Фильм "Об этом забывать нельзя" 1954 года. Ожившие исторические параллели
Картина, которую, мягко говоря, вряд ли можно назвать широко известной (хотя с целой плеядой замечательных актёров: Сергей Бондарчук, Николай Крючков, Вячеслав Тихонов, Лидия Смирнова), рассказывает о том, о чём вообще не очень-то и было принято говорить в советское время. Сценарий картины связан с деятельностью в СССР иностранной разведки, опиравшейся, в частности, на украинское националистическое подполье, действовавшее в западных областях Украины. Картина о деятельности «актива» ОУН, который («актив») использовал для формирования в западной (и не только) части УССР антигосударственных, русофобских настроений любые возможности, в первую очередь возможности информационного и дезинформационного характера. Картина о внедрении агентов зарубежных спецслужб в украинские университеты, средства массовой информации, библиотеки советского периода – внедрении с целью, если можно так выразиться, деформирования основ понимания таких понятий как братство народов, единый общий корень, единое государство с едиными целями.
То, что картина не стала, так сказать, полноценным достоянием советского зрителя в те годы, понять можно, если обратить внимание на советскую идеологию. В фильме рассказывается о предателях, сношающихся с западной разведкой. Причём эти лица, как с исторической точностью повествуют авторы фильма, действовали на территории Украины достаточно давно, успев закрепиться далеко не на последних общественных ролях. Естественно, советская идеологическая машина по определению не могла допустить того, чтобы у зрителя сложилось впечатление о халатной работе спецструктур, да и вообще о том, что кто-то из украинских граждан занимался антисоветской деятельностью, да ещё и в этом деле достаточно серьёзно преуспел. Ну, «неполиткорректная», по меркам советского периода, кинолента, «неполиткорректная»… Ещё более неполиткорректная для перестроечных и постперестроечных времён, ведь в материале даётся чёткая характеристика деятельности ОУН.
Сегодня же фильм, который имеет весьма яркое назидательное название, в том числе и для нашего поколения, смотрится даже не столько как художественный, а, скорее, как вполне себе документальный – с таким подходом к формулировкам и определениям, которые не потеряли актуальности за более чем 60-летнюю историю (напомню, что фильм вышел на экраны в 1954 году).
Вот текстовый фрагмент сценария фильма, когда речь держит главный герой Александр Гармаш в исполнении Сергея Бондарчука:
У них хоч матір попроси,
То виддадут...
Пусть поймут те, кого увлекает опасная игра, называемая ими холодной войной, что мы отстаиваем мир, не потому что слабы, мы защищаем мир, потому что сильны, потому что верим в своё будущее, в свой творческий труд, в счастье своих детей. Страха у нас нет. Нашу силу проверяли не на парадах, а среди камней Сталинграда, и мы говорим сегодня тем, у кого короткая память, кто, бряцая оружием, грозит миру войной, говорим просто, по-человечески, спокойно, но грозно: «Остановитесь!»
Как говорится, полный спектр параллелей с днём сегодняшним. Если в тексте заменить Советский Союз Россией, ну и, пожалуй, опустить термин «буржуазные» в определении украинских националистов, то актуальность просто 100-процентная!
А стихи Ростислава Данченко (в исполнении Вячеслава Тихонова), которые сегодня, возможно, выглядят несколько наивно в сравнении с майданным творчеством про «вату» и «колорадов», тем не менее, тоже позволяют проводить определённые параллели:
Вековечную и неизменную,
И ничто не сравнится с ней,
Древней, мудрой и вдохновенной.
Поклялись мы на верности с ней,
Только с ней, для неё ты живи,
Нет ни ближе, никто не роднее,
Украины, что в нашей крови.
Лишь её в час раздумья я вижу,
Чем древней, чем исконней,
Тем ближе…
Древняя Украина - без тени упоминания о единстве русского, украинского и белорусского народа - разве не этот же тезис муссируется у соседей сегодня.
И, как говорится, всё же лучше один раз увидеть (конечно, для тех, кто фильма ещё не смотрел) (публикация в YouTube на канале RVISION):
Документальная актуальность фильма потрясающая. И добавляет актуальности то, что режиссёр Леонид Луков снимал фильм на основе реальных событий. Прототипом Александра Гармаша для сценаристов стал Ярослав Галан – украинский советский писатель, из-под пера которого выходили книги о якшаньях ОУНовцев с зарубежными спонсорами, а также произведения чёткой антифашистской направленности.
Из очерка (1945) Ярослава Галана «Чему нет названия» (о преступной деятельности боевиков ОУН):
Несколько месяцев назад в воробьиную ночь (по славянским поверьям – ночь разгула нечистой силы, - прим. «ВО») к крестьянской хате, недалеко от города Сарны, пришли вооружённые люди и закололи ножами хозяев. Девочка расширенными от ужаса глазами смотрела на агонию своих родителей.
Один из бандитов приложил острие ножа к горлу ребенка, но в последнюю минуту в его мозгу родилась новая “идея”.
— Живи во славу Степана Бандеры! А чтобы чего доброго не умерла с голоду, мы оставим тебе продукты. А ну, хлопцы, нарубите ей свинины!..
«Хлопцам» это предложение понравилось. Они постаскивали с полок тарелки и миски, и через несколько минут перед оцепеневшей от отчаяния девочкой выросла гора мяса из истекающих кровью тел её отца и матери...
Вот до чего дошли выродки-бандиты, именующие себя «украинскими националистами» — бандеровцами, бульбовцами, мельниковцами. Их деятельность за последние годы — это беспрерывная цепь диких зверств, чудовищной разнузданности и непревзойдённых провокаций.
Другой отрывок:
«Надо покончить с той ошибкой, будто бы бандеровские группы считают Германию своим противником. Бандеровская группа говорит, что украинцы (читай: украинские националисты. — Ярослав Галан) удовлетворились бы государственной формой по образцу протектората, но этот шаг к самостоятельности украинцев не был осуществлен Германией: поэтому-то и бандеровская группа, связанная идеей (слышите: «идеей»! — Ярослав Галан), вынуждена для своей политической цели работать нелегально. Но всё же в нелегальной работе строго предусмотрено не действовать против Германии, а подготовиться к решительной борьбе против русских. Это было убедительно доказано тем фактом, что бандеровская группа приступила к созданию, вооружению и обучению своих боевых отрядов только в феврале 1943 года, то есть в то время, когда в результате событий на Восточном фронте пришлось констатировать, что немцы не смогут победить Россию, как это казалось в начале войны».
Этого и подобных ему развенчаний мифа о «патриотической» деятельности ОУН-УПА укронационалисты Галану простить не смогли. И если в фильме герой Сергея Бондарчука и все антинационалистические силы Львова празднуют яркую победу, а студент Данченко (в исполнении Вячеслава Тихонова) отказывается от своих нац-идей, то в жизни всё вышло куда драматичнее.
24 октября 1949 года Ярослав Галан был зверски убит ОУНовцами во Львове. Галан был зарублен топором (в материалах дела – «гуцульским топориком») украинского националиста Михаила Стахура. Стахура нанял Иларий Лукашевич (псевдонимы Ярко, Славко) - сын львовского униатского священника, учившийся в местном университете и увлекавшийся трудами Грушевского (это с него взят образ Данченко). Стахура и Лукашевича впустила домработница Галана, которая знала молодых людей в лицо, так как оба долгое время пытались найти расположение со стороны писателя и нередко появлялись в его доме.
Заказчиком же убийства Галана, по материалам следствия, выступил главарь львовского ОУНовского подполья, действовавший с агентским «позывным» «Буй-Тур» - Роман Щепанский (тоже сын священника-униата). По его началом западноукраинские националисты убили ещё и более 50-ти православных священнослужителей в регионе. Убийца писателя Ярослава Галана понёс наказание спустя 2 года после совершения преступления, длительное время укрываясь от правосудия в лесах. Военный трибунал Прикарпатского военного округа приговорил Стахура (псевдоним Стефко) к высшей мере наказания – смертной казни через повешение. Казнь состоялась 16 октября 1951 года. Ранее – в марте 1951 года к расстрелу был приговорён Иларий Лукашевич. Это, кстати, были экстраординарные приговоры, так как практика повешений (да смертных казней как таковых) длительное время в СССР не применялась и сохранялась только исключительно для одиозных преступников. Одиозными были признаны и Стахур (убил, состоя в ОУН, в общей сложности 9 жителей Львовщины), и Лукашевич.
Щепанского («Буй-Тура») арестовали в 1953 году.
Отдельно стоит обратить внимание на то, что решениями Львовской прокуратуры Стахур и Лукашевич в 1994 и 1996 годах соответственно на основании украинского закона «О жертвах политических репрессий» были признаны (внимание!) "незаслуженно осужденными"… Российскому послу на Украине Леониду Смолякову тогда, видимо, было не до этого – мол, зачем «лезть во внутренние дела Украины»… Или посол РФ фильма Леонида Лукова с его говорящим названием не видел?..
Такая история...
Информация