Крым 20 лет спустя

81
Чтобы сделать полуостров местом своей мечты, крымчанам самим придется изрядно потрудиться

Бархатный сезон я встретил там, куда лет двадцать мечтал вернуться, – в Крыму. Тем более этот сезон особенный, первый русский курортный сезон за долгие годы. Встретил меня Крым, как и полагается гостеприимному хозяину, прекрасной погодой, лазурным небом, теплым морем, чистыми пляжами. Приятных сюрпризов – великолепных пейзажей, сочных фруктов и сладкого вина – было в избытке, но мне хотелось поближе познакомиться с жителями региона, их надеждами, проблемами и взглядами.

Одно из моих первых впечатлений – малолюдность. Это заметно не только по полупустым пляжам и скучающим официантам прибрежных кафешек, но и по низким ценам на сдаваемое везде и повсюду жилье и на услуги ненавязчивого пляжного сервиса. Номер в люксе стоит от 700 рублей, общий массаж – 500 рублей, часовая морская прогулка на катере – 200 рублей, стакан домашнего вина – 50 рублей… Жители Крыма, особенно приморских курортных городов и поселков, ориентированных на потоки отдыхающих, в этом сезоне понесли значительные убытки.

Сами не едут, нас не пускают

В сравнении с прошлым годом, когда в Крыму отдохнули свыше пяти миллионов человек, в этом гостями полуострова стала едва половина от этой цифры. Одним из символов проблемы является феодосийский железнодорожный вокзал. Расположенный в самом центре города, в живописном месте, сейчас он практически пуст. Напротив расписания поездов, согласно которому только из Москвы сюда ходило до трех составов в день, преобладает одна надпись – «отменен». Пустует и один из крупнейших на полуострове грузопассажирский порт. О его потаенной мощи свидетельствуют пустые пирсы и причалы. Лишь по ночам он оживает, чтобы принять несколько судов с большегрузными фурами, прибывшими из Новороссийска. Причина такого оттока отдыхающих лежит на поверхности: конфронтация с Украиной, жители которой сами сюда не едут – боятся и россиян не пускают.

Пять минут как россияне

Крым еще продолжает жить «русской весной», воссоединением с Россией. И это заметно не только по уличным граффити и развевающимся повсюду триколорам. В этом сезоне писк моды в Крыму – футболки с портретами Путина, «вежливыми людьми» и различными вариациями на тему нашего ответа Обаме и его санкциям. Искренне порадовался, разглядывая на сувенирных развалах майки и футболки патриотического содержания, ведь товаров такого рода мне давно не приходилось видеть. Подтвердили такие настроения и прошедшие в начале сентября выборы в крымский парламент и местные органы самоуправления, явка на которые побила все рекорды, и нетрудно догадаться, какие политические силы получили поддержку.

Крым 20 лет спустяВместе с тем, общаясь с жителями полуострова, понимаешь ту ответственность, которую взяла на себя Россия, решившись на присоединение Крыма. Экономика республики пришла в полный упадок, и крымчане ждут от нас едва ли не экономического чуда, которое должно произойти в самые сжатые сроки. Это смущает. Россия, конечно, страна неограниченных возможностей, как чуть больше 100 лет назад с завистью отмечал американский журнал «Нэшнл джиогрэфик», но это не значит, что они безграничны, да и самим нам до процветания еще далеко. Деликатно приходилось поправлять новых сограждан, что скоротечных чудес ждать не стоит. И бессмысленно проводить параллели с кавказскими республиками, которые давно «висят» на балансе, не торопясь вернуть сторицей вложенные в них многомиллиардные бюджетные средства. Тем более что Крым хоть и не развивался все «украинские» годы, но зато здесь не проводилась контртеррористическая операция, а промышленно-экономическая база, климатические условия, не говоря уже о великолепных возможностях для развития туризма, здесь словно созданы самой природой для привлечения капитала. Но без труда местных жителей, без их участия и активности скорого процветания ждать не стоит.

Прибавка зарплаты и пенсий повысила уровень жизни и покупательную способность крымчан, но ненадолго. И если тарифы ЖКХ здесь показательно низкие, то цены на топливо вполне общероссийские со всеми вытекающими последствиями. Ясно, что Крыму нужны не дотации, а рабочие места. И они вроде бы есть. Глядя на растянувшиеся вдоль трасс многокилометровые виноградники, фруктовые сады, требующие ухода и тепла человеческих рук, трудно поверить, что в Крыму есть безработные. Но как часто бывает в нашей полной парадоксов жизни, они есть. Спешить устраиваться на трудоемкую и низкооплачиваемую работу жители полуострова, особенно молодежь, не спешат. Впрочем, ситуация схожа и со многими другими регионами России, включая Северный Кавказ. Это говорит, например, о том, что местные жители вполне «обрусели», стали цивилизованнее, по-европейски разборчивее.

«Украинская осень» после «русской весны»

Крым еще не расстался со своей бывшей метрополией, и присутствие Украины чувствуется не только во взглядах и лицах, но и в названиях «вулыць» и номерных знаках машин, уличных вывесках и рекламе, дорожных указателях и украинских операторах сотовой связи, а также в самом настоящем обилии украинских же товаров в магазинах, которые подчас и принадлежат бизнесменам из Киева и Днепропетровска. Делая в таких торговых точках покупки, невольно сочувствуешь жителям Крыма: если вдруг на полную катушку заработают антиукраинские санкции, то заполнить прилавки продмагов российскими и местными товарами будет очень непросто. Пока самым ходовым российским брендом здесь является кубанская молочная продукция, которая существенно дороже украинской. И это понятно: завозить фурами молоко через капризную паромную переправу накладно, а других путей транспортировки товаров практически нет.

Но больше всего удручает присутствие Украины в телеэфире. Включив спутниковое ТВ, невольно становишься заложником украинского телебачення: примерно из тридцати доступных каналов 70 процентов ведут трансляцию из-за ближнего незалежнего «бугра». Россия скромно представлена лишь пятеркой главных общественно-политических каналов. Оставшийся эфир поделили страны Закавказья и Казахстан. Эта внеплановая промывка мозгов существенно обостряет информационную войну на «крымском фронте», где до полной победы России еще очень далеко. Сопоставляя наши и украинские телепрограммы, понимаешь, что Украина всерьез готовится взять реванш и не только в телеэфире. С учетом того, что по всем украинским каналам, включая детские, спортивные и развлекательные, регулярно звучат патриотические призывы защитить Родину, которой угрожает ворог – Россия, испытываешь определенный внутренний дискомфорт и тревогу. И от них нельзя избавиться, надев лишь красивую майку с портретом «самого вежливого из людей». Нельзя сказать и о разнообразии российских печатных СМИ на крымском рынке. В газетных киосках той же Феодосии помимо глянца-гламура лишь несколько кроссвордно-развлекательных сборников и весьма тусклые по содержанию местные газеты, заполненные программой телепередач и объявлениями купли-продажи. Из более или менее серьезных изданий предлагаются лишь вчерашняя «Комсомолка» да «Российская газета». Не густо для субъекта, только что принятого в состав России. Неужели выводы не сделаны и мы снова наступаем на грабли информационной войны?

Не способствуют благодушному созерцанию крымского великолепия и многочисленные беженцы из пострадавших от войны районов Украины. Их присутствие заметно везде – выдают глаза, в которых читаются безысходность и тревога. Многие из этих людей поняли то, что нам еще предстоит понять. Они постоянно «висят» на телефонах, узнавая последние новости с оставленной Родины: кто еще вернулся домой, какие цены на продукты в Макеевке, Горловке или Краснодоне, перестали ли стрелять? Их судьба сегодня в наших с вами руках. Не знаю, как у кого, а мне понимание этого придает силы. Когда видишь реально пострадавших от войны людей, говорящих с тобой на одном языке, то внутренне мобилизуешься, готовясь к лишениям, которые неизбежны. Понимание этого не парализует, а наоборот, помогает собирать волю и силу в кулак.
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Stypor23
    +11
    8 октября 2014 18:16
    Жёлтенькая футболочка очень впечатляет,надо прикупить. good В принципе, идея зарабатывать на имидже России и Путина -дельная мысль.А уж в америкосии если это перейдет все мыслимые границы,будет очень приятно.
    1. +10
      8 октября 2014 18:51
      А без труда не вытащишь и рыбку из пруда, так было во все времена. Хочешь хорошо жить - хорошо и много работай.
      1. +7
        8 октября 2014 19:02
        Очень хотел поехать этим летом..,к сожалению не удалось.Даже не так отдохнуть,как просто пообщаться с местными.Буду надеяться на будущий год.
      2. +14
        8 октября 2014 19:45
        Цитата: Гигант мысли
        А без труда не вытащишь и рыбку из пруда, так было во все времена. Хочешь хорошо жить - хорошо и много работай.

        Если бы только всё зависело от желания работать! И в остальной России картина не отличается особой благостью от представленной автором по итогам его поездки в Крым. С этим правительством, обслуживающем олигархов(особенно это относится к экономическому блоку), к всеобщему благоденствию добросовестно трудящихся людей долго идти будем. Если не канет в лету олигархический капитализм, то и дойдем вряд ли.
        1. +22
          8 октября 2014 20:16
          Я в этом году на машине гонял туда. Скажу вот что: отдыхающих мало потому, что в Крым только одно игольное ушко (Керченская переправа). Сам стоял 20 часов.Не ныл и не жалею. Будет мост-народу тьма будет. Грузовой порт работает мало - не налажены бизнес связи между нашими и крымом (исправимо). Сбербанк ссыт заходить в Крым - факт. Из смелых только Банк России. Сотовую отожмут - дело времени. Севастополь как будто до сих пор празднует - патриотизм зашкаливает. Разговоры местных - в основном одни вопросы к нам, но не капли сожаления. Они готовы терпеть, лишь бы был результат. Весь ЮБК рассуждает так: потерпим трохи, потом попрёт. С таким настроем Крым горы свернёт, только бы наши не с тормозили.
          1. 0
            8 октября 2014 23:29
            был в этом году и поеду в следующем , всё так и есть как вы описываете , кроме того пол крыма родни , и есть у кого узнать правду из первых уст ,
            1. Mih
              +1
              9 октября 2014 00:52
              и есть у кого узнать правду из первых уст ,

              Так расскажи!!!
            2. +2
              9 октября 2014 09:38
              Автор статьи хотел увидеть в Крыму только негатив. Он его и увидел.
              Я тоже был в августе на ЮБК, могу сказать, что половина написанного в статье полу-правда, а местами и ложь.
              Во-первых, спутник показывает то, что настроешь, а вот кабельное на 90 % российские каналы. Есть, конечно, и недовольные возвращению в Россию, но их в разы меньше. Работы с каждым днём становиться все больше и больше. Местные с удовольствием устраиваются на неё, зная, что в ближайшие 2-3 года отдыхающих больше не будет.
              Типичная либерастическая статья. НА МОЙ ВЗГЛЯД. возможно кто-то со мной не согласен.
          2. mihasik
            +2
            8 октября 2014 23:48
            Цитата: klaus16
            Сотовую отожмут - дело времени...

            “Киевстар” (“Альфа-групп” Михаила Фридмана,гражданин РФ)
            “МТС-Украина” (“АФК Система” Владимира Евтушенко,гражданин РФ)
            и много еще чего в Украине и Крыму,чем владеют наши граждане в украинской экономике. Вот по этому наша власть не хочет "валить" даже бандеровскую украину! Пострадают наши "бизнесмены".
          3. +6
            9 октября 2014 03:12
            Цитата: klaus16
            . Будет мост-народу тьма будет.

            Желательно бы ещё сухопутный коридор,вкл до Приднестровья.А вообще,Вам плюс.Крым НАШ,и это главное.
    2. FACKtoREAL
      +1
      8 октября 2014 20:43
      Жёлтенькая футболочка очень впечатляет,надо прикупить

      good
      йА - ПЛАКАЛЬ ! crying , и......бИжаД - пАкупаТ !!
      wassat
    3. pok09
      -4
      9 октября 2014 01:31
      Понятия не имею кому это выгонодно, но смотрите, что я обнаружила. Это http://lc.cx/arch информационная база с материалами о всех гражданах нашего государства, она полностю в открытом виде гуляет по сети и пользоваться может любой. Казалось бы "ну и пусть, мне нечего скрывать", но самое пугающе в этом, то что там очень много секретной информации.
  2. денис fj
    +19
    8 октября 2014 18:17
    Конечно,было бы не совсем правильно представлять о скором благоденствии Крыма после воссоединения с Россией,но очевидно одно: восторжествовала историческая справедливость,которую люди ждали десятилетия и готовы морально и творчески к преодолению экономического разрыва.В один день это не сотворишь.Необходимо какое-то время.А враги, пользуясь случаем, не упускают возможность пустить "геббельсовский" ядовитый туман.Мы все должны помочь Крыму встать на ноги и начать надо прежде всего с массового отдыха наших граждан на крымских здравницах,а не на чужих берегах Турции,Египта и прочих зон отдыха,навязанные россиянам продажными чиновниками от турбизнеса.
    1. Mih
      +1
      9 октября 2014 00:55
      А враги, пользуясь случаем, не упускают возможность пустить "геббельсовский" ядовитый туман.

      Крым наш и точка! Кто не согласен - в топку am
      1. 0
        9 октября 2014 15:48
        Цитата: Mih
        Крым наш и точка! Кто не согласен - в топку

        Согласен!Больше никогда этот вопрос-о принадлежности Крыма не обсуждать!Если кто скажет "отдать"-русский человек,возьми винтовку и убей!!!
  3. +10
    8 октября 2014 18:21
    Все это наладиться, нельзя сразу решить все вопросы. Россия с Крымом в серьез и навсегда. Большую разницу мы увидим в следующий туристический сезон. Поверьте это будет так.
    1. +2
      9 октября 2014 04:03
      Согласен, 23 года гнобили не вкладывая практически ничего только выкачивали все оттуда украина, а сейчас так вот сразу не не получиться, но и не 23 года понадобится, всё наладится и будет,но и самим крымчанам надо руку приложить не пребывать в эйфории и ожидании манны небесной, вместе мы справимся ,всё будет в лучшую сторону чем было до этого, следующий год покажет.
  4. +10
    8 октября 2014 18:23
    КРЫМ - райский уголок, вернулся в прежнюю обитель! Главное чтобы курорты Крыма были доступны по ценам для рабочего класса.
  5. +13
    8 октября 2014 18:23
    Плохо , что у нас нет организации , которая отвечает за идеологию, мы потом об этом пожалеем, ведь наши противники во всю использовают идеологическую машину..Плохо , что у нас нет организации ( желательно общественной ) , которая занимаемся межнациональными вопросами и проблемами. События в Мин.Водах, Ставрополе , Ростовской обл. и др. регионах показывают , что этим надо заниматься. Местным чиновникам это , как правило не надо, для них главное хорошо выглядеть в лице начальника и решить свой вопрос.
    1. +5
      8 октября 2014 19:50
      Цитата: ротмистр
      Плохо , что у нас нет организации , которая отвечает за идеологию, мы потом об этом пожалеем, ведь наши противники во всю использовают идеологическую машину..

      А это было изначально задумано. Многопартийность это вариант анархии. Вроде все за правду, за народ, но в то же время никто ни за что не хочет отвечать, не дают людям смысл жизни-цель. У людей отобрали цель-коммунизм (для кого то может и спорную, но цель), в взамен дали кучу направлений (вот народ и толкается, то в одну сторону, то в другую). Партии как лебедь, рак и щука. А воз и ныне там!
      1. +1
        9 октября 2014 08:51
        Верно сказал, цели нет. Точнее она есть, но не вовсеуслышанье. Нет нашей нормальной пропаганды. Надо говорить об этом, обсуждать, показывать. Чтоб народ знал, что живёт он не только, чтоб на рынке колготки с прокладками покупать. Цель надо.
      2. Комментарий был удален.
  6. +7
    8 октября 2014 18:25
    Что бы сделать Крым полуостровом мечты нужно поменять "мечтателей". laughing На нормальных людей - труженников, а не на гопников и ж88дов а ля "макар".
  7. +12
    8 октября 2014 18:27
    Ничего, потерпят крымчане... А там и мост построим, и,глядишь, о ж/д коридоре договоримся. И пару паромчиков прикупим.Зато нет американских кораблей на севастопольском рейде, и кровь не пролилась. Между прочим, был последний раз там в 1998 году. Не так уж я и хорошо зарабатывал в то время, но ощутил там себя миллионером. Мясо на шашлыки не мог купить, правда, пришлось с друзьями сей продукт из ножек Буша делать. Все в Крыму будет хорошо!
  8. +15
    8 октября 2014 18:27
    Я специально ездил в Крым на отдых, поддержать Крымчан рублем и словом, с автором согласен полностью, все так
    1. 0
      8 октября 2014 23:33
      это как посмотреть
  9. +6
    8 октября 2014 18:27
    Согласен, даешь отдых в Крыму! Сам туда собираюсь будущим летом. Транспорт бы туда упростился, а то это единственное, что остановило в этом году.
    Укропы сделали все, чтобы "нагадить в суп", по своему обыкновению.
    1. +1
      8 октября 2014 20:16
      Цитата: Горный стрелок
      Транспорт бы туда упростился,

      Всем необходимо потерпеть пару годков, пока мостовой переход сделают. Тогда никаких паромов, никаких очередей на переправе. Если не считать исключений, в сильные шторма. Возможны перекрытия переправы.
      1. +3
        8 октября 2014 22:18
        не понимаю, почему от туннеля отказались? по цене вроде сопоставимы?
    2. +1
      8 октября 2014 23:46
      если ехать в крым , то нужно выезжать ближе к концу июня , у студентов ещё экзамены и у многих отпуска ещё не начались , сам в этом году так ездил и на пароме долго не стоял и жильё не дорого нашёл , а так крымчане понимают что если бы не референдум у них было бы хуже чем на донбасе сейчас , родственники из крыма рассказывали , что когда объявили итоги референдума в магазинах исчезла вся водка причём по всему крыму , а татары ещё затемно занимали очереди на избирательные участки ,
      1. +1
        9 октября 2014 08:56
        Туннель там сложно прокладывать. Почва, грунт плавающие. Короче есть сложности. Да там и мост просто не сварганишь.
      2. Комментарий был удален.
  10. +1
    8 октября 2014 18:28
    Всё ПУТЕМ!!! Пусть Ваше будущее не настолько сейчас слащаво и колоритно но верьте: что сжигая за собой мосты и видя свою дальнейшую дорогу Вы понимаете что будущее того стоит только из-за того что оно теперь у Вас есть как и у всей России!
    1. Mih
      0
      9 октября 2014 00:58
      rasputin17

      Вы понимаете что будущее того стоит только из-за того что оно теперь у Вас есть как и у всей России! drinks
  11. +19
    8 октября 2014 18:33
    Хотел бы внести некоторые правки. Вы пишете за весь Крым, а ссылаетесь только на Феодосию. Я был в Крыму с 08,09.14 по 21.08.14. прилетел в Симферополь, далее Алушта. Там наблюдался странный феномен, в июле-августе было не много туристов, а вот в сентябре валом. Я жил в чудесном отеле, но ни фига не дешевом (2200 руб/сутки за номер)и эта гостиница была забита на 98%. На центральном пляже Алушты было битком. Даже заходить на хотелось. Много обслуживающего персонала из Украины, вот действительно унылые ребята. (старался не обижать). Про ТВ подтверждаю полностью. Из разговоров с местными жителями вычленил главное, собственно местные мне это и повторяли разными словами: "2-3 года будет нормализоваться в Крыму экономика, но мы это понимаем. Главное, то что мы вернулись домой."
    1. +3
      8 октября 2014 18:40
      Вероятно обычные россияне привыкли посещать Крым именно ближе к концу лета и в начале осени. Как я думаю существует некая уверенность, что в это время всё более дешево, чем в разгар лета.
    2. +4
      8 октября 2014 20:14
      Цитата: cucun
      " Главное, то что мы вернулись домой."

      Вот именно так Владимир! Эти же слова мы услышали по телефону от родной тети из Крыма после присоединения к РФ. В российском Крыму ещё не были, но надеемся приехать. Единственное, не лукавя, приходится выбирать между той же Турцией к примеру и Крымом. Время покажет, а всем кто живет или был в Крыму в этом году и поделился своими наблюдениями и впечатлениями отдельное спасибо! hi
    3. +1
      8 октября 2014 22:44
      Цитата: cucun
      . Я был в Крыму с 08,09.14 по 21.08.14.


      А говорят, что время назад не идет...
    4. +8
      8 октября 2014 23:16
      все верно . подтверждаю!!!!Лично я готова была сидеть без воды и света , но в родной РОССИИ !!!! Спасибо ВВП за такой шаг!!! Я теперь Д О М А !!!
      1. +2
        8 октября 2014 23:18
        Цитата: черное море
        Я теперь Д О М А !!!

        Добро пожаловать! hi Надеюсь не разочаруем.Вот только флажок на аватарке вам бы поменять...
        1. 0
          9 октября 2014 19:29
          Цитата: zennon
          Добро пожаловать! hi Надеюсь не разочаруем.
          Свершилось. Только, что был "семейный совет", едем в июне 2015 года не в Турцию, а в Нижнегорск! Там родня, и у сына друзья из Бахчисарая! drinks fellow
      2. Mih
        0
        9 октября 2014 01:01
        Я теперь Д О М А !!!

        +100000000 love
  12. +11
    8 октября 2014 18:39
    Именно ради крымчан, которые поверили нам и нашли в себе смелость отчалить от украинского берега, мы обязаны в корне изменить страну. Избавиться от олигархов, импорта и капитализма. Вновь поднять страну на уровень СССР 1952 года. А затем двинуться вперёд. Тогда крымчане поймут, что их надежды оправдались. И можно будет вздохнуть свободно - впервые за все эти варварские десятилетия.
  13. Комментарий был удален.
  14. Sandi
    +3
    8 октября 2014 18:45
    Нормальная объективная статья, без всякой пафосной зашоренности. В Крыму проблем конечно много сейчас, и местным не просто, но со временем всё наладится, только не надо там допускать засилья олигархов, разграбят последнее...
  15. everest2014
    0
    8 октября 2014 18:47
    Я эти футболки по 35 баксов вижу во всемирной барахолке ebay :)
    1. Комментарий был удален.
  16. +49
    8 октября 2014 18:48
    Скажу как житель Крыма.Эта статья-мнение одного человека.Что касаемо Крыма,то мы как-то жили все эти 24 года.И у нас не пустыня и не разруха.Мы пришли в Россию не за деньгами.Люди работают,а не ХХХ груши околачивают.И ничего не требуют.Поможет Росия-спасибо,нет-все равно спасибо.Уже за то,что можем спокойно спать.Мы знали на что идем и не ждем манны небесной.Мы не папуасы,приехавшие в Европу и сразу требующие все и сейчас.У Крымчан есть большой запас терпения.Так что время все обустроить есть.
    Тем более,что нас 24 года пытались сделать Укропами,пытались привить ненависть к России.......Мы уже доказали,что мы русские,поболее некоторых в континентальной России.
    Прорвемся.
    P.S.А сайт как упорно ставит мне флаг Укропии,так изменить ничего и не могу.
    1. +10
      8 октября 2014 19:01
      Цитата: jekasimf
      P.S.А сайт как упорно ставит мне флаг Укропии,так изменить ничего и не могу.

      ----------------------
      Русский триколор у тебя, не переживай...А то, что нет гидних и щирых украинцев, крушащих на своем пути все, что попадется, то временные недостатки вполне терпимы...Тем более, что вам на реконструкцию инфраструктуры дают в общем то неплохие деньги...Нормально все будет...
    2. +8
      8 октября 2014 19:05
      Цитата: jekasimf
      .А сайт как упорно ставит мне флаг Укропии,так изменить ничего и не могу.

      Да ну что Вы!Нормальный у Вас флаг,русский!За комент спасибо.Если соберётесь,то было бы интересно почитать Вашэ более развёрнутое эссэ.О жизни о проблеммах.Я вот практически не пьющий,а стал нет-нет покупать Крымские вина.Правда не приятно удивило что надписи на "мове".Понимаю,сразу не переделаешь.Но уж очень бы хотелось что бы по русски!Обещаю приехать и не жадничать!
      1. +2
        8 октября 2014 19:18
        Цитата: zennon
        Правда не приятно удивило что надписи на "мове".Понимаю,сразу не переделаешь.Но уж очень бы хотелось что бы по русски!Обещаю приехать и не жадничать!

        -----------------
        Украина пользуется таможенным режимом стран ТС, поэтому на наших товарах надписи на русском, казахском, белорусском и украинском...
        1. +1
          8 октября 2014 20:22
          Цитата: Altona
          Украина пользуется таможенным режимом стран ТС, поэтому на наших товарах надписи на русском, казахском, белорусском и украинском...

          Название на этикетке?Я вот что имел в виду:
        2. Комментарий был удален.
      2. +4
        8 октября 2014 19:59
        Да пусть будут эти надписи на "мове", и на татарском, и на русском. Это Крым, где "мова" - один из государственных языков. Главное не уподобляться скачущим "ребятам", а глазки у нормальной части украинского населения откроются и лапша слетит, нужно терпение. Вон уже народ на баркасах и плавсредствах пытается с материковой части в Крым "слинять".
    3. +2
      8 октября 2014 20:17
      Земеля, люто плюсую и полностью согласен!!!!! нам манны не надо - лишь бы работа нормальная была и дети в светле-тепле, остальное вторично
    4. крым-няш
      +10
      8 октября 2014 20:27
      согласен,мы не требуем от России чуда,мы дома и принесли в этот дом свои руки и желание работать.все у нас будет,не сразу но будет!но я бы не стал зацикливаться на 2- 3х. годах.не менее 5лет надо чтоб все было но даже не это главное.а главное по моему- чувство гордости за свою страну и возрождение такого понятия как патриотизм.
    5. +5
      8 октября 2014 23:21
      полностью поддерживаю Вас как житель крыма ( феодосии).Мы не за пряничками шли. Я до сих пор не могу поверить что это произошло , такое СЧАСТЬЕ!!!!!
    6. Mih
      0
      9 октября 2014 01:05
      Мы не папуасы,приехавшие в Европу и сразу требующие все и сейчас

      Вы - Русские, Русские. Я так рад за Вас, что мы снова вместе. love
  17. +2
    8 октября 2014 18:49
    Цитата: Stypor23
    Жёлтенькая футболочка очень впечатляет,надо прикупить. good В принципе, идея зарабатывать на имидже России и Путина -дельная мысль.А уж в америкосии если это перейдет все мыслимые границы,будет очень приятно.

    а мне понравилась про суровость крымчан fellow
  18. +3
    8 октября 2014 18:50
    У Крымчан всё получится.
  19. +5
    8 октября 2014 18:52
    Жаль конечно, что не можем помочь во всю катушку, у самих в регионах дыр прорва, но уверенность в лучший исход есть, и это главное. Многое уже и сейчас делается, еще больше планируется, а с некоторых пор в нашей стране планы сбываются, вот в Новосибе мост-красавец открыли сегодня... малость, а приятно. Так что уважаемые крымчане, надейтесь и верьте в лучшее, мы всей душой с вами.
  20. +2
    8 октября 2014 18:54
    Надо работать с этим, как работают спасатели.Они же не созерцают увиденное и не сочиняют стихов, не философствуют глядя на трагедию. А просто берут болгарку, лом, и с помощью какой то матери разбирают бардак.Нам тоже самое надо проделывать с чем угодно, с Украиной тоже..
  21. Дрюня
    +24
    8 октября 2014 18:54
    картинка по теме
    1. +3
      8 октября 2014 19:08
      Цитата: Дрюня
      картинка по теме

      good drinks
    2. +2
      8 октября 2014 22:31
      Дрюня...С кистью все понятно, а нож то зачем?
  22. +4
    8 октября 2014 18:58
    Цитата: денис fj
    Конечно,было бы не совсем правильно представлять о скором благоденствии Крыма после воссоединения с Россией,но очевидно одно: восторжествовала историческая справедливость,которую люди ждали десятилетия и готовы морально и творчески к преодолению экономического разрыва.В один день это не сотворишь.Необходимо какое-то время.А враги, пользуясь случаем, не упускают возможность пустить "геббельсовский" ядовитый туман.Мы все должны помочь Крыму встать на ноги и начать надо прежде всего с массового отдыха наших граждан на крымских здравницах,а не на чужих берегах Турции,Египта и прочих зон отдыха,навязанные россиянам продажными чиновниками от турбизнеса.

    Сгласен .но в данный момент в Таиланд,Турцию,Грецию съездить в 2 раза дешевле.
  23. +5
    8 октября 2014 18:58
    НУЖЕН МОСТ!!! Сразу станет проще,легче,дешевле.Нужен газопровод через Керченский пролив и пара,тройка не больших,но самых современных ТЭЦ на газе.Обязательно нужно решать вопрос с водой.Только не из окраины.Да,понадобится время.Удивил поссаж про продовольствие-Крым ведь сам много производит.По крайней мере всё там растёт!Или я не прав?
    1. +1
      8 октября 2014 21:28
      Цитата: zennon
      Нужен газопровод через Керченский пролив

      Вообще-то, Крым себя газом обеспечивает, даж с избытком.
      В остальном верно.
      1. 0
        8 октября 2014 22:17
        Цитата: Колесо
        Цитата: zennon
        Нужен газопровод через Керченский пролив

        Вообще-то, Крым себя газом обеспечивает, даж с избытком.
        В остальном верно.

        Вы не внимательны.Да,Крыму газа хватает.Для бытовых целей.Не хватает электричества.У укропии покупают.Я и написал:
        Нужен газопровод через Керченский пролив и пара,тройка не больших,но самых современных ТЭЦ на газе

        Для выроботки эл.энергии!Для энергетической не зависимости.Вряд ли своего газа хватит на это.
      2. +5
        8 октября 2014 22:35
        Не удивлюсь, если через год в Крым будем ехать в Крым по суше без проверки паспортов...
        1. +3
          9 октября 2014 01:13
          Через Новороссийский Херсон
    2. +1
      8 октября 2014 23:08
      Цитата: zennon
      НУЖЕН МОСТ!!! Сразу станет проще,легче,дешевле

      К сожалению цену на него посчитали, как будто мост из золота...
      1. +1
        8 октября 2014 23:16
        Цитата: DRA-88
        К сожалению цену на него посчитали, как будто мост из золота...

        В пять раз меньше,чем простили Кубе,мать их!Для макак мы лучшие друзья.Себе никак не построим...
  24. +4
    8 октября 2014 18:58
    Наши как всегда, недооценивают значение информ войны. Ук...ры вон не стесняются, гав..м нас поливать, что мешает их в Крыму отключить? И потом что там за спутниковое тв, что только украинец тв?
    1. +2
      8 октября 2014 22:36
      Кстать, хороший коммент... А где же наш "Триколор ТВ" ? Накрайняк "НТВ +"...В чём дело-то?
  25. 0
    8 октября 2014 19:07
    Бзик какой то с этими футболками, даже сложно диагноз поставить, что-то эйфорическо-виртуальное
  26. +1
    8 октября 2014 19:23
    Главное,чтобы эйфория присоединения,не сменилось чувством разочарования......Главное,чтобы наш российский чиновник-бюрократ не встал тормозом на все то,о чем так правильно сказано в статье, теперь каждый россиянин ответственен за то ,что будет с Крымом...мы одобрили...мы тоже сказали =да=.значит нужно помогать крымчанам стать частью России..да так, чтобы они поняли- с нами и у нас лучше............
  27. +5
    8 октября 2014 19:29
    Меньше пессимизма. Можно подумать что они 23 года жили в раю. Быстро только Кролик в Европу вступает. Нормальные люди знают, что переходный период не прост и не быстр. Особенно в условиях фактической транспортной изоляции.
    1. +4
      8 октября 2014 20:33
      Цитата: Stinger
      Быстро только Кролик в Европу вступает.

      Да,он быстрый...
  28. +1
    8 октября 2014 19:38
    Цитата: "И если тарифы ЖКХ здесь показательно низкие, то цены на топливо вполне общероссийские со всеми вытекающими последствиями."

    Вообще-то в Крыму, как и во всей окраине, топливо всегда было намного дороже, чем в России, так что крымчан нашими ценами не испугаешь.
  29. Иван 63
    +1
    8 октября 2014 19:38
    ТВ на 70%-хохляцкое? Это диверсия, саботаж, вредительство или просто бардак? Ответ не важен- необходимо сурово наказать и так, что бы об этом говорили иносказательно: "помнишь хохляцкий канал? Где он теперь погреется- на Колыме в майке не погуляешь" То-же и с прессой. Я не пойму- это классика, где ФСБ?
  30. Милослава
    +15
    8 октября 2014 19:47
    Я живу в г. Евпатория. В отсутствии наплыва курортников есть свои плюсы - море было чистым, ни одна медуза не пожаловала к нам. Теперь я знаю, почему появляются медузы - их привлекает обилие мочи в морской воде. В прошлом 2013 году медузы появились уже во второй половине июня, что меня очень удивило тогда. Опять же, попадание грязной морской воды в рот не безопасно для здоровья. В этом году обошлось без последствий в виде повышенной температуры и желудочно-кишечных расстройств.
    Что до ценообразования... Не знаю, как сейчас, но до 2014 года существенными были 2 фактора: человек за три месяца хочет заработать так, чтобы жить на эти деньги оставшиеся девять и сделать косметический ремонт "рабочих площадей". Второй немаловажный фактор - желание власти набить свои карманы: люди не только налоги платят, но и покупают право "пастись на кормовых" местах. Если человек за свои 1,5 торговых метра 10 000 $ отдал (в некоторых местах больше), то, как Вы думаете, где эти 10 000 "всплывут".
    А что до экономического чуда... Я, конечно, всеми своими силами буду содействовать процветанию своей Большой Родины. Есть планы и сделаны первые шаги. Много людей вдохновилось. НО! У нас во власти остались всё те же лица. Да, колоду немного перетасовали, но состав всё тот же. И сознание у тех людей деформированное, ориентированное на "распил" теперь уже богатой и щедрой России. Когда видишь это - становится больно за Россию-Матушку. Хочется дать в морду этим недочеловекам.
    1. +2
      8 октября 2014 20:06
      Гоните дармоедов,бюрократов,взяточников с насиженных ими мест! Аксенов вам в помощь.Крым наш!
    2. 0
      8 октября 2014 20:37
      Цитата: Милослава
      И сознание у тех людей деформированное, ориентированное на "распил" теперь уже богатой и щедрой России. Когда видишь это - становится больно за Россию-Матушку. Хочется дать в морду этим недочеловекам.

      ----------------------------
      В общем то у многих ваших надежды напрасны...Мои знакомые частники не работают с госпредприятиями, потом, говорят проверяют и чуть ли не пытают за эти деньги...Что касаемо распила, то там ваших вряд ли допустят, пирог "распилов" давно ушел далеко наверх...
    3. 0
      9 октября 2014 06:40
      У вас там самый красивый прокурор в мире! И судя по всему еще и умница. Главное чтобы по рукам ей не ударили.И посмотрите на соседей из Краснодара и Ставрополя. Понятно кого нельзя подпускать к правоохранительным органам Крыма? А они сейчас к вам попрут.
  31. +3
    8 октября 2014 19:49
    Быстрее всех c футболками на Крым отреагировал немецкий сайт Patriot24.de ...Немного уже ношеная мною, появилась в продаже в марте...
  32. Комментарий был удален.
  33. 0
    8 октября 2014 20:54
    Ничего- всё получится, не пукать только!
  34. everest2014
    0
    8 октября 2014 21:00
    Я бы вина купил Крымского, вроде бы какой-то закон пропихнули, разрешающий торговлю алкоголем через интернет. Кто в теме, подскажите.
    1. 0
      9 октября 2014 05:36
      Не рискуйте. Приехал после отпуска проведенного в Крыму, в начале осени увидел в супермаркете крымское вино. Купил, нет не то! Лучше поезжайте туда и выбирайте сами. Но все попробовать здоровья не хватит, меня местные вовремя предупредили!
  35. +1
    8 октября 2014 21:28
    Все перемены не бывают быстро решаемыми. Всему свое время. И на улицах Крыма будет по-настоящему праздник. Но не сразу.
  36. 0
    8 октября 2014 21:32
    Прочитал статью, в Крыму правда не был, но обязательно поеду , так вот , самое главное не стреляют, не убивают людей, а всё со временем наладиться. fellow
  37. +3
    8 октября 2014 21:54
    Бывал в Крыму несколько раз, пока он еще был украинским. было ощущение, что это Россия 90-х. В основном общался с людьми, которые видели себя с Россией. Были какие-то депрессивные настроение и желание окончательно уехать на "материк" в Россию. Представляю, как они радовались воссоединению. Встречал и украинцев-патриотов. Общались вроде нормально - но не оставляло ощущение, что нахожусь на своей земле, захваченной чужеземцами. Особенно было на базе, где снимали украинский "Стать героем". Вот там и пообщался с западенцами. Вели себя как хозяева. В человеческом плане ничего кстати плохого про них сказать не могу - вполне умеренные, толерантные, на своей свидомии сдвинутые, но в целом общались хорошо, вроде даже подружились. (2010 год). Но по всей территории, в общении, русские подавленные и тоскливые. Зато места там очень красивые - везде русский дух, в каждом камне и дереве. В общем влюбился я в те края - намереваюсь там землю прикупить и встретить старость.
  38. +1
    8 октября 2014 22:41
    Конечно хочется все и сразу. Надеюсь, что Крым понимает, что все будет хорошо, но надо немного подождать. Я, как и миллионы россиян понимают , что придется затянуть ремень на одну-две дырочки. Ничео , главное мы снова вместе!
  39. +5
    8 октября 2014 22:57
    Тем, кто живёт в Крыму...
    Ребят, чесно слово. немного потерпите. Мы пережили "лихие 90-е", которые я называю "проклятые 90-е". Да, приходилось до часу ночи стоять таксовать, что бы купить кило печёнки (заметьте-американской), что бы было что кушать завтра, нам на предприятиях выдавали сигареты "Прима" длинной 1 метр (в магазине сигарет не было. только у спекулянтов), мне пришлось продать любимый фотоапарат "Зенит-ЕТ"...но якорь мне туда, мы ВЫЖИЛИ! А россияне (блин, не люблю это выражение, т.к. впервые его озвучил алкаш ЕБН в новогоднем выступлении)поедут в Крым, только бы мост бы или кусок суши еще наш был бы. Вина Ваши уже покупаю...
    П.С. Сам планирую хотя бы на 3-5 дней скатать к вам. Даст Бог -познакомимся ближе.
  40. +2
    8 октября 2014 22:57
    Цитата: Дрюня
    картинка по теме

    А парнишка то правильный растёт , достойная смена будет ... good
  41. +2
    8 октября 2014 23:05
    А мы этим летом просто переехали жить в Севастополь из Питера. главный вопрос на сегодня, инерция украинского менталитета (23 года никто не отменял). Но капля камень точит, а личный пример намного продуктивней. Уверен- Всё получится!
    1. 0
      9 октября 2014 04:53
      Жена всю плешь проела. "Хочу жить в Алуште!"(были там летом) Последний контракт заканчивается пенсионер уже. Вот и подумываю.
  42. +2
    8 октября 2014 23:07
    Мой самый любимый и красивый город Владивосток 50 лет ждал мост - сбылось! Город - красавец, развивается очень заметно в лучшую сторону, но всё равно есть какие-то проблемы, как везде и как у всех. Также и в Крыму будет , думаю, года через 3 - 4 эта часть страны будет богатой, т.к. вся Россия очень хотела воссоединения. А бюрократы - чинуши это многовековой бич нашей Родины, также как дороги и дураки, бороться с ними надо. Но каналы ТВ окраины необходимо было отключить вчера.
  43. +1
    9 октября 2014 01:24
    Было бы очень здорово, если бы Крым стал "пилотной зоной проекта" построения новой российской государственно-корпоративной экономической модели - без олигархов и коррупции. Тогда и срок "большого экономического скачка" может быть сокращен с 5-7 лет до вполне приемлемых 2-3 лет.
  44. pok09
    0
    9 октября 2014 01:31
    Понятия не имею кому это выгонодно, но смотрите, что я обнаружила. Это http://lc.cx/arch информационная база с материалами о всех гражданах нашего государства, она полностю в открытом виде гуляет по сети и пользоваться может любой. Казалось бы "ну и пусть, мне нечего скрывать", но самое пугающе в этом, то что там очень много секретной информации.
  45. 0
    9 октября 2014 02:20
    Нужен сухопотный коридор, от приднестровья до ростовской области. Все остальное - мосты и прочие прожекты от лукавого.
  46. +1
    9 октября 2014 04:48
    Был в Крыму этим летом, первый раз в жизни. Очень понравилась сама природа там места закачаешься!Но 23 года "незалежной" дают о себе знать. Для такого места как Крым очень бедно. Но море,солнце и красоты природы, они вечны! В следующем году опять поеду. Я не могу помочь экономике Крыма так как хотелось бы, но тратя свои деньги там,а не в Турции или Таиланде хоть как то помогаю людям. Тем более народ в Крыму отличный и они достойны лучшей жизни.
    P.S. Вино теперь буду пить только Крымское!
  47. Kacar0002
    0
    9 октября 2014 10:54
    Цитата: giperion121
    Все остальное - мосты и прочие прожекты от лукавого.

    Да, 1944 год это доказал. Русским легче утопить в крови соседей и пробить сухопутный коридор, чем мост построить.
  48. 0
    9 октября 2014 16:06
    Цитата: DRA-88
    Цитата: zennon
    НУЖЕН МОСТ!!! Сразу станет проще,легче,дешевле

    К сожалению цену на него посчитали, как будто мост из золота...

    Думаю не так дорого как говорят! У нас в Приморье,во Владике не один на самом деле а три построили...Над заливом Золотой Рог,второй на остров Русский и нисководный,он очень длинный,и ни чего,хватило денег...И на этот мост хватит....Строить вроде китайцы будут,а они и не такие строили...)))