Компания "Энергомаш" продавала американцам российские ракетные двигатели за половину стоимости затрат на их производство

12
Компания "Энергомаш" продавала американцам российские ракетные двигатели за половину стоимости затрат на их производство


Миллиардными убытками для нашей страны обернулись поставки в Америку российских ракетных двигателей. Проводившие проверку ОАО «НПО «Энергомаш» аудиторы Счётной палаты (СП) установили, что российские ракетные двигатели РД-180 для американских ракет-носителей «Атлас 5» продавались за половину стоимости затрат на их производство. Только в 2008–2009 годах потери от таких «успешных» продаж составили порядка 900 млн рублей – почти 70% всех убытков «Энергомаша». Это не всё. Наши двигатели помогли Америке продолжить развёртывание своей системы противоракетной обороны.

Прежнее руководство «Энергомаша» считает проверку Счётной палаты не чем иным, как местью. В качестве подтверждения – некая странная история с вымогательством крупной взятки, которую четыре года назад якобы требовали проверяющие, ничем так и не окончившаяся. Странно, что аудиторам пришлось ждать целых четыре года, чтобы «отомстить» к тому времени уже снятому с поста гендиректору, который к тому же вполне благополучно доработал до 2010 года, напоследок выписав своей команде директоров бонус в 100 годовых окладов рабочего «Энергомаша». Ходили слухи, что Пахомова уволили якобы за то, что он проигнорировал указание бывшего главы Роскосмоса Анатолия Перминова об интеграции предприятия с РКК «Энергия». Если бы распоряжение было выполнено, «Энергия» получила бы конкурентные преимущества в ущерб другим российским ракетным фирмам. А главное – Пахомов-де считал, что передача государственного предприятия «Энергомаш» (более 80% акций у государства) частному РКК «Энергия» (более 70% акций у частников) должна осуществляться с соблюдением законов о приватизации стратегических предприятий. За что, мол, с генеральным и свели счёты. Вопрос лишь в том, так ли это на самом деле.

Действительно, основная доля акционерного капитала ОАО «НПО «Энергомаш» принадлежит государству в лице Росимущества. «Но есть свои тонкости, – поясняет аудитор Счётной палаты Сергей Рябухин, – так как до недавнего времени фактическое руководство предприятием осуществляла управляющая компания, одновременно владевшая 20-процентным пакетом акций ОАО. Владельцы этой компании несколько раз менялись. А государство сумело установить контроль над НПО «Энергомаш» лишь в конце 2010 года».

Другими словами, пока государство не схватилось одновременно за голову и за карман, подсчитав убытки, всё шло замечательно. И у руководства «Энергомаша» не было никакого желания передавать столь удобную в плане контроля компанию «РКК «Энергия» с гораздо более эффективным негосударственным менеджментом, который мог в одночасье вскрыть все проблемы «Энергомаша». И гораздо быстрее, чем это сделала Счётная палата. Бесконтрольность же давала гораздо больше бонусов, нежели игра в паре с «Энергией». Отсюда и нежелание взаимодействовать, приведшее в итоге к конфликту с Роскосмосом и с Перминовым лично.

Кстати, и модернизацию НПО пришлось бы проводить в более прозрачном режиме – частник никогда не закрыл бы глаза на то, на что их закрывало государство. В частности, аудиторская проверка показала, что из 2,5 млрд рублей, которые государство перечислило на модернизацию «Энергомаша», целевым образом не было потрачено ни копейки. По словам аудитора Сергея Рябухина, в «Энергомаше» попросту игнорировали требования и директивы о необходимости модернизации предприятия. А вот куда делись 2,5 млрд рублей, ещё предстоит выяснить. Выяснять придётся и многое другое: скажем, почему миноритарным акционером ГК «Регион» был организован саботаж работы с целью продать государству свой пакет акций в восемь раз дороже реальной стоимости? Саботаж, как ни странно, закончился весьма успешно: в результате стоимость пакета, принадлежащего ГК «Регион» – а это крупнейший после государства акционер «Энергомаша», – выросла на целый миллиард рублей! На фоне подобных проделок как-то совсем уж мелковато выглядят иные нарушения. К примеру, руководители заключали договоры с заводом на аренду собственного автотранспорта, который использовался как служебный, и получали за это порядка 5 млн рублей в год.

Но это всё цветочки. Ягодки, как выяснилось, куда как опаснее для здоровья нашей страны.

Говорят, что сотрудничать с американцами ОАО «НПО «Энергомаш» начало в 1995 году при личном посредничестве Бориса Ельцина. На самом деле началось оно несколько раньше, в октябре 1992 года, когда «Энергомаш» запустил партнёрскую программу сотрудничества с «Пратт энд Уитни». Тогда же было подписано Соглашение по совместному маркетингу и лицензированию технологий с компаниями United technologies Co и «Пратт энд Уитни». «Энергомаш» назначил эти структуры своими представителями по маркетингу в отношении производства, использования или продажи двигательных установок и лицензируемых технологий по всем программам и контрактам в США.

Сотрудничество, правда, шло ни шатко ни валко. В январе 1994 года в опубликованном отчёте НАСА «Доступ в космос» впервые было упомянуто о возможности использования двигателей разработки «Энергомаша» в качестве основных маршевых двигателей. А в 1995-м российская компания подала заявку на участие в конкурсе двигателей для новой на тот момент американской ракеты-носителя Atlas IIAR. Конкурс объявила корпорация «Локхид Мартин Астронотикс», а у «друга Билла», как Ельцин называл своего американского коллегу Клинтона, были хорошие личные связи с руководством этой корпорации. В общем, Клинтон замолвил словечко, и НПО «Энергомаш» удалось неслыханным образом обойти всех конкурентов. А может, всё было и по-другому – наши двигатели действительно на тот момент были лучшими, а не просто самыми дешёвыми.

В «Энергомаше», к примеру, уверяют, что разработка двигателя РД-170 опередила аналогичные разработки в США на 8–10 лет. Как бы то ни было, в январе 1996 года компания «Локхид Мартин» объявила о выборе жидкостного ракетного двигателя РД-170 в качестве двигателя первой ступени ракеты-носителя Atlas IIAR.

Чтобы читатели представляли себе, что же такое ракетный двигатель, скажем, что вес такого агрегата стремится к 5,5 тонны. В двигателе задействованы не только сверхновые технологические разработки, но и сверхдорогие материалы. Есть версия – она нуждается в проверке, но высказывается серьёзными экспертами в области ракетных технологий, – что контракт с американцами мы получили не в последнюю очередь из-за низкой цены двигателей РД-170. Вначале такие потери можно было оправдать демпингом ради завоевания рынка. Но потом и рынок завоевали, и двигатель усовершенствовали, но в итоге РД-180, который поставлялся американцам в последние годы, должен был стоить как минимум на 40% дороже цены, указанной в контракте с американцами. Почему была предоставлена «скидка», вопрос открытый.

Формально Россия не участвует в американской системе ПРО. На днях генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен отклонил предложение российского президента создать «секторальную» систему ПРО с участием России и разграничением ответственности.

«НАТО не может передать ответственность за свою безопасность стране, не являющейся членом альянса», – объяснил на последовавшем брифинге генсек Расмуссен.

Тем не менее в ПРО задействованы наши компоненты, точнее упомянутые двигатели. Но вот в чём фокус: взамен мы, разумеется, не получаем возможности контролировать процесс да ещё и теряем деньги. А ведь именно проданные в США российские двигатели РД-180 отправили в космос первый спутник новой системы раннего обнаружения запусков баллистических ракет SBIRS, действующей в рамках системы ПРО НАТО. При этом двигатели РД-180 разрабатывались и сертифицировались исключительно для использования на американских ракетах-носителях семейства «Атлас». То есть наша страна – не без странного попустительства со стороны руководства «Энергомаша» – снабжала США элементами системы ПРО, которая теперь, по словам министра обороны России Анатолия Сердюкова, угрожает безопасности нашей страны!

На конец марта 2011 года Россия поставила в Америку 53 двигателя. Проведено шесть пусков ракетоносителей «Атлас 3» с двигателями РД-170 и 24 пуска ракетоносителей «Атлас 5» с двигателями РД-180. Все пуски прошли успешно, замечаний, касающихся работы двигателей, не поступало. При использовании российских двигателей прошли запуски орбитального аппарата для исследования лунной поверхности и аппарата для исследования лунных кратеров (LRO/LCROSS), космического аппарата для исследования поверхности Марса, космического аппарата для разведки Плутона и его спутника Харона в рамках программы «Полёт к Плутону». В этом году «Атлас 5» выведет в космос аппарат «Юнона», летящий к Юпитеру, и Марсианскую научную лабораторию.

И всё это – за полцены.

P.S. Когда материал был подготовлен к публикации, стало известно, что помимо Счётной палаты деятельностью «Энергомаша» заинтересовались в Генеральной прокуратуре и ФСБ. Мы будем информировать наших читателей о дальнейшем ходе этой неприглядной истории.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. сергей
    +1
    5 июля 2011 17:14
    -удалено ругательство-
  2. +2
    5 июля 2011 17:23
    Как где-то наши стратегические потери - там торчат уши Ельцина.
  3. +3
    5 июля 2011 17:36
    Вот мудазвоны!Иными словами назвать сложно.Наши ученые потели над изобретением этого двигателя ,а тут "прибыль" им понадобилась! angry
  4. Kavkaz
    +5
    5 июля 2011 18:43
    Снять,мораторий на смертную казнь!!!!!!!!!!!
  5. mitrich
    +4
    5 июля 2011 19:29
    Вот и получается, что государственники из "Энергомаша" блюли государственные интересы меньше, чем частники из РКК "Энергия". Вывод: далеко не каждое унитарное предприятие или же предприятие с контрольным пакетом акций у государства есть образец для подражания.
    Про продажу изделий в убыток себе НЕ верю. Такие они дураки, в "Энергомаше"?! Скорее, недополученную предприятием выгоду в виде разницы в цене в карман себе ложили, в виде откатов и прямых подлогов. В их глупость не верю, а воровство и набивание карманов очень даже возможно.
    С Kavkazом согласен, а то опять все может штрафами закончиться.
  6. Goldpirat
    +2
    5 июля 2011 20:11
    Не думаю что подобное можно было бы провернуть без прикрытия с верху......... они же не камикадзе в конце концов и не полные -удалено- что бы не понимать чем такое рано или поздно они могут столкнуться с проверками которые закончатся не в ихнюю пользу, скорей это просто банальная подстава и не более
  7. +3
    5 июля 2011 21:28
    Вот suki продажные.
    Пиндосы,получив эти двигатели,не могли поверить что они работают на дешёвом керосине.Начали копировать,создали себе точно такой,но тяга у него оказалась меньше,а значит и полезная нагрузка меньше,пришлось покупать у нас.
    Расскажите как Борис-неумный человек,продал С-300,Т-80,ЯК-141 вместе со всей документацией, компановку ЯКа они применили для своего F-35.

    Сталина на них нехватает.
  8. Советский
    +1
    5 июля 2011 22:35
    Очень рад видеть что есть патриоты в России (имею ввиду всех Вас которые на комментарии ). Так что желаю Вам прорваться на властный олимп и навести элементарный порядок в стране. А то что толку что мы все тут возмущаемся беспределом..Смотрю тут представлены многие нации. так что народ России един , чтобы там не говорили...
  9. +1
    6 июля 2011 00:15
    А ФСБ ничего не видит и не слышит. Пока журналисты не напишут. На хрен нам такая контрразведка с прокурорскими и иными...
  10. штрафбат
    -1
    6 июля 2011 09:24
    Это всё высосано из из пальца и дофантазировано, чтоб посчикотать нервы пиплосам и им нескучно было в метро. winked
    Прямо скажен что цена на такой товар понятие очень растяжимое. Например чтоб выкрасть чертежи на это изделие ЦРУ могло списать пару миллиардов баксов, рассекретить о продать ОДИН движок можно и за 500 млн зелени, ну а БОЛЬШООЙ заказ на 50 штук можно и по 50 млн за штуку.
    К слову сказать такое чудо стоит на ЗЕНИТЕ и запущено этих Зенитов едвали больше десятка за 25 лет.
  11. hellbringer
    +3
    6 июля 2011 09:53
    Никаки фантазий. Аудиторская проверка показала нарушения? Значит они имеют место быть. И цена не может быть растяжимой, она зависит от многих факторов, я как ведущий экономист могу это смело утверждать.
    Передача чертежей ничего не решит есть еще такое понятие как "технология производства", на внедрение которой может уйти не один год.
    Если говорить о действия таких руководителей то их можно классифицировать как "измену родине", вопрос насколько высоко проходить вертикаль коррупции. И кто прикрывает задницы иудам в нашей продажной РФ. Надо вообще создать такую доску почета на всю РФ чтоб страна знала своих героев по их деяниям. Первым конечно будет Б.Н.Е., надеюсь он пару раз перевернулся в своем деревянном макинтоше.
  12. штрафбат
    0
    6 июля 2011 13:56
    В «Энергомаше», к примеру, уверяют, что разработка двигателя РД-170 опередила аналогичные разработки в США на 8–10 лет

    Зная историю вопроса утверждаю что США в этом типе двигателя отстали навсегда, а именно этот двигатель был разработан под лунную программу СССР.
    США отстали на 50 лет. Вкратце суть дела в том что отработанные газы топливного насоса не сбрасываются отдельно, а поступают в единую камеру сгорания.
    Для вехдухщих кономистов добавлю топливный насос должен прокачать 200 тонн жидкого кислорода температурой минус 200 градусов при давлении 200 атмосфер за 5 минут. При этой температуре железо становится как стекло, а пылинка как алмаз и если она чиркнёт по лопасти то всё разлетается к
    -удалено ругательство-
    что и случалось с ракетами Зенит.
  13. Stavr
    Stavr
    +1
    6 июля 2011 14:08
    hellbringer: "...Если говорить о действия таких руководителей, то их можно классифицировать как "измену Родине". Вопрос: насколько высоко проходит вертикаль коррупции. И кто прикрывает задницы иудам в нашей продажной РФ. Надо вообще создать такую доску Почета на всю РФ, чтобы страна знала своих героев по их деяниям. Первым конечно будет Е.Б.Н., надеюсь он пару раз перевернулся в своем деревянном макинтоше".
    Справедливо замечено. Е.Б.Н. мог бы, как и меченый, Нобелевскую премию мира получить, если б ее, конечно, выдавали посмертно.