Как итальянский аристократ стал гениальным советским авиаконструктором

Как итальянский аристократ стал гениальным советским авиаконструктором


77 лет назад, в феврале 1938 года НКВД арестовал авиаконструктора Роберта Бартини, известного под прозвищем "красный барон". От расстрела его спас лично Сталин. В Таганроге, где работал Бартини, есть улица, названная в его честь, но широкой публике мало что известно об этом человеке.

- Будучи студентом Харьковского авиационного института, я услышал от преподавателя такую фразу: "Если встретите в своей жизни человека по фамилии Бартини, считайте, что вам повезло: это настоящий гений", - вспоминает таганрогский авиаконструктор Леонид Фортинов. - Большего профессор сказать не мог. Тогда все, что было связано с Бартини, находилось под грифом "секретно".


Впоследствии Леониду Фортинову удалось не только познакомиться, но и подружиться с Бартини. Однажды он обратился к руководству КБ с рационализаторским предложением. Молодому конструктору посоветовали поговорить "во-о-он с тем человеком за шкафом", не называя ни имени, ни фамилии незнакомца.

- Первое, что бросилось в глаза - это темная шевелюра и рубаха необычного аристократического покроя с полукруглым воротником и манжетами. Еще запомнилась вежливая манера общения и легкий акцент на фоне безупречного владения русским языком, - рассказывает Леонид Фортинов о своих впечатлениях.

"Человек за шкафом" внимательно выслушал сотрудника, с полуслова понял и одобрил его идею. А впоследствии они сблизились настолько, что Бартини шутил в телефонных разговорах: "Синьор Бартини вызывает маэстро Фортини".

- На самом деле Бартини сам был "Фортини", - считает Леонид Фортинов. - Иначе как благосклонностью Фортуны трудно объяснить тот факт, что ему неоднократно удавалось избегать смерти.

Как итальянский аристократ стал гениальным советским авиаконструктором

Советский авиаконструктор Роберт Бартини и его изобретения


Приговоренный

Роберт Бартини родился в семье итальянского аристократа-эмигранта, перебравшегося в Австро-Венгрию, и унаследовал от отца титул барона. Но сам Бартини на эту тему предпочитал не распространяться.

- О детстве отца мне мало что известно, - вспоминает проживающий в Таганроге сын авиаконструктора Владимир Бартини. - Знаю только, что однажды во время торжественного вечера, на который собралась расфуфыренная аристократическая публика, отец подшутил над благородным собранием. При помощи кларнета он изобразил оглушительный крик осла. Было много переполоха.
В 1916-м после ускоренных офицерских курсов Бартини направили на фронт, где он сразу попал в неприятную историю. Между ним и фронтовым офицером, недолюбливавшим родовитого "юнца", вспыхнула ссора. По некоторым данным - из-за казненного сослуживца, за которого вступился Бартини.

- Армейский капитан в грубой форме потребовал у Бартини отдать честь, на что получил дерзкий ответ: "Свою надо иметь", - рассказывает Леонид Фортинов. - Разъяренный фронтовик схватился за оружие. У Бартини кобура была расстегнута, и пистолет он успел выхватить на секунду раньше. Бартини ранил капитана в руку, за что сам был приговорен к расстрелу. Однако привести приговор в исполнение не успели: во время Брусиловского прорыва Бартини оказался в плену у русских казаков.

Как итальянский аристократ стал гениальным советским авиаконструктором

Советский авиаконструктор Роберт Бартини и его изобретения


Пленных отправили на Дальний Восток. Сначала они пешком шли до Киева, потом была долгая поездка на поезде. В лагере под Хабаровском Бартини, несмотря на свое благородное происхождение, сблизился с социалистами. И снова подвергся опасности: офицерский суд тайно приговорил его к смерти "за измену интересам класса".

Во время репатриации военнопленных Бартини едва не утопили. Пленных везли морским путем через Владивосток, и офицеры-репатрианты сговорились выбросить Бартини за борт. К счастью, капитан судна вовремя узнал о готовящемся покушении и высадил "неудобного" пассажира в Шанхае.

Возвращаться домой Бартини пришлось через Китай, Индию, Непал и Йемен. Однако убежденный социалист не поехал к влиятельному барону-отцу. Он устроился на завод "Изотта-Фраскини", поступил в Миланский политехнический институт и стал членом итальянской компартии. По слухам, Бартини даже передал партии свое наследство, из-за чего за ним закрепилось неофициальное прозвище "красный барон".
Активная партийная деятельность Бартини не осталась незамеченной: за ним установили слежку фашисты Муссолини, и ЦК ИКП принял решение переправить Бартини в СССР через Берлин.

- У Бартини было два характерных словечка, которые он произносил с нарочито итальянским акцентом: "Завирало" и "Гениало", - вспоминает Леонид Фортинов. - Первое он употреблял, если слышал какую-нибудь глупость. Второе слово, наоборот, выражало высшую степень одобрения. Однажды я заговорил с Бартини о его переправке в СССР. Сам он ничего об этом не рассказывал, и я мог только строить предположения. "Наверное, вы были нужны Советскому Союзу как второй Зорге, поэтому вас и переправили через границу?", - спросил я. "Гениало!", - ответил он, загадочно улыбаясь. А потом добавил: "Только Рихард Зорге знал четыре языка, а я семь". Тогда я задал другой вопрос: "Но как вам удалось переехать через все кордоны, если за вами охотились агенты Муссолини? Наверное, вас тайно переправляли с дипломатическим грузом". Бартини снова улыбнулся: "Гениало!"

Враг народа

В 1923 году Бартини получил советский паспорт и устроился работать на научно-опытный (ныне Чкаловский) аэродром. С этого момента Бартини начал удивлять коллег-авиаконструкторов. Например, с истребителем Бартини "Сталь-6" была связана любопытная история. Советские двигатели того времени не позволяли разогнать машину больше 300 километров в час. Авиаконструкторы в один голос утверждали, что это физически невозможно. Бартини же молча разрабатывал свою модель. За счет закрытой и "зализанной" в корпус кабины, герметизации фюзеляжа, обтекаемых форм и убираемых шасси, ему удалось преодолеть скоростной барьер.

- Однажды на совещании авиаконструкторов, на котором присутствовали Тухачевский и Орджоникидзе, вновь был поднят вопрос об увеличении скорости истребителей, - рассказывает Леонид Фортинов. - Конструкторы приводили множество аргументов, формул и расчетов, доказывая, что это невозможно. Орджоникидзе вспылил: "Зачем меня пригласили?! Зачем обсуждать то, что невозможно?!" Но поддерживавший Бартини и любивший театральные эффекты Тухачевский, объявил: "Здесь сидит конструктор, который совершил невозможное". Никто в это не поверил. Тогда Тухачевский организовал поездку на аэродром.

Взлетевший истребитель Бартини показал скорость 320 километров в час. Потом увеличивал ее до 350 километров в час. Но и это был не предел. "Сталь-6" развивала скорость до 420 км/ч. А модификация истребителя "Сталь-8" должна была летать со скоростью более 600 км/ч. Но закончить работу над этим проектом Бартини не дали.

Как итальянский аристократ стал гениальным советским авиаконструктором

Советский авиаконструктор Роберт Бартини и его изобретения


Конструктора недолюбливали некоторые коллеги. Особенно это проявилось, когда было создано центральное конструкторское бюро, но приглашенные туда специалисты не решали общие задачи, а продолжали трудиться над своими разработками. Бартини написал письмо Сталину и попросил принять меры. Реакция последовала незамедлительно: конструктора вызвали "на ковер" к секретарю парткома. Недовольный тем, что письмо Сталину прошло мимо него, партийный функционер набросился на Бартини с руганью.

"Не орите на меня", - спокойно ответил Бартини и вышел из кабинета. Его уволили, а в 38 году арестовали по "делу Тухачевского" и обвинили в шпионаже в пользу Муссолини.

- Судя по всему, отец в заключении перенес пытки, - считает Владимир Бартини. - Он не признавался в этом, но я помню его поломанные пальцы. Вряд ли это была обычная травма. Авиаконструктора вновь приговорили к расстрелу, но и в этот раз он спасся от неминуемой, казалось бы, смерти. На Сталина произвел впечатление рекордный беспересадочный перелет самолета Бартини по маршруту "Москва - Свердловск - Севастополь - Москва". Узнав, что создателя самолета должны расстрелять, Сталин распорядился дать ему возможность работать. Так конструктор попал в знаменитую "туполевскую шарашку".

Сталину запомнился еще один самолет Бартини - дальний бомбардировщик "ДБ-240" (ЕР-2), участвовавший во время войны в бомбардировке Кенигсберга и Берлина. А в 1946 году, оценив по достоинству его технику, Сталин предоставил подконвойному конструктору возможность выбора места для работы. Бартини выбрал Таганрогский завод имени Димитрова, но тяжелые воспоминания еще долго не давали ему покоя.

- Как-то Бартини предложил мне сфотографироваться с ним на групповом снимке. Я отказался. Объяснил, что у меня был репрессирован отец. "А зачем вам после всего пережитого фотографироваться с сыном репрессированного? Мало ли как это может обернуться", - сказал я. Бартини подошел, обнял меня и, едва не плача, проговорил: "Спасибо", - вспоминает Леонид Фортинов.

Шестимерное пространство

Несмотря на перенесенные испытания, Бартини остался мягким и доброжелательным человеком, поражавшим собеседников своей культурой и образованностью.

- Отец знал русский лучше, чем многие из нас и в совершенстве владел иностранными языками. Он мог спеть арию из оперы или процитировать по латыни Цицерона. Он даже показывал мне, как проходили заседания в римском сенате. Отец выступал с обличительной речью как древнеримский оратор, изображая всю гамму эмоций на лице, но при этом сохранял неподвижность тела, чтобы, как он выражался, "не шелохнулся даже край тоги", - рассказывает сын авиаконструктора.

Как отмечает Владимир Бартини, его отец особенно хорошо ладил с детьми. Даже самый капризный ребенок успокаивался, когда Бартини-старший начинал разговаривать. Спокойный и умиротворяющий звук его голоса каким-то образом воздействовал на детей.

- А еще отец мог сделать из листка бумаги модель экраноплана так же легко, как мы делаем бумажные самолетики. Но его экраноплан всегда летел ровно и стабильно. Отец многое сделал для развития отечественного авиастроения, однако всю жизнь называл конструкторскую деятельность ремеслом. Настоящей работой и истинным своим призванием он считал физику и философию, - объясняет Владимир Бартини. - У него в голове постоянно крутились какие-то парадоксальные мысли и идеи. Даже когда я был маленький, он старался говорить со мной простым языком о сложных вещах. Рассказывая о теории относительности, он приводил пример с плотом: "Если течет река, по ней плывет плот, а по плоту идет человек, то человек будет двигаться по-разному относительно плота и относительно неподвижного берега".

Как итальянский аристократ стал гениальным советским авиаконструктором


Были и другие недетские вопросы, которые Бартини-старший пытался обсуждать с сыном. Он мог взять лист бумаги и схематично изобразить на нем точками, палочкой и галочкой рожицу. На вопрос "Что это?" сын отвечал: "Лицо, конечно". "А как мы это понимаем? - морщил лоб конструктор-философ. - Ведь в реальности лицо человека выглядит совсем по-другому. Каков механизм понимания?!"

- Он действительно жил в мире идей, не всегда доступных обычным людям, - соглашается Леонид Фортинов. - Однажды Бартини показал мне свои расчеты, из которых следовало, что нас окружает мир, в котором действуют не четыре измерения - длина, высота, ширина и время - а шесть. Бартини считал, что на каждое из трех измерений пространства влияют разные временные законы, то есть для длины имеется свое время, для ширины - свое и для высоты - свое.

Завещание

Уже после смерти Бартини Леонид Фортинов послал ученым-математикам в Москву несколько черновиков, испещренных формулами. Но целый научный коллектив так и не смог расшифровать записи конструктора. Многие специалисты и вовсе говорили о том, что Бартини опередил свое время. Видимо, он и сам это понимал. Бартини оставил странное завещание, в котором просил запаять все свои труды в металлический ящик и вскрыть его через 300 лет.

- К сожалению, выполнить последнюю волю покойного не удалось, - говорит Леонид Фортинов. - После смерти Бартини осталось два огромных мешка с бумагами: расчеты, чертежи, формулы, записи. Никто не стал их запечатывать в ящик, да и не было такого ящика, куда бы все это поместилось. Коллеги хранили мешки на работе, периодически отбиваясь от ревизоров, которые требовали освободить кабинет от ненужных бумаг. А когда люди, знавшие Бартини, ушли на пенсию, его бумаги попросту сожгли.

Неожиданная смерть Бартини вызвала множество домыслов. Но на самом деле конструктор умер от естественных причин.
- Он страдал от аритмии. Я часто видел, как Бартини постукивает себя по груди. А в одном из разговоров Бартини признался: больше всего он боялся, что не сможет управлять своим телом. - вспоминает Леонид Фортинов.

В тот роковой вечер тело отказало. Авиаконструктора нашли мертвым на полу собственной ванны.

- Отец вызывает у меня две ассоциации: Гудвин из "Волшебника изумрудного города" и Иешуа из "Мастера и Маргариты", - признается Владимир Бартини. - Гудвина каждый хотел видеть не таким, каким он был в реальности. А Иешуа… Помните, как он сказал: "Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил".

Последний проект, над которым работал Бартини - уникальная вертикально взлетающая амфибия "ВВА-14". Впоследствии на ее базе был создан экраноплан. А вот к реализации другой грандиозной задумки - авианосца на подводных крыльях, который буквально летит по воде со скоростью до 700 км/ч и на который самолеты могли бы садиться, не сбрасывая свою скорость, конструктор так и не успел приступить.

Незадолго до смерти Бартини, словно предчувствуя скорую кончину, предложил Леониду Фортинову стать его заместителем.

- Но я тогда был поглощен разработкой поплавков для "ВВА-14" и отказался, - говорит Леонид Фортинов. - Никогда не забуду, как Бартини, услышав мой отказ, ссутулился и поник будто птенчик. "А что же мне делать?" - растеряно спросил он. Я нашел ему заместителя и пообещал, что немного позже сам перейду на эту должность, но так и не успел.

Разработки Бартини, применяемые в авиации до сих пор, оказались настолько удачными, что были названы в его честь. "Крыло Бартини", "Кольцо Бартини", "Эффект Бартини"... Королев считал даже, что без Бартини не полетел бы в космос спутник.

Случай в Крыму
В Севастополе, где Бартини работал над созданием гидросамолетов, однажды произошел интересный случай. Конструктор рассказывал молодым летчикам, как прыгать с высоты и входить в воду, используя законы аэро- и гидродинамики. "Если все сделать правильно, то не страшно будет прыгнуть даже во-о-он с той стрелы", - Бартини указал на 35-метровый кран стоявшей неподалеку от берега на якоре баржи. "Если не страшно - докажите", - не поверили летчики. Бартини отказался, но услышав за спиной: "Сдрейфил!", не удержался. "Во мне взбурлила итальянская кровь!" - признался он позже Леониду Фортинову.

Бартини разделся, прыгнул в воду и поплыл к барже. "Но чем ближе я подплывал, тем внушительнее казалась стрела крана. Я надеялся, что на барже окажется охрана, меня не пустят на борт и придется вернуться", - рассказывал он впоследствии. Однако на барже не было ни одного человека.

Авиаконструктору пришлось подняться на кран. С высоты все казалось еще страшнее. Но посмотрев на толпу, собравшуюся на берегу, Бартини подумал, что его может видеть женщина из медчасти, в которую он тогда был влюблен. Конструктор прыгнул вниз головой по всем правилам аэродинамики, как и учил летчиков. "В воду я вошел легко и безболезненно, но слишком глубоко - пришлось долго всплывать", - вспоминал он. Зато на берегу Бартини встречали аплодисментами.
Автор: Руслан Мельников
Первоисточник: http://rg.ru/2015/02/13/baron-site.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 26
  1. Денис 4 апреля 2015 07:06
    А вот к реализации другой грандиозной задумки - авианосца на подводных крыльях, который буквально летит по воде со скоростью до 700 км/ч и на который самолеты могли бы садиться, не сбрасывая свою скорость, конструктор так и не успел приступить
    Мало,очень мало его отличных машин увидели свет.Они намного опережали своё время.И получалась глупейшая ситуёвина,машина уже изобретена,а применения ей ещё нет
    Ведь это 1942 г.
    Р-114 - зенитный истребитель-перехватчик с четырьмя ЖРД В.П.Глушко по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом (33° по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла; шасси - одна убираемая лыжа. Были разработаны аэродинамические профили и, в частности,- профили с отсосом пограничного слоя. К самолету разрабатывался инфракрасный локатор. Р-114 должен был развивать невиданную для 1942 скорость более 2000 км/ч! В разработке проекта участвовали: по технологии - Е.П.Шекунов, по прочности - В.Н.Беляев, по локатору - К.Е.Полищук. Разумеется, такие далеко опережавшие свое время проекты в те годы осуществлены быть не могли.
    Кроме того, Р.Л.Бартини составил доклад о применении реактивных двигательных установок в авиации и об организации исследовательских работ и опытного строительства в этой области. Осенью 1943 г. ОКБ было закрыто.
    1. Гамдлислям 4 апреля 2015 09:39
      Цитата: Денис
      Мало,очень мало его отличных машин увидели свет.Они намного опережали своё время.

      Цитата: Денис
      Мало,очень мало его отличных машин увидели свет. Они намного опережали своё время.

      Бартини Роберт Людвигович был действительно гением. Возможно, это и сказалось на его характере. Он никогда (практически) не доводил свои проекты до серийных образцов. Выполнив в металле свою задумку (идею), тотчас терял к ней интерес. Тот самолёт, что выпускали серийно (Ер-2), доводили до серийного выпуска его ученики-коллеги. Другой же самолёт ДАР (дальний арктический разведчик) был настолько, как бы сегодня сказали, инновационный, что за серийный выпуск никто не взялся. Было Постановление правительства о выпуске 5 машин, но Бартини Р.Л. уже потерял к этой машине интерес после испытания первой машины.
      При выпуске ДАРа Бартини разработал технологию точечной сварки, которой в нашей стране до этого не было.
      А вообще-то уже была несколько более инфармационная статья про Бартини Р.Л. от 14.05.2012 г. «Бартини Роберт Людвигович - один из малоизвестных героев советской авиаконструкторской школы».
      http://topwar.ru/14378-bartini-robert-lyudvigovich-odin-iz-maloizvestnyh-geroev-

      sovetskoy-aviakonstruktorskoy-shkoly.html#addcomment


      А ещё есть книги про Бартини Р.Л.:
      - Великий Бартини. «Воланд» советской авиации (Якубович Николай Васильевич)
      - Самолеты Р. Л. Бартини (Якубович Николай Васильевич)
    2. Mister X 4 апреля 2015 13:02
      Замечательный рассказ!

      Видео в тему.
      Гений из "шарашки". Авиаконструктор Бартини

  2. Iline 4 апреля 2015 08:07
    Бартини действительно малознаком околоавиационной публике. А ведь был талантище.... Его разработки намного опережали своё время, а поэтому мало что удавалось реализовать. Только после его смерти отдельные идеи (далеко не все) начали находить своё применение на современных летательных аппаратах.
  3. strelets 4 апреля 2015 08:18
    Не надо нам никаких суперменов. Вот о таких людях надо писать книги и снимать фильмы. Одна его эвакуация в Москву, наверное, чего стоит...
  4. Басарев 4 апреля 2015 08:27
    И ещё очень жаль, что та сверхзвуковая летающая лодка так и не была осуществлена.
  5. северный 4 апреля 2015 08:35
    Удивительной судьбы и конструкторского дара человек. Талант, родившийся не в то время, и чего греха таить, не в том месте.
  6. miv110 4 апреля 2015 08:58
    К слову сказать, есть версия, что Бартини был одним из прототипов Воланда т.к. был знаком с Булгаковым, а впечатление, как личность, изобретатель производил неординарное (было в нём что-то демоническое).
  7. avt 4 апреля 2015 10:35
    Гений со сложной судьбой - остался в тени более успешных авиаконструкторов . Можно сравнить с судьбой оружейника Федорова , оставшегося в тени своих учеников , даже завод им поднятый носит имя не пережившего ученика -Дегтярева.В какой то мере Бартини человек из другого измерения , вернее жил не только в нашем , но и параллельном мире,сохраняя целостность сознания .Человек из эпохи гигантов !
    avt
  8. Ереке 4 апреля 2015 11:05
    _идиоты_ сожгли его труды.. если знать про 6 измерений то это будет уже другая техника для преодоления пространства, а не самолеты которые летают . Был бы в США неизвестно, что он там изобрел бы
  9. parusnik 4 апреля 2015 12:10
    Удивительной судьбы человек...собрал о нём не большую библиотечку
    1. foma2028 4 апреля 2015 19:01
      прошу название книг в студию!!!
  10. semirek 4 апреля 2015 12:36
    Неужели в те годы, талантливому человеку чтобы творить---обязательно нужно пройти аресты,пытки ,"шарашки".
    Был в то время авиаконструктор Калинин--очень оригинальные были у него проекты:расстрелян.
  11. Nayhas 4 апреля 2015 12:58
    Roberto Oros di Bartini загадочная личность. Указанная во всех справочниках биография на столько не правдоподобна и опирается только на воспоминания самого Roberto Bartini. Сын утопившейся 17-летней девушки подброшенный садовнику барона вице-губернатора австрийской провинции Фиуме и впоследствии усыновленный им в связи с бездетностью, который оказался его реальным отцом...Всё это походит на дешёвый женский роман "Санта-Барбара и все все все..."
    Сын богатого барона воевал рядовым, работал грузчиком и жил как отребье...отдал 10 миллионов долларов Коммунистической партии Италии... Простите, но в начале 20 века 10 миллионов долларов была немыслимая сумма, это наверно как сейчас 10 миллиардов долларов...
    Это на фоне увлечениями аппаратами с вертикальным взлетом и перемещением у поверхности на экранном эффекте и пространством с шестью (и это не предел) измерениями...боязнь яркого света и полная нелюдимость...абсолютное не восприятие чувства голода и жажды...
    1. Argon 4 апреля 2015 14:53
      Ну не надо в крайности впадать-света яркого не любил,из-за зрения.Я бы не сказал,что он был нелюдимый скорее замкнутый.Будет преувеличением сказать,что мы общались-пару раз отвечал на его вопросы,но очень много довелось наблюдать за ним со стороны.Это было интересно,человек без условно харизматичный,всегда выдержан и опрятен,я не разу не видел что бы он на кого то повысил голос или просто,был с кем то резок.На мой взгляд он был разочарован(в общем,жизнью),во всяком случае,равным среди равных он не был.Можно сказать,что его поведение укладывалось в рамки-"Не плачь не бойся не проси"-(без всякого пафоса).Кстати наблюдать за ним чаще всего получалось в столовой,вот на пример:он не когда не звал буфетчицу всегда ждал пока сама подойдет(блин и подходила таки к нему-в числе первых!)
  12. Никита Громов 4 апреля 2015 13:01
    Бартини - Гениало!
  13. lao_tsy 4 апреля 2015 13:15
    Сколько их безызвестных, забытых, засекреченных... Одним словом - Глыбы.
    ...Гвозди б делать из этих людей:
    Крепче б не было в мире гвоздей.
    Николай Тихонов: БАЛЛАДА О ГВОЗДЯХ.
  14. Mantykora 4 апреля 2015 13:53
    Я и не знал о таком человеке! Спасибо! Очень интересная и трагичная жизнь!

    Миром правит пиар и реклама! Вот про да Винчи и Тесла знаем, а про Бартини... Спасибо автору!
  15. moskowit 4 апреля 2015 14:32
    Бартини - Поэт, гений, отмеченный печатью Бога! Туполев, Яковлев, Микоян, Поликарпов - великолепные конструкторы, Инженеры, но прагматики... Сикорский, Мясищев тоже поэты авиаконструирования...Но поэты витают в "эмпириях", а "прагматики" продавливают свои разработки к исполнению, и получают деньги, премии, награды...
  16. Александр72 4 апреля 2015 15:38
    Ро́берт (Роберто) Лю́двигович Барти́ни (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини ( Roberto Oros di Bartini); 14 мая 1897, Фиуме, Австро-Венгрия — 6 декабря 1974, Москва) — итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах ( экраноплан). Автор более 60 законченных проектов самолётов. В анкетах, в графе «национальность» писал: «русский».
    14 февраля 1938 Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Ему было предъявлено обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах».
    Заключенный Бартини был направлен на работу в закрытое авиационное КБ тюремного типа — ЦКБ-29, где он работал до 1947. Принимал участие в работе по бомбардировщику Ту-2, под руководством Туполева. Вскоре Бартини по его просьбе переводят в группу заключенного Д. Л. Томашевича(«бюро 101»), где проектировали истребитель.
    С приближением немецких войск к Москве ЦКБ-29 было эвакуировано в Омск. В Омске в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, разработавшее два проекта:
    «Р» — сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло» с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и комбинированной жидкостно-прямоточной силовой установкой.
    Р-114 — истребитель-перехватчик ПВО с четырьмя ЖРД В. П. Глушко по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом (33 град. по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла. Р-114 должен был развивать невиданную для 1942 скорость 2 М. Осенью 1943 ОКБ было закрыто.
    В 1944—1946 годах Бартини выполняет рабочее проектирование и строительство пассажирских и транспортных самолетов.
    Т-107 (1945) с двумя двигателями АШ-82 — пассажирский самолет — среднеплан с двухэтажным герметизированным фюзеляжем и трехкилевым оперением. Не строился.
    Т-108 (1945) — легкий транспортный самолет с двумя дизелями по 340 л. с., двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и неубираемым шасси. Также не строился.
    Т-117 — магистральный транспортный самолет с двумя двигателями АШ-73 по 2300/2600 л. с. Схема — высокоплан с очень широким фюзеляжем, поперечное сечение которого образовано тремя пересекающимися окружностями. Это был первый самолет, позволявший перевозить танки и грузовики. Были также пассажирский и санитарный варианты с герметическим фюзеляжем. Проект самолета был готов уже осенью 1944, и в июле 1946 была начата постройка самолета на заводе им. Димитрова в Таганроге, где вновь было организовано ОКБ-86 Бартини. В июне 1948 постройка почти готового (на 80 %) самолета была прекращена.
    Т-200 — специальный тяжелый военно-транспортный и десантный самолет, высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого образованы крыльевым профилем, а задняя кромка, раскрываясь вверх и вниз, между двумя хвостовыми балками, образовывала проход шириной 5 м и высотой 3 м для крупногабаритных грузов. Силовая установка — комбинированная: два поршневых звездообразных четырехрядных двигателя АШ по 2800 л. с. (будущих) и два турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги. Предусматривалось управление пограничным слоем крыла, хорда которого — 5,5 м (вариант Т-210). Проект разрабатывался в 1947 г., был утвержден, и самолет в том же году рекомендован к постройке, однако он не строился из-за закрытия ОКБ. Впоследствии эти наработки были частично использованы при создании транспортных самолетов Антонова.
  17. foma2028 4 апреля 2015 19:03
    некоторые самолет имеют ярко выраженное сходство с птицами, мне ВВА-14,вернее его остатки, показался похожим на эту птицу
  18. foma2028 4 апреля 2015 19:07
    Идеи Бартини давали и дают всходы через учеников: С. П. Королев, М. П. Симонов (бывший генеральный конструктор ОКБ Сухого, один из создателей Су-27), Г. С. Панатов (бывший генеральный конструктор КБ им. Бериева, один из авторов Бе-200).
    1. странник_032 4 апреля 2015 19:59
      Про Ростислава Алексеева забыли. Вот уж точно достойный его ученик.
      Таких аппаратов не строил никто в мире тогда.
      странник_032
      1. Альджавад 4 апреля 2015 23:49
        foma2028
        Идеи Бартини давали и дают всходы через учеников: С. П. Королев, М. П. Симонов (бывший генеральный конструктор ОКБ Сухого, один из создателей Су-27), Г. С. Панатов (бывший генеральный конструктор КБ им. Бериева, один из авторов Бе-200).

        странник_032 (2) SU Сегодня, 19:59 ↑ Новый
        Про Ростислава Алексеева забыли. Вот уж точно достойный его ученик.
        Таких аппаратов не строил никто в мире тогда.

        ...Ещё Антонов в ту же когорту.

        А вот анекдот - скорее притча.
        Продают на птичьем рынке попугаев. 1000р, 2000р и 10.000р.
        - Почему цена разная?
        - за тысячу ругается только по русски, а за две - ещё и по английски.
        - а третий - он на 10 языках?
        - нет. Он молчит.
        - Почему тогда так дорого?
        - эти двое говорят, что он их шеф.

        А вообще, Бартини - человек-загадка. До-советская биография не подтверждается, эрудиция - на плеяду гениев, генератор идей, харизматик при полном отсутствии амбиций.

        Ольга и Сергей Бузиновские в эссе "ТАЙНА ВОЛАНДА" назвали его прогрессором...
  19. HitMaster 4 апреля 2015 19:27
    талантливый конструктор был! недооценённый, к сожалению.
  20. parusnik 4 апреля 2015 22:30
    Цитата: foma2028
    прошу название книг в студию!!!

    Красные самолёты И.Чутко,Самолеты Р. Л. Бартини,«Воланд» советской авиации Якубович Н.В.
    1. foma2028 5 апреля 2015 09:44
      Спасибо большое, с удовольствием почитаем
  21. APASUS 4 апреля 2015 23:11
    Прочитав историю почему то вспомнил группы детей из семей республиканцев, которых в 1937 и 1938 годах вывезли из Испании в СССР с целью спасти от военных действий.Ведь сколько людей совсем не имеющих отношение к нам жили,работали и трудились на благо по сути чужой им страны.Просто по воле случая оказавшихся за пределами своей родины.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня