Воронежцы против "Балтимора"
В соответствии с государственными планами в городе Воронеже на базе аэродрома «Балтимор» или «Воронеж-Б», каким было его прежнее название, планируется создать самую крупную в России авиационную базу. Столица Черноземья уже сейчас разделилась на тех, кто, как говорится, двумя руками голосует за, и на тех, кто категорически против таких перспектив. Противники увеличения численности самолетов на военном аэродроме заявляют, что раз «Балтимор» находится в черте города, то это является большим риском для жителей ближайших районов. Кроме того, гул двигателей Су-27, Су-24М, Су-24МР, Ан-30 достигает такого уровня, что даже в расположенной неподалеку больнице в моменты полетов приходится откладывать операции, так как скальпель в руках хирурги удержать не могут. Активисты инициативной группы, высказывающиеся против использования «Балтимора» в качестве перспективной базы ВВС РФ, приводят еще целый ряд доводов. Они мотивируют свой негативизм по отношению к деятельности военных на аэродроме, располагающемся примерно в 5,5 километрах от центра Воронежа, тем, что на головы живущих неподалеку горожан сбрасываются тонны отработанного топлива. Это топливо оседает и на деревьях, и на земле, и на одежде, что не способствует укреплению здоровья воронежцев.
Этих людей можно понять. Постройка аэродрома «Балтимор» была начата еще в тридцатые годы прошлого века, а завершена окончательно в 1953-м. В тот момент Воронеж еще не успел обрасти обширной агломерацией, поэтому аэродром располагался на городских окраинах. Самолеты облетали город, что было гарантией безопасности. Сегодня «Балтимор» территориально принадлежит Советскому району Воронежа. В непосредственной близости от него располагаются дачные поселки и микрорайон Тенистый. Сегодня самолетам, чтобы приземлиться на ВПП (взлетно-посадочную полосу) просто необходимо пролетать над жилыми массивами.
Жители Тенистого заявляют, что авиационная техника, участвующая в полетах, не отличается своей новизной, поэтому не ровен час, и какой-нибудь истребитель или самолет-разведчик просто рухнет на многоэтажки микрорайона.
Сегодня из тех самолетов, которые уже базируются на аэродроме в Воронеже, одновременно в воздухе может находиться не более четырех машин. В ближайшие годы сюда планируется добавить несколько Су-34, увеличить длину ВПП, что позволит взлетать и садиться с небольшим интервалом целому десятку единиц воздушной боевой техники. Это особенно тревожит жителей Советского района столицы Черноземья.
Однако в Воронеже немало людей, которые положительно высказываются по поводу превращения «Балтимора» в крупнейшую авиабазу страны. Во-первых, это может привлечь в город дополнительные инвестиции. Причем в связи с оговоренной президентом Медведевым суммой на модернизацию армии до 2020 года инвестиции в воронежский аэродром могут составить до нескольких миллиардов рублей. Во-вторых, укрупнение аэродрома позволит увеличить количество рабочих мест именно в Советском районе города. А это для Воронежа сегодня тоже немаловажно. В-третьих, развитие «Балтимора» - это и развитие инфраструктуры Тенистого и других прилегающих территорий. Сегодня, что греха таить, в этом городском микрорайоне от одних дорог можно прийти в шоковое состояние. Похоже, что дороги специально оставили такими, чтобы к аэродрому враг точно не смог подобраться. На некоторых перекрестках Тенистого ямы в асфальте достигают такой глубины, что колеса легковушек, попадая в них, почти полностью уходят под уровень дороги. Поэтому стоит ожидать, что хотя бы дороги этой части Воронежа приведут в нормальное состояние.
В общем, ситуация выглядит достаточно привычно для России. Раньше город «оплакивал» разваливающийся на глазах военный аэродром и вспоминал годы его активного использования. А как только возникли идеи его модернизации, так сразу заговорили о том, что без действующего аэродрома городу жилось гораздо спокойнее. При этом не устраивает многих жителей столицы Черноземья и то, что в 7 км от Нововоронежской АЭС располагается полигон для консервации старого оружия. Мол, оружие может детонировать так, что на атомной станции возникнет угроза катастрофы.
Сложно в этой позиции взять на себя смелость и поддержать одну из сторон. Негодование людей, у которых истребители пролетают буквально над головами, понятно. Особенно оно понятно после многочисленных трагических эпизодов с авиационной техникой, произошедших за последние два-три года. Катастрофы в Петрозаводске и Ярославле явно не добавляют жителям Советского района энтузиазма.
Но если делать из последних катастроф скоропалительные выводы, то в России придется прикрыть далеко не только воронежский «Балтимор». Похожая ситуация и с военным аэродромом в Челябинске. Да и аэропорт Сочи тоже из этой серии.
Если воззвание жителей Воронежа к властям по поводу закрытия «Балтимора» будет этими властями принято и решено в пользу противников авиабазы, то это станет для России настоящим прецедентом. Придется десятки аэродромов и аэропортов сравнять бульдозерами и вынести в чистое поле. Однако проблема заключается еще и в том, что при нынешнем уровне урбанизации и Воронеж, и Челябинск, и Сочи будут неизбежно расширять свои границы. А значит, рано или поздно, даже новый построенный аэродром все равно в эти границы попадет.
Проблему нужно решать не ликвидацией баз ВВС, а их модернизацией и повышением уровня профессионализма летчиков и обслуживающего полеты персонала. Ведь, согласитесь, если в нашей стране в кабину самолета может сесть изрядно подвыпивший штурман, то ему в принципе все равно, где располагается аэродром – в черте города или за ней. Он «найдет» место, куда «пустить» и лайнер, и бомбардировщик. Если отсутствует контроль над состоянием пилотов и военных летчиков, то те сегодня могут творить все, что угодно. Наша страна знает немало случаев, когда экипаж самолета распивал алкоголь буквально за пару минут до взлета. Причем делалось это с обычной бравадой: мол, мы настолько опытны, что может себе позволить летать «под градусом». Если некоторые российские пилоты перед полетом позволяют себе во время взлета «задеть» неизвестно каким местом стояночный тормоз воздушного судна, то здесь тоже не причем ни расположение аэродрома, ни длина его взлетно-посадочной полосы.
Итог один: развитие понимания ответственности за собственную жизнь и жизни людей. И это касается не только летчиков, но и каждого из нас.
Информация