Против одних – сверхизбыточно, против других – абсолютно недостаточно

22

Ситуация в ВВС и ПВО России, на мой взгляд, становится все более неясной и противоречивой. Хотя именно в этой сфере отечественная промышленность остается наиболее конкурентоспособной. Наши самолеты и зенитные ракетные системы в отличие от бронетанковой и военно-морской техники в основном находятся на самых передовых позициях в мире.

Вместе с тем налицо отсутствие внятной концепции развития Вооруженных Сил РФ в целом и каждого их вида, рода войск по отдельности. Это следствие крайне плачевного состояния отечественной военной науки, которая уже неспособна выполнять даже описательную функцию, не говоря об аналитике и прогнозировании, что может загнать ВВС и ПВО в тупик даже при наличии некоторого количества качественного «железа».

Надо не 66, а 150 дивизионов

Проще всего вроде бы развивать наземную противовоздушную оборону, поскольку здесь первично именно «железо», а не концепция. ПВО по определению пассивна, в ее задачу входит «всего лишь» сбивать все, что летает. То есть нужно обладать зенитными ракетными комплексами, рассчитанными на уничтожение существующих и перспективных летательных аппаратов различных классов.

Тем не менее здесь у нас тоже возникает масса проблем именно концептуального характера, о чем свидетельствует яростная дискуссия вокруг того, какой должна быть воздушно-космическая оборона России. Судя по всему, ВКО будет создаваться на базе Космических войск. Решение в высшей степени неочевидное, учитывая, что они не имели и не имеют никакого опыта управления средствами поражения.

С «железом» тоже множество неясностей, например крайне сложно предугадать, будут ли у нас к 2020 году 56 дивизионов С-400 и 10 дивизионов С-500, как было официально обещано. К тому же для обеспечения действительно надежной ПВО-ВКО страны понадобится не менее 100 дивизионов С-400 и 50 дивизионов С-500.

Кроме того, возникает еще один вопрос. Очень важно иметь средства для поражения гиперзвуковых и космических целей, на что ориентированы новые ЗРС. А вот что будет предназначено для борьбы с микроБПЛА? Интересно, задавался ли вообще кто-нибудь этим вопросом?

Вдобавок нам необходимо не только уметь сбивать чужие дроны, но и начать наконец строить собственные. В частности, вся разведывательная авиация должна быть только беспилотной, причем без этого в принципе невозможна реализация концепции сетецентрической войны. Имеются огромные сомнения в том, что у нашего военного руководства есть понимание этого факта. Российская беспилотная техника развивается совершенно бессистемно и, судя по всему, в основном за счет энтузиазма фирм-разработчиков. В Израиле приобретаются БПЛА, во-первых, отнюдь не самые новые, во-вторых, мы не получаем доступа к технологиям их производства и обслуживанию аппаратов, что странно, учитывая, как много рычагов давления на эту страну имеет Россия.

И бомбардировщиков маловато

Более того, тенденции таковы, что все большая часть ударной авиации (в первую очередь штурмовая) будет становиться беспилотной. В США и Китае соответствующие работы идут стахановскими темпами. У нас ничего подобного не наблюдается, кроме полумифического миговского «Ската», который, впрочем, уже официально отвергнут во имя совсем уж виртуального проекта ударного беспилотника ОКБ Сухого. Впрочем, пилотируемого штурмовика для замены Су-25 тоже не просматривается, модернизация этого самолета в Су-25СМ идет микроскопическими темпами. А ведь противотанковый самолет нам абсолютно необходим для будущего Дальневосточного фронта. Что касается другого средства борьбы с танками – ударных вертолетов, то в связи с этим хочется сказать лишь одно: армейская (вертолетная) авиация должна быть как можно скорее возвращена в состав Сухопутных войск.

Против одних – сверхизбыточно, против других – абсолютно недостаточно

Договор СНВ-3 стимулирует Россию и США развивать стратегическую авиацию (поскольку согласно документу один бомбардировщик засчитывается за один заряд). Ее машины удобны тем, что их в отличие от двух других компонентов стратегических ядерных сил можно использовать в обычных войнах – и как носители большого числа КРВБ, и как средство доставки к целям значительного количества авиабомб (или сверхтяжелых боеприпасов). Увы, никакой замены Ту-95 и Ту-160 не предвидится, поскольку ОКБ Туполева, похоже, находится при смерти. Довольно экзотический проект совмещения Ил-76 с крылатой ракетой Club вряд ли даст в результате полноценного преемника стратегических бомбардировщиков, хотя вообще данная идея весьма интересна. Только уж тогда надо загружать ракетами Ан-124, больше влезет.

Если же вспомнить о фронтовых бомбардировщиках, то Су-34 не станут адекватной заменой Су-24, ибо сравнение ТТХ этих машин показывает, что в реальности один Су-34 в ходе боевого вылета равноценен лишь двум Су-24. Причем совершенно очевидно: цикл наземного обслуживания первого не уменьшился в 5–10 раз, работоспособность его экипажа также не может повыситься в 5–10 раз. Вот почему на смену 500 Су-24 нужно приобрести 200–300 Су-34, а не 58 или 32 (согласно официальным данным, которые расходятся).

С учетом опыта США

В области истребительной авиации, которая в обозримом будущем останется пилотируемой, у нас, казалось бы, больше всего поводов для гордости. Россия имеет хорошие истребители поколения 4+ и 4++ (Су-30 и Су-35), ведутся активные работы над истребителем 5-го поколения. Но и тут все неоднозначно.

Дело даже не в том, что Т-50 еще не является полноценным самолетом 5-го поколения (не доработаны двигатели и авионика), а в том, что мы вслед за американцами, вполне вероятно, идем в тупик. Однако из-за отставания на этом пути имеем возможность делать выводы из заокеанского опыта, который не дает особых поводов для оптимизма.

Производство тяжелых истребителей F-22 «Рэптор» практически завершено. Вместо изначально запланированных 750 машин этого типа ВВС США получат всего 183. При этом над своим предшественником F-15 «Игл» он имеет действительно подавляющее превосходство только по одному параметру – цене: 300–400 миллионов долларов против 30–50 миллионов. А вот ракет «воздух-воздух» (причем одних и тех же AIM-120 и AIM-9) F-22 несет в 1,5 раза меньше, чем F-15. Необходимо отметить, что у ВВС США было почти девять сотен F-15А-D (сейчас осталось менее 300), поэтому 183 F-22 вряд ли смогут их заменить.

Считается, что «Рэптор» более живуч благодаря своей невидимости. Но и на выживаемость «Игла», несмотря на то, что в нем нет ничего «стелсовского», никаких жалоб не поступало, нет ни одного подтвержденного факта потерь этого самолета в воздушных боях, хотя он прошел через множество войн. К тому же F-22 перестает быть невидимым, едва включит радар. Эти машины избыточны по качеству для противоборства со слабым неприятелем, а для войны с сильным врагом их количества явно недостаточно. В итоге возникает вопрос: стоила ли игра свеч, учитывая запредельную цену программы?

Впрочем, F-22 хотя бы поступил на вооружение. С легким истребителем F-35, который должен быть закуплен в количестве 2443 и заменить в ВВС и авиации ВМС США аж четыре типа самолетов (F-16, A-10, AV-8, F/A-18), ситуация гораздо хуже. Его принятие на вооружение уже очень сильно отстает от графика из-за множества технических проблем, а цена превысила все разумные пределы, перевалив за 100 миллионов долларов вместо изначально предполагавшихся 20–30 миллионов. И совершенно неочевидно, что по своим ТТХ машина принципиально превзойдет предшественников. В морской авиации явно задумываются над тем, чтобы вообще отказаться от F-35 в пользу F/A-18E/F и боевого беспилотника Х-47В.

В России легкого истребителя 5-го поколения, судя по всему, нет даже в проекте, что, возможно, и к лучшему. Предполагается закупить то ли 60, то ли 150 Т-50. Первая из этих цифр вообще напоминает пародию: какие задачи можно решать таким количеством самолетов? Но и 150 тоже ненормально мало. Ради этого числа не стоит вкладывать в проект огромные деньги. Здесь будет точно тот же эффект, что и с F-22: для малых войн этот самолет станет избыточным по качеству, для больших – недостаточным по количеству. Если машину делают только для того, чтобы показать, что мы не хуже людей, то это довольно глупо.

К сожалению, отработанных и более дешевых истребителей предыдущего поколения у нас тоже предполагается приобретать по минимуму. Су-35 закупят всего 50–60 единиц. Класс же легких истребителей, похоже, просто вымрет после списания отслуживших МиГ-29.

Что же нужно?

В целом при самом благоприятном развитии событий к 2020 году во фронтовой авиации у нас будет 300–400 машин всех типов (Су-24М2, Су-25СМ, Су-34, Су-27СМ, Су-30, Су-35 и Т-50, который тоже станет каким-нибудь Су), в стратегической – 40–50. Совершенно очевидно, что с учетом размеров страны вести серьезную войну даже на одном стратегическом направлении таким количеством самолетов совершенно невозможно. Непонятно, из чего вообще исходит наше военно-политическое руководство, планируя развитие ВВС? Для отражения каких угроз их намереваются применять? Против Грузии они будут сверхизбыточны, против США или Китая – абсолютно недостаточны. Впрочем, аналогичная ситуация у нас и с другими видами ВС.

Вопросы возникают не только в связи с количеством, но и с качеством, тем более что они взаимосвязаны. Слишком качественные самолеты в любом случае получаются очень дорогими, поэтому их сложно сделать много.

Возможно, нам следует создать тяжелый истребитель – наследник МиГ-31, замечательного и явно недооцененного самолета. То есть сделать перехватчик с очень мощной РЛС.

К этой машине (назовем ее условно МиГ-31бис) должны быть предъявлены следующие основные требования: большая дальность полета (с учетом размеров территории страны), большее, чем у нынешнего МиГ-31, количество дальнобойных ракет «воздух-воздух» на борту, радар, обеспечивающий их применение и способный обнаруживать даже «Стелсы» хотя бы за сотню километров.

Разумеется, от подобного самолета нельзя требовать ни невидимости, ни маневренности, он должен выигрывать за счет дальности и мощности ракет и РЛС. Поскольку такой перехватчик заведомо будет большим и тяжелым, на него можно повесить мощную аппаратуру РЭБ, увеличивающую боевые возможности машины. МиГ-31бис мог бы стать мини-АВАКСом, наводя с помощью своего радара на самолеты противника другие истребители, которые собственные локаторы в этом случае могли бы не включать.

К сожалению, не удастся построить много машин ни одного из вариантов тяжелого истребителя – МиГ-31бис, Су-30/35, Т-50 из-за их дороговизны и ограниченности возможностей ОПК. Поэтому остается проблема дешевого легкого самолета, который можно выпускать в изрядном количестве. МиГ-35 не будет дешевым, а потому не станет массовым, уступая при этом по ТТХ Су-35. Поэтому необходимости в нем, по-видимому, на самом деле нет.

Не исключено, что следует подумать о создании полноценного боевого одноместного варианта самолета Як-130 не только и не столько как штурмовика (каковым лучше сделать БПЛА, возможно, на базе того же Як-130), сколько как истребителя, работающего в паре с МиГ-31бис по данным его РЛС. Такой самолет сможет эффективно бороться с ударной авиацией, вертолетами и БПЛА противника. При этом будет предельно упрощен процесс обучения летного состава, поскольку он начнет готовиться на двухместном учебном варианте того же Як-130. Стоит же Як-130 в разы дешевле любого Су и МиГа.

Создание этих двух типов истребителей, кроме усиления потенциала ВВС РФ, позволит поддержать существование ОКБ Микояна и Яковлева, не допустив окончательного монополизма ОКБ Сухого, который губителен, как и любой монополизм, ибо он ведет к загниванию.

Александр Храмчихин,
заместитель директора Института политического и военного анализа
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    16 октября 2011 14:24
    На данном этапе развития военной техники человечество пришло к тому что надо создавать что-то новое ,потому-что модернизация и пичкание современной электроникой морально устаревшей техники автомобилей ,самолетов и тд уже опасно и непредсказуем
  2. SVV
    SVV
    +9
    16 октября 2011 15:09
    С «железом» тоже множество неясностей, например крайне сложно предугадать, будут ли у нас к 2020 году 56 дивизионов С-400 и 10 дивизионов С-500, как было официально обещано. К тому же для обеспечения действительно надежной ПВО-ВКО страны понадобится не менее 100 дивизионов С-400 и 50 дивизионов С-500.
    Министра обороны расстрелять, тогда вопросы по "железу" сразу отпадут.
    1. +1
      16 октября 2011 22:22
      с ''железом'' проблемы много уходит через новороссийский порт в известном всем виде за кордон
  3. +1
    16 октября 2011 16:00
    Храмчихин всегда хорошо пишет. Статья наводит на размышления
  4. vv1263os
    +7
    16 октября 2011 16:55
    Интересно, а кто-нибудь из МО бывает на этом сайте? Или им всем более интересны сайты связанные со строительством коттеджей и "гламурных" женских и мужских журналов?
    1. +9
      16 октября 2011 17:41
      Цитата: vv1263os
      Интересно, а кто-нибудь из МО бывает на этом сайте?

      Ты на самом деле думаешь ,что твое мнение интересует МО ?Эти люди живут даже не в другой стране,скорее в другом измерении!!!!
    2. -1
      16 октября 2011 17:43
      Они все это знают лучше Храмчихина, но видать не все так просто. Страна пока в руинах, а бесплатно работать никого не загонишь. Не советские сейчас времена. За туниядство не сажают, а пособие дают. Сталин бы перевернулся от такого
    3. +2
      16 октября 2011 17:50
      на счет мо не знаю а вот ком-ы рот ,зам.ком.рот и офицеры по воспитательной работе точно бывают на этом сайте smile
    4. +4
      16 октября 2011 22:24
      у них денег нет на компьютер
  5. ироня
    +3
    16 октября 2011 17:10
    Судя по тому, что иногда появляются минусы у абсолютно адекватных комментариев, то бывают. wink
  6. zczczc
    0
    16 октября 2011 18:47
    У меня дежа вю или эта статья действительно уже была?
    1. +1
      16 октября 2011 20:54
      zczczc, не дежавю у тебя. Такие статейки периодически всплывают. Может в этом их предназначение - встряхивать общественное мнение, чтобы не создавалась слишком "благолепная" картинка.А насчёт ценности отражённого в статье мнения - плюнь в любую сторону и попадёшь в "ЭКСПЕРТА". Все знают, что, как и где...
  7. +3
    16 октября 2011 18:49
    Хотелось бы только одного , что при очередном наступлении на грабли наши военные наступили на детские грабли,может тогда до них что то дойдет.
  8. 443190
    +1
    16 октября 2011 19:52
    Все правильно сказано....Изменить ситуацию можно только сменив власть в кремле...Табуреткин всего лишь исполнитель чужой воли...
  9. ПАТРОН
    0
    16 октября 2011 20:03
    Непонятно, из чего вообще исходит наше военно-политическое руководство, планируя развитие ВВС? Для отражения каких угроз их намереваются применять? Против Грузии они будут сверхизбыточны, против США или Китая – абсолютно недостаточны. Впрочем, аналогичная ситуация у нас и с другими видами ВС.
    если будем воевать с СаШей или КАТей,то будет применяться ЯО-какое после этого применение авиации!?Не вижу минусов самолётов ТУ-95 и ТУ-160,что в них мало КАБов или КР войдёт?Про разведчики,штурмовики и дронов-полностью согласен
  10. dimarm74
    +2
    16 октября 2011 20:26
    В целом Храмчихин прав конечно.... 60 дивизионов конечно не достаточно....что-бы Россию прикрыть полностью. Да и стоимость новых самолетов запредельная. Здравая идея Як-130 шире использовать, а не только для обучения, тем более что он и создавался как учебно-боевой.
    Вообще-то нет конечно смысла создавать аналог F-22, нужен дешевый истребитель "Рапторов". А для этой роли действительно подходит модернизированный МиГ-31 или его аналог следующего поколения.
    1. Sergh
      +5
      16 октября 2011 21:47
      Первый модернизируемый МиГ-31 уже находится на летной станции в Жуковском, где оснащается новым оборудованием. АО Русская авионика разработана для него принципиально новая компоновка обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, картинки телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ. Вообще видимость у локатора до 400 км.

      Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 при участии Русской авионики отечественные ВВС должны получить практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.



      Этот самоль пролетает в километре от моего окна. В августе писал, когда сдавали 4-6 штук (не знаю точно врать не буду) Два дня смотрел сам, чё они вытворяли, я такое видел первый раз. Я не думал, что Су-34 может делать с ходу прямые свечки на километр вверх (ну на форсаже грохоту), вообще прикольно смотреть, такая тяжёлая вроде машина, а бочки, петли крутит в лёгкую. Замечательный самоль. Половино сентября слышу одни продувки движков, они очень мощные, Я в километре живу, так ночью аж стёкла дрибезжат. Вообще без обид, наконец-то завод нормально заработал, смотрю за этот год вообще налёт у пилотов возрос. Кста и Су-24

      Тоже пока выпускают, хорошая машина. Но что вытворяетсухарь-34 , это обалдеть, задрал бошку, смотю как он петли крутит, проходит мимо мужик и спрашивает, ТИПА А ЧЁ СЛУЧИЛОСЬ-ТО, да нормально всё, завод работать начал .
      1. -1
        17 октября 2011 16:39
        Серж, спасибо иза снимки и за коммент! Приятно сталкиваться с таким мнением!
    2. -1
      17 октября 2011 16:37
      С DIMARMOMом не возможно не согласиться. " Больше товаров! Дешёвых и разных ! " Я, вообще, предлагаю вместо всяких там СУ-35, всяких там Т-90 и прочей дребедени, рекрутировать миллиона три пареньков, вооружить их совковыми лопатами, а на головы шапки с красными повязками одеть! Китайцев не пуганём, зато Европа обос- ся от такой массы современного воинства! А то иш, удумали, дорогие игрушки покупать...!
  11. +3
    16 октября 2011 20:59
    Хорошая статья.
    Позволю себе сделать некоторые дополнения к сказанному.
    1) Нужно потратить несколько миллиардов(а они есть, лежат себе в зарубежных банках, ждут когда их изымут новые хозяева), но все же создать бомбардировщик СТЕЛС, способный нести 10-12 легких КР СТЕЛС( 3000 км нейтронная БЧ), либо 2 тяжелые ПКР СТЕЛС( 700-800км БЧ1т).
    Основной особенностью нового бомбардировщика, должна стать возможность эксплуатации с грунтовых ВПП.
    2) Создание легкого истребителя возможно на базе Витязя-2000, но с применением двигателя с тягой 11т, и технологии малозаметности. При нормальном взлетной массе 11т ( пустой 5,5т) мы получим отличный истребитель( с тяговооруженностью1). Двигатель на первом этапе может быть Р-79( без форсажной камеры).
    Используя композитные материалы и технологию СТЕЛС в новом проекте, мы получим легкий фронтовой самолет, который будет отвечать требованиям 4++, или даже 5( в зависимости от авионики).
    3) Довести, все таки Т-95, либо создать новый, армии крайне необходим танк вооруженный 152мм гладкоствольным орудием( боекомплект не менее 45 выстрелов), в танках РФ должна иметь превосходство над вероятным противником.
    4) Создание БМП массой 55-60т ( десант 9 человек, 57мм автомат).
    5) Создание стратегических КР нового поколения ( СТЕЛС).
    6) Изыскать возможность выпуска (можно совместно с Ираном, на его предприятиях) мобильного комплекса ОТР с радиусом 1.2т. км( БЧ не менее1т).
    7) Создание единой, глобальной, интегрированной системы ПРО (совместно с КНР, Ираном, КНДР). Элементы ПРО разместить на Кубе и Венесуэле (это отдельная тема, не буду ее сейчас раскрывать).
    И на конец, во внешней политике необходимо сделать рывок.
    В частности, организовать новый военно политический силовой блок( противовес НАТО), для создания стратегического баланса в мире.
    1. Sergh
      0
      17 октября 2011 01:16
      Вань, ты не обижайся, но ты однако с Луны приехал! "Карибский кризис" почитай, ну и всякие там авиатехнологии..., прошу пардона.
      1. 0
        17 октября 2011 06:47
        Если мы и дальше будем заигрывать с США, ни чего не предпринимая- нас раздавят.

        А на счет технологий, компетентные люди разберутся...
  12. +2
    16 октября 2011 21:26
    И еще, некоторые дополнения.
    Автор статьи сомневается по поводу истребителей СТЕЛС.
    Не сомневайтесь, такой самолет нужен РФ как воздух.
    "Пустельгу" следует довести, Т-50 обещает получится дешевле его американского аналога.
    Темп выпуска "Тарантулов" слишком низкий, с темпом 16 Ми-28 в год, мы вряд ли оснастим ими за пять лет, в достаточном количестве, наши вертолетные полки.
    Потребность ВС в 150 Ми-28, занижена на 40- 50 машин.
  13. +1
    16 октября 2011 22:39
    цены на производство наших самолетов многократно упадут когда перестанут существовать ОАО ЗАО ООО и т.д. и тогда государство перестанет деньги считать,пусть лучше гос .денги внутри гос предриятий воруют,на рабочей парковке меньше новых машин будет
  14. fedor
    0
    17 октября 2011 21:32
    ...отсутствие внятной концепции развития Вооруженных Сил РФ...
    Кратко, точно, емко. Спасибо!