Кому нужно такое образование?

На минувшей неделе во многих городах России прошли акции против тех реформ, с помощью которых пытаются отечественное образование перевернуть с ног на голову. На площади Новосибирска, Воронежа, Ярославля и других областных и краевых центров выходили педагоги, представители студенческих организаций и родительских комитетов с целью донести до власти свой посыл. А посыл этот был крайне прост: привлечь внимание власть имущих к тому, что систему образования, складывавшуюся много десятков лет и породившую целую плеяду замечательных ученых, военачальников, космонавтов, актеров и представителей других сфер, решили превратить в жалкое подобие той образовательной парадигмы, которая имеет место быть на Западе.

Если еще 25-30 лет назад система образования была нацелена на подготовку специалистов, которые были востребованы для государства, то сегодня многотысячные армии выпускников автоматически становятся безработными с красивым дипломом. Современная образовательная система строится таким образом, что молодым людям вовсе не объясняют, для каких целей они получают то или иное образование. Да и зачем?.. Главное – прикрепить к зданию сверкающую вывеску и добавить туда побольше слов типа «инновационный», «академия», «международный и научный». Мерчендайзинг проникает и в образование, а потому если рядом будут стоять два одинаковых здания, на одном из которых напишут «Техникум», а на другом «Инновационная международная академия», то народ «клюнет» именно на вторую вывеску. Потому-то и появляются у нас такие вузы, которые готовят специалистов по инопланетным цивилизациям, оккультизму, белой и черной магии и других лиц, которые, без сомнения, будут работать на благо страны.


Кроме того, стратегия российского образования вовсе не подразумевает получения целостного комплекса знаний, ведь те образовательные стандарты, которые попадают в современные учебные заведения, не отличаются проработкой и систематичностью. Даже во время обучения в общеобразовательной школе учитель не может предложить учащимся на занятиях по определенной дисциплине заниматься по учебнику одного автора. Получается так, что многие темы проходятся дважды, а некоторые вообще не рассматриваются. Бывают и такие ситуации, когда авторы различных учебных пособий буквально противоречат друг другу. Особенно сложна ситуация с гуманитарными дисциплинами. В погоне за наживой издательства могут выпускать с печатного станка один и тот же учебник в разных обложках, дописывая слова «переработанное издание». Тут же, как по мановению волшебной палочки, в учебные заведения приходит директива о необходимости обучаться именно по только что вышедшему учебнику.

Путанице с учебниками, к сожалению, уже не один год, но решения этого вопроса пока не предвидится. Однако образование и дальше, не имея определенной базы, продолжает реформироваться. Пресловутая Болонская система уже добирается до военных вузов и даже до вузов, связанных с искусством.

Вместо квалифицированных военных специалистов, которые в прежние времена получали по-настоящему широкий запас знаний и умений, теперь будут готовиться «узконаправленцы». Именно такая система уже многие годы существует на Западе. Получается, что курсант, который учился в училище ракетных войск, кроме устройства баллистической ракеты ничего другого и знать не должен. Зачем ему уметь управлять передвижной установкой для запуска, ведь на это есть другой специалист. И получится, как у Аркадия Райкина: один пуговицу пришивает, другой – рукав к гульфику, а в итоге виноватого найти не представляется возможным.

Если провести мониторинг знаний современных выпускников учебных заведений, то наблюдается колоссальный спад качества этих самых знаний по сравнению с тем, что демонстрировали выпускники еще 20-30 лет назад. Системы «дутых» оценок были во все времена, но сегодня это приобрело по-настоящему феноменальные масштабы. В связи с нехваткой обучающихся за вузовскими партами оказались даже те, кого раньше бы дальше в протехучилища не допустили. Эти «специалисты» могут месяцами пропускать занятия, однако над руководством школы (техникума, вуза) в случае отчисления такого обучающегося сразу же нависает Дамоклов меч, который называется подушевым финансированием. Перефразируя известное высказывание, можно сказать: есть человек – есть деньги, нет человека – нет денег. А значит, удерживать ученика (студента) нужно всеми силами, чтобы вдруг не уменьшилась финансовая подпитка образовательного учреждения. При этом ему (ученику) и неудовлетворительные оценки ставить нельзя, ведь новая система образования говорит, что двойку учитель ставит сам себе – не научил, мол, Митрофанушку – значит, твои проблемы. Обучающиеся понимают, что они по-настоящему безнаказанны, что провоцирует разнузданность и агрессию.

Уже сейчас во многих СМИ появляется информация о том, что реформа российского образования – это ни что иное как попытка вырождения русской нации. Быть может, кому-то эти слова покажутся несколько надуманными или преувеличенными, но, по сути, так оно и есть. Бесправие преподавателей порождает индифферентное отношение к образованию со стороны учащихся. Мобильный телефон с выходом в Интернет заменяет лекцию, многочасовые виртуальные контакты вытесняют нормальное общение. Любую работу (доклад, курсовую, дипломную, кандидатскую, докторскую) можно скачать или заказать. Складывается впечатление, что в нашей стране появляется поколение людей, которые уверены, что и само образование заключается в умении найти в Глобальной Сети материал, наскоро распечатать, бросить на стол преподавателю и получить оценку. Потом такие специалисты, часто с «отличными» аттестатами и дипломами, встречают нас с вами в больницах, ведут самолеты, строят космические корабли. А зачем инженеру знать математику, ведь есть на то компьютерные программы – они посчитают, куда спутнику лететь или где опору мостовую поставить... Только вот все чаще за просчеты таких горе-специалистов приходится расплачиваться человеческими жизнями или миллиардами от налогоплательщиков.

С каждым годом становится все более очевидно, что для тех людей, которые сочиняют эти реформы, нужны не личности, а толпа или лучше сказать безропотное стадо. Личность ведь может и понять, что на самом-то деле происходит, а толпе достаточно подкинуть идею, и она пойдет куда угодно и на что угодно. Культивируется мышление рабов, которые слепо должны доверять своему хозяину. И если в советское время сама школа, несмотря на все «заветы» и «учения», старалась не допустить превращения одинаково одетых учеников в одинаково мыслящих, то сегодня школа взращивает по-настоящему серую массу.

Похоже, что реформы российского образования из Homo Sapiens’ов делают Homo Indifferentus’ов, улавливая самые негативные ноты из-за рубежа.
Автор:
Алексей Володин
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

115 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти