Станислав Притчин: ЕС и Китай оставляют мало шансов энергетическому потенциалу России

51
Ушедший 2014 год усилил глобальные тренды в энергетической сфере на Евразийском континенте. Продолжил серьезное укрепление своих позиций Китай, отношения России и ЕС, особенно на фоне украинского кризиса, стали предельно напряженными. В складывающихся условиях пространство для маневра у России в энергетической сфере в Евразии заметно сужается, что требует новых подходов и нестандартных решений. Наступивший 2015 год станет во многом определяющим для России в вопросе формирования и реализации ее долгосрочной энергетической стратегии.

Китай — главный ньюсмейкер

Ситуация на глобальном энергетическом рынке остается неопределенной. Цены на нефть снижаются до минимальных показателей за последние несколько лет. На этом фоне все чаще появляются сообщения о создании прорывных технологий для автомобильных двигателей на основе водорода, о сверхлегких и дешевых батареях для электромобилей. Масштабная реализация подобных проектов уже в среднесрочной перспективе может кардинальным образом изменить весь энергетический рынок. Вместе с тем, рассматривая ситуацию с освоением энергоресурсов и их транспортировкой в Евразии, особых перемен не замечается. Обсуждаются, проектируются, реализуются и отменяются множество проектов. И все дело в том, что энергетические проекты носят долгосрочный характер, требуют серьезной проработки, политического согласования, масштабных инвестиций, и поэтому в меньшей степени зависят от краткосрочной ценовой конъюнктуры. Тем более если речь идет о глобальных геополитических проектах, реализуемых КНР. Летом 2014 года был дан старт работе уже третьей ветки газопровода Центральная Азия — Китай с проектной мощностью 25 млрд куб. метров газа. Китай фактически уже закрепил за собой роль ведущего игрока и покупателя энергоресурсов в регионе. Но как показывает дальнейшее развитие ситуации — это только этап для китайской экспансии. В настоящее время активно обсуждаются параметры новой ветки «D» с проектной мощностью 25 млрд кубометров газа в год из Туркменистана через Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Этот газопровод в случае реализации серьезным образом перекроит газовый рынок в Центральной Азии и превратит Китай в полноценного модератора газового рынка, так как создаст условия для поставок туркменского газа в Киргизию и Таджикистан, зависимых от сырья из Узбекистана.

ЕС делает ставку на регулирование

Европейский союз в ушедшем году придерживался своей давно выбранной стратегии по формированию единого внутреннего инфраструктурного и юридического пространства для европейских стран и соседей. Данная стратегия преследует две важнейшие цели. С одной стороны, Брюссель стремится способствовать формированию единой энергетической системы с высокой устойчивостью за счет строительства сети внутриевропейских газо- и нефтепроводов, чтобы в случае кризиса за счет внутренних поставок имелась техническая возможность обеспечить энергобезопасность любого члена ЕС. С другой стороны, формирование нормативно-правовой базы, регулирующей энергетическую сферу как внутри европейского рынка, так и в отношениях с независимыми поставщиками, нацелено на создание для всех партнеров ЕС единых правил взаимодействия в энергетической сфере. Иными словами, нацеленность на создание энергетического союза заставит всех партнеров ЕС в энергетической сфере играть по правилам Брюсселя. Начавший свою работу в ноябре прошлого года новый состав Европейской комиссии сформирован в том числе и под реализацию этих долгосрочных задач в энергетике. Так, уровень чиновника, отвечающего за эту сферу, был повышен с простого комиссара, коим был Гюнтер Эттингер, до вице-председателя Еврокомиссии. Этот пост занял словак Марош Шефчович. При этом он в новом кабинете будет координировать работу еще трех еврокомиссаров, которые отвечают за разные направления, в той или иной степени связанные с энергобезопасностью ЕС.

В качестве приоритетной цели для новой команды станет реализация идеи энергетического союза ЕС, проект которого может быть представлен уже в январе 2015 года. Создание такого союза предполагает, помимо уже указанных ранее целей, установление в будущем единой закупочной политики со стороны стран ЕС. То есть Брюссель как крупнейший на сегодняшний день потребитель энергоресурсов в Евразии приступил к созданию системы, в которой именно потребитель формирует правила игры и вырабатывает требования к поставщикам. При этом, как и прежде, Брюссель остается пассивен в реальной инвестиционной деятельности по созданию инфраструктуры поставок энергоресурсов в ЕС, предпочитая перекладывать расходы и риски на поставщиков и ограничиваясь ролью регулятора. Такой тактики ЕС придерживается как в отношении России и ее проектов «Северного» и «Южного потока», так и применительно к другим поставщикам, например, Азербайджану в реализации его проектов в рамках «Южного энергетического коридора» оказывается лишь политическая поддержка. Инициативы ЕС в первую очередь нацелены на усиление позиции единой Европы в переговорах с поставщиками энергоресурсов и, очевидно, прежде всего с Россией. В случае даже частичной реализации инструментов в рамках создания энергосоюза, пространство для маневра у России в отношении ЕС значительно сузится. Российскому руководству и российским энергетическим компаниям, судя по всему, предстоит пересматривать свои подходы и стратегию в отношении европейского рынка.

Россия на распутье

Первый шаг в изменении подходов России к европейскому рынку был сделан 2 декабря прошлого года в Анкаре по итогам переговоров российского президента Владимира Путина с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. Тогда было объявлено об отказе от строительства «Южного потока» через Болгарию и переориентации его на Турцию. Довольно неожиданное решение на первый взгляд имеет под собой целый комплекс вполне серьезных оснований. Во-первых, Россия формально пошла навстречу ЕС, так как не получила разрешение на строительство нового газопровода в обход Украины. Во-вторых, сам по себе проект имел сомнительную экономическую эффективность, учитывая огромное плечо доставки газа, делающее его транспортировку очень дорогой при колоссальных инвестициях. В-третьих, отказавшись от южного крыла газотранспортной системы, официальная Москва усилила переговорные позиции с ЕС по вопросу запуска на полную мощность «Северного потока» и использования внутреннего европейского газопровода OPAL. При этом интересный момент заключается в том, что помимо переформатирования «Южного потока» Россия меняет подход к европейскому рынку, отказываясь от вложений во внутреннюю газораспределительную инфраструктуру в странах ЕС, ограничиваясь поставками до границ союза.

Вместе с тем серьезность планов ЕС по выстраиванию жестких правил для поставщиков энергоресурсов, а также формирование многочисленных экспортных маршрутов центральноазиатских углеводородов в Китай, оставляет России не так много возможностей и направлений для реализации своего энергетического и транзитного потенциала и требует новых и нестандартных подходов.

Среди возможных шагов по диверсификации экспортных направлений можно назвать поднятую на днях инициативу академика Анатолия Торкунова о строительстве газопровода в Японию с проектов на острове Сахалин. Это стало бы серьезным инструментом по расширению рынков сбыта на восточном направлении и диверсификации экспортных рисков.

В качестве возможных мер усиления влияния на мировом энергетическом рынке могло бы стать более тесное сотрудничество с Ираном в рамках обсуждаемой нефтяной сделки и вне ее, например, посредством реализации своповых сделок.

Перспективным выглядит координация усилий по выходу на европейский рынок с Азербайджаном, так как в случае реализации «Южного потока» через Турцию азербайджанский газ с месторождения Шах-Дениз-2 начнет поступать на рынок южных европейских стран одновременно с российским.

Вместе с тем в новых реалиях представляется перспективной идея частичного открытия российской газотранспортной инфраструктуры для поставщиков из Центральной Азии и Закавказья. Пойдя на этот шаг, Россия, с одной стороны, снимет с себя основные претензии Европейского союза, допустив к поставкам через свою территорию альтернативных экспортеров. Для центральноазиатских стран возможность заключения прямых соглашений с ЕС создаст реальную альтернативу китайскому рынку. Россия, координируя и согласовывая с потенциальными экспортерами рынки сбыта и объемы поставок для устранения излишней конкуренции, создаст условия для получения прибыли от транзита газа по своей территории.

Кроме того, в случае реализации подобная транзитная политика России позволит в долгосрочном плане снять с повестки дня строительство дорогостоящих и политизированных обходных газопроводов, таких как, например, Транскаспийский проект из Туркменистана в Азербайджан.

Реализация идеи открытой инфраструктуры вкупе со строительством запланированных газопроводов «Сила Сибири», «Южный поток» в Турцию и перспективных в Японию позволят России стать не только поставщиком энергоресурсов, но и превратиться в полноценный Евразийский энергетический хаб с мощной транзитной составляющей. В условиях роста конкуренции поставщиков энергоресурсов, экономических проблем, связанных с кризисом в отношениях России с западными странами, пересмотр и реализация новой энергетической стратегии могут стать серьезной возможностью для долгосрочного экономического развития страны.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    22 января 2015 19:02
    http://www.avaaz.org/ru/petition/UN_OON_My_prizyvaem_priznat_prezidenta_Ukrainy_
    PPoroshenko_voennym_prestupnikom/?cJQZVib
    Петиция в ООН - признать Парашу преступником.
    1. +9
      22 января 2015 19:03
      Спасибо природе, что дала нам столько подземных богатств, поэтому имея ресурсы мы всегда будем находиться в несколько лучшем положении тех государств, у которых их нет.
      1. jjj
        +6
        22 января 2015 19:28
        В Европе все пытаются поделить энергоресурсы, которых не существует в природе. Привычка делать деньги из воздуха, когда-то может и подкачать
      2. Лефтеропулос
        +58
        22 января 2015 19:29
        Мне, скромному сержанту, не понять высоколобую притчу автора: почему это наш потенциал сужается? Откуда эта одержимость экспортом ресурсов? Почему не думаем об изменении структуры ВВП? Не лучше ли быть более хабом (транзитёром), чем экспортёром? На чём держится наш потенциал, как не на патриотизме, на образовании, на культурной идентичности - о чём совершенно не безпокоятся в Кремле, наводняя РФ вражеской продукцией и поощряя собственную 5-ю колонну в культуре и образовании. Назвать вам парочку российских университетов, нанявшихся к натовским державам в агенты и диверсанты против "страны пребывания"? Уральский федеральный университет (Екатеринбург) и Северный Арктический федеральный ун-т (САФУ, Архангельск). Куда смотрит ФСБ, которой всё известно? Она смотрит на движения руки главнокомандующего.
        Куда смотрит Генпрокуратура, которой удобно ничего не знать? Да никуда не смотрит.
        1. +9
          22 января 2015 20:13
          Цитата: Лефтеропулос
          Мне, скромному сержанту, не понять высоколобую притчу автора: почему это наш потенциал сужается?

          Мне кажется, автор статьи не учитывает, что потребность в энергоресурсах в Европе, да и во всём мире растёт. И в надёжных поставщиках тоже. Иначе откуда дикий переполох после путинского отказа от "Южного потока"?
        2. 0
          22 января 2015 21:15
          Куда смотрит Генпрокуратура, которой удобно ничего не знать?
          В 1999 году Скуратов, будучи ген.прокурором ,сделал попытку провести расследование о незаконной деятельности крупных гос.чиновников (в числе подозреваемых был и А. чубайс)и чем это закончилось ивестно,-его засняли скрытой камерой с проститутками и показали по центральным каналам телевидения,после чего сняли с должности. Подставу сделало ФСБ,которую тогда возглавлял В Путин. После того случая ни один генпрокурор не отважится совать нос в государственные дела...
      3. +8
        22 января 2015 19:36
        Специалист по Каспию и его ресурсам-автор статьи.Отсюда хвала каспийским республикам,чтобы пробить дорогу им к рынку европейскому газовому.Ну а Россия естественно не знает,что делать.Умник этот автор.Правда с ложью намешена.
        1. predator.3
          0
          22 января 2015 20:27
          Станислав Притчин, научный сотрудник Института востоковедения РАН ?
      4. +1
        22 января 2015 19:40
        Цитата: Гигант мысли
        Спасибо природе, что дала нам столько подземных богатств, поэтому имея ресурсы мы всегда будем находиться в несколько лучшем положении тех государств, у которых их нет.

        Практика однако показывает, что страны делающие ставку на полезные ископаемые заметно отстают от стран делающих ставку на технологии и человеческий капитал. Например Япония и Швейцария с одной стороны и Нигерия и Венесуейла с другой.
        1. +6
          22 января 2015 19:47
          А Норвегия? Ее куда?
          1. +3
            22 января 2015 20:50
            Цитата: Kos_kalinki9
            А Норвегия? Ее куда?

            В любом правиле есть исключения. Кстати госдолг Норвегии зашкаливает, а Голандия благодарка своим углеводородам чуть не угробила свою экономику. Вовремя очнулись.

            Цитата: Aleksander
            И что-история уже закончилась?

            Да, кстати, саудиты-тоже "пример"-в тему...

            История продолжается и саудиты хороший тому пример как проедают ресурсы ничего не создавая для своего будущего, ни промышленности, ни науки.

            Цитата: JIaIIoTb
            Завидовать не хорошо пан Профессор.

            Завидовать нечему и незачем.
            1. +1
              22 января 2015 22:39
              В любом правиле есть исключения. Кстати госдолг Норвегии зашкаливает, а Голандия благодарка своим углеводородам чуть не угробила свою экономику. Вовремя очнулись.
              А сейчас видимо пытаются забыться.
              История продолжается и саудиты хороший тому пример как проедают ресурсы ничего не создавая для своего будущего, ни промышленности, ни науки

              В том регионе есть страны, которые хотели бы иметь свою промышленность и науку, но "Томагавки" этому очень мешают.
        2. -4
          22 января 2015 19:51
          что ж,можно только с тобой согласится.как говаривал один герой:жить надо ширше.
        3. Комментарий был удален.
        4. +3
          22 января 2015 19:51
          Цитата: профессор
          Практика однако показывает, что страны делающие ставку на полезные ископаемые заметно отстают от стран делающих ставку на технологии и человеческий капитал. Например Япония и Швейцария с одной стороны и Нигерия и Венесуейла с другой.


          И что-история уже закончилась?

          Да, кстати, саудиты-тоже "пример"-в тему...
        5. +6
          22 января 2015 19:54
          Цитата: профессор
          Цитата: Гигант мысли
          Спасибо природе, что дала нам столько подземных богатств, поэтому имея ресурсы мы всегда будем находиться в несколько лучшем положении тех государств, у которых их нет.

          Практика однако показывает, что страны делающие ставку на полезные ископаемые заметно отстают от стран делающих ставку на технологии и человеческий капитал. Например Япония и Швейцария с одной стороны и Нигерия и Венесуейла с другой.


          Завидовать не хорошо пан Профессор. И сравнивать нас с кем ли бо тоже не надо.
          Напомню:
          Умом Россию не понять,
          Аршином общим не измерить:
          У ней особенная стать —
          В Россию можно только верить.

          Мы ВЕРИМ. Поэтому всегда выживем.
        6. +9
          22 января 2015 19:58
          Ох прохвесор. Нарываетесь на минусы вы. Практика девка ещё та. Буду бить вас вашими же картами. Япония? Протекторат каво? Правильно! Америки. Базы есть там? есть! Швейцария. Интереснее. Нам всем не сказали. Но некоторые люди договорились её оставить маленьким островком стабильности.
          Далее следуем вашей логике - Нигерия. Для высшей расы "Белые Господа из USA" какой то там "силос" в виде людей не интересен. Можно резвиться как хочется. Венесуэла - 100 лет грабить безнаказанно. Удивительно как ещё государство держится.
          1. +4
            22 января 2015 20:57
            Цитата: Vorlon
            Ох прохвесор

            Надеюсь, что опечатка и на первый раз прощаю. наче отправлю в ЧС грубиянов и нациков.

            Цитата: хрыч
            Германия стала тем, что она есть благодаря угледобыче и соответственно сталелитейному делу

            Благодаря тяжелому труду и только ему. Дешевая нефть из свое трубы позолят быть лодырем и деградировать. Отсутвие трубы требует усилий и результат налицо. Сингапур и Ливия, Ю. Корея и Венесуэла. Про арабов вообще вспоминать не хочу.

            Цитата: bulvas
            При ставке на ископаемые ресурсы большая часть народа надеется на "справедливое" распределение доходов от продаж ресурсов, а не на собственные силы.

            Вот именно. Распределение доходов, а не на свой труд.
            1. +9
              22 января 2015 21:11
              Нет, Коллега, своя нефть (конечно не для арабских тупарей) и другие минералы, позволяют не тратить ресурсы на покупку, военный захват и транспортые издержки, а ещё и заробатывать, а на вырученные деньги не покупать золотые унитазы и дворцы для шейхов, а например кинуть средства своим производителям в атомной, ракетно-космической, приборостроительной сферах и в сжатые сроки насытить армию высокотехнологичным оружием, а потом отжать, скажем Крым и ни одна б..дь, включая гегемона ничего не сможет сделать.
        7. Комментарий был удален.
        8. +8
          22 января 2015 20:00
          Да, не совсем так, Профессор, Германия стала тем, что она есть благодаря угледобыче и соответственно сталелитейному делу, не имея колониальных возможностей англо-саксов, как собственно и Россия, хочется это кому-то или нет. Любая добыча полезных ископаемых, их обогащение, транспортировка, как ни странно, относится к сфере высоких технологий, в частности газ перекачивается в трубы большого диаметра и авиационными реактивными движками (что то, что это могут производить по счету страны, как пальцев на одной руке). Если, Вы, приводите в пример Нигерию, Венесуэллу и к примеру Саудовскую Аравию, то это бывшие колониальные страны, выкачкой ресурсов которых занимались Западные страны, а не аборигены. Естественно в развитие самой страны никто не вкладывался. Япония исключение и когда досталась США в качестве трофея, кроме дешевых рабов ничего не могла дать, вот это и использовалось. Чуть позже по этому пути пустили Корею. Швейцария - ватиканский банк, а уж потом все остальное ...
        9. +1
          22 января 2015 20:00
          Извините меня. Поставил вам минус. Не сдержался. Сами напросились.
        10. 0
          22 января 2015 20:00
          Извините меня. Поставил вам минус. Не сдержался. Сами напросились.
        11. 0
          22 января 2015 20:13
          Цитата: профессор
          Практика однако показывает, что страны делающие ставку на полезные ископаемые заметно отстают от стран делающих ставку на технологии и человеческий капитал. Например Япония и Швейцария с одной стороны и Нигерия и Венесуейла с другой.



          При ставке на ископаемые ресурсы большая часть народа надеется на "справедливое" распределение доходов от продаж ресурсов, а не на собственные силы.

          Это не способствует процветанию и демократии.

          Нынешняя ситуация - благо для России, когда снижение цен на энергоресурсы совпали с патриотическим подъемом в стране.

          Если этим не получится воспользоваться - тогда не знаю, чего ждать ...
        12. +4
          22 января 2015 20:33
          Цитата: профессор
          Цитата: Гигант мысли
          Спасибо природе, что дала нам столько подземных богатств, поэтому имея ресурсы мы всегда будем находиться в несколько лучшем положении тех государств, у которых их нет.

          Практика однако показывает, что страны делающие ставку на полезные ископаемые заметно отстают от стран делающих ставку на технологии и человеческий капитал. Например Япония и Швейцария с одной стороны и Нигерия и Венесуейла с другой.

          До прихода "демократии", рынка и прочей атрибутики развала СССР (по сути, Российской Империи) сравнения были с первыми двумя и др. развитыми технологически странами. Нас не недра сделали снова догоняющими, а шелупень во власть залезшая. И нужен был бы Вам Израиль?
        13. 0
          22 января 2015 22:32
          Практика однако показывает, что страны делающие ставку на полезные ископаемые заметно отстают от стран делающих ставку на технологии и человеческий капитал.
          , а также на чужие природные ресурсы.
          Нужно прекращать играть в азартные игры, особенно против шулеров.
        14. +1
          22 января 2015 22:34
          А что, в РАН нет ярых "западников" и представителей "пятой колонны"? Да , скорее всего, полно, как и везде. Другим после перестройки просто не давали дороги. Любую ситуацию, как в жизни. так и в геополитике, можно подать читателю под разным углом зрения ( что и делают наши украинские и прочие западные "друзья". ЕС рулит? Чем!? Сидя на пустой бочке и полностью завися от поставщиков энергоносителей? Да все эти Азердбайджаны, Ираки и иже с ними просто не могут быть надежными поставщиками хотя бы в силу своей внутренней политической и межрелигиозной нестабильности, которую раскрутить за пару месяцев - ничего не стоит. И в ЕС это все прекрасно понимают. Просто есть такое понятие -БЛЕФ. Вот они и блефуют, раздувая Щеки.
      5. +5
        22 января 2015 19:42
        Цитата: Гигант мысли
        Спасибо природе, что дала нам столько подземных богатств, поэтому имея ресурсы мы всегда будем находиться в несколько лучшем положении тех государств, у которых их нет.


        Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача

        Спасибо нашим предкам, за богатую землю!
        А что сделали мы? hi
      6. +6
        22 января 2015 19:56
        Странные выводы!
        Реализация идеи открытой инфраструктуры вкупе со строительством запланированных газопроводов «Сила Сибири», «Южный поток» в Турцию и перспективных в Японию позволят России стать не только поставщиком энергоресурсов, но и превратиться в полноценный Евразийский энергетический хаб с мощной транзитной составляющей.

        Россия должна превратится не только в поставщика ресурсов но и в "полноценный" энергетический хаб?Ну спасибо вам востоковед,это конечно та цель к которой нужно стремится. wassat
        Только речь шла о хабе в Турции и причём здесь Россия!
        Перспективным выглядит координация усилий по выходу на европейский рынок с Азербайджаном

        О да,офигительная перспектива.Просто сказочная.Особенно в свете антироссийской истерии в Азербайджане.
        Вместе с тем серьезность планов ЕС по выстраиванию жестких правил для поставщиков энергоресурсов

        Для всех газопроводов в Европу которые благополучно загнулись,делали исключения!Только российские трубы особенно тщательно проверяли и запрещали.
        Статья видимо под вывод и писалась!Автор предлагает России не рыпаться а склонив голову слёзно просить ЕС,сделать выгодный всем,кроме России газовый хаб и газопроводы в ЕС,дабы те не искали возможность сблизится с Россией а спокойно ждали когда Россия всё за них сделает ещё и за свой счёт.Притом ЕС ещё и цены будет регулировать.И Россия после всего будет гордится тем,что теперь она хаб и пофиг,что инфраструктура в Турции.
        Шиш им а не бесплатный газ и инфраструктуру.Пусшай хоть в Азербайджан трубы строят,хоть в США. tongue
        Ещё про сверхлёгкие батареи понравилось,о которых каждый день сообщают!А электричество в этих батарейках из воздуха берётся и за него платить не надо?
        С водородом тоже всё не так просто.Водород небезопасен.
      7. +2
        22 января 2015 20:14
        Цитата: Гигант мысли
        Спасибо природе, что дала нам столько подземных богатств, поэтому имея ресурсы мы всегда будем находиться в несколько лучшем положении тех государств, у которых их нет.


        Спасибо нашим героическим предкам,собравшим и отстоявшим ту землю,на которой мы имеем столько подземных богатств и ресурсов.
      8. 0
        22 января 2015 20:23
        Цитата: Гигант мысли
        Спасибо природе, что дала нам столько подземных богатств

        И из-за лужи тявкают, что наличие всего этого богатства в России - жутчайшая несправедливость.
      9. 0
        22 января 2015 20:24
        Голимое предложение самим себе газовые цены сбивать Туркменским газом,Азербайджанским.Они в трубу не вкладывались,цена транзита должна быть плавающей,чтоб на выходе из трубы для потребителя цена Туркменского газа была равна цене на газ Российский
    2. +8
      22 января 2015 19:31
      В статье разговор ни о чем,для чего печатают такую хрень.
    3. +2
      22 января 2015 19:49
      Станислав Притчин: ЕС и Китай оставляют мало шансов энергетическому потенциалу России

      Странный заголовок. Автор в курсе, что Газпром строит газовозный флот?? Изолировать Россию с целью контроля цены на газ ни у кого не выйдет.
      газопроводов «Сила Сибири», «Южный поток» в Турцию и перспективных в Японию позволят России стать не только поставщиком энергоресурсов, но и превратиться в полноценный Евразийский энергетический хаб с мощной транзитной составляющей

      Скорее в Южную Корею, а после в Японию (это по ШАНСАМ). А есть ещё и Латинская Америка со строящимся никарагуанским перешёйком!
    4. +4
      22 января 2015 20:05
      Да не связывайтесь с этим сайтом. Тамошние петиции- пустое, бесполезное дело, набери там хоть миллиард голосов. Это простое средство для сбора информации о пользователях интернета и и мониторинга общественного мнения
  2. Комментарий был удален.
  3. +4
    22 января 2015 19:03
    Всё верно. Но дело в том, что Россия является одним из основных узлов всей этой системы! Мы не на распутье. Три дорогу нами уже освоены. Мы просто думаем - делать четвертую, пятую, или четвертую, пятую и шестую одновременно.
  4. +13
    22 января 2015 19:05
    У России не будет шансов,только в том случае если Россия не будет модернизировать производство,открывать новые линии и перестанет инвестировать в Армию и Флот. Для того,что бы перейти на альтернативные источники энергии - нужны просто сумасшедшие бабки.Это не отдельный дом в солнечные батареи зашить.Это полностью поменять принцип подхода к энергетике и сетям внутри всей страны. Так,что нефть и газ еще ой как нужны будут.
    Можно конечно стать солнцеедом,а можно не ленится и заработать на хлеб с маслом...
    1. 0
      22 января 2015 20:04
      Ничего подобного! Все думают , что альтернативная энергетика это нечто противопоставленное настоящему. Настоящая альтернативная энергетика это гармонично совмещенная технология, которая сначала повышает эффективность , а затем и плавно переходит полностью на новые принципы получения энергии. Глубокие ошибки в трактовке того , что есть альтернативные источники энергии приводят к непониманию и того , что России нужно и бережно относится к нефти , газу и другим источника , но при этом и активно развивать новые технологии энергопроизводства.
    2. +1
      22 января 2015 20:54
      Цитата: Hronyaka
      Так,что нефть и газ еще ой как нужны будут.

      Так думают все нормальные люди. При этом никто не отрицает развитие альтернативных источников энергии от уже освоенных (атомная, ветровая, приливная и тп) до экзотических -- энергии вакуума.
      Но! чтобы ТАК было, не хотят светлые эльфы, у которых нет ни нефти, ни газа.
      Брюссель как крупнейший на сегодняшний день потребитель энергоресурсов в Евразии приступил к созданию системы, в которой именно потребитель формирует правила игры и вырабатывает требования к поставщикам.
      Другими словами: вы плохие, и цены у вас плохие, поэтому мы не будем брать энергоресурсы у вас... Здесь с ног на голову поставлена рыночная формула "спрос рождает предложение!". МОЖЕТ ИМ ПРОСТО ПЕРЕКРЫТЬ КРАН, чтобы мозги юдофильные встали на место? Им почему-то кажется, что не они просители-покупатели, а мы должны упрашивать их купить наш газ по демпфинговым ценам!
      Однако!fool
  5. Ибрагим Боташев
    +6
    22 января 2015 19:06
    Интересно, с каких пор в ЕС появился большой энергетический потенциал, к Китаю тот же самый вопрос. Территории обоих полностью заселены или фактически, в них не хватит столько места, чтобы строениями покрыть ту мощь, что у нас и без строений имеется.
  6. +5
    22 января 2015 19:09
    Цитата: Менделеев Дмитрий Иванович
    "Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями."
    Даже если завтра всю энергетику и транспорт переведут на альтернативные виды энергии, потребность в нефти останется. Куча синтетических материалов, удобрения, и немало всего другого делается из нефти. Так что спрос будет еще долго.
    1. +1
      22 января 2015 19:36
      Цитата: Наган
      потребность в нефти останется. Куча синтетических материалов, удобрения, и немало всего другого делается из нефти. Так что спрос будет еще долго.

      Всё верно, и это, если смотреть на вопрос шире чем мы обычно делаем, пожалуй стоит на первом месте.
    2. +4
      22 января 2015 19:55
      Цитата: Наган
      Куча синтетических материалов, удобрения, и немало всего другого делается из нефти. Так что спрос будет еще долго.

      smile Если Вы сейчас оглянитесь вокруг, то ВСЁ, что вы увидите вокруг себя за исключением дерева, металла и бетона СДЕЛАНО ИЗ НЕФТИ! Можете мне поверить на слово-я химик по образованию.
      PS: удобрения делают из природных концентратов а не из нефти. Но при её непосредственном участии участии wink
  7. +6
    22 января 2015 19:27
    однобокая и предвзятая статья-автор уже по сути списал Россию как сильное государство,оставив нам роль сырьевого придатка-то есть считает что мы не должны переоринтировать нашу экономику на технологический вариант развития.
    1. Лефтеропулос
      +3
      22 января 2015 19:34
      Согласен с вами, товарищ маршал. Однако чувствуется, что автор весьма собой доволен.
  8. +4
    22 января 2015 19:31
    Сфера интересов этого экономиста-ресурсы Каспийского моря.Походя,говоря правду ,можно и лжи добавить.Статье минус.Сиди на Каспии и пиши о том,что знаешь получше.
  9. Вован - тюрма
    +1
    22 января 2015 19:42
    Вот из за того что в нашей РОССИИ есть такие богатства в недрах земли вот потому и хотят уничтожить всё население РОССИИ для того что бы пользоваться этими ресурсами безнаказанно и бесплатно!Да только вот Х-+.+-Й пусть понюхают! am
  10. +3
    22 января 2015 19:45
    Сегодня видел как Чубайс ручковался с президентом и поднимал его рейтинг, а я то по глупости думал, что место Чубайса-это Матросская тишина.
  11. +1
    22 января 2015 19:46
    Автор совершенно не объективен и все суждения основаны на постулатах , я бы сказал прошлого. Да Россия сейчас опирается на нефте газовый комплекс. Но! Это ресурс , который позволит ей и выжить и вступить в будущее. Главное начать диверсифицировать свою экономику на прогрессивные и энергосберегающие технологии. Тогда баланс сил приобретает явные формы полного благоприятствования именно России. Можно себе только представить , что при всех прочих условиях, Россия всегда останется в лучшем положении. Если страна выжила в более сложные времена , то нынешние положение только ее укрепит.
  12. agis
    +1
    22 января 2015 19:47
    Энергетический потенциал в России огромный. ЕС никуда не денется и вынужден будет этим пользоваться.
    1. 0
      22 января 2015 20:52
      Грубая самоуверенность. ЕС получает 30% газа России. Из них половину транзитом через Украину. 15% не так много, чтобы поискать замену поставщика. И найдут других, и купят сланцевый газ и даже заплатят дороже, но лишь бы досадить России. А еще лучше разорить. И Украина потребляла до 30 млд.кубов. Набирается 90-100 млд. кубов. Это 30-40 млд.$, что десятая часть бюджета России. Этого Россия не досчитается. Еще потери от дешевой нефти.
  13. +1
    22 января 2015 20:01
    Гладко было на бумаге - да забыли про овраги... Минус.
  14. +2
    22 января 2015 20:03
    Статейка "улыбнула" - писака отформатирован и пытается кукарекать со "своего" пин_дос_тановского шестка (числясь российским востоковедом)...
    Уже миллион раз обсуждались возможности евразийских "поставщиков"(по сусекам скрести - всё равно без России не обеспечить потребности), никчемность новой энергокормушки в Брюсселе (всё равно приехали на поклон к ВВП) и озвучивался вариант снабжения "япосек" СПГ - как единственно приемлемый, во всём многообразии геополитической мозайки. Статейка заказная ПМСМ.
  15. +3
    22 января 2015 20:29
    ... по поводу сего пальцевысосоного-опуса хочется напомнить вопрос В.В. Путина заданный немецким бизнесменам, сорвав овации: .. "а, топить то чем собираетесь ? .. Дровами ? .. так за ними в все равно к нам в Сибирь !" .. :) :) :) :)
  16. +1
    22 января 2015 20:40
    Китай и Европа если и смогут как-то сократить потребность или использование газа из России без ущерба для экологии своих стран, то только за счет абсолютно дорогих в эксплуатации супер современных атомных электростанций. Но такие еще нужно спроектировать и построить. На это уйдет масса времени и средств, а этого ни у кого нет в достатке. Для создания нужны спецы, а значит образование, и цепочка потянулась минимум лет на 50 а то и больше! ТЭК ШТЭ будут они газ брать и спасибо говорить и нефть им будет нужна и будут брать. Пока они придумают водородные электростанции пройдет еще больше времени. Россия без потребителей не останется НИКОГДА. Но ей нужны менеджеры понаглее и поизворотливее, похитрее и попронырестей.
  17. 0
    22 января 2015 20:41
    "Во-вторых, сам по себе проект имел сомнительную экономическую эффективность, учитывая огромное плечо доставки газа, делающее его транспортировку очень дорогой при колоссальных инвестициях."
    Бестолковая статья. То автор говорит, что проект Южный поток имеет сомнительную экономическую эффективность. А в конце поддерживает Турецкий поток. Так Турецкий поток столько же денег и стоит, как Южный поток, потому что трасса не укоротилась, как хотели первоначально. Вдоль Голубого потока, да, выигрыш был двухкратный по стоимости морской части. Турок обвести не удалось. Да и 6% скидкой они не удовлетворятся. Потому что хотят 15% минимум. Ну и где экономика газопровода? Это крупный стратегический просчет России. Принцип "ввязаться в драку, а там посмотрим" с ЕС не получился. И опять все вокруг перспектив продаж энергоносителей. Так Россия никогда не слезет с газовой иглы. И все покупатели будут диктовать свои условия.
  18. 0
    22 января 2015 20:54
    Как то туповатенько что ли
  19. donechin1
    0
    22 января 2015 20:54
    Хотелось бы знать начало телодвижений по строительству новых потоков--чего то тишина....
  20. Petlin
    +2
    22 января 2015 21:07
    Зачем продавать энергоресурсы странам конкурентам ? Помогать им развивать промышленность,, а свою гробить дальше ? Они потребляют и ещё нам же будут диктовать цены и условия ? НАХ и НАХ всех НАХ !!! Самим понадобится для модернизации и восстановления промышленности, тем более холодная и протяжённая страна. Потребность в ресурсах будет велика и нечего связывать страну обязательствами.
  21. +2
    22 января 2015 21:25
    Продаем ,продаем и еще раз продаем... Рынок ,чему тут удивляться . Сами на дровишках сидим ,а газ продаем ... У американцев тоже нефть и газ есть, но они чутка сами съедают ,а остальное берегут "до лучших времен " . Мы же готовы последние штаны поменять на иллюзорные деньги...
  22. +1
    22 января 2015 21:27
    Статья поставила все с ног на голову, но в ней есть и рациональные зерна.
    1. Проект Сахалин -- Япония. Перспективно!
    2. Иран. Нефть в обмен на товары. Прорыв штатовской блокады Ирана.
    3. Видна "голая суть" 3 энергетического пакета ЕЭС. Их иезуитство видно невооруженным взглядом: транспортную систему у себя строить не будем, но 50% мощности продуктопровода отдайте нам для поставки "альтернативного" топлива.
    Поэтому мне понравилась позиция Путина.
    1. Закончить поставку газа через Украину.
    2. Увеличить объем поставки газа по "Северному потоку".
    3. Отказаться от строительства за собственные деньги "Южного потока".
    4. Построить "Турецкий поток" взамен "Южного". Разместить в Турции хаб, и пусть ЕЭС покупает себе газ по ценам Турции, а заодно и транспортную систему сама для себя построит за собственные деньги.
    Вот тогда я посмотрю, как Брюссель будет "диктовать свои условия" поставщикам газа!
  23. 0
    22 января 2015 21:44
    Сплошные разговоры о ценах на нефть, газовых потоках. Простите за наивность, может кто вспомнит о промышленности.
  24. 0
    22 января 2015 22:07
    статью не читал( заведомое зеркало - правое на левое... Япония воевала из-за энергии, Китай останется без её если нет континентальной инфры, да и газ дешевле, европа допрыгается до себестоимости производства стали, по цене вольфрама.
  25. 0
    22 января 2015 22:25
    без коментария
  26. Scarp
    +1
    22 января 2015 22:52
    о сверхлегких и дешевых батареях для электромобилей

    ну-ну. у нас на Кубани иной раз при -20 без прикуривателя машину не заведешь, а ну-ка в Тюмени или Перми при -40 колесо проколоть км эдак за 200 от шиномонтажки? технологии, млин. хорошо в Калифорнии, да плохо в Сибири.
  27. 0
    22 января 2015 23:07
    Очередной ИКСПЕРТ.
  28. TribunS
    0
    22 января 2015 23:46
    Статья не понравилась, ибо автор по её итогам выглядит либералом, который полагает, что Россия навсегда останется сырьевым нефте, - газовым придатком Запада и Китая...
    Но, не надо забывать, что доля России в нефте,-газовом экспорте составляет всего 8% от мирового экспорта этого сырья...
    Хватит "сшибать копейки" и искать подсказки для российских либералов-западенцев в повышении доходов от продажи сырья за "зеленые фантики", время либералов, разрушивших нашу промышленность, науку и образование и посадивших нашу страну на "нефтяную иглу", подходит к концу...
    Пора решительно отбросить либеральную экономику и перейти к мобилизационной!
  29. +1
    23 января 2015 00:36
    Понравился, ах как поравился старой потаскухе гейропе и заморскому дяде в матрасных штанах с козлиной бородой наш незабвенный алкаш-боряка, при котором распродавалось всё- от богатства недр и северных алмазов до безопасности страны. И вот всё меряют эти проходимцы Россию теми мерками и теми людьми. И подсылают проклятые буржуины своих писак, и пытаются вырастить новых мальчишей-плохишей, и какими то судами тыкают. Ничего не имея, кроме шпрот в машинном масле-раззевать рот на чужое- это вполне в духе наших " партнёров. Но я надеюсь, что мы изменились. И Россия изменилась.
  30. 0
    23 января 2015 01:09
    Лукашенко могут позвать в Евросоюз
    belay

    Януковича уже позвали. Нужен контрольный выстрел, для ЕС. lol
  31. 0
    23 января 2015 10:49
    Цитата: Гигант мысли
    Спасибо природе, что дала нам столько подземных богатств, поэтому имея ресурсы мы всегда будем находиться в несколько лучшем положении тех государств, у которых их нет.

    Природе конечно спасибо. Но особенно низкий поклон нашим предкам, за территории которые они нам оставили, сможем ли мы их защитить и правильно использовать.
  32. 0
    23 января 2015 11:17
    "...На этом фоне все чаще появляются сообщения о создании прорывных технологий для автомобильных двигателей на основе водорода, о сверхлегких и дешевых батареях для электромобилей..." - уже лет 20 каждый год об этом слышу, "ну и хде?.."
    1. 0
      23 января 2015 12:45
      Есть такая известная только экспериментальщикам проблема. Ее суть состоит в том , что создав один единичный экземпляр с позитивными качествами, весьма сложно обеспечит все эти качества в тиражированности того же уровня масштабности изделия . А если меняется еще и масштабность , то это вообще совершенно иные результаты. Так мало масштабные модели ,например ЛА в аэро динамических трубах подвергнуты алгоритмам трансформации взаимодействия объекта исследования с уровнем потенциальной энергии гидро газо динамического потока. Иными словами если эти алгоритмы использовать то натурная модель должна кардинально отличаться по формам с экспериментальной маломасштабной моделью. Но вы где-то слышали о таком подходе в анализе?