Необычные танки СССР

Этой статьей мы начинаем новую серию статей о необычных танках и проектах России и СССР.

Все мы знаем о танках, выпускавшихся в СССР серийно: Т-26, танки серии БТ, легендарная «тридцатьчетверка» Т-34, ИС-2, но мало кто знает о том, что в СССР разрабатывалось много проектов гусеничной и колёсной бронетехники, которые по тем или иным причинам не пошли в серию. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.

В начале 30-х годов прошлого века танкостроение переживало времена бурного роста, уроки Первой Мировой войны заставили по другому взглянуть и оценить роль танка на поле боя, как самостоятельной боевой единицы, так и в составе подразделения, вынуждая считаться с этим типом грозных боевых машин. Противопульная и в дальнейшем противоснарядная броня, огневая мощь и быстроходность оказали влияние на военные доктрины всех развитых государств. Советский Союз не остался в стороне. По всей стране в опытных КБ, под руководством талантливых инженеров и конструкторов, создавались экспериментальные образцы, многие из них так и остались на бумаге, в макетах и единственных экземплярах, так и не будучи запущеными в серийное производство. Но так или иначе все они оказали влияние на конструкторскую мысль, которая шла дальше. В каждом серийном танке мы найдем отражение этой мысли.


Необычные танки СССР


Началом танкостроения в России и первым русским танком, можно считать детище штабс-капитана А. А. Пороховщикова. Чертежи этой машины, названой «Вездеходъ», были одобрены высшим военным начальством и 13 января 1915 года ему было дано разрешение начать постройку опытного образца. Конструкция «Вездехода» была необычной, сварной корпус опирался на одну гусеницу из прорезиненой ткани, натянутую на четырех барабанах. Обтекаемый корпус, многослойная броня суммарной толщиной 8 мм, делали машину неуязвимой для пулеметного и винтовочного огня. Постройка, начавшаяся в феврале 1915 года, была завершена почти через четыре месяца и 18 мая машина вышла на испытания. Вопреки расчетам боевые и ходовые качества образца не оправдали надежд А. А. Пороховщикова. Механизм поворота, установка вооружения, схема размещения экипажа, требовали серьёзной доработки. Единственным положительным моментом была скорость, 40 верст в час. В результате на стол генерал-лейтенанта Коваленко легло донесение следующего содержания: «… построенный экземпляр “Вездехода” не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…”» От дальнейших работ решено было отказатся.

После Революции в Советской России, молодая Красная Армия остро нуждалась в танках и бронетехнике. Опыта по созданию отечественных танков еще не было, образцы покупались за границей, шеститонный «Виккерс» (Vickers Mk.E) - в последствии Т-26, танк Кристи (Christie M1930) – будущий БТ – 2, «Карден-Лойд» и на их базе строились эксперементальные машины. На базе легкого пехотного танка Т-26 были созданы образцы СУ-5-1 с 76,2 мм полковой пушкой образца 1902/30 гг, СУ-5-2 с 122 мм гаубицей образца 1910/30 гг СУ-5-3 с 152 мм мортирой образца 1931 г. На базе танкетки «Карден-Лойд» будущей Т-27 была создана танкетка Т-23, велись работы по разработке Т-25, но проект так и остался на бумаге. Так же велась работа по изготовлению десантных танков.

Необычные танки СССР


Талантливый конструктор – самоучка Н. Дыренков разрабатывал колёсно-гусеничный танк «танк Д», ДРС или более известный как Д-4. Первый прототип был выпущен в 1931 году. Танк мог передвигаться как на гусеничном так и на колёсном ходу. Но из-за сложности и низкой надежности ходовой части, дальнейшие работы были прекращены. Был разработан новый проект, Д-5, но 1 декабря 1932 года КБ Дыренкова было расформировано. Проводились испытания танка ТГ, иногда называемого Т-22, что не верно. Были построены опытные образцы многобашенных танков Т-100 и СМК, но по результатам испытаний в Зимней войне с белофиннами их конструкции были признаны неудачными и от серийного производства этих машин отказались.

Необычные танки СССР


В суровые годы Великой Отечественной войны работы по усовершенствованию принятых на вооружение и изобретению новых танков не прекращались ни на минуту. На базе танка ГАЗ-70, принятом на вооружение как Т-70, был построен опытный образец Т-80, вооруженный 45 мм автоматической пушкой 20К, пробивающей бронебойными снарядами БР-240 броневой лист толщиной 35 мм с дистанции 1000 метров и пулеметом ДТ. Летом 1942 года был выпущен прототип летающего танка А-40 или ЛТ «летающий танк» на базе серийного Т-60. На танк крепилась бипланная коробка крыльев с двухбалочным хвостовым оперением, имевшая размах 18 метров и общую площадь крыла 85.5 кв. м, по расчетам танк должен был совершать взлет, буксируемый тяжелым бомбардировщиком ТБ-3РН. При приземлении танк легко освобождался от крыльев и мог с ходу вступить в бой. Первый полёт состоялся 2 сентября 1942 года, но двигатели ТБ неожиданно стали греться и танк пришлось отцепить. А-40, планируя, приземлился на ближайшем аэродроме, чем вызвал немалый переполох, была обьявлена боевая тревога. Так собственно и закончилась история этого необычного танка. Необходимость в такого рода машинах к концу 1942 года на фронте была уже невысокой. В 1942 году инженеры завода №100 разработали и создали образец огнеметного танка КВ-12, огнемет был расположен в переднем броневом листе на месте демонтированого пулемёта. В целом машина на испытаниях показала неплохие результаты, но фронту были нужны серийные КВ-2 и КВ-85. От выпуска пришлось отказаться.

Необычные танки СССР


Закончилась и отгремела победным салютом война, советский танк с честью прошел все её испытания, взламывал стальным тараном оборону противника, или являлся средством, цементирующим свои оборонительные позиции. Парадным маршем прошел по городам освобожденной Европы и вошел в Берлин. Но развитие танкостроения в СССР шло дальше. В 1959 году был выпущен опытный образец на ленточном четырёхгусеничном движителе «объект 279» или более известный как «четырёхгусеничный танк». Танк имел литой криволинейный корпус и покрывался противокумулятивными экранами. Удачно прошел все испытания, но по распоряжению Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва проект был закрыт.

Необычные танки СССР
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Многие из них существуют только в одном-двух экземпляров. И хотя на вооружение они так и не были приняты, многие наработки были использованы в дальнейшем в машинах выпускавшихся серийно

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. speaker73 25 июня 2010 16:59
    Вот мне не понятно почему эти проекты не были реализованы.
    speaker73
    1. prunx 7 октября 2011 10:43
      Присоеденяюсь к человеку, чей коммент был удалён.
      prunx
      1. Смирнов Вадим 7 октября 2011 10:47
        А о чем был коммент Вы в курсе? :)
        И кто удалил знаете?
        1. prunx 7 октября 2011 13:27
          Нет, конечно, не знаю. Но с высокой степенью вероятности предпологаю, что в комменте было выражено мнение отличное от мнения speaker73, изложенное не в печатной форме, но созвучное с моим мнением. Нет, если там была реклама виагры или что-то в этом роде, извиняйте. Я думаю, в любом случае, любой проницательный человек понял бы, что я хотел сказать) Кто удалил? Дайте подумаю... Вероятно, у вас на сайте завёлся хулиганистый барабашка... Ещё раз извините, ничего не могу с собой поделать)))
          prunx
          1. Смирнов Вадим 7 октября 2011 17:45
            Вам виднее, Вы же поддерживаете и присоединяетесь, скорее всего... ;)

            Вообще там девица предлагала интим услуги, зайти на определенный сайт и заказать её...
            1. prunx 8 октября 2011 00:29
              Какие ваши доказательства? После того как коммент удалён, можно что угодно наговорить. Фу, какие "грязные" у вас методы)))
              prunx
    2. Vadivak 7 октября 2011 11:36
      Существуют утверждения о создании атомной подземной лодки «Боевой крот» в СССР в 1962—1964 годах. Работала по принципу машин, прокладывающих тоннели в метро. Энергией лодку обеспечивал бортовой атомный реактор. Имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 метра и длиной 35 метров. Экипаж — 16 человек. Скорость движения под землёй — до 15 км/час. Боевая задача — уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника.

      Атомные подземные лодки «Боевой крот» предположительно производились на специально построенном заводе в Громовке (Украина) и испытывались на Урале, в Ростовской области, в подмосковном Нахабино. Под землёй в общей сложности пройдено более 30 километров. Испытания были прекращены с связи со взрывом одного из аппаратов. После смены руководства СССР в 1964 году проект был закрыт.
      1. prunx 7 октября 2011 14:40
        Да, возможно это оно. Я помню, что аппараты эти должны были скрытно прокопаться в тыл противника и пользуясь тем, что супостат озадачен сюрреалистичным появлением железных монстров буквально из под ног, наносит ему сокрушительный удар, травмтрующий, судя по всему, в первую очередь его психику.)))
        prunx
    3. Свой 8 октября 2011 14:34
      Побеждает классика
  2. http://www.fotex.biz 5 июля 2010 13:38
    Ни в чем не преуспел так ссср, как в сооружении средств уничтожения людей :(
    http://www.fotex.biz
  3. Серёга 21 декабря 2010 23:32
    Сильно smile
    Серёга
  4. николай 26 декабря 2010 23:58
    winked отлично
    николай
  5. Кудеяр 13 марта 2011 07:30
    Тогда было много смелых проектов, доведенных до опытных образцов, экономика позволяла и правительство поддерживало. При рыночной экономике это наврядли будет.
    Кудеяр
    1. SuperDuck 7 октября 2011 10:01
      Это в 30-е то экономика позволяла, не смешите.
      SuperDuck
      1. mishok 8 октября 2011 00:22
        не забывайте что экономика была плановой
        mishok
  6. lersu73 31 мая 2011 12:17
    Точность обработки на заводах, не позволяла осуществлять серийное производство. Руководство страны, после Сталина, увлекалось, главным образом, междоусобицами Развитие отраслей и науки шли по инерции и там, где узколобость кукурузников это позволяла. Выросшая на гирбецидах молодёжь здесь, вообще к сожалению, не разумеет то, о чём хочет судить.
    lersu73
    1. prunx 7 октября 2011 10:49
      Приятно встретить здравомыслящего человека, респект. Помню смотрел док. фильм, где кукурузнику пришла в голову идея сделать подземный танк. На коллаже к статье, кажется он и изображен.
      prunx
  7. почти дембель 7 октября 2011 07:16
    Особенно впечатлил реактивный танк.
  8. sirToad 7 октября 2011 07:39
    но фронту были нужны серийные КВ-2 и КВ-85
    а разве КВ-2 в 1942 еще выпускали? может все-таки КВ-1 или даже 1с ?
    sirToad
  9. Ion Coaelung 7 октября 2011 10:18
    Коробочки-ползунки вообще прелесть! Скорость бы им добавить, цены бы небыло!
    Ion Coaelung
  10. sirToad 7 октября 2011 16:30
    да, боевая машина шахтера впечатлила. жаль, в ролике про нее урезано. только одно смущает: а куда этот агрегат породу отваливал? и какой за ним террикон должен образоваться!
    sirToad
  11. раф 7 октября 2011 18:36
    Немного не в тему но думаю будет интересно.В советские времена я выписывал журнал "Техника молодёжи", так вот в этом журнале(к сожалению не помню какой номер и за какой год) читал статью о испытаниях подземной ракеты!!! Без балды, честное слово!!! Там даже были фотографии!Номер был не апрельский! Ракета представляет из себя что то вроде кислородного баллона, внизу конус с множеством маленьких сопел . Ракета работает на жидком топливе,продукты сгорания вырываясь из сопел превращают грунт в пыль прокладывая дорогу ракете.И скорость не маленькая,что то вроде 14 метров за 10 секунд! Попробую найти инфу в сети ,если найду сброшу ссылку.
    1. wladnik 8 октября 2011 11:00
      А как она определяет где взрываться?
      wladnik
      1. SuperDuck 9 октября 2011 08:27
        А она не боевая вроде была а для быстрого бурения. Мне кто то тулил при перестройке что такими ракетами планировалось подготавливать шахты для закладки ядерных фугасов. Такое себе быстрое бурение.
        SuperDuck
        1. раф 10 октября 2011 06:40
          Точно SuperDak она не боевая, я просто забыл об этом написать!
  12. wladnik 8 октября 2011 10:59
    А Пороховщиков очень похож на артиста с этой фамилией.
    wladnik
    1. Кадет 18 октября 2011 05:04
      Александр Александрович Пороховщиков это родной дед известного российского актера Александра Шалвовича Пороховщикова.
      Кадет
  13. sirToad 8 октября 2011 11:08
    дык поди сродственники - артист-то сам признавался что де - дворянин и вояки в роду.
    sirToad
  14. квирит 9 октября 2011 07:49
    а победили самые жизнеспособные образцы и к тому же дешевле.
  15. Кадет 18 октября 2011 05:02
    Александр Александрович Пороховщиков это родной дед известного российского актера Александра Шалвовича Пороховщикова.
    Кадет
  16. Jucalis 1 декабря 2011 16:48
    Было время, жаль что до нас практически не осталось вполне рабочих образцов. Посмотреть в живую охотца. no
    Jucalis

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня