Мифы о Ледовом побоище

Мифы о Ледовом побоище Ледовое побоище, или битва на Чудском озере — это сражение новгородцев и владимирцев под предводительством князя Александра Ярославича против войска Ливонского ордена, в состав которого к тому времени вошёл орден Меченосцев (после поражения при Сауле в 1236 году), в районе Чудского озера. Битва произошла 5 апреля (в пересчёте на Григорианский календарь, т. е. по Новому стилю — 12 апреля) 1242 года. Это было генеральное сражение, положившее конец захватнической кампании Ордена 1240—1242 годов.

Сражение, как и многие события в истории России окружено рядом домыслов и мифов. В этой статье будут рассмотрены самые известные мифы Ледового побоища.

Миф о войне с немцами. Большинство обывателей, если и знают о этой войне. уверенно скажут, что русские воевали с немцами, немецкими рыцарями. Это не совсем верно. Словом «немцы» мы сейчас называем жителей Германии и Австрии, в XIII столетии слово «немец» означало – «немой», то есть не говорящий по-русски. «Немцами» называли представителей многих народов Европы, не говорящих на нашем языке. Ливонская хроника сообщает, что вышедшая в поход на земли Пскова и Новгорода армия состояла из рыцарей Ливонского ордена (в то время это был один из отделов Тевтонского ордена, располагавшийся на территории современной Прибалтики), датских вассалов и ополчения из Юрьева-Дерпта. А ополчение состояло из «чуди», так тогда называли эстов (предки эстонцев). Война имела религиозный характер – «крестовый поход» против еретиков, каковыми считали приверженцев восточной ветви христианства. Но её нельзя назвать войной немцев и русских, т. к. большинство воинов не были немцами. Это типично для войн Руси-России-СССР, войска противников обычно носят коалиционный характер.


Миф о численности армии вторжения. Еще со времён СССР некоторые историки при упоминании о численности столкнувшихся у Чудского озера армий указывают, что войско Александра Ярославича насчитывало примерно 15-17 тысяч человек, против них воевало 10-12 тысяч воинов Ливонского ордена. Но учитывая тот факт, что численность населения европейских крупнейших городов в тот период времени не превышала цифру в 20-30 тыс. человек, эти цифры о численности армий вызывают сомнения. В настоящее время появились авторы, которые вообще решили «модернизировать» битву до уровня мелкой феодальной стычки. Историки-ревизионисты основываются на ливонском источнике, который сообщил о потере 20 братьев и 6 пленных.

Но эти учёные забывают тот факт, что знатный воин, рыцарь сражался не один, или только с оруженосцем. В рыцарское «копьё», боевую тактическую единицу, входили оруженосцы, слуги-«телохранители», профессиональные солдаты. Численность «копья» могла составлять до 100 человек. Не надо забывать и вспомогательные подразделения чудских ополченцев, которых рыцари вообще за людей не считали, и в расчёт не брали. Поэтому, новгородская летопись и утверждает, что потери немцев составили 400 человек убитыми, и 50 человек захватили в плен, а также "паде чюди бещисла". Русские летописцы, видимо, посчитали всех «немцев», независимо от рода и племени, рыцарей и простых солдат, слуг.

Поэтому, больше всего доверия заслуживают цифры исследователей, которые утверждают, что войско ордена насчитывало около 150 рыцарей, тысячи полторы кнехтов (солдат) и тысячи две ополчения из эстов. Новгород и его союзники смогли противопоставить им около 4-5 тысяч бойцов. То есть значительного превосходства не имела ни одна сторона.

Мифы о Ледовом побоище

Назарук В. М. "Ледовое побоище", 1984 год


Миф о тяжеловооруженных рыцарях и легковооруженных воинах Александра Невского. Это одно из самых популярных заблуждений, растиражированное в многочисленных произведениях. Согласно нему, доспехи воина ордена были раза в 2-3 тяжелее русских. Благодаря этому мифу появились рассуждения о тактике русского князя. Якобы именно поэтому проломился лед на Чудском озере, и часть армии немцев просто потонула. В реальности русские и орденские воины были защищены примерно одинаково, и вес доспехов был почти равен. Да и латные доспехи, в которых обычно изображают ливонских рыцарей в романах и фильмах, появились намного позже - в XIV-XV вв. Западные рыцари XIII столетия, как и русские дружинники, надевали перед боем стальной шлем, кольчугу. Их могли усиливать цельноковаными нагрудниками, наплечниками – они защищали грудь от ударов спереди и плечи от рубящих ударов сверху. Руки и ноги воинов закрывали наручи и поножи. Тянуло это защитное снаряжение килограммов на 15- 20. Да и то подобное защитное вооружение имели далеко не все, а лишь самые знатные и богатые, или дружинники князя. Простые новгородские и чудские ополченцы не имели подобного защитного вооружения.

Если внимательно изучить схему Ледового побоища, то видно, что под лед воины ордена провалились вовсе не там, где шло сражение. Это произошло позже: уже отступая, часть воинов случайно нарвались на «сиговицу». У острова Вороний, или Вороньего камня, его прибрежья расположен мыс Сиговец - от названия рыбы сиг. Там из-за особенностей течения лёд слабый.

Главная же заслуга Александра Ярославича, в этом бою, в том, что русский князь правильно выбрал место битвы и сумел разбить орденский строй «свиньей» (клином). Суть строя в том, что рыцари, сосредоточив пехотные подразделения в центре и прикрыв ее на флангах рыцарской конницей, по обыкновению атаковали «в лоб», рассчитывая просто раздавить главные силы русского войска. Александр поставил в центр самые слабые свои части – новгородских ополченцев, пехоту. Они связали орденский клин боем, пока тот терял время, основные силы русского войска зашли с флангов и тыла. «Свинья» утратила свою ударную мощь и была обречена. Как сообщают русские источники, воины князя гнали разбитые силы ордена семь верст до дальнего берега Чудского озера.

В первой редакции новгородской летописи нет сообщения о провале под лёд, этот факт добавили через столетие после сражения. Нет подобных сведений и в Ливонской хронике. Так что, очень даже возможно, что тонущие среди льдов рыцари ордена - тоже всего-навсего красивый миф.

Битва у Вороньего камня. В реальности, исследователи не знают, где была битва. Это лишь одно из нескольких предполагаемых мест, где могло состояться сражение. Новгородские источники говоря о месте битвы, указывают на Вороний камень. Но только где находится этот самый Вороний камень, исследователи спорят по сей день. Одни историки считают, что так назывался остров, который и сейчас называемый Вороньим, другие говорят, что камнем когда-то был высокий песчаник, который с течением столетий размыло течением. В ливонской хронике сообщается, что поверженные бойцы падали на траву, так что сражение могло произойти не на льду озера, а на берегу, где за траву вполне сошли бы сухие камыши. А уже разбитых, бегущих «немцев» русские воины преследовали по льду озера.

Мифы о Ледовом побоище

Костылев Дмитрий, "Александр Невский, Ледовое Побоище", фрагмент, 2005 год


Многих смущает тот, что в озере даже с помощью самого современного оборудования до сих пор не найдено никакого оружия и доспехов XIII столетия, отчего некоторые историки-ревизионисты, вообще выдвинули гипотезу о том, что битвы не было. Хотя в реальности, если провала под лёд не было, ничего удивительного нет. Оружие и доспехи были ценной добычей, даже сломанные (металл шёл в кузни), а тела похоронили. В итоге, ни одна исследовательская экспедиция достоверного места Ледового побоища так и не установила.

Пожалуй, единственное, в чем можно не сомневаться – это, что битва 1242 года действительно произошла. Мы в очередной раз взяли вверх над западными захватчиками.

Хочется надеяться, что когда у нас снимут новый фильм о той битве, он сохранит дух старого фильма, но будет избавлен от исторических неточностей.

Источники:
Бегунов Ю. Александр Невский. М., 2009.
Пашуто В. Т. Александр Невский М., 1974.
http://livonia.narod.ru/research/ice_battle/rifma_introduce.htm
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Искатели: Неизвестное Ледовое побоище

Читайте также
Комментарии 22
  1. GUR 12 сентября 2011 08:37
    Хорош автор... того не было этого не было .. а в конце ...- и все же мы победили .. -удалено-.. мы не можем выяснить историю дней наших последних .. а пытаемся разобраться и переписать.. дела давно минувших дней. Дальше будет еще больше .. выясниться что это вовсе и не Ливонские рыцари были, а то что это русские между собой "чудили" ( как писали тут уже про татаро мангольское иго ) .. да и не русские это вообще а угро фины.. бились .. да и не бились вобщем то .. а так на санях катались и подлед угодили.. Млин .. точно в стране с работой плохо .. херней люди страдают .. надо срочно организовывать какую нить гиганскую стройку. И всех писак и историков на работу.... что бы не маялись.
    GUR
  2. Rico1977 12 сентября 2011 13:21
    Не те времена - лес валить, а жаль.... Как бы там ни было, что бы там ни происходило - никто уже доподлинно не узнает, но в памяти русского народа - это одно из важнейших сражений за веру русскую, символ победы, и пусть таким и остаётся. И лучше бы всякие писатели не трогали эту святую тему своими грязными руками...
  3. datur 12 сентября 2011 16:19
    Историю пишут победители--наши как и все победители это дело слегка приукрасили. а немцы как проигравшие преуменьшили. если бы победили они то написали бы как разгромили целые орды варваров. так ведь всегда было и везде.но это не умаляет победы!!!!
  4. nnz226 12 сентября 2011 16:54
    "Русские прусских всегда бивали!" А.В.Суворов А кем по национальности был ливонский сброд рыцарей не имеет сильного значения. В 1941-45 годах мы тоже воевали с немцами, хотя там были представители от всех наций европы, может только англичане и ирландцы не отметились...
    1. тюменец 12 сентября 2011 20:00
      Ирландцев не было, но они также и не вступали в антигитлеровскую коалицию.
      Видимо, дома проблем хватало. А вот эсэсовский Британский Добровольческий Корпус - был, даже на защите Берлина отметились. Сербы и греки - точно не воевали.
      тюменец
      1. sirToad 7 октября 2011 03:55
        было сербское подразделение СС и ирландцы вполне себе оказывали помощь немецким диверсантам.
        sirToad
  5. Жрец 12 сентября 2011 21:35
    претендующие на обсуждение - как минимум претендуют на присутствие как свидетели происходящих событий? В чём заключается ваша мысль? и логика? (в том плане - на основание чего она построена?
    Вопрос - реально прочитанный материал (определённое количество литературы - на основании которой сделаны ваши выводы? (или слепо слизанная общая инфо с интернета?) Не надо цитировать , - надо ваше личное мнение smile
    Жрец
  6. Акциум 12 сентября 2011 21:45
    Любопытно,что так называемый строй "свинья" или "кабан",больше нигде не упоминается.Если это было верное тактическое построение,то оно должно было использоваться и раньше - причём успешно.Если же это импровизация,тогда не понятно почему она была применена именно в это время.Количество воинов я не обсуждаю,но всё таки превосходство в численности было.(Не зависимо от источников,все сходятся на том,что силы ЛО были меньше.)
    Мысль такая.Берём,например,Полтавскую битву.Русских войск и артиллерии было больше,чем Шведских.Так.В бою при Лесной,то же самое.Значит,получается закономерый тактический исход - хочешь победить,набери больше солдат(если вооружение примерно равное-при лобовом столкновении всё будет решаться колличеством солдат - у кого больше,тот и победил).
    Акциум
  7. Cvetluy 12 сентября 2011 22:17
    ДАЙТЕ СЛОВО ВЕТЕРАНУ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ - wink
    Разбров с статье конечно есть, но это все таки лучше (наличие статьи) чем совсем нечего, если у прочитавших проснется и добавится хотя бы капелька гордости, патриотизма и т.д. bully
    1. Vladz 12 марта 2012 20:27
      автор делает маленький шаг в стороны от истории. вроде безобидно, а ДЛЯ ЧЕГО? На основании чаких таких материалов он это делает.
      голословные заявы. да и глупые порой.
      Он даже не знает о том, что было государство такое Пруссия и она то там и располагалось. их то немцами и называли. А Германии тогда не было ещё!
      Этот лже истроик даже Географию не знает! Куда ему об истории рассуждать!
      Vladz
  8. Жрец 12 сентября 2011 23:22
    Cvetluy,
    А что ты подразумеваешь под гордостью и патриотизмом?
    Жрец
  9. Sanzyro 13 сентября 2011 09:44
    "Нет подобных сведений и в Ливонской хронике. Так что, очень даже возможно, что тонущие среди льдов рыцари ордена - тоже всего-навсего красивый миф." - А вот это, уже ложь наглая...
    Sanzyro
  10. Акциум 13 сентября 2011 12:51
    Санзиро,как всегда,в своём репертуаре.Вы,"товарищ",видимо вообще не умеете вести диалог. Приведите доказательства Вашей точки зрения,а не брызгайте слюнями.
    Акциум
  11. zczczc 13 сентября 2011 14:55
    "... вспомогательные подразделения чудских ополченцев, которых рыцари вообще за людей не считали" - это отношение Европы к эстонцам. Тогда понятно, почему у них комплекс неполноценности! Обратите внимание, они и тогда воевали против нас, при том, что их даже за людей не считали.
    zczczc
    1. sirToad 7 октября 2011 03:59
      ну может горячие эстонские парни изо всех сил пытались доказать хозяевам что они тоже люди. только почему - то никто и никогда не поднимает вопрос о быдлячестве и раболепии эстонцев.
      sirToad
  12. Довмонт 20 сентября 2011 20:54

    Многих смущает тот, что в озере даже с помощью самого современного оборудования до сих пор не найдено никакого оружия и доспехов XIII столетия На сколько мне известно Татищев указывал, что мужики ещё XVIII веке частенько сетями доставали средневековую амуницию со дна Чудского озера. Хотя современные историки считают Татитищева некорректным историком, т.к. его взгляды на историю России сильно отличались от взглядов придворных сраколизов и их покровителей.
    Довмонт
    1. sirToad 7 октября 2011 04:18
      не нашли - значит хреново или не там искали. самолет Леваневского тоже не нашли, хоть и искали и что? стало быть - и полета не было? или еще - у нас в городе была серия убийств в 90-е но находили только головы. а тела - нет, так может, жетрвы были бестелесные?
      тут я думаю, банальная подгонка фактов чтобы очередной раз обосрать русскую историю.
      sirToad
    2. Глаголица 17 марта 2015 14:43
      Не найдено ничего! Ни массового захоронения немцев. Ни массового захоронения русских. Ни массового захоронения лошадей! Ничего!
      Глаголица
    3. Комментарий был удален.
  13. Vladz 12 марта 2012 20:24
    Интересный труд. молодец автор. Но!Грустно то, что люди намеренно гадят на историю. Какая у вас цель? Всё оболгать? Прославиться? Отработать заказ от западного дяди?
    * немцы- ну кому не знать, что речь идёт о Прусаках. Вы что, не знакомы с Георгафией? Вы не знаете где была тогда Пруссия?
    * наёмники были у всех. Это не меняет положение дел. Альянсы тут ни при чём.
    Речь про альянсы может вестить тогда, когда речь идёт о государственных актах.
    Да и то, в ВОВ мы говорим "фашистко-немецкие войска". А куда тогда делись болгары, итальянцы, турки и т.д.... не нужно, уважаемый, передёргивать историю.Это опасно!
    про численность. здесь всегда можно накопать несоответствия. главное- никто не сможет документально возразить.
    тактика действий. Да вы и после драки вчера- сегодня не узнаете, что как и почему. Специально или случайно.
    Не нужно шевелить прах предков, оспаривая историю. Это - вредно и опасно!
    Здесь никогда не найдём истины. И доказательств.
    Важно понять ЗАЧЕМ ВЫ ЭТО ДЕЛАЕТЕ??????
    Vladz
  14. vladikmamcha 14 мая 2013 23:33
    Не думаю, что по прошествии семи с половиной веков возможно обнаружить металлические части вооружения. Во-первых, не известно точно где искать, во- вторых, давайте посчитаем. Масса металла в доспехах и вооружении рыцаря не более 50 кг. У простых солдат и слуг в разы меньше. Умножим это число на количество возможных погибших и утерявших оружие. Далее. Вооружение во все времена представляло собой большую ценность. Поэтому всё, что только было возможно подобрали на поле боя, извлекли из воды в течение первых лет после битвы. Несобранной осталась ничтожная часть, рассеянная на протяжение по меньшей мере десяти километров, т.к. известно, что преследовали тевтонцев на протяжение семи вёрст. Здравый смысл подсказывает, что обнаружить , тем более среди донных отложений, что-либо значительное вряд ли возможно.
    vladikmamcha
  15. Gunslinger 17 мая 2013 20:37
    Большинство средневековых сражений имели небольшой масштаб. Войско в тысячу человек уже считалось большим. Так что сведения в статье о численности сторон вполне достоверны.
  16. Глаголица 17 марта 2015 14:39
    Странный лёд!!! немцы идут по льду и не проваливаются. Становятся в компактное боевое построение(свинью), давление на лёд усиливается и не проваливаются. Бьются с русскими воинами, ещё больше давление на лёд и опять не проваливаются! Какой-то волшебный лёд. Но когда немцы побежали вот тут лёд и сказал - а не порали мне треснуть.
    И ещё! В немецкой рифмованной хронике сказано: и падали убитые на траву! А какая же трава в начале апреля. Трава вырастет только через несколько месяцев!
    Глаголица

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня