Military Review

11 March 1834 was approved by the "Regulations on civilian uniforms"

7
11 March 1834 was approved by the "Regulations on civilian uniforms"11 March 1834, the emperor Nikolai Pavlovich approved the "Regulations on civilian uniforms." He was prepared by His Own Imperial Majesty's office. At the same time, the Russian sovereign approved the “Description of Ladies' Dresses for Coming to Solemn Days to the Highest Court”. So in the Russian Empire appeared one of the first official codes of clothing.


According to the regulations, each department received 10 discharges of uniforms in dark green or dark blue, senators received red. By the color of the uniform "device" - the collar, cuffs, as well as the pattern of gold or silver sewing, it was possible to easily determine whether a person belongs to a particular department. The largest amount of sewing relied first rank. The uniforms of the officials of the first category were embroidered on the collar, cuffs and pocket flaps. Officials had to make uniforms at their own expense.

The system of titles, uniforms and orders in Russia began in the reign of Peter Alekseevich. Peter created a new regular army and state administration. The legal basis for the new hierarchy of all its posts was the “Table of the ranks of all the ranks of military, state and court ...” 1724 of the year. The table of ranks provided for three main types of service: military, civilian and court. Each type of service had 14 ranks (classes).

History civilian uniform began in 1784 year. This year they introduced provincial uniforms. Ten years later, they published a book-album, in which departmental uniforms existed at that time were first recorded. There were depicted the uniforms of officials of individual institutions and departments. Uniforms were dark green, as well as crimson, red (mining department) and cherry (Academy of Arts). It should also be noted that in individual departments and institutions uniforms appeared earlier. Thus, the uniforms of officials and engineers of the mining department are known from 1755. Uniforms of the Academy of Arts are known from 1760's. The need for uniforms was explained by the desire to distinguish civil servants from each other. In addition, the authorities wanted to stop the excessive luxury of noble apparels.

In 1799, uniforms were introduced for the College of Foreign Affairs. The uniform was also dark green, with white buttons on which was the imperial coat of arms. In 1800, the uniform of Moscow University was approved. The caftan was dark green, the camisole and underwear were white, the collar and cuffs on the caftan were crimson, and the buttons were white. In 1804, the uniform of Moscow University was changed: the caftan was made dark blue, and the collar - crimson.

In 1801, two uniforms (festive and for daily use) were received by senators. Both uniforms were red. The festive uniform was distinguished by gold embroidery. In 1802, the uniform of the University of Dorpat was introduced. He was dark blue. The collar and obshlagi (lapel on the sleeve) were of black velvet, yellow buttons. In 1803, uniforms were established in the Forestry Corps. Kaftan had a dark green color. Collars and obshlag - green, with red piping (lace), sewing silver.

At the beginning of the XIX century, the so-called dominated uniforms. "French fashion". Uniforms were with a stand-up collar, narrow, single-breasted, with a cut-front skirt (like a tail coat). The uniforms were of three colors: dark green (for most departments), dark blue (for educational and academic institutions) and red (for senators). In the next 30 years, uniforms were introduced in almost all institutions and departments. In the Code of Laws of the Russian Empire from 1832, it was noted that each official must wear the uniform assigned to his position and rank.

Emperor Nikolai Pavlovich, who carried out a lot of work in the empire on the unification of laws, bringing order to the administrative apparatus, drew attention to the lack of unity in the system of uniforms in various departments and institutions. So, having visited the Senate meeting in August 1828, the Russian emperor noticed the variety of clothes of many senators. The emperor sent a letter to the prosecutor general, Prince DI Lobanov-Rostovsky, in which he noted the need for order and plausibility of a worthy so high state institution. The chief prosecutors had to follow the dignity of the senators' uniforms so that there were no multi-colored and “striped trousers”.

The sovereign ordered to submit to the First Department of the Imperial Chancellery (this office was engaged in the preparation of royal decrees, rescripts, provisions and other documents, supervised execution, presented reports) samples (drawings) of all the uniforms of civil departments and institutions. In 1829, the Office received the task of developing a draft General Provision on Civil Uniforms. The sovereign wanted to establish uniformity in the system of civil uniforms. Work was carried out for several years and was completed only in 1833 year. This was associated with a small number of employees of the Office and its workload (there were many cases related to the Russian-Turkish war 1828-1829). By 1833, one common provision was developed, instead of several private and incomplete provisions that existed in some departments.

11 March 1834, the "Regulation on civilian uniforms" was approved by the emperor. All institutions of the center and in the field received a uniform code of clothing. The provincial civil servants uniforms were abolished. The French-style uniform was retained, but its cut was somewhat modified, a clearer cutout appeared in front. For the most part, and preserved the color scheme. Most civilian agencies received dark green uniforms. Employees of the Ministry of Public Education, the Academy of Fine Arts, the Ministry of Mines, the Department of Communications and Public Buildings and the Department of Spiritual Affairs of Foreign Confessions received uniforms of a dark blue color. The senators retained the red color of their uniforms.

For the majority of departments, ten-grade gradation of posts was conducted; it corresponded to sewing on the parade uniform. The most complete was the sewing of the 1 category: it was on the main seams, on the collar, cuffs, on the sides and floors of the uniform, pocket valves, etc. Russian Empire and Chancellor of the Imperial and Tsarist Orders. In the 1 discharge, there was no sewing at the seams; in 2, under the collar, they cut sewing along the sides and floors. The 3 discharge retained sewing only on the collar, cuffs and pocket flaps. The 4 bit had sewing only on the collar and cuffs, the 5 bit was there, but half the length (half). The 6 grade got a half stitching on the collar and had a sewn edging on the cuffs. The 7 rank was deprived of the edge on the cuffs. The 8 rank had embroidered edges on the collar and cuffs. The 9 rank only retained the edge on the collar.

Seven forms of uniform were instituted: front, festive, ordinary, everyday, special, road and summer. Part of the dress uniform was a triangular black hat. With parade uniform worn sword, which was an attribute of public service. The uniform of government officials also included coats. Watched and the appearance of officials. In 1837, a decree was issued in which the chiefs were instructed to ensure that subordinates did not wear mustaches and beards. The presence of a mustache and beard was considered incompatible with civilian uniform.

In 1856, the uniforms were modernized. Uniforms "French type" was replaced with half-skirts with a full skirt. The color characteristics of the uniforms were retained. In 1890, the frock coat in a number of departments (judicial and some others) received the role of the second, most frequently used uniform. In addition, another element of the form of civilian officials was introduced - a short coat of military style (jacket).
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Gardamir
    Gardamir 11 March 2014 12: 35
    +1
    Now this is called a dress code. But the idea is good. It would be great if each department respected its form.
    1. RoTTor
      RoTTor 11 March 2014 15: 51
      +1
      And without canine western terms can?

      The tradition continued until the collapse of the USSR. Almost all departments and ministries, schools, vocational schools, and departmental universities had a form worn and respected both in departments and in society.

      Remember how the seller Korotich in the Gorbachev twinkle scoffed at the form of civilian departments?

      Now the form is truly respected and worn only in Russian Railways. Well, do not consider the same form of clothing of small airlines and shops.
      1. zeleznijdorojnik
        zeleznijdorojnik 12 March 2014 18: 47
        +1
        Since 2008, the uniform of Russian Railways has deteriorated very, very much - the shoulder straps have been removed, the "table of ranks" have been changed, even the tie is now not a monochromatic, but a striped rebranding. Diplomats have uniforms and, unexpectedly, civil servants, I saw the truth only on diplomats. Morflot is also students of the mining institute, dignity and veterinary doctors.
    2. The comment was deleted.
  2. RoTTor
    RoTTor 11 March 2014 15: 44
    0
    A very petty and private question from the Thirty Years of Emperor Nicholas I.

    Not the right place to start. Not a word about the main thing:
    Nikolai Pavlovich - one of the most prominent rulers of Russia in its entire history. Great patriot, true statesman, visionary politician, competent engineer, decent person.

    And at the same time, almost the most blackened by historians, hysteria and propaganda, and until 1917 and now.

    Well, who in Ukraine remembered that it was thanks to Nikolai Pavlovich, who considered Kiev "Russian Jerusalem" half-abandoned after the Tatar and Polish raids, became one of the first cities of the Russian Empire, according to his decrees a university appeared there, regional military and civil administration bodies, there began to pull the railway ...
  3. predator.3
    predator.3 11 March 2014 19: 19
    +2
    The civilian uniform should be different from the military one, no shoulder straps, only buttonholes, as in Soviet times, otherwise we cannot distinguish prosecutors from Air Force officers, and bailiffs are like naval aviation!
    1. zeleznijdorojnik
      zeleznijdorojnik 24 March 2014 16: 47
      0
      The railroad almost always had narrow counters
  4. RoTTor
    RoTTor 12 March 2014 23: 40
    0
    The Cossacks uniform is too reminiscent of a military. Although it flaunts more, but does not serve.

11 марта 1834 г. было утверждено «Положение о гражданских мундирах»

11 марта 1834 г. было утверждено «Положение о гражданских мундирах»11 марта 1834 г. император Николай Павлович утвердил «Положение о гражданских мундирах». Его подготовило Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Одновременно российский государь утвердил «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору». Так в Российской империи появился один из первых официальных кодексов одежды.

Согласно положению, каждое ведомство получило 10 разрядов униформ темно-зеленого или темно-синего цвета, сенаторы получили красный цвет. По цвету мундирного «прибора» — воротника, обшлагов, а также по узору золотого или серебряного шитья можно было легко определить принадлежность человека к конкретному ведомству. Наибольший объем шитья полагался Первому разряду. Мундиры чиновников Первого разряда расшивались на воротнике, обшлагах и карманных клапанах. Чиновники должны были изготавливать мундиры за свой счёт.

Начало системе титулов, мундиров и орденов в России было положено в царствование Петра Алексеевича. Пётр создавал новую регулярную армию и аппарат государственного управления. Правовой основой для новой иерархии всех ее должностей стала «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…» 1724 года. Табель о рангах предусматривала три основных вида службы: военную, штатскую и придворную. Каждый вид службы имел 14 рангов (классов).


История гражданского мундира началась в 1784 году. В этом году ввели губернские мундиры. Через десять лет опубликовали книгу-альбом, где впервые зафиксировали существовавшие к этому времени ведомственные мундиры. Там были изображены мундиры чиновников отдельных учреждений и ведомств. Мундиры были темно-зеленого оттенка, а также малинового, красного (горное ведомство) и вишневого (Академия художеств). Надо также отметить, что в отдельных ведомствах и учреждениях мундиры появились раньше. Так, мундиры чиновников и инженеров горного ведомства известны с 1755 г. С 1760-х годов известны мундиры Академии художеств. Необходимость мундиров объяснялась желанием отличать государственных служащих друг от друга. Кроме того, власти хотели пресечь излишнюю роскошь дворянских одеяний.

В 1799 году ввели мундиры для Коллегии иностранных дел. Мундир также был темно-зеленого цвета, с белыми пуговицами, на которых был императорский герб. В 1800 году утвердили мундир Московского университета. Кафтан был темно-зеленым, камзол и исподнее — белым, воротник и обшлага на кафтане малиновые, пуговицы — белые. В 1804 году мундир Московского университета изменили: кафтан сделали темно-синим, а воротник — малиновым.

В 1801 году два мундира (праздничный и для ежедневного использования) получили сенаторы. Оба мундира были красными. Праздничный мундир отличался золотым шитьем. В 1802 году ввели мундир Дерптского университета. Он был темно-синего цвета. Воротник и обшлаги (отворот на рукаве) были из черного бархата, пуговицы желтого цвета. В 1803 году учредили мундиры в Лесном корпусе. Кафтан имел темно-зеленый цвет. Воротники и обшлаги — зеленые, с красным кантом (шнурком), шитье серебряное.

В начале XIX столетия в мундирах господствовала т. н. «французская мода». Мундиры были со стоячим воротником, узкие, однобортные, с вырезом юбки спереди (вроде фрака). Мундиры были трех цветов: темно-зеленый (для большинства ведомств), темно-синий (для учебных и ученых учреждений) и красный (для сенаторов). В последующие 30 лет мундиры ввели практически во всех учреждениях и ведомствах. В Своде законов Российской империи от 1832 года отмечалось, что каждый чиновник должен носить мундир, присвоенный его должности и званию.

Император Николай Павлович, который проводил в империи большую работу по унификации законов, наведению порядка в управленческом аппарате, обратил внимание на отсутствие единства в системе мундиров в различных ведомствах и учреждениях. Так, посетив в августе 1828 года заседание Сената, российский император заметил разнообразие одежды многих сенаторов. Император направил генерал-прокурору князю Д. И. Лобанову-Ростовскому письмо, в котором отметил необходимость порядка и благовидности достойного столь высокого государственного учреждения. Обер-прокуроры должны были проследить за приличием мундиров сенаторов, чтобы не было разноцветных и «полосатых шароваров».

Государь приказал представить в Первое отделение Императорской канцелярии (это отделение занималось подготовкой царских указов, рескриптов, положений и др. документов, контролировало из исполнение, представляло доклады) образцы (рисунки) всех мундиров гражданских ведомств и учреждений. В 1829 году Канцелярия получила задачу разработать проект Общего положения о гражданских мундирах. Государь хотел установить единообразие в системе гражданских мундиров. Работа велась несколько лет и была завершена только в 1833 году. Это было связано с небольшим числом работников Канцелярии и её загруженностью (много было дел связанных с русско-турецкой войной 1828-1829 гг.). К 1833 году было выработано одно общее положение, вместо нескольких частных и неполных положений, которые существовали в некоторых ведомствах.

11 марта 1834 г. «Положение о гражданских мундирах» было утверждено императором. Все учреждения центра и на местах получили единый кодекс одежды. Губернские мундиры государственных служащих отменили. Мундир французского типа сохранили, но его покрой несколько видоизменился, появился более четкий вырез спереди. По большей части сохранили и цветовую гамму. Большинство гражданских ведомств получили темно-зелёные мундиры. Служащие Министерства народного просвещения, Академии художеств, горного ведомства, ведомства путей сообщения и публичных зданий и Департамента духовных дел иностранных исповеданий получили мундиры темно-синего цвета. Сенаторы сохранили красный цвет мундиров.

Для большинства ведомств вели десятиразрядную градацию должностей, ей соответствовало шитье на парадном мундире. Наиболее полным было шитье 1-го разряда: оно имелось по основным швам, на воротнике, обшлагах, по бортам и полам мундира, карманным клапанам и т. д. Мундиры 1-го разряда носили глава Государственного совета (законосовещательный орган при царе), канцлер Российской империи и канцлер императорских и царских орденов. Во 2-м разряде не было шитья по швам; в 3-м — под воротником, по бортам и полам шитьё сократили. 4-й разряд сохранил шитье только на воротнике, обшлагах и карманных клапанах. 5-й разряд имел шитье только на воротнике и обшлагах, 6-й разряд — там же, но в половину длины (половинное). 7-й разряд получил половинное шитье на воротнике и имел на обшлагах шитый кант. 8-й разряд лишили канта на обшлагах. 9-й разряд имел на воротнике и обшлагах шитые канты. 10-й разряд сохранил только кант на воротнике.

Были учреждены семь форм мундира: парадная, праздничная, обыкновенная, будничная, особая, дорожная и летняя. Частью парадной формы была треугольная черная шляпа. С парадным мундиром носилась шпага, которая была атрибутом государственной службы. В форменную одежду государственных чиновников входили также сюртуки. Следили и за внешним видом чиновников. В 1837 году издали постановление, в котором начальникам дали указание следить за тем, чтобы подчиненные не носили усов и бороды. Наличие усов и бороды считалось несовместимым с гражданским мундиром.

В 1856 году мундиры модернизировали. Мундиры «французского типа» заменили на полукафтаны с полной юбкой. Цветовые характеристики мундиров были сохранены. В 1890-е годы сюртук в ряде ведомств (судебном и некоторых других) получил роль второго, наиболее часто используемого мундира. Кроме того, был введен ещё один элемент формы гражданских чиновников — короткое пальто военного покроя (тужурка).
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Гардамир 11 марта 2014 12:35
    Теперь это называется дресс-код. Но идея хорошая. Было бы здорово если бы каждое ведомство соблюдало свою форму.
    1. RoTTor 11 марта 2014 15:51
      А без собачьих западных терминов можно?

      Традиция продолжалась до развала СССР, Практически все ведомства и министерства, школы, ремесленные училища, ведомственные ВУЗы имели форму, которую носили и уважали и в ведомствах и в обществе.

      Помните как запроданец Коротич в горбачёвском огоньке издевался над формой гражданских ведомств?

      Теперь форму по-настоящему уважают и носят только в РЖД. Ну не считать же формой одежду мелких авиакомпаний и магазинов.
      1. zeleznijdorojnik 12 марта 2014 18:47
        С 2008 и форма РЖД очень и очень испортилась-убрали погончики, изменили "табель о рангах", даже галстук теперь не однотонный, а полосатый-ребрендинг . У дипломатов есть форма и, неожиданно, у госслужащих, видел правда только на дипломатах. Морфлот еще и студенты горного института, сан и вет врачи.
    2. Комментарий был удален.
  2. RoTTor 11 марта 2014 15:44
    Очень мелкий и частный вопрос из ТРИДЦАТИЛЕТНЕГО правления императора Николая Первого.

    Не с того надо начинать. Ни слова о главном:
    Николай Павлович - один из наиболее выдающихся правителей России за всю её историю. Великий патриот, настоящий государственник, дальновидный политик, грамотный инженер, порядочный человек.

    И в то же время едва ли не самый очернённый историками-истериками и пропагандонами и до 1917-го и теперь.

    Ну кто на Украине вспомнил о том, что именно благодаря Николаю Павловичу, считавшего Киев "русским Иерусалимом" полузаброшенный после татарских и польских набегов, стал одним из первейших городов Российской империи, по его указам там появился университет, органы регионального военного и гражданского управления, туда начали тянуть железную дорогу...
  3. predator.3 11 марта 2014 19:19
    Гражданская форма должна отличатся от военной, никаких погон , только петлицы, как во времена СССР , а то у нас прокурорских не отличишь от офицера ВВС, а судебные приставы - как морская авиация !
    predator.3
    1. zeleznijdorojnik 24 марта 2014 16:47
      У железнодорожников почти всегда контрпогоны узкие были
  4. RoTTor 12 марта 2014 23:40
    У казаков форма слишком напоминает военную. Хотя в ней больше красуются, но никак не служат.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня