Myths about the Battle of the Ice

The Battle on the Lake Peipsi is a battle of Novgorod and Vladimir under the leadership of Prince Alexander Yaroslavich against the troops of the Livonian Order, which by that time included the Order of the Sword (after defeat at Saul in 1236 year), in the area of ​​Lake Peipsi. The battle took place on April 5 (in terms of the Gregorian calendar, i.e. on the New Style - April 12) 1242 of the year. It was a general battle that ended the aggressive campaign of the Order of 1240 — 1242.


The battle, like many events in stories Russia is surrounded by a number of conjectures and myths. This article will address the most famous myths of the Battle of the Ice.

The myth of the war with the Germans. Most ordinary people, if they know about this war. they will surely say that the Russians fought with the Germans, the German knights. This is not entirely true. The word "Germans" we now call the inhabitants of Germany and Austria, in the XIII century the word "German" meant - "dumb", that is, not speaking Russian. "Germans" called representatives of many European nations who do not speak our language. The Livonian Chronicle reports that the army that went on the lands of Pskov and Novgorod consisted of the Knights of the Livonian Order (at that time it was one of the divisions of the Teutonic Order, located on the territory of the modern Baltic), Danish vassals and militias from Yuriev-Dorpat. And the militia consisted of “Chud”, as Estonians were called then (the ancestors of the Estonians). The war had a religious character - a “crusade” against heretics, which the adherents of the eastern branch of Christianity believed. But it cannot be called a war between the Germans and the Russians, since most of the warriors were not Germans. This is typical of the wars of Russia-Russia-USSR, the forces of the opponents usually have a coalition character.

The myth of the size of the invading army. Since the times of the USSR, some historians, at the mention of the number of armies colliding at Lake Peipsi, indicate that the army of Alexander Yaroslavich numbered about 15-17 thousand people, 10-12 thousand soldiers of the Livonian Order fought against them. But given the fact that the population of the largest European cities at that time did not exceed the number in 20-30 thousand people, these figures on the number of armies raise doubts. Currently, there are authors who generally decided to "modernize" the battle to the level of petty feudal clashes. Revisionist historians are based on a Livonian source who reported the loss of the 20 brothers and 6 prisoners.

But these scientists forget the fact that a noble warrior, a knight, did not fight alone, or only with a squire. The knightly “spear”, combat tactical unit, included squires, servants- “bodyguards”, professional soldiers. The number of "spears" could be up to 100 people. Do not forget the auxiliary units of the Chudo militia, which the knights did not even consider people, and did not take it into account. Therefore, the Novgorod chronicle claims that the losses of the Germans amounted to 400 people killed, and 50 people were captured, as well as the “pada of the people of the Asshole”. Russian chroniclers, apparently, considered all the "Germans", regardless of family or tribe, knights and ordinary soldiers, servants.

Therefore, the most credible figures are researchers who claim that the army of the Order numbered about 150 knights, thousands and a half of bollards (soldiers), and thousand and two militias from the Estonians. Novgorod and its allies were able to counter them about 4-5 thousands of fighters. That is, there was no significant superiority.


Nazaruk V.M. "Battle of the Ice", 1984 year


The myth of the heavily armed knights and lightly armed soldiers of Alexander Nevsky. This is one of the most popular misconceptions, replicated in numerous works. According to him, the armor of the warrior order was times in 2-3 heavier than the Russians. Thanks to this myth, arguments about the tactics of the Russian prince appeared. Ostensibly, this is why the ice on Lake Peipsi broke through, and part of the German army simply sank. In reality, the Russian and order warriors were about equally protected, and the weight of the armor was almost equal. Yes, and plate armor, which usually depict the Livonian knights in novels and films, appeared much later - in the XIV-XV centuries. Western knights of the thirteenth century, like the Russian warriors, wore a steel helmet and mail before the battle. They could be reinforced with solid-forged breastplates, shoulder pads - they protected the chest from the blows in front and the shoulders from chopping blows from above. The hands and feet of the warriors covered the bracers and leggings. Drawn this protective equipment kilograms on 15-20. And even then such protective armament was by no means all, but only the most noble and rich, or the prince’s warriors. Ordinary Novgorod and Chudsk militia did not have such protective weapons.

If you carefully study the scheme of the Ice Battle, it is clear that under the ice of the Order of the war failed not at all where the battle went. This happened later: already retreating, part of the soldiers accidentally ran into the "sigovitsa". At the island of Crow, or Crow's Stone, its coast is located Cape Sigovets - from the name of the fish whitefish. There, due to the characteristics of the flow of ice is weak.

The main merit of Alexander Yaroslavich, in this battle, is that the Russian prince correctly chose the place of the battle and managed to break the order system with a “pig” (wedge). The essence of the system is that the knights, concentrating the infantry units in the center and covering it on the flanks of the knightly cavalry, as usual attacked head-on, hoping to simply crush the main forces of the Russian army. Alexander placed in the center of his weakest parts - the Novgorod militia, infantry. They tied up the order wedge in battle, while he was losing time, the main forces of the Russian troops came from the flanks and rear. "Pig" lost its striking power and was doomed. According to Russian sources, the warriors of the prince drove the broken forces of the order seven miles to the far shore of Lake Peipsi.

In the first edition of the Novgorod chronicle there is no message about the failure under the ice, this fact was added a century after the battle. There is no similar information in the Livonian Chronicle. So, it is very possible that the Knights of the Order sinking among the ice is also just a beautiful myth.

Battle of the Ravenstone. In reality, the researchers do not know where the battle was. This is just one of several alleged places where a battle could have taken place. Novgorod sources referring to the battlefield point to the Crow Stone. But just where is this same Crow Stone, the researchers argue to this day. Some historians believe that the so-called island, which is now called Voronim, others say that the stone was once high sandstone, which over the centuries washed away by the flow. In the Livonian chronicle it is reported that defeated fighters fell on the grass, so that the battle could take place not on the ice of the lake, but on the shore, where dry reeds would have completely disappeared behind the grass. And already defeated, fleeing "Germans", Russian soldiers chased across the ice of the lake.

Myths about the Battle of the Ice

Kostylev Dmitry, "Alexander Nevsky, Ice Battle", fragment, 2005 year


Many people are confused by the fact that in the lake, even with the most modern equipment, no weapons and the armor of the thirteenth century, which is why some revisionist historians in general put forward the hypothesis that there was no battle. Although in reality, if there was no failure under the ice, there is nothing surprising. Weapons and armor were valuable loot, even broken ones (metal went to the forge), and bodies were buried. As a result, no research expedition has ever established a reliable site of the Ice Battle.

Perhaps the only thing one can be sure of is that the battle of 1242 of the year has indeed taken place. We once again took up over the Western invaders.

I would like to hope that when we make a new film about the battle, he will keep the spirit of the old film, but he will be spared from historical inaccuracies.

Sources of:
Runners Y. Alexander Nevsky. M., 2009.
Pashuto V. T. Alexander Nevsky M., 1974.
http://livonia.narod.ru/research/ice_battle/rifma_introduce.htm
Searchers: Unknown Battle on the Ice

Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

22 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Gur
    Gur 12 September 2011 08: 37 New
    • 11
    • 0
    +11
    A good author ... that wasn’t this wasn’t .. but in the end ...- and yet we won .. -removed- .. we can’t figure out the history of our last days .. but we’re trying to figure it out and rewrite .. affairs bygone days. Further there will be even more .. it turns out that it was not the Livonian knights at all, but the fact that they were Russian “freaks” among themselves (as they wrote here about the Tatar-Mangolian yoke) .. and it’s not Russian at all, but Finno who fought .. .. and didn’t even fight at all .. and so they slept and went to the ice ... Mlyn .. it’s just that work is bad in the country .. people suffer from garbage .. It’s urgent to organize what kind of thread a giant construction site is. And all the scribblers and historians to work .... that would not have toiled.
  2. Rico1977 12 September 2011 13: 21 New
    • 5
    • 0
    +5
    It’s a pity not in those days — it’s a pity .... Whatever it is, no matter what happens — no one will know for certain, but in the memory of the Russian people it is one of the most important battles for the Russian faith, a symbol of victory, and let it remain so. And it would be better if all sorts of writers did not touch this holy topic with their dirty hands ...
  3. datur 12 September 2011 16: 19 New
    • 5
    • 0
    +5
    The winners write the story - ours, like all the winners, slightly embellished this business. and the Germans downplayed as losers. if they won they would write how they defeated whole hordes of barbarians. it’s always been everywhere. But this does not detract from victory !!!!
  4. nnz226 12 September 2011 16: 54 New
    • 8
    • 0
    +8
    "Russian Prussians have always beaten!" A.V.Suvorov And who by nationality was the Livonian rabble of the knights does not matter much. In 1941-45, we also fought with the Germans, although there were representatives from all the nations of Europe, maybe only the British and Irish were not noted ...
    1. Tyumen
      Tyumen 12 September 2011 20: 00 New
      • 4
      • 0
      +4
      There were no Irish, but they also did not join the anti-Hitler coalition.
      Apparently, there were enough problems at home. But the SS British Volunteer Corps - was even noted on the defense of Berlin. Serbs and Greeks - just did not fight.
      1. sirToad
        sirToad 7 October 2011 03: 55 New
        • 0
        • 0
        0
        It was the Serbian unit of the SS and the Irish themselves quite assisted the German saboteurs.
  5. Priest
    Priest 12 September 2011 21: 35 New
    • 2
    • 0
    +2
    Pretenders to discussion - at least pretend to be present as witnesses of events? What is your idea? and logic? (in that regard - on the basis of what is it built?
    The question is really read material (a certain amount of literature - on the basis of which your conclusions are made? (Or blindly licked general information from the Internet?) No need to quote, - your personal opinion is needed smile
  6. Aktium
    Aktium 12 September 2011 21: 45 New
    • -1
    • 0
    -1
    It is curious that the so-called “pig” or “wild boar” system is not mentioned anywhere else. If this was a correct tactical construction, it should have been used earlier - and successfully. If this is improvisation, then it is not clear why it was used specifically at this time. I do not discuss the number of soldiers, but still there was a superiority in numbers. (Regardless of the sources, everyone agrees that the LO forces were less.)
    Such a thought. Take, for example, the Battle of Poltava. There were more Russian troops and artillery than the Swedish. So in the Battle of Lesnaya, the same thing. So, it turns out a logical tactical outcome - if you want to win, pick up more soldiers (if the weapons are about equal, in a head-on collision, everything will be decided by the number of soldiers - whoever has more, won.)
  7. Cvetluy 12 September 2011 22: 17 New
    • 1
    • 0
    +1
    GIVE A WORD TO THE KULIKOV BATTLE VETERAN - wink
    There is of course a breakdown with the article, but it is still better (the presence of the article) than there is absolutely nothing if the readers wake up and add at least a drop of pride, patriotism, etc. bully
    1. Vladz
      Vladz 12 March 2012 20: 27 New
      • 1
      • 0
      +1
      the author takes a small step away from the story. it seems harmless, but FOR WHAT? Based on such materials, he does it.
      unfounded claims. Yes, and sometimes stupid.
      He does not even know that there was such a state as Prussia and it was located there. they were called Germans. But Germany was not there then!
      This false istroik does not even know Geography! Where can he talk about history!
  8. Priest
    Priest 12 September 2011 23: 22 New
    • -4
    • 0
    -4
    Cvetluy,
    What do you mean by pride and patriotism?
  9. Sanzyro
    Sanzyro 13 September 2011 09: 44 New
    • 1
    • 0
    +1
    "There is no such information in the Livonian chronicle. So, it is very possible that the knights of the order sinking among the ice are also just a beautiful myth." - But this is already a blatant lie ...
  10. Aktium
    Aktium 13 September 2011 12: 51 New
    • -3
    • 0
    -3
    Sanziro, as always, in his repertoire. You, "comrade", apparently do not know how to conduct dialogue. Give evidence of your point of view, and do not drool.
  11. zczczc
    zczczc 13 September 2011 14: 55 New
    • 4
    • 0
    +4
    "... auxiliary units of the miraculous militias, which the knights did not consider people at all," is Europe’s attitude towards the Estonians. Then it’s clear why they have an inferiority complex! Please note that even then they fought against us, despite the fact that they were not even considered people.
    1. sirToad
      sirToad 7 October 2011 03: 59 New
      • 0
      • 0
      0
      Well, maybe the hot Estonian guys tried their best to prove to the owners that they are people too. only for some reason no one ever raises the question of everyday life and servility of Estonians.
  12. Dovmont
    Dovmont 20 September 2011 20: 54 New
    • 0
    • 0
    0

    Many are embarrassed by the fact that in the lake, even with the most modern equipment, no weapons and armor of the XNUMXth century have been found so far.As far as I know, Tatishchev pointed out that men as early as the XNUMXth century often used networks to get medieval ammunition from the bottom of Lake Peipus. Although modern historians consider Tatitishchev an incorrect historian, because his views on the history of Russia were very different from the views of the court Sracolisis and their patrons.
    1. sirToad
      sirToad 7 October 2011 04: 18 New
      • 0
      • 0
      0
      if they didn’t find it, then it’s worthless or wrong. Levanevsky’s plane was not found either, although they were looking for what? so - and there was no flight? or else - in our city there was a series of murders in the 90s but only heads were found. and bodies - no, maybe the victims were incorporeal?
      here I think a banal fit of facts to once again crap Russian history.
    2. Glagolitic
      Glagolitic 17 March 2015 14: 43 New
      • 1
      • 0
      +1
      No results found! Not a mass grave of Germans. Not a mass burial of Russians. Not a massive burial of horses! Nothing!
    3. The comment was deleted.
  13. Vladz
    Vladz 12 March 2012 20: 24 New
    • 0
    • 0
    0
    Interesting work. well done author. But it’s sad that people deliberately shame on history. What is your purpose? To slander everything? Become famous? Work out an order from a Western uncle?
    * Germans, well, who does not know that we are talking about the Prussians. Are you not familiar with Georgafia? Do you know where Prussia was then?
    * all were mercenaries. This does not change the situation. Alliances have nothing to do with it.
    We can talk about alliances when it comes to government acts.
    And even then, in WWII we say "fascist-German troops." And where then did the Bulgarians, Italians, Turks, etc. .... do not, dear, distort the history. This is dangerous!
    about the number. here you can always dig up inconsistencies. most importantly, no one can object to the document.
    tactics of action. Yes, and after the fight yesterday-today you will not know what how and why. On purpose or by accident.
    No need to move the ashes of the ancestors, disputing the story. It is harmful and dangerous!
    Here we will never find the truth. And evidence.
    It is important to understand WHY YOU DO IT ??????
  14. vladikmamcha
    vladikmamcha 14 May 2013 23: 33 New
    • 0
    • 0
    0
    I do not think that after seven and a half centuries, it is possible to detect metal parts of weapons. Firstly, it is not known exactly where to look, and secondly, let's count. The mass of metal in armor and weapons of a knight is not more than 50 kg. Simple soldiers and servants are many times less. Multiply this number by the number of possible dead and lost weapons. Further. Armament at all times was of great value. Therefore, everything that was possible was picked up on the battlefield, removed from the water during the first years after the battle. An insignificant part remained scattered, scattered over at least ten kilometers, because it is known that the Teutons were persecuted for seven miles. Common sense suggests that detecting, especially among bottom sediments, anything significant is hardly possible.
  15. Gunslinger 17 May 2013 20: 37 New
    • 0
    • 0
    0
    Most medieval battles were of small scale. An army of a thousand people was already considered large. So the information in the article on the number of parties is quite reliable.
  16. Glagolitic
    Glagolitic 17 March 2015 14: 39 New
    • 0
    • 0
    0
    Strange ice !!! Germans walk on ice and do not fail. Become a compact combat formation (pig), the pressure on the ice increases and does not fail. They fight with Russian soldiers, even more pressure on the ice and again do not fail! Some kind of magical ice. But when the Germans ran the ice here and said - but they didn’t tell me to crack it.
    And further! In the German rhymed chronicle it is said: and those killed fell on the grass! And what is grass in early April. Grass will only grow in a few months!

Мифы о Ледовом побоище

Мифы о Ледовом побоище Ледовое побоище, или битва на Чудском озере — это сражение новгородцев и владимирцев под предводительством князя Александра Ярославича против войска Ливонского ордена, в состав которого к тому времени вошёл орден Меченосцев (после поражения при Сауле в 1236 году), в районе Чудского озера. Битва произошла 5 апреля (в пересчёте на Григорианский календарь, т. е. по Новому стилю — 12 апреля) 1242 года. Это было генеральное сражение, положившее конец захватнической кампании Ордена 1240—1242 годов.

Сражение, как и многие события в истории России окружено рядом домыслов и мифов. В этой статье будут рассмотрены самые известные мифы Ледового побоища.

Миф о войне с немцами. Большинство обывателей, если и знают о этой войне. уверенно скажут, что русские воевали с немцами, немецкими рыцарями. Это не совсем верно. Словом «немцы» мы сейчас называем жителей Германии и Австрии, в XIII столетии слово «немец» означало – «немой», то есть не говорящий по-русски. «Немцами» называли представителей многих народов Европы, не говорящих на нашем языке. Ливонская хроника сообщает, что вышедшая в поход на земли Пскова и Новгорода армия состояла из рыцарей Ливонского ордена (в то время это был один из отделов Тевтонского ордена, располагавшийся на территории современной Прибалтики), датских вассалов и ополчения из Юрьева-Дерпта. А ополчение состояло из «чуди», так тогда называли эстов (предки эстонцев). Война имела религиозный характер – «крестовый поход» против еретиков, каковыми считали приверженцев восточной ветви христианства. Но её нельзя назвать войной немцев и русских, т. к. большинство воинов не были немцами. Это типично для войн Руси-России-СССР, войска противников обычно носят коалиционный характер.


Миф о численности армии вторжения. Еще со времён СССР некоторые историки при упоминании о численности столкнувшихся у Чудского озера армий указывают, что войско Александра Ярославича насчитывало примерно 15-17 тысяч человек, против них воевало 10-12 тысяч воинов Ливонского ордена. Но учитывая тот факт, что численность населения европейских крупнейших городов в тот период времени не превышала цифру в 20-30 тыс. человек, эти цифры о численности армий вызывают сомнения. В настоящее время появились авторы, которые вообще решили «модернизировать» битву до уровня мелкой феодальной стычки. Историки-ревизионисты основываются на ливонском источнике, который сообщил о потере 20 братьев и 6 пленных.

Но эти учёные забывают тот факт, что знатный воин, рыцарь сражался не один, или только с оруженосцем. В рыцарское «копьё», боевую тактическую единицу, входили оруженосцы, слуги-«телохранители», профессиональные солдаты. Численность «копья» могла составлять до 100 человек. Не надо забывать и вспомогательные подразделения чудских ополченцев, которых рыцари вообще за людей не считали, и в расчёт не брали. Поэтому, новгородская летопись и утверждает, что потери немцев составили 400 человек убитыми, и 50 человек захватили в плен, а также "паде чюди бещисла". Русские летописцы, видимо, посчитали всех «немцев», независимо от рода и племени, рыцарей и простых солдат, слуг.

Поэтому, больше всего доверия заслуживают цифры исследователей, которые утверждают, что войско ордена насчитывало около 150 рыцарей, тысячи полторы кнехтов (солдат) и тысячи две ополчения из эстов. Новгород и его союзники смогли противопоставить им около 4-5 тысяч бойцов. То есть значительного превосходства не имела ни одна сторона.

Мифы о Ледовом побоище

Назарук В. М. "Ледовое побоище", 1984 год


Миф о тяжеловооруженных рыцарях и легковооруженных воинах Александра Невского. Это одно из самых популярных заблуждений, растиражированное в многочисленных произведениях. Согласно нему, доспехи воина ордена были раза в 2-3 тяжелее русских. Благодаря этому мифу появились рассуждения о тактике русского князя. Якобы именно поэтому проломился лед на Чудском озере, и часть армии немцев просто потонула. В реальности русские и орденские воины были защищены примерно одинаково, и вес доспехов был почти равен. Да и латные доспехи, в которых обычно изображают ливонских рыцарей в романах и фильмах, появились намного позже - в XIV-XV вв. Западные рыцари XIII столетия, как и русские дружинники, надевали перед боем стальной шлем, кольчугу. Их могли усиливать цельноковаными нагрудниками, наплечниками – они защищали грудь от ударов спереди и плечи от рубящих ударов сверху. Руки и ноги воинов закрывали наручи и поножи. Тянуло это защитное снаряжение килограммов на 15- 20. Да и то подобное защитное вооружение имели далеко не все, а лишь самые знатные и богатые, или дружинники князя. Простые новгородские и чудские ополченцы не имели подобного защитного вооружения.

Если внимательно изучить схему Ледового побоища, то видно, что под лед воины ордена провалились вовсе не там, где шло сражение. Это произошло позже: уже отступая, часть воинов случайно нарвались на «сиговицу». У острова Вороний, или Вороньего камня, его прибрежья расположен мыс Сиговец - от названия рыбы сиг. Там из-за особенностей течения лёд слабый.

Главная же заслуга Александра Ярославича, в этом бою, в том, что русский князь правильно выбрал место битвы и сумел разбить орденский строй «свиньей» (клином). Суть строя в том, что рыцари, сосредоточив пехотные подразделения в центре и прикрыв ее на флангах рыцарской конницей, по обыкновению атаковали «в лоб», рассчитывая просто раздавить главные силы русского войска. Александр поставил в центр самые слабые свои части – новгородских ополченцев, пехоту. Они связали орденский клин боем, пока тот терял время, основные силы русского войска зашли с флангов и тыла. «Свинья» утратила свою ударную мощь и была обречена. Как сообщают русские источники, воины князя гнали разбитые силы ордена семь верст до дальнего берега Чудского озера.

В первой редакции новгородской летописи нет сообщения о провале под лёд, этот факт добавили через столетие после сражения. Нет подобных сведений и в Ливонской хронике. Так что, очень даже возможно, что тонущие среди льдов рыцари ордена - тоже всего-навсего красивый миф.

Битва у Вороньего камня. В реальности, исследователи не знают, где была битва. Это лишь одно из нескольких предполагаемых мест, где могло состояться сражение. Новгородские источники говоря о месте битвы, указывают на Вороний камень. Но только где находится этот самый Вороний камень, исследователи спорят по сей день. Одни историки считают, что так назывался остров, который и сейчас называемый Вороньим, другие говорят, что камнем когда-то был высокий песчаник, который с течением столетий размыло течением. В ливонской хронике сообщается, что поверженные бойцы падали на траву, так что сражение могло произойти не на льду озера, а на берегу, где за траву вполне сошли бы сухие камыши. А уже разбитых, бегущих «немцев» русские воины преследовали по льду озера.

Мифы о Ледовом побоище

Костылев Дмитрий, "Александр Невский, Ледовое Побоище", фрагмент, 2005 год


Многих смущает тот, что в озере даже с помощью самого современного оборудования до сих пор не найдено никакого оружия и доспехов XIII столетия, отчего некоторые историки-ревизионисты, вообще выдвинули гипотезу о том, что битвы не было. Хотя в реальности, если провала под лёд не было, ничего удивительного нет. Оружие и доспехи были ценной добычей, даже сломанные (металл шёл в кузни), а тела похоронили. В итоге, ни одна исследовательская экспедиция достоверного места Ледового побоища так и не установила.

Пожалуй, единственное, в чем можно не сомневаться – это, что битва 1242 года действительно произошла. Мы в очередной раз взяли вверх над западными захватчиками.

Хочется надеяться, что когда у нас снимут новый фильм о той битве, он сохранит дух старого фильма, но будет избавлен от исторических неточностей.

Источники:
Бегунов Ю. Александр Невский. М., 2009.
Пашуто В. Т. Александр Невский М., 1974.
http://livonia.narod.ru/research/ice_battle/rifma_introduce.htm
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Искатели: Неизвестное Ледовое побоище

Читайте также
Комментарии 22
  1. GUR 12 сентября 2011 08:37
    Хорош автор... того не было этого не было .. а в конце ...- и все же мы победили .. -удалено-.. мы не можем выяснить историю дней наших последних .. а пытаемся разобраться и переписать.. дела давно минувших дней. Дальше будет еще больше .. выясниться что это вовсе и не Ливонские рыцари были, а то что это русские между собой "чудили" ( как писали тут уже про татаро мангольское иго ) .. да и не русские это вообще а угро фины.. бились .. да и не бились вобщем то .. а так на санях катались и подлед угодили.. Млин .. точно в стране с работой плохо .. херней люди страдают .. надо срочно организовывать какую нить гиганскую стройку. И всех писак и историков на работу.... что бы не маялись.
    GUR
  2. Rico1977 12 сентября 2011 13:21
    Не те времена - лес валить, а жаль.... Как бы там ни было, что бы там ни происходило - никто уже доподлинно не узнает, но в памяти русского народа - это одно из важнейших сражений за веру русскую, символ победы, и пусть таким и остаётся. И лучше бы всякие писатели не трогали эту святую тему своими грязными руками...
  3. datur 12 сентября 2011 16:19
    Историю пишут победители--наши как и все победители это дело слегка приукрасили. а немцы как проигравшие преуменьшили. если бы победили они то написали бы как разгромили целые орды варваров. так ведь всегда было и везде.но это не умаляет победы!!!!
  4. nnz226 12 сентября 2011 16:54
    "Русские прусских всегда бивали!" А.В.Суворов А кем по национальности был ливонский сброд рыцарей не имеет сильного значения. В 1941-45 годах мы тоже воевали с немцами, хотя там были представители от всех наций европы, может только англичане и ирландцы не отметились...
    1. тюменец 12 сентября 2011 20:00
      Ирландцев не было, но они также и не вступали в антигитлеровскую коалицию.
      Видимо, дома проблем хватало. А вот эсэсовский Британский Добровольческий Корпус - был, даже на защите Берлина отметились. Сербы и греки - точно не воевали.
      тюменец
      1. sirToad 7 октября 2011 03:55
        было сербское подразделение СС и ирландцы вполне себе оказывали помощь немецким диверсантам.
        sirToad
  5. Жрец 12 сентября 2011 21:35
    претендующие на обсуждение - как минимум претендуют на присутствие как свидетели происходящих событий? В чём заключается ваша мысль? и логика? (в том плане - на основание чего она построена?
    Вопрос - реально прочитанный материал (определённое количество литературы - на основании которой сделаны ваши выводы? (или слепо слизанная общая инфо с интернета?) Не надо цитировать , - надо ваше личное мнение smile
    Жрец
  6. Акциум 12 сентября 2011 21:45
    Любопытно,что так называемый строй "свинья" или "кабан",больше нигде не упоминается.Если это было верное тактическое построение,то оно должно было использоваться и раньше - причём успешно.Если же это импровизация,тогда не понятно почему она была применена именно в это время.Количество воинов я не обсуждаю,но всё таки превосходство в численности было.(Не зависимо от источников,все сходятся на том,что силы ЛО были меньше.)
    Мысль такая.Берём,например,Полтавскую битву.Русских войск и артиллерии было больше,чем Шведских.Так.В бою при Лесной,то же самое.Значит,получается закономерый тактический исход - хочешь победить,набери больше солдат(если вооружение примерно равное-при лобовом столкновении всё будет решаться колличеством солдат - у кого больше,тот и победил).
    Акциум
  7. Cvetluy 12 сентября 2011 22:17
    ДАЙТЕ СЛОВО ВЕТЕРАНУ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ - wink
    Разбров с статье конечно есть, но это все таки лучше (наличие статьи) чем совсем нечего, если у прочитавших проснется и добавится хотя бы капелька гордости, патриотизма и т.д. bully
    1. Vladz 12 марта 2012 20:27
      автор делает маленький шаг в стороны от истории. вроде безобидно, а ДЛЯ ЧЕГО? На основании чаких таких материалов он это делает.
      голословные заявы. да и глупые порой.
      Он даже не знает о том, что было государство такое Пруссия и она то там и располагалось. их то немцами и называли. А Германии тогда не было ещё!
      Этот лже истроик даже Географию не знает! Куда ему об истории рассуждать!
      Vladz
  8. Жрец 12 сентября 2011 23:22
    Cvetluy,
    А что ты подразумеваешь под гордостью и патриотизмом?
    Жрец
  9. Sanzyro 13 сентября 2011 09:44
    "Нет подобных сведений и в Ливонской хронике. Так что, очень даже возможно, что тонущие среди льдов рыцари ордена - тоже всего-навсего красивый миф." - А вот это, уже ложь наглая...
    Sanzyro
  10. Акциум 13 сентября 2011 12:51
    Санзиро,как всегда,в своём репертуаре.Вы,"товарищ",видимо вообще не умеете вести диалог. Приведите доказательства Вашей точки зрения,а не брызгайте слюнями.
    Акциум
  11. zczczc 13 сентября 2011 14:55
    "... вспомогательные подразделения чудских ополченцев, которых рыцари вообще за людей не считали" - это отношение Европы к эстонцам. Тогда понятно, почему у них комплекс неполноценности! Обратите внимание, они и тогда воевали против нас, при том, что их даже за людей не считали.
    zczczc
    1. sirToad 7 октября 2011 03:59
      ну может горячие эстонские парни изо всех сил пытались доказать хозяевам что они тоже люди. только почему - то никто и никогда не поднимает вопрос о быдлячестве и раболепии эстонцев.
      sirToad
  12. Довмонт 20 сентября 2011 20:54

    Многих смущает тот, что в озере даже с помощью самого современного оборудования до сих пор не найдено никакого оружия и доспехов XIII столетия На сколько мне известно Татищев указывал, что мужики ещё XVIII веке частенько сетями доставали средневековую амуницию со дна Чудского озера. Хотя современные историки считают Татитищева некорректным историком, т.к. его взгляды на историю России сильно отличались от взглядов придворных сраколизов и их покровителей.
    Довмонт
    1. sirToad 7 октября 2011 04:18
      не нашли - значит хреново или не там искали. самолет Леваневского тоже не нашли, хоть и искали и что? стало быть - и полета не было? или еще - у нас в городе была серия убийств в 90-е но находили только головы. а тела - нет, так может, жетрвы были бестелесные?
      тут я думаю, банальная подгонка фактов чтобы очередной раз обосрать русскую историю.
      sirToad
    2. Глаголица 17 марта 2015 14:43
      Не найдено ничего! Ни массового захоронения немцев. Ни массового захоронения русских. Ни массового захоронения лошадей! Ничего!
      Глаголица
    3. Комментарий был удален.
  13. Vladz 12 марта 2012 20:24
    Интересный труд. молодец автор. Но!Грустно то, что люди намеренно гадят на историю. Какая у вас цель? Всё оболгать? Прославиться? Отработать заказ от западного дяди?
    * немцы- ну кому не знать, что речь идёт о Прусаках. Вы что, не знакомы с Георгафией? Вы не знаете где была тогда Пруссия?
    * наёмники были у всех. Это не меняет положение дел. Альянсы тут ни при чём.
    Речь про альянсы может вестить тогда, когда речь идёт о государственных актах.
    Да и то, в ВОВ мы говорим "фашистко-немецкие войска". А куда тогда делись болгары, итальянцы, турки и т.д.... не нужно, уважаемый, передёргивать историю.Это опасно!
    про численность. здесь всегда можно накопать несоответствия. главное- никто не сможет документально возразить.
    тактика действий. Да вы и после драки вчера- сегодня не узнаете, что как и почему. Специально или случайно.
    Не нужно шевелить прах предков, оспаривая историю. Это - вредно и опасно!
    Здесь никогда не найдём истины. И доказательств.
    Важно понять ЗАЧЕМ ВЫ ЭТО ДЕЛАЕТЕ??????
    Vladz
  14. vladikmamcha 14 мая 2013 23:33
    Не думаю, что по прошествии семи с половиной веков возможно обнаружить металлические части вооружения. Во-первых, не известно точно где искать, во- вторых, давайте посчитаем. Масса металла в доспехах и вооружении рыцаря не более 50 кг. У простых солдат и слуг в разы меньше. Умножим это число на количество возможных погибших и утерявших оружие. Далее. Вооружение во все времена представляло собой большую ценность. Поэтому всё, что только было возможно подобрали на поле боя, извлекли из воды в течение первых лет после битвы. Несобранной осталась ничтожная часть, рассеянная на протяжение по меньшей мере десяти километров, т.к. известно, что преследовали тевтонцев на протяжение семи вёрст. Здравый смысл подсказывает, что обнаружить , тем более среди донных отложений, что-либо значительное вряд ли возможно.
    vladikmamcha
  15. Gunslinger 17 мая 2013 20:37
    Большинство средневековых сражений имели небольшой масштаб. Войско в тысячу человек уже считалось большим. Так что сведения в статье о численности сторон вполне достоверны.
  16. Глаголица 17 марта 2015 14:39
    Странный лёд!!! немцы идут по льду и не проваливаются. Становятся в компактное боевое построение(свинью), давление на лёд усиливается и не проваливаются. Бьются с русскими воинами, ещё больше давление на лёд и опять не проваливаются! Какой-то волшебный лёд. Но когда немцы побежали вот тут лёд и сказал - а не порали мне треснуть.
    И ещё! В немецкой рифмованной хронике сказано: и падали убитые на траву! А какая же трава в начале апреля. Трава вырастет только через несколько месяцев!
    Глаголица

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня