Импортозамещение: что Россия может взять из опыта Тайваня

25
Импортозамещение: что Россия может взять из опыта ТайваняСперва свое производство дороже иностранного, но потом выгоды от протекционизма перекрывают издержи

В связи с объявленным Дмитрием Медведевым курсом на импортозамещение портал KM.RU продолжает цикл статей, посвященных мировому опыту в этой сфере.

Ранее мы говорили о Японии, сейчас рассмотрим пример Тайваня.

Итак, остров Тайвань. Какие ассоциации возникают, когда мы слышим это слово?

Электроника, разнообразнейшие бытовые товары, высокоразвитая промышленность, завалившая весь мир своей продукцией. Быстрые темпы развития и довольно значительный ВВП, по паритету покупательной способности сопоставимый с западноевропейским. Но так было далеко не всегда.

С 1895 по 1945 остров был японской колонией со всеми вытекающим последствиями. Например, в отношении тайваньцев оккупационная администрация ввела ограничение на ведение бизнеса, торговля была завязана на удовлетворение запросов Японской империи и уже по этой причине развивалась однобоко.

Как и положено колонии, Тайвань поставлял в основном сельскохозяйственные необработанные продукты, а закупал промышленные товары. Это еще не все, после войны и без того не слишком развитая индустрия Тайваня получила серьезный удар - значительная часть фондов была просто вывезена в Китай.

Когда в 1949 году разбитые части Чан Кайши эвакуировались на Тайвань, проиграв гражданскую войну коммунистам, доход на душу населения в год был менее $100. Население острова вместе с хлынувшим потоком беженцев составляло тогда 9 млн человек.

На острове практически отсутствовали энергоносители, да и вообще природные ресурсы, лишь четверть территории было пригодно для сельского хозяйства. Развитие портового хозяйства осложнялось географическими особенностями береговой линии не слишком удобной для строительства терминалов. Множество местных фермеров, как и в Японии, арендовало землю в обмен на половину урожая. В общем, знакомая, безрадостная картина.

Как быть? Власти решили воспользоваться примером Японии и начали с крестьянской реформы. Латифундистов заставили расстаться с землей, выплатив им сравнительно небольшую компенсацию. Полученные участки государство перепродало крестьянам на льготных условиях. После чего государство реализовало ряд программ модернизации сельского хозяйства.

Опираясь на государственные инвестиции, тайваньские фермеры добились значительно роста продукции. В середине XX века рост в этой сфере составлял 14% в год. Крестьяне обеспечили продовольственные запросы своего народа, а излишки пошли на мировой рынок. Значительный сельскохозяйственный экспорт дал правительств валюту, крайне необходимую для индустриального рывка.

Как уже говорилось, потребительские товары Тайвань закупал, и руководство страны посчитало необходимым провести политику импортозамещения. Как и положено, был введен комплекс протекционистских мер, стимулировавший предприятия легкой промышленности.

Параллельно создавались мощные государственные корпорации, обеспечивавшие львиную долю производства промышленных изделий. Постепенно Тайвань осваивал все более сложные отрасли: нефтехимия, литье стали, судостроение, производство запчастей для автомобилей и т.д.

Импортозамещение дополнялось и политикой властей, призванной создать экспортно ориентированную экономику. Соответствующие предприятия получали финансирование и различные привилегии.

Кредитная сфера контролировалась административно, размер ставок по займам строго ограничивался, в результате чего промышленность получила доступ к дешевым деньгам. Более того, инвестиционная деятельность поощрялась налоговыми льготами. Не забывало правительство и об инфраструктуре. Строились дороги, аэропорты и атомные электростанции.

Важную роль сыграли и государственные научно-исследовательские центры прикладного характера, заточенные под технологические нужды производства. Общую координацию развития Тайваня осуществляли разрабатываемые государством экономические программы.

Руководство страной неуклонно проводило политику импортозамещения, охватывая все более высокотехнологичные отрасли. Власть внимательно отслеживала ситуацию в отраслях экономики, и направляла ресурсы в сферы, наиболее зависимые от зарубежных поставок с целью понизить роль от импорта.

По сути, на Тайване сложилась модель, сочетающая плановые и рыночные механизмы. Государственный сектор играл роль локомотива, значительная часть банков управлялась правительством, и более того, даже деятельность флагманов частного сектора регулировалась административными рекомендациями.

Спору нет, Тайваню сильно помогла американская поддержка, в том числе и финансовая, но для того, чтобы выйти на мировой рынок надо было научиться выпускать соответствующую продукцию. Тайваньцы справились с этой задачей на высоком уровне.

Руководство Тайваня прекрасно понимало, что нищета населения - очевидный тормоз для экономики. Если основные средства сконцентрированы в руках узкой группы лиц, а весь остальной народ едва сводит концы с концами, то как обеспечить внутренний спрос на товары? Поэтому власть многие годы проводила политику сглаживания доходов и добилась очевидных успехов.

Если в 1950 году доходы 20% наиболее богатой части общества в 15 раз превышали доходы 20% самых бедных, то уже в 1964 году этот показатель упал до 5,3 раза, а в конце 70-х годов составил и вовсе - 4,2 раза.

Высокие пошлины на импорт, и другие протекционистские меры способствовали не только становлению промышленности и развитию сельского хозяйства, но и повышали уровень жизни населения, что в свою очередь также стимулировало местную экономику.

Таким образом на практике опровергался неизбывный аргумент противников протекционизма, о том, что лучше купить зарубежом более дешевый товар, чем ограничивать импорт, заставляя население переплачивать за отечественную продукцию.

Да, на первых порах свое производство нередко оказывается дороже иностранного, но в дальнейшем выгоды от протекционизма с лихвой перекрывают издержи начального этапа.

P.S. При подготовки статьи использовалась диссертационная работа Иванова М.В. «Экономическая политика государства на Тайване»
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. sent-onere
    +7
    17 апреля 2015 18:40
    Путин пообещал и в дальнейшнм прислушиваться к мнению (лучшего министра финансов по версии Запада) Кудрина, которого считает своим другом. Кроме того, он высоко оценил работу правительства и деятельность ЦБ. Так что в фрнансово-экономической политике ничто не изменится. Полезный опыт других стран не для нас - мы останемся верными единственно верному либеральному учению (Вашингтонскому консенсусу). Так что Президент в порядке ручного управления будет разруливать кризисные ситуации. А стратегия развития страны останется прежней - никакой долговременной стратегии! Рынок всё решит!.
    1. sent-onere
      +4
      17 апреля 2015 19:18
      Всё это импортозамещение нам как мёртвому припарки.
      Не будет ни хрена.
      Сколько можно верить тем, кто всю дорогу нас обманывает?
      Все эти статейки - пустое занятие.
      Наша элита не будет работать никогда.
      Она не умеет работать, не понимает что это и зачем.
      Только хапать что плохо лежит и сдавать в аренду иностранцам.
      ВСЁ!!!
      1. +3
        17 апреля 2015 19:23
        Импортозамещение: что Россия может взять из опыта Тайваня

        РабоТайВаня! smile
        1. comrad74
          +3
          17 апреля 2015 19:38
          Расстрелы и массовые конфискации "элиты".К слову васильеву простили.Что уж говорить за чубайса.
          1. +1
            17 апреля 2015 22:38
            Цитата: comrad74
            Расстрелы и массовые конфискации "элиты".К слову васильеву простили.Что уж говорить за чубайса.

            вы майдана в России жаждете?
            гражданской войны?
            думаете лучше станет?
            майдауны тоже так думали.
      2. +1
        17 апреля 2015 21:35
        Полностью "За".Как сможет наше правительство,действуя на примере Формозы отобрать землю у крупных воротил?Экономическая политика правительства России во все века за исключением советского периода была одна-взять побольше денег с помощью налогов.Пока у власти будут Силуановы,Кудрины,Медведевы не будет ничего хорошего-необходима персональная уголовная ответственность министров и пенсии их совсем лишить,чтоб не задумывались о повышении пенсионного возраста.....
        Цитата: sent-onere
        Всё это импортозамещение нам как мёртвому припарки.
        Не будет ни хрена.
        Сколько можно верить тем, кто всю дорогу нас обманывает?
        Все эти статейки - пустое занятие.
        Наша элита не будет работать никогда.
        Она не умеет работать, не понимает что это и зачем.
        Только хапать что плохо лежит и сдавать в аренду иностранцам.
        ВСЁ!!!
  2. ПОЦРЕОТ
    +3
    17 апреля 2015 18:40
    Опыт сталинской индустриализации тоже был хорош, зачем далеко ходить
    1. sent-onere
      +1
      17 апреля 2015 19:15
      Опыт сталинской индустриализации тоже был хорош, зачем далеко ходить



      А корни индустриализации были заложены еще в дореволюционные времена, как явные цели обозначены в Ленинские и ударными темпами реализовывались в Сталинские. Мы, по сути, только благодаря тому фундаменту и живы, во всех смыслах. А нынешняя интеграция в мировой рынок на ролях поставщика сырья и покупателя ширпотреба как раз и есть то, что выгодно западу, да и востоку тоже.
  3. sent-onere
    +5
    17 апреля 2015 18:41
    Импортозамещение: что Россия может взять из опыта Тайваня



    Хорошую погоду Чтоб можно было ходить без штанов.....
    1. 0
      17 апреля 2015 18:59
      Может и може но не сможе ...
      Вы прочитали книгу миллиардера, повторили весь его путь и стали богаче чем он?
      Вот и получается, что Россия может взять из опыта Тайваня, только самое лучшее-хорошую погоду Чтоб можно было ходить без штанов...
    2. kompotnenado
      0
      17 апреля 2015 20:18
      В сравнении с Тайванем это мы - голытьба беспорточная.
  4. sent-onere
    +3
    17 апреля 2015 18:44
    Проблема кризиса в России многогранна и различные статьи показывают её нам с разных сторон. Но главная проблема одна: недееспособность руководства страны. Оставим в стороне вопросы честности. Даже с сугубо технократических позиций их действия неадекватны. Они, как неопытный велосипедист, не могут повернуть вправо, потому что сначала боятся сделать короткий вилёк влево. В результате именно влево и уедут... Применительно к нашей экономике - они не делают масштабных вливаний в экономику из страха дефицита и инфляции, но именно поэтому получат и дефицит и инфляцию. Примеры ускорения, перестройки, приватизации, привлечения иностранцев и краха надежд на государственное управление экономикой на примере космодрома Восточный тоже не вдохновляют. Т.е. мало решить вложить деньги, надо вложить их правильно. Кажется, что всё перепробовано и толку нет. Однако, есть ещё и неиспользованные методы. Я очень удивлён, что с 2003 года (когда они стали единственно возможными)на них так никто и не набрёл. Или всё видят, да нечестность мешает?
  5. 0
    17 апреля 2015 18:45
    Правильно. Поднять промышленность модно только по указке правительства. И главное что бв правительство помогало развиваться промышленности.
    1. 0
      17 апреля 2015 22:01
      Цитата: Alex_Rarog
      Правильно. Поднять промышленность модно только по указке правительства.

      вы не правы,указать можно только время летнее-зимнее,лампочки не выше 100вт и т.п.,а в остальном работать(руководству) надо! менять экономическую модель.
      а так "указки",так и остаются всего лишь только"указками",на которые все "положили с прибором".
  6. +1
    17 апреля 2015 18:51
    Может взять,но торговать легче,чем строить
  7. +6
    17 апреля 2015 18:59
    Для начала из ВТО надо выйти, чтобы применить упомянутые в статье методы
  8. 0
    17 апреля 2015 19:00
    У Тайваня было кредитования и иностранные инвестиции.
    Россия из-за санкций осталась без кредитов и инвестиций.
    1. ИГОРЬ
      +5
      17 апреля 2015 19:06
      Свои нужно вкладывать,а не кредитоваться за рубежом.
      1. 0
        18 апреля 2015 17:20
        .....Совершенно верно,РФ далеко не бедное государство....БОГатое,а вот рачительного использования,порядка в использования средств,отсутствие краж и разбазаривания предотвратить не может....не желает....!?
    2. sent-onere
      0
      17 апреля 2015 19:16
      Цитата: voyaka uh
      У Тайваня было кредитования и иностранные инвестиции.
      Россия из-за санкций осталась без кредитов и инвестиций.



      Тайваню сильно помогла американская поддержка, в том числе и финансовая, но для того, чтобы выйти на мировой рынок надо было научиться выпускать соответствующую продукцию"
      1. +2
        17 апреля 2015 20:34
        Цитата: sent-onere
        У Тайваня было кредитования и иностранные инвестиции.
        Россия из-за санкций осталась без кредитов и инвестици

        Если Вы слушали выступление Глазьева, то он довольно доходчиво изложил как внешнее кредитование заменяется внутренним. Для успешного развития этих программ нужно прежде всего прекращение бардака (например как на космодроме "Восточный").
    3. +1
      17 апреля 2015 21:39
      А до санкций? Тоже сопли жевали, уповали на нефть и газ. Сколько можно сидеть на поставках сырья? Говорим одно, а делаем вечно противоположное.И пока мы будем так делать, сидеть мы будем в г л у б о к о й _опе.
    4. +1
      17 апреля 2015 22:11
      Цитата: voyaka uh
      У Тайваня было кредитования и иностранные инвестиции.
      Россия из-за санкций осталась без кредитов и инвестиций.

      фрррр... нас кредитовали из средств нашего же "стабфонда",который мы держали на западе,да к тому же с нас за это еще и деньги брали!!! wassat
      это на наши деньги они скупали нашу промышленность и банкротили ее!!! angry
      вот вы например,отдайте деньги на хранение соседу и берите у него в займы под проценты,а он еще на эти деньги и вашу жену по кабакам водить будет.
      вот вроде того.
    5. 0
      18 апреля 2015 00:13
      А что, Россия нищая? Своих денег нет?
  9. kompotnenado
    +1
    17 апреля 2015 20:17
    Азбучные истины реальной экономики не доступны пониманию наших какадемикам либерастических наук.
    1. 0
      17 апреля 2015 22:19
      Цитата: kompotnenado
      Азбучные истины реальной экономики не доступны пониманию наших какадемикам либерастических наук.

      не правы вы,доступны...ох как доступны,потому и стали они все сплошь миллонерами и миллиардерами.
      дуракам это не под силу.
      это мы прошляпили!это нам "азбучные истины" не доступны!
  10. +1
    17 апреля 2015 20:17
    Опять статейка из обзацев надергана да и только. Тайвань США поддерживало по полной программе с
    1949 как противника Китая. От сюда и экономическое чудо, ведь Чан Кайши имел связи в СССР,
    А жена его сына была русской причем комсамолкой и стала потом первой леди Тайваня,
    Да да дядя Джо поддерживал и Мао и Чана а когда последний проиграл янки за него и уцепились,
    вот вкратце и все их эконом чудо.
  11. 0
    17 апреля 2015 20:32
    Можно и нужно брать на вооружение опыт других, это дальновидно ....... но у нас так же есть богатый опыт. Прежде всего нужно его тщательно изучать и применять.
    1. 0
      17 апреля 2015 22:23
      Цитата: Роман 11
      Можно и нужно брать на вооружение опыт других, это дальновидно ....... но у нас так же есть богатый опыт. Прежде всего нужно его тщательно изучать и применять.

      ага. только вот маленькая поправочка - кому нужно,тот не может,а кто может,тому не нужно. wassat
  12. DPN
    0
    17 апреля 2015 20:36
    Надо брать лучшее из своей истории , а если не способны сами ,может наше правительство на Тайваньское махнуть не глядя ,есть же города побратимы?
    1. +1
      17 апреля 2015 21:46
      Цитата: DPN
      Надо брать лучшее из своей истории

      И желательно что бы в собственной истории было меньше белых пятен.
      http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ksOEzjPpY8E
    2. 0
      17 апреля 2015 22:25
      Цитата: DPN
      Надо брать лучшее из своей истории , а если не способны сами ,может наше правительство на Тайваньское махнуть не глядя ,есть же города побратимы?

      вы в эмиграцию собрались?
  13. +1
    18 апреля 2015 06:37
    "Государственный сектор играл роль локомотива, значительная часть банков управлялась правительством, и более того, даже деятельность флагманов частного сектора регулировалась административными рекомендациями."... фактически опыт СССР по индустриализации и коллективизации... без перегибов.
  14. 0
    18 апреля 2015 11:19
    Импортозамещение: что Россия может взять из опыта Тайваня


    Меня удивляет одно, как мы будем заниматься разрекламированным импортозамещением, когда у нас дорогие кредиты, в беседе с Путиным об этом было сказано, что кредиты банки выдают, порой под 30%!!! В Америке, к примеру, кредиты дают под 3-4%! И в статье об этом написано
    Тайваню сильно помогла американская поддержка, в том числе и финансовая
  15. 0
    18 апреля 2015 12:27
    "Спору нет, Тайваню сильно помогла американская поддержка, в том числе и финансовая,..."

    Автор статьи не отметил, что данная поддержка оказала РЕШАЮЩЕЕ значение (как противовес Китаю.) Так что к нам утверждения данной статьи в большей части неприменимы.

    Нам необходим новый "37-ой" в том смысле, чтобы поменять бОльшую часть правящей элиты. (разумеется с проработкой механизма, чтобы "невинные не страдали") Мез этой "чистки" правящих кругов никакой рывок не возможен, или он возможен через столь долгий период времени, что мы опоздаем.