Древний корабль со дна моря

19
Ей Богу, хороший у нас президент, что и говорить. Причем, на мой взгляд, даже не тем, как он президентствует, а тем, что… ведет себя как нормальный человек, то есть берет от жизни все, что может и этого не стесняется. Имел возможность полетать на боевых самолетах – полетал, нырнуть на батискафе на дно Байкала – нырнул. А теперь вот опустился на дно Черного моря и посмотрел на останки корабля Х века и целую кучу амфор! Не каждый день такое удается, не так ли?! На мой взгляд, это просто интересно, увидеть древний корабль на дне моря. Но теперь «дело за малым»: поднять его со дна моря и восстановить в надлежащем виде. Опыт такой есть! Это и судно «Ваза», пролежавшее на дне Балтики с XVII в., и английское судно «Мэри Роз», зато на острове Кипр находится, пожалуй, самая необычная реплика древнего корабля, сделанная на основе находки на дне моря древнегреческого торгового корабля!


Корабль должен был видеть, куда он плывет. Поэтому греки и на военных, и на торговых кораблях всегда рисовали глаза! «Таласса мусейон», Айя-Напа, республика Кипр.

Даже у нас в России, стране от Греции довольно-таки далекой, наверное, все знают, как в целом выглядели древнегреческие корабли. Ведь они же были нарисованы в нашем учебнике по истории Древнего мира. Кроме того, есть их рисунки и в Интернете, и в книгах. Так что это не диковина. Археологам встречались их изображения на керамических вазах, вот только узнать по ним, как они были устроены, а также из каких материалов их строили в то далекое от нас время нельзя. Наконец, что возили торговые, а не военные суда, плававшие между островами Эгейского и Средиземного моря? Что ж – видимо сама природа позаботилась о том, чтобы мы обо всем этом узнали, хотя может быть, и узнали далеко не все…


Кирения-II – вот так выглядит это судно целиком. «Таласса мусейон», Айя-Напа, республика Кипр.

Ныряйте и найдете!
Понятно, что если вам захотелось бы найти останки древнегреческого корабля, искать их следовало бы там, где они когда-то плавали, то есть где-нибудь в Средиземном море. Но ведь море-то велико! Следы кораблекрушений занесло песком, так что, спустившись под воду, найти их вам вот так сразу вряд ли удастся. Однако нет в этом и ничего невозможного! Так в 1967 году кипрский водолаз Андреас Кариолоу нашел древний затонувший корабль. Потом ученые целых два года старались зафиксировать местоположение каждого предмета под водой. Ведь очень важно было точно знать, как именно каждая деталь судна соединялась с другой. Иначе как соединить их в одно целое? Поскольку поднимать обломки древнего корабля вот так сразу невозможно. Дерево, пролежавшее тысячи лет под водой, становится хрупким. Грекам взялись помогать сотрудники Пенсильванского музея из США, и все вместе они сумели освободить останки корабля от песка и поднять их на поверхность, причем вместе с грузом. Там провели их консервацию, которая была необходима, чтобы избавить дерево от избыточного содержания морской соли. Причем требовалось при этом его не пересушить и сохранить это морское судно – самое древнее среди всех обнаруженных у нас на Земле – для потомков!


Камни древних якорей.

Старое дерево рассказывает
Исследования судна (вернее того, что от него осталось, а осталось не так уж и много!) начались с анализа древесины, которая была использована для его строительства. Потом выяснилось, что оно совершало плавания в течение примерно 80 лет до кораблекрушения, то есть было своего рода долгожителем, хотя оно и было деревянным! Груз состоял из амфор и емкостей с миндалем, и по нему установили наиболее точную дату его гибели – 288 год до н. э. То есть было так, что в этом году небольшое судно, нагруженное мельничными жерновами и грузом амфор (всего 400 амфор!), вышло из порта Кирения на острове Кипр. Сразу после этого начался шторм, и оно потерпело крушение недалеко от гавани. Команда судна во время этого злосчастного плавания, по мнению ученых, насчитывала четыре человека, что подтверждают найденные на борту четыре миски и четыре ложки, и до посещения острова Кипр занималась каботажным плаванием в Средиземном и Эгейском море. Ели моряки рыбу и миндаль, ну, и, разумеется, все это они запивали вином из этих же амфор. Может быть, что они им просто упились, отчего произошло нарушение правил безопасности мореплавания, либо на корабль… напали пираты?! Вот он и затонул. Однако скелетов экипажа на месте крушения археологи не нашли, так что можно надеяться, что моряки с него попытались спастись вплавь и остались живы!


А вот так на нем располагался груз амфор. Только их было намного больше!


В таких амфорах на Кипре хранили зерно. В девочке, что стоит рядом для масштаба 152 см. Археологический музей в Ларнаке

Когда политика выступает против истории!
Выяснилось также, что корпус судна был сделан из сосны, длиной он был всего 15 метров, поэтому 400 амфор и 29 мельничных жерновов (хотя они, скорее всего, их взяли в качестве балласта) были для него неподъемной ношей. То есть оно могло просто утонуть в сильный ветер, когда его захлестнуло волнами. В тоже время столь небольшие размеры давали возможность построить это судно заново и посмотреть: а каким оно могло быть ну хотя бы на основе рисунков на тех же греческих вазах. Ведь как оно было устроено изнутри ученым теперь уже было известно.


Кирения-II – общий вид.

Работы над репликой судна были начаты в 1970 году, и шли несколько лет, пока она не была изготовлена. Но тут вот в историю прошлого самым драматическим образом вмешалась современная политика. На Кипр высадились турецкие войска… Началась братоубийственная война, и кончилось все тем, что остров поделили на две части: северную, не признанную республику Северного Кипра, где и сегодня находятся турецкие войска, а в музее венецианской крепости в порту Кирения останки этого корабля в Музее Кораблекрушения, и южную – республику Кипр. Попасть на северную сторону можно либо через Турцию, либо из южной части острова, в том числе и на обычном экскурсионном автобусе.


Устройство рулевых весел.

Возможности у меня, конечно, не президентские, но не посмотреть своими глазами на самое древнее в мире судно (потом нашли еще более древнее, но ведь это же еще и реконструировано!), оказавшись на Кипре, я не мог никак. И поехал на север! В венецианской крепости зал с останками корабля является самым прохладным помещением в музее, и там при неизменной температуре и влажности хранится его корпус, который можно обойти и рассмотреть. Однако его реплика, сделанная на основе всех его обломков, в этом музее отсутствует! Так что если вы отдыхаете на Северном Кипре, вам, чтобы ее увидеть, надо будет съездить на юг, и, наоборот – с юга на север, если вы пожелаете полюбоваться не на макет, а на оригинал!



А вот так выглядит то, что осталось от этого судна в музее в венецианской крепости в Кирении. Снимать приходится через стекло, поэтому качество снимков не очень высокое.


Целая куча амфор вот именно так и лежала на дне моря…

Все точно так, как и у Гомера!
В местечке Айя-Напа, что в переводе на русских язык значит «Святой Лес», в местном, очень небольшом, но стильном здании «Таласса мусейон» – то есть в морском музее, вы и увидите этот корабль. Однако, прежде чем идти к самому кораблю, обязательно осмотрите сам музей, так как он довольно интересен, хотя корабль, конечно, для любителя истории, затмевает всех этих сушеных черепах и чучела рыб, ведь выглядит он точь в точь, как это описано у Гомера.

Древний корабль со дна моря

Кстати, для любителей настольного моделирования кораблей из дерева китайская фирма Shicheng model выпустила отличную модель этого судна в масштабе 1:43 со всеми деталями набора и обшивки, вырезанных лазером!

Судно называется «Кирения II», поскольку оригинал так и остался на турецкой стороне. Кроме реплики этого корабля тут выставлены и те самые амфоры для вина и зерна, что находились у него на борту, якорные камни с отверстиями для заостренных кольев, и… шлем морион, принадлежавший венецианцам, которые в свое время обосновались на Кипре. Есть здесь и копия «папиреллы» – тростникового греческого суденышка еще мезолитического времени (9200 г. до н.э.). И получается, что не только индейцы с озера Титикака и древние египтяне использовали папирусные и тростниковые суда. Еще в незапамятные времена киприоты тоже не брезговали этим материалом, то есть это было общей традицией!


Лодка пирелла

Корабль поставлен в музее таким образом, что его можно обойти по кругу и осмотреть со всех сторон, и даже заглянуть к нему внутрь через его открытую сверху палубу. Он с мачтой и парусом, но без весел, так как весельными были у греков лишь боевые суда. Два больших весла сзади – рулевые. Отклоняя их в разные стороны, кормчий как раз и управлял таким судном. Известно, что для корпуса судна применялась высококачественная сосновая древесина и, видимо, именно на такие-то корабли, жители Кипра в прошлом и пустили свои роскошные леса, от которых сейчас совсем уже ничего не осталось. Все деревянные части судна покрывал специальный лак, защищавших их от воды и личинок. Причем корабль и в самом деле «чернобокий», то есть такой, какими греческие суда и описал Гомер, что говорит о том, что традиции кораблестроения в то время менялись очень медленно.


Когда-то из таких вот сикомор местные жители и строили свои корабли. А теперь расплачиваются засухой за сведенные леса.

Конечно жалко, что такая археологическая находка разделена таким образом: оригинал на севере, а его реплика на юге. Вот они реальные и драматические последствия военных конфликтов и для людей, и для истории. Причем ни греки, ни турки уступать не хотят, поэтому вряд ли в обозримом будущем оба этих памятники истории соединятся. Так что если вы будете отдыхать на острове Кипр, постарайтесь посетить хотя бы один из этих двух музеев. Ведь там вы увидите одно из самых древних морских судов, о судьбе которого, чтобы там ни говорили ученые, мы можем сегодня только гадать!

Впрочем, теперь это уже не самый древний корабль Средиземного моря, обнаруженный подводными археологами. С того времени под водой было обнаружено еще несколько различных судов, в том числе и с грузом амфор. Самый древний из известных нам кораблей найден на корабельном «кладбище» возле побережья Малой Азии у рифа Яссыджа – он затонул около трех с лишним тысяч лет тому назад.

Интересно, что в 2002 году было начато строительство Kyrenia Liberty (на тот момент уже третьей копии Киренийского корабля). Строительство шло с соблюдением основ конструкции, но с использованием современной техники. Корабль был закончен к Олимпийским Играм 2004 года и отправился в Афины с символичным грузом меди, из которой отлили Олимпийские бронзовые медали.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    26 августа 2015 07:20
    Ей Богу, хороший у нас президент, что и говорить. Причем, на мой взгляд, даже не тем, как он президентствует, а тем, что… ведет себя как нормальный человек, то есть берет от жизни все, что может и этого не стесняется. Имел возможность полетать на боевых самолетах – полетал, нырнуть на батискафе на дно Байкала – нырнул. А теперь вот опустился на дно Черного моря и посмотрел на останки корабля Х века и целую кучу амфор

    У него экономика в тухесе, цены растут каждый день сами по себе, а он на дно ныряет и птицам путь указывает.
    Но ведь море-то велико! Следы кораблекрушений занесло песком, так что, спустившись под воду, найти их вам вот так сразу вряд ли удастся. Однако нет в этом и ничего невозможного!

    Интересно, а он как нашел обломки ? Или как у Папанова-Клев будет такой, что клиент все забудет ?
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      26 августа 2015 07:51
      Цитата: Альф
      Или как у Папанова-Клев будет такой, что клиент все забудет ?


      Естественно, возможностей то побольше чем у Папанова,на ЧФ водолазов хватает, ФСО поможет - нет задач невыполнимых... Прямо как в довоенной песне "Течет вода Кубань реки куда велят большевики...".. hi
      1. +2
        26 августа 2015 09:55
        теперь «дело за малым»: поднять его со дна моря и восстановить в надлежащем виде.

        Да это очень важно. Сколько археологи не раскапывают, а материала по прежнеме не хватает
        1. -2
          26 августа 2015 10:21
          Дык, всё по частным коллекциям расползается. ))
    3. +1
      26 августа 2015 11:58
      В свое время Адам Смит сказал, что никакое безумство осуществляемое богатыми гражданами страны ей не вредит, но любое безумство осуществляемое ее правительством вредит ей в полной мере... Нельзя все время руководить. Когда-то надо и на дно понырять,а?
  2. +11
    26 августа 2015 07:21
    Ей Богу, хороший у нас президент, что и говорить. Причем, на мой взгляд, даже не тем, как он президентствует, а тем, что… ведет себя как нормальный человек, то есть берет от жизни все, что может и этого не стесняется.

    Я понимаю, что вам в этой статье хотелось любым образом привязаться к президенту, но это всё-таки перебор.

    Во-первых, нормальный человек и человек, который "берет от жизни все", - это две принципиальные разницы. Для того, чтоб быть нормальным русский человеком, нужно искать справедливость, а не "брать от жизни все и этого не стесняться" (пришло в виде слогана с запада, из рекламы pepsi, я напоминаю).

    Во-вторых, Путин конечно не "берет от жизни все", но пиарится понемногу. И этот пиар, наоборот, одно из того, что мне в нашем президенте не нравится. Назвался груздем - полезай в кузов. Качественным управлением нужно "пиариться", а не тратой времени на всевозможные глупости. Каждый день жду новость "Путин уволил/посадил/заменил/расстрелял главу центробанка/минэкономразвития", а получаю "Путин спустился на дно моря"... Жду дальше.
    1. -4
      26 августа 2015 11:00
      Цитата: simargl
      Каждый день жду новость "Путин уволил/посадил/заменил/расстрелял главу центробанка/минэкономразвития", а получаю "Путин спустился на дно моря"

      По видимому, гарант ищет то дно, до которого опускается экономика РФ.
    2. +6
      26 августа 2015 11:12
      Всё познаётся в сравнении. Если сравнивать с Россией 20 летней давности то сдвиги серьёзные.
      Вообще то я не люблю ездить в такси . Каждый таксист знает как надо управлять государством. И спешит поделиться с пассажиром. Вот кого надо ставить к рулям госуправления! Таксистов! Но и стрелять их по-сталински если что. Вот тогда мы действительно погрузимся в г...., да и таксисты быстро кончатся.
    3. 0
      26 августа 2015 11:50
      Христос терпел и нам велел!
    4. +1
      26 августа 2015 11:53
      Искать справедливость это все равно, что искать черную кошку в темной комнате, точно зная, что ее там нет!
    5. 0
      26 августа 2015 11:55
      Искать справедливость это все равно, что искать черную кошку в темной комнате, точно зная, что ее там нет!
  3. -1
    26 августа 2015 07:41
    Просто анекдот. Страна погружается в дерь...! , ну сделай что-нибудь!, а пофиг у меня батискаф.
    1. +1
      27 августа 2015 02:26
      Просто анекдот. Страна погружается в дерь...! , ну сделай что-нибудь!, а пофиг у


      Подобные вопли-крики слышны вот уже веков 8, если не 10.

      А страна всё стоит себе, даже крепчает.

      ЗЫ. Cap.Morgan про таксистов хорошо сказал.
  4. +4
    26 августа 2015 07:57
    Ныряйте и найдете!
    Понятно, что если вам захотелось бы найти останки древнегреческого корабля, искать их следовало бы там, где они когда-то плавали, то есть где-нибудь в Средиземном море.
    ...В Ладожском озере,древнегреческих кораблей возможно не найдете..но других и разных эпох там масса и в хорошем состоянии..Знать где нырять..
  5. +4
    26 августа 2015 11:02
    В Севастополе есть целый район неисследованный археологами. Там копать и копать.
  6. +1
    26 августа 2015 14:24
    Цитата: Альф
    Ей Богу, хороший у нас президент, что и говорить. Причем, на мой взгляд, даже не тем, как он президентствует, а тем, что… ведет себя как нормальный человек, то есть берет от жизни все, что может и этого не стесняется. Имел возможность полетать на боевых самолетах – полетал, нырнуть на батискафе на дно Байкала – нырнул. А теперь вот опустился на дно Черного моря и посмотрел на останки корабля Х века и целую кучу амфор

    У него экономика в тухесе, цены растут каждый день сами по себе, а он на дно ныряет и птицам путь указывает.
    Но ведь море-то велико! Следы кораблекрушений занесло песком, так что, спустившись под воду, найти их вам вот так сразу вряд ли удастся. Однако нет в этом и ничего невозможного!

    Интересно, а он как нашел обломки ? Или как у Папанова-Клев будет такой, что клиент все забудет ?

    Этот корабль обнаружили ещё в 2009г.
    http://www.1tv.ru/news/world/14836
  7. 0
    26 августа 2015 18:35
    Какая-то мелкая девка рядом с кувшином.
    1. +2
      27 августа 2015 02:29
      Какая-то мелкая девка рядом с кувшином.


      Фу! Сударь! Не "мелкая девка", а ребёнок.
  8. Комментарий был удален.
  9. +1
    27 августа 2015 07:29
    Наш Президент много чем интересуется и достигает результатов в разных своих интересах.Приятно вспомнить спортивные успехи Афроамериканца!!Многие политики радостно горла н или по пьянка, наш Е.Б.Н. был в этом первым.В.В.П. ---первый руководитель нашей страны после 1917г с образованием по "специальности".
    Цитата: Cap.Morgan
    Всё познаётся в сравнении. Если сравнивать с Россией 20 летней давности то сдвиги серьёзные.
    Вообще то я не люблю ездить в такси . Каждый таксист знает как надо управлять государством. И спешит поделиться с пассажиром. Вот кого надо ставить к рулям госуправления! Таксистов! Но и стрелять их по-сталински если что. Вот тогда мы действительно погрузимся в г...., да и таксисты быстро кончатся.

    "Кухонная философия" всегда на сложные вопросы давала простые ответы.Лечат же люди без диплома!
  10. +2
    27 августа 2015 08:25
    Вот с космосом бы какое фото!То-то бы другле президенты обзавидовались бы! А "Бабушка" наконец-то бы превратилась бы в дедушку!!!
  11. +1
    27 августа 2015 10:40
    Археологи «Исламского государства» и методы их работы. Обратите внимание, как эффективно и аккуратно они работают с историческими объектами. А их аргументы настолько сильны, что мало какой ученый, каким бы авторитетным он ни был, решился бы вступить с ними в полемику. http://daily.rbc.ru/photoreport/25/08/2015/55dc58059a794784ea7ea9c9/1.shtml