Возвращение блудного капитала
Идея амнистировать незадекларированные теми или иными россиянами активы (от оффшорных счетов до полулегально приобретённых бизнес-проектов или недвижимости) была озвучена президентом России Владимиром Путиным несколько месяцев назад. Президент связал возможность амнистирования незадекларированных активов с необходимостью переводить эти самые активы в отечественную финансовую гавань на базе последующего соблюдения российских законов. Это, по заявлениям главы государства, поможет вернуть существенные объёмы капиталов выведенных из России, а тем, кто капиталы «домой» возвращает, поможет ещё и избежать западных мер по всякого рода «заморозке» активов и тому подобных околоэкономических пертурбаций нового времени.
Если упрощённо, то всё добытое не вполне честным и даже совсем не честным путями, предлагается легитимизировать на условиях перевода капиталов и иных активов под российскую юрисдикцию с одновременной постановкой на учёт для прозрачного контроля проверяющими структурами. С выплатой налогов, естественно… Если совсем упрощённо, то примерно так: если в известном советском фильме было «украл, выпил – в тюрьму!», то теперь цепочка выглядит иначе: «Украл, выпил, заплатил налоги с украденного – амнистия!»
Безусловно, любой человек «в теме» может заявить: а почему сразу «украл»? И по большому счёту будет прав. Действительно, не каждый владелец тех или иных незадекларированных в России активов эти самые активы получал незаконно.
Всякое могло быть – проблемы с чудовищной бюрократической машиной при регистрации, использование услуг фирм, которые должным образом не смогли помочь в правильном оформлении приобретённого имущества и т.д. Однако почему-то есть устойчивое мнение, что львиная доля незадекларированных активов – это именно те активы, которые либо было добыты «не совсем законным» путём, либо таковым путём эксплуатируются.
Хотя есть здесь ещё как минимум один нюанс, который как бы «обеляет» тех, кто активы держит «не тут, а там» - существует миллион вариантов того, как потерять бизнес в России, если вести его честно – выплачивая налоги в казну государства, а не откаты в карман «дяде». И куда меньше существует способов того, как в нашей стране честный бизнес сохранить, мало того ещё и получив поддержку государства. Именно поэтому немалое число представителей бизнеса однажды (или дважды, трижды и т.д.) решили, что лучше иметь полупрозрачную регистрацию этого бизнеса на Кипре или Виргинских островах или не иметь регистрации и вовсе, чем играть в жестокие игры на выживание, вливаясь в систему откатов, прошений и подношений в России. С одной стороны, можно, конечно, забросать таких бизнесменов стрелами критики - мол, всё равно ты должен быть патриотом, даже если с тебя требуют 40% "откатов" - если патриот, то возьми свои накопленные капиталы и переведи их в Россию-матушку, а мы тебя не забудем. Но с другой стороны таких людей и понять можно: если человек действительно вкладывает свой труд, талант, свои финансы в проект, а к проекту, как только тот начинает хотя бы делать намёки на прибыль, стараются присосаться паразиты как из «уймовой тучи» государственных проверяльщиков, так и «негосударственные» структуры в лице «дружных» крепких ребят с квадратными нижними челюстями и длинными нарезными стволами.
В общем, всем этим людям (и белым-пушистым с экономической точки зрения, и совсем не пушистым…) государство фактически говорит: вернись (или верни), я всё прощу… Если пройтись, что называется, по верхам, то предложение замечательное – выведенные когда-либо из России капиталы потекут обратно рекой, «возвращенцы» заплатят миллиардные (в общей сложности) налоги, сами возвращённые средства превратятся в инвестиции, все будут жить долго и счастливо, а Россия – процветать, и никакой забугорный «империалист» не сможет заморозить счета, так как все счета – дома… Хотелось бы, конечно, чтобы всё так и было, но почему-то терзают смутные сомнения... И хорошо, если бы сомнения по поводу эффективности законодательной меры терзали только вашего покорного слугу, но, так уж получилось, есть и другие люди, которые увидели наличие крупных подводных камней в этом ФЗ. Одним из них стал человек, которому президент РФ поручил вести мониторинг работы закона после того, как закон этот будет окончательно утверждён. Это уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей (бизнес-омбудсмен) Борис Титов. В целом Титов настроен оптимистично, но это не мешает ему реалистично рассматривать вопрос «амнистии капиталов» (цитата «Утро.ру»):
И в самом деле – одно дело возврат капиталов, который можно запустить и на основании палочной системы. И совсем другое дело – предоставление возможности использовать эти активы так, чтобы они реально работали, а не становились исключительно объектом вожделения «паразитов». Титов поднимает серьёзный вопрос: созданы ли условия для того, чтобы стимулировались инвестиции в отечественные предприятия? Создана ли работоспособная база для того, чтобы в будущем капиталы в гигантских объёмах снова не утекали за рубеж?..
Если такой базы нет (а её к великому сожалению пока точно нет), то насколько эффективной станет «амнистия капиталов»? Возможно, в качестве разовой меры она эффективной и будет, но нужны не разовые меры, а система, причём работающая – с обоюдной ответственностью: бизнеса перед государством и государства перед бизнесом. Если этой системы в России выстраивается не будет, то легитимизация «сомнительных» капиталов на основании ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" может оказаться подарком для нечистых на руку дельцов и не более того… Такого рода подарки могут спровоцировать у населения России вопрос: как правильно украсть, чтобы потом государство признало украденное твоим?..
Информация