Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"
Этот самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники.

История создания танка весьма протяженна и запутанна. Разработка нового тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работала и фирма Porsche (доктор Порше был вообще любимчиком фюрера). Обе фирмы создали к 1941 году собственные варианты шасси соответственно VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае 1941 года во время совещания в Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин.

В свете предложений фюрера и с учетом результатов испытаний опытных тяжелых танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан заказ на разработку танка VK 4501. Изготовить прототипы предполагалось к маю - июню 1942 года. Уже готовые танковые платформы пришлось создавать практически заново. Конкуренция обоих фирм достигла апогея весной 1942го, когда обе машины, оснащенные одинаковыми башнями от фирмы Friedrich Krupp AG, прибыли в ставку "Волчье логово" (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии для показательных испытаний.


Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Министр вооружений Третьего Рейха Albert Speer лично тестирует шасси нового танка "Тигр"

Обе машины имели еще свои (иногда существенные) недостатки. Так например сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование VK 4501(Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90°. При испытаниях на скорость, VK 4501(H) разогнался на участке 850 м лишь до 45 км/ч, при этом двигатель перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. Взвесив все "за" и "против", несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла все же решение в пользу танка фирмы Henschel. Шасси же VK 4501(Р) использовали позднее для САУ "Фердинанд".


Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Ввеху - прототип танка "Тигр" от Порше, хорошо видна конструкция катков,
использованных позднее в "Фердинандах" (внизу)


В начале августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конец испытаний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепересеченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при этом 430 л на 100 км.

В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения. У первых же серийных машин был изменен ящик для снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни. На прототипах использовался ящик, позаимствованный у Panzerkampfwagen III. Лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни заменили на люк-лаз.

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Рисунок: общий вид танка, первые модели были именно так окрашены,
считалось что танки так мощны, что никакая защитная окраска им не требуется,
напротив - один их вид должен был внушать страх.

Для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа "S". Эта мина, боевая часть которой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 калибра 90 мм.
В то время "Тигр" был единственным серийным танком в мире, оснащенным в массовом порядке оборудованием подводного вождения (для преодоления водных препятствий - не все мосты выдерживали массу танка), которое нашло широкое применение в танкостроении лишь в 50-е годы. Правда, в войсках это оборудование практически не использовалось и от него со временем отказались. О качестве системы говорит хотя бы тот факт, что в ходе испытаний на заводском полигоне, где для этой цели был построен специальный бассейн, танк с работающим двигателем находился под водой до двух с половиной часов.
На "Тиграх" использовались два типа гусениц - транспортные, шириной 520 мм и боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платформы (также специально усиленной - шестиосной), и для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя.

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Замена транспортировочных гусениц на боевые

Конструкция танка представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии.
В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект.
В передней части башни в литой маске устанавливалось основное вооружение "Тигра" - пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, разработанная на базе знаменитого зенитного орудия Flak 18. Ствол пушки имел длину 56 калибров - 4928 мм; вместе с дульным тормозом - 5316 мм. От прототипа KwK 36 отличалась прежде всего наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза, существенно снижавшего отдачу пушки при выстреле. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschussgerät 42 можно было установить еще один (зенитный) пулемет MG-34.

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Восточный фронт. Загрузка снарядов в "Тигр"

Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом на днище танка мощностью 4 кВт. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную, но из-за длинного ствола уже при наклоне в 5° ручной разворот был невозможен.
В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с. (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230P45 был практически идентичен двигателю танка "Пантера". Система охлаждения - жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Топливом служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков - 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 270 л, по бездорожью - 480 л.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих - внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Слабым местом ходовой части "Тигра", от которого никак не удавалось избавиться, был быстрый износ и последующее разрушение резиновых бандажей опорных катков.

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Большая часть произведенных "Тигров" шла на восточный фронт.

Начиная с 800-й машины на танк начали устанавливать опорные катки с внутренней амортизацией и стальными бандажами. При этом наружный ряд одинарных катков был снят. За счет применения автоматического гидравлического сервопривода для управления 56-тонным танком не требовалось сколь-нибудь значительных физических усилий. Передачи переключались буквально двумя пальцами. Поворот осуществлялся легким поворотом штурвала. Управление танком было настолько простым, что с ним мог справиться любой член экипажа, что в боевой обстановке оказывалось немаловажным.

Корпус танка - коробчатого типа, собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня - катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. При этом, установив все бронелисты корпуса вертикально, конструкторы танка полностью игнорировали простой и весьма эффективный способ усиления бронезащиты посредством наклонного расположения бронелистов. И хотя толщина лобовой брони корпуса составляла 100 мм, а бортов и кормы - 82 мм, бронебойные снаряды советской 76,2-мм пушки ЗИС-3 могли поражать лобовую броню танка с 500 м, а бортовую и кормовую броню - даже с расстояния 1500 м.

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Москва, лето 1943 года. Первый трофейный "Тигр" на выставке в ЦПКиО им. Горького.

Специально для танков "Тигр" была создана новая тактическая единица - тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung - sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Впоследствии были образованы 14 таких батальонов, один из них действовал в Африке, другой в Италии, остальные - на восточном фронте.

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Колонна "Тигров" в районе города Бердичева.

В августе 1942 года первые танки уже "проходили испытания" в предместьях осажденного Ленинграда (а уже в январе 1943 нашими войсками был захвачен первый почти не поврежденный "Тигр"). Наиболее массово "Тигры" использовались во время Курской битвы, или, как она называлась у немцев, операции "Цитадель". К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых "тигров", но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин.

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Тигры идут на Курск. Транспортировка без перехода на транспортные гусеницы.

К началу высадки союзников в Нормандии в июне 1944-го немцы располагали на Западе 102 "Тиграми" в составе трех тяжелых танковых батальонов СС. Один из них отличился больше других, в основном благодаря тому, что одной из его рот командовал самый результативный немецкий танкист - оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Его подвиги в большой степени составили славу танка, всего же на его счету числится 138 танков и САУ.

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Михаэль Виттман и экипаж его "Тигра" №S21

В целом, эффективность использования танка базировалась на его эффективном вооружении, дополненном прекрасной оптикой и продуманностью внутренней компоновки. Большинство танков тех лет уступали "Тиграм" в дальнобойности и скорострельности. Таким образом, экипаж "Тигра" мог начать бой еще с безопасного для себя расстояния и закончить его, не дав противнику толком приблизиться. Все известные случаи победы в танковых боях над "Тиграми" - при значительном численном перевесе. Тот же Виттман погиб в конце-концов прорываясь через строй "Шерманов", он просто был расстрелян в упор как минимум пятью танками.

Главным недостатком танка являлась, несомненно, его броня, вернее ее количество и масса. Расположив более тонкие броневые листы под большими углами наклона, конструкторы "Пантеры", например, смогли добиться почти аналогичных "Тигру" параметров защищенности, на 13 тонн снизив массу.

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Вертикальная броня "Тигра" - его слабое место.

"Тиграм" же при максимальной мощности двигателей того времени в 700 лс, было очень затруднительно эффективно передвигаться по пересеченной местности. Танк весом в 56 тонн элементарно вяз на болотистых почвах. Для сравнения: Т-34 при весе в 26 тонн приводился в движение 500-сильным дизелем. Кроме того, это же являлось причиной многих усложнений в конструции и часто вело к проблемам при транспортировке и эксплуатации.

Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

В городских боях на узких улицах, "Тигры" теряли почти все свои преимущества.

"Тигр" часто называют лучшим тяжелым танком Второй мировой войны (конкуренцию может составить разве что ИС-2) и несмотря на все его недостатки, по совокупности параметров так это вероятно и было - многие концепции и технические решения используются в танкостроении до сих пор.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 20
  1. Варя 24 января 2011 22:10
    Хорошая статья, очень интересно было прочесть, спасибо.
    Варя
  2. Стас 30 марта 2011 23:07
    Спасибо. вот такой к нам снег талкаты 1.5метровые сугробы :)
    Стас
  3. Эскандер 21 апреля 2011 10:43
    Корпус изначально сделали слишком коротким, для компенсации нагрузки на грунт пришлось его чрезмерно расширять вместе с гусеницами, в результате и проблемы при жд. - транспортировке и эпопея с переобуванием.
    Эскандер
  4. мишаня 21 апреля 2011 14:09
    Хорошая статья, интересно написано и дифференцированно)))
    мишаня
  5. FILIN 21 апреля 2011 19:27
    Двухрядная система катков поздней осенью забивалась грязью и замерзала ночью намертво. Стоило огромных усилий разбить замерзшую грязь и вычистить катки.
    А при замене вышедшего из строя катка во внутреннем ряду например в середине , приходилось снимать 2 катка во внешем ряду.
    Соответсвенно и ставить в обратной последовательности все обратно.
    Плюс низкий моторесурс...дополнительные маршевые гусеницы. Невозможность проезда по большинству деревянных мостов.....
    Я бы не стал его называть ЛУЧШИМ танком.....как это сделал автор...
    FILIN
  6. юнга 21 апреля 2011 19:43
    "представлял собой совершенный образец боевой техники" и дальше рассказывается о недостаткая сего совершенства, из 20 абзацев всего 1 про достоинства. У автора явно не всё впорядке с логикой или сиё "совершенство" не совсем совершенно.
    юнга
  7. Зольдат 21 апреля 2011 23:15
    Diese rpekrasnoe Schaffung der deutschen Genius Ошень кароший танк.
    Ми ест победить всех болшевик und комисарен. Русс Ифан, сдафайса!
    Зольдат
  8. Джокер 22 апреля 2011 09:22
    FILIN,
    - абсолютно согласен wink

    К недостаткам стоит добавить:

    - низкая надежность трансмиссии;
    - при наклоне корпуса вбок - блокировалась башня;
    - невысокая скорость поворота башни + она зависела от обротов двигателя;
    Джокер
  9. Банзай 23 апреля 2011 23:49
    Нет слов Тигр это супертанк для своего времени.Витман в одном бою уничтожил свыше 50 американских Шерманов(Discoveri channel) Восхищаюсь мужеством наших танкистов рывком сокращавших дистанцию для ведения действительного огня,при этом в среднем на один уничтоженный Тигр,горело 7-12 тридцатьчетвёрок.
    Банзай
    1. KostikZaika 11 марта 2012 02:26
      Банзай,
      Вообще-то, германская пропаганда упоминала что в сражении у городка Виллье-Бокаж Виттман уничтожил 25 танков противника, 2 противотанковых орудия и множество легкой бронетехники. Согласно расследованиям историков и людей интересующихся историей количество танков раздуто приблизительно в два раза.
      KostikZaika
  10. Джокер 25 апреля 2011 09:39
    Банзай,
    при этом в среднем на один уничтоженный Тигр,горело 7-12 тридцатьчетвёрок. - это откуда инфа такая? Если в среднем исходя из потерь - то подсчет некорректен.

    Всё зависит от множества факторов.
    Джокер
  11. Эскандер 25 апреля 2011 14:31
    Банзай

    Инфа не верняк! Откуда отстой брал?
    «Рывком» не сокращали, старались обходить с флангов. Среднестатистических потерь, таких как ты приводишь не было. Это из-за преимуществ Т-34 в скорости и манёвре (они дураки тебе – переть на тигров в лоб со скоростью улитки и только прямо, пока 7-12 не порешат?)
    Эскандер
  12. peaker 1 мая 2011 13:35
    Танк действительно мощный,и бороться с ним было не легко...при встречном бое шансов у наших танков,кроме ИС-2 не было...
    peaker
    1. fantast 8 мая 2011 22:31
      Ну здесь Вы не правы, и Т34-76 и тем более Т34-85 могли очень сильно напрячь "тигров" благодаря скорости, манёвренности и довольно сильной лобовой брони. У немцев было преимущество в дальнем бою за счёт оптики, но в ближнем они уступали нашим танкам
      1. Джокер 10 мая 2011 09:46
        Маневр - да, тем более при одной из особенностей тигров, медленном повороте башни, в бою на коротке это могло кончится для немца фатально, но по броне к сожалению 34-ка с тигром тягаться не могла.
        Джокер
    2. KostikZaika 11 марта 2012 02:21
      Согласен, Ис-2 мог уничтожить "Тигра", но надо посмотреть и ТТХ этих машин. Скорострельность ИС-2 - 2-3 выстрела в минуту. У "Тигра" - 7-8. Именно поэтому в наставлениях для наших танкистов с ИС-2 было рекомендовано при непробитии "Тигра" с первого выстрела уходить в укрытие.
      KostikZaika
  13. TIT 4 октября 2011 14:20
    вемена уходят и нам всё трудней понять правду ,мы черпаем иформацию из разных источников, ( т-34 официально обьявлен лучшим танком ,не только на поле боя но и впроизводстве)


    цитата:Тот же Виттман погиб в конце-концов прорываясь через строй "Шерманов", он просто был расстрелян в упор как минимум пятью танками.

    к этому времени он воевал уже на королевском тигре ,а это уже совершенно другая машина
    TIT
  14. Valentin 5 октября 2011 12:47
    самый результативный танковый ас это Отто Кариус, 158 танков. Т 34-76 могла пробить броню Тигр I в упор в борт.Кроме того на тиграх воевали танкисты с опытом.Для тигра были опасны не только ИС 2 но и Т 34-85, Р 26 першинг, М 36, M4A1(76)W и Sherman VC (Sherman Firefly)
    Valentin
  15. Bugor 20 июля 2012 11:08
    Карс, я перешёл, а вы?
    1. Kars 20 июля 2012 16:41
      А у нас есть нерешонные спорные вопросы?Если есть можно приступать.
  16. Bugor 20 июля 2012 16:45
    Валентин, вы всему, что он наврал, не верьте. Как вы себе представляете подбитый танк? Как груду обломков? Так ведь оч редко было. Мой дед (воевал на КВ, к сожалению, не знаю, каком, а теперь не спросить уже...) говорил, что для того, чтобы танк вывести из строя - как минимум два попадания в жизненно важные агрегаты. А таких агрегатов в лобовой проекции нет. Просто нет. В борт пробить можно любой танк, но это надо подставиться командиру, о чём, кстати , Кариус и говорил. 76мм, прилетевшие в борт, для любого танкатех времён (да и для нынешних многих) - летальный исход. Не из-за пробития брони, а из-за фугасного действия. Нагадит так, что либо проводку оторвёт, либо ещё какие-нить воздействия, типа перебития бензопровода.
    А Тигру, как и любым другим немецким тяжам, приходилось воевать именно ЛБОМ.

    И ещё. Как это - в упор в борт? Как вы себе представляете УПОР? В борт чтобы прислать, надо стоять от него (Тигра) минимум на 1000 метров. Это - упор? Ближе никто не подпустит, пехота есть. Так 76мм хватало и тогда, не говоря о 85.

    Уважаемый Карс, нерешённых вопросов, наверное нет, увы..
    А так хотелось поспорить...:)
    Хотя, наверное, есть. Я по-прежнему настаиваю на том, что весь зверинец - тигры, пантеры и пр. является чисто противотанковым ответвлением немецких панцеров.
  17. kov 20 сентября 2012 20:59
    Bидео история о танке Tiger

    kov
  18. Antorias 20 марта 2014 21:12
    цитата:Тот же Виттман погиб в конце-концов прорываясь через строй "Шерманов", он просто был расстрелян в упор как минимум пятью танками.

    к этому времени он воевал уже на королевском тигре ,а это уже совершенно другая машина[/quote]

    Неверно, Витман закончил на Tiger I, и был уничтожен скорее всего (вывод сделан из многих источников и путём логических размышлений) самолётом с помощью неуправляемых реактивных снарядов, башня была оторвана и валялась далеко в стороне, на верхней броне-плите корпуса зияла огромная дыра, какие уж тут шерманы.
    Antorias

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня