Задачу ставят джунгли

5
ВВС Бразилии отказали в доверии американским самолетам

Переключившись на президентские выборы в Бразилии, большинство экспертов обошли вниманием тот факт, что военно-воздушные силы самой большой страны Латинской Америки переживают новый этап развития, а связано это с пребыванием у власти патриотических сил.

После избрания левого президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы в октябре 2002 года стало ясно, что США не оставят Бразилию в покое. Сближение нового правительства Партии трудящихся с Венесуэлой тоже не осталось незамеченным в Вашингтоне. Появившийся профицит в бюджете, а главное – старение авиапарка поставили вопрос о поиске новых партнеров в сфере военно-технического сотрудничества.

Новые времена – новые требования

Обнаружение компанией Petrobras новых нефтяных месторождений в западной Атлантике поставило Бразилию в трудное положение: Четвертый флот США не свернул своего присутствия в регионе, «доктрина Монро» по существу продолжает действовать. Однако успешное развитие военно-технического сотрудничества соседней Венесуэлы с Россией и Китаем наглядно показало, что прорыв североамериканской блокады возможен без оглядки на Вашингтон. На первом этапе работы администрации Лулы да Силвы и Дилмы Руссефф пытались было наладить контакты с западноевропейскими авиафирмами, но особых успехов достигнуто не было. В сложившихся условиях и напряженной военно-политической обстановке правительству Партии трудящихся необходимо провести следующие преобразования:

-начать масштабную чистку командного состава, прошедшего подготовку по вашингтонской программе «Школы Америк». Вместе с тем в армейскую авиацию необходимо призывать новых военных, придерживающихся левопатриотических взглядов;
-сосредоточить основные усилия на военно-техническом сотрудничестве с Россией, Китаем и Венесуэлой. Правительству Дилмы Руссефф необходимо осознать, что Европейский союз под давлением США долговременных контрактов не подпишет, а это приведет к упадку и развалу бразильских ВВС;
-модернизировать старые и создать новые авиабазы на всем протяжении атлантического побережья для отражения атак авианосных соединений НАТО, усилить авиационную группировку на колумбийской границе для уничтожения отрядов ультраправых боевиков «парамилитарес».

Военно-воздушные силы Бразилии насчитывают, по приблизительным данным, 55 многоцелевых Northrop F-5Е «Тайгер II» американского производства, восемь французских «Миражей 2000», 53 истребителя-бомбардировщика АМХ A-1 Centauro совместной бразильско-итальянской разработки. Но основу авиапарка составляют многоцелевые самолеты собственного производства: выпущенные фирмой Embraer EMB-312 «Tукано» (124 машины) и EMB-314 «Супер Tукано» (56 единиц), семь самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) ЕМВ-145. Кроме того, известно о 21 транспортном С-130Н «Геркулес» американского производства, девяти испанских CASA C-295, восьми береговых патрульных Р-3А «Орион», некогда поставленных опять-таки из США. Также в строю числятся по два VIP-борта «Боинг-737-200» и «Эрбас» А-319. Вертолетные части насчитывают шесть десантных машин UH-60 «Блэк Хок», 43 многоцелевых UH-1 «Ирокез», 30 Helicopteros do Brasil SA AS 355, 12 ударных Ми-35М российского производства.

В связи с ухудшением отношений между Бразилией и США, скандалом из-за тотального шпионажа американских спецслужб правительство Дилмы Руссефф отказалось от заключения сделки на приобретение 36 истребителей F/А-18Е/F «Супер Хорнет». Реакция бразильских высокопоставленных лиц была незамедлительной: «Мы не можем идти на столь масштабные контракты со страной, которой не доверяем».

Почему пролетел «Сухой»?

Россия предлагала купить Су-35С и совместно разрабатывать образцы авиатехники пятого поколения типа Т-50. 14–17 октября 2013 года Бразилию посетила делегация во главе с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, в которую также вошли директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин и глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин.

Задачу ставят джунглиНо на тендере ВВС Бразилии выбрали шведский истребитель JAS-39 «Грипен-NG». При этом пилоты, опробовавшие Су-35С в воздухе, заявляли, что по всем объективным показателям победителем должна была стать российская машина. Она, по заключению бразильских экспертов, наилучшим образом соответствует критерию «стоимость-качество».

Еще в 2012 году СМИ сообщали о том, что после подведения военно-технической комиссией ВВС Бразилии предварительных итогов тендера в финал выходили только россияне и французы. Но на деле расклад сил говорил в пользу победы не только французов, но и шведов. По словам высокопоставленных чиновников, они хотели, чтобы выиграл Су-35С, но в парламенте существует сильное проевропейское лобби.

Однако стоимость предложенной аренды JAS-39C/D оказалась для бразильского бюджета слишком высокой. Более того, она соизмерима с предлагаемой компанией «Дассо» программой по восстановлению летной годности парка «Миражей 2000». В итоге в августе нынешнего года бразильцы отказались от долгосрочной аренды шведских истребителей, а высвобожденные финансы решили использовать для завершения модернизации 11 F-5E/F на предприятии EDS (Embraer Defesa & Segurana).

Утешительным фактом для российской военной делегации стало то обстоятельство, что бразильские военные связали дальнейшее перевооружение вертолетных частей с поставками Ми-35М. Еще 27 июля 2012 года командующий ВВС Бразилии бригадный генерал Жунити Сайто провел церемонию открытия на базе в Порту-Велью (штат Рондония) новой инфраструктуры для размещения ударных вертолетов Ми-35М (АН-2 «Сейбр»). Там построено шесть ангаров и помещение для тренажера. Российскими винтокрылыми машинами оснащена 2-я эскадрилья 8-й авиационной группы ВВС. С этой базы они вылетают на патрулирование акватории Западной Амазонии.

Ми-35М является наиболее мощным боевым вертолетом бразильских ВВС. Машина оснащена двуствольной пушкой калибра 23 миллиметра в носовой части, в наличии также широкая номенклатура управляемых и неуправляемых ракет различных классов. Ми-35М принимали участие в операции по обеспечению безопасности саммита Rio+20, который состоялся в июне 2013 года.

Внимание Амазонии

Как и в других латиноамериканских странах, в Бразилии развила активную деятельность наркомафия, и Амазония для нее истинный рай. Регион оказался весьма подходящим для организации перевозок наркотиков, сырья и полуфабрикатов, так как находится на границе Перу, Колумбии и Венесуэлы. Здесь расположено большое число нелегальных взлетных полос, пролегают воздушные и водные маршруты – как внутрибразильские, так и «экспортные», транзитные. Не прекращается и незаконная хозяйственная деятельность. О ее масштабах говорит такой пример: ежедневно над Амазонией выполнялось 2300–2500 незарегистрированных полетов, из них основная масса в интересах контрабандных перевозок с замаскированных площадок.

Несмотря на усилия полиции и армии, природные ресурсы региона бесконтрольно тратятся, а контрабанда и наркотрафик выросли до таких катастрофических размеров, что стали напрямую представлять угрозу национальной безопасности страны. Поэтому руководством Бразилии для защиты государственных интересов начали привлекаться и вооруженные силы, в том числе авиация. Еще в 1990 году для координации усилий военных и гражданских организаций, отвечающих за состояние дел, было сформировано специальное агентство SIPAM – Система защиты Амазонии. Позже для информационного обеспечения данной структуры создан еще один специальный отдел – Система наблюдения за Амазонией (SIVAM). Главным ее оружием является сеть стационарных и мобильных РЛС, дистанционных систем контроля, установленных на самолетах.

Авиационные средства контроля поначалу предложили США, но с условием, что на их самолетах будут летать американские экипажи. Бразильцы соглашались брать машины в аренду, но при этом не желали присутствия гринго, хотели эксплуатировать технику своими силами. На таких условиях Вашингтон работать не согласился и предложил бразильцам просто купить у них самолеты ДРЛО. Но официальный Бразилиа в силу экономических и политических причин отказался от американской техники и заказал соответствующую материальную часть национальной компании Embraer. Для борьбы с нарушителями на первых порах применялись сверхзвуковые перехватчики «Мираж 5» и F-5Е. Эти самолеты благодаря высокой скорости достаточно быстро выходили в район, где обнаруживался нарушитель, однако затем быстроходность становилась недостатком – малоразмерные и маневренные легкомоторники, летевшие очень низко, почти всегда уходили от истребителей.

Поэтому для пресечения незаконных полетов бразильцы начали привлекать реактивные штурмовики ЕМВ-326 «Шаванте», которые лучше годились для подобной работы. Затем командование ВВС обратило внимание на опыт колумбийцев и перуанцев, которые для борьбы с наркомафией использовали учебно-боевые самолеты бразильского же производства АТ-27.

В 2011–2014 годах правительство Бразилии провело крупномасштабные военные операции против наркоторговцев с участием авиаэскадрилий на границе с Боливией, Парагваем, Аргентиной и другими государствами. Армейские подразделения получали поддержку авиасоединений, оснащенных истребителями F-5Е и штурмовиками «Супер Тукано», с привлечением самолетов-радаров и БЛА.

Армия и авиация патрулировали границу протяженностью около четырех тысяч километров в штатах Рио-Гранде-ду-Сул, Санта-Катарина, Парана и Мату-Гросу-ду-Сул, где регистрируется много правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и контрабандой оружия. Подробности выполнения и результаты операций остались неизвестны, однако власти страны заявили о выполнении задач, поставленных Министерством внутренних дел.

Новая Бразилия находится в поиске своего места в мире, модернизация собственной боевой авиации – одна из составляющих этого процесса. России же нужно проводить гораздо более активную внешнюю политику, чтобы не только занять оружейный рынок сбыта, до недавнего времени принадлежавший США, но и ознакомиться с западными (хотя и не самыми передовыми) технологиями. А Бразилия сможет более успешно противостоять (разумеется, с помощью стран Боливарианского альянса) изрядно поднадоевшим янки.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    20 ноября 2014 14:41
    Хорошо, что бразильцы прокатили матрасников с самолётами, а плохо, что нам тут ничего не выгорело. Неплохо то, что антиамериканские настроения главенствуют в Бразилии, вот здесь и нашему МИДу поактивней поработать бы.
    1. +3
      20 ноября 2014 17:17
      Эти грипены совсем не подходят для Бразилии, они маленькие и радиус действия смехотворный, в районе 1000км. Это для Швеции нормально, они чтобы выйти на сверхзвук просят разрешение соседей т.к. своей территории для разгона не хватает. А Бразилия по размеру как половина России, тут нужны тяжёлые Су-35 для патрулирования, чтобы пролететь 2000км и оставалось топлива на догон врага и бой (всего вроде у них 3500км). Явно политика победила здравый смысл. Но не всё так плохо, первые грипены должны поступить не то в 2018 не то в 2019, к тому времени кризис и всё такое, можно будет контракт аннулировать (ведь ещё ничего не посавлено) и купить наши готовые Су :)
  2. +4
    20 ноября 2014 14:42
    В сложившихся условиях и напряженной военно-политической обстановке правительству Партии трудящихся необходимо провести следующие преобразования:
    -начать масштабную чистку командного состава, прошедшего подготовку по вашингтонской программе «Школы Америк». Вместе с тем в армейскую авиацию необходимо призывать новых военных, придерживающихся левопатриотических взглядов;
    -сосредоточить основные усилия на военно-техническом сотрудничестве с Россией, Китаем и Венесуэлой. Правительству Дилмы Руссефф необходимо осознать, что Европейский союз под давлением США долговременных контрактов не подпишет, а это приведет к упадку и развалу бразильских ВВС;
    -модернизировать старые и создать новые авиабазы на всем протяжении атлантического побережья для отражения атак авианосных соединений НАТО, усилить авиационную группировку на колумбийской границе для уничтожения отрядов ультраправых боевиков «парамилитарес».

    Вот это - верное решение.
    Иначе - латиноамериканская Украина
  3. +9
    20 ноября 2014 14:43
    не пора ли им предложить наш Як-130 (можно наверное и сборку организовать)
    1. +2
      20 ноября 2014 17:19
      Вполне бы подошёл им наш Як-130, хороший же самолёт.
  4. +4
    20 ноября 2014 14:43
    А Бразилия сможет более успешно противостоять (разумеется, с помощью стран Боливарианского альянса) изрядно поднадоевшим янки.


    Весьма хорошие перспективы для БРАЗИЛИИ...но есть одно но что США так просто от лакомого кусочка не откажется и вполне может устроить в БРАЗИЛИИ цветную революцию по накатанному сценарию тем более ЮЖНАЯ АМЕРИКА так сказать вотчина США.
    1. +2
      20 ноября 2014 15:35
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      .но есть одно но что США так просто от лакомого кусочка не откажется

      но тем не менее перспективы смены политического вектора все сильнее и сильнее и даже проевропейское лобби будет терять почву под ногами .. особенно если лягушатник Оланд не отдаст "Мистраль"
      Еще в 2012 году СМИ сообщали о том, что после подведения военно-технической комиссией ВВС Бразилии предварительных итогов тендера в финал выходили только россияне и французы. Но на деле расклад сил говорил в пользу победы не только французов,

      Репутация - это такая зверская скотина... зарабатываешь годами а просирается за раз.
  5. +4
    20 ноября 2014 14:52
    Что может предложить демократическая Россия, руководству Бразилии, которая выражает интересы не олигархов , а трудящихся. Наверно олигархический суперджет, когда у них свои самолёты такого класса. Наверно остаются народные вертолёты фирмы МИ и КА.
  6. +2
    20 ноября 2014 14:58
    Рано или поздно Бразилия поймет, что с Россией выгоднее иметь отношение в плане вооружения, особенно авиации. А модернизированных Миражей хватит лет на 5, не больше!!! Вот тогда точно задумаются о Сушках.
  7. +1
    20 ноября 2014 15:09
    Да, велика страна Бразилия, а летать не на чем
  8. -1
    20 ноября 2014 15:15
    Цитата: saag
    Да, велика страна Бразилия, а летать не на чем

    НЕ беспокойтесь потомки португальцев и негров создадут авиацию, это вам не Погосян.
    1. +1
      20 ноября 2014 17:11
      Цитата: valokordin
      НЕ беспокойтесь потомки португальцев и негров создадут авиацию, это вам не Погосян.

      Деньгов у них нет, ни на аренду Грипена, ни на восстановление Миражей, а уж создание нового истребителя это еще более затратное дело. Погосян то как раз создает технику
  9. денис fj
    +1
    20 ноября 2014 15:25
    Так и не понял, как нахождение 4-го флота США мешает бразильцам добывать нефть. Были прецеденты? Какие? Поясните. Из текста я понял, что Бразильцы вместо закупки американских истребителей, как и прочих, остановились на модернизации ... американских истребителей. Страшный отлуп американцам. Для экономического развития Бразилии, как и любой другой страны, важны современные технологии, которые не способны им дать страны БРИКС или друзья по антиамериканскому блоку - Венесуэла, Боливия, Аргентина. Какие именно??
  10. +1
    20 ноября 2014 15:48
    Интересный факт-военные склоняются к одним поставщикам, парламент же, мотивируясь лишь лобби и далеко не безопасностью государства, выбирают более дорогой и не совсем отвечающий требованиям военных. Вот на данном этапе служба безопасности принимает во внимание происходящее в парламенте, или у них тоже-лобби? Вот была бы" потеха" если б наши парламентарии решили купит миражи или F-16. Лобби же!!!
  11. ИгорьМ
    +4
    20 ноября 2014 16:17
    Автор оперирует недостоверной информацией, месяц назад, 27 октября этого года, СААБ подписал договор с бразильцами на поставку 36 Гриппен JAS-39NG.
    Статья полна неточностей, даты и события перевернуты с ног на голову.
    Кроме того, дело не в проевропейском лобби в парламенте, а в давнем опыте сотрудничества бразильцев с итальянцами и шведами. И с теми, и с другими местная Эмбраер реализовала не один проект, в первую очередь это АМХ и самолеты ДРЛО со шведскими системами на базе турбовинтовых и реактивных самолетов Эмбраер. Эмбраер имеет великолепный одномоторный турбовинтовой штурмовик, построил не один десяток совместных АМХ, на завершающей стадии находится проект среднего транспортника, ну и теперь будут клепать по лицензии Грипены.
    Бразильский ВПК не самый слабый в мире, в статье оценка потенциала и возможностей Бразилии очень занижена.
  12. 0
    20 ноября 2014 21:46
    А Бразилия сможет более успешно противостоять (разумеется, с помощью стран Боливарианского альянса) изрядно поднадоевшим янки.

    Автор перегрелся что ли? Выдавать желаемое за действительное чисто российский тренд... Нет никакого противостояния, между США и Бразилией товарооборот на 59 млрд. долларов, между РФ и Бразилией 0,4 млрд. долларов. Та же компания Embraer без американских авиадвигателей просто прекратит существование... На всех самолётах компании Embraer стоят авиадвигатели Pratt & Whitney и Allison.
    По словам высокопоставленных чиновников, они хотели, чтобы выиграл Су-35С, но в парламенте существует сильное проевропейское лобби.

    Из какого пальца (надеюсь не 21) автор высосал сей "факт"? JAS-39 машина скандинавская, при чём тут вымышленное "проевропейское лобби"? Еслим оно и существует, то выиграл бы Рафаль, а не Гриппен. Никто и никогда не называл Су-35С конкурентом Рафаля и Гриппена ибо его никто всерьёз не рассматривал. Борьба шла между Рафалем и Гриппеном, третий лишний!