Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Воздушно-космический компромисс

Единоначалие хорошо, но две головы лучше

Многие специалисты считают, что будущее ВКО напрямую зависит от возрождения Войск ПВО в статусе вида ВС РФ. Альтернативное видение проблемы, по убеждению авторов, должно способствовать поиску нешаблонных решений.

Как вид ВС СССР Войска ПВО созданы в 1948 году на базе районов ПВО и объединений, соединений и воинских частей зенитных ракетных и радиотехнических войск, а также истребительной авиации. Должность главнокомандующего Войсками ПВО страны учреждена только в мае 1954-го. С этого момента возникшее еще в годы Великой Отечественной войны соперничество между ВВС и Войсками ПВО только усиливалось. В конце 80-х – начале 90-х годов оно привело к серьезной организационной проблеме, связанной с резким сокращением боевого состава и численности Вооруженных Сил, а также расходов на оборону.


Режим экономии требовал максимального усиления взаимодействия войск (сил), предназначенных для действий в воздушной (воздушно-космической) сфере. Однако главкоматы ВВС и ПВО стремились сохранить свой статус и даже присоединить к себе войска (силы) другого. Примеров тому множество: начиная с ликвидации армий ПВО и переподчинения истребительной авиации военным округам до включения Войск ПВО (без РКО) в состав ВВС.

Первопричина бесконечных преобразований заключалась в том, что двум медведям в одной берлоге (сфере боевого применения) по мере развития сил и средств вооруженной борьбы становилось все теснее.

ВВС и ПВО – итоги соперничества

Как известно, вид вооруженных сил – составная часть ВС государства, предназначенная для ведения свойственных только ей военных действий в определенной сфере. Видовое построение формировалось по мере освоения сфер боевого применения – суши, моря, воздуха. Основополагающим при построении видовой структуры является принцип единства ответственности за развитие сил и средств, предназначенных для ведения вооруженной борьбы в определенной сфере боевого применения.

Воздушно-космический компромиссТем не менее и в ВС СССР, и в ВС РФ первой половины 90-х годов для действий в воздушной сфере предназначались два вида ВС: Военно-воздушные силы и Войска ПВО. Следствием этого стали распыление ресурсов и размывание ответственности, а также организационная сложность создания межвидовых систем разведки, управления, материально-технического обеспечения и, кроме того, комплексов ВВСТ.

Итог соперничества между ВВС и Войсками ПВО неутешителен. В материалах разбора практически всех стратегических и оперативных учений («Восток-81, -84», «Гранит-83, -85, -90», «Запад-84», «Центр-87» и др.) отмечались факты обстрела своими войсками ПВО (до 20–30 процентов собственных самолетов). Происходило подобное и в ходе локальных войн, в которых принимали участие советские комплексы ПВО, расчеты и летчики, подготовленные в СССР.

Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Николай Огарков понимал, что чрезмерная автономность ВВС и ПВО сводит на нет даже самые разумные идеи взаимодействия между ними. Поэтому и стал инициатором их объединения. К сожалению, намеченные структурные преобразования саботировались некоторыми должностными лицами военно-промышленного комплекса страны и главкомата ПВО по узковедомственным соображениям.

В мае 1997 года министром обороны становится Игорь Сергеев. Менее чем через месяц после назначения он утверждает у президента РФ замысел реформирования Вооруженных Сил России. 16 июля 1997 года президент подписал указ № 725 «О первоочередных мерах по реформированию ВС РФ и совершенствованию их структуры», в котором определялись последовательность и сроки организационного объединения ВВС и Войск ПВО (без Войск ракетно-космической обороны) в один вид ВС – Военно-воздушные силы.

Тем же поспешно подготовленным указом объявлялось и о включении в состав Ракетных войск стратегического назначения Военно-космических сил и Войск ракетно-космической обороны. Это соответствовало ведомственным интересам РВСН, которые сохраняли статус вида Вооруженных Сил, просуществовавший, впрочем, недолго. Через три года и три месяца последовал указ президента № 45 от 16 января 2001 года о выводе Военно-космических сил и Войск РКО из состава РВСН и создании отдельного рода войск ВС – Космических. В ранг рода войск ВС РФ преобразовывались и РВСН.

Еще через 10 лет Космические войска становятся Войсками воздушно-космической обороны. Многие увидели в этом признак возрождения Войск ПВО как самостоятельного вида ВС РФ. Сейчас же, как полагает генерал-полковник Анатолий Хюпенен, вынашивается новая реформаторская идея – отказ от ВКО и создание нового вида войск – Воздушно-космических сил в составе ВВС, Войск ПВО и Космических сил.

Вполне прогнозируемое событие. С появлением в прошлом веке элементов противокосмической обороны и беспилотных космолетов (боевых космических аппаратов) типа X-37B воздух и космос многими исследователями рассматриваются как единая сфера вооруженной борьбы.

Игры и принципы

Пока явных признаков отказа от создания системы воздушно-космической обороны (ВКО) России не наблюдается. Тем не менее без ответа остается целый ряд вопросов, связанных с принципами ее построения и управления. С тем чтобы найти адекватные ответы на них, проводились командно-штабные учения с привлечением войск, исследовательские игры в Генеральном штабе. Выводы, сделанные на их основе, оказались неоднозначными, и все же со многими проблемами удалось справиться.

В основном можно согласиться с позицией генерал-полковника Анатолия Хюпенена, который рассматривает систему ВКО Российской Федерации как совокупность сил и средств, обеспечивающих решение задачи успешной борьбы с СВКН противника. Сомнение вызывает только уточнение Хюпенена относительно того, что проходить это должно по единому плану, под единым командованием и единоличной ответственностью.

Давайте представим ту гениальную голову, наделенную единоличной персональной ответственностью, которая сможет в режиме реального времени управлять объединениями ВВС и ПВО, космическими войсками, частями ракетно-космической обороны (ПРО, ККП, СПРН), а также дальней и военно-транспортной авиацией. Очевидно, что стремление к единоличной ответственности повлечет за собой решение главнокомандованием ВКС дополнительных задач, не связанных непосредственно с воздушно-космической обороной. Это обусловлено тем, что в непосредственном подчинении главнокомандующего ВКС окажутся соединения и воинские части, обеспечивающие прием, хранение и подготовку ракетоносителей и космических аппаратов, а также проведение запусков космических аппаратов военного (двойного) назначения и управление ими в орбитальном полете и, кроме того, испытания перспективных ракетно-космических комплексов, проведение телеметрических и траекторных измерений и многое другое.

Необходимо также учитывать, что объединенные стратегические командования (ОСК) не подчиняются в оперативном отношении главкому ВКС. Следовательно, он будет вынужден согласовывать свои действия с ОСК (через Генеральный штаб ВС РФ) в случае привлечения армий ВВС и ПВО, соединений и частей ПВО флотов и общевойсковых армий для участия в воздушно-космической обороне.

Таким образом, чрезмерная централизация, учитывая скоротечность боевых действий в воздушно-космической сфере, крайне опасна для России. Но и полная децентрализация, по словам генерал-полковника Хюпенена, также небезопасна. Простой набор сил и средств, не связанных между собой ни единой боевой задачей, ни персональной ответственностью за ее выполнение, не решит возложенных на ВКС задач.

Истину, как часто бывает, нужно искать посередине – между полярными мнениями посредством принятия компромиссных решений. При этом не будет лишним обратиться и к зарубежному опыту. Единственным государством, имеющим войска, силы и боевые системы, входящие в нашем представлении в ВКС как вид вооруженных сил, являются США. Только они имеют полный набор перечисленных выше сил и средств, включая боевые космические системы, которые объединяются в ВВС.

Основанием для этого стали уроки Второй мировой войны, самый значимый из которых – настоятельная необходимость совместить усилия на суше, море и в воздухе как на территории США, так и в любой части мира, где несут службу представители американских ВС. Новая концепция была поддержана президентом Гарри Трумэном и конгрессом США в 1945 году. В результате к осени 1946-го создаваемая модель управления ВС США получила довольно четкие очертания. Она включала видовые министерства (армии, ВВС и ВМС), а также систему объединенных командований во всех жизненно важных, с точки зрения США, на тот период регионах мира.

Были у этого объединения и сторонники, и противники, была и определенная борьба между ними, но незыблемый фундаментальный принцип руководства ВС США – разделение административной и оперативной ветвей управления – при этом всегда сохранялся.

Видовые министерства устранялись из цепочки оперативного управления войсками (силами). В то же время на них возложили полную ответственность за строительство, подготовку и обеспечение переданных в оперативное командование видовых компонентов войск (сил).

В рамках реализации данного курса были созданы системы оперативного командования (ОК), а также объединенной оперативной и боевой подготовки, единых уставов, общих экспериментов и научно-исследовательских учений и многое другое.

Оперативно-административный принцип отечественного военного строительства взят на вооружение с 2010 года. В практическом плане это означало создание межвидовых группировок войск, а также разграничение прав и ответственности между органами военного управления стратегического уровня на оперативные и административные функции.

Для этих целей первоначально создавались четыре объединенных стратегических командования (ОСК), в непосредственное подчинение которых передавались объединения, соединения и воинские части сил общего назначения независимо от видовой принадлежности (СВ, ВВС и ВМФ).

Следующим шагом на пути к реализации этого курса, как ожидается, станет создание оперативно-стратегического командования ВКО (ОСК ВКО), включающего два специализированных командования – Космическое и ПВО-ПРО. Частично это уже реализовано.

ОСК ВКО должно оказаться важным элементом системы объединенных стратегических командований, которое не будет существовать параллельно и дублировать функции ВКС.

Главкомат ВКС в этом случае целесообразно наделить преимущественно административными функциями: строительство и развитие ВКС, координация боевой и оперативной подготовки, подготовка кадров, организация оснащения войск (сил) ВВСТ и материально-технического и специальных видов обеспечения войск и сил, переданных в состав ОСК ВКО, а также других командований. В то же время требуется исключить командующего ОСК ВКО из цепочки административного управления, наделив его функциями непосредственного оперативного руководства отданными в его распоряжение войсками и силами.

При формировании главкомата ВКС и ОСК ВКО, а также других специализированных командований произойдет и разделение управлений, отделов и служб ВВС и Войск воздушно-космической обороны на основании оперативно-административного принципа. Административные исполнители станут основой главкомата ВКС, а оперативный состав будет фундаментом ОСК ВКО и других специализированных командований.

Принцип оперативно-административного руководства ВС РФ реализуется только на стратегическом уровне и не затрагивает оперативно-стратегический, оперативный и тактический уровни.

Понятно, что профессионалы ВВС и Войск ВКО могут обвинить авторов в том, что они вторгаются в чужую профессиональную область. Отчасти это верно, и тем не менее, находясь внутри системы – вида или рода войск, спецы не всегда способны адекватно оценивать логику взаимодействия различных уровней управления межвидовыми группировками войск (сил), построенных на новых принципах. Устоявшихся стереотипов и шаблонных решений следует избегать. А рассчитывать на новую постановку или своеобразное освещение вопросов, как говорил известный российский военный историк и теоретик генерал от инфантерии Александр Пузыревский, можно только при широком обмене мнениями.
Автор: Владимир Останков, Петр Лапунов
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/23460


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Иван Тарасов 21 января 2015 18:07
    Победа в будущих войнах будет определяться в космосе.
    1. tronin.maxim 21 января 2015 18:18
      Цитата: Иван Тарасов
      Победа в будущих войнах будет определяться в космосе

      Более реальная перспектива это киберпространства . Космос среднесрочная перспектива.
    2. МИХАН 21 января 2015 18:26
      Статья мутная какая то..или я не прав?
      Пока явных признаков отказа от создания системы воздушно-космической обороны (ВКО) России не наблюдается.
      В этом смысл ? Кто то собирается отказываться? Я считаю за ВКО будущее ..В случае чего спутники мочить нужно сразу и работать в этом напрвлении нужно и все! hi
    3. Гигант мысли 21 января 2015 19:41
      Дай Бог, чтобы это было последнее реформирование.
    4. Комментарий был удален.
  2. Byshido_dis 21 января 2015 18:09
    Очередной диванный-советник, который знает все лучше специалистов работающих на "самом месте"? По тексту вроде все правильно и логично, но мы незнаем всей подоплеки и я не думаю, что все так просто. Хотя с другой стороны аллогичности в нашей стране достаточно(
    1. DIVAN SOLDIER 21 января 2015 18:18
      Диванные генералы не дремлют.
  3. An60 21 января 2015 18:13
    Лишь бы не получилось:"А вы,друзья,как не садитесь..."
  4. 11111mail.ru 21 января 2015 18:17
    находясь внутри системы – вида или рода войск, спецы не всегда способны адекватно оценивать логику взаимодействия различных уровней управления межвидовыми группировками войск (сил), построенных на новых принципах. Автор Владимир Останков, Петр Лапунов

    Понятно, что каждый ест свою морковку. Да только где нам взять своего Эрхарда Мильха после 23 лет развала ВВС? А что до объединения ВВС и ПВО, так у фрицев ПВО организационно входило в состав Люфтваффе.
    11111mail.ru
    1. Наган 21 января 2015 18:42
      Цитата: 11111mail.ru
      А что до объединения ВВС и ПВО, так у фрицев ПВО организационно входило в состав Люфтваффе.
      А также парашютно-десантные войска. Геринг греб под себя все что мог - ничего не напоминает?
      А еще ввод в строй авианосца "Graf Zeppelin" сильно задержался и в итоге не состоялся из-за споров, кому подчинена палубная авиация - Luftwaffe или Kriegsmarine, и соответственно кто выделяет средства на это весьма недешевое хозяйство.
      Цитата: 11111mail.ru
      Да только где нам взять своего Эрхарда Мильха после 23 лет развала ВВС?
      Очевидно Мильх был настолько ценен что ему даже отца-еврея "не заметили", хотя обычно за это отправляли в лагеря. Впрочем, в отличие от других наци Геринг в этом отношении был достаточно либерален, однажды даже отшил Гиммлера фразой "Wer Jude ist bestimme ich (Кто здесь еврей решаю я)".
  5. Abbra 21 января 2015 18:22
    Да всё просто, и всё было уже придумано до нас. Когда в 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос, то этой ракетой можно было смело бросить на другую сторону планета ядерный заряд. Все должно кооперироваться. Все должно быть связано в единый узел России: экономика-оборона-люди-процветание - мощь. а все эти объединения и разъединения - полезно, если не делать слишком часто. А то напоминает элементарный распил бюджета.
  6. Jovanni 21 января 2015 18:22
    Быстрее надо определяться. Потом некогда будет считаться, чья зона влияния. К сожалению, целей видимо, на всех хватит...
  7. AIR-ZNAK 21 января 2015 18:28
    Интересный пример Бурана и Шаттла Воздушно-космические самолёты Способные выполнять задачи в космосе и атмосфере Проект Спираль предусматривавший старт с самолёта-носителя, а не со стартовой площадки (Одна вроде ещё живая была на НПО Молния в цехе. Совместить космос и авиацию рано или поздно придётся.ПВО и ПКО скорее всего разумнее присоединить тоже в кучу. Одним пальцем много не навоюёшь Пять пальцев-кулак.
  8. agis 21 января 2015 18:34
    Новое всегда внедряется не однозначно, необходимы практические наработки этих структур.
    agis
  9. тол100в 21 января 2015 18:37
    Спор настолько серьезен, что не стоит и выеденного яйца. Определитесь с приоритетами и создайте быстродействующую систему управления всеми подчиненными войсками! А так получается только Лебедь, Рак и Щука!
  10. О. Бендер 21 января 2015 18:48
    На самом деле вопросы взаимодействия разных сил исредсв как по принципу применения и составу но выполняющих одну и ту же задачу всегда были головной болью .Принять решение кем и чем уничтожить ту или иную цель быстро не получается в усдовиях сложной воздушной обстановки имея кучу разнородных средсв и сил .Одной голове все это довольно напряжно.Поэтому у всех компонентов ПВО были свои конкретные задачи исходя из возможностей того или иного вооружения разграниченные и по дальности и по высоте и по скорости и по характеру и по типу цели.Так на мой личный взляд ПВО иВКО немножко разные и должны быть отдельными видами ВС.Что в любом случае не исключает тесного взаимодействия.
  11. STALGRAD76 21 января 2015 22:07
    По первой части, ПВО СВ подчиняется пехотному гениралу равно как и ВВС и этот факт не требует дискуссии. При ведении БД самый главный командир пехотный генерал над всеми родами и видами.
  12. ЦУС-ВВС 21 января 2015 22:08
    главное чтоб потом не начали каждый вид войск тянуть на себя одеяло...
  13. ma_shlomha 21 января 2015 23:42
    Статье +
    Проблемы, поднятые в статье, обозначают в основном, вопросы организации взаимодействия различных систем управления войсками.
    Облегчает решение задач управления применением современных и перспективных АСУ ВС всех уровней.

    Однако наблюдения показывают, что специалисты ПВО (направленцы в КП) различных родов войск слабо представляют специфику деятельности и системы вооружения друг друга.
    Даже если КП оборудован соответствующими средствами автоматизации, управление БД сегодня малоэффективны поскольку специалистов с профессиональным кругозором и уровнем подготовки, отвечающими потребностям ВС недостаточно. Часть кадров - морально не готовы мыслить категориями АСУ ВС, часть - еще не имеет достаточного уровня знаний и реального опыта.
    При дальнейшем реформировании ВС государство обязано вновь возродить ВУЗы для подготовки командного и инженерного состава ПВО и ВКО.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня