Капитан конструкторской команды

9
Капитан конструкторской команды25 октября исполнилось бы 80 лет Владимиру Ивановичу Бутову – конструктору танковых и тракторных двигателей, заслуженному конструктору Российской Федерации, Герою Социалистического Труда, лауреату Государственной премии, обладателю многих других наград. Вся его жизнь была связана с Челябинским тракторным заводом, где Бутов проработал без малого 40 лет. И сегодня бывшие коллеги Владимира Ивановича, ветераны с благодарностью вспоминают о нем – талантливом конструкторе, требовательном руководителе, благородном человеке.

ОСКОЛКИ МЕЧТЫ О МОРЕ

Родился Володя в 1934 году в слободе Ровеньки Белгородской области. Его детство было таким же трудным, как у всех сверстников. Быть может, еще более горьким, ведь отец мальчика хотя и вернулся с фронта в победном 45-м, не дожил до нового, 1946 года – скончался от последствий тяжелых ранений. Возможно, раннее сиротство, осознание того, что в семье он теперь за старшего, быстро сделали из мальчика маленького сильного мужчину – лидера, привыкшего во всем быть лучшим и готового отвечать за свои поступки.

Первый ученик в классе, заядлый книгочей, разносторонний спортсмен, член райкома комсомола – это все о нем, выпускнике средней школы Владимире Бутове. Парнишка грезил дальними странами, мечтал поступить в мореходное училище, и окружающие не сомневались, что у него это получится. Но тут в судьбу юноши вмешался нелепый случай.

На первенстве района по шахматам в финале зеленый юнец обыграл самого военкома. Тот не нашел ничего лучше, как отомстить за поражение изощренным способом – под надуманным предлогом не дал парню направление на поступление в мореходку. Хрустальная мечта разбилась о шахматную доску. А ведь Володя так мечтал о капитанском мостике, преодолении штормов и покорении океанов…

Досадная осечка заставила задуматься о другой профессии: на следующий год Бутов поступил в Харьковский политехнический институт на машиностроительный факультет, специальность «двигатели внутреннего сгорания». И здесь Владимир быстро заслужил репутацию светлой головы у преподавателей и студентов. Друзья ценили его и за смелость, умение отстаивать свою точку зрения, много лет спустя вспоминая, как Володя Бутов не побоялся пойти к декану, чтобы добиться разрешения на пересдачу экзамена для однокурсника. В противном случае пареньку грозило отчисление из института. Можно сказать, во многом благодаря заступничеству Бутова он смог получить высшее образование.

Приближалось окончание учебы, и мечта Володи стать капитаном, кажется, осталась в прошлом: что общего между штурвалом корабля и кульманом конструктора? Да и направление на работу Бутов получил на Челябинский тракторный завод, в сухопутный уральский город, далекий от морей-океанов. Туда и отправился в 1957 году с тремя однокурсниками, еще не зная, что выбрал себе дело на всю оставшуюся жизнь.

ОТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ДО ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА

После нескольких лет работы инженером-испытателем в СКБ-75 Бутова переводят на должность инженера-исследователя с повышением оклада. Немало поспособствовал карьерному росту молодого специалиста легендарный генеральный конструктор по дизелям Иван Трашутин. Он заметил профессиональное рвение новичка, который часами засиживался в заводской технической библиотеке, вникал во все нюансы проблем, не деля их на главные и второстепенные. Наставнику нравилось и умение Бутова аргументированно убеждать оппонентов в своей правоте.

Вскоре Владимир Бутов становится руководителем группы конструкторов, затем – начальником бюро. Впервые в СССР коллектив под его руководством приступает к работам по применению газотурбинного наддува в дизелях семейства В-2. В начале 60-х годов они создают опытные образцы турбопоршневых танковых двигателей В-36Ф мощностью 640 л.с. и В-27 в 700 л.с. На базе последнего рождаются еще более совершенные боевые дизели В-61 и В-61Ф. В то время таких двигателей не имели военно-гусеничные машины ни одной армии мира. А впоследствии, когда Бутов стал генеральным конструктором, эти работы завершились постановкой в серию турбопоршневого двигателя В-58 и его модификаций для колесных шасси ракетных установок.

Но не только военные разработки интересовали Владимира Ивановича. По его инициативе были созданы и прошли стендовые испытания опытные модификации тракторного двигателя В-30 с турбонаддувом для промышленных тракторов класса 15 тонн. Разработаны и изготовлены (опять впервые в стране!) опытные образцы двигателя для трактора ДЭТ-250 с гидромеханической трансмиссией.

Пожалуй, самой яркой страницей в конструкторской биографии Бутова стало участие в создании нового семейства дизелей типа 2В оппозитного и Х-образного расположения цилиндров, которое по ряду параметров до сих пор превосходит лучшие зарубежные образцы.

Основным преимуществом этих двигателей является их высокая компактность. Трудно переоценить участие Владимира Ивановича в модернизации семейства 2В для обороны страны и народного хозяйства. Всего было создано более 35 модификаций этого типа дизелей, причем их мощность выросла на 40%, превысив 1000 л.с.

В конце 1981 года Владимир Бутов становится преемником Ивана Трашутина – назначается генеральным конструктором ГСКБ «Трансдизель». К этому времени он – уже признанный в стране специалист в области конструирования и исследования транспортных двигателей, один из «капитанов 1 ранга» в своей профессиональной области. И перед ним – море. Море новых сложных проблем, которые требуется преодолеть.

Коллеги вспоминают, что, ставя сложную задачу инженерам КБ, Владимир Иванович считал своим долгом решать ее и самому. Как правило, ответ он находил первым, на практике воплощая известный принцип: «Делай, как я». Еще бы, ведь Бутов стал автором 73 изобретений, из которых свыше 50 внедрены в серийное производство!

Тренированный мозг генерального конструктора работал непрерывно. Возвращаясь с работы и обсуждая по дороге с коллегами особенности новых двигателей, он мог неожиданно остановиться и начать рисовать прутиком на снегу возможные варианты компоновки узлов…

Неуемная творческая энергия Бутова, умение заразить ею весь коллектив – источник всех достижений ГСКБ «Трансдизель» за 18 лет его руководства. Жаль, что финал бутовского периода на ЧТЗ стал грустным, и не по вине Владимира Ивановича.

В середине 80-х годов в лексиконе советских людей появились два новых слова – «перестройка» и «конверсия». Первое через несколько лет привело к развалу СССР, второе – к краху оборонной промышленности. Оба этих фактора больно ударили по Владимиру Бутову и его делу.

К руководству ЧТЗ в 1995 году пришли люди, мало смыслящие в машино- и дизелестроении. Они вскоре довели до банкротства гигантский завод – былую гордость отечественной индустрии. А до этого успели принять не одно ошибочное решение, в том числе о создании единого КБ, объединившего гражданскую и военную тематику. Да и финансирование на создание нового, более мощного танкового двигателя, над которым работал Бутов с 1989 года, практически не выделялось. Тяжелая обстановка вынудила Владимира Ивановича в 1997 году уйти с предприятия «по собственному желанию».

Время все расставило по местам: дело, начатое Владимиром Бутовым, достойно завершили его соратники. После успешных испытаний в танках Т-90С двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. поставили на серийное производство в 2000 году. Жаль, что его «главный автор» не дождался момента истины – Владимир Иванович ушел из жизни 5 ноября 1999 года.

Никто не знает, каких бы успехов на водных просторах добился Володя Бутов, доведись ему поступить в мореходку. Но известно, что благодаря сконструированным им двигателям отечественные танки стали одними из самых быстроходных и надежных в мире. А море Владимир Иванович любил до конца своих дней: в редкие минуты отдыха изображал его маслом и акварелью…
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 октября 2014 10:09
    Низкий поклон,Владимир Иванович, за вашу работу..
  2. 0
    18 октября 2014 11:35
    Светлая Вам память, Владимир Иванович, и низкий поклон за вашу благодарную работу во славу Отечества.
    ВО уже сообщало, что украинцы в Харькове создали дизель мощностью 1500 лошадиных сил...
  3. 0
    18 октября 2014 12:46
    На таких, как Бутов, Земля держится... "Только тот, кто сгорает, может что-то двигать" - эти слова особенно понятны двигателистам!
  4. 0
    18 октября 2014 17:58
    автору хотелось бы пожелать лучше разбираться в технике
    для трактора ДЭТ-250 с гидромеханической трансмиссией

    ДЭТ - это Дизель-Электрический Трактор. нет у него гидромеханики!
    1. jjj
      0
      18 октября 2014 18:15
      Может имеется ввиду гидравлика для навесных
  5. 0
    18 октября 2014 21:52
    честно , пишу. не в восторге от отечественных дизелей. а наши дизели на тракторах - это самый настоящий гемморой.
  6. 0
    18 октября 2014 23:16
    Одно не понятно, почему для танка сделать хороший дизель можно, а для трактора, где не нужна такая мощность, нельзя?...
    1. иванываныч
      0
      19 октября 2014 14:03
      Чтобы это понять надо начать с Ткц,Ркц.
  7. +1
    19 октября 2014 11:10
    Былиныч Почему нельзя? Очень даже можно, но Вы же должны понимать что в оборонке применяются определенные секретные технологии и разработки - отсюда и себестоимость такого двигателя будет несоизмерима выше стоимости трактора.Нерентабельно да и опять же секреты.
  8. иванываныч
    0
    19 октября 2014 14:05
    Человек-гора был в двигателестроении, светлая ему память.