Первые парашютисты

Идея парашюта как устройства для безопасного спуска с большой высоты появилась задолго до полета первого воздушного шара, не говоря уже о самолете.

Первые парашютисты


Однако лишь в конце XV века появился первый технический проект парашюта. Предложил его великий итальянский ученый, инженер и художник Леонардо да Винчи. В сборнике рукописей Леонардо да Винчи под названием «Атлантический кодекс» среди набросков конструкций разных технических устройств и механизмов приведен эскиз парашюта с куполом в форме четырехгранной пирамиды.


Первые парашютистыПервые парашютисты

Леонардо да Винчи и его эскиз парашюта


Великий изобретатель писал: «Если у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя». К сожалению, мы не знаем, проводил ли Леонардо какие-либо опыты со своим парашютом или ограничился лишь эскизом и его кратким описанием.

В начале XVII в. венецианский архитектор Фаусто Веранцио (настоящее имя Фауст Вранчич, 1551-1617 гг., хорват) обратился к идее создания парашюта, высказанной в свое время Леонардо да Винчи. Веранцио был чрезвычайно талантливым человеком. Его интересы распространялись от языкознания (знал семь языков, издал словарь пяти наиболее распространенных европейских языков) до архитектуры и механики. Разработанная им конструкция висящего моста была настолько новаторской, что ее реализация стала возможной только в XVIII веке.

Первые парашютисты

Фаусто Веранцио и его парашют


В концептуальном плане парашют Леонардо да Винчи выглядел как пирамида. Веранцио пошел дальше. Он предложил усилить конструкцию парашюта, придав ему форму паруса, закрепленного на четырех реях одинакового размера. К углам четырехугольника, образованного реями, привязывались веревки, к которым и цеплялся человек. Размер паруса должен был соответствовать весу человека, для чего Веранцио проделал необходимые математические расчеты. Четкое и точное описание конструкции парашюта, опубликованное в 1617 г. в Венеции, не оставляет ни малейшего сомнения в том, что Веранцио достаточно глубоко разобрался в основах теории сопротивления воздуха. Конечно, парашют не являлся средством передвижения по воздуху, и Веранцио прекрасно понимал это. Поэтому, выполнив несколько удачных прыжков с высоких зданий — этот факт отражен в книге известного английского ученого, секретаря Королевского общества в Лондоне, епископа Джона Уиллкинса, изданной тридцать лет спустя этого знаменательного события, — он вскоре прекратил свои эксперименты и вернулся к своей профессии. Замечательно характеризует этого талантливого человека тот факт, что он в своих трудах никогда не приписывал себе заслугу изобретения парашюта. С окончанием его экспериментов практические работы над воплощением в жизнь идей Леонардо да Винчи не возобновлялись в течение почти трех столетий.

Первые парашютисты

Себастьян Ленорман


Конец XVIII века был ознаменован и первыми прыжками человека с парашютом. В 1783 г. физик Себастьян Ленорман проводил в Монпелье опыты с парашютом. Прочитав в одной из исторических книг, что еще в древности некоторые смельчаки, чтобы позабавить короля, бросались с высоких зданий, держа в руках сооружения в виде большого зонта, Ленорман решил попробовать повторить эксперимент. Он спрыгнул с высокого дерева, держа в каждой руке по большому зонтику, которые были усилены с целью не дать им вывернуться в другую сторону под действием напора воздуха. Затем он экспериментировал с разными типами парашютов, сбрасывая с высокой стены местной обсерватории животных. На эту мысль его натолкнул профессор местного университета Эбби Бертолон. В итоге все животные остались живы, а Ленорману удалось найти (работа Веранцио к тому времени была совершенно забыта) расчетное соотношение между весом тела и площадью парашюта (это слово впервые использовал Ленорман), которое обеспечивало гарантированную безопасность приземления.

Первые парашютистыПервые парашютисты

Прыжок с башни обсерватории и рисунок парашюта


В декабре 1783 г. Ленорман отважился на самостоятельный прыжок с парашютом новой конструкции, который он совершил с угловой башни обсерватории в присутствии многочисленных зрителей, среди которых был и один из братьев Монгольфье. Позже Ленорман направил в Лионскую академию отчет о проделанной работе, где подробно рассказывает о своих опытах и конструкциях парашютов. В частности он дал описание парашюта, на котором сам совершил прыжок: «Я сделал круг диаметром 14 футов из крупной веревки и привязал к нему матерчатый конус высотой 6 футов. Для большей непроницаемости воздуха ткань конуса сверху и снизу я проклеил бумагой. Снизу конуса к веревке я привязал множество тонких веревок, к противоположным концам которых прикрепил сидение. Именно на нем я и размещался. Я не очень сильно рисковал, проделывая над собой этот опыт, так как испытывал парашют с разным весом».

Здесь уместно отметить один любопытный факт: почти всем большим изобретениям предшествуют несовершенные, более или менее удачные попытки реализовать подобную смелую идею, как бы предвосхищая живое, реальное воплощение человеческого таланта и ума. Не стал исключением и парашют Ленормана.

Во времена Людовика XIII (т.е. за двадцать лет до экспериментов Ленормана) один арестант, некий Лавин, предпринял попытку побега из тюрьмы с помощью парашюта. Лавин отбывал длительный срок заключения как фальшивомонетчик и слыл чрезвычайно талантливым художником-графиком. Для того, чтобы досрочно освободиться, он писал замечательные портреты известных людей того времени, рассчитывая на их заступничество. При этом в качестве пера использовал стебельки соломы, которые вытаскивал из своего тюремного матраса. Позже эти портреты демонстрировались на выставке и имели шумный успех. Однако все эти изобретательные усилия были бесплодными — впереди его ждали долгие годы заточения. Оставалось рассчитывать только на побег, гениальный план которого уже зрел в голове Лавина.

Окно его камеры выходило на реку, на берегу которой стояла тюрьма, и Лавин решил прыгнуть в нее. Для того, чтобы обезопасить себя, он придумал применить устройство, напоминающее зонтик, способное затормозить скорость падения. Неизвестно, что натолкнуло Лавина на мысль использовать идею Леонардо да Винчи и Веранцио, хотя как художник он мог знать о работах великого Леонардо. Впрочем, судя по его деяниям, он был неординарной личностью и вполне мог самостоятельно прийти к идее парашюта, благо тюремная обстановка способствовала концентрации мышления, да и времени на обдумывание проекта было в изобилии. В итоге эксперимент удался. Выпрыгнув с высокой стены, он вполне благополучно приводнился в реку. Бедняга вскоре был схвачен стражей и вновь заключен в тюрьму для отбытия очередного срока — теперь уже пожизненного.

Первые парашютисты

Андре-Жак Гарнерен


Слава осуществить первый прыжок с парашютом с большой высоты принадлежит выдающемуся французскому воздухоплавателю Андре-Жаку Гарнерену. Свой первый подъем на воздушном шаре он совершил в Метце в 1787 г., но французская революция прервала его карьеру воздухоплавателя. «Гражданин» Гарнерен вступил в армию на Северном фронте. Однако армейская карьера также не заладилась: в одном из боев он был взят в плен англичанами, которые в 1793 г. передали его австрийцам, а те отправили Гарнерена в тюрьму крепости Буда в Венгрии, откуда он всеми силами стремился совершить побег. Зная об опытах Бланшара и Ленормана, Гарнерен решил изготовить парашют и спрыгнуть с высокой стены тюрьмы, но из-за предательства сокамерника смелый замысел был раскрыт стражей.
Другой военный заключенный Друэ, комендант крепости Сан-Менехолд, будучи в плену у австрийцев, предпринял попытку побега из замка Спилберг в Моравии с помощью парашюта. Но спуск был не очень удачным, комендант сломал ногу, был схвачен стражей и водворен назад в тюрьму.
В 1797 г. Гарнерен был освобожден, но мысль осуществить прыжок с парашютом не оставляла его. Проделав несколько экспериментов с животными, которых он сбрасывал с парашютом с аэростата, Гарнерен решил выполнить публичный прыжок с высоты 1000 м.

Первые парашютисты

Подготовка аэростата Гарнерена к подъему


22 октября 1797 г. в 5 часов вечера в парке Монсеу в предместье Парижа при стечении огромного количества взволнованного народа аэростат плавно оторвался от помоста и ушел вверх, унося с собой Гарнерена. Напряжение в толпе достигло предела. Гробовая тишина накрыла окружающее пространство. Достигнув намеченной высоты, Гарнерен решительно рубанул по стропе, связывавшей парашют с аэростатом, и камнем полетел вниз. Толпа зашлась в ужасном крике, многие отвернулись, чтобы не видеть трагический конец. Но парашют быстро наполнился воздухом, и скорость падения резко снизилась. Спуск сопровождался сильной и опасной раскачкой парашюта (отсутствовало отверстие в вершине купола).

Первые парашютисты


Было хорошо видно, как болтало Гарнерена под куполом парашюта. Через несколько мгновений отважный парашютист скрылся за высокими деревьями парка. Приземление прошло благополучно, если не считать подвернутой лодыжки.

Первые парашютисты


Интересно, что аэростат достиг земли первым и опустился неподалеку от парашютиста, поскольку был снабжен клапаном, который автоматически открывался после прыжка парашютиста. Гарнерен сел на лошадь, которую ему одолжил прискакавший незнакомец и вскоре был у места старта. Толпа неистовствовала, отдавая восторженную дань бесстрашному аэронавту. Известный нам астроном Лаланд, присутствовавший при этом знаменательном событии, поспешил в Академию с докладом.

Первые парашютисты


Здесь следует заметить, что этот прыжок был чрезвычайно опасным мероприятием. Все было неизвестно и неизведанно — огромная высота, непроверенные технические решения, опасная раскачка парашюта… Ситуация в любой момент могла стать критической, хотя по сути она была таковой как изначально, так и на протяжении всего спуска. С уверенностью можно сказать только одно — повезло! Авантюрный подвиг (странное словосочетание) Гарнерена можно ставить в один ряд с деяниями сарацина Константинопольского, Оливера из Мальмсбери и другими отчаянными сорвиголовами, имена которых навсегда останутся в истории покорения воздушного пространства.

Первые парашютисты

Андре-Жак Гарнерен и его жена Жанна-Женевьева


Успех Гарнерена был огромным. Общественность проявила такой большой интерес к этому прекрасному зрелищу, что он совершил еще несколько прыжков на Марсовом поле. Его примеру последовала жена — Жанна-Женевьева, племянница Элиза, которой было 19 лет, и которая с 15 лет совершала полеты на аэростате, и известные аэронавты, супружеская чета Бланшар, выполнившие множество прыжков.
Автор: Oldman
Первоисточник: http://oldman-va.livejournal.com/1880.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. parusnik 1 августа 2015 10:10
    Человек хотел летать...Спасибо, автору...продолжение бы не помешало..очень интересная тема...
    1. pilot8878 1 августа 2015 11:33
      Между Гарнереном и Котельниковым ведь были и другие. Ждём продолжения!
  2. ivanovbg 1 августа 2015 17:40
    Вот у кого яйцабыли из стали и весили по полтонны.
    1. Shick 4 августа 2015 09:22
      из чистого железа)
  3. Денис 1 августа 2015 20:21
    На волю! В пампасы!(с)Золотой телёнок Ильфа и Петрова, приключения бухгалтера Берлаги в сумасшедшем доме. Кричал учитель географии не нашедший на карте Берингова пролива и от этого свихнувшийся
    Что-то в основном парашюты использовали чтоб из заключения сдёрнуть.Вот байка из прошлого

    В своё время в СССР был такой интересный слух, что в одной из советских тюрем заключенные сумели построить вертолет из… бензопилы и сбежали.
    Ну а в принципе почему бы и нет.
    Побегов с использованием бензопилы "Дружба", для построения вертолета,мотодельтоплана, мотопланера, самолета, мото- дирижабля или воздушного шара было масса. Потому что в сталинских лагерях сидели инженера, конструктры, пионеры советского авиастроения и дельтапланеризма, которым расчитать и построить самолет, мотодельтоплан или даже межконтинентальную ракету было плюнуть раз. Потому что в случае каких заморочек с расчетами ракетных двигателей можно было подсесть на соседние нары к самому Королеву и распросить его что да как.
    В лагере сидел отец основатель отечественного вертолетостроения Алексей Черемухин, который построил первый советский вертолет на 10 лет раньше американца опять же русского происхождения Сикорского (Мистера геликоптера). Я молчу уже про то что сам Туполев был зеком, а Черемухин рассчитывал прочность первых Тушек, сидя на тюремных нарах с самим Туполевым. Ну и что стоило ребятам такого уровня, приладить винт к бензопиле "Дружба" и свалить из лагеря.
    Хотя сомнительно,это же нужен балансирующий винт или соосная схена.Иначе так закрутит ...
    В фольклоре Московского Государстенного Унивеерситета есть в чем-то схожая Легенда про побег из строящегося ГЗ МГУ на самодельном планере (по другой версии, дельтоплане)
  4. MahsusNazar 2 августа 2015 00:22
    Тема- обалденная!
    Люди сделали своими поступками, то, что сегодня зовут спасением.
    Благодаря им Гай Северин создал свои шедевры, я о катапультируемых креслах.
  5. Oldman 2 августа 2015 12:26
    Цитата: parusnik
    продолжение бы не помешало..очень интересная тема..

    Тема, конечно, интересная. Однако, уважаемые коллеги, здесь следует отчетливо понимать, что "чистых" парашютистов в нашем понимании этого слова не было вплоть до начала 20 века. В 19 веке прыжки с парашютом, в основном, совершали (с аэростатов) разного рода "циркачи", выступающие за немалые гонорары на потеху публике во время многочисленных праздников. Они толпами шатались по всей Европе, и устраивали целые театральные представления в воздухе (достойные отдельной статьи), в которых отводилось место и парашюту. Правда, в истории парашютизма 19 века есть один человек, который достоен того, чтобы посвятить ему отдельную статью. Я попытаюсь написать о нем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня