Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов


Немецкое военное ведомство интересовалось возможностью боевого использования воздушно-десантных войск с середины 30-х годов. Локомотивом претворения в жизнь планов их создания стал сам командующий люфтваффе и министр авиации рейхсмаршал Геринг. Заложенные в новом роде войск возможности как нельзя лучше подходили для концепции блицкрига: проведение молниеносных глубоких наступательных операций с прорывом в глубину расположения противника мощных танковых клиньев. Прокладывать для них дорогу в соответствии с этой доктриной и были призваны парашютные войска (Fallschirmtruppen — FST). В их задачу входило быстрое овладение стратегическими объектами — мостами, по которым должны пройти колонны танков и мотопехоты, укрепленными районами, узлами связи и т.д. Знаменитые киевские учения 1935 года, на которых присутствовало несколько германских военных наблюдателей, доступно проиллюстрировали теоретические выкладки армейских специалистов и послужили дополнительным толчком к началу формирования собственных ВДВ. Добавим, что руководство вермахта, вынужденное воссоздавать его практически с нуля, было во многом свободно от косных представлений о ведении современной войны, господствовавших в военных кругах прочих стран. Формирование парашютных частей началось практически одновременно как в сухопутных войсках, так и в ВВС Германии. 1 октября 1935 года полицейский отряд личной охраны генерала Г. Геринга (Landespolizeigruppe General Goering), который, помимо прочих чинов и титулов, являлся шефом полиции земли Пруссия, был перечислен в состав люфтваффе как отдельный полк “General Goering”Примерно в это же время добровольцы из его состава направляются в городок Альтенграбов, где идет формирование парашютного стрелкового полка ВВС, для прохождения специальной подготовки.

Наиболее выразительным и запоминаемым благодаря безукоризненной пластике линий на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата — Stahlhelm (стальной шлем). Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16.


Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов


Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов


К началу Второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения.

Несмотря на все достоинства, уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.

Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем, адаптированный для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированный шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Шлем М36

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностранных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм, изготовленных на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезанную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

При разработке специального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламмеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененной резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, для того, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении (кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Отличия М36 и М37

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Шлем М37

В 1937 году появилась новая модификация шлема, получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Оригинальный шлем М37 (военная археология)

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов


Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38. Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника, который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымалась из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Болты и ключ крепления подшлемника модели М38

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов


Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшихся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Шлем образца 1938 года. М38

Шлемы М38 инженера Хайслера изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale — лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали — национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), часто являются объектом переделки путем "творческой доработки" обычных касок.

Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.
Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов
Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов


Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос), располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годовДесантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Каучуковый амортизатор (реплика)

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Подбородочный ремень (реплика)

После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами.

Первый образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов, находящихся в эксплуатации, хотя директивы, так же как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Источники:
http://helm.at.ua/publ/stalnoj_shlem/germanija/fallschirmjager/5-1-0-29
http://battlefront.ru/stalhelm.htm
http://15061981.diary.ru/p200702695.htm?oam#more1
http://www.antik1941.ru/new_catalog/?mode=descr&cat_id=29&item_id=20785
https://historyporn.d3.ru/desantnyi-shlem-m38-567214/
Автор: cosmos111


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. inkass_98 2 июня 2015 07:28
    Очень хороший обзор, толково все расписано. Теперь хоть все сведения в кучу можно собрать, а не гадать о происхождении шлемов парашютистов. Спасибо.
    1. sub307 2 июня 2015 12:55
      Согласен, хорошая статья.
      1. mirag2 2 июня 2015 18:36
        Волшебно полный материал!
        Столько тонкостей,о которых ранее и не задумывался.
        Огромная благодарность!!! hi
    2. Комментарий был удален.
  2. cosmos111 2 июня 2015 08:01
    что бы так сказать разнообразить обсуждение...
    немного непроверенной исторически инфы..... lol

    экспериментальный шлем обр. 1944 года "Model B" (М44)....немецкий экспериментальный шлем модели B, был изначально разработан и изготовлен в 1939 году после вторжения в Польшу...
    четыре прототипа были сделаны в Фельклинген Штальверке ,шлем получивший служебную маркировку "Model B" считался самым удачным из всех конструкций...
    он имел наклон 55 градусов спереди и 66 градус наклона по бокам и сзади.,это сделало шлем более защищенным от пулевых попаданий, чем модель 1935 года, с почти 90 градусным наклоном передней части...


    кроме того, шлема весил на 200 грамм меньше, чем модель 1935 года.
    все испытания шлема "Model B" прошли очень отлично ,НО когда Гитлер увидел готовый шлем,его чуть не хватил удар, долго орал и возмущался crying fool ,что форма слишком сильно отличается от классической формы германского шлема...
    короче шлем на вооружение нации не приняли...

    НО в начале 1950-х годов в Народной армии ГДР (NVA), был введен стальной шлем модели М56 удивительно похожий по форме на модель B-II...ВСЁ...найдтите 10-ть отличий...

    Шлем Народной армии ГДР (М56)

    инфа с :http://poster.4teachers.org/worksheet/view.php?ID=49447
    1. avt 2 июня 2015 09:08
      Цитата: cosmos111
      все испытания шлема "Model B" прошли очень отлично ,НО когда Гитлер увидел готовый шлем,его чуть не хватил удар, долго орал и возмущался ,что форма слишком сильно отличается от классической формы германского шлема...
      короче шлем на вооружение нации не приняли...

      Да -на голове прикольно смотрелся у ГДРовцев, ну явно не ,,нордически",вот Адик и охренел - не гламур понимаш. wassat
      Цитата: inkass_98
      Очень хороший обзор, толково все расписано.

      Да - приятная статья good
      avt
      1. cosmos111 2 июня 2015 09:57
        Цитата: avt

        Да -на голове прикольно смотрелся

        avt hi
        и ещё немного интересной инфы,не озвученной на ВО.
        коллекция немецких шлемов периода Второй Мировой войны...
        собрана и описанна Браниславом Радовичем (Branislav Radovic) известным коллекционером германских стальных шлемов периода 2-й МВ , автором книг "German Camouflaged Helmets of the Second World War" и "German Helmets of the Second World War"...

        вот несколько интересных экземпляров из его коллекции...
        фото из книги Бранислава Радовича-"Немецкие каски второй мировой войны"....

        стальной шлем на базе М40 для экипажей многомоторных машин, бомбардировщиков...
        про эти шлемы редко упоминается и в Люфтваффе лётный стальной шлем (Fliegerstahlhelm) ...
        и почти нет фото времен войны...
        от базовой модели M1940 отличается большими ушными вырезами предназначены для облегчения использования радиооборудования/наушников..
        общий вид шлема же, как M1940 за исключением двойных вентиляционных отверстий...
        и окраса ярко красного цвета....
        точная причина для применения яркой краской, неизвестна, хотя некоторые полагают, что это повышало вероятность спасательных работ в случае экипаж выпрыгнул был сбит над морем...

        М40 летный шлем Люфтваффе

        1. avt 2 июня 2015 20:25
          Цитата: cosmos111
          стальной шлем на базе М40 для экипажей многомоторных машин, бомбардировщиков...
          про эти шлемы редко упоминается и в Люфтваффе лётный стальной шлем (Fliegerstahlhelm) ...
          и почти нет фото времен войны...

          hi Походу только немцы и амера , ну стрелки, в касках летали .
          Цитата: cosmos111
          точная причина для применения яркой краской, неизвестна, хотя некоторые полагают, что это повышало вероятность спасательных работ в случае экипаж выпрыгнул был сбит над морем...

          laughing Хотел бы я посмотреть на Ганса плавающего в шлеме , да еще в стальном ! Кстати - мореманы ,которые с ,,Генерала Бельграно" на надувном плоту спаслись , использовали металлические каски ,по их же воспоминаниям, в неспокойном море как ночной горшок .Уж очень неуютно и холодно вылезать на борт плота было , да собственно в тех вода - действительно не безопасно, даже если просто водой окатит.
          avt
        2. riegele 2 июня 2015 23:25
          Цитата: cosmos111
          М40 летный шлем Люфтваффе

          это не лётный, скорее пожарники аэродромные.

          лётный вот такой

          1. riegele 3 июня 2015 01:09
            дополнение, вот так выглядит в комплекте.

        3. iouris 6 июня 2015 23:15
          Довольно интересное решение повышению выживаемости экипажа в бою, учитывая практически отсутствие брони на самолётах. Однако, насколько эффективное. Недостатки очевидны. Где то читал, что англичане, ещё во Франции, изучив сбитый Ме-109, стали спешно сооружать бронеспинки из чего придётся.
    2. НЕЗНАКОМЫЙ 2 июня 2015 23:17
      Спасибо, за статью, конец 90-х, то ли "Мастер ружьё", то ли "Калашников" времени много прошло, но по моему почти без изменений, в училище в нашей роте был один уторченный на военной службе товарищ, нам из дома журналы приносил.А вот ваш комментарий про гдровскую каску интересен,раньше не слышал о её происхождении.
    3. iouris 6 июня 2015 23:11
      Автор очень глубоко раскрыл тему.
      В статье упомянут Геринг, но не упоминается "отец германских ВДВ", кажется, Штудент, бывший лётчик ПМВ.
      Насколько я понимаю, единственным по-настоящему успешным применением парашютистов, был захват "неприступной" крепости в Бельгии в первый день войны, а после Крита по указанию Гитлера, который счёл потери слишком тяжёлыми, парашютисты, как род войск, перестали существовать. Так что потребность в шлемах отпала.
  3. андриан 2 июня 2015 08:05
    Автору большое уважение за материал, Спасибо!
  4. Никита Громов 2 июня 2015 09:00
    Интересно и познавательно. Респект.
  5. Рейдер 2 июня 2015 16:10
    Тщательно подобранный материал в очень малоизвестном направлении. Автор безусловно очень качественно отнесся к раскрытию темы применив редкий фотоматериал, чем проявил уважение к членам форума и заслуживает признательности за предоставленную статью. +.
  6. Вожик 2 июня 2015 20:46
    Инструкцией ... прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции ... отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов

    Спасибо за статью!
    А вот это объясните несведующему? - почему отказались от декалей?
  7. riegele 2 июня 2015 23:17
    оригинальные каски паратруперов нереально дороги на сегодня 4тыс евро средняя цена.
  8. voyaka uh 4 июня 2015 11:03
    Кто-нибудь знает об истории касок (шлемов) в Красной Армии
    в ВОВ?
    На фотках в 43-44 годах большинство солдат в касках,
    зато на фотках 45 года каски куда-то исчезли? Почему?
  9. moskowit 4 июня 2015 20:32
    Статья очень познавательная. Спасибо!
    Впервые увидел десантную экипировку в книге "Мировая война 1939-1945" 1957 года издания. Естественно я просматривал её чуть позже, в начале 60. Там, после текста большая подборка фотографий, по видам немецких вооружённых сил. Меня тогда поразила фотография под названием "Английские парашютисты сдаются в плен немецким парашютистам". Интересная тема? Не правда ли? Про парашютистов мы, пацаны, уже знали. В начале 60-х в Изяславе, Хмельницкая область, УССР разворачивалась парашютно-десантная бригада. Правда погоны тогда они носили малиновые.
    Фото такое нашёл в инете, правда название чуть другое, полностью меняющее смысл происходящего. В книге, я думаю, надпись была неправильна.
  10. Комментарий был удален.
  11. moskowit 4 июня 2015 20:40
    И книгу нашёл, представляю внешний вид. Желающие могут найти в торрентах.
  12. erseer 14 июня 2015 05:50
    Вот тут у спекулянтов проскакивают предметы разные:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня