ТЕШ-драйв (TESH-drive) альтернативного шнекохода Бурдина
Шнекороторные вездеходы — вещь совсем не тривиальная. Сегодня, если спросить об этом у любого человека, то не все сразу найдутся, что это такое и на каком принципе работает. Если заглянуть в Интернет, то по ссылкам можно найти много критики в адрес данного технического решения. Как только их не называют: винтоходами, мясорубкой и даже гряземесами. Это и не удивительно, ведь вместо гусениц или колёс у этих машин полые герметичные цилиндры с винтовыми лопастями разносторонней навивки. Соответственно, когда они вращаются в противоположные стороны, то транспортное средство перемещается в направлении продольной оси рамы вперёд и при реверсировании вращения — назад. Такой вид движителя идеален для перемещения по рыхлым, обводнённым грунтам, глубокому снегу. Также, имея значительную положительную плавучесть, шнекоходы позиционируются как полноценные амфибии, без необходимости в дополнительном водомёте. Да, при этом скорость будет невысока — 3-4 км/час, зато шнекоходы способны легко преодолевать самый сложный участок путешествия любой амфибии — переход из воды на сушу или лёд и обратно. Здесь возникают большие проблемы у всех колёсных и гусеничных систем. Воздушная же подушка более жизнеспособна в этих условиях, при условии, что рельеф берега более менее пологий. Кроме того, у шнекохода отсутствует привязанность к метеоусловиям, чем не могут похвастать ховеркрафты, поэтому эти транспортные системы не используются в условиях городской застройки.
Спасательный комплекс для космонавтов, разработанный в СССР
Спасательный комплекс “Синяя птица” для космонавтов. Разработан в СССР, оснащен винтоходом для преодоления наиболее трудных природных преград. На этом сильные стороны шнекоротора заканчиваются. Дальше идут свойства, из-за которых этот движитель не пошел в массовое производство. Если наблюдать его работу в глубокой грязи, то на ум и вправду приходят ножи мясорубки. Шнеки часть энергии тратят на рыхление грунта, по которому перемещаются, поэтому для перемещения по дорогам общего пользования их грузят на колёсную платформу. Так появился вездеходный комплекс “Синяя птица” русского конструктора Грачёва В.А. — тандем колёсной платформы и винтохода, созданный для эвакуации капсулы с космонавтами из самых труднодоступных мест нашей бескрайней Родины.
Шнекоротор
Существующий прототип шнекороторного вездехода
В 21 веке шнекороторными машинами занимается только одна компания из Австралии Residue Solutions, выпуская штучно такие винтовые рыхлители для обслуживания бокситных месторождений. Все остальные конструкторы и КБ транспортного машиностроения давно уже отказались от использования шнеков в качестве опорно-ходовых элементов.
Но пришел человек с живой фантазией и технической смекалкой и посмотрел на этот вид движителя под иным углом. Это наш земляк, санкт-петербургский новатор Алексей Бурдин, выпускник Горного института. Его идея довольно проста. Если он (шнек) “хочет” кататься, пускай катается, в то время как режим винта будет вспомогательным, и использоваться только для прохождения сложного участка, такого как форсирование обводнённого грунта или выхода на берег.
3D модель шнекохода
Для этой цели идеально подходит двухрежимный шнекоротор, для создания которого Алексей предложил разместить резиновый элемент с управляемой геометрией в межвитковом пространстве винтовой лопасти. От карандашных набросков и пластилиновых моделей Алексей перешел к изготовлению реального прототипа для доказательства работоспособности модифицируемого шнекороторного движителя. Алексей рассчитывает, что новый вид движителя будет востребован для создания амфибийных платформ в реальном секторе транспортного машиностроения, кроме того, ему обязательно найдется место и в индустрии развлечений. Будет разработан ряд транспортных игрушек и 3D моделей для компьютерных игр, анимационных фильмов.
Обложка для игры
В сентябре 2012 Алексей пришел к нам с презентацией своего проекта и решением коллектива «Фаблаб Политех» было принято решение помочь ему довести прототип до работоспособного состояния. Мы ожидаем, что модель окажется в нашей мастерской уже в конце января. Планируется установить на нее новые, более мощные приводы. Резиновые камеры будут снабжены протектором из материалов устойчивых к истиранию. Будет смонтирован пульт дистанционного управления, после чего будет проведен тест-драйв обновленного прототипа на полигоне, в самых суровых условиях, в том числе при форсировании водных преград. Параллельно будет создан видеоряд и 3D модели для привлечения интереса к идее со стороны студий — разработчиков компьютерных игр.
Мы предлагаем всем заинтересованным принять участие в этом проекте!
Контакты руководителя проекта “Шнекороторный вездеход”:
Алексей Бурдин, +79043301580
d-lord.ru
Информация