Кто изобрел парашют

9
Кто изобрел парашют


Как прозрения Леонардо да Винчи воплотились в бессмертной конструкции русского актера-изобретателя Глеба Котельникова

Когда изобретение доведено почти до совершенства, когда оно доступно практически любому человеку, нам кажется, что этот предмет существовал если не всегда, то издавна. И если, скажем, по отношению к радио или автомобилю это не так, то по отношению к парашюту — почти так. Хотя то, что называется этим словом сегодня, имеет совершенно конкретную дату рождения и совершенно конкретного родителя.

Первый в мире ранцевый парашют с куполом из шелка — то есть такой, какими пользуются и по сей день, — изобрел русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. 9 ноября 1911 года изобретатель получил «охранное свидетельство» (подтверждение приема заявки на патент) на свой «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». А 6 июня 1912 года прошло первое испытание парашюта его конструкции.


Глеб Котельников с парашютом собственного изобретения.


От Возрождения до Первой мировой


«Парашют» — калька с французского parachute, а само это слово образовано от двух корней: греческого para, то есть «против», и французского chute, то есть «падать». Идея подобного приспособления для спасения прыгающих с большой высоты довольно древняя: первым человеком, высказавшим идею такого устройства, был гений эпохи Возрождения — знаменитый Леонардо да Винчи. В его трактате «О летании и движении тел в воздухе», который датируется 1495 годом, есть такой пассаж: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м. — РП.) в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Любопытно, что да Винчи, который так и не довел идею «палатки из накрахмаленного полотна» до воплощения, совершенно точно высчитал ее размеры. Например, диаметр купола самого распространенного учебного парашюта Д-1-5у — около 5 м, знаменитого парашюта Д-6 — 5,8 м!

Идеи Леонардо были оценены и подхвачены его последователями. К тому времени, как француз Луи-Себастьян Ленорман в 1783 году придумал само слово «парашют», в копилке исследователей возможности управляемого спуска с большой высоты были уже несколько прыжков: хорвата Фауста Вранчича, который в 1617 году и реализовал на практике идею да Винчи, и французов Лавена и Думье. Но первым настоящим прыжком с парашютом можно считать рискованную авантюру Андре-Жака Гарнерена. Именно он прыгнул не с купола или карниза здания (то есть не занимался бейсджампингом, как это называется сегодня), а с летательного аппарата. 22 октября 1797 года Гарнерен покинул корзину воздушного шара на высоте 2230 футов (около 680 м) и благополучно приземлился.

Развитие аэронавтики влекло за собой и усовершенствование парашюта. Жесткий каркас сменился полужестким (1785 год, Жак Бланшар, парашют между корзиной и куполом аэростата), появилось полюсное отверстие, позволившее избежать болтанки при приземлении (Жозеф Лаланд)… А потом пришла эра летательных аппаратов тяжелее воздуха — и для них потребовались совершенно другие парашюты. Такие, каких еще никто не делал.

Не было бы счастья…


Создатель того, что сегодня называется словом «парашют», с детства отличался страстью к конструированию. Но не только: не меньше, чем расчеты и чертежи, его увлекали свет рампы и музыка. И нет ничего удивительного в том, что в 1897 году, после трех лет обязательной службы, выпускник легендарного Киевского военного училища (которое окончил, в частности, и генерал Антон Деникин) Глеб Котельников подал в отставку. А еще через 13 лет оставил государственную службу и полностью перешел на службу Мельпомене: стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне и выступал под псевдонимом Глебов-Котельников.

Будущий отец ранцевого парашюта так бы и остался малоизвестным актером, если бы не талант конструктора и трагический случай: 24 сентября 1910 года Котельников, присутствовавший на Всероссийском празднике воздухоплавания, стал свидетелем внезапной гибели одного из лучших летчиков того времени — капитана Льва Мациевича. Его «Фарман IV» буквально развалился в воздухе — это была первая авиакатастрофа в истории Российской империи.


Полет Льва Мациевича. Источник: topwar.ru

С этого момента Котельникова и не оставляла идея дать летчикам шанс на спасение в подобных случаях. «Гибель молодого летчика настолько глубоко меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности, — писал в своих воспоминаниях Глеб Котельников. — Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением». По отзывам очевидцев, над своей идеей Котельников работал как одержимый. Мысль о новом типе парашюта не оставляла его нигде: ни дома, ни в театре, ни на улице, ни на редких вечеринках.

Главной проблемой были вес и габариты устройства. К тому времени парашюты как средство спасения пилотов уже существовали и использовались, они представляли собой своего рода гигантские зонтики, укрепленные позади пилотского места на самолете. В случае катастрофы летчик должен был успеть закрепиться на таком парашюте и отделиться с ним от летательного аппарата. Однако гибель Мациевича доказывала: у пилота может просто не быть этих нескольких мгновений, от которых в буквальном смысле слова зависит его жизнь.

«Я понял, что необходимо создать прочный и легкий парашют, — вспоминал потом Котельников. — Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда на человеке. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с борта любого самолета». Так родилась идея ранцевого парашюта, который сегодня, собственно, мы и подразумеваем, когда употребляем слово «парашют».

Из шлема — в ранец


«Я хотел сделать свой парашют таким, чтобы он всегда мог быть на летящем человеке, не стесняя по возможности его движений, — писал в своих воспоминаниях Котельников. — Я решил изготовить парашют из прочного и тонкого непрорезиненного шелка. Такой материал дал мне возможность уложить его в ранец совсем небольшого размера. Для выталкивания парашюта из ранца я применил специальную пружину».

Но мало кто знает, что первым вариантом размещения парашюта была… каска летчика! Котельников начинал свои эксперименты, пряча в буквальном смысле слова кукольный — поскольку все ранние эксперименты он проводил с куклой — парашют в цилиндрический шлем. Вот как об этих первых опытах вспоминал потом сын изобретателя Анатолий Котельников, которому в 1910 году было 11 лет: «Мы жили на даче в Стрельне. Был очень холодный октябрьский день. Отец поднялся на крышу двухэтажного дома и сбросил оттуда куклу. Парашют сработал отлично. У отца вырвалось радостно только одно слово: "Вот!" Он нашел то, что искал!»

Впрочем, изобретатель быстро понял, что при прыжке с таким парашютом в тот момент, когда купол раскроется, оторвется в лучшем случае шлем, а в худшем — голова. И в итоге он перенес всю конструкцию в ранец, который сначала предполагал делать из дерева, а потом — из алюминия. Тогда же Котельников разделил стропы на две группы, раз и навсегда заложив в конструкцию любых парашютов этот элемент. Во-первых, так куполом было проще управлять. А во-вторых, так можно было крепить парашют к подвесной системе в двух точках, что делало прыжок и раскрытие более удобными и безопасными для парашютиста. Так появилась подвесная система, которая почти без изменений используется и ныне, разве что ножных обхватов в ней не было.

Как мы уже знаем, официальным днем рождения ранцевого парашюта стало 9 ноября 1911 года, когда Котельников получил охранное свидетельство на свое изобретение. А вот почему ему так и не удалось в итоге запатентовать свое изобретение в России, до сих пор остается загадкой. Зато через два месяца, в январе 1912 года, изобретение Котельникова было заявлено во Франции и весной того же года получило французский патент. 6 июня 1912 года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи: изобретение продемонстрировали высшим чинам русской армии. Через полгода, 5 января 1913 года, парашют Котельникова представили иностранной публике: студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с ним в Руане с моста высотой 60 метров.

К этому времени изобретатель уже доработал свою конструкцию и решился дать ей имя. Свой парашют он назвал РК-1 — то есть «Русский, Котельникова, первый». Так в одной аббревиатуре Котельников соединил все важнейшие сведения: и имя изобретателя, и страну, которой он был обязан своим изобретением, и свое первенство. И закрепил его за Россией навсегда.

«Парашюты в авиации — вообще вещь вредная…»

Как это часто бывает с отечественными изобретениями, их долго не могут оценить по достоинству на родине. Так, увы, случилось и с ранцевым парашютом. Первая попытка обеспечить им всех российских летчиков наткнулась на довольно глупый отказ. «Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!» — такую резолюцию наложил на ходатайство Котельникова главнокомандующий Российскими воздушными силами Великий князь Александр Михайлович.

С началом войны о парашютах вспомнили. Котельникова даже привлекли к выпуску 70 ранцевых парашютов для экипажей бомбардировщиков «Илья Муромец». Но в тесных условиях тех самолетов ранцы мешали, и летчики от них отказались. То же случилось, когда парашюты передали аэронавтам: им было неудобно возиться с ранцами в тесных корзинах наблюдателей. Тогда парашюты вытащили из ранцев и просто прикрепили к аэростатам — чтобы наблюдатель в случае необходимости просто прыгнул за борт, а парашют раскроется сам. То есть все вернулось к идеям вековой давности!

Все изменилось, когда в 1924 году Глеб Котельников получил патент на ранцевый парашют с ранцем из парусины ― РК-2, а потом доработал его и назвал РК-3. Сравнительные испытания этого парашюта и такого же, но французской системы показали преимущества отечественной конструкции.

В 1926 году Котельников передал все права на свои изобретения Советской России и больше изобретательством не занимался. Зато написал книгу о своей работе над парашютом, которая выдержала три переиздания, в том числе и в трудном 1943 году. А созданный Котельниковым ранцевый парашют до сих пор используется по всему миру, выдержав, образно говоря, уже не один десяток «переизданий». Случайно ли на могилу Котельникова на Новодевичьем кладбище в Москве непременно приходят нынешние парашютисты, повязывая на ветви деревьев вокруг стопорные ленты от своих куполов…
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    4 июля 2015 07:23
    Странно-а чего это самые цивилизованные не орут, что это они все придумали? И просто так все стрескали? Да ни в жисть не поверю...
    1. +1
      4 июля 2015 08:11
      Цитата: Shiva83483
      Странно-а чего это самые цивилизованные не орут, что это они все придумали? И просто так все стрескали? Да ни в жисть не поверю...

      Не орут потому как знают кто и что изобрел. В 1907-м году Чарльз Бродвик продемонстрировал на ярмарке воздушных шаров свой новый парашют уложенный в ранце на спине. Причем парашют сей был вытяжной. Самое интересное, что еще в конце 19-го века Герман Латеман и его жена Кэт Паулюс осуществили прыжки с парашютом в расположенным в рюкзаке на их спинах. А так все в порядке. bully
      Фото 1911-го года:
      1. +2
        4 июля 2015 11:23
        Краткая история парашютизма в датах.
        За прошедшее тысячелетие, парашютизм прошел через три стадии развития. Первая - до появления воздушных шаров и прочих летательных аппаратов, то есть, когда он не был действительно нужен. Вторая - когда с помощью парашютов покидали поврежденные воздушные шары, самолеты, космические корабли. Третья, которая началась в 50-е годы 20 века - когда парашютизм стал спортом. Спортивные нужды потребовали значительного изменения снаряжения, что привело к тому, что за эти 40 лет парашютизм изменился намного больше, чем за все предыдущую историю.
        1100. Есть упоминания, что в Китае на праздниках выполнялись прыжки с возвышенных объектов с помощью жестких зонтикоподобных предметов.
        1495. Леонардо да Винчи придумал и начертил рисунок парашюта - конус с деревянным каркасом, обтянутых полотном. Не известно, были ли проведены какие-то испытания - сохранился только чертеж.
        1595. Фаусто Веранцио построил парашют в виде деревянной рамы с натянутой на нее материей, и выполнил прыжок с башни в Венеции в 1595 или 1617 году.
        1687. Одно из первых документальных подтверждений о прыжке с высокого места с двумя большими зонтиками сохранилось в Сиаме.
        1783. Себастьян Ленорман выполнил прыжок с башни с парашютом диаметром 4,5 метра, изобретая путь спасения из горящего здания. Первый полет братьев Монгольфье, начало испытаний ими различных конструкций парашютов. В одном из экспериментов, под парашютом диаметром 2 метра безопасно приземлилась овца.
        1785. Бланшар придумывает мягкий (без каркаса) шелковый парашют и проводит его испытания, во время которых ломает ногу.
        1797. Андре Гарнерен становится первым настоящим парашютистом, в том смысле, что он выполнил достаточно много прыжков.
        1804. Француз Бурже начинает прыгать с парашютом, и жалуется на раскачивание парашюта при снижении. Французский астроном Леландес делает в куполе полюсное отверстие, что устраняет раскачивание.
        1808. Польский пилот воздушного шара Йодаки Купаренто выполняет первый аварийный прыжок из горящего шара.
        Начало 1800. Англичанин Гейли начинает разработку парашюта в виде перевернутого конуса.
        1837. Роберт Кокли становится первой жертвой парашютного спорта - во время испытаний парашюта в виде перевернутого конуса жесткий каркас, который удерживал конус в раскрытом положении, сложился, и при приземлении парашютист погиб.
        1838. Джон Вайс выполнил 2 парашютных прыжка с высоты 4200 метров.
        1887. Том Балдвин придумывает подвесную систему для парашютиста.
        1890. Поль Леттеман и Кейт Паулюс изобретают способ открытия парашюта вытяжной веревкой.
        1901. Чарльз Бродвик изобретает ранец для парашюта. До этого все парашюты вывешивались растянутыми на воздушном шаре.
        1903. Братья Райт выполняют первый полет на самолете, что ускоряет разработку парашютов для летчиков.
        1908. Лео Стивенс изобретает вытяжное кольцо.
        1911. Джозеф Пино изобретает вытяжной парашют. Глеб Котельников изобретает первый в мире ранцевый парашют современного типа, который однако на Родине не прижился, из-за мнения правительства о том, что если летчикам дать парашюты, они начнут спасаться сами, а не спасать самолеты.
        Оособо отмечу, что выше отражена практически только зарубежная история, но зато очень познавательно для сравнения их и наших достижений.
        Честь имею.
      2. 0
        4 июля 2015 13:55
        Паааадумаешь lol очередная битва за историческое наследство... wassat
        Каклы вон Черное море выкопали, египетские пирамиды построили, фараоны сало трескали, и ваще все фараоны были не фараоны, а хлопци из Запердуевки tongue
        А вы тут секу из за такой мелочи устроили laughing
      3. -1
        4 июля 2015 13:55
        Уважаемый Shiva просто маршалом хочет поскорее стать.Для этого не надо анализировать, а надо просто вставить что то бредово-патриотичное, в тему или нет lolПоставить ему плюсеГ, чтоли...
        1. 0
          4 июля 2015 16:50
          Оно ему надо, маршалом-то? Не в этом смысл жизни...
  2. 0
    4 июля 2015 08:48
    О чём спор? Ведь даже из статьи понятно, что сам парашют изобрели не Котельников и не Кетэ Паулюс. Или вы именно о ранцевом?
    1. 0
      13 ноября 2023 19:15
      Именно Котельников, поскольку именно его парашютом сейчас пользуется весь мир.
  3. +3
    4 июля 2015 10:19
    Зато через два месяца, в январе 1912 года, изобретение Котельникова было заявлено во Франции и весной того же года получило французский патент....По каналу 365 дней показывали импортный документальный многосерийный фильм о первой мировой..И там прозвучала фраза в одной из серий,что союзники англичане и французы у себя наладили производство парашютов,русского изобретателя,русских противогазов Зелинского..
  4. Комментарий был удален.
  5. 0
    31 июля 2015 11:22
    Как всегда, изобретения русских ученых и изобретателей не находят применения в своей стране. Как говорится нет пророка в своем отечестве. Примечательно что потом царское правительство заплатило большую сумму золотых рублей за обладание патентом за изобретение парашюта. Также можно вспомнить к примеру о изобретении радио Поповым. Его изобретение так и не было принято в России, зато его идеями воспользовался американский инженер итальянского происхождения Маркони. И с тех пор считается что именно Маркони а не Попов изобрел радио.