Воронежцы против "Балтимора"

12


В соответствии с государственными планами в городе Воронеже на базе аэродрома «Балтимор» или «Воронеж-Б», каким было его прежнее название, планируется создать самую крупную в России авиационную базу. Столица Черноземья уже сейчас разделилась на тех, кто, как говорится, двумя руками голосует за, и на тех, кто категорически против таких перспектив. Противники увеличения численности самолетов на военном аэродроме заявляют, что раз «Балтимор» находится в черте города, то это является большим риском для жителей ближайших районов. Кроме того, гул двигателей Су-27, Су-24М, Су-24МР, Ан-30 достигает такого уровня, что даже в расположенной неподалеку больнице в моменты полетов приходится откладывать операции, так как скальпель в руках хирурги удержать не могут. Активисты инициативной группы, высказывающиеся против использования «Балтимора» в качестве перспективной базы ВВС РФ, приводят еще целый ряд доводов. Они мотивируют свой негативизм по отношению к деятельности военных на аэродроме, располагающемся примерно в 5,5 километрах от центра Воронежа, тем, что на головы живущих неподалеку горожан сбрасываются тонны отработанного топлива. Это топливо оседает и на деревьях, и на земле, и на одежде, что не способствует укреплению здоровья воронежцев.

Этих людей можно понять. Постройка аэродрома «Балтимор» была начата еще в тридцатые годы прошлого века, а завершена окончательно в 1953-м. В тот момент Воронеж еще не успел обрасти обширной агломерацией, поэтому аэродром располагался на городских окраинах. Самолеты облетали город, что было гарантией безопасности. Сегодня «Балтимор» территориально принадлежит Советскому району Воронежа. В непосредственной близости от него располагаются дачные поселки и микрорайон Тенистый. Сегодня самолетам, чтобы приземлиться на ВПП (взлетно-посадочную полосу) просто необходимо пролетать над жилыми массивами.

Жители Тенистого заявляют, что авиационная техника, участвующая в полетах, не отличается своей новизной, поэтому не ровен час, и какой-нибудь истребитель или самолет-разведчик просто рухнет на многоэтажки микрорайона.

Сегодня из тех самолетов, которые уже базируются на аэродроме в Воронеже, одновременно в воздухе может находиться не более четырех машин. В ближайшие годы сюда планируется добавить несколько Су-34, увеличить длину ВПП, что позволит взлетать и садиться с небольшим интервалом целому десятку единиц воздушной боевой техники. Это особенно тревожит жителей Советского района столицы Черноземья.

Однако в Воронеже немало людей, которые положительно высказываются по поводу превращения «Балтимора» в крупнейшую авиабазу страны. Во-первых, это может привлечь в город дополнительные инвестиции. Причем в связи с оговоренной президентом Медведевым суммой на модернизацию армии до 2020 года инвестиции в воронежский аэродром могут составить до нескольких миллиардов рублей. Во-вторых, укрупнение аэродрома позволит увеличить количество рабочих мест именно в Советском районе города. А это для Воронежа сегодня тоже немаловажно. В-третьих, развитие «Балтимора» - это и развитие инфраструктуры Тенистого и других прилегающих территорий. Сегодня, что греха таить, в этом городском микрорайоне от одних дорог можно прийти в шоковое состояние. Похоже, что дороги специально оставили такими, чтобы к аэродрому враг точно не смог подобраться. На некоторых перекрестках Тенистого ямы в асфальте достигают такой глубины, что колеса легковушек, попадая в них, почти полностью уходят под уровень дороги. Поэтому стоит ожидать, что хотя бы дороги этой части Воронежа приведут в нормальное состояние.

В общем, ситуация выглядит достаточно привычно для России. Раньше город «оплакивал» разваливающийся на глазах военный аэродром и вспоминал годы его активного использования. А как только возникли идеи его модернизации, так сразу заговорили о том, что без действующего аэродрома городу жилось гораздо спокойнее. При этом не устраивает многих жителей столицы Черноземья и то, что в 7 км от Нововоронежской АЭС располагается полигон для консервации старого оружия. Мол, оружие может детонировать так, что на атомной станции возникнет угроза катастрофы.

Сложно в этой позиции взять на себя смелость и поддержать одну из сторон. Негодование людей, у которых истребители пролетают буквально над головами, понятно. Особенно оно понятно после многочисленных трагических эпизодов с авиационной техникой, произошедших за последние два-три года. Катастрофы в Петрозаводске и Ярославле явно не добавляют жителям Советского района энтузиазма.

Но если делать из последних катастроф скоропалительные выводы, то в России придется прикрыть далеко не только воронежский «Балтимор». Похожая ситуация и с военным аэродромом в Челябинске. Да и аэропорт Сочи тоже из этой серии.

Если воззвание жителей Воронежа к властям по поводу закрытия «Балтимора» будет этими властями принято и решено в пользу противников авиабазы, то это станет для России настоящим прецедентом. Придется десятки аэродромов и аэропортов сравнять бульдозерами и вынести в чистое поле. Однако проблема заключается еще и в том, что при нынешнем уровне урбанизации и Воронеж, и Челябинск, и Сочи будут неизбежно расширять свои границы. А значит, рано или поздно, даже новый построенный аэродром все равно в эти границы попадет.

Проблему нужно решать не ликвидацией баз ВВС, а их модернизацией и повышением уровня профессионализма летчиков и обслуживающего полеты персонала. Ведь, согласитесь, если в нашей стране в кабину самолета может сесть изрядно подвыпивший штурман, то ему в принципе все равно, где располагается аэродром – в черте города или за ней. Он «найдет» место, куда «пустить» и лайнер, и бомбардировщик. Если отсутствует контроль над состоянием пилотов и военных летчиков, то те сегодня могут творить все, что угодно. Наша страна знает немало случаев, когда экипаж самолета распивал алкоголь буквально за пару минут до взлета. Причем делалось это с обычной бравадой: мол, мы настолько опытны, что может себе позволить летать «под градусом». Если некоторые российские пилоты перед полетом позволяют себе во время взлета «задеть» неизвестно каким местом стояночный тормоз воздушного судна, то здесь тоже не причем ни расположение аэродрома, ни длина его взлетно-посадочной полосы.

Итог один: развитие понимания ответственности за собственную жизнь и жизни людей. И это касается не только летчиков, но и каждого из нас.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 443190
    +6
    7 октября 2011 08:47
    Явно заказная статейка. Автор во многом и не представляет очем он пишет.А заодно и сам себе копает яму признавшись в причине поднятого вопроса. Город видите ли приблизился к аэродрому. А почему бы при проектировании и строительстве города не учесть факт наличия аэродрома? Таже история и в Челябинске. Аэродром военного училища построили еще 75 лет назад. Город тогда был в 20 км ....А сейчас все кому не лет визжат...Шумно...Опасно!!! Вот пусть лучше предьявят претензии местной власти...когда принимались решения о строительстве города.
  2. pokermen
    +2
    7 октября 2011 09:08
    в стране есть СаНПины + другие нормы по уровню шума., если это не учитывать......то про какое соблюдение закона идет речь
  3. Иван Красов
    +2
    7 октября 2011 09:28
    Посмотрим на это с другой стороны. Чем крупнее авиационная база, тем больше возможностей по нанесению ущерба обороне страны в случае военных действий.
  4. +5
    7 октября 2011 09:57
    Ненавижу америкосов, но не могу привести их в пример. У них ближайший суслик в пределах сотни километров от базы не говоря о жилых массивах.
    Крупная авиабаза должна быть как можно дальше от населенных пунктов не говоря о таком большом городе как Воронеж. Какие бы небыли самолеты новые или старые техника всегда может отказать, летчик всегда может сделать ошибку.
    Нельзя было рассматривать воронежский аэродром как базу.
    Мы на радиоуправляемых моделях самолетов (увлекся на старости лет, дань юности) и то летаем там где нет людей и построек. Так модель 6-7 кг и то если куда въедет проблем не оберешься а тут многотонные машины да еще возможно с боеприпасами.
  5. Ion Coaelung
    0
    7 октября 2011 10:10
    Живите там где не шумно! А если нет возможности, то что делать, придется смирится! Не гробить же оборонку! Хотя, есле собрались масштабный аэродром создавать, могли бы на пустыре какомнибудь военный городок поднять с аэропортом!
  6. Sergh
    0
    7 октября 2011 10:41
    Охотно согласен А. Володиным.
    Но забавная вещь, я живу в полутора-километрах (Новосиб) от НАПО "Чкалды" на Х-этаже. Так-вот. Этот завод был перевезён в ВОВ и выпускает самолёты до сих пор и я этому благодарен, почему? Да, гудит, да много шума, у меня 3-шка, выходит одно окно на него. Не факт. На медни неделю небыло шума от завода, я даже усомнился, кабы-чё не случилось. Я уже за 40, а то и больше лет привык к продувке ночью движков и сплю спокойно, знаю, это наша защита, так положено! Даже в Израиле около такого-же аэродрома жители относятся очень положительно и с пониманием о своей защите. Мы забыли, зачем нам нужны эти аэродромы.
    А ещё хитрая тюря, про сброс горючки, у нас небыло за 40 лет ни одного инциндента. Полёты проходят над головой, я проезжал и под ними и дальше. Считаю или это полный или администрация района у вас в городе занимается "банным комплесом" или кофейным бизнесом.
    Я горд за свою "Чкалду" и жду через неделю, когда снова полетят на испытания наши "34". На шум у нас не обращают внимание!!! Это ЗАЩИТА.
  7. -1
    7 октября 2011 11:17
    А, теперь почитайте вот эту статью!

    Так объясняют причину застройки в районе военного аэродрома чиновники, которые имели непосредственное отношение к принятию этого решения

    Уровень шума в микрорайоне Тепличный по-прежнему превышает предельно допустимый. Более того, впервые доказано, что и в районе больницы скорой медицинской помощи он тоже выше максимально допустимого. Такие неутешительные результаты замеров передало на минувшей неделе в редакцию управление Роспотребнадзора. Шумят, как мы уже не раз писали, не машины и не заводы, а истребители с военного аэродрома «Балтимор».
    Раньше аэродром никому не мешал

    Напомним, по замыслу ВВС Воронеж должен стать центром крупнейшей в России авиабазы. Из-за этого истребители, базирующиеся на «Балтиморе», с прошлого года активизировались и вместо одного-двух раз в неделю летают каждый день и почти каждую ночь.

    Сейчас уже ясно, что Министерство обороны, принимая решение о создании авиабазы и увеличении частоты полётов истребителей, о воронежцах не думало и никак не рассчитывало на то, что столкнётся с протестами гражданского населения (под обращением с требованием прекратить полёты истребителей собрано уже около 100 тысяч подписей). Но здесь резонно задать и другой вопрос: о чём думали власти, которые разрешили активную застройку близлежащих к «Балтимору» территорий, к примеру посёлков Тепличный и 1 Мая? Ведь не военный аэродром пришёл к городу, а город за 30 лет подошёл вплотную к военному аэродрому.

    «Балтимор» появился на нынешнем месте в 50-е годы прошлого века. А активная застройка Советского района началась только в 60-е. В 70-е — 80-е многоэтажки выросли в посёлках Тепличный и 1 Мая. В начале 90-х в Тепличном в непосредственной близости от аэродрома начал застраиваться частный сектор. В последние 10 лет в посёлке активно строил многоэтажные дома «Домостроительный комбинат». Тогда близость аэродрома никому не мешала — летали самолёты не так часто, как сейчас.


    Воздушный кодекс говорит о том, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений в пределах приаэродромной территории должны проводиться с учётом возможных негативных воздействий на здоровье граждан и по согласованию с собственником аэродрома. В течение последних 20 лет свою визу под разрешениями на строительство домов ставил в том числе и главный государственный санитарный врач области Михаил ЧУБИРКО. С военными эти документы не согласовывались. Михаил Чубирко объясняет это тем, что, по его мнению, приаэродромной зоны у «Балтимора» просто нет.

    — Защитная зона аэродрома не разрабатывалась никогда, — утверждает главный санитарный врач. — Разработать и утвердить её должны были военные как собственники объекта. Проще говоря, они должны были показать городу — вот защитная зона, дальше не суйтесь. Когда мы согласовывали разрешения на строительство, у нас не было ни одного документа, в котором бы говорилось, что там строить нельзя.
    О военных никто не вспоминал

    В начале 90-х в Тепличном развернулась коттеджная застройка. В то время область возглавлял Александр Ковалёв. Бывший губернатор, он же бывший мэр (Александр Ковалёв руководил городом с 2001-го по 2003-й), признал, что за время работы ни разу не обсуждал с военными целесообразность застройки рядом с аэродромом.

    — Как-то не возникал этот вопрос, жалоб на аэродром не было, — говорит Александр Ковалёв. — Тем более, казалось, всё шло к тому, что аэродром могли закрыть.

    Эту, ничем не обоснованную уверенность подтвердил принятый в 2008 году Генеральный план развития города, который предусматривает вынос «Балтимора» за черту города и жилую застройку на месте аэродрома. В институте «Воронежпроект», который разрабатывал документ, корреспонденты «МОЁ!» выяснили, что авторы Генплана руководствовались… всё той же уверенностью в скорой кончине аэродрома. Впрочем, авторы Генплана добавили, что вынос аэродрома в перспективе предусматривал ещё Генплан 1970 года и «Балтимор», по их мнению, действительно мешает городу. Расти в южном направлении Воронеж не может из-за близости атомной станции, с севера застройку ограничивает гражданский аэропорт. Бывший мэр Борис СКРЫННИКОВ, во времена которого и был принят Генплан, как нетрудно догадаться, с военными судьбу «Балтимора» также не обсуждал. В архивах сайта городской администрации «МОЁ!» разыскала любопытное сообщение о визите мэра Бориса Скрынникова в 2006 году в Тепличный. В числе прочего в сообщении отмечалось, что Тепличный продолжит расти и развиваться — ещё недавно в посёлке было 6 тысяч жителей, а стало 17 тысяч. Про военный аэродром ни слова…

    — Мы запрещали строительство там, где строить нельзя. К примеру, рядом со взлётной полосой, — утверждает Борис Скрынников. — По всем нормам строить в остальных местах в Тепличном было можно. Кроме того, там есть готовая инфраструктура, что немаловажно для строительства.
    Застройку начало… Министерство обороны

    Обращает на себя внимание то, что всё это время военные хранили молчание. Перед утверждением Генплана состоялось несколько публичных слушаний. Людей в погонах на них замечено не было. Хотя их наверняка должно было заинтересовать отсутствие «Балтимора» в Генплане. Александр Ковалёв объясняет это тем, что нынешнее реанимирование аэродрома стало неожиданностью и для самих военных. По мнению бывшего губернатора, после спешного расформирования военной базы в подмосковной Кубинке лётчиков-москвичей решили разместить как можно ближе к столице. Тут-то и вспомнили про «Балтимор».

    О том, что у военных ещё несколько лет назад не было на «Балтимор» никаких грандиозных планов, говорит и то, что ближайшие к аэродрому улицы частного сектора построены не на городских землях, а на землях Министерства обороны (!).

    — Наши улицы — Луговая, Журавлиная и Вешних Вод — изначально должны были быть заселены бывшими работниками космодрома «Байконур», — рассказывает Наталья ТЮНЯЕВА, руководитель инициативной группы воронежцев, выступающей против расширения аэродрома. — Министерство обороны выделило им земельные участки, подвело коммуникации и разрешило застройку! Со временем многие байконуровцы участки продали. Мы их на свою беду купили…

    — А что первично — человек и его потребности или авиабаза? — задаётся вопросом Борис Скрынников. — Если какой-то объект долгое время не работал, а потом вдруг заработал, согласитесь, он должен соблюдать санитарные нормы и правила. Авиабаза должна подстраиваться под горожан, а не горожане под авиабазу.
    Представители военно-воздушных сил обещают, что уровень шума от истребителей снизится после удлинения взлётно-посадочной полосы, а в конце года аэродром получит четыре новых, менее шумных бомбардировщика Су-34. Скорее всего, это заслуга инициативной группы воронежцев, которая постоянно напоминает о себе. Без вмешательства горожан вряд ли удалось бы добиться даже таких уступок со стороны военных.


    Есть две очевидные проблемы.
    1 -я проблема- увеличение количества самолетов в результате образования авиабазы, соответственно увеличение количества полетов, в том числе ночных. Как итог возрос уровень шума.
    2-я проблема - наличие аэродрома даже не в черте города, а в городе.

    И, как бы мы не рассматривали эти проблемы- они есть и они антагонистические.

    Я, уважаю наши вооруженные силы. Но, вместе с тем действительно существует угроза населению, и ее не уменьшить. У нас у всех есть родные-дети, жены, матери. Я, думаю, что ни один здравомыслящий человек не променяет спокойствие и жизнь своих близких на любовь к рядом существующему аэродрому. И, даже дело не в уровне шума. А, в том, что техника имеет свойство ломаться, в итоге падать, при все при этом на ней находятся тонны горючки, и может висеть боекомплект. Кому хочется испытывать каждодневно риск над головой?

    Кто то может сказать, что самолет взлетел и сел, а город в стороне. Ан нет. Я, неоднократно наблюдал картину как СУ-24е промахнувшись мимо ВПП осуществляют разворот над левым, да и правым берегом города Воронежа, осуществляют пролеты над вышкой на крейсерской скорости, звук доложу я вам хороший. А, еще есть МИГ-31, и они тоже взлетают, рассказывать про них не буду..., тот еще кирогаз, стекла дребезжат!

    А, в 40 км. от аэродрома находится полигон где проводится бомбометание. Инфраструктура определенная там есть. Вот туда и надо его сместить. Уж лет за 5-ть по тихому вполне можно и переместить. Это дешевле стройки в Сочи! И, кошки будут сыты и мыши целы.
  8. -1
    7 октября 2011 12:00
    статья полный нарезок и авторов даже не желтой а оранжевой прессы, всё о тепличном, агде тенистый ? Журналюги "Моё"..........в комсомолке правды больше в 2 раза. Особенно нравиться вот это - "Я, неоднократно наблюдал картину как СУ-24е промахнувшись мимо ВПП осуществляют разворот над левым, да и правым берегом города Воронежа, осуществляют пролеты над вышкой на крейсерской скорости, звук доложу я вам хороший. А, еще есть МИГ-31, и они тоже взлетают, рассказывать про них не буду..., тот еще кирогаз, стекла дребезжат" что бы ты понимал, пишешь заказуху....ты сам то в Воронеже хоть бывал? или сос слов знакомых? Я живу в Воронеже не постоянно но регулярно....рев конечно чувствуется но это рев гордости за возрождение ВВС и кстати в случае войнушки большой есть хорошие шансы пожить по дольше..
    1. -1
      7 октября 2011 12:10
      Чудачок! Ты и есть нарезок..
      Цитата: gispanec
      Я живу в Воронеже не постоянно но регулярно....
      . Регулярный бывает сэкс. Авиабаза для тебя неведающего имеет номер №7000, лично знаю комэсков. Называть диллетантам не буду, поскольку летали они в Осетию в 8-м. Гараж мой прям за аэродромом, борта могу по номерам назвать.

      Бесят де билы которые родились у компьютера......!!!!

      Извините друзья!
  9. -1
    7 октября 2011 12:20
    Сам живу в городе, в котором дислоцируется одна из крупнейших баз дальней авиации России, причем расположенная практически в черте города. Да летают, да бывает шумно, но поверьте не так это критично. Народ давно привык и не обращает внимания на это, хотя рев турбовинтовой Ту-шки 95-ой, котороя "медведь" наверное посильнее будет чем у Су-шки.
  10. pokermen
    +1
    7 октября 2011 15:13
    Я тоже одно время снимал квартиру, над которой проходила глиссада ростовского аэропорта. Мало приятного когда в 2 часа ночи в 70-80м над домом проносится какой-нибудь ту134.
  11. senya
    0
    7 октября 2011 23:14
    не знаю....может , когда над головой шум от американского самолета зазвучит, то спать будет спокойней?....А Воронеж красивый город...А рядом Нововоронежская АЭС...три блока...а еще вторую очередь строют...Два блока по 1000 киловат...