Урок седьмой: правильный ленд-лиз

83
Поставки из Великобритании и США дополняли советскую промышленность в тех отраслях, где не хватало собственных мощностей

Билль США о ленд-лизе (lend – давать взаймы, lease – сдавать в аренду) был утвержден11 марта 1941 года и уполномочил президента передавать технику и снаряжение военного назначения любой стране, защита которой признается жизненно важной для безопасности Америки. На СССР закон распространили 7 ноября 1941 года. Несколько раньше, 6 сентября аналогичное решение приняло правительство Великобритании.

В нашей стране вопрос о ленд-лизе до сих пор крайне политизирован и вызывает совершенно противоположные суждения: от «мало что значил» до «без него не было бы победы». Не будем пытаться объять необъятное и предлагаем сосредоточиться на относительно локальной теме: значение иностранной помощи в оснащении бронетанковых войск и танковой промышленности СССР.

Бронетехника союзников

Общепризнанных цифр о поставленных союзниками танках в нашей литературе нет, поэтому предлагаем воспользоваться данными одного из наиболее уважаемых изданий, а именно – энциклопедии «Отечественные бронированные машины. ХХ век. Т. 2. 1941–1945 гг.» (авторы – А. Г. Солянкин, М. В. Павлов, И. В. Павлов, И. Г. Желтов, издательство «Экспринт», 2005). Здесь сообщается, что в действующую армию в течение 1941–1945 годов поступило 11 598 англо-американских танков, что составило 14,8 процента от произведенных отечественной промышленностью. Еще примерно 1,5 тысячи погибли в ходе транспортировки морскими путями. В общем – не так уж и много, хотя значение 3472 машин поставки 1942-го очевидным образом выше, чем 3951 в 1944 году.

Урок седьмой: правильный ленд-лизЧто касается качества танков, то обычно говорится, что союзники поставляли нам то, на чем воевали сами. Но это не совсем верно, по крайней мере в отношении Великобритании, направлявшей в Россию исключительно танки сопровождения пехоты «Матильда», «Валентайн» и «Черчилль» (20 штук авиадесантных «Тетрархов» погоды не делали). Для условий высокоманевренной войны, навязанной в 1941–1942 годах немцами и осуществляемой советскими войсками в 1943–1945-м, эти неважные ходоки совершенно не подходили. А крейсерские машины («Крусайдеры», «Кромвели», «Кометы») в СССР не направлялись.

Другое дело – танки США, оказавшиеся весьма выносливыми на длительных маршах. Внешне несуразный средний танк М3 на Кубинском полигоне прошел в зимних условиях 1672 километра без поломок, если не считать нескольких разрушенных гребней траков. Танк М4А2 «Шерман» испытывался в СССР зимой и летом 1943 года. Уже имея пробег 1285 километров, он успешно преодолел еще 1765 километров с минимальным ремонтом опять же гусениц и катков с отслоившимися резиновыми бандажами. При эксплуатации в советских войсках танкисты единодушно отмечали простоту обслуживания и легкость управления танком М4А2. Разумеется, у «Шермана» были свои слабые места: из-за большого удельного давления он имел худшую по сравнению с «тридцатьчетверкой» проходимость, ведущее колесо и бортовая передача выходили из строя при сильных ударах, подъем в 30 градусов преодолевался с трудом. И все же это была весьма надежная машина. Сами американцы отлично понимали достоинства своей техники. В отчете об испытаниях «тридцатьчетверки» на Абердинском полигоне есть такая фраза: «Есть основания считать, что он (Т-34) обладает более высокими эксплуатационными скоростями, меньшим сопротивлением качению и лучшей проходимостью, чем американский танк М4, но уступает ему в тщательности изготовления и надежности в работе».

Однако танки – не единственный вид бронетехники, поставлявшейся союзниками. В 1944 году из США прибыли 1100 зенитных самоходных установок (ЗСУ) на базе полугусеничных бронетранспортеров. Такие машины в СССР в военное время серийно вообще не выпускались, а первые 12 отечественных ЗСУ-37 появились уже после окончания боевых действий в Европе. А ведь без поддержки ЗСУ бронетанковые и механизированные части на марше были почти беспомощны перед ударами с воздуха, огонь 7,62-мм пулеметов мало помогал. Да и одиночные 12,7-мм пулеметы, появившиеся на тяжелых самоходках «ИСУ» в октябре 1944-го, полноценной защитой не являлись. Так что именно американские ЗСУ на земле вместе с истребительной авиацией в воздухе (где также имелось немало самолетов из США) обеспечили безопасность танкистов в последний период войны.

Следующий факт. Еще опыт войны в Испании и сражений на Халхин-Голе показал, что танки, какими бы совершенными они ни были, без поддержки пехоты уязвимы и в обороне, и в наступлении. Пехота же не могла сопровождать действовавшие на пересеченной местности танки ни на автомобилях, ни тем более на своих двоих. Требовалось специальное бронированное средство, сопоставимое в проходимости с танками, то есть гусеничный или полугусеничный бронетранспортер.

В вермахте машины данного типа использовались с самого начала войны и оценивались весьма высоко. Известно мнение референта по изучению тактического опыта Генерального штаба сухопутных войск Германии Э. Миддельдорфа: «Батальоны мотопехоты, имевшие на вооружении бронетранспортеры, сыграли исключительную роль. При возросшей огневой мощи противника неприкрытая броней мотопехота не могла успешно взаимодействовать с танками. Она, наоборот, тормозила наступление танков и не могла достаточно быстро развить успех или закрепиться на достигнутых рубежах. Но с другой стороны – танки по мере совершенствования средств противотанковой обороны все больше и больше нуждались в прикрытии со стороны мотопехоты. В одном из отчетов по обобщению опыта боевых действий за 1943 год отмечалось: «Отсутствие в танковых соединениях настоящей мотопехоты сказывалось очень сильно, хотя танковое соединение вводилось в бой в полном составе, имея до 300 танков, его наступление часто оканчивалось неудачей, а подразделения несли большие потери».

Советская промышленность смогла предложить сопровождавшей танки пехоте лишь поручни, помогавшие удержаться на корпусе и башне боевых машин. На серийных «тридцатьчетверках» Уральского танкового завода таковые появились в сентябре 1942 года. Производить бронетранспортеры было негде. Поэтому нужно сказать большое спасибо британским и американским союзникам, передавшим Красной армии в общей сложности 6242 бронетранспортера различных типов. Это, конечно, много меньше, чем 20 тысяч построенных немцами в 1941–1944 годах машин данного класса, но лучше столько, чем ничего.

Кстати сказать, Э. Миддельдорф применительно к боям последнего периода войны счел необходимым отметить: «Русские научились вести совместные боевые действия танков с пехотой, посаженной на бронетранспортеры».

Военные автомобили

При всем уважении к ленд-лизовским танкам, ЗСУ и бронетранспортерам есть сфера, где помощь союзников имела несравнимо большее и даже колоссальное значение. Это автомобильный транспорт.

Причем здесь бронетанковые войска? Ответ очевиден: без стабильного снабжения и технической поддержки танки воевать не могут. А обеспечить таковые услуги могут только автомобили желательно большой подъемной силы и с приличной проходимостью. Гужевой транспорт не соответствовал нуждам танкистов ни по скорости, ни по грузоподъемности.

В 30-х годах СССР добился выдающихся успехов в создании автомобильной промышленности. Совокупная годовая мощность автозаводов страны была доведена до 200 тысяч машин, автопарк в 1940-м превысил миллион единиц. Но до возможностей объединенного немцами автопрома Западной Европы нам было еще далеко. Производительность подконтрольных Германии заводов достигала 600 тысяч автомобилей в год.

Все это не могло не отразиться на оснащении армии. По данным официального издания Главного автобронетанкового управления ВС РФ «Огонь, броня, маневр» (Москва, 1999), Красная армия вступила в войну, имея на вооружении 272,6 тысячи автомашин всех типов. Это совершенно не соответствовало потребностям прежде всего самых подвижных механизированных войск. Новые корпуса имели в среднем 38 процентов автомобилей от изначально заниженного штатного расписания.

Для сравнения: в составе вооруженных сил Германии при гораздо меньшем количестве бронетехники накануне войны имелось 500 тысяч автомобилей. С учетом автопарков Италии, Венгрии, Финляндии и Румынии противник обладал двойным превосходством в автотранспорте. Кроме этого, для нужд пехоты только вермахт располагал миллионом лошадей.

Критическая нехватка автотранспорта стала одной из важнейших причин поражения советских танковых корпусов летом 1941 года. Многие тысячи танков и бронеавтомобилей погибли не в бою, но были брошены (в лучшем случае – взорваны экипажем) из-за отсутствия горючего, боеприпасов или просто запасной части копеечной стоимости.

С началом войны мощности советского автопрома резко сократились – частично из-за эвакуации московских групп предприятий, но главным образом из-за перехода на выпуск оборонной продукции. Справедливости ради отметим, что то же самое случилось и в Германии. Самый мощный автозавод СССР – Горьковский в военное время выпускал не только автомашины, но также легкие танки, САУ и бронеавтомобили. В результате за весь период войны с немцами советский автопром выпустил всего 205 тысяч автомобилей, из них 150,4 тысячи поступили в Красную армию.

Между тем в книге «Огонь, броня, маневр» утверждается, что армия за это же время получила 744,4 тысячи автомашин. В том числе: 204,9 тысячи – в военный период 1941-го, 152,9 тысячи, 158,5 тысячи и 157,9 тысячи соответственно – в 1942, 1943 и 1945 годах, а также 70,9 тысячи – к 10 мая 1945-го. В результате, несмотря на большие потери, численность армейского автопарка составляла на 1 января 1942 года 318,5 тысячи, 1943-го – 404,5 тысячи, 1944-го – 496 тысяч и 1945-го – 621,3 тысячи. Последние цифры объясняют среди прочего рост мобильности наших бронетанковых частей в 1943-м и великолепные танковые прорывы 1944–1945 годов.

Откуда же взялись эти сотни тысяч автомобилей? С 1941-м все понятно – транспорт мобилизовали в народном хозяйстве. Но уже в 1942 году этот источник был исчерпан, дальнейшие изъятия грозили остановкой оборонной промышленности. Собственное производство покрывало меньше трети потребностей. Трофейные машины использовались, но даже в мае 1945-го составляли всего 9,1 процента армейского автопарка.

Ответ очевиден – подвижность наших танковых армий обеспечил автотранспорт, полученный по ленд-лизу. В советское время говорить об этом было не принято, и даже в официальном издании ГАБТУ 1999 года общих цифр поставок нет. В западной же литературе говорится о 430 тысячах автомашин, в том числе о 152 тысячах мощных «Студебеккеров». Сколько-то погибло в ходе транспортировки, сколько-то досталось промышленности (на Уральский танковый завод № 183 в конце войны также пришла партия «Студебеккеров»). Но большую часть получила Красная армия.

Материалы и оборудование для НКТП

Освещение в отечественной литературе иностранной помощи для развития советской танковой промышленности военных лет столь же перекошено, как и оценка роли готовой бронетехники. Подчеркивается значение разовых и малозначимых поставок и в то же время забывается о действительно важных.

Некто Ю. Фельштинский, ярый поклонник небезызвестного Резуна-Суворова, уже в 2000-х годах выступил с сенсационным заявлением о том, что советские «тридцатьчетверки» изготовлялись из британской брони!

Никаких документальных доказательств он не привел, тем не менее попробуем разобраться. Начнем с того, что произведенные отечественными историками подсчеты (выполненные, в частности, А. Ермоловым) показывают: объемы выпуска броневого проката на советских металлургических заводах с избытком покрывали его реальный расход на танковых предприятиях.

Вместе с тем один период острого дефицита брони имел место быть. Речь идет о конце 1941-го – первой половине 1942-го, когда после эвакуации производство на востоке страны только налаживалось. Поэтому СССР действительно заказал броневой прокат за рубежом, но главным образом не в Англии, а в США.

Поставки начались ближе к середине года. Контроль за броневыми материалами – как отечественными, так и импортными – осуществлял ЦНИИ-48. В середине 1942-го в броневой институт попала и американская продукция – листы толщиной 10, 15 и 35 миллиметров.

Анализ металла показал, что по своему химическому составу первые примерно соответствовали отечественной марке 2П, а последний – марке 8С, однако содержание углерода превышало советские нормативы.

Сразу же отметим, что указанная американская броня изначально не могла применяться для изготовления танков Т-34, поскольку с января 1942 года для них были утверждены лишь две толщины листового проката: 45 миллиметров – для противоснарядной защиты и 20 миллиметров – для крыши и днища. Но дело даже не в этом: советские специалисты пришли к выводу, что при высокой геометрической точности проката американский 35-мм лист не соответствует скромным «...техническим условиям военного времени как по химическому составу, так и по хрупкому виду поражений. Материал американской стали имеет шиферность и слоистость в плоскости проката». В общем, от дальнейших поставок противоснарядной брони пришлось отказаться, а уже полученный металл пустить на различные второстепенные цели.

Что касается американского аналога нашей противопульной броневой стали 2П, то его признали соответствующим советским техническим условиям, поэтому поставки некоторое время продолжались (примерно до конца 1942-го). Поэтому можно предположить, что некоторые легкие танки имели защиту made in USA. На «тридцатьчетверках» такой материал мог использоваться лишь для изготовления днища.

Не будем особо злорадствовать по поводу качества американской противоснарядной брони – в 1942 году заводы США лишь осваивали ее производство. В ходе последующего изучения американских танков выяснилось, что первоначальные проблемы удалось быстро преодолеть. Но даже теоретически использование американской (и британской тоже) стали для изготовления танков Т-34 было невозможно без существенного ухудшения их боевых качеств. Дело в том, что заморский броневой прокат толщиной 35–51 миллиметр изначально рассчитывался под закалку на среднюю твердость. Поэтому он был технологичен в обработке и сварке, хорошо выдерживал удары снарядов полевой артиллерии с умеренной начальной скоростью, не давал вторичных осколков при непробивном действии. Но при этом в равных толщинах продукция США и Англии заметно уступала советской стали высокой твердости 8С при обстреле немецкими высокоскоростными бронебойными «остроголовыми» снарядами калибра 20–50 миллиметров. Поэтому 51-мм лобовая броня танка М4А2 ранних выпусков в действительности оказалась не равна 45-мм листу «тридцатьчетверки». Танкисты 5-й гвардейской танковой бригады после боев лета 1943 года на американских машинах пришли к выводу, что союзники дали нам бракованную технику! У людей, привыкших к родным «тридцатьчетверкам», в голове не укладывалось, что обычное противотанковое ружье может с 80 метров пробить доброкачественный лобовой лист корпуса, а 20-мм автоматическая пушка штурмовика Ю-87 – успешно расстреливать танки не только в тонкую крышу, но также в борт корпуса и башни.

Сами американцы перед вторжением в Европу занялись экранированием ранее выпущенных «Шерманов» и увеличением толщины вертикальных проекций своих средних танков. При введении американского проката на танках Т-34 также пришлось бы на 10–15 процентов увеличивать толщину лобовых и бортовых деталей со всеми последствиями в виде увеличения веса, снижения подвижности и надежности машины.

Если говорить о других материалах и комплектующих изделиях иностранного производства, то известно, что в 1943–1944 годах для изготовления танковых баков в СССР использовалось некоторое количество листового проката из особо пластичной стали. Бортовые передачи некоторых «тридцатьчетверок» в 1944-м комплектовались подшипниками фирм «СКФ» и «Тимкен». С последней все ясно – это американский производитель. Гораздо интереснее случай со шведской фирмой «СКФ». Дело в том, что ее подшипники работали и на большей части германских танков. Воистину – деньги не пахнут!

Имеются также достоверные сведения об установке на части танков 1943-го американских радиостанций. Кроме этого, дефицит инструментальных сталей на танковых заводах в 1944–1945 годах в значительной степени покрывался за счет поставок стран – союзниц по антигитлеровской коалиции.

Однако наиболее важной помощью союзников для заводов НКТП оказались не броня, не подшипники и даже не инструментальная сталь, а скромная серая резина.

В СССР, как известно, натуральный каучук получить невозможно. Да и с искусственным в военное время дела обстояли не лучшим образом. Поэтому уже в январе 1942 года заводы начали устанавливать на танках Т-34 опорные катки со стальными бандажами и внутренней амортизацией. Толстый пласт резины на всей опорной поверхности катка сменила небольшая резиновая втулка. То, что по служебным свойствам катки с внутренней амортизацией уступали старым с наружной обрезинкой, стало очевидно сразу и всем, но выхода не было. Негативные последствия предполагались, но измерить и оценить их оказалось нечем, предприятия не располагали нужными приборами. Лишь после окончания войны выяснилось, что катки большого диаметра с внутренней амортизацией танков Т-34 оказывали просто разрушительное действие на всю ходовую часть и трансмиссию.

Спасли дела американцы, начавшие в конце 1942 года поставки резины. С мая 1943-го все «тридцатьчетверки» Уральского танкового завода № 183 вновь сходили с конвейера на катках с наружной амортизацией. Необходимо выразить особую признательность союзникам, поскольку в это время дефицит резины имел место и на танкостроительных предприятиях США.

Несколько слов о ленд-лизовском оборудовании. В количественном отношении его было немного – приведем для примера данные о вновь поступивших металлорежущих станках Уральского танкового завода № 183:

Для справки: всего к концу 1945 года предприятие располагало примерно 3700 единицами металлорежущего оборудования.

Вместе с тем необходимо отметить, что практически все полученные из США и Великобритании станки относились к числу агрегатных, специальных и высокопроизводительных и предназначались для расшивки «узких мест» на танковых заводах. Среди них имелись 6- и 8-шпиндельные автоматы фирмы «Буллард», агрегатные станки и автоматы «Кон», «Нью-Бритен», токарные многорезцовые станки «Рид», «Фей», «Лодж», «Шпилей», фрезерные «Цинциннати», зубодолбежные «Сайкс», шлифовальные «Хилд» и «Лендис», револьверные «Вернер-Свезей», гайконарезные «Машинери». Хонинговальные станки для обработки деталей коробки перемены передач изготовила фирма «Барнел-Дрилл». Вместе с оборудованием поступало и некоторое количество режущего инструмента.

Штат наладчиков и станочников для работы на импортных многошпиндельных и многорезцовых станках еще весной 1942 года подготовили специалисты института ЭНИМС.

В предшествующей статье мы уже упоминали о внедрении на танковых заводах термической обработки массовых деталей токами высокой частоты. Основное оборудование участка ТВЧ завода № 183 в виде высокочастотной установки ЛЧ-170/90 изготовила американская фирма «Кренкшафт».

В завершение статьи подведем некоторые итоги. По мнению автора, ленд-лиз действительно сыграл большую роль в оснащении наших танковых войск и весьма помог танковой промышленности СССР. Но произошло это еще и потому, что процесс был правильно организован советской стороной.

В чем это выражалось?

Ленд-лиз не подменял, а дополнял советскую промышленность в тех ее отраслях, где собственных мощностей не хватало.

На танковых заводах ленд-лизовское оборудование служило для повышения эффективности уже существовавших технологий и собственноручно созданных производственных процессов. Длительные процессы заимствования и адаптации новых технологий – занятие не для военного времени.
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    26 марта 2015 05:27
    Оценивая вклад поставок по ленд-лизу, некоторые исследователи начинают высчитывать отношение количества поставленного имущества к количеству произведённого имущества СССР в годы войны, и по некоторым позициям проценты получаются просто дикими, как например по поставкам вагонов и паровозов. При этом ими совсем не берётся в расчёт то имущество, которое уже имелось в СССР к началу войны. Следующим важным моментом при оценке роли ленд-лиза, на мой взгляд, является время поставки того или иного имущества, техники, материалов... Известны факты, когда некоторые виды вооружения были поставлены на последнем этапе войны и участия в боях не принимали вообще.
    1. +6
      26 марта 2015 08:36
      """и по некоторым позициям проценты получаются просто дикими, как например по поставкам вагонов и паровозов""
      да потому что это правда! часть паровозостроительных заводов СССР была захвачена,остальные перепрофилированы под выпуск бронетехники,немцы с этим тоже столкнулись по этому например одной из важнейших задач партизан было именно выбивать подвижной состав
      "" При этом ими совсем не берётся в расчёт то имущество, которое уже имелось в СССР к началу войны""
      а какой процент этого имущества был потерян при отступлении?
      ""является время поставки того или иного имущества, техники, материалов""
      бывало и так что поставляли к конкретным событиям: например при переброске войск с Запада на ДВ американцы предложили поставить в дальневосточные порты требуемое количество вагонов и паровозов
      они нам действительно помогли очень сильно!по некоторым позициям их помощь была просто бесценна (компоненты по производству порохов и взрывчатки,алюминий)
      другой вопрос что за все уплачено золотом
      1. +6
        26 марта 2015 08:51
        С началом войны было утрачено далеко не всё имущество. Более подробно напишу позже. И да, ваше утверждение о том, что за всё заплачено золотом ошибочно. Золотом была оплачена очень небольшая часть поставленного имущества.
        1. +1
          26 марта 2015 09:50
          не всё конечно...часть поставляли "в аренду" с возвратом после войны,часть - в счет будущих репараций
        2. +3
          27 марта 2015 01:10
          Уважаемый erix-0
          Вы не упамянули об алюминии для двигателей т-34.
          Спасибо.
      2. Комментарий был удален.
      3. +9
        26 марта 2015 08:54
        Основная плата за ленд-лиз- это способность нашей страны сопротивляться, то есть жизни и кровь наших людей.
        1. jjj
          +2
          26 марта 2015 09:55
          И не забудем, что первоначально ленд-лиз мог быть направлен и Германии в войне против СССР. И только усилия Сталина, советской дипломатии позволили признать агрессором Гитлера и начать помощь СССР
          1. +2
            26 марта 2015 11:20
            Ленд-лиз не мог быть направлен Германии так как с самого начала был введён именно для помощи странам, воюющим с ней.
            1. 0
              28 марта 2015 21:58
              Через3-и страны США продолжали поставки в Германию, исторический факт.
          2. +3
            26 марта 2015 11:42
            Цитата: jjj
            И не забудем, что первоначально ленд-лиз мог быть направлен и Германии в войне против СССР. И только усилия Сталина, советской дипломатии позволили признать агрессором Гитлера и начать помощь СССР

            Цитата: yurta2015
            Ленд-лиз не мог быть направлен Германии так как с самого начала был введён именно для помощи странам, воюющим с ней.

            http://topwar.ru/59316-lend-liz-dlya-fashistskoy-germanii.html
            http://topwar.ru/35451-lend-liz-dlya-gitlera.html
            Не забываем, что рокфеллеры-ротшильды спонсировали Гитлера во время войны
            1. jjj
              +2
              26 марта 2015 15:43
              Цитата: 0255
              Не забываем, что рокфеллеры-ротшильды спонсировали Гитлера во время войны

              Они практически его и вскормили
              1. 0
                26 марта 2015 23:45
                Цитата: jjj
                Они практически его и вскормили

                Без всякого "практически".
              2. -2
                29 марта 2015 13:26
                Цитата: jjj
                Они практически его и вскормили

                советский союз вскормил не меньше его чем янкесы... и не забывайте как молотов отстукивал телеграммы гитлеру с поздравлениями по поводу взятия очередной столицы европы...
            2. +1
              28 марта 2015 17:42
              Вы путаете государство США и американских бизнесменов. В США, в отличие от СССР, заводы и фабрики принадлежат частному капиталу, за небольшим исключением. Так вот, правительство США приобретало за государственные средства оружие, технику и амуницию и направляло по ленд-лизу в воюющие на стороне антигитлеровской коалиции странам, а факта поставок или продаж этого же самого со стороны США Германии не выявлено.
              1. 0
                28 марта 2015 22:00
                Просмотрите опубликованные документы, поставки в Германию из США не требуют доказательства - это исторический факт, подтвержденный США. Бизнес, есть бизнес!
              2. 0
                28 марта 2015 22:12
                Цитата: veteran66
                Вы путаете государство США и американских бизнесменов. В США, в отличие от СССР, заводы и фабрики принадлежат частному капиталу, за небольшим исключением.

                Другими словами, презик в США ничего не решает what Тема, блин, если этим предложить лучшие условия, то они начнут делать деньги во вред США? Как то убедить их надо what
                Аргумент, чо feel
            3. 0
              12 апреля 2015 08:23
              Спасибо, Вы меня опередили в плане возражений hi
          3. +1
            27 марта 2015 17:15
            Цитата: jjj
            И не забудем, что первоначально ленд-лиз мог быть направлен и Германии в войне против СССР. И только усилия Сталина, советской дипломатии позволили признать агрессором Гитлера и начать помощь СССР

            sad "И только усилия Сталина" belay Не перегибайте. А то историческую личность вы превратите в супермена, стального человека, капитана америку и тому подобных комиксных героев. С вашими восхвалениями Генералиссимуса к месту и не к месту, получается как в поговорке - умный враг лучше глупого друга.
            1. 0
              12 апреля 2015 08:29
              Ну, да, Сталин - не Капитан Америка... У него даже щита со звёздочкаой не было, а после смерти остались два мундира, стоптанные сапоги и трубка... Но и преуменьшать его значение не надо. Любого другого Винни Черчилль и Франки Рузвельт запросто могли послать лесом-лесом и полем-полем... Одни переговоры на Тегеранской и Ялтинской конференциях чего стоят... Да, Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) - не Капитан Америка или Бэтмэн, но его заслуги, да и ответственность, перед Россией в критические моменты истории - реальные, а не растиражированные в комиксах...
              Как-то так! hi soldier
          4. tripletrunk
            +3
            28 марта 2015 18:45
            Не 3.14зди !!((
            Рузвельт инициатор ЛендЛиза для СССР !!
            А первый британский конвой прибыл 22 июня 1941 года.

            Помощь странам, противостоящим нацистской Германии, президент США Франклин Делано Рузвельт сравнил со шлангом, который лучше дать при пожаре соседу, когда пламя грозит перекинуться на ваш дом. Но идея ленд-лиза (от cлов lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду, внаем) принадлежала вовсе не ему.
            Она возникла в министерстве финансов США осенью 1940 года, когда юрисконсульты этого министерства Э.Фоли и О.Кокс обнаружили в архивах закон 1892 года, принятый еще при президенте Бенджамине Гаррисоне. Сдув с него пыль, они прочитали, что военный министр США, "когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна".
            На основании своей находки Фоли и Кокс подготовили билль, то есть законопроект о ленд-лизе, который в январе 1941 года они внесли в Конгресс США. На удивление быстро Палата представителей и Сенат его утвердили, и уже 11 марта 1941 года его подписал президент. Так этот билль стал законом США.
            1. 0
              24 ноября 2019 00:59
              Цитата: tripletrunk
              А первый британский конвой прибыл 22 июня 1941 года.

              Самолётами, что ли? И что привезли?!

              Соглашение о взаимных поставках, кредите и порядке платежей — соглашение между правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и правительством Союза Советских Социалистических Республик о взаимных поставках, кредите и способах оплаты, заключенное с целью совместной борьбы против гитлеровской Германии и её союзников.
              16 августа 1941 года
      4. Комментарий был удален.
      5. +3
        26 марта 2015 12:11
        А теперь более подробно по поставкам:
        - Всего по ленд-лизу было поставлено 16 млн. т грузов, материалов, машин и оборудования. При этом 11 млн. т были поставлены в 44-45 годах. в 41-м году-5400 т, в 42-1229200 т;
        - Из 14126 самолётов, поставленных из США, 76% прибыли в 43 году и позже. То есть после Сталинградской битвы и битвы за Кавказ.При этом 2595 самолётов на фронт попасть не успели;
        - Из 32500 станков 19000 были получены в 44-45 годах;
        - Из 3840000 т продовольствия 2500000 т пришлось на 44-45 годы;
        - Из 50 млн. м армейского сукна ;0 млн. м прибыло в 44-45 годах.
      6. +1
        26 марта 2015 12:25
        По кораблям ещё интереснее:
        - По ленд-лизу было получено 28 фрегатов. Все они прибыли на Тихоокеанский Флот, участия в боевых действиях против Германии не принимали, при этом 26 из них вступили в строй к лету 45-го.
        - Из 202 торпедных катеров, полученных по ленд-лизу, 118 так и не приняли участия в войне.
        - Десантных судов было получено 43 ед, все прибыли в 45-м году;
        - Тральщиков-77 единиц, все прибыли в 45-м году;
        - Больших охотников- 78 единиц, все прибыли в 45-м году.
        1. jjj
          +1
          26 марта 2015 15:49
          Цитата: erix-06
          По кораблям ещё интереснее:

          Не забудем про линкоры "Архангельск" и "Мурманск", переданные СССР на втором этапе войны. Правда многие называют их металлоломом. Сам я смотрел в газете "Британский союзник" от 1949 года фоторепортаж о возврате "Архангельска" от СССР Британии
          1. +1
            26 марта 2015 16:12
            Линкор "Архангельск"- бывший дредноут Royal Sovereingh. Принять участия в боевых действиях не успел. В 49-м году он и ещё ряд кораблей были возвращены и в дальнейшем утилизированы. Вот такая помощь...
          2. 0
            26 марта 2015 16:13
            Цитата: jjj
            Не забудем про линкоры "Архангельск" и "Мурманск", переданные СССР на втором этапе войны.

            Это не ленд-лиз.
            Эти корабли были взяты ИВС фактически в качестве залога за те корабли, которые должны были достаться нам при разделе итальянского флота. Кто его знает, как после войны дело повернётся. Союзники могли бы вообще "Новороссийск" и "Керчь" зажать. Вот и решили наши подстраховаться - не выгорит дело с итальянцами, так хоть ЛК "Архангельск" и КР "Мурманск" останутся.
        2. 0
          12 апреля 2015 08:34
          Мдя... 43 десантных судна в 1943 году - это серьёзно... Только стоит вопрос, это какие крутые морские десантные операции СССР проводил в 1945-м? Штурм островов Курильской гряды?
      7. +4
        26 марта 2015 12:35
        Кстати о паровозах и платформах- начали они поступать в 44-м году. Всего было поставлено по ленд-лизу 2 тысячи паровозов. Но при этом по состоянию на 41-й год в СССР было 27 тыс. своих паровозов. И потеряна в начале войны была меньшая их часть.
        По автомобилям- доля ленд-лизовских машин в РККА составляла:
        - в 41-м году- нет;
        - в 42-м году- нет;
        - в 43-м году- 5,4 %;
        - в 44-м году- 19 %;
        - в 45-м году- 32,8 %.
        1. +2
          26 марта 2015 16:33
          Цитата: erix-06
          По автомобилям- доля ленд-лизовских машин в РККА составляла:
          - в 41-м году- нет;
          - в 42-м году- нет;
          - в 43-м году- 5,4 %;
          - в 44-м году- 19 %;
          - в 45-м году- 32,8 %.

          При этом ленд-лиз был полноприводным.
          Кстати, среди а/м передовых отрядов стрелковых соединений доля ленд-лиза приближалась к 100%.
        2. tripletrunk
          +1
          28 марта 2015 18:42
          Зато Японии СССР, лихо помогал до 45-го !!

          Японские концессии на Дальнем Востоке СССР, которые благодаря своей географической близости и сырьевому наполнению стабильно обеспечивали рыбой и морепродуктами (до 40%, в разные годы до 50%) внутренний японский рынок, углем и нефтью, в которых особенно нуждался военно-морской флот империи, лесом, поставки которого покрывали до 80% потребностей.
          Работа ряда этих концессий была прекращена только к весне 1944 года, хотя некоторые продолжали свою деятельность вплоть до 1945 года.
          Любопытно, но Япония вплоть до начала 1945 года не прекращала своих поставок в рамках двусторонней торговли стратегического сырья, включая каучук.
        3. -1
          29 марта 2015 13:29
          ну так отказались бы нафиг да и всё.. тебя почитать так они вообще не нужны были.. нахрена тогда брали?
          1. 0
            12 апреля 2015 08:38
            Есть русская народная пословица: "С паршивой овцы - хоть шерсти клок!" Кроме того, американская тушёнка (пресловутый СПАМ, кстати) была весьма небесполезна! Кстаи, среди цифер поставок по ленд-лизу не указано, что американцы поставляли очень приличного качества порох, которого было не так уж и мало.
      8. +4
        26 марта 2015 14:12
        Ни какой "помощи" в нашем "радушном" понимании, это был просто бизнес, оплата не только золотом или платиной, но и той геополитической ролью которую сыграла кровь наших солдат в угоду США. Им был выгоден коллапс Европы как основного конкурента и безумный спрос на высокотехнологичную продукцию своей тяж. промышленности и ВПК. Если вы стане свидетелем драки ваших заклятых врагов, вы обязательно поддержите их драку, ставя целью максимальное изнеможение "соперников".
        1. tripletrunk
          -1
          28 марта 2015 18:04
          А в это время Союзники "за пять минут" перевели частную промышленность на военные рельсы и начали"отдыхать" на Тихоокеанском и Африканском фронтах.
          Зато наш "Вождь всех времён и народов" просрал начало войны, и допустил врага в ценр Страны, потеряв почти весь пром. потенциал и начал выпрашивать помощь.
          Даже при "гнилом царизме" враг так далеко не заходил !!
          И простой вопрос - а они, что были обязаны нам помогать, когда
          сами воевали на тысячах квадратных километров ???
      9. +1
        27 марта 2015 10:28
        Цитата: русский узбек
        они нам действительно помогли очень сильно!по некоторым позициям их помощь была просто бесценна (компоненты по производству порохов и взрывчатки,алюминий)

        Компоненты порохов? Нет, готовые. В частности, гексаген для бронебойных снарядов. Их тротилловый эквивалент с гексагеном был в 3 раза сильнее, чем с обычной взрывчаткой. Но стоит отметить, что основной осколочный заброневой эффект все-таки оказывала болванка. Т.е. снаряды стали лучше, но не драматично, само бронепробитие не выросло.
        Дополнительного алюминия хватило только на новые лонжероны и центроплан истребителям и на флот. Т.е. летали бы не на Як-7 и Як-9, а на Як-1м. Для бомбардировочной авиации, производства двигателей хватало своего. Спасли запасы и лом алюминия. А для производства полноценной цельнометаллической истребительной авиации не хватало как алюминия, так и оборудования заводов.
        Машины - да, эпичные поставки и очень помогли.

        Стоит поправить автора статьи - пулеметные ЗСУ ОЧЕНЬ слабо помогали войскам, а с автоматическими пушками было очень мало. Единственным надежным прикрытием войск были истребители, и все генералы про это пишут в своих мемуарах. Статистика по сбитым это подтверждает. Ну и 1100 - это слишком мало, по сравнению с грузовиками, на которые ставили пулеметы и зенитные автоматы 25 и 37 мм.

        По лошадям, мулам ослам: размах гужевого транспорта в вермахте явно недооценен, только на начало войны и только в германской армии лошадей было 1,3 млн, а если брать союзников и захваченный, то составлял никак не менее 2 млн на начало войны. Фактически каждое немецкое подразделение имело свой гужевой транспорт, что обеспечивало быстрые марши в 1941-42 годах. Напомню, что в основном армии были пешеходными, но в начале войны обычные полевые армии имели фантастическую мобильность, спасибо лошадкам. На кадрах 1941 года почти не видно шагающей пехоты на своих двоих очень много едет на телегах и велосипедах. Грузовиков, кстати, почти не видно в тактическом звене.

        Снабжение в поле. Здесь стоит особо отметить. Без сухпайка, компактных радиостанций, обмундирования, автотранспорта были бы невозможны масштабы операций 1944-45 годов, и война бы затянулась года на 3.

        Сроки поставки. Надо сразу сказать, что с момента выгрузки в Иране и до армейских складов проходило в среднем пол-года. Учитывая, что это была основная точка доставки, все материалы, танки и т.п., кроме автотранспорта приходили с задержкой. Так что переломный 1943 воевали без ленд-лиза. Исключения - Кавказ и Заполярье, где логистическая ветка была короткой.

        Выводы советских исследоваталей остались неизменны. Ленд-лиз помог, но в конце войны и не носил переломного характера в целом. Он помог не затягивать войну и предотвратил потери с обеих сторон и дальнейшее разрушение экономики воюющих сторон. Но самое большое влияние ленд-лиз оказал на первые послевоенные годы. Здесь влияние было очень сильным.
        1. 0
          12 апреля 2015 08:54
          Что-то по поводу супермощности гексогена Вы, сударь, ерунду порете.
          Возьмём сравнительные данные тротила и гексогена:
          Тротил (Тринитротолуол):
          ...
          Теплота взрыва — 4228 кДж/кг
          Скорость детонации — 6700—7000 м/с (плотность: 1,6 г/см³).
          Скорость детонации при плотности 1,62 — 7000м/с
          Бризантность по Гессу — 16 мм
          Фугасность — 285 мл
          Объем газообразных продуктов взрыва — 730 л/кг

          Теперь по гексогену:
          ...
          Скорость детонации — 8360 м/с,
          давление во фронте ударной волны — 33,8 ГПа,
          фугасность — 470 мл,
          бризантность — 24 мм,
          объём газообразных продуктов взрыва — 908 л/кг.
          Теплота взрыва — 1370 ккал/кг,
          теплота сгорания — 2307 ккал/кг.

          Пересчёты показывают, что максимум гексоген превосходит ТНТ в 1,7 раза... При этом он очень плохо переносит механическое воздействие, не прессуется и применяется, главным образом, в торпедах и авиабомбах... Плюс
          Применяют для изготовления детонаторов (в том числе детонационных шнуров) снаряжения боеприпасов и для взрывных работ в промышленности, как правило, в смеси с другими веществами (тротилом и т. п.), а также, с добавкой флегматизаторов (парафина, воска, церезина), уменьшающих опасность взрыва гексогена от случайных причин. Например, широко известная С-4 — это 91 % гексогена, 2,25 % вистанекса, 5,31 % диоктилсебацината и 1,44 % жидкой смазки.

          Так что легенды об чудесных свойствах американского гексогена, да и гексогена вообще, слагать не надо... fool
          Кстати, со всеми остальными изложенными Вами доводами я согласен на 100% soldier
          Как-то так! hi
      10. tripletrunk
        +1
        28 марта 2015 17:56
        Не надо, со слезой про золото !!((

        Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения
        НЕ ТРЕБОВАЛИ.
        Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до заплатить $722 млн, включая проценты.
        К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника).
        В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности —, и сумма — $674 млн. После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию , по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн американских долларов.
    2. 0
      26 марта 2015 23:43
      5% от военного производства СССР, вот и весь ленд-лиз.
  2. +4
    26 марта 2015 06:12
    Качество американской техники естественно было выше. На территории США не было войны и заводы работали в нормальных условиях с нормальным персоналом, особенно хороша была автомобильная промышленность, где США были мировыми лидерами.
    1. +4
      26 марта 2015 09:27
      До войны США не были лидерами в автопроме. Они ими стали как раз в результате войны (заводы в европпе оказались разрушены, а потребность никуда не девалась)
      1. jjj
        +2
        26 марта 2015 09:52
        Год примерно назад смотрел передачу о машинах на фронте в годы войны. Эксперт посетовал, что в фильмах обычно показывают старые, потрепанные машины. Но такого в реальности не было. Весь автопарк на фронте как с иголочки. Средний срок жизни машины - две недели
      2. +6
        26 марта 2015 10:00
        Цитата: RPG_
        До войны США не были лидерами в автопроме. Они ими стали как раз в результате войны (заводы в европпе оказались разрушены, а потребность никуда не девалась)

        А кто был мировым лидером если не США? Авторынок США был самым массовым и американские авто пользовались большим спросом, даже СССР производил лицензионные американские машины в огромных количествах, а завод ГАЗ вообще был построен в тесном сотрудничестве с американцами.
      3. +4
        26 марта 2015 11:47
        Цитата: RPG_
        До войны США не были лидерами в автопроме.

        Ерунда. Форд был родоначальником конвейерный сборки. Опель, который обеспечивал Вермахт автомобилями принадлежал американским акционерам.
      4. +2
        26 марта 2015 11:50
        Цитата: RPG_

        До войны США не были лидерами в автопроме.


        Да это как посмотреть, наш знаменитый автозавод ГАЗ,например, был полностью спроектирован и построен именно концерном Форд.Да и советское руководство до войны почему то не отказывалось от использования американских легковых а/м. Та же знаменитая "Эмка" -это также одна из немного переработанных моделей Форда... Неужели покупали у отстающих?
    2. +1
      27 марта 2015 01:44
      Очевидно что выше - один из моих дедов в 13 лет на завод попал - и всю войну отпахал - какое качество у детей? Глупо сравнивать...
  3. +3
    26 марта 2015 07:09
    Спасибо, информативная статья.
  4. +10
    26 марта 2015 07:17
    Однако наиболее важной помощью союзников для заводов НКТП оказались не броня, не подшипники и даже не инструментальная сталь, а скромная серая резина.

    Автор как то не упомянул действительно самое важное.
    В 1942г. СССР потерял Запорожский алюминиевый комбинат, что означало потерю 60% алюминия. По ленд-лизу СССР получил 325 тыс. тонн алюминия, при том что своими силами произведено 283 тыс. тонн. Алюминий это двигатели внутреннего сгорания, это самолёты и когда пишут, что СССР произвел на порядок больше самолётов, чем получил по ленд-лизу забывают, что это только благодаря поставленному алюминию.
    1. +2
      26 марта 2015 13:43
      Нужно понимать, что алюминий, каучук и прочие сырье США продавали нам за деньги. Продавали это сырье они не только нам но и немцам. На территории Германии работали американские заводы, производившие автомобили для Вермахта, плавившие сталь, производящие бензин.
      Все немецкие автомобили были обуты в американские автопокрышки.

      ps в 1941 году был запущен Уральский алюминиевый кластер. Это бокситовый рудник в Североуральске, заводы в Каменск-Уральске и Краснотурьинске.
      1. -1
        26 марта 2015 16:36
        Цитата: ism_ek
        Нужно понимать, что алюминий, каучук и прочие сырье США продавали нам за деньги.

        За какие деньги? Ленд-лиз в войну был бесплатным. Оплате подлежало лишь то, что получатель хотел оставить себе по окончанию войны - причём сумма к оплате согласовывалась двумя сторонами. Наши так умудрились скинуть 10% с американской заявки, а потом ещё и отложить оплату до удешевления бакса вдесятеро. smile

        За деньги продавали то, что СССР покупал помимо ленд-лиза.
      2. 0
        27 марта 2015 01:22
        Уважаемый ism_ek
        Цитата: ism_ek
        . На территории Германии работали американские заводы,

        Вы правы заводы построенные американцами, тогда согласно Вашей логике СССР тоже помогал Германии с 41-45, так как на этих заводах трудились советские военнопленные.
        Если не ошибаюсь с 11 декабря 1941 г. Гитлер обьявил войну США. И после этой даты не было сотрудничества между этими странами.
        1. +1
          28 марта 2015 12:57
          31 декабря 1941 года, от руководства ряда корпораций, самой крупной из которых была компания "Стандард Ойл", в госдепартамент США на имя советника по правовым вопросам поступило письмо с просьбой разъяснить, какие страны и какие именно предприятия следует рассматривать в качестве субъектов, сотрудничество с которыми не разрешается. В ответе от 6 января 1942 года говорилось, что госдепартамент еще не решил вопроса с перечнем врагов и их союзников. Позднее Конгресс Соединенных Штатов Америки объявил, что президентским указом от 13 декабря 1941 года допускаются сделки, в принципе запрещенные законом о торговле с врагом, если на то не получено специального письменного запрета руководства министерства финансов США.

          Подробнее: http://bankir.ru/publikacii/s/koroli-finansovogo-kapitala-milliarderi-na-slyjbe-
          fashistskoi-germanii-4009704/#ixzz3Vfle8m3j

          Блоки управления ракет Фау-2 делались в США. Американские банки работали в Германии. Заводы Форд в Бельгии и Франции...
      3. tripletrunk
        -1
        28 марта 2015 18:07
        Не гони пургу - поставляли БЕСПЛАТНО !!!
    2. 0
      27 марта 2015 11:04
      Цитата: Nayhas
      СССР произвел на порядок больше самолётов, чем получил по ленд-лизу забывают, что это только благодаря поставленному алюминию.

      Сказать, по каким самолетам у нас был наибольший выпуск?
      Ил-2, Як-1, Як-9, Як-7, ЛаГГ-3, Ла-5, По-2. Где там алюминий?
      Производство МиГ-3 было свернуто в начале войны.
      У нас алюминиевые самолеты в истребительной авиации стали выпускать только в 1944-м.
      Весь алюминий шел в бомбардировочную авиацию. Пе-2, Ил-4, Ли-2, ТБ-7, Ер-2. Их выпустили в начале войны скромное количество.

      Значительное количество алюминия шло в двигателестроение, в частности, для двигателя В-2. Тут скорее надо говорить о том, что не хватило алюминия на танки, самоходки и тягачи с половинным двигателем В-4. Кроме того, алюминий шел на изготовление торпедных катеров и ПЛ. Можно было и не отпускать туда. Позднее часть силуминовых деталей двигателей заменили на чугун, и острота проблемы снизилась. Но двигатели потяжелели, характеристики просели. Как и в авиации, нехватка алюминия снизила качество, но не особо отразилась на количестве.
      Резина была важнее, так как дефицит пневматиков для самолетов был очень заметен.
  5. +6
    26 марта 2015 07:27
    Ленд-лиз сыграл свою значительную роль в победе над фашизмом. Без него, конечно, тоже бы победили, только война протянулась бы лишние несколько лет- а это еще миллионы погибших солдат, да и не известно еще чем бы закончилась германская ядерная программа. Жаль только, что после окончания войны интересы магнатов промышленников стали важнее интересов государства и из СССР слепили образ врага.
    1. +3
      26 марта 2015 14:15
      Летом 1941 года Г. Трумэн заявил:
      Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше

      Да, Советская армия ездила на американских Студебеккерах, но и немецкая армия ездила на грузовиках Опель, которые производились заводах принадлежащих американской компании GM.
      Если бы в 1940 году США прекратили торговлю с Гитлером, то никакого Ленд-Лиза не понадобилось бы ни нам, ни англичанам. Правда, тогда бы доллар не стал бы мировой валютой, Британская империя не распалась бы и т.д.
      1. tripletrunk
        -1
        28 марта 2015 18:10
        Если бы Сталин не помог Гитлеру с поставками, при захвате Европы,
        когда Германия была в блокаде, История по другому сложилась бы.
        А наши авто заводы - тоже были построены американцами.., к слову.
    2. +2
      26 марта 2015 23:50
      Цитата: ILDM1986
      Ленд-лиз сыграл свою значительную роль в победе над фашизмом.

      5% от военного производства СССР, а учитывая что битву за Москву и Сталинградскую битву победили без всякого ленд-лиза, непонятно что делали союзники?
      1. tripletrunk
        -1
        28 марта 2015 18:11
        Воевали на ДВУХ фронтах - с Японией и с Германией в с.Африке.
        Учи матчасть !!((
    3. 0
      27 марта 2015 11:09
      Ничем бы она не закончилась, немецкая ядерная программа. Отто Ганн постарался загубить ее собственным авторитетом. В результате программа тормознула минимум лет на 8. К слову сказать, в 1944 году немцы пребывали в теоретическом тупике, - расчеты показывали, что минимальный вес ядерной бомбы составлял от 20 до 50 тонн урана. Такого количества урана они не могли иметь в обозримом будущем, так же как и не было средств доставки.
  6. +9
    26 марта 2015 07:39
    Ленд-лиз сыграл свою роль,оплачен кровью советских солдат...Напомню в тяжёлые 1941-1942..поставок почти не было..а в 1943 когда разгромили немцев под Сталинградом..поставки пошли широким потоком..
    1. +1
      26 марта 2015 09:55
      массовые поставки начались весной 1942,летом 42 на фронте было уже довольно много "импортной" техники
      1. +2
        26 марта 2015 13:14
        Ну, про массовые поставки- это вы зря. В 41-м году было получено 2 % всего ленд-лиза, в 42-м- 13 %. Основные сражения Советская Армия провела в основном своим оружием.
        1. 0
          26 марта 2015 14:56
          на заметку: ленд-лиз - это американская помощь!а были ещё поставки из Англии-они начались весной 42 года...
          или вы не считаете тысячи "харрикейнов","матильд" и "валентайнов"? эта техника массово поступала уже в 42 году
          1. 0
            26 марта 2015 15:11
            Доля английской помощи была мала относительно американской. Да, кстати, в 43-м от "Матильд" отказались вовсе.
          2. 0
            27 марта 2015 11:12
            Цитата: русский узбек
            или вы не считаете тысячи "харрикейнов","матильд" и "валентайнов"? эта техника массово поступала уже в 42 году

            Нам поставляли списанные "Харрикейны", тот еще товар.
            Валентайны и Матильды были полезнее, но их было немного и сам они были "специфичными".
    2. tripletrunk
      -1
      28 марта 2015 18:14
      А они были обязаны, если Сталин свою промышленность немцам
      оставил ??
      И перевести на военные рельсы свою ЧАСТНУЮ промышленность - дело одного дня, воюя одновременно с Японией и в С.Африке ??
  7. +1
    26 марта 2015 07:52
    да-да.а ещё за весь этот товар отлистали золотом!это помощь? или всё ж покупка?
    1. +1
      26 марта 2015 09:53
      Цитата: лис
      да-да.а ещё за весь этот товар отлистали золотом!это помощь? или всё ж покупка?

      Золотом платили не за ленд-лизовские поставки. Ранее был договор на покупку вооружения и др. за золото... Но золото не дошло, крейсер "Эдинбург" перевозивший золото был торпедирован подводной лодкой и после войны СССР и Великобритания попилили золото пополам (что нашли на дне)
      1. 0
        27 марта 2015 11:14
        Цитата: Nayhas
        Золотом платили не за ленд-лизовские поставки. Ранее был договор на покупку вооружения и др. за золото... Но золото не дошло, крейсер "Эдинбург" перевозивший золото был торпедирован подводной лодкой и после войны СССР и Великобритания попилили золото пополам (что нашли на дне)

        С золотом ходило много кораблей и не только в Англию. Взять хотя бы эсминец проекта 7, который переломило на волне в шторм по пути в США на Дальнем Востоке. Вез 14 тонн золота. Не сильно меньше Эдинбурга.
  8. 0
    26 марта 2015 08:25
    Еще надо было упомянуть поставленные средства связи, которых в начале войны не хватало просто катастрофически.
    А некоторые типы радиостанций использовались радиолюбителями и после войны.
  9. +8
    26 марта 2015 08:26
    Давайте говорить правду, хотя-бы самим себе, не передали нам все это счастье, а ПРОДАЛИ! В тяжелейшие годы, когда дети у станков в промерзших цехах стояли, нам наши "союзники" продавали "помощь". А если копнуть кто помог Гитлеру восстановить разрушенную Германию и фактически натравить на СССР, то "помощь" вообще классная получается.
    Не рассматривайте ленд-лиз в отрыве от всей политической картины мира вообще и того, что происходило в те годы в Америке в частности.
    Если я стравлю Вас с кем-то, а после буду Вам обоим помогать (бездействие в определенной ситуации это тоже помощь) набивая свой карман и решая свои проблемы за ваш счет, как, нормальный из меня "союзничек" получится?
    А уж кто победит, как-то позабудет и о том, кто все это спровоцировал, и о том, сколько я на этом заработал, и когда я со своей "помощью" подключился, и насколько "бесплатно" я Вам помог.
    Ничего нового - разделяй и властвуй.
    1. +7
      26 марта 2015 10:45
      Цитата: 205577
      Давайте говорить правду, хотя-бы самим себе, не передали нам все это счастье, а ПРОДАЛИ! В тяжелейшие годы, когда дети у станков в промерзших цехах стояли, нам наши "союзники" продавали "помощь".
      ...


      Не совсем так.
      Продукция и материалы по ленд-лизу передавались на следующих условиях:
      - поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате;
      - переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов);
      - в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.
      В свое время ознакомился с данной проблематикой подробно.
      Если вкратце.
      Потерянные и использованые техника, оборудование и материалы действительно были списаны.
      Практически все оставшееся после войны сырье и часть техники и обрудования были оплачены. Часть мы им "простили". Кредитов от США на выкуп этого имущества СССР не получил, Британия получила.
      Некоторое количество оборудования было возвращено в США.
      Есть свидетельства, что американские представители сами просили уничтожать или выводить из строя оборудование в целях его списания что бы избежать расходов по транспортировке за океан. Наши иногда халтурили и потом восстанавливали технику и оборудование. ))
      Имхо, оценивать ленд-лиз в черно-белых тонах неверно. Неправы как те кто утверждает, что ленд-лиз не нужен был, так и те, кто утверждает, что без лен-лиза случился бы каюк. Это была важная и нужная помощь.
      Но основная причина Великой Победы это, вне всяких сомнений, стойкось, самоотверженность и героизм советского человека, как на линии фронта, так и в тылу.
      _____________________________
      С остальным в целом согласен. Штаты приложили очень много усилий для развязывания ВМВ и сказочно на ней обогатились. Более того, именно после ВМВ они утвердились как мировая супердержава со всемми вытекающими.

      Как то так.
      1. +1
        26 марта 2015 23:55
        Цитата: Petergut
        Не совсем так.

        Вы читаете но на понимаете что читаете! Главная мысль:
        Цитата: 205577
        А если копнуть кто помог Гитлеру восстановить разрушенную Германию и фактически натравить на СССР, то "помощь" вообще классная получается. Не рассматривайте ленд-лиз в отрыве от всей политической картины мира вообще и того, что происходило в те годы в Америке в частности.

        Новый передел мира состоялся по итогам Первой мировой. Вторая мировая произошла ТОЛЬКО ПОТУ-ЧТО США не успели к этому переделу мира. И они вооружили Японию и Германию. А теперь мы должны быть благодарны за помощь в войне, которую они же и развязали?
    2. tripletrunk
      0
      28 марта 2015 18:21
      Вот не надо соплей !!((
      Почему дети стояли у станков ???((
      Потому, что Сталин просрал начало войны и подарил почти всю промышленность немцам, а квалифицированных рабочих отправил на фронт.
      Никто не был обязан нам помогать - если бы не желание Рузвельта,
      никакого ЛендЛиза вообще бы не было.
      И хватит 3.14здеть про золото -
      За то что погибло - денег не брали, за остальное - или вернуть или заплатить !!
      "Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности —, и сумма — $674 млн. После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн американских долларов..."
  10. +4
    26 марта 2015 08:38
    Практически вся техника полученная по ленд-лизу была возвращена. Станки и оборудование кое-где работает до сих пор. Не много не по теме: в 80-е годы (когда был запрет на поставки высокотехнологичного оборудования двойного назначения) на заводе "Октябрьской революции" в г.Омске видел два огромных станка с ЧПУ итальянской фирмы "Берарди", обрабатывающих корпуса об.219 (Т-80). Начальник цеха сказал, что настраивали их сами итальянцы. Как сказал классик "нет такого преступления на которое не пошел бы капиталист ради выгоды в 300%", как то так. Японцы ("Митсубиши")в теже года поставив СССР станок который можно использовать для обработки винтов для подводных лодок "попали" на санкции от США.
    1. +1
      26 марта 2015 09:54
      Цитата: bolat19640303
      Практически вся техника полученная по ленд-лизу была возвращена.

      Да ладно...Её просто уничтожали на местах дислокации под присмотром американцев...
      в г.Омске видел два огромных станка с ЧПУ итальянской фирмы "Берарди"...Начальник цеха сказал, что настраивали их сами итальянцы. Как сказал классик "нет такого преступления на которое не пошел бы капиталист ради выгоды в 300%"

      И при чём тут выгода/не выгода? Фашистская Италия была союзником СССР вплоть до 22.06.1941г. Почитайте про лидер эсминцев "Ташкент", кто его для нас строил...
      1. 0
        26 марта 2015 11:49
        Танки Т-72 изготавливались на японском и европейском буржуйско-капиталистическом оборудовании laughing
      2. +2
        26 марта 2015 18:27
        Родственник вспоминал, что они чинили и доукомплектовывали потрепанные на военных дорогах автомобили перед сдачей их американцам, а они тупо пустили всю технику "под пресс".
        1. tripletrunk
          0
          28 марта 2015 18:39
          У отца в воинской части - сотня Студебекеров, "бегали" до конца
          60-х !!
          А на Вилисе сам ездил !
      3. 0
        27 марта 2015 11:20
        Цитата: Nayhas
        И при чём тут выгода/не выгода? Фашистская Италия была союзником СССР вплоть до 22.06.1941г. Почитайте про лидер эсминцев "Ташкент", кто его для нас строил...

        Не союзником, а контрактером, и только потому что американцы отказались сотрудничать, как их только не уламывали. Прямое указание Госдепа.

        Итальянцы согласились. Большое им спасибо за корабельные установки, опыт конструирования кораблей, морскую и зенитную артиллерию ну и торпеды. Немцы были менее удобным партнером, чем итальянцы, и я думаю, менее полезным, т.к. в морском строительстве итальянцы были в то время на острие прогресса.
    2. 0
      27 марта 2015 01:28
      Уважаемый bolat19640303
      Только не Mitsubishi a Hitachi и американцы запретили продавать продукции Hitachi в США.
    3. tripletrunk
      -1
      28 марта 2015 18:38
      Не забудьте, что СССР помогал Японии до 1945 года...

      Японские концессии на Дальнем Востоке СССР, которые благодаря своей географической близости и сырьевому наполнению стабильно обеспечивали рыбой и морепродуктами (до 40%, в разные годы до 50%) внутренний японский рынок, углем и нефтью, в которых особенно нуждался военно-морской флот империи, лесом, поставки которого покрывали до 80% потребностей. Работа ряда этих концессий была прекращена только к весне 1944 года, хотя некоторые продолжали свою деятельность вплоть до 1945 года. Любопытно, но Япония вплоть до начала 1945 года не прекращала своих поставок в рамках двусторонней торговли стратегического сырья, включая каучук.
  11. +3
    26 марта 2015 08:45
    Цитата: parusnik
    Ленд-лиз сыграл свою роль,оплачен кровью советских солдат...Напомню в тяжёлые 1941-1942..поставок почти не было..а в 1943 когда разгромили немцев под Сталинградом..поставки пошли широким потоком..

    Цитата: лис
    да-да.а ещё за весь этот товар отлистали золотом!это помощь? или всё ж покупка?

    Либерастам надо напоминать об этом почаще,что это был бизнес,оплаченный золотом и кровью.
  12. +1
    26 марта 2015 09:30
    Что-то много стало появляться материалов про ленд-линз. Бывшие союзники, а сейчас толи партнеры, толи вероятные противники (наш верховный ещё не определился) однозначно заявляют, что Россия никакого вклада в разгром Германии и её союзников не внесла. В такой ситуации о лавине военной помощи России говорить по меньшей мере не корректно. Получается, что мы использовали эту помощь против самих себя? По правде говоря раздражают эти ежедневные напоминания о "бескорыстной" помощи бывших союзников. Причем авторы забывают упомянуть сколько золотишка нам пришлось заплатить за это.
  13. +4
    26 марта 2015 09:38
    Цитата: лис
    да-да.а ещё за весь этот товар отлистали золотом!это помощь? или всё ж покупка?

    Безвозмездно помогать никто бы не стал. Вообще в этих вопросах альтруизм никогда и никому не был свойственен. Западная Европа приняла план Маршалла по восстановлению экономики после войны - и теперь она по сути сателлит США.
  14. +1
    26 марта 2015 09:51
    Еще раз доказывает исключительную прагматичность американцев,вопрос смогли бы американцы сами победить Германию?Смогли бы,но цена которую пришлось бы заплатить была бы несравнимо выше,а потрепи СССР поражение,цена была бы еще выше,конечно к 45 году у них на подходе была атомная бомба,тут вопрос уже в том применили бы они ее в Европе,я думаю,что да,американцы не столь щипетильны,раздолбали бы Берлин сбросив парочку бомб прямо на бункер Адольфа и все бы кончилось.А тут посмотрели,что СССР вполне способен выполнить за них всю грязную работенку,почему бы ему не помочь?Тем более не безвозмездно.Главное чтобы когда "мавр" сделает свое дело он убрался обратно за границу желательно 39 года и не мешал американцам стричь послушное европейское стадо,Сталин всю задумку сломал,за это собственно и ненавидим всем "цивилизованным" миром.Я надеюсь тут на сайте ведь нет и.диотов верящих,что Сталина ненавидят за террор или репрессии?Да насрать им на террор и репрессии и права человека тоже.Если надо будет они из Адольфа сделают ангела,демократа и леберала самоотверженно борящегося против "русской угрозы".
    1. +2
      26 марта 2015 10:08
      Цитата: Standard Oil
      Еще раз доказывает исключительную прагматичность американцев,вопрос смогли бы американцы сами победить Германию?Смогли бы,но цена которую пришлось бы заплатить была бы несравнимо выше,а потрепи СССР поражение,цена была бы еще выше

      Поясните, какую угрозу для США представляла нацистская Германия? Да никакой. Что, невыгодно было с ней торговать? Да наоборот, Германия это крупнейший рынок для торговли, да и Франция никуда не делась частично потеряв независимость. С экономической точки зрения в Европе ничего не поменялось.Нейтральная позиция США позволяла бы торговать с любой из сторон (как на пример это делала Швеция).
      Повторюсь, зачем США нужно было бы побеждать Германию?
      1. +1
        26 марта 2015 10:21
        Как так?Германия была бы центром силы альтернативным американскому.Причем очень агрессивным и экспансионистским,очень быстро создали бы свою бомбу и подмяли бы под себя весь мир,ну или Европу от Лиссабона до Урала и весь Ближний восток,а их японские друзья всю Азию и СССР до Урала.Разве могли бы американцы такое допустить?
        1. 0
          27 марта 2015 00:00
          Цитата: Standard Oil
          Германия была бы центром силы альтернативным американскому.

          После первой мировой в Германии была проведена деиндустриализация, это была отсталая сельско-хозяйственная страна и лишь усилиями американцев Германия смогла восстановить свою ВПК.
    2. 0
      27 марта 2015 11:25
      Цитата: Standard Oil
      Смогли бы,но цена которую пришлось бы заплатить была бы несравнимо выше,а потрепи СССР поражение,цена была бы еще выше,конечно к 45 году у них на подходе была атомная бомба,тут вопрос уже в том применили бы они ее в Европе,я думаю,что да,американцы не столь щипетильны,раздолбали бы Берлин сбросив парочку бомб прямо на бункер Адольфа и все бы кончилось.

      С ядерной бомбой не все было так просто. Несмотря на колоссальные ресурсы, направленные во время войны в США на ее создание, они только в 1945 году стали уверены, что в ближайшее время ее взорвут. О серийном производстве речь не шла до 1946 года, т.к. реакторы-бридеры не наработали достаточное количество плутония.
      Для скорейшего окончания войны лучше бы этого проекта не было. Война бы закончилась на год раньше.
  15. +2
    26 марта 2015 13:27
    Необходимо выразить особую признательность союзникам, поскольку в это время дефицит резины имел место и на танкостроительных предприятиях США.
    Можно много и долго говорить о помощи союзников в войне нашей Страны с Германией, но не стоит забывать главного: кто помог Германии нарастить военную мощь, и кто помогал ей раздвинуть её границы до границ СССР. hi
    1. +1
      26 марта 2015 13:43
      Точно! Ленд- лиз был бы вообще не нужен, потому, что без "помощи" англосаксов нападения Германии могло бы и не быть вовсе.
    2. 0
      27 марта 2015 11:27
      Как кто? Чехия и США.
      Они помогли создать Вермахт образца 1941 года.
      Но я к ним претензий не имею.
      1. 0
        27 марта 2015 15:39
        Многие ребята из "завоёванной" Европы с упоением помогали своим немецким оккупантам:
        -из Франции было вывезено 135 тыс. тонн меди, 20 тыс. тонн свинца,10 тыс.тонн алюминия, 9,5 тыс. тонн цинка, 9 тыс. тонн никеля, 5 тыс. тонн каучука, 5 тыс. паровозов, 25 тыс. вагонов. А так же станки и промышленное оборудование на 9,8 млрд.франков;
        -из Бельгии было вывезено 74 тыс вагонов, 357 тыс. автомобилей. И много другого имущества и материалов.
  16. 0
    26 марта 2015 14:20
    Цитата: Gomunkul
    Можно много и долго говорить о помощи союзников в войне нашей Страны с Германией, но не стоит забывать главного: кто помог Германии нарастить военную мощь, и кто помогал ей раздвинуть её границы до границ СССР. hi

    Если бы Германия не напала на СССР то мы бы так и гнали ей ресурсы, и только радовались что буржуи там между собой дерутся. К сожалению Франция слишком быстро слилась и вместо взаимного истощения немцы приросли трофеями и промышленностью всей европы.
  17. 0
    26 марта 2015 16:04
    Но это не совсем верно, по крайней мере в отношении Великобритании, направлявшей в Россию исключительно танки сопровождения пехоты «Матильда», «Валентайн» и «Черчилль» (20 штук авиадесантных «Тетрархов» погоды не делали). Для условий высокоманевренной войны, навязанной в 1941–1942 годах немцами и осуществляемой советскими войсками в 1943–1945-м, эти неважные ходоки совершенно не подходили.

    Жаль только предки не знали о том, что им эти танки не подходили. И считали тот же "Валентайн" лучшим лёгким танком Второй Мировой. Кстати, "Валентайны" в СССР использовались для разведки и служили даже в танковых батальонах кавалерийских частей.

    Высокоманёвренная война - это всё, конечно, хорошо и благородно... вот только воюют не танки, а структуры. Какой смысл иметь скоростной танк, если в СССР на 1941-1942 к нему нет мотопехоты и быстроходной артиллерии?
    Более того, в "высокоманёвренной войне" 41-42 танковые части в СССР очень часто использовались для армирования обороны пехоты - см. тот же южный фас Сталинграда, где наши сд и тбр остановили и удерживали некоторое время части танковой армии Гота. И тут роль играла уже защита.
    С другой стороны, скорости "матильд" и даже "черчиллей" вполне хватало для поддержки пехоты и прорыва обороны противника. К тому же, хотя англичане и ползали медленно, зато остановок для ремонта у них было меньше.
  18. 0
    26 марта 2015 16:17
    Написано объективно, без перекосов, статье плюс
  19. 0
    26 марта 2015 17:13
    Статья понравилась.+
    2-х кратное преимущество в тяге..в 1941 году.На границе.Плюс лошадки "мобилизованные" со всей Европы для пехоты.
    Автомобильный большой автопарк Вермахта обр.1941 был явно заточен под один сезон.Блицкриг.
    В дальнейшем положение выравнивалось.Ленд-лиз сберег много жизней.
    Покупали за золото?Чепуха.Жизнь людей важнее презренного металла.
    И с таким первоначальным раскладом..победить!
  20. 0
    26 марта 2015 20:21
    В СССР была традиция уменьшать роль ленд-лиза в снабжении армии.Брали огромные цифры производства вооружений в СССР и сравнивали с поставками по ленд-лизу-проценты получались сравнительно низкие.Ну во первых это касалось готовой продукции.А из ЧЕГО делалась эта продукция.В СССР ДО ВОЙНЫ многие самолеты делались из дельта-древесины,частью из фанеры.А во время войны(потерян украинский алюминий)-враз стали цельнометаллическими.И сделали 45000 Т-34,и много КВ и ИС-а двигатель В-2 алюминиевый.Забывают наши историки,что он приплыл из-за моря.Зачем поставлять готовую продукцию,переучивать персонал,когда в СССР были разработаны великолепные модели танков и самолетов.Поставляли дефицитное сырье:цв.металлы,резину и пр.Станки,радиостанции и многое другое.Люфтваффе свой хлеб не зря ел-сколько выведено из строя Ж/Д узлов,и полотна!И ставили новые рельсы из Америки.И про топливо.Наши самолеты летали на бензине с более низким октановым числом чем западные.Так наши тыловики разбавляли низкосортный бензин с западным авиационным высокооктановым числом и получали свой авиационный бензин.ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛИ НАШИ ДЕДЫ,но и помнить весомый вклад союзников. hi
    1. 0
      27 марта 2015 11:53
      Цитата: фа2998
      А во время войны(потерян украинский алюминий)

      Не украинский, а советский на Днепре. Ибо вся страна строила, чтобы обеспечить работой толпы людей там проживающих.
      Выгоднее было на Кавказе, Алтае или в Сибири ГЭС + алюминиевый комплекс построить, т.к. там нужные реки с большим водостоком и большим перепадом высот, и до границы далеко.

      В СССР практически не использовали дельта-древесину для авиации, только на отдельных самолетах, не самых лучших, к слову (например, ЛаГГ-3), т.к. компоненты пропитки были импортными, и весила много. Во время войны использовали обычную сосну.
  21. 0
    26 марта 2015 21:21
    А во время войны(потерян украинский алюминий)-враз стали цельнометаллическими.

    Первый цельнометаллический истребитель был создан после войны,не помню Ла-9 по моему. До этого были смешанной конструкции.
  22. 0
    27 марта 2015 00:25
    Ругать или хвалить ленд-лиз -занятие неблагодарное.Правильно кто-то выше сказал,что ленд-лиз был не вместо,а в дополнение к советской промышленности.В частности очень сильно помогли поставки авиационного бензина,алюминия, порохов,пенициллина.А американскую тушенку красноармейцы называли "второй фронт".И про каучук правильно написано. И про кубинский сахарок не забудьте,неважно,что тогда Куба была под Штатами.
    1. 0
      27 марта 2015 11:48
      Ага и кенгурятину, которую после 4-х часов варки было не прожевать то же надо вспомнить. :) Не знаю, как ее звали, но точно нецензурно.
      Основные потребность союзников в мясе обеспечила Астралия и Аргентина.
  23. +1
    27 марта 2015 18:51
    Американские поставки по ленд-лизу в СССР в период 1941-1945 гг.
    Наименование Единица измерения Количество
    1. Самолеты всех типов шт. 15 481
    2. Танки и САУ шт. 12 537
    3. Крейсер шт. 1 ("Мурманск" - экс-"Milwaukee", годы постройки 1918-1923)
    4. Торпедные катера «Воспер» (A-1), «Хиггинс» (А-2), «ЭЛКО» (А-3) шт. 96 (к 1945 г.)
    5. Большие охотники (СФ-36, ТОФ-32, БФ-4, ЧФ-6) шт. 78 (к 1945 г.)
    6. Малые охотники «RPC», «РТС» шт. 60 (к 1945 г.)
    7. Тральщики типа «AM» шт. 34 (к 1945 г.)
    8. Тральщики типа «YMS» шт. 43 (к 1945 г.)
    9. Фрегаты типа «PF» «Такома» шт. 28 (к 1945 г.)
    10. Канонерские лодки шт. 12
    11. Десантные суда шт. 43 (к 1945 г.)
    12. Зенитная артиллерия шт. 7944
    13. корабельные ЗАУ «Эрликон» шт. 1111
    15. Паровозы* шт. 1900
    16. Пистолеты-пулеметы «Томсон-45» (до 1944 г.) шт. 150 000
    17. Грузовые вагоны шт. 11 075
    18. Торговые и грузовые суда шт. 128
    19. Дизель-электровозы шт. 66
    20. Автомашины разные шт. 409 500
    21. Мотоциклы шт. 32 200
    22. Завод автопокрышек шт. 1
    23. Автомобильные покрышки шт. 3 606 000
    24. Нефтеперегонные комплекты оборудования (до 1944 г) комплектов. 6
    25. Авиабензин тыс. тонн 628,4
    27. Автобензин тыс. тонн 242,8
    29. Взрывчатые вещества тыс. тонн 295,6
    30. Броневая сталь тыс. "коротких" тонн 912 000
    32. Железнодорожные рельсы тыс. тонн 685,7
    33. Радиостанции тыс. шт. 35 000
    34. Приемники шт. 5899
    35. Радиолокаторы шт. 989(до 1944 г.)
    37. Металлорежущие станки тыс. шт. 38,1 (до 1944 г.)
    38. Медь первичная тыс. тонн 387,7
    39. Алюминий тыс. тонн 256,4
    47. Колючая проволока тыс. тонн 45 000
    48. Каучук натуральный тыс. тонн 103,5
    49. Полевые телефоны тыс. шт. 189,0
    50. Кабель полевой телефонный тыс. миль 956,7
    51. Кабель морской тыс. миль 2,1
    52. Кабель подводный тыс. миль 1Д
    53. Сапожная кожа тыс. тонн 10 500
    54. Армейские сапоги млн. пар 1,5 до 1944 г.
    57. Сахар тыс. коротких тонн 372,4 (до 1942 г.)
    58. Консервированное мясо тыс. коротких тонн 732 595
    59. Мясо тыс. тонн 180 000
    60. Сливочное масло тыс. тонн 12 000
    61. Свиное сало тыс. тонн 144 000
    62. Растительное масло тыс. тонн 120 000
    63. Мыльная основа тыс. тонн 60 000
    Правда с какого перепуга крейсер "Милуоки" причислили к ленд-лизу мне лично не понятно. А с другой стороны безотносительно того, когда это имущество было поставлено в СССР, кто-либо из нас на этом сайте станет утверждать, что это имущество не было нужно Советскому Союзу и не помогло ему победить в той войне?
    1. 0
      27 марта 2015 20:34
      Цитата: Александр72
      кто-либо из нас на этом сайте станет утверждать, что это имущество не было нужно Советскому Союзу и не помогло ему победить в той войне?

      За всё это имущество было заплачено русским золотом!!!
      1. 0
        30 марта 2015 15:58
        про золото по подробней пожалуйса
  24. +1
    27 марта 2015 20:15
    Исследователи отмечают, что в самый тяжелый период войны, до конца 1941 года, в СССР пришло помощи по ленд-лизу из США на ничтожную сумму – 545 тысяч долларов. Притом, что в том же 1941-м общая помощь Штатов странам антигитлеровской коалиции достигла в денежном выражении 741 миллиона. Нам, в самое тяжелое время, еще раз подчеркну это, из этого потока досталось менее 0,1%
    В сентябре 1942-го Сталин, встречаясь с лидером республиканской партии США, в присутствии послов Америки и Англии прямо спросил: «Почему английское и американское правительства снабжают Советский Союз некачественными материалами?» И тут же привел примеры: поставлялся устаревший самолет П-40 вместо обещанной современной «аэрокобры» да еще шли к нам никуда не годные английские «харрикейны», которые были значительно хуже германских истребителей. «Советские люди, – продолжал Сталин, – отлично знают, что и американцы, и англичане имеют самолеты, равные или даже лучшие по качеству, чем немецкие машины, но по непонятным причинам некоторые из этих самолетов не поставляются в Советский Союз»
  25. +2
    27 марта 2015 20:19
    Вот либераст Гавриил Попов берет запросто да переводит объем американской помощи на современные деньги, и у него получается: «по 10 тысяч долларов на одного бойца Красной Армии». Во как. Странно, что экс-мэр не сделал вывод: лучше бы раздали эти деньги солдатам на руки, да распустили всех по домам.
    «Эту помощь невозможно измерить в цифрах. Не существует стандартных оценок, с помощью которых, например, можно было бы сопоставить тысячу
    погибших русских солдат и тысячу истребителей... Их жертвы спасают жизни американцев», – говорил честный Стеттиниус, начальник Управления по соблюдению Закона о ленд-лизе, в докладе конгрессу в 1943 году.
    «Поставки в Россию – это выгодное вложение капитала», – убеждал добрый Рузвельт во время англо-американской конференции в Касабланке в том же году.
    «Никакая другая форма вложения капитала не может обеспечить лучшие военные дивиденды», – вторил остроумный Черчилль.
    Эти господа не стремились выглядеть циниками, они просто хотели выразиться поточнее, дабы быть правильно понятыми такими же приятными и влиятельными господами, как они сами. Так они говорили о наших дедушках и бабушках. Звенели в карманах мелочью, оценивая их жизни.
  26. -3
    29 марта 2015 13:05
    ё-маё... какие же мы всё таки моральные и нелюди.. да просто .. союзники нам поставляли всё что надо для войны БЕСПЛАТНО!!! а мы их до сих пор за это хаем и мешаем с дерьмом... вот скажите мне мы не подонки после этого? и больше половины тут пишущих смело отношу к ним же..!!! если все такие у нас в стране как вы, то грош цена нашей стране и нашей нации....
    1. 0
      30 марта 2015 15:57
      бесплатно? шо ви говорите
      1. 0
        1 апреля 2015 11:26
        Таки читайте историю wink
  27. 0
    31 марта 2015 21:19
    Цитата: goose
    Ага и кенгурятину, которую после 4-х часов варки было не прожевать то же надо вспомнить. :) Не знаю, как ее звали, но точно нецензурно.
    1989г г.Казань, ШМАС в/ч 03205.
    в холодильнике при кухне ещё висела одна тушка.
  28. 0
    31 марта 2015 21:25
    Цитата: Баг
    ё-маё... какие же мы всё таки моральные и нелюди.. да просто .. союзники нам поставляли всё что надо для войны БЕСПЛАТНО!!! а мы их до сих пор за это хаем и мешаем с дерьмом... вот скажите мне мы не подонки после этого? и больше половины тут пишущих смело отношу к ним же..!!! если все такие у нас в стране как вы, то грош цена нашей стране и нашей нации....
    не широко ли размахнулся? этт я про "страну" и "нацию".
  29. 0
    4 декабря 2018 14:35
    Поставки из Великобритании и США дополняли советскую промышленность в тех отраслях, где не хватало собственных мощностей

    Поставки из Великобритании никоим образом не ленд лиз, а торговые поставки за плату с нашей стороныю