МАКС-2015: Авиастроение России на пороге перемен

49

Отрасль вступает в переходный период

Ну вот и настало время подводить окончательные итоги XII международного авиационно-космического салона МАКС-2015 — сегодня, 30 августа, проходит последний день этого мероприятия, посвящённый уже исключительно демонстрационным полётам для массового посетителя и не обременённый большими делами. Рассмотрим авиасалон с военной и гражданской точек зрения.

Военная составляющая — демонстрация, немного новинок и мало контрактов

Громких военных новинок на МАКС-2015 на этот раз увидеть не пришлось — это были несколько симуляторов для обучения полётам, отдельные компоненты для боевой техники, прототипы беспилотников (ни один из которых, в общем-то не находится «в шаге» от принятия на вооружение). Пожалуй, больше всего порадовала корпорация «Тактическое ракетное вооружение», представившая целую линейку новых авиационных ракет с очень серьёзными характеристиками. Все они находятся в 2−3 годах от принятия на вооружения и крупносерийного производства, а финансовое состояние компании одно из лучших в российском ВПК.

Подробнее: Россия получит целый ряд новых авиационных ракет в ближайшие 2−3 года

Контракты были подписаны Иорданией — на парашютные модернизированные платформы П-7 для десантирования техники с самолётов Ил-76. Такие самолёты в небольшом количестве в Иордании имеются, однако, учитывая приезд «высокой» делегации ближневосточной страны во главе с королём Абдаллой II, можно предположить, что в скором времени будет заключена сделка на закупку нескольких легендарных транспортников в новой модификации — Ил-76МД-90А.

Из реальных военных авиационных контрактов можно отметить лишь покупку Белоруссией очередной партии из 4-х новых учебно-боевых самолётов Як-130, а также намерения приобрести ещё 8 машин. В сумме, при исполнении всех контрактов и намерений, Минск получит в своё распоряжение 20 самолётов такого типа. Помимо этого, белорусы приобрели 5 единиц зенитно-ракетных комплексов малой дальности Тор-М2Э и радиолокационную станцию «Противник-Г».

Подробнее: «Противник» и «Тор» пополнят армию Белоруссии

Российская же армия, согласно подписанному в Жуковском контракту, получит 3 корабельных зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-М». МЧС же получит 2 обновлённых транспортника Ил-76МД-90А.

Гражданская авиация: SuperJet-100 и МС-21 — спаситель

Интересной информацией, распространённой на МАКС-2015 стал прогноз «Объединённой авиастроительной корпорации» (ОАК) о глобальном рынке гражданской авиации на период до 2034 года. Прогнозы ОАК по потребностям России в самолётах на этот период несколько меньше, чем у Boeing и Airbus — если российская компания считает, что на рынке будет реализовано примерно 860 машин, то европейцы и американцы рассчитывают примерно в 1100 машин. Все компании сходятся в одном — что большинство машин будет реализовано в сегменте узкофюзеляжных самолётов с количество пассажиров более 120. По данным ОАК это будет спрос на 750 подобных машин, а российским предложением на «вакантные» места станет среднемагистральный МС-21, первый полёт которого планируется в 2016 году. Российский гигант рассчитывает реализовать несколько сотен машин на отечественном рынке, а также побороться за места в мировом. Удастся ли реализовать эти планы мы начнём понимать в 2018—2020 годах, когда начнётся серийное производство самолёта. Кстати, интересным моментом стала конкуренция на МАКСе между «Объединённой двигателестроительной корпорацией» с перспективным отечественным двигателем ПД-14, и американской Pratt & Whitney с серийным двигателем PW1000G — оба мотора были продемонстрированы на авиасалоне. Лётные испытания продукта от ОДК начнутся в ноябре этого года, однако есть сомнения, что ПД-14 успеют «довести» к моменту выпуска первых серийных МС-21, поэтому позиции готового «американца» пока кажутся сильнее.

Что же касается единственного в России гражданского самолёта, находящегося в крупносерийном производстве — SukhoiSuperJet-100 (SSJ-100), то на авиасалоне были реализованы 32 машины с опционом на ещё 28, которые также будут с высокой степенью вероятности реализованы. Таким образом, сумма сделки достигает $2 млрд. Также стало известно о намерениях «Аэрофлота» до конца года купить ещё 20 машин. Тем не менее, этого пока мало, чтобы достичь целевого выпуска в 60 самолётов ежегодно. Единственная реальная надежда — иранский контракт на 100 SSJ-100, который может быть подписан после снятия со страны санкций.

Как итог, мы видим пятикратное падение количества подписанных контрактов на гражданскую авиацию по сравнению с МАКС-2013 — 60 (вместе с опционом на SSJ-100) против 278. Выручка ОАК же упала с $9 млрд до $2 млрд.

Подробнее об этом в статье: «Мистрали» Египту вместе с российскими вертолётами Ка-52?

Лётная программа и массовые посещения


Что касается лётной программы — посетители ожидаемо увидели большую часть российских современных и перспективных боевых самолётов и вертолётов. Исключение составил штурмовой вертолёт Ми-28 и пилотажная группа «Беркуты», летающая на таких машинах. После трагедии, случившейся совсем недавно — 2 августа, когда на конкурсе «Авиадартс» потерпел крушение Ми-28, а один из «Беркутов», полковник Игорь Бутенко, погиб, машину не рискнули пока везти на авиасалон, а уж пилотажной группе ещё некоторое время надо будет «приходить в себя». Кроме того, в отличие от МАКС-2013, не было итальянских, французских и китайских пилотажных групп. Если с европейцами в нынешних условиях всё понятно, то с китайцами не очень.

Подробнее: Фоторепортаж с МАКС-2015: Авиация в небе

Количество же посетивших мероприятие примерно аналогично прошлому разу — окончательных данных за 30 августа пока нет, но приблизительное количество побывавших на авиасалоне за все дни уже понятно — примерно 450 тысяч человек.

Выводы

Официальных данных по стоимости военных контрактов, подписанных на авиасалоне нет. Однако их количество очень небольшое — примерно $100 млн за 2 Ил-76, $60 млн за 4 Як-130, $90 млн за 5 «Тор-М2Э», $30−40 за «Панцирь-М», $15−20 млн за запуск испанского спутника PEZ с помощью ракеты-носителя «Днепр». Количество десантных платформ П-7, проданных Иордании неизвестно, однако их стоимость не очень велика. В сумме мы имеем примерно $300 млн. Если прибавить это к «гражданке» и мелким сделкам, то получится примерно $2,5 млрд. Для примера, на МАКС-2013 было подписано соглашений на $21 млрд, а на МАКС-2011 — $16 млрд. Последний раз такие низкие деловые результаты были в 2007 году — $3 млрд. Конечно, контракты на авиасалонах — это больше шоу, так как все они составляются заранее, но тем не менее очевиден переходный период в российском авиастроении — все реальные новинки ожидаются через 2−3 года, а многие старые разработки постепенно теряют свой потенциал на рынке. От новинок зависит судьба российского авиастроения, а не «модернизированного советского».
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    31 августа 2015 06:38
    Как же легко и не принужденно разваливали Авиапром, и как же тяжело его восстанавливать, с учетом того, что как минимум одно, а то и два поколения в гражданской авиации мы пропустили...
    1. -2
      31 августа 2015 23:56
      Как же легко и не принужденно разваливали Авиапром,


      Не очень понимаю что там разваливать, но реально перевезите, блин, триста тушек от Москвы до Хошимина за девять часов и пол заправки керосина от 86-ого. Тогда можно о чем то говорить. А пока....
  2. +2
    31 августа 2015 06:49
    В принципе, все выводы обозревателя на уровне имевшихся перед началом салона прогнозов: все будет, но в урезанном виде и с небольшими контрактами. Единственное, конечно, незапланированное событие - отсутствие пилотажников Ми-28, но тут уж ничего не поделаешь, "неизбежные на море случайности". А для деятелей из ОАК этот салон будет очередным поводом задуматься о том, как жить дальше.
    1. +1
      31 августа 2015 15:46
      Цитата: inkass_98
      В принципе, все выводы обозревателя на уровне имевшихся перед началом салона прогнозов


      А вот таким мог быть ПАК-ДА (один из вариантов обдувочной модели)
      - сверхзвуковым
      - с "прямоточками"
    2. +3
      31 августа 2015 16:09
      Цитата: inkass_98
      А для деятелей из ОАК этот салон будет очередным поводом задуматься о том, как жить дальше.

      Это если они думать умеют и есть чем думать....
      1. +3
        31 августа 2015 19:38
        не понятно почему о ту-214 нигде и никто не заикается, все жужат о суперджете и о мс21, которые без импорта не взлетят, а тушка с самой большой площадью крыла( на 30% больше), позволяющая спланировать с полным салоном( при отказе движков), остается в тени министерств , авиакомпашек, СМИ
        1. 0
          31 августа 2015 22:04
          Цитата: Дормидонт2
          , а тушка с самой большой площадью крыла( на 30% больше), позволяющая спланировать с полным салоном( при отказе движков),

          Вы это серьёзно ? Я человек не кровожадный, но если очень хочется - попробуйте hi
      2. +1
        1 сентября 2015 10:15
        Совершенно согласен. Хотя так точно и резко стараюсь не говорить. Называть прорывной технологией то , что в основе физического процесса, остается прошлым веком, видимо не совсем правдиво.
  3. +3
    31 августа 2015 07:12
    ...И это верный очень ход
    Госструктурам полный ход...
  4. +12
    31 августа 2015 07:30
    Cкоро к нам в Пермь приезжает Владимир Путин. Собирается посетить Пермский Моторный Завод. Собираются обсуждать график выпуска двигателей ПД-14. Завод уже объявил о дополнительном наборе кадров на 4000 человек. Так что все будет хорошо) Прорыв будет уже через пару лет.
    1. +1
      31 августа 2015 14:17
      Цитата: chikenous59
      Завод уже объявил о дополнительном наборе кадров на 4000 человек.

      А-фи-геть! good
      Привет земляк fellow . Губаха (1962-1980) yes
  5. 0
    31 августа 2015 08:35
    Скоро нас догонять будут в авиастроении (не критично отстаем), главное темпы не сбавлять.
  6. 0
    31 августа 2015 08:42
    Кто нибудь в курсе, ударно-разведовательный "Чирок" там взлетал? Смогли люди вживую полюбоваться его уникальными возможностями?
    1. +2
      31 августа 2015 22:21
      Цитата: Schulz
      Кто нибудь в курсе, ударно-разведовательный "Чирок" там взлетал?

      Просто показали полноразмерный МАКЕТ ! smile У нас всегда получались хорошие МАКЕТЫ hi
  7. +7
    31 августа 2015 09:02
    Нельзя ожидать успехов о авиации на фоне тотального провала всей политики развития в стране.

    Угробили Ту-204 и Ту-334, а теперь даже Суперджет не берут. И с МС-21 можно ожидать того же.

    Поскольку все наши авиакомпании сами за кордоном свои активы держат и не хотят доп. хлопот по эксплуатации российской авиатехники.

    Сам Путин как бы хочет, но авиакомпании не хотят Суперджета и всего российского, и все тут. А экономика у нас свободная. Такой вот у нас госкапитализм против России получается.
    1. +3
      31 августа 2015 10:05
      В СССР фирм выпускавших самолёты было 4 штуки.АН,ТУ,ИЛ,ЯК я про гражданские говорю.Выпускали всю линейку от спортивных до трансконтенинтальных. Сейчас почему то всё в Иркутск засунули и гордимся единственной гражданской моделью.Не ужели нельзя возродить тот же ИЛ, ведь Путин на них летает.
      1. jjj
        0
        31 августа 2015 13:51
        Прокатился на аэрофлотовском "Су-95". Машина понравилась. Впечатления приятнее, чем были от "Ан-148". Да и геморроя в обслуживании у суперджета меньше
        1. +1
          31 августа 2015 16:11
          Цитата: jjj
          Прокатился на аэрофлотовском "Су-95"

          А это что??? Нет в парке АФЛ подобных машин...
          1. 0
            31 августа 2015 18:24
            собственно, это и есть сухой-суперджет-100
            1. +1
              31 августа 2015 18:50
              Цитата: S-cream
              собственно, это и есть сухой-суперджет-100

              SSJ-100 его официальное название, а Су-95????
          2. 0
            31 августа 2015 22:23
            Цитата: ССИ
            А это что??? Нет в парке АФЛ подобных машин...

            В Вики пишут - Обозначение ICAO — SU95 (СУ95). wink
            1. 0
              1 сентября 2015 16:06
              Цитата: Штык
              ICAO — SU95

              http://www.flugzeuginfo.net/
              Попробуйте найти...
    2. 0
      31 августа 2015 20:33
      Суперджет ещё как берут, недавно 100й самолёт выпустили.
    3. +1
      31 августа 2015 22:36
      Цитата: akudr48
      ...авиакомпании не хотят Суперджета и всего российского...

      Суперджет российским можно назвать с большой натяжкой. Движки и вся авионика - импорт.
  8. +3
    31 августа 2015 10:31
    Впечатления о МАКС-2015:в сравнении с МАКС-2013 - полное отсутствие зарубежной авиатехники (только "модельки" в павильонах), почему-то не выставили "Руслан" (потому-что Ан - украинское нельзя?), наше выставили всё, что могли, хорошо выступили Т-50, Су-35 и Су-34 (ну, этот, всё-таки, не дотягивает по маневренности до двух первых - но ему и не надо) - фигуры совершенно немыслимые, практически зависали в воздухе. Вертолеты неплохо выступили, вот у меня только был вопрос: справа налево взлетает упомянутая тройка во главе с Т-50, а над ними слева направо с подвешенным контейнером пролетает Ми-8 (вероятно, не буквально над ними, Ми-8 ближе к зрителям, чем ВПП) - это как? Общее впечатление - хорошее, учитывая, что в пятницу дождя не было.
  9. +4
    31 августа 2015 10:34
    находящегося в крупносерийном производстве — SukhoiSuperJet-100 (SSJ-100)

    Боинг с айрбасом производят в год по 500 самолётов - это крупносерийное производство. А у нас штучное оно
    1. +3
      31 августа 2015 11:54
      я тоже в детстве когда играл в стратегии, при чите на деньги или нужный ресурс - строить армию очень легко.

      И очень е е трудно строить при ограниченных ресурсах.

      Так что омерика ввела чит на деньги. Нельзя ее сравнивать с нами или с другой какой страной.
      1. +1
        31 августа 2015 13:58
        Да конечно нельзя. Просто говорить о конкурентоспособности того же МС-21 тоже нельзя, пока не выйдем на уровень хотя бы 200 самолётов в год.
        У нас 90% парка ГА импортные воздушные суда.
      2. +3
        31 августа 2015 14:03
        И дело не в ограниченных ресурсах. Дело в похеренной отрасли и 15летнем ватокатании + нежелание государства прямо поддерживать и развивать самолётостроение.
        Той же транспортной стратегией вообще и программой развития региональной авиации озаботились всего лишь 3-4 года назад. До этого были только добрые рапорты и реклама Сухого-100, хотя за срыв заявленного плана по выпуску с того же Пагасяна никто не спросил, равно как и за зарубленный в угоду Сухому-100 готовый и вполне летабельный Ту-334, который мог бы хоть частично заменить определённый процент импорта и поддержать своё самолётостроение.
        Вот такая вот стратегия с читами и без.
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      31 августа 2015 14:28
      Они выпускают огромные линейки моделей. 34 Суперджета в год - это даже по советским меркам 80-ых крупносерийное производство (тогда выпускали в среднем 60 гражданских самолётов в год, но в том числе и широкофюзеляжных, которых сейчас нет)
      1. +2
        31 августа 2015 16:17
        Цитата: nersmail
        (тогда выпускали в среднем 60 гражданских самолётов в год,

        В СССР только КуАЗ выпускал 90 машин в год, плюс Саратов, плюс Казань, плюс Воронеж...
      2. +1
        31 августа 2015 18:06
        Привет! Что это за серия 34 машины в год.Мелкая потому и дорогая .Дальневосточники молодцы смогли построить и запустить машину. Но она сборная. А раз так то дорогая. Сборка должна идти безостановочно наращивая темпы выпуска.Только тогда выгодно.Если смотреть правде в глаза нас поймали в самый трудный момент.Заводы все переоснащаются на новые технологии.Стоит это дело недёшево.В этом наша беда .Мы сможем переоснастить более мене предприятия к 20 году. Только тогда начнётся массовое производство новой техники.Простенький пример вертолётный завод получил и запустил новыми станками и оборудованием на 250 миллиардов рублей. Много вроде да по денежкам. Но нужно ещё не меньше что-бы полностью обновить новым оборудованием. И так везде. нужно новое оборудование новые технологии и много ещё всяких вещей.к стати новое оборудование намного ускоряет все процессы по сборке и наладке а что будет если всё новое производство начнёт давать продукцию.Тут на днях вовсю шумели дай Т-90 а завод перестраивается строятся новые технологические производства.Конечно всё это медленно но быстро никак.Но я не слышал что где-то отказывается от новых требований.Жизнь заставляет.Новые системы что пойдут в войска я имею ввиду боевые платформы будь то танк самолёт и арт-система будет видеть своих и никогда не преподнесёт сюрприз виде ракеты или снаряда.Это совсем другая Армия и там уже нужно нарабатывать совсем другие способы борьбы с врагом.А МС-21 это чистая российская машина и она потащит всех смежников на мировой уровень. Старые технологии никому не нужны.Уже к Казани присматриваются там тоже нужно модернизировать а проще построить новое производство.Говорят так быстрей и дешевле.Не знаю не строитель.А что извините Вы хотели увидеть.Всё на параде ПОБЕДЫ показали хорошего помаленьку.Что Европейцев не было так они хотели видеть этот МАКС современный в гробу.Когда ничего нового не было валом валили удостовериться что всё рушится. Вспомните как лучезарно улыбались мол ГУД.Это сейчас всполошились оказывается есть чему поучиться. С уважением ко всем кто на сайте.Хорошего настроения не смотря ни на что.
    4. +2
      31 августа 2015 16:56
      Рынок гражданских самолетов уже в основной своей массе поделен и отвоевать свой кусок на нем будет архисложно. Есть региональные рынки Латинской америки, ближнего востока и африки , куда еще можно просочиться , но здесь придется использовать политресурсы. В советское время был огромный рынок СССР и соцлагеря , который закупал только наши самолеты. После падения СССР мы потеряли весь рынок соцлагеря и значительную долю рынка СНГ. Спасением мог стать собственный рынок , но в 90-е его открыли и отечественная промышленность , значительная часть производственных цепочек , которой оказалась в других странах и которая только переходила на рыночные рельсы , оказалась задавлена западными компаниями. Сейчас главная задача - понемногу отвоевывать хотя бы свой рынок и рынок ЕВРАЭС . На общемировой рынок нас вряд ли серьезно пустят , хотя суперджет и имеет небольшие шансы туда пробиться благодаря участию в нем западных компаний. Так что - заказы госструктур , админресурс заставляющий наши компании покупать наши самолеты , низкий курс рубля и надежды на политические контракты с Ираном, Египтом, Китаем, странами снг и возможно Латинской америки. Если все это будет работать то несколько процентов рынка шансы отжать есть.
    5. +1
      31 августа 2015 20:08
      Серийное производство от штучного(единичного) отличается, прежде всего, повторяемостью и отлаженностью технологических процессов.
      Это:
      http://topwar.ru/uploads/images/2015/934/wetj379.jpg
      http://topwar.ru/uploads/images/2015/675/anus411.jpg
      http://topwar.ru/uploads/images/2015/931/ibvt885.jpg

      не единичное производство.
    6. +2
      31 августа 2015 20:10
      Изображение отсюда: http://nnm.me/blogs/TansGef/proizvodstvo-samoletov-sukhoi-superjet-100-ssj100/

      Там ещё много smile
      1. 0
        1 сентября 2015 15:30
        да это понятно. Я выразился образно, в сравнении с количеством конкурирующих машин
        1. 0
          1 сентября 2015 17:36
          проблема ещё усугубляется тем, что сушка по факту на сегодняшний момент единственное ВС в производстве, и то на 100 мест. Предложить нечего авиаперевозчикам...Благодаря г-ну Христенко
  10. +1
    31 августа 2015 11:41
    Есть немного другая информация по количеству и стоимости контрактов http://spb.riss.ru/news/1722/
  11. +2
    31 августа 2015 12:05
    Жаль, что на МАКСе 2015 не был предложен вариант ремоторизации Ил-96 на 2 двигателя НК-56. Идея из давнего прошлого...
  12. 0
    31 августа 2015 12:08
    вот информация более полная по сделкам и контрактам http://www.vesti.ru/doc.html?id=2658386 и здесь http://spb.riss.ru/news/ видимо не так все и плохо особенно учитывая что новинок было мало основные в следующем году будут
    1. +1
      31 августа 2015 14:30
      Ну тут ещё аренды посчитали у лизинговых компаний. Всё равно в 4 раза меньше прошлого раза, и всё равно позже МАКС-2007 такого плохого результата не было
  13. +1
    31 августа 2015 13:22
    Цитата: akudr48
    Нельзя ожидать успехов о авиации на фоне тотального провала всей политики развития в стране.

    Угробили Ту-204 и Ту-334, а теперь даже Суперджет не берут. И с МС-21 можно ожидать того же.

    авиакомпании не хотят Суперджета


    А таки с какого перепуга его хотеть? ведь это пародия на бразильский самолет 20 летней давности. При этом до 80% комплектующих закупаются за рубежом. так может проще бразильские самолеты покупать или брать в лизинг?
    1. +2
      31 августа 2015 17:02
      Ведомости , из которой взята цифра в 80 процентов обрезали интервью . В полном варианте звучало так(НЕ ДОСЛОВНО) . 80 процентов закупленных комплектующих для суперджета в прошлом году были импортными . ДОЛЯ ИМПОРТНЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ В ОДНОЙ МАШИНЕ 40 ПРОЦЕНТОВ И КОМПАНИЯ БУДЕТ РАБОТАТЬ НАД ЕЕ ДАЛЬНЕЙШИМ СНИЖЕНИЕМ. 40 процентов и 80 - думаю, что разница есть. А в 2014 году закупили столько импортных комплектующих потому что боялись введения санкций против ГСС . Вот на этот случай и запаслись. Однако первоначальное интервью обрезали и оно приобрело совсем другой смысл.
      1. 0
        1 сентября 2015 15:50
        40% - маловато будет... Начать с того, что ВЕСЬ фидер сделан из импортных проводов, а его в самолете - километры, соответственно, все разъемы и коннекторы сами понимаете... Плюс гидравлические прибамбасы, плюс моторы, плюс системы управления... и т.д. Наш металл и рабсила...83% - более реально.
  14. +2
    31 августа 2015 15:49
    может кто из тех кто пинает суперджет и плачет о ту-334 статью напишет со сравнительным анализом. ну хотя бы с проектными данными по ту-334. примерная стоимость, топливная эффективность, эксплуатационные расходы? с табличками ,а не общими словами.
    1. 0
      31 августа 2015 16:58
      А зачем Вам это? Почитайте, что ГСС пишет...
    2. +1
      31 августа 2015 18:17
      Побоятся.ТУ-334 пока с ним возились уже попадает в прошлое.Нужны новые технологии новое производство. Короче возиться придётся здорово а толку .
  15. +1
    31 августа 2015 22:41
    А что говорить если нефть дешевеет бензин дорожает. Цена на ладу Веста будет зависеть от курса валют. Заказ авиатехники для внутреннего рынка исчисляется в долларах. То есть контракты каждый день в рублях будут расти. Долго это будет продолжаться. Когда на рубль перейдем. Так и хочется сказать за державу обидно.
  16. 0
    31 августа 2015 23:40
    Великий Боже! Сколько можно трындеть о внешних рынках?! У нас свои рынки необъятные заполнять надо, а экспорт дело второе.
    1. 0
      1 сентября 2015 08:56
      Наши рынки заполняют бобики и арбузы...