хочет.
      Кот Воркот
      1. AVV 24 сентября 2013 14:43
        В Советском союзе стимулировали жильем !А сейчас нужно стимулировать как жильем,так и зарплатой!!!
        AVV
      2. SASCHAmIXEEW 24 сентября 2013 15:12
        Когда будут платить нормально,т.е.больше, чем у чиновников по региону,тогда и молодежь пойдет на производство!
        SASCHAmIXEEW
      3. Geisenberg 24 сентября 2013 18:36
        Цитата: Кот Воркот
        Вот только где брать грамотный персонал ?


        Выращивать. Роскосмос при желании может себе ыбирать кого захочет.
    2. Nukem999 24 сентября 2013 15:51
      ....................
      Nukem999
  2. Dart Weyder 24 сентября 2013 11:20
    да...... как там - Пока гром не грянет..... хотя можно было и по-раньше ввести эти нормы.... хорошо хоть вообще ввели - теперь вроде должно летать а не падать...
  3. Tarpon 24 сентября 2013 11:23
    думается, в ближайшее время обо всех кадровых решениях и перестановках в космической отрасли станет известно.

    Вспомнился отрывок из басни Крылова:
    "А вы, друзья, как ни садитесь;
    Всё в музыканты не годитесь".
    Системные изменения требуются.
  4. Sergeant 24 сентября 2013 11:25
    "До 1 октября Роскосмос также обязан проработать совместно с Минобороны предложения по восстановлению на предприятиях отрасли необходимого штата специалистов военной приемки для контроля за качеством выпускаемой техники."

    Ладно, хоть восстанавливают то что не успели добить..
    Надеюсь (очень!) на серьёзные улучшения в отечественной комонавтике!
    Sergeant
  5. МИХАН 24 сентября 2013 11:26
    Все как обычно Принять провести доложить и потом:Проанализировано, меры приняты и как обычно "в ближайшее время обо всех кадровых решениях и перестановках в космической отрасли станет известно. И все ???
  6. Семен Семеныч 24 сентября 2013 11:36
    Один специалист сказал, что датчики поставить по другому, не применив усилие,нельзя. Там стоит защита ,,от дураков". Следовательно-диверсия? Не странно, что западные спутники наши ракетоносители выводят исправно?
    1. Konsmo 24 сентября 2013 15:47
      Согласен.Скорее всего было задание не взлетать.Вопрос от кого? Теперь валят на молодого парня, благо есть на кого.Ясно что перевернувший датчики человек хорошо знал что делал.Круг сужается до 10-15 человек (наверно)кто когда либо был причастен к установке.
      У нас на работе был случай году в 87.Сперли импортный блок управления роботом из лаборатории.Цена вопроса примерно 500 тысяч инвалютных рублей($)Сперли из за красивых свето диодиков,тогда все увлекались светомузыкой, уселки клепали,компы игровые собирали, и так далее.Тем более у нас отдел электроники и много молодежи было. А иначе на фиг он дома был нужен.Управление заводское взвыло.Нас задрали с друзьями, они сидели в общем коридоре с той лабой откуда сперли, через две двери,а я с дуру после обеда потрепаться зашел,к ним на 4 этаж хотя наше бюро на 2 этаже было.(Кстати до сих пор дружим)Ну короче всех поставили в позу.Милицию с собакой вызывать задумали.
      И через несколько дней эту плату подкинули в коридор.Нашел начальник другого отдела,двери которого напротив были.Судя по сему он и спер,жук был еще тот.Не проходил мимо что плохо лежало. Но видимо допекло.
      А так хорошая отмазка была, молодежь все с образованием по электронике,все чего то конструируют.
      Konsmo
      1. clidon 24 сентября 2013 16:47
        Один специалист сказал, что датчики поставить по другому, не применив усилие,нельзя.

        А другой сказал, что при желании можно. И я могу подтвердить, что всё что можно и нельзя напутать - напутать можно.
        Не стоит делать столь далеко идущих выводов на основании столь неопределённых слухов.
      2. валэнтын 26 сентября 2013 17:51
        Уже не валят. Понадеялись на детектор лжи - применили... С "Хруничева" и далее кругами расходится: "по результатам проверки на детекторе лжи слесаря-исполнителя выявлено, что он не лжёт, утверждая, что блоки он поставил штатно".
        Так что нужно ещё мастера проверить, контролёра... Есть ещё наркотик ПРАВДЫ. До тех пор, пока не сознаются: "Тутанхамон Четвёртый".
        Ну, ведь Рогозин показывает картинки "из-под Эксперимента"!!!...
        валэнтын
  7. Samy 24 сентября 2013 11:39
    "Отныне они будут иметь другую форму, что не позволит физически установить их, даже повернув на 180 градусов."

    Ёшкин кот! Это применяется давно даже на распоследней драной Тойоте. Ну неужели на ракете стоимостью в десятки и сотни миллионов этот элементарный прием нельзя было применить? Вот уж точно начинаешь жалеть, что не 37-ой...
    1. Konsmo 24 сентября 2013 15:51
      Да говорят было, но скололи.Обычно ключи ставят-какие нибудь утолщения, выемки.
      Konsmo
    2. валэнтын 26 сентября 2013 17:59
      Один товарищ в горячке защиты "перепутывания" рванулся к задней стенке компа и заголосил: "Вот я сейчас вот этот разъём элементарно суну куда угодно". Потыкался и сказал: "Мне некогда. Мне нужно идти в цех". Потом всё-таки насобирали кучу разъёмов - благо их в столах конструкторов валяется немерянное количество. Сколько ни мудрили, не получилось перевернуть.
      "Ну, хорошо, спилил слесарь шпонку!". Но работоспособная (хоть в каком ложном качестве) электрическая схема не получается
      валэнтын
  8. МИХАН 24 сентября 2013 11:48
    Да диверсия это чистой воды..Не зря так расплывчато причины уже какой раз публикуют..(знаем мы этих "независимых" экспертов..)
  9. Гур 24 сентября 2013 11:54
    Интересно почему во всем этом разбирается министерство обороны гдето тут троянский конь
  10. chunga-changa 24 сентября 2013 11:56
    Статья отличная, точно и сжато по сути.
  11. GELEZNII_KAPUT 24 сентября 2013 11:56
    Государственные запуски ракет-носителей будут готовиться так же тщательно, как коммерческие

    Я В ШОКЕ!!! belay
    1. AleksUkr 24 сентября 2013 17:37
      Цитата: GELEZNII_KAPUT
      Государственные запуски ракет-носителей будут готовиться так же тщательно, как коммерческие


      А ТО!!!!! Чубайс знает, что поставлять!
  12. семург 24 сентября 2013 12:17
    Аскету. судя по предыдущим коментам Вы более-менее в теме как оцениваете приведенные здесь причины аварии и достаточность предложенных мер к не повторению аварий ?
    1. Аскет 24 сентября 2013 20:46
      Цитата: семург
      Аскету. судя по предыдущим коментам Вы более-менее в теме как оцениваете приведенные здесь причины аварии и достаточность предложенных мер к не повторению аварий ?


      Проанализирована также вся циклограмма выведения ракеты на самом начальном этапе. Установлено, что система управления ракеты-носителя «Протон-М» абсолютно правильно отреагировала на отклонения от нормы. После того как двигатели вышли на рабочий режим, она начала вносить необходимые изменения в полет ракеты. И если бы не датчики угловых скоростей, то ракета все же штатно вывела бы головной блок на заданную орбиту.


      Вот причина, где лукавят списывая все на ДУС. Обделались наверное опять с дешевыми иноземными компонентами БИУС и валят на датчики. Комменты ниже Страшила и ПВОшник,военный поддерживаю
      Вообще с этими датчиками система была такова . На киевском Арсенали собирали их в блоке.Назывался он блок демпфирующих гироскопов.Примерно так выглядел изнутри


      Даллее это блок отправляли на завод изготовитель жидкостных МБР в Днепропетровск и там уже ставили и подключали опечатанный и проверенный блок на ракету. Примерно так он выглядел


      там сзади две лапы по другому не повернешь.
      1. семург 24 сентября 2013 20:59
        так судя по Вашему коменту причина установлена а для общественности озвучили удобоваримую версию(на ВО правда засада из людей понимающих в космонавтике laughing ).Так все-же причина аварии установлена и устранена и следующие Протоны не грохнуться ? извиняйте за назойливость понимаю что Вы не можете дать какие-то гарантии но все же .просто личный интерес -родственники.
        1. Аскет 24 сентября 2013 22:49
          Цитата: семург
          Так все-же причина аварии установлена и устранена и следующие Протоны не грохнуться ? извиняйте за назойливость понимаю что Вы не можете дать какие-то гарантии но все же .просто личный интерес -родственники.


          Это одному богу известно..Даже малейшие нарушения режима хранения, соблюдения ТВР могут в дальнейшем повлиять на работу заведомо исправных систем...Тут любая трещинка незаметная или клапан может привести к аварии, а иногда даже грубые нарушения технологии не влияют, ибо в подобной технике заложен огромный запас критических параметров...Помню у нас была ракета(ПУ Тополь) постоянно ни с того ни с сего отказы периодически выдавала,что только не делали с ней как ни проверяли ничего не помогало,даже батюшку призвали освятить, все равно ничего.так и не нашли причину. А пуск ею провели как по масло и что удивительно болванка точно в кол попала как потом рассказали..КВО=0 получилось..бывает и такое.
          Вообщем у нас как в песне
          Дымилась, падая ракета,
          а от нее бежал расчет.
          Кто хоть однажды видел это,
          тот хрен в ракетчики пойдет.
          Тот не забудет, не забудет
          Ученья пакостные те
          У незнакомого поселка
          На безымянной высоте.

          Вы помнить будете, ребята,
          Как Вася кнопочку нажал,
          И наш майор, отец солдатам,
          Вприпрыжку по полю бежал.

          И долго, долго будет сниться
          Большая яма в полверсты -
          Нет незнакомого поселка,
          Нет безымянной высоты.
          1. studentmati 24 сентября 2013 23:11
            Цитата: Аскет
            Это одному богу известно.


            ... что подтверждает истину о наличии души в каждом изделии. К каждой ракете нужен индивидуальный подход, как к женьщине. Нельзя обращаться с ракетой как с куском железа, она этого не прощает.
            1. Аскет 24 сентября 2013 23:25
              Цитата: studentmati
              . Нельзя обращаться с ракетой как с куском железа, она этого не прощает.


              С машиной нельзя, а с ракетой тем более...
              На космодроме «Плесецк» за три часа до запуска ракеты, на покрытой толстым слоем инея третьей ступени
              (ракета охлаждается жидким кислородом, поэтому иней держится и зимой, и летом) метровыми буквами пишут женское имя «Таня».
              Выводят его рукавицей, пальцем нельзя — отморозишь. Вот так пишут ТАНЯ.


              Считается, что ракета, «освященная» этим именем, обязательно выполнит все задачи.
              На космодроме говорят: «Таня – наш оберег!»
              Если забыть эту традицию то непременно ракета закапризничает и будет авария.
              Так в марте 1980г. имя написать не успели, ракета перед стартом взорвалась.48 человек погибли во время заправки и подготовительных работ в результате взрыва ракеты «Восток-2М» вместе со спутником.
              1. studentmati 24 сентября 2013 23:29
                Цитата: Аскет
                пишут женское имя «Таня».


                Незыблемые традиции! drinks Вот и не верь в непознанное!
                1. Аскет 25 сентября 2013 00:05
                  Цитата: studentmati
                  Незыблемые традиции! Вот и не верь в непознанное!


                  Вон по Булаве признали причину- неполное раскрытие выдвижной сопловой насадки двигателя второй ступени,не стали темнить на ДУС списывать. Теперь двигателистам по шапке и всю серию на проверку,производственный брак. А тут чьи то интересы скрывают...
                  1. studentmati 25 сентября 2013 00:22
                    Цитата: Аскет
                    А тут чьи то интересы скрывают...


                    Пытаются найти оправдание реформам направленным на сокращение якобы ненужных расходов. Глупо, всё получается, в такой дорогостоющей отрасли к истине приходим эмпирическим путём, в то время как эта самая истина была доказана кровью на заре ракетно-космической отрасли. Зачем отрицать опыт, полученный такой дорогой ценой?
                    1. семург 25 сентября 2013 02:14
                      почитал.интересно особенно на счет "тани". признание ошибки это самый короткий путь исправления ситуации,а если с этим темнят ?надо настаивать на переезде родственников.
        2. валэнтын 26 сентября 2013 18:08
          Если поставлена задача ликвидировать РН "Протон-М", то не сомневайтесь: продумана целая система мер. И то, что одна из мер: психическая травма публики в вонь-лайне провалилась, на всю ведомость предпринмаемых мер (по ликвидации "Протона-М") не окажет разрушительного воздействия. Кстати, вонь-лайна никто не видел. Но есть люди, у которых "ящик" на этом канале был включён, но увидели "вонь-лайн" уже в повторе в 6:00
          валэнтын
  13. Strashila 24 сентября 2013 13:27
    Они тупо продолжают свою линию..."И если бы не датчики угловых скоростей, то ракета все же штатно вывела бы головной блок на заданную орбиту."... да не вывела бы она... НЕ ВЫВЕЛА !!! КАК МОЖНО ВЫВЕСТИ С НЕ РАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ, КАК!!! Пусть уткнутся в экран носом еще в тацый раз посмотрят старт.
    Они уткнулись в форму датчиков... а тех процесс по их установке они смотрели... а что там написано... как устанавливать... как контролировать установку... ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЭТО НЕ МЕШАЛО И БЫЛО НОРМАЛЬНО,ВСЕМ БЫЛО ПОНЯТНО ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ... короче полный бред.
    1. ПВОшник 24 сентября 2013 14:32
      Цитата: Strashila
      Они тупо продолжают свою линию..."И если бы не датчики угловых скоростей, то ракета все же штатно вывела бы головной блок на заданную орбиту."... да не вывела бы она... НЕ ВЫВЕЛА !!! КАК МОЖНО ВЫВЕСТИ С НЕ РАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ, КАК!!! Пусть уткнутся в экран носом еще в тацый раз посмотрят старт.
      Они уткнулись в форму датчиков... а тех процесс по их установке они смотрели... а что там написано... как устанавливать... как контролировать установку... ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЭТО НЕ МЕШАЛО И БЫЛО НОРМАЛЬНО,ВСЕМ БЫЛО ПОНЯТНО ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ... короче полный бред.

      Согласен на 1000%. Из-за неработающих датчиков ракета в воздухе НЕ ВЗРЫВАЕТСЯ! Если в комиссии ВСЕ такие специалисты, то ее нужно разогнать.
      ПВОшник
      1. семург 24 сентября 2013 15:09
        Черт. по Вашим постам получается причина не установлена ,а значит скоро еще один Протон прилетит не туда куда нужно?
        1. Strashila 24 сентября 2013 15:11
          Вот это темное... шлейф компонента.
          1. валэнтын 26 сентября 2013 18:20
            Ёксель-моксель тра-та-та. Ну, и что это шлейф? Объясняй, что случилось? Не знаешь? Спросил, а все в тупике... Молодец! У тебя там хорошее кино вонь-лайна. Посмотри, ракета вращается вокруг продльной оси протв часовой стрелки при виде на ракету с хвоста. Это означает, что перепутан "плюс" на "минус" по каналу управления ЕРЕН. Не ХРЕН, а КРЕН. Тот же самый крен, по которому, накренясь, лодка зачерпывает бортом воду. А это означает, что перепутывание произведено в алгоритме управления. А далее отрабатывается программа увода аварийной ракеты подальше от старта. Для этого СУ поставила двигатели по каналу управления рыскание на максимальный угол 7,5 градуса.
            валэнтын
        2. aviator65 25 сентября 2013 10:41
          И скорее всего, опять со спутниками ГЛОНАСС...
      2. Strashila 24 сентября 2013 15:14
        Концовка...ну не заметить такое.
  14. Sirs 24 сентября 2013 13:28
    Ну я же говорил, что это всё культура производства!!! За коммерчиские пуски наверно им больше платят?
  15. военный 24 сентября 2013 13:31
    мастера хкдожественного свиста отдыхают...
    ГКНПЦ имени М. В. Хруничева совместно с ФГУП «НПЦАП имени академика Н. А. Пилюгина» разработана технологическая карта, в соответствии с которой теперь устанавливаются подобные изделия.

    ню-ню... "разработана"... вы ещё расскажите, что в комплекте ТД подобной карты в помине не было...
    Раньше допускалась установка датчиков и подобных им приборов как при изготовлении второй ступени, так и на уже собранной ракете. Теперь жестко определено, где и на каком этапе датчики должны ставиться.

    ага... так прямо в маршрутной карте и записано... "хошь - ставь сейчас, не хошь - потом дядя Вася поставит..."
    Интересно, что для каждой ракеты-носителя, которая собирается по государственным программам, отныне будут создаваться специальные дирекции сопровождения ракет...

    знамо дело... дирекция - это всегда "интересно"...
    ...такие же, какие образовывались по коммерческим запускам.Это, безусловно, повышало качество всех операций.

    не только операций, но и всего процесса... распилочного...
    досрочный порог срабатывания электропневмоклапана. Это произошло из-за не совсем точной настройки привода клапана в период предпусковой подготовки, износа механизмов привода, в результате чего он стал более чувствителен к вибрации.

    о, как!... "поизносился", пАнимаешь, привод... ещё в процессе сборки...
    независимые эксперты сумели шире взглянуть на проблему, сделать выводы и рекомендации не только относительно ракеты-носителя «Протон-М», но и технологии изготовления, контроля и производства всей ракетно-космической техники.

    ещё бы пару выводов относительно руководства Роскосмоса... и цены бы этим экспертам не было...
    На основании актов межведомственной комиссии и плана реализации мероприятий Роскосмосом вместе с Минобороны и госкомиссией принято решение: работу аварийной комиссии завершить.

    пора уже придать ей статус ПДАК - постоянно-действующей аварийной комиссии...
  16. pinecone 24 сентября 2013 13:37
    Это произошло из-за не совсем точной настройки привода клапана в период предпусковой подготовки, износа механизмов привода, в результате чего он стал более чувствителен к вибрации.

    Очень изящная формулировка. Непонятно только, когда и как успели износиться механизмы привода.
    pinecone
    1. aviator65 25 сентября 2013 10:37
      Ага! Примерно как "частично скончался". lol
  17. No_more 24 сентября 2013 13:45
    Что-то я сомневаюсь, что всего лишь неправильная установка датчиков на одном из каналов управления, могла вызвать такие последствия, ведь для того системы и дублируются (порой не один раз), чтоб избежать таких ситуаций.
    Хотя, если автоматика не сочла это неисправностью, т.к. данные шли, то и переключения на резерв не было. Если так, то очень жаль, что такая схема до сих пор используется. Надёжнее иметь постоянно работающими несколько каналов с датчиками и отслеживать среднее значение параметра, а показания сильно отличающиеся от остальных отбраковывать как недостоверные.
    No_more
  18. Strashila 24 сентября 2013 13:47
    "Кроме того, перепроверен весь имеющийся задел ракет и на космодроме Байконур, и на заводе."... если вчитаться в эту фразу, то она звучит так... к данным датчикам имеется доступ после их установки и исходя из случившегося этот доступ не контролируется, то бишь не пломбируется и в дальнейшей эксплуатации не контролируется не санкционированный доступ посторонних к ним... короче ключ вам в руки твори что душа пожелает.
    "по определению возможных причин преждевременного подъема ракеты с пускового устройства"... ракета отрывается от стола когда импульс двигателей уравновешивает массу ракеты... т.е. раньше она не оторвется, есть ноль расстыковка от стартового комплекса.Вывод один... косяк по расчету массы ракетоносителя и как следствие косяк в расчетах по работе двигателей первой ступени.
  19. saygon66 24 сентября 2013 13:58
    - Разогнали "военпредов"... вот и некому контролировать. Сразу после школы, давно, работал в "почтовом ящике"- там военпред в любое время мог пройти по цеху с проверкой. И не дай Господь, инструмент кучей валялся, или станок в грязи - такой алярм устраивал...
  20. awg75 24 сентября 2013 14:00
    прокладку надо менять---между ракетой и деньгами...
  21. viktor_ui 24 сентября 2013 14:20
    А у меня у одного де жа вю, что подобное уже происходило и происходит далеко не в первый раз и что, все перечисленные в статье выводы типа : да контроль усилим, исправим, найдём виновных Пупкиных, ну вот вот всё теперь будет прям хорошо и далее в сём ключе ... УЖЕ БЫЛО НЕОДНОКРАТНО. Может хватить ЕБ-ТЬ мозги общественности, ибо вы господа поповкины и тебе подобные явно сидите не на своём месте и пока вы , _ТВАРИ, будите рулить ЗОЛОТЫМ наследие СССР, доставшимся вам по недоразумению - БУДЕТ ТОЛЬКО ХУЖЕ И ХУЖЕ...меня терзает вопрос - почему моральным уродам на Русси жить хорошо, это что типа карма у нас такая ? Ежу понятно, что там многоуровневый махровый бардак, ну а у них всё морды в сметане - ДОКОЛЕ ?
  22. starhina01 24 сентября 2013 14:55
    гром грянул все перекрестились am если еще падать будут то растрел однозначно am
  23. WIN969 24 сентября 2013 15:12
    Я думаю что родина всегда должна стаять на первом месте, а потом все остальное.
    1. ПВОшник 24 сентября 2013 19:13
      Цитата: WIN969
      Я думаю что родина всегда должна стаять на первом месте, а потом все остальное.

      Блажен, кто верует.
      ПВОшник
    2. одинокий 24 сентября 2013 20:41
      кому война,кому.... обед по расписанию))) в наше время личная выгода намного выше государственных выгод. вот и взрываются
  24. Волхов 24 сентября 2013 15:26
    Самое удивительное, что враньё про датчики успешно прокатывает - видимо системная дисциплина, соврали неудачно, но ничего не меняется.
    Волхов
    1. военный 24 сентября 2013 15:51
      Цитата: Волхов
      видимо системная дисциплина

      корпоративная "этика"... wink
      1. Волхов 24 сентября 2013 17:02
        На самом деле всё хуже - причина в геофизическом эффекте "обратного тока" который скрывается системно, корпорации как раз выгодно сослаться на природную аномалию (ракету закрутило по курсу и крену электромагнитными силами когда она вышла выше громоотводов), но предпочли сыграть "под дурака", хотя эффект уже не первый, было с другими ракетами на более поздних этапах полёта.
        Волхов
  25. GrBear 24 сентября 2013 16:57
    Этот отчет - просто детский лепет. Это военка (долго трогал руками), а по ее технологиям "переставить" невозможно. Да просто, жгуты не подойдут. Или они "оптимизировали" производство государственных ракет до такой степени? и что это за деление? Чья подпись стоит под документом, определившим такое деление?

    Интересно, чего-же такого они еще должны совершить, чтобы РУССКИЙ НАРОД сорвался? и на что они надеются?
  26. aviator65 24 сентября 2013 17:41
    Я уже как-то раз комментировал эту тему, но думаю будет уместным ещё раз повториться. Итак.
    Я хоть ракеты не собирал, но некоторый опыт работы в авиапроме имею. Ракета - изделие штучное. Это вам не конвейер ЗиЛа, где то, что не прикручивается можно молотком заколотить, лишь бы норму сделать. Во-первых, не может быть ни каких логических причин, по которым монтажник три датчика втыкает правильно, а остальные три наоборот, при этом не задаётся вопросом: "а чегой-то они не влезают?" Вроде бы не двоечник-пэтэушник, наверняка, не первый раз на этой операции работает. Дальше идёт мастер. Он должен принять операцию и сделать отметку в технологической карте, произвести, как минимум визуальный контроль. А он нифига не видит! Ладно. Дальше операцию принимает БТК (или ОТК) участка, цеха. Тоже ничего не замечают. При чём на всех этапах проводятся прозвонки цепей, тестирование,как по-блочно, так и всего узла в целом и всей системы на всевозможных стендах. И всё это фиксируется документально. Ну, пусть сборщик - двоечник, пусть мастер в обед принял на грудь, и ему было уже всё пофигу. Но котролёры БТК (знаю по собственному опыту) никогда не станут подставлять за чей то промах свою задницу, ну за очень-очень редким случаем. Если только перед этим весь цех дружно отметил чьи то именины. Дальше, изделие приходит на Байконур, где его фактически заново собирают, проверяют, тестируют, испытывают. И снова всё нормально! Получается на стадии тестирования системе управления было по барабану, в каком положении у неё датчики. По какой же логике работала её программа, если даже перед стартом при самотестировании она не определила, что часть сигналов не соответствует тому положению, в котором она находится на старте. По нормальному автоматика в таких случаях выдаёт запрет на запуск. А тут всё запускается и ... ба-бах! И несколько млрд. рубликов сгорают с сотнями тонн гептила. Только злополучные датчики почему то не сгорели и даже не сорвались со своих мест, а были таки найдены среди этой ядовитой гари. И вот с экранов ТВ авторитетные дяди с умными лицами вещают о том, что оказываются это слесарь, мастер да контролёр виноваты в том, что опять млрды рублей ушли коту под хвост. А чего возьмёшь с этих бедолаг? То-то! Изумительная версия!
    В советские времена тоже случалось, что что-нибудь да упадёт, бывало, что и с жертвами. Я был знаком по работе с людьми, которые привлекались к расследованию таких случаев. Так вот они говорили, что всегда принимались две версии катастрофы. Одна для отчёта наверх, вторая для обшественности (если секретность дозволяла). Какая у них была разница, я думаю объяснять не стоит. Но то, что повесили на уши народу в этом случае, это ни вкакие ворота!
    А вот это мне тоже очень понравилось:
    мастера хкдожественного свиста отдыхают...
    ГКНПЦ имени М. В. Хруничева совместно с ФГУП «НПЦАП имени академика Н. А. Пилюгина» разработана технологическая карта, в соответствии с которой теперь устанавливаются подобные изделия.
    ню-ню... "разработана"... вы ещё расскажите, что в комплекте ТД подобной карты в помине не было...
    Раньше допускалась установка датчиков и подобных им приборов как при изготовлении второй ступени, так и на уже собранной ракете. Теперь жестко определено, где и на каком этапе датчики должны ставиться.
    ага... так прямо в маршрутной карте и записано... "хошь - ставь сейчас, не хошь - потом дядя Вася поставит..."
    Интересно, что для каждой ракеты-носителя, которая собирается по государственным программам, отныне будут создаваться специальные дирекции сопровождения ракет... good
  27. michajlo 25 сентября 2013 14:57
    Цитата: GrBear
    Этот отчет - просто детский лепет. Это военка (долго трогал руками), а по ее технологиям "переставить" невозможно. Да просто, жгуты не подойдут. Или они "оптимизировали" производство государственных ракет до такой степени? и что это за деление? Чья подпись стоит под документом, определившим такое деление?

    Интересно, чего-же такого они еще должны совершить, чтобы РУССКИЙ НАРОД сорвался? и на что они надеются?

    Добрый день всем!

    Ну сами увидите, что границы терпения есть, особенно когда у народа «чаша терпения перетечет». am
    Правда тогда все мы, волками взвоем.
    Ну а сами виновники, так те по моему успеют слинять, еще до того как локализуют.
  28. валэнтын 26 сентября 2013 18:31
    Мои комменты жестко удаляются
    валэнтын
  29. валэнтын 26 сентября 2013 18:50
    Хорошо, первое предложение прошло. Дело в перепутывании "+" на "-" в алгоритме управления, вводимого в систему управления (СУ). А из обсуждаемых датчиков три датчика - по каналу рыскания, а остальные три - не названа их принадлежность. Слово "крен" за всю эпопею не было произнесено ни разу.
    Датчики ускорений, сигналы которых использует СУ, находятся на гиростабилизированной платформе. Вот по ним СУ и рулит полётом ракеты. Датчики же, установленные на втором ракетном блоке - "пришей кобыле хвост". Сигналы от них в СУ поступают, СУ даже команды вырабатывает, но исполнение их блокирует. Я уже имел счастье придумать аналогию с женой, которая сидит рядом с мужем-водителем и зудит. А муж блокирует её команды и успешно привозит жену домой.
    В нормальном полёте отклонения по каналу крен на градус-полградуса СУ парирует поворотом камер двигателей. ВА при "перепутывании" случайное отклонение по крену СУ воспринимает неправильно и вмесито парирования, выдаёт команду на увеличение возмущения. При накоплении угла возмущения по крену до 8-10 градусов СУ объявляет ракету аварийной и начинает отрабатывать программу аварийного увода ракеты подальше от старта. Это и было сделано поворотом камер двигателей по каналу рыскания на угол - вплоть до 7,5 градусов. Так что то, к чему апеллирует Рогозин, есть нормальная работа СУ с ракетой, которую она объявила аварийной. Странно, что никто не "заметил" вращения ракеты вокруг продольной оси при виде на ракету с хвоста...
    валэнтын
  30. валэнтын 26 сентября 2013 18:51
    Ну, вот! Мой научный коммент объявлен "флудом" и не пропущен
    валэнтын
  31. валэнтын 26 сентября 2013 18:53
    Извините! Прошу сердечно! Прошёл
    валэнтын
  32. валэнтын 26 сентября 2013 18:57
    Жду комментов! Люди! Ау!! Ну же, комментируйте! "Прошу я Вас"
    валэнтын

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня