«МиГ» разрабатывает легкий истребитель на собственные средства?

36

Как сообщает Jane’s, российский производитель боевых самолетов РСК «МиГ», по- видимому, не поднимая лишнего шума, занимается разработкой концепта перспективного легкого истребителя — однодвигательного дешевого аналога Т-50/ ПАК ФА. Приводим перевод не очень подкрепленной доказательствами, но занятной заметки.

Дискуссии вокруг этого проекта корпорации «МиГ» идут достаточно давно, говорится в заметке, однако последний всплеск спекуляций на тему статуса программы произошел в конце декабря 2013 г., когда представители «МиГ» в официальном заявлении сообщили, что единственный летающий прототип истребителя пятого поколения МиГ 1.44 будет законсервирован и направлен на хранение в ангар ЛИИ имени М. М. Громова. К настоящему моменту прототип совершил всего два полета, оба в 2000 г., и с тех пор использовался в качестве рабочей модели при разработке Т-50.

Решение законсервировать МиГ 1.44 вместо того, чтобы разобрать его на части, отправив ценные детали на переработку, видимо, имеет немалое значение. Ведь именно так (распилить на металл) МО решило поступить с опытным Ту-160, который был первым советским сверхзвуковым бомбардировщиком, способным нести ядерное оружие.

«Это любопытный выбор», — говорят некоторые российские аналитики аэрокосмической отрасли: «Пощадить МиГ 1.44 и пустить в утиль Ту-160 несмотря на то, что программа по созданию перспективного бомбардировщика ПАК-ДА продвинулась дальше, чем программа легкого перспективного истребителя, и к тому же пользуется большей поддержкой МО и ВВС страны».

Сохранение МиГ 1.44 может быть показателем того, что где-то в закоулках МО и ВВС хотят, чтобы конструкторы «МиГ» работали над неким самолетом нового поколения — «на случай, если Т-50 не смогут произвести в достаточном количестве или его производство сильно отстанет от графика», поведал российский специалист в аэрокосмической отрасли. Представители РСК «МиГ» до сих пор отказываются давать коментарии по поводу планов в отношении летного прототипа МиГ 1.44, а также четырех недостроенных планеров той же программы, которые находятся на авиазаводе «Сокол» в Нижнем Новгороде.

Тем не менее, в ВВС и материнской компании РСК «МиГ», Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК), «идея разработки очередного легкого истребителя следующего поколения нравится далеко не всем», по мнению одного московского аналитика в области оборонной политики. «Т-50 в конечном итоге обойдется дороже, чем первоначально планировалось, а завершение проекта займет больше времени — как происходит со всеми подобными программами — так что [Генеральный директор ОАК и ОКБ им. Сухого Михаил] Погосян хочет, чтобы все прекратили любые разговоры о проекте перспективного легкого истребителя».

Сторонники проекта защищают его, утверждая, что он обошелся бы недорого, так как использовал бы значительное количество уже имеющихся технологий. Например, реактивный двигатель РД-33 Климова/Саркисова, который уже используется на МиГ-29.

На сегодняшний день проект по-прежнему представляет собой «бумажный самолетик, существующий только в эскизах», сообщает все тот же специалист. «У этой программы также отсутствует внешнее финансирование. Пока что разработка полностью оплачивается самой компанией».

Российскому ОПК не хватает малого — максимально доступного истребителя, который можно поставлять тем странам, которые не могут позволить себе экспортный вариант Т-50. Странам, которые в прошлом закупали МиГ-21 или различные китайские копии этого самолета. Тем не менее, среди тех, с кем в удалось пообщаться представителям Jane’s в России, существует мнение, что разработка нового истребителя данного типа может стать повторением сценария с лайнером Sukhoi Superjet: потрачено много денег (при довольно посредственной отдаче) в попытке скопировать что-то уже существующее на рынке, хотя куда проще было организовать их лицензионную сборку в России (в случае с Superjet имеется в виду самолет Embraer серии E-Jet).

«Когда я обсуждал эту программу со знакомыми мне людьми, которые над ней непосредственно работали, я сказал им, что самолет, который они пытаются создать и построить в России, уже существует и летает в нескольких странах. Он называется Gripen», — добавил собеседник Jane’s.

Как и ВВС США, ВВС России (а раннее СССР) старались иметь сбалансированный парк тяжелых двухдвигательных самолетов завоевания превосходства в воздухе и дополняющих их легких перехватчиков. Чтобы поддерживать такую структуру, нужно тяжелую составляющую сформировать из Т-50, а парк легких истребителей, т. е. МиГ-29, тоже чем-то заменить — так же, как F-35 идет на замену F-16.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    16 января 2014 09:51
    Однако легкий истребитель нового поколения нужен! Как бы кому не хотелось универсальности, но обойтись без легкого Мига не получится.
    А Погосян конечно против, ведь могут финансирование от гусударства его проектов перенаправить МИГу и тогда придется вкладывать свои денежки...
    1. +14
      16 января 2014 10:10
      Однако легкий истребитель нового поколения нужен!

      Я, то же, за! Допиливать, Т-50 и начать конструировать параллельно легкий истребитель, как для себя, так и на продажу. Все равно, срок создания будет не менее 5 лет.
      1. AVV
        +8
        16 января 2014 13:18
        Ну и пусть МИГ овцы создают,ведь деньги у государства не просят!!!А легкий вариант нужен!!!
    2. +13
      16 января 2014 12:25
      Да Погосян душит не только проект нового лёгкого истребителя, он точно так же действует на поприще гражданского самолётостроения - душит все разработки КБ Туполева и КБ Ильюшина! Всё старо как Мир - бабло превыше всего! fellow
      1. +3
        17 января 2014 16:52
        Во всём у вас виноват Погосян а не прос.равшие свои КБ начальники "советской закалки" которые не могли осознать, что теперь надо делать востребованные рынком самолёты и государство не будет заваливать деньгами. А Погосян, который в условиях всеобщего воровства и распила дотащил суперджет до серии и пак фа до испытаний, не прос.срал производство конечно же вражина ещё таю
    3. +5
      16 января 2014 13:00
      Погосян хочет, чтобы все прекратили любые разговоры о проекте перспективного легкого истребителя. (из статьи)


      Всё замыкается на Погосяне. Хочет он будет проект, не захочет не будет.
      Что-то неправильное в организационной структуре авиапрома, раз такое происходит.
      Срочно необходимо создать структуру организации похожую на советское министерство авиационной промышленности, которое позволит развиваться авиации в разных направлениях, поставит конструкторские бюро в условия конкуренции друг с другом, и если одно КБ зайдет "в тупик", другое сможет другим проектом удержать российскую авиацию на передовых рубежах.
      А при существующей системе, когда Погосян решает всё и вся, начиная от гражданской авиации до всех типов военных, ерунда получается. Он двигает "свои" проекты Су в ущерб другим, вплоть до уничтожения прославленных КБ Ту, ИЛ, МИГ, Як.
      Неправильно это. Вредно для российской авиации.
      1. +8
        16 января 2014 16:36
        я сказал им, что самолет, который они пытаются создать и построить в России, уже существует и летает в нескольких странах. Он называется Gripen»

        Большего бреда ещё не слышал, Гриппен по лётным характеристикам уступает даже миг-29, не говоря уже про Миг-35, а это создаётся самолёт 5-го поколения..
        А вообще молодцы Миговцы, понимают что стране нужны разные варианты боевых машин, что бы у военных всегда был выбор, и была здоровая конкуренция между КБ, а не тупо всё финансирование на одного человека замыкать. Если бы у руководства Мига не стояли такие патриоты, то давно нашли бы спонсора за рубежом и делали для него замечательные самолёты, те же китайцы не отказались бы.. Поэтому РСК Миг у меня вызывает всё больше уважения.
      2. Комментарий был удален.
    4. +3
      16 января 2014 20:41
      Цитата: klimpopov
      А Погосян конечно против

      Вот так делается в современной России! Отбросив все аргументы просто тупо глушиться фирма МИГ,при том что уже прошла инфа о возможном выделение средств на создание изделия - легкий истребитель.Вот и получается Погосян глушит все перспективные разработки,при Сталине расстреляли бы за вредительство
      1. +3
        16 января 2014 21:59
        В авиастроении должна быть конкуренция. без здоровой конкуренции многому добиватся нельзя.даже во время ВОВ работали несколько КБ,притом весьма удачно и от этого выиграли все.
    5. +3
      22 марта 2020 17:15
      А на кой он нужен, если есть тяжёлый?

      В легком классе будущее за бпла
  2. +9
    16 января 2014 09:53
    "Как и ВВС США, ВВС России (а раннее СССР) старались иметь сбалансированный парк тяжелых двухдвигательных самолетов завоевания превосходства в воздухе и дополняющих их легких перехватчиков." Вчера была информация здесь, что МО планирует пока закупить лишь 60 самолетов Т-50, что без сомнения крайне мало. Если создаваемый корпорацией МиГ истребитель действительно получится дешевле, то было бы очень неплохо к этим 60 СУ-шкам добавить еще сотню легких МиГов. Мечты-мечты...
    1. +4
      16 января 2014 11:10
      Сначала 60, потом еще 60, а потом еще 60 какого-нибудь Т-50М.
  3. 0
    16 января 2014 09:54
    Кругом предположения. Хм, подождем может что и прояснится.
  4. +6
    16 января 2014 10:08
    Jane’s - это такой источник, который всерьез воспринимает исключительно забугорное школиё, клиенты сумасшедшего дома и журналисты New York Times и Washington Post. Все остальные воспринимают это "авторитетное издание" исключительно как сборник клюквы от милитаристики или просто журнал "Крокодил", редактором которого ВНЕЗАПНО назначили человека с больной печенью.
  5. +1
    16 января 2014 10:10
    Это даже не гадание... так, байки на кухне под вечер.
  6. +3
    16 января 2014 10:22
    «Когда я обсуждал эту программу со знакомыми мне людьми, которые над ней непосредственно работали, я сказал им, что самолет, который они пытаются создать и построить в России, уже существует и летает в нескольких странах. Он называется Gripen», — добавил собеседник Jane’s.

    Gripen? Он серьезно? Вряд ли наши будут делать ТАКОЙ ЛЕГКИЙ истребитель, скорее уж сделают что-то типа "среднего" МиГ-29.
    1. 0
      16 января 2014 11:11
      Вот только у Gripen'а дела тоже швах, лишь Бразилия внушает надежду.
      1. +3
        16 января 2014 11:31
        Ну покупают его достаточно много, особенно с учетом того, что делает эти истребители не какая-нибудь Франция или США, а относительно нейтральная Швеция.
        1. 0
          16 января 2014 16:26
          Я все никак не могу статью закончить, где его "покупаемость" затрагивается.
  7. Саламандер
    +3
    16 января 2014 10:49
    Молодцы миговцы, припрятали на всякий, так сказать, случай. А фронтовой истребитель ВВС РФ ох как нужен! При том, что даже Миг-35 все равно устаревает... А так будет база для новых разработок. Старый опыт нельзя уничтожать.
    1. +9
      16 января 2014 11:52
      Цитата: Саламандер
      При том, что даже Миг-35 все равно устаревает... А так будет база для новых разработок.


      И чем же он устаревает? Просто нет политической воли запустить его в серию!

      Великолепный самолет МИГ-35

      1. Саламандер
        +1
        16 января 2014 14:50
        ПОКА Миг-35 очень хороший самолет, но лет через 10-15 он уже точно будет...неэффективен crying
        Поэтому НЕОБХОДИМО разрабатывать новый самолет, а Миг-1.44 - лучшая база для этого, чем Миг-35, который представляет собой модернизацию Миг-29.
        1. +4
          16 января 2014 16:52
          Цитата: Саламандер
          ПОКА Миг-35 очень хороший самолет, но лет через 10-15 он уже точно будет...неэффективен

          Помниться Индийские модернизированные Миг-21 в учебных боях на равных противостояли американским Ф-15. Так что Миг-35 при регулярной модернизации электронного оборудования думаю ещё лет 30 может послужить, тем более когда ни у кого кроме сша нет денег на самолёты 5-го поколения..
          1. Саламандер
            +2
            16 января 2014 19:35
            Цитата: DEfindER
            Помниться Индийские модернизированные Миг-21 в учебных боях на равных противостояли американским Ф-15.

            Противостоять-то противостояли, но с вооружения их все равно снимают, и не зря. Миг-35 может служить еще долго, но надо же и новые модели строить! Истребители нуждаются в эффективной замене, а не только модернизации. Так что новым "Мигам" - быть!
  8. +7
    16 января 2014 11:12
    МиГ-1.44 уже давно должен быть перемещен в музей, просто потому что нечего гробить раритеты, а не по причине какой-то практической ценности.
  9. +1
    16 января 2014 12:14
    согласен, миг 1.44 уже свое время упустил - слишком долго стоял и ждал.
    Нужен новый перспективный проект легкого истребителя.
    Но я бы честно говоря, озаботился транспортником аналогичным оспрею.
  10. +5
    16 января 2014 12:27
    Я не специалист в авиации, но как же скучно без Мигарей!! Одни из моих любимейших самолётов: МиГ-3, МиГ-15 и МиГ-21...
    1. +7
      16 января 2014 12:45
      Цитата: пенсионер
      Я не специалист в авиации, но как же скучно без Мигарей!! Одни из моих любимейших самолётов: МиГ-3, МиГ-15 и МиГ-21...

      Согласен, как-то очень обидно за нынешнее состояние делов у МИГ. sad
    2. Комментарий был удален.
  11. +5
    16 января 2014 12:42
    Я об этом уже не раз писал, но напишу ещё раз. Погосян нещадно душит МиГа. Странно что он вообще ещё не расформирован, ведь все 100% его акций принадлежат ОАО "Объединённая авиастроительная корпорация", президентом которой Погосян и является.
    1. 0
      17 января 2014 17:57
      От того что вы много раз это писали, правдой это не станет. Какой смысл душить МиГ? Он и без Погосяна сам удавится.
  12. +2
    16 января 2014 12:49
    «идея разработки очередного легкого истребителя следующего поколения нравится далеко не всем»
    Я так думаю особенно, этому "не всем далекому" не нравиться то, что он будет под маркой "МиГ"
  13. Комментарий был удален.
  14. Комментарий был удален.
  15. Комментарий был удален.
  16. Комментарий был удален.
  17. Комментарий был удален.
  18. 0
    16 января 2014 14:45
    я, чё на частные деньги в США на Венеру или на Марс собрались, на самодельных, космолётах, а тут Лёгкий бомбардировщик. Справимся.
  19. polkownik1
    +2
    16 января 2014 15:00
    Мне не нравится определение "лёгкий". Оно не добавляет понимания, какими качествами должен обладать новый самолёт. Малой массой ? И что за этим ? ВПП те же самые; типаж подвесного вооружения тот же самый; наземное оборудование унифицировано, значит - то же самое...Что выиграли ? Цену. А что проиграли ? Боевые возможности... Может быть, надо определиться в целях и задачах этой идеи, сосредоточиться на более конкретных ? Например: 1.Значительно более дешёвый ради массовости, в ущерб некоторым боевым возможностям 2.Малогабаритный и лёгкий сверхзвуковой, но способный летать с коротких ВПП, участков автодорог и грунта. 3. Предельно простой, класса МиГ-17 в современном исполнении, дозвуковой, ибо никто пока в мире не вёл маневренных боёв на сверхзвуке. Ну и т.п. Без уяснения самого понятия "лёгкий" мы будем слушать, например, пояснения болельщиков МиГа о том, что МиГ-29, МиГ-35 и есть лёгкие, т.к. они легче Су-27...Су-35. Дайте денег и мы их наклепаем. Деньги !! Деньги давай !!!
    1. -1
      16 января 2014 20:32
      Ну пока от вас тоже никакой конкретики. Один фанбойский плач сухого.
      1. polkownik1
        0
        17 января 2014 01:02
        Здесь форум, а не производственное совещание. Какая конкретика ?
        1. 0
          17 января 2014 08:59
          Да хоть какая-то. Критикуете ЛИ? Так критикуйте обоснованно, а не потому что вы фанат Сухого.
  20. +1
    16 января 2014 15:42
    У Мига выхода другого нет, если они конечно хотят остаться на плаву. Морской миг-29 нишевая машина, их много не надо. Войска переходят на су 4++, миг-4++ это миг-35. Или появится миг-5 или будет только су-5, а миг займётся чем нибудь вроде БПЛА, без перспектив вернутся в высшую лигу пилотируемых истребителей с их деньгами.
    1. 0
      17 января 2014 11:42
      Не надо изобретать велосипед.
      Штамповать Миг-35, а через лет 5 уже думать о 6 поколении.
      Пускай Лёгкие варианты будут на пол поколения ниже. Тем более это закон экономики - Цена-качество. Дорогой, это полный вариант, дешёвый,- урезанный.
  21. +3
    16 января 2014 15:46
    Погосяна нужно уловиль, по крайней мере из ОАК, чтобы он не мог гадить другим КБ, он задолбал уже убивать отечественную авиацию, как гражданскую так и военную, одна только афера с суперджетом чего стоит, давно бы уже Ту-334СМ летал.. Необходимо поддержать МиГ, иначе можно потерять как специалистов так и опыт конструирования и производства.
    1. +1
      17 января 2014 06:40
      опять во всём Погосян виноват и миговцев, наверно суховцам надо говорить о том что "микоян благодаря своим связям задвинул су-7 из истребителей хотя у того скорость была больше чем у миг-21(у земли)" в скобках потому, что я так не считаю. обьективно су-27 лучше миг-29 и зарубежные контракты тому подтверждения. и то что алжирци вернули миг-29 тоже погосян виноват? и проигранные тендеры, тоже погосян? я не в восторге от этого армяна. но может мигу стоит на себя посмотреть, куда делись деньги от зарубежных контрактов? и что нового предложить можете?
    2. +2
      17 января 2014 17:00
      Ну да, давайте снимем последние портки что бы самолёт 20-и летней давности разработки пошел в серию Кто его купит? На 334 не было НИ ОДНОГО заказа. И это при летающем прототипе. Ещё раз НИ ОДНОГО. Это НОЛЬ рублей прибыли. Да ещё и с украинскими движками. Sam-146 хотя бы на Стаурне делают. И расскажите мне, почему на конкурс, в которм выиграл SSJ ТУполевцы не выставили 334? Вообще не уверен, что ЧиГ сейчас в состоянии спроектировать новый самолёт. Откуда у них деньги/спецы?
  22. musya
    -1
    17 января 2014 17:13
    Господин Погосян ведет неправильную политику в отношении развития авиации в России, но кто то должен с ним разобраться и остановить его.
    1. 0
      17 января 2014 17:17
      В чём же она не правильная? И какая правильна? Просветите нас.