Military Review

“He is an enemy, he will be an enemy, nemchura is villainous!”

5



“And he came, damned, and all with crosses: on planes - crosses, on uniforms and necks - crosses. And the infant souls are ruined, Satan is underground. "

Soviet folklore is a unique phenomenon of national, and perhaps even world stories and culture. For this term has not yet developed a single generally accepted definition. In the scientific literature, the concept of "Soviet folklore" is considered in a broad sense - as the folklore of the Soviet era, and in the narrow - as an ideological phenomenon, put at the service of the Soviet regime.

Some researchers believe that not only pro-Soviet folklore, but also anti-Soviet can be attributed to Soviet folklore. However, in Soviet folklore studies, as well as in works on Soviet folklore written in the post-Soviet period, it was often pro-Soviet folklore that was meant by Soviet folklore that met the ideological and aesthetic criteria of Soviet power.

In a narrow sense, Soviet folklore is commonly understood as works reflecting Soviet reality, focused on traditional epic and lyrical epic genres: epics, laments, historical songs, fairy tales. The creators of the Soviet epic folklore were individual folk performers, with whom the collectors carried out individual work, which included not only fixation, but also “creative assistance” in creating new texts.

Such works were published in collections, newspapers and magazines with an indication of the author and collector who made the recording and processed it. The transfer of these works "by word of mouth" was carried out far from always, therefore the question of how correctly to call them folklore was repeatedly discussed and remained unresolved until now.

The researchers note that, despite the installation to subordinate the verbal element to the ideological course, the carriers of traditional culture not only went to meet the author's improvisation, but often themselves initiated the creation of similar samples of folk art.

Another important feature of the works of Soviet folklore is the reflection in them of momentary realities, persons, events, their mythologization.

If the traditional epic did not respond to current political events, the works classified as Soviet folklore used the “old form to express a new ideological content.”

Undoubtedly, the folklore of the Nekrasov Cossacks of the period of the Great Patriotic War is part of Soviet folklore. According to the collector F.V. Tumilevich, the works of this group first of all reveal “the soul of the people, their attitude to the political events of great importance”.

During the war, such folk texts exerted an emotional-mobilizing effect on people. "Folded brightly, figuratively, using forms of folk art, they called for a merciless struggle against the hated enemy, inspired a sense of patriotic duty, boundless love for the motherland, for the Bolshevik party - the organizer of the national war against the German fascist invaders, who faithlessly attacked our the country ", - this emotional characteristic of the peculiarities of these works is given by the Don folklorist FV Tumilevich in the article “Oral poetry of Nekrasov people about the Patriotic War” (the book “Songs and fairy tales. Folklore of Nekrasov Cossacks about the Great Patriotic War. Rostov-on-Don, 1947 year).

Outstanding folk improvisers

Tumilevich also analyzes the mechanisms for creating works of “military” folklore of the Nekrasov Cossacks and draws attention to the important role of the individuality of the bearer of the folklore tradition. In particular, he points to “outstanding improvisational abilities” by T.I. Kapustinoy - famous storyteller-nekrasovki. “There are two features in her work. Tatyana Ivanovna very often takes the outline of an old song, or her musical system, or theme, and on this basis creates new works. Free flight of fantasy, poetic gift allows her to create not only versions, but also independent works. ”

Crying about a girl in German slavery

The main reason that prompted Tatyana Ivanovna Kapustina to create a cry about a girl who fell into German slavery “should consider the following fact: August 20 of the year 1944 of the local collective farm T.N. Gorshkov told her about the content of an article published in the newspaper Pravda about a Russian girl who had escaped from a German penal servitude. Gorshkov’s story, which had a strong effect on Tatyana Ivanovna, evoked in her memories of the nightmares of the occupation of the village by the Germans. All this influenced the creation of this cry. "

Another well-known songwriter, Ivan Gospodarev, the only connoisseur of legends about Ignat Nekrasov, “lived with the image of Ignat and, during the days of the Patriotic War,“ resurrected him from the dead, ”made him a participant in the great battle at Stalingrad.”

Thus, the historically authentic fact fades into the background, giving way to other artistic tasks. So, F.V. Tumilevich emphasizes that “during the period of the Patriotic War, the whole life of our country was subordinated to the interests and needs of the front. The poetry created by the Nekrasov Cossacks reproduces this great goal with extraordinary brightness. ”

The folklore of the Nekrasov Cossacks of the period of the Great Patriotic War bears the hallmarks of works of oral traditional culture. Modern events described in songs, hairstyles, fairy tales, are overgrown with motifs that have deep roots. Thus, the image of the enemy in the Slavic traditional culture is related to the concept of "alien", often associated with the image of a foreigner.

The assessment of "alien" as hostile and dangerous creatures goes back to the archaic notion that all people who came from outside and not belonging to the community are representatives of another world, are endowed with zoomorphic features.

"... all German crows, black crows ..."

The foreigner, as a rule, in the national consciousness is compared with an unclean animal. So the Germans, who invaded the Soviet state with the war, appear in Nekrasov's texts in the form of jackals: “And they pounced on your white body, like jackals, they began to torment you.” And also the ravens: “Why, they flew over the white swan, all the ravens are German, the crows are black. They want to kill you, to stub you, beloved. " And also serpents: "Damn you, mothers who have sporodivshie serpents fierce!", "You go back to our falcons love, chop up the serpent with serpent heads, so that they do not crawl along our land."

The origin of a foreigner in Slavic traditional culture is often associated with the devil, the evil force. We see the same in the tricks of Nekrasov: “And he came, damned, but everything with crosses: on planes — crosses, on uniforms and necks — crosses. But the infant souls were ruined, Satan was underground, ”“ And they went to that unclean enemy, to the damned destroyer, damned if he were a thousand times and three times damned, let him have no place on the final judgment ”; "How they came, the antichrists, and the evil nemchugi treispodniya"; "And they, evil vorog - nemchuga treispodniya ..."

Above, as one of the hallmarks of Soviet folklore, we have characterized the use of the traditionally form of folk art to reflect the realities. In Nekrasov's tales and wartime fairy tales, traditional images of epic monsters are used to refer to German enemies: “Darn Kozhedere, bloodthirsty Snake Tugarinin” (about Hitler); “And they, evil vorogy-nemchuga treispodniya, but with their Serpent Gorynychem all eat our children, but they will not eat”; “In not our kingdom, not in our state, there lived a wicked, greedy king. Then he turned around with a serpent about twelve heads, seven trunks, and crawled with serpent serfs over the lands conquered. ”

In accordance with traditional notions, the connection of a foreigner-German with the “alien” space is emphasized: “In not our kingdom, not in our state, there was a wicked, greedy king. He began to seize the land.

According to traditional notions, the blackness serves as a sign of the demonic nature of German aliens: “Beit him, the antichrist, until his black German land has devoured the dust!”; "Ignat, everything goes along with the Red Army, and until he lies in the grave, until the black city of Berlin, our will not take."

Enemies-aliens desecrate the land on which they came: “Oh, the mother of the cheese ground moaned. Oh, for me all the vorog go. Oh yes, vorog, they are German. Oh, they go and they will trample me, they trample me and they burn with fire. ”

In addition to the mythological characteristics, the Germans are endowed with completely "human" qualities: they are characterized as "thieves", "robbers", "destroyers", "evil nemchugs", "fierce robbers", "Germans infected", "cursed monsters": "A and They went to the thief of the unclean, to the destroyer-nemchugu damned. He is an enemy, he will be an enemy, a villain of a non-spirit. " "How they came, the antichrists, and the evil nemchugi treispodniy, like robbers, they are lyutai." “They don’t believe, they start looking around the house, in the courtyard. They spotted it all, and then they began to pick up what they liked. Who has a gramophone, who has a watch, who has his clothes pulled, and who has a chicken, a pig, baked bread. ”

Extremely scornful authors-narrators speak of farmers who have gone over to the side of the enemy, "politsyah"; but these farmers are “not ours,” from the “aliens”: “Damn him the policeman three times! We lived before the arrival of the Germans, anathema; he was not ours - he was from the aliens. We gave him bread and bread, and they gave him a hut, and some clothes, and he, the dog’s snout, immediately after the Germans came, entered the policemen. ”
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 10 September 2015 07: 59 New
    +5
    Germans are endowed with completely “human” qualities: they are characterized as “thieves”, “robbers”, “destroyers”, “non-villains villainous”, “brutal robbers”, “German infections”, “cursed fiends”... And how else to talk about the heap? .. Alas, forgive them, they did not know tolerance ..
  2. 0000
    0000 10 September 2015 10: 01 New
    0
    And ruined infant souls, Satan underground
  3. Buffalo
    Buffalo 10 September 2015 10: 10 New
    +8
    I studied at the Voronezh Polytechnic, in 76-81. At the military department, we trained missile officers. The theory of missile flight was taught to us by Colonel A. Babkin. At that time, Brezhnev was carried away by the policy of easing international tension, and teachers from the department of scientific communism buzzed our ears about it. Once at the military department, when there was a controversy over the notorious detente, Colonel A. Babkin told us, with the usual military bluntness: "Have you brains, this detente of international tension. But the enemies, they were, are and will be enemies!"
    How many times later I gratefully recalled his words !!!
    A. Babkin was a smart girl - a real colonel!
    I lectured from memory, but it’s not at all easy!
    I wish him good health, for many, many, many years!
  4. Volga Cossack
    Volga Cossack 10 September 2015 10: 37 New
    +1
    rather, the article is about Cossack-Nekrasovtsev folklore .. and Cossack folklore, he has been alive for centuries.
  5. Reptiloid
    Reptiloid 10 September 2015 10: 39 New
    +2
    I have a book "Russian historical song." It’s good that it was preserved. I would publish Soviet folklore! I liked the article, thanks.
  6. akudr48
    akudr48 10 September 2015 13: 39 New
    0
    “We brought him bread and a hut, and some clothes, and he, the dog’s snout, as soon as the Germans came, entered the policemen.”

    That's what the entire main ruling class of Russia did to the police and for 25 years it has been serving enemies against Russia.

«Враг он есть, враг он будет, немчура злодейская!»

«Враг он есть, враг он будет, немчура злодейская!»


«А пришёл он, проклятый, да всё с крестами: на самолётах — кресты, на мундирах и шеях — кресты. А младенческие души загубил, сатана подземельная».

Советский фольклор — уникальное явление отечественной, а может быть, и мировой истории и культуры. Для этого термина пока не сложилось единого общепринятого определения. В научной литературе понятие «советский фольклор» рассматривают и в широком смысле — как фольклор советского времени, и в узком — как идеологическое явление, поставлено на службу советскому режиму.


Часть исследователей считает, что к советскому фольклору можно отнести не только просоветский фольклор, но и антисоветский. Тем не менее, в советской фольклористике, а также в работах о советском фольклоре, написанных в постсоветское время, под советским фольклором подразумевался зачастую именно просоветский фольклор, отвечавший идеологическим и эстетическим критериям советской власти.

В узком смысле под советским фольклором принято понимать произведения, отражающие советскую действительность, ориентированные на традиционные эпические и лиро-эпические жанры: былины, плачи, исторические песни, сказки. Создателями советского эпического фольклора были отдельные народные исполнители, с которыми собиратели проводили индивидуальную работу, включавшую в себя не только фиксацию, но и «творческую помощь» в создании новых текстов.

Такие произведения издавались в сборниках, газетах и журналах с указанием автора и собирателя, сделавшего запись и обработавшего её. Передача этих произведений «из уст в уста» осуществлялась далеко не всегда, поэтому вопрос о том, насколько корректно называть их фольклором, неоднократно обсуждался и остался не решённым до сих пор.

Исследователи отмечают, что, несмотря на установку подчинить устную стихию идеологическому курсу, носители традиционной культуры не только шли навстречу авторской импровизации, но часто сами инициировали создание подобных образцов народного творчества.

Ещё одним важным отличительным признаком произведений советского фольклора является отражение в них сиюминутных реалий, лиц, событий, их мифологизация.

Если традиционная былина не откликалась на актуальные политические события, то произведения, классифицируемые как советский фольклор, использовали «старую форму для выражения нового идеологического содержания».

Несомненно, фольклор казаков-некрасовцев периода Великой Отечественной войны является частью советского фольклора. По словам собирателя Ф.В. Тумилевича, произведения этой группы прежде всего раскрывают «душу народа, его отношение к совершившимся политическим событиям огромной важности».

В период войны такие фольклорные тексты оказывали на людей эмоционально-мобилизующее воздействие. «Сложенные ярко, образно, с использованием форм народного творчества, они призывали к беспощадной борьбе против ненавистного врага, внушали чувство патриотического долга, беспредельной любви к матери-Родине, к большевистской партии — организатору всенародной войны против немецко-фашистских захватчиков, вероломно напавших на нашу страну», — такую эмоциональную характеристику особенностям этих произведений даёт донской фольклорист Ф.В. Тумилевич в статье «Устная поэзия некрасовцев об Отечественной войне» (книга «Песни и сказки. Фольклор казаков-некрасовцев о Великой Отечественной войне. Ростов-на-Дону, 1947 год).

Выдающиеся народные импровизаторы

Тумилевич также анализирует механизмы создания произведений «военного» фольклора казаков-некрасовцев и обращает внимание на важную роль индивидуальности носителя фольклорной традиции. В частности, он указывает на «выдающиеся импровизаторские способности» Т.И. Капустиной — известной сказательницы-некрасовки. «В её творчестве наблюдается две особенности. Татьяна Ивановна очень часто берёт канву старой песни, или её музыкальный строй, или тему и на этой основе создаёт новые произведения. Свободный полёт фантазии, поэтический дар позволяют ей создавать не только варианты, но и самостоятельные произведения».

Плач о девушке в немецком рабстве

Главной причиной, побудившей Татьяну Ивановну Капустину создать плач о девушке, попавшей в немецкое рабство, «нужно считать следующий факт: 20 августа 1944 года к Татьяне Ивановне пришёл председатель местного колхоза Т.Н. Горшков и рассказал ей содержание опубликованной в газете «Правда» статьи об одной русской девушке, вырвавшейся из немецкой каторги. Сильно подействовавший на Татьяну Ивановну рассказ Горшкова вызвал у неё воспоминания о кошмарных днях оккупации немцами хутора. Всё это и повлияло на создание этого плача».

Другой известный сочинитель песен — Иван Господарев, единственный знаток преданий об Игнате Некрасове, — «сжился с образом Игната и в дни Отечественной войны «воскресил его из мёртвых», сделал участником великого сражения под Сталинградом».

Таким образом, исторически достоверный факт отходит на второй план, уступая место иным художественным задачам. Так, Ф.В. Тумилевич подчёркивает, что «в период Отечественной войны вся жизнь нашей страны была подчинена интересам и нуждам фронта. Поэзия, созданная казаками-некрасовцами, с чрезвычайной яркостью воспроизводит эту великую цель».

Фольклор казаков-некрасовцев периода Великой Отечественной войны несёт в себе признаки произведений устной традиционной культуры. Современные события, описываемые в песнях, причётах, сказках, обрастают мотивами, имеющими глубокие корни. Так, образ врага в славянской традиционной культуре соотносится с понятием «чужого», часто ассоциируется с образом инородца.

Оценка «чужих» как враждебных и опасных существ восходит к архаичным представлениям о том, что все пришедшие извне и не принадлежащие сообществу люди являются представителями иного мира, наделяются зооморфными чертами.

«…все вороны немецкие, вороны чёрные…»

Инородец, как правило, сопоставляется в народном сознании с нечистым животным. Так и немцы, вторгшиеся с войной в советское государство, предстают в некрасовских текстах в образе шакалов: «И набросились же на твою телу белую, как шакалки, терзать тебя начали». А также воронов: «Да вот надлетели они над лебедью белую, все вороны немецкие, вороны чёрные. Убить, стребить хотят тебя, ненаглядную». А также змеев: «Будьте прокляты, матеря, спородившие змеев лютых!», «Вы вернитесь наши соколы любимаи, порубайте змею со змеёнышами головы, чтобы не ползали они по земле нашей».

Происхождение инородца в славянской традиционной культуре зачастую связывается с чёртом, нечистой силой. То же видим в причетах некрасовцев: «А пришёл он, проклятый, да всё с крестами: на самолётах — кресты, на мундирах и шеях — кресты. А младенческие души загубил, сатана подземельная», «А и пошли они на того врага нечистого, на разорителя-немчуру проклятого, будь он тысячу раз и трижды проклятый, пусть ему места не будет на страшном суде»; «Как пришли они, антихристы, да злые немчуги треисподния»; «А они, злые вороги — немчуга треисподния…»

Выше как один из признаков советского фольклора мы охарактеризовали использование традиционно формы народного произведения для отражения реалий. В некрасовских причетах и сказках военного времени традиционные образы былинных чудовищ используются для обозначения врагов-немцев: «Кожедёр проклятый, кровожадный Змей Тугаринин» (о Гитлере); «А они, злые вороги-немчуга треисподния, да со своим Змеем Горынычем всё едят наших детушек, да не наедятся»; «В не нашем царстве, в не нашем государстве жил-был злой, жадный царь. Обернулся он тогда змеем о двенадцати головах, о семи хоботах да пополз со змеёнышами по землям завоёванным».

В соответствии с традиционными представлениями подчёркивается связь инородца-немца с «чужим» пространством: «В не нашем царстве, в не нашем государстве жил-был злой, жадный царь. Стал он захватывать земли».

Признаком демонической природы инородцев-немцев, согласно традиционным представлениям, служит чернота: «Бейтя его, антихриста, до тех пор, чтобы прах его земля чёрная немецкая пожрала!»; «Игнат-то всё идёт вместе с Красным войском, и до тех пор не ляжет он в могилу, пока чёрный город Берлин наши не возьмут».

Враги-инородцы оскверняют землю, на которую пришли: «Ой, мать сыра земля застонала. Ой, по мне же идут все вороги. Ой да, вороги, они немецкие. Ой, они идут да меня потопчут, меня топчут да огнём палят».

Помимо мифологических характеристик, немцы наделяются вполне «человеческими» качествами: они характеризируются как «воры», «грабители», «разорители», «немчуги злодейские», «разбойники лютые», «заразы немецкие», «изверги проклятые»: «А и пошли они на того ворога нечистого, на разорителя-немчугу проклятого. Враг он есть, враг он будет, немчуга злодейская». «Как пришли они, антихристы, да злые немчуги треисподния, как разбойники они лютаи». «Они не верят, начинают искать по хате, на дворе. Высмотрели это всё, а потом начали забирать, кому что понравилось. У кого патефон, у кого часы, у кого из одёжи тащут, а у кого курицу, свинью, хлеб печёный».

Крайне презрительно авторы-сказатели отзываются о хуторянах, перешедших на сторону врага, «полицаях»; но и эти хуторяне «не наши», из «пришлых»: «Будь он трижды проклят этот полицай-то! У нас жил до прихода немцев, анафема; не наш он — из пришлых был. Мы-то ему и хлеба нанесли, и хату дали, и одежонку кой-какую, а он, собачье рыло, тотчас как пришли немцы, в полицаи поступил».
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. parusnik 10 сентября 2015 07:59
    немцы наделяются вполне «человеческими» качествами: они характеризируются как «воры», «грабители», «разорители», «немчуги злодейские», «разбойники лютые», «заразы немецкие», «изверги проклятые»...А как про ворога еще рассказывать?..Уж простите их,не знали толерантности ..
  2. 0000 10 сентября 2015 10:01
    А младенческие души загубил, сатана подземельная
  3. Бизон 10 сентября 2015 10:10
    Я учился в Воронежском политехническом, в 76-81 г. На военной кафедре из нас готовили офицеров-ракетчиков. Теорию полётов ракет нам преподавал полковник А.Бабкин. В ту пору, Брежнев увлёкся политикой разрядки международной напряжённости, о ней нам все уши прожужжали преподаватели с кафедры научного коммунизма. Однажды на военной кафедре, когда возникла полемика, по поводу пресловутой разрядки, полковник А.Бабкин нам сказал, со свойственной военным прямотой:"Зас-ли вам мозги, этой разрядкой международной напряжённости. А враги, они врагами были, есть и будут!"
    Сколько раз я потом с благодарностью вспоминал его слова!!!
    А.Бабкин был умницей - настоящий полковник!
    Лекции читал по памяти, а это совсем не просто!
    Я желаю ему доброго здравия, на многая, многая, многая лета!
  4. казак волгский 10 сентября 2015 10:37
    статья скорее о именно Казаческом - Некрасовцев фольклоре.. а казачий фольклор он веками жив.
  5. Reptiloid 10 сентября 2015 10:39
    У меня есть книга "русская историческая песня".Хорошо, что сохранилась.Издать бы советский фольклор!Статья понравилась,спасибо.
  6. akudr48 10 сентября 2015 13:39
    "Мы-то ему и хлеба нанесли, и хату дали, и одежонку кой-какую, а он, собачье рыло, тотчас как пришли немцы, в полицаи поступил».

    Вот так поступил в полицаи весь основной правящий класс руссиянии и 25 лет уже служит врагам против России.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня