Economy and politics in solving the Karabakh issue

Economy and politics in solving the Karabakh issue


Over the past 17 years, a very fragile peace has been preserved in Nagorno-Karabakh. As is known, the de jure Nagorno-Karabakh Republic is part of Azerbaijan, but in fact it has long been living its own life. At the same time, the overwhelming number of ethnic Armenians live on the territory of the NKR, who, for obvious reasons, do not want their territory to be managed from Baku. In Nagorno-Karabakh, for a long time already exist their own bodies of de facto state power, which are working to ensure that the world community recognizes the independence of the Republic.


Today there is a working agreement, according to which Armenia and Azerbaijan, with the active mediation of Russia, are conducting an open dialogue about the future of Nagorno-Karabakh. However, despite the constant meetings of the leaders of these states and other contacts at a high level, so far there can be no talk about any further progress on the future fate of the NKR. Why? Yes, the fact is that both Armenia and Azerbaijan stand in their positions, as they say, to death. The Armenian side speaks of international law, in particular that every nation in the world has the right to self-determination. Residents of Nagorno-Karabakh have long been determined and want to live in an independent state. Azerbaijan advocates that any state on the planet should preserve its integrity. And since NKR is part of Azerbaijan, then splitting into two states is unacceptable for Baku. The Azerbaijani side claims that it is ready to grant Stepanakert the widest autonomy, but within Azerbaijan.

These polar positions are difficult to reduce to a common denominator. In this situation, the mediation of Russia can play a paramount role. However, this matter, as everyone understands, will be extremely difficult. So, what can Moscow offer to its CIS colleagues in such a situation? On the one hand, it is necessary to try to take into account the interests of both Armenia and Azerbaijan, but there is another side - their own reputation in this region. Russia's own interests, of course, are stability in the territory of the Transcaucasus. It can be considered unequivocal that in the event of a resumption of hostilities in Nagorno-Karabakh, the situation will also increase in the North Caucasian republics of Russia itself. And then there is Georgia, with its desire to resume control over Sukhumi and Tskhinval. In general, if you do not set yourself the goal of implementing the softest political maneuvering, then problems can not be avoided.

Recall that in the early nineties, the military conflict in the NKR led to numerous victims and the expulsion of the Azerbaijani population from the territory of autonomy. Many Azerbaijanis have lost their homes and, no doubt, want to return to their historical homeland in order to live in peace and harmony. But is it possible to achieve peace if there are still fighting in the memory of 17 years ago? At the same time, an entire generation has already grown on the territory of the NKR, which does not understand how to live under the same roof with Muslim Azerbaijan. The situation is close to stalemate.

With great prejudice look at the resolution of the Armenian-Azerbaijani conflict and other countries in the region. First of all, it is Iran and Turkey. However, these countries occupy almost polar positions. The Turks actively support Baku and do not intend to consider the claims of Armenia for Azerbaijan to give NKR independence. Iran, in turn, is not so closely connected with Baku and, in principle, would not mind if a piece of territory broke away from Azerbaijan.

What is beneficial in this situation, Moscow? In connection with the latest news from Azerbaijan, the authorities of this country want to make their state a part of the gas transmission system, which will bypass Russia. It turns out that if Russia stands for the preservation of the territorial integrity of Azerbaijan, then it will de facto lose in gas disputes. Obviously, the unequivocal support of Baku from Moscow is certainly not something that the Kremlin can arrange. At the same time, Armenia at this stage maintains a much more pragmatic position in relations with Russia, and therefore it deserves support to a greater degree than Azerbaijan. In addition, the army of Yerevan is much more collected and trained than the army of Azerbaijan, which, for all its numbers, managed to lose the war of the army of the Nagorno-Karabakh Republic in 1994.

It turns out that for Russia the bloodless separation of NKR from Azerbaijan would be beneficial. And if there is such a benefit, then the process needs to be implemented. The situation with the NKR branch can be fully utilized for its own purposes, putting pressure on Baku if Ilham Aliyev really decides to actively participate in the Nabucco project to bypass Russia with a gas pipe. Here, any outside support for Azerbaijan can no longer compare with what it can lose from the confrontation with Moscow.

In general, any attempts to resolve the situation unilaterally, as Georgia tried to do at 2008, can end not only with the rapid separation of Stepanakert from Baku, but also with a large-scale conflict in the region. To prevent this, it is necessary to develop a position that will suit all parties to the smoldering conflict. At the same time, the position should also be profitable for Russia. If the brotherhood of nations is out of the question for a long time, then in a situation of world crisis for their loyalty one can and should demand dividends. The market is the market ... The best bonus from such a strategy is a long-term investment that will bring not only economic but also geopolitical income.
Author:
Alexey Volodin
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Экономика и политика в решении карабахского вопроса

Экономика и политика в решении карабахского вопроса


В течение последних 17-ти лет сохраняется весьма шаткий мир в Нагорном Карабахе. Как известно, де-юре Нагорно-Карабахская Республика входит в состав Азербайджана, однако по факту она уже давно живет своей жизнью. При этом на территории НКР сегодня проживает подавляющее число этнических армян, которые, по понятным причинам, не желают, чтобы управление их территорией велось из Баку. В Нагорном Карабахе уже давно существуют собственные органы фактически государственной власти, которые работают над тем, чтобы мировое сообщество признало независимость Республики.

Сегодня существует рабочее соглашение, согласно которому Армения и Азербайджан при активном посредничестве России ведут открытый диалог по поводу будущего Нагорного Карабаха. Однако, несмотря на постоянные встречи лидеров этих государств и другие контакты на высоком уровне, пока ни о каких подвижках в вопросе дальнейшей судьбы НКР говорить не приходится. Почему? Да дело в том, что и Армения, и Азербайджан стоят на своих позициях, что называется, насмерть. Армянская сторона говорит о международном праве, в частности о том, что каждая нация в мире имеет право на самоопределение. Жители Нагорного Карабаха уже давно определились и желают жить в независимом государстве. Азербайджан выступает с тем, что любое государство на планете должно сохранять свою целостность. А раз НКР входит в состав Азербайджана, то дробление на два государства для Баку неприемлемо. Азербайджанская сторона уверяет, что готова предоставить Степанакерту широчайшую автономию, но в составе Азербайджана.


Эти полярные позиции сложно свести к общему знаменателю. В этой ситуации посредничество России может сыграть первостепенную роль. Однако это дело, как все понимают, будет крайне нелегким. Итак, что же может в такой ситуации предложить Москва своим коллегам по СНГ. С одной стороны, нужно попытаться учесть интересы и Армении, и Азербайджана, но есть и сторона другая – собственное реноме в этом регионе. Собственные интересы России, безусловно, заключаются в стабильности на территории Закавказья. Однозначным можно считать то, что в случае возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе обстановка накалиться и в северокавказских республиках самой России. А тут еще под боком Грузия с ее желанием возобновить контроль над Сухуми и Цхинвалом. В общем, если не задаться целью осуществления самого мягкого политического лавирования, то проблем избежать не удастся.

Напомним, что в начале девяностых военный конфликт в НКР привел к многочисленным жертвам и изгнанию азербайджанского населения с территории автономии. Многие азербайджанцы потеряли свой кров и, без сомнения, желают вернуться на свою историческую родину, чтобы жить в мире и согласии. Но возможно ли достичь мира, если в памяти еще остаются боевые действия 17-летней давности. В это же время на территории НКР уже успело вырасти целое поколение, которое не понимает, как можно жить под одной крышей с мусульманским Азербайджаном. Ситуация близка к патовой.

С большим пристрастием смотрят на разрешение армяно-азербайджанского конфликта и другие страны региона. В первую очередь это Иран и Турция. Однако и эти страны занимают почти полярные позиции. Турки активно поддерживают Баку и не намерены рассматривать претензии Армении на то, чтобы Азербайджан дал НКР независимость. Иран, в свою очередь, не так тесно связан с Баку и, в принципе, был бы не против, если бы от Азербайджана откололся кусок территории.

Что же выгодно в этой ситуации Москве? В связи с последними новостями из Азербайджана, власти этой страны желают сделать свое государство частью газотранспортной системы, которая пойдет в обход России. Получается, что если Россия выступит за сохранение территориальной целостности Азербайджана, то она де-факто проиграет в газовых спорах. Очевидно, что однозначная поддержка Баку со стороны Москвы уж точно не является тем, что может устроить Кремль. В это же время Армения на данном этапе сохраняет гораздо более прагматичную позицию в отношениях с Россией, а значит, и поддержки она достойна в большей степени, чем Азербайджан. Кроме того, армия Еревана гораздо более собранная и обученная, чем армия Азербайджана, которая при всей своей численности умудрилась проиграть в 1994 войну армии Нагорно-Карабахской Республики.

Получается, что для России было бы выгодно бескровное отделение НКР от Азербайджана. А если такая выгода есть, то процесс нужно реализовать. Ситуацию с отделением НКР можно вполне использовать в своих целях, оказывая давление на Баку, если Ильхам Алиев действительно решится активно участвовать в проекте «Набукко» по обходу России газовой трубой. Здесь любая поддержка извне для Азербайджана уже не сравнится с тем, что тот может потерять от противостояния с Москвой.

В общем, любые попытки решить ситуацию односторонне, как это попыталась в 2008 сделать Грузия, могут закончиться не только быстрым отделением Степанакерта от Баку, но и масштабным конфликтом в регионе. Чтобы этого не допустить, нужно выработать позицию, которая устроит все стороны тлеющего конфликта. При этом позиция должна быть еще и выгодной для России. Если о братстве народов речи давно не идет, то в ситуации мирового кризиса за свою лояльность можно и нужно требовать дивиденды. Рынок есть рынок… Лучший бонус от такой стратегии – это долгосрочные инвестиции, которые будут приносить не только экономический, но и геополитический доход.
Автор: Алексей Володин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. zczczc 28 сентября 2011 02:47
    Это всё хорошо, но каков интерес России в регионе?

    Азербайджан - это проводник интересов Турции на постсоветском пространстве. Любое укрепление Азербайджана в регионе при действующей власти в нём для России несёт геополитические потери. Перспектива присоединения России к строящемуся Союзу также утеряна полностью.

    Посмотрите сюда, здесь чётко сказано - Россия враг Азербайджана: http://www.disput.az/index.php?showtopic=143809

    Армения даже и никогда не скрывала, что она с теми, с кем выгодно. И что ещё хуже, Армения все последние годы пытается изображать из себя некий мост между Россией и востоком, хочет пропустить через себя все контакты в обе стороны. России, понятное дело, выгоднее сотрудничать с любой страной напрямую, без сомнительных платных услуг.

    Таким образом, что выгодно России? Ослабление Азербайджана во всех смыслах и изоляция Армении в регионе её присутствия. Что на деле? На деле Азербайджан начинает жировать в нефтедолларах, выпихивает нас из региона, и оба они идут в НАТО:
    http://zarubezhom.info/politika/azerbajdzhan-i-armyanskaya-diaspora-ostanovili-n
    ato-na-kavkaze.html. И всё это на фоне галопирующего усиления Турции.

    Вывод: регион для нас почти утерян.
    zczczc
    1. Довмонт 28 сентября 2011 16:04
      России выгодна патовая ситуация в конфликте, что она поддерживает все эти годы. Решение другого характера может принемать только сильное в глобальном плане государство. Россия таковой, увы, не является.
      Довмонт
      1. старый ракетчик 5 февраля 2012 02:09
        Довмонт,
        Увы,как не хочется,но вынужден согласиться,все логично и,что самое главное,дешево.Но согласитесь и вы,так долго продолжаться не может.
    2. CCCP1980 16 марта 2012 03:48
      Армениа не раз доказало скем он. Росия не толко стратегически портнёр по ОДКБ но на много болше.а осталное лиш слуйит поводом для того чтоби не пускат турциу в регион ( МИНСКУиУ ГРУПУ)
      CCCP1980

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня