Корабль, который всегда знал, в какую гавань он идет

21
Корабль, который всегда знал, в какую гавань он идетИз личного дневника Александра Александровича Морозова:

1. VI-76 г. Решения о моем назначении членом техсовета МОП пока еще нет. В этой связи приказ о моем освобождении от руководства КБ не оформляется. Числа 2–3 июня ожидается приезд на завод товарища Воронина Л.А., который должен коллективу представить нового начальника КБ Шомина Н.А.

Я начинаю потихоньку «сматывать удочки». Надо до отъезда в отпуск освободить свое рабочее место в кабинете для освоения новым начальником КБ.

Итак, проработал 57 лет и 2 месяца, из них 37 лет начальником КБ.

СОЗДАНИЕ ЛЕГЕНДЫ

110 лет назад, 29 октября 1904 года, в городе Бежица родился Александр Александрович Морозов – легендарный человек, один из создателей не менее легендарного танка Т-34, главный конструктор Уралвагонзавода в тяжелое для всей страны время, в период Великой Отечественной войны.

Свой трудовой путь он начал в 14 лет на Харьковском паровозостроительном заводе. Был переписчиком технических документов, затем копировальщиком, чертежником и, в конце концов, нашел свое место на должности конструктора. С июля 1936 года возглавил сектор КБ по новому проектированию. В 1937 году впервые произошла его знаковая встреча с новым главным конструктором Харьковского завода Михаилом Кошкиным, который сразу же оценил молодого инженера, отметив оригинальность мышления при решении сложных задач и завидную работоспособность. Именно такой помощник нужен был Михаилу Ильичу для выполнения особого задания.

Поставленная цель казалась нереальной. Предстояло сконструировать машину, которая должна была быть такой же быстроходной и маневренной, как лучшие в мире танки, но иметь такую мощную броню, чтобы надежно защитить экипаж от противотанковых средств противника. К тому же будущий танк должен был поражать своими огневыми средствами любую бронетехнику, артиллерийские установки, а также живую силу противника.

В группу нового проектирования вошли инженеры с разными характерами и профессиональными навыками. Важно было суметь организовать их в дружный коллектив и пустить умение каждого в нужное русло. Морозов справлялся с этим мастерски. Как в часовом механизме каждая шестеренка выполняет свою задачу, так было и на этом проекте: никто не остался незамеченным. Педант до мозга костей, глава проекта нес личную ответственность за создаваемую машину. Работали до умопомрачения. Как дети радовались каждой находке и удачной идее. Не обходилось и без споров. 3 марта 1939 года в графе штампа «Конструктор» чертежа № 228 «Общий вид танка. Продольный разрез А-20 (БТ-20)» появилась подпись Морозова. Но это было только начало. Начало долгого и тяжелого пути, который принесет мировую известность советскому танкостроению.

А-20 и А-32, который был улучшенной версией «двадцатки», были представлены Военному совету. Он рекомендовал увеличить толщину брони до 45 миллиметров. Эта машина получила индекс «Т-34».

В 1940 году было решено устроить пробег для Т-34 из Харькова в Москву. Руководил пробегом главный конструктор Михаил Ильич Кошкин. В Кремле, на Ивановской площади, машины предстали перед членами Политбюро и правительства. Танки понравились, но предстояли дальнейшие испытания на полигоне.

Боевые машины заставляли преодолевать сложнейшие препятствия, совершать головокружительные маневры, по ним стреляли прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. Немало волнений пришлось пережить в эти дни заводчанам, пока в КБ не пришла долгожданная телеграмма: «Все в порядке. Готовьте списки для премирования. Кошкин».

Тот сложнейший пробег оказался для главного конструктора роковым. Простудившись, Михаил Ильич Кошкин тяжело заболел и умер в сентябре 1940 года. Руководство конструкторским коллективом было доверено Александру Александровичу Морозову.

Т-34 предстояло выдержать самый главный экзамен – проверку в бою. Приходившие с фронтов добрые отзывы о «тридцатьчетверке», ее преимуществах перед танками противника радовали Морозова, но он понимал, что это преимущество не навсегда. Немецкая промышленность не стоит на месте, и в скором времени Германия создаст что-то такое, что сможет тягаться с «непобедимой машиной». Весь жизненный опыт учил Александра Александровича: в технике не может быть застоя. Не хочешь, чтобы тебя превзошли, – работай, твори, дерзай. Быть в числе первых – это стремление вполне естественное для любого специалиста.

Каждый день главный конструктор приходил на ремонтный участок и лично опрашивал танкистов и рабочих цехов о достоинствах и недостатках боевых машин. Благодаря информации, полученной из первых рук, продолжалось усовершенствование машины.

– Михаил Николаевич, – обращался он к конструктору Котову, – этот вопрос по вашей части: после многих часов работы мотора начинает скапливаться топливо в топливном насосе, а оттуда вытекает на днище танка. Каково водителю – валенки намокают, мерзнут ноги...

– Понял, Александр Александрович. Значит, сделать в днище слив?

– Правильно, но только не в днище – отверстие будет забиваться снегом, грязью. Прошу, подумайте...

Четкие линии его лица были словно разработаны по чертежам. Пронзительные голубые глубоко посаженные глаза видели людей насквозь. Он был сверхтребовательным к своим подчиненным, но в первую очередь к себе.

– Любой ценой, но танки должны выходить, – говорил он на собрании коллектива. – Это зависит прежде всего от каждого из нас. Пусть каждый спросит себя: «Чем я помог заводу выпускать больше машин?..»

ВСЕ С НАЧАЛА

В сентябре поступило распоряжение эвакуировать Харьковский завод со всеми его сотрудниками и оборудованием в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод. Конструкторское бюро отправили в числе первых. Предстояло многое: перестройка производства и всего предприятия.

На основе Т-34 был собран образец Т-43. Проектирование танка было закончено уже к исходу 1943 года. В конце работы над новой боевой машиной обнаружился один, но существенный недостаток: конструкция не допускала возможности модернизации. Именно в этом Т-34 выигрывал у Т-43.

– Вы создали неплохую машину, – сказал Иосиф Сталин при личной встрече с Морозовым. – Но в настоящее время у нашей армии уже есть хороший танк Т-34. Сейчас задача состоит в том, чтобы повысить его боевые качества, увеличить выпуск. Пока завод и конструкторское бюро не выполнят этих требований действующей армии, нужно запретить отвлекать конструкторов на новые разработки.

Война шла не только на поле боя, но и между конструкторскими отделами противоборствующих сторон. В том же 1943 году гитлеровские инженеры создали новые танки «Тигр» и «Пантера», а также самоходку «Фердинанд». Т-34 в сравнении с ними имел меньшую огневую мощь и нуждался в перевооружении. На усовершенствованную модель «тридцатьчетверки» установили 85-мм пушку, которая уравнивала мощь с машинами противника. Толщина брони увеличилась на 90 мм, появилась командная башенка, увеличившая угол обзора, вместимость возросла до пяти человек. Модель получила индекс «Т-34-85».

В своих воспоминаниях Александр Морозов писал о звонке Верховного главнокомандующего:

– Здравствуйте, товарищ Морозов, как обстоят дела с выполнением постановления ГКО от 5 июня 1942 года?

– Коллектив КБ выполнил постановление Государственного комитета обороны, товарищ Сталин.

– Вот и хорошо. Теперь, по-видимому, можно завершить работу над Т-44. Постарайтесь сделать это как можно быстрее. До свидания, товарищ Морозов.

Этот звонок особенно обрадовал Главного конструктора: отныне им официально разрешалось продолжать прерванную работу над новой машиной. Несмотря на то что Т-43 так и не был запущен в массовое производство, он оказал значительное влияние на развитие конструкции советского танка. Эти наработки были использованы при создании среднего танка Т-44.

«Корабль никогда не дождется попутного ветра, если не знает, в какую гавань ему надо плыть», – это было одно из любимых изречений Морозова. Возглавляемый им коллектив всегда имел представление, в какую гавань он держит путь.

Испытания «сорокчетверки» и доработка продолжались в течение 1944 года и к концу года были успешно завершены. Т-44 был поистине революционным танком. Машина была еще легче, чем легендарная «тридцатьчетверка», но в то же время обладала прекрасной броней и огневыми качествами.

Одновременно с работой над Т-44 поступило распоряжение приступить к разработке новой боевой машины, при конструировании которой предполагалось использовать огромный опыт эксплуатации танков в боевых условиях на фронтах Великой Отечественной войны. Акцент был сделан на усиление огневой мощи танка, повышение его броневой защиты и способности преодолевать водные преграды по дну. В первом квартале 1945 года были изготовлены два опытных образца нового танка, которому в дальнейшем был присвоен индекс «Т-54». В этом же году они прошли испытания.

В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, а в следующем началось его серийное производство.

При создании новой техники случались и ошибки, и неудачи. На вопрос кто виноват, ответ у Александра Александровича был один:

– Виноват я. Я главный конструктор, на чертежах стоит моя подпись.

Слово «работа» воспринималось Морозовым как совместная деятельность множества людей. Оно вызывало в воображении имена и лица людей, которые были причастны к созданию танков. За каждой деталью и механизмом главный конструктор видел труд определенного человека. Он ценил людей за их самоотверженность и верность делу.

Для самого же Александра Александровича работа была любимым делом, главным увлечением и всем смыслом жизни. Все остальное относилось к разряду «маленьких радостей». В свободное время он любил читать, особенно выделял документальную прозу и мемуары. Своим товарищам всегда рекомендовал прочесть книгу летчика-испытателя Героя Советского Союза М.Л. Галлая «Через невидимые барьеры. Испытано в небе». Морозов считал, именно так нужно писать о технике и людях, которые ее создают. Иногда с сыновьями ходил на рыбалку, даже получалось что-то поймать. Но пристраститься к этому увлечению так и не получилось.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

19 ноября 1951 года Морозов вернулся на Харьковский завод, где также выполнял функции главного конструктора КБ-60М. Там он приступил к масштабным работам по созданию среднего танка «Объект 430», предшественника серийного танка Т-64. Работа над проектом была закончена к концу 1954 года. Но по мнению Морозова, «Объект 430» создал бы в армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту и обучению.

В 1961 году конструкторское бюро в сжатые сроки выполнило технический проект танка «Объект 432». В результате работы, проведенной КБ Морозова по совершенствованию «432», новый средний танк был принят на вооружение в 1966 году под индексом «Т-64». «Шестьдесятчетверка» открыла второе послевоенное поколение.

Не успел Т-64 сойти с конвейера, Александр Морозов со своими коллегами уже вел работы по дальнейшему усовершенствованию новой боевой машины – Т-64А. В 1969 году было освоено ее серийное производство.

29 октября 1974 года Александр Александрович праздновал свое 70-летие. Весь день к нему шли с поздравлениями и добрыми пожеланиями. Приехало очень много приглашенных. В бюро чувствовалось праздничное настроение, и работы никакой не могло и быть.

– Все, что тут с такой теплотой было высказано в мой адрес, – это далеко не мои, а ваши, дорогие товарищи, заслуги, а также заслуги нашего родного завода, его конструкторов и многих тысяч тружеников нашего заводского коллектива, которые своей работой внесли определенный вклад в развитие танкостроения, оправдали доверие и любовь нашего народа, особенно в трудные годы испытаний прошедшей войны.

Я горжусь только тем, что всю свою жизнь шел вместе с вами, с моим родным заводом и коллективом конструкторов, разделяя с вами все трудности нашей нелегкой работы.

В сентябре 1976 года танки «447» и «437» были приняты на вооружение Советской армии. Им присвоены марки «Т-64Б» и «Т-64Б1». Эффективность танка Т-64Б возросла в 1,6 раза по сравнению с танком Т-64А.

Александр Александрович Морозов скончался в 1979 году после продолжительной и тяжелой болезни. Позднее Харьковскому конструкторскому бюро машиностроения было присвоено имя легендарного конструктора. Он принял участие в создании ряда советских средних и основных боевых танков на протяжении многих десятилетий, внеся этим неоценимый вклад в укрепление оборонной мощи нашей Родины. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, генерал-майор инженерно-танковой службы, доктор технических наук Александр Александрович Морозов.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 декабря 2014 06:49
    Великие люди! Великие дела! Великие подвиги!
    1. +1
      6 декабря 2014 07:44
      Человек прекрасный, великий конструктор и инженер, да продолжатели его дела - пигмеи...
    2. -1
      6 декабря 2014 14:02
      Великие люди! Великие дела! Великие подвиги!

      Возможно, Морозов и внес определенный вклад в наше танкостроение, но его авантюризм при создании и продавливании Т-64 перечеркнул ВСЁ. Человек своё Я поставил выше интересов государства и армии, скормил своим капризным железным детишкам миллионы народных денег, и страшно подумать, если бы ему не оказывали сопротивление, что весь наш танковый парк мог бы состоять из харьковских "изделий". Люди шли наперекор мощному харьковскому лобби, рискуя карьерами и партбилетами. Честь и хвала тому же Карцеву и всему тагильскому КБ за Т-72.
      А о Морозове... лучше ничего, моё мнение такое...
      1. 0
        6 декабря 2014 16:49
        У Вас предвзятая точка зрения - Карцев шел по протаренному Морозовым пути. И по большому счету - Т-72 упрощенный до уровня Т-34 танк, под массового, плохообученного бойца. "Шестьдесятчетверка" и "восьмидесятка" - танки для профессионалов. Поэтому позвольте с Вами не согласиться...
        1. -1
          7 декабря 2014 00:18
          Карцеву НЕ ДАЛИ сделать свое, его ЗАСТАВИЛИ типа просто приделать мотор подешевле и понадежней двухтактного чемодана. К счастью, Тагил по максимуму НЕ выполнил требование, и большинство слабых мест 64-ки исправил. Что касается "профессионалов" - в СА не было такого понятия, а 64-ки служили на Украине в основном для оперативного устранения косяков на заводе-изготовителе.
      2. странник_032
        0
        6 декабря 2014 17:54
        Цитата: Mikhado
        Возможно, Морозов и внес определенный вклад в наше танкостроение, но его авантюризм при создании и продавливании Т-64 перечеркнул ВСЁ. Человек своё Я поставил выше интересов государства и армии, скормил своим капризным железным детишкам миллионы народных денег, и страшно подумать, если бы ему не оказывали сопротивление, что весь наш танковый парк мог бы состоять из харьковских "изделий".


        Не совсем объективная оценка в вашем комментарии.
        Я тоже раньше считал что Т-64 это полный отстой,но если немного под другим углом посмотреть и проанализировать то картина меняется. Не коренным образом,но всё же.
        Не будем забывать что все ОБТ СССР и РФ как Т-72,Т-80,Т-90 имеют одну базу,Т-64.
        Все эти ОБТ создавались по одному ТЗ.
        Хорошо что этот вечный конкурс уже закончился,слава Богу.
        Но ГАБТУ МО СССР так и не смогло окончательно выбрать ОДНОГО победителя в нём,пусть это послужит хорошим уроком на будущее.
        Кстати ТЗ на проектирование всех этих ОБТ,выдавали военные,причём с большими звёздами на погонах. И принятие на вооружение,всех образцов,утверждали они же. Так что Морозова А.А. думаю не стоит одного винить в том,что на вооружение была принята "сырая" машина.
        У Морозова А.А. как у конструктора не хватало того,что было у Л.Н. Карцева,В.Н. Венедиктова и В.И. Поткина - практического и боевого опыта,который можно было приобрести только в БТВ.
        Возможно это была одна из причин того,что Т-64 получился таким "сырым", а Т-72 получился таким надёжным.
        Л.Н. Карцев и В.Н. Венедиктов на практике отлично понимали чего в бою может стоить отказ техники,поэтому очень пристальное внимание уделяли надёжности работы своих изделий.
        Именно поэтому все новые узлы и агрегаты в УКБТМ проходили самые жёсткие испытания,прежде чем их начинали ставить на серийные машины.
        Так же именно по этому в Т-72 можно быстро перелезть из БО в ОУ на место мех.вода,а в Т-64 нет.
        Но именно Т-64 стал основой всего. Первый отечественный АЗ(МЗ) который позволил сократить экипаж на одного человека впервые был установлен на Т-64,первая гладкоствольная пушка тоже,комбинированная броня,ЗПУ с дистанционным управлением.
        Уже и это немало.
        1. 0
          6 декабря 2014 20:04
          Насчет первой гладкоствольной пушки на Т-64 можно поспорить, она до этого появилась на Т-62.
          Насчет надежности танка тоже можно спорить, новая техника всегда требует времени на освоение и накопление опыта эксплуатации, а также доработки детских болезней.
          Даже Т-72 и Т-80 которые были приняты на вооружение на 6-10 лет позже имели детские болезни и это нормально, так как новая техника она всегда новая.
          А вот перелаз возможен на Т-64 и Т-80, но немного затруднен по сравнению с Т-72... но как говорится, что сделано то сделано.
          А вот три танка на вооружении с одинаковыми ТТХ это действительно была большая проблема.
        2. 0
          7 декабря 2014 00:14
          Но именно Т-64 стал основой всего. Первый отечественный АЗ(МЗ) который позволил сократить экипаж на одного человека впервые был установлен на Т-64,первая гладкоствольная пушка тоже,комбинированная броня,ЗПУ с дистанционным управлением.

          Механизмы заряжания разрабатывались и раньше, не пошли в серию, комбинированную защиту разрабатывали общесоюзные НИИ (возможно НИИСтали), первый гладкоствол - Т-62, собственно, и равного с ранними 64-ками калибра 115 мм.
          1. странник_032
            0
            7 декабря 2014 10:37
            Цитата: Mikhado
            первый гладкоствол - Т-62


            В середине 50-х годов началось проектирование нового среднего танка. Новая 100-мм пушка Д-54ТС имела более длинный выстрел, чем Д-10Т. Поскольку ГБТУ не хотело вводить раздельно-гильзовое заряжание, потребовалось увеличение диаметра погона башни. Это, в свою очередь, потребовало удлинения корпуса танка. Для сохранения правильной центровки танка пришлось изменить расположение опорных катков и т. д. В результате получился танк Т-62 (об. 165).

            В 1958 г. в КБ ХЗТМ начались работы по созданию среднего танка об. 430. Вес нового танка составлял 35,48 т. Танк был оснащен 100-мм нарезной пушкой Д-54ТС со стабилизатором «Метель». Боекомплект пушки – 50 выстрелов. Имелся при- цел-дапьномер ТПД-43Б, а также ночной прицел ТПН-1. Пушка оборудовалась механизмом выброса стреляных гильз. Ходовая часть танка об. 430 была впоследствии использована для серийных танков Т-64. Было изготовлено несколько образцов об. 430, но в серию он не пошел, т. к. А.А. Морозов уже работал над новым танком об. 432.
            17 февраля 1961 г. вышло Постановление СМ № 141 -58 о прекращении работ по среднему танку об. 430 и о начале работ по среднему танку объект 432. Совместные испытания трех опытных танков об. 432 были проведены с ноября 1962 г. по май 1963 г. В 1-м квартале 1964 г. шло изготовление опытной партии из 10 танков об. 432.
            На танке об. 432 была установлена новая 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А21), имевшая ту же баллистику, что и У-5ТС. Принципиальным отличием Д-68 было раздельное заряжание с частично сгорающей гильзой. Экстрактировался лишь поддон гильзы, точнее, короткая латунная гильза весом около 4 кг. Пушка имела автомат заряжания, что позволило сократить заряжающего, доведя число экипажа до трех человек.
            Устройство пушки Д-68 близко к У- 5ТС. Основное различие в том, что у Д-68 полуавтоматика была скалочного типа, а не пружинного, как у У-5ТС. Кстати, полуавтоматика скалочного типа оказалась лучше, и ее даже решили установить на У-5ТС. Боекомплект танка об. 432 состоял из 40 выстрелов.
            Пушка Д-68 имела двухплоскостной стабилизатор «Сирень-П» с независимой линией прицеливания, разработанный в ЦНИИ-173.
            http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1005414/Tehnika_i_vooruzhenie_2000_07.h

            tml

            Так что основная система(пушка+раздельное заряжание из укладки АЗ/МЗ) была впервые создана на Т-64. Впоследствии она стала основной для всех отечественных ОБТ.
            Это ничуть не умаляет заслуг Л.Н. Карцева и В.Н. Венедиктова,потому как они разработали свой,более надёжный вариант АЗ.
            Но как факт,в Харькове сделали раньше.
            Потому как в ХКБМ проектировали ОБТ,а Т-62 это средний танк,который представлял собой глубокую модернизацию Т-55.
            И кстати Т-62 появился лишь потому,что на вооружение натовских танков поступила 105 мм пушка L-7.
            1. странник_032
              0
              7 декабря 2014 11:08
              Цитата: странник_032
              И кстати Т-62 появился лишь потому,что на вооружение натовских танков поступила 105 мм пушка L-7.


              Когда об этом доложили маршалу Чуйкову В.И. он потребовал в срочном порядке установить У-5ТС на любое уже находящееся в производстве танковое шасси.
              "Хоть на свинью ставьте мне эту пушку"-так он выразился тогда.

              ГРАУ потребовало, чтобы для танков об. 432 и Т-62 все выстрелы были едиными. В НИИ-24 и НИИ-6 по теме «Желудь» разрабатывались выстрелы раздельного заряжания к подкалиберным, кумулятивным и осколочно-фугасным снарядам для 115-мм пушек У-5ТС и Д-68. Соответственно, было спроектировано два автомата заряжания. Для танка Т-62 в КБ УВЗ создали автомат заряжания с механизированной боеукладкой, размещенной во вращающемся барабане, установленном на днище бронекорпуса. Между барабаном и башней был обеспечен круговой зазор, через который механик-водитель имел возможность прямой зрительной и речевой связи с командиром и наводчиком, размещавшимися во вращающейся башне.
              http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1005414/Tehnika_i_vooruzhenie_2000_07.h
              tml

              Дальше ещё интереснее было:
              125-мм пушкой Д-81 было решено вооружить танки Т-62 и об. 432. В конце 1961 г. – начале 1962 г. возникли споры о типе заряжания Д-81. ОКБ-9 предложило раздельно-гильзовое, а главный конструктор УВЗ Карцев требовал унитарное заряжание. Представитель НИИ-24 заявил, что унитарный выстрел с осколочно-фугасным снарядом будет весить около 40 кг, и, кроме того, применение унитарных выстрелов приведет к уменьшению объема каморы и, соответственно, к ухудшению баллистики. В конце концов, было решено делать раздельно-гильзовое заряжание.
              http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1005414/Tehnika_i_vooruzhenie_2000_07.h
              tml
              1. странник_032
                0
                7 декабря 2014 11:41
                Прошу обратить внимание на время проведения НИОКР (конец 50-х,начало 60-х) по внедрению гладкоствольных пушек на отечественные танки.
                Получается что работы над этой темой шли практически параллельно,что в ХКБМ,что в УКБТМ.
                Разница была лишь в том что в ХКБМ проектировали ОБТ(новый класс танка,который в последствии заменил средние и тяжёлые танки в танковых подразделениях),а в УКБТМ модернизировали средний танк(который появился лишь как экстренная мера и который долго производить не планировали).
                Это проливает свет на то,что как такового конкурса среди танковых КБ не было.
                Это сильно злило Л.Н. Карцева как специалиста,в то время молодого и полного сил.
                Такая несправедливость со стороны руководства страны и недоверие,конечно у любого талантливого человека вызывает только такие эмоции и очень мешает работе.

                Вот немного из его биографии:
                К несчастью, Карцев принадлежал к трагическому поколению юношей и девушек, родившихся в начале ХХ-го века, более чем на две трети сгоревшего в ужасной топке Мировой войны. В августе 1941-го года его, студента второго курса, призвали в армию и отправили служить в запасной полк связи, стоявший в Казани. Вскоре командование части послало рядового Карцева в третье Саратовское танковое училище, которое он с отличием закончил в 1942-ом году. Молодого командира отправили на горьковский завод «Красное Сормово», выпускавший тридцатьчетверки. Но уже в 1943-ем году лейтенант Карцев сражался в составе 45-ой Гвардейской танковой бригады первой гвардейской танковой армии генерала Катукова. Танкист Карцев принял участие в тяжелейших боях Проскурово-Черновицкой, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операций. Войну капитан Карцев прошел, к счастью, без серьезных ранений. Воевал он хорошо, о чем свидетельствуют такие награды как орден Красной Звезды, редкий тогда орден Отечественной войны I степени, высоко ценимая всеми фронтовиками медаль «За отвагу». Но для дальнейшей судьбы конструктора танков решающее значение приобрело тесное знакомство с образцами отечественной и иностранной бронетехники, и опыт ее использования в самых экстремальных условиях.
                http://topwar.ru/29055-posledniy-tankovyy-konstruktor.html

                Похожая история была и с КБ Камова Н.И.,которое буквально спас от неминуемого закрытия командующий ВМФ СССР,адмирал флота СССР Кузнецов Н.Г.
      3. 0
        6 декабря 2014 20:09
        Лоббирование было на всех заводах... а вот давать оценку негативную деятельности человека, под руководством которого было поставлено на вооружение три поколения танков явно смахивает на комплекс маленького человека, то есть "карлика".
        1. -1
          7 декабря 2014 00:10
          Комплекс у всего Харькова. украинцы свое любимое детище даже папуасам не смогли впарить, продавали 72-ки. А уж АТО вообще все на свои места поставило.
          1. 0
            8 декабря 2014 12:44
            Харьков всегда был русским городом, а то что он оказался за границей... так это предательство элиты СССР, но мы исправляем эту ошибку и он будет в Новороссии.
            А все что сейчас творят дельцы от Укроборонпрома это им потом и зачтется...
            а не харьковчанам
  2. ramsi
    0
    6 декабря 2014 08:36
    вот так никогда и не понимал: почему нельзя было добавить один каток, сдвинуть башню назад и увеличить толщину лобовой брони
    1. 11111mail.ru
      0
      6 декабря 2014 08:59
      Цитата: ramsi
      вот так никогда и не понимал: почему нельзя было

      Есть такой вид документа, определяющий облик выпускаемой техники: "Технические условия на поставку...". В нем оговорено 99,95% (цифра конечно условная) состава комплектующих данного изделия. Отклонение от ТУ уже причина отклонения от приемки техники. Танк это серийное изделие и этим всё сказано.
      1. ramsi
        0
        6 декабря 2014 09:15
        я имею в виду Т-34-42, Т-34-85
        1. 0
          6 декабря 2014 20:13
          Каток добавить не проблема, но при этом бы возрасла масса танка, ухудьшилась управляемость, уменьшилась скорость и соответственно пришлось бы усиливать трансмиссию, а также упала бы дальность хода и танк бы стал довольно легкой добычей на поле боя, перейдя из категории средних в категорию тяжелых с орудием среднего.
  3. 0
    6 декабря 2014 09:40
    Цитата: ramsi
    я имею в виду Т-34-42, Т-34-85

    Добавление еще одного опорного катка - это увеличение длины и забронированного объема, а соответственно и массы машины. Зачем все это, если можно повернуть двигатель и сократить МО. Танк Т-44 так и получили и пяти катков было вполне достаточно.
    1. ramsi
      0
      6 декабря 2014 10:04
      не буду спорить, но повернуть двигатель сложнее чем увеличить длину (кстати, по-моему, особо не лимитируемую), не будем и забывать, что Т-44 не воевал. Увеличение длины на 70 см - 1м не так критично, при исходном весе и энерговооружённости тридцатьчетвёрки; к тому же при сохранении габаритов внутреннего пространства можно было и увеличить наклон ВЛД, а также немного снять сзади и сверху. Мне кажется, что компромисс был...
      1. 0
        6 декабря 2014 17:08
        Чем длинней гусеница, тем ниже поперечная маневренность.
      2. +1
        6 декабря 2014 20:30
        При увеличении длины гусеницы резко увеличивается радиус поворота, нагрузка на опорные катки (особенно крайние), как следствие снижается надёжность. С увеличением длины корпуса возрастаем масса, опять же приводя к снижению маневренности. При сохранении малого объёма пространства, т. е. заведомо принося в жертву эргономичность, где плюсы?
        Лично мне непонятно пристрастие к подвеске Кристи. Ведь и т-50, и КВ, и даже не пошедший в серию СМК стояли на торсионах. Обеспечить колесный ход торсионная подвеска не мешает, а возможность усиления дает. Да и поворот мотора тоже. Очень долго до него шло дело, к сожалению. А ведь это можно было заложить на стадии проектирования и тогда Т-34-85 могла появиться уже году в 1942, а там и Т-34-100 или 122. Жаль, что это теперь удел т. н. альтернативных историков...
  4. 0
    6 декабря 2014 13:02
    Когда общественно-политическая формация даёт и стимулирует развитие личности на весь спектр её возможностей, тогда государство и власть становятся непобедимыми. Какие величайшие люди, какие светлейшие головы... Танк был уникален. Мало того что велики боевые возможности машины, но и уникальная технологичность. Конечно не был внутри выложен пробкой и броня не шлифовалась, как у союзников, но что танк собирали люди не обладающие нужной квалификацией, а зачастую женщины и подростки, это говорит о многом.
  5. +1
    6 декабря 2014 18:54
    Морозов А. А. участвовал и возглавлял создание таких мировых шедевров как Т-34, Т-34-85, Т-44,Т-54, Т-64 это самые массовые и наиболее известные за исключением переходного Т-44 этих было выпущено около 900 единиц. Остальным счёт идёт на десятки тысяч. Насчёт Т-64 это был концепт-танк определивший облик советского танкостроения на десятки лет вперёд. Как всё новое приживался трудно, но на его основе созданы и Т-72 и Т-80, которые в свою очередь дали жизнь другим модификациям Т-90, Т-80УД и т. д. Плохо то что сейчас харьковское КБ разрабатывает машины, которые участвуют в карательной операции против своего народа. Вот это не укладывается в голове нормального человека.
    1. +1
      6 декабря 2014 20:19
      То что КБ участвует в поставке техники для карателей это действительно позор и мало кто готов отказаться от такой низавидной деятельности, но этот позор не умаляет деятельность самого Морозова, а только совесть и честь тех кто работает сейчас в КБ.. хотя все хотят кушать и кормить свои семьи, а КБ структура государственная.
  6. 0
    7 декабря 2014 15:13
    Цитата: ramsi
    не буду спорить, но повернуть двигатель сложнее чем увеличить длину (кстати, по-моему, особо не лимитируемую), не будем и забывать, что Т-44 не воевал.

    В чем сложность непонятно? И в том и в другом случаи конструктор головой должен подумать. Но пятикатковая ходовая была уже неплохо отработана, по ней имелась большая статистика.
    Цитата: ramsi
    Увеличение длины на 70 см - 1м не так критично, при исходном весе и энерговооружённости тридцатьчетвёрки; к тому же при сохранении габаритов внутреннего пространства можно было и увеличить наклон ВЛД, а также немного снять сзади и сверху. Мне кажется, что компромисс был...

    Ну как сказать... При создании Пантеры так и сделали - переразмерили совмесное отделение управления и трансмиссии. В итоге танк вместо заданных 35т стал весить почти 45, при весьма посредственном бронировании для 1943г
  7. 0
    7 декабря 2014 18:24
    Цитата: Mikhado
    Карцеву НЕ ДАЛИ сделать свое, его ЗАСТАВИЛИ типа просто приделать мотор подешевле и понадежней двухтактного чемодана

    Планировалось выпускать Т-64 на всех танковых заводах СССР. Но с самого начала было ясно, двигателей 5ТД хватило бы только для Харькова. Поэтому Морозов должен был разработать вариант с V-образным дизелем семейства В-2 (об.439), но это не было им сделано. Тагильский об.172 был переделкой Т-64, но по ходу в него внесли помимо двигателя внесли столько изменений, что об.172М будущий Т-72 стал совершенно новым танком похожим на Т-64 лишь компоновкой и внешним сходством. Из-за многочисленных проблем с Т-64 в конце концов руководство пошло на параллельный выпуск двух типов танков, не в силах сделать выбор в пользу одного по ряду причин (постановление ЦК и Совмина о выпуске Т-64 в Харькове, Тагиле, Ленинграде и Омске никто не отменял, лоббирование, авторитет Морозова). К сожалению возможности советской промышленности не могли обеспечить все танки СУО и Т-72 её не получил так как считался "мобилизационным" танком. Кстати принятие на вооружение в 1961 году Т-62 состоялось "благодаря" неудаче Морозова с объектом 430, который должен был сменить Т-54/55.
    Т-80 также первоначально создавался как вариант Т-64 с ГТД, но также далеко ушёл от прародителя. Его продвигал всесильный Устинов и с 1976 года выпускалось уже 3 типа танка.