Африканский «халифат». Северная Нигерия идёт по стопам Ближнего Востока

Кровопролитная война на Ближнем Востоке, развязанная при прямой поддержке США и стран Персидского залива религиозными экстремистами, вытесняет на второй план события на Африканском континенте. Между тем и там наблюдается невиданная по сравнению с предыдущими десятилетиями и даже столетиями активизация религиозных радикалов. Фактически в Африке давно открыт не менее мощный, чем в Сирии, Ираке или Афганистане, фронт вооруженной борьбы исламских фундаменталистов.

Как и на Ближнем Востоке, в Африке активна международная организация «Исламское государство» и ее региональные союзники и последователи. Стратегическая цель этой организации на Африканском континенте — опять же «возвращение мусульманских земель» и создание халифата на огромной территории, включающей в себя Судан, Эфиопию, Сомали, Эритрею, Кению, Уганду, Чад, Нигерию. Религиозные радикалы особенно активны в тех странах, где проходит линия раздела между территориями распространения ислама и христианства, или традиционных верований. Как известно, границы в Африке устанавливались искусственно — по границам бывших колоний европейских держав, что не предполагало учета действительных исторических, социально-демографических, социокультурных особенностей африканских стран. В результате в одном государстве оказывались христиане и мусульмане, кардинально отличавшиеся друг от друга по образу жизни и мировоззрению. Религиозные различия усугублялись этническими, а этнические — экономической конкуренцией. Не только представители разных религий, но и враждовавшие друг с другом народы оказывались объединены в рамках одних государств и были вынуждены пытаться строить совместную жизнь, что почти никогда не получалось без большой крови. Практически везде, где в пределах одного государства проходила «линия культурного разлома», после деколонизации наблюдались конфликты, выраставшие в лучшем случае в вялотекущее политическое противостояние с периодическими массовыми беспорядками и терактами, а в худшем случае — в кровопролитные гражданские войны, жертвами которых оказывались сотни тысяч человек. Разумеется, этнические и религиозные противоречия на континенте стимулировались и поддерживались заинтересованными третьими сторонами. Некогда ими были США, СССР, КНР — каждая из этих стран вела собственную военно-политическую игру в Африке. Сейчас многократно усилился фактор исламского радикализма, за спиной которого стоят нефтяные монархии Персидского залива и те же Соединенные Штаты Америки.

Африканский «халифат». Северная Нигерия идёт по стопам Ближнего Востока



Нигерия — христианско-мусульманская страна

До 1990-х гг. основной территорией активной деятельности исламских фундаменталистов оставалась Северная Африка, в первую очередь — Алжир. К югу от Сахары наиболее активно фундаменталисты проявляли себя в Сомали. Однако в 2000-е гг. ситуация стала стремительно меняться, что было связано как с продолжающейся исламизацией «Черного континента», так и с радикализацией мусульманского населения Африки, в особенности — в тех странах, где мусульмане не составляли большинства населения и были вынуждены соседствовать в рамках одного государства с христианами или приверженцами традиционных верований. Новой зоной влияния радикальных исламистов стала Западная Африка, в первую очередь — Нигерия. К концу 1990-х гг. Нигерия превратилась и в одну из наиболее динамично развивающихся в экономическом отношении стран Африканского континента. Высокие показатели экономического роста, вызванные ростом цен на нефть, способствовали улучшению экономического положения страны. Произошел и переход от военных диктатур, периодически сменявших друг друга на протяжении 1960-х — 1990-х гг., к гражданскому правлению. Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкивалась страна в сфере политического управления (а это трайбализм, коррупция, злоупотребления властью и прочие вполне обыденные для Африки явления), Нигерия оставалась одной из наиболее развитых и стабильных стран континента. Однако в 2000-е гг. ситуация стала меняться в худшую сторону. И причиной тому стал как раз тот «культурный разлом», о котором мы писали выше. По численности населения Нигерия занимает первое место в Африке и седьмое место в мире, обогнав, в том числе, и Россию. В стране проживает более 180 млн. человек. Это представители 250 народов и племен, среди которых наиболее многочисленны йоруба, составляющие 21% населения страны, игбо (18%), хауса и фульбе (вместе — 29% населения). Население страны практически поровну делится на мусульман и христиан. Ислам исповедует около 50% нигерийцев, 40% являются христианами и 10% — последователями местных традиционных верований (последние в политическом отношении больше тяготеют к христианам). Естественно, что такая пропорция мусульман и христиан в населении страны значительно усложняет межконфессиональный диалог. Тем более, что религиозные различия в стране совпадают с этническими и географическими. Процесс распространения основных мировых религий — христианства и ислама — осуществлялся в Нигерии двумя путями. Христианство принесли в страну европейские миссионеры, высаживавшиеся вместе с торговцами и колонизаторами на побережье Гвинейского залива — на юге Нигерии. Поэтому южные и восточные районы страны и стали регионом наибольшего распространения христианства. Христианство исповедуют народы йоруба, игбо, иджо, ибибио и многие другие. 20 млн. нигерийцев исповедуют англиканство, еще 20 млн. католицизм, более 18 млн. являются последователями различных течений пятидесятничества. Ислам является господствующей религией в Северной и Западной Нигерии. Его исповедуют практически все представители народов хауса, фульбе, канури, сонгай. В 12 северных и западных штатах Нигерии действуют законы шариата, причем 9 штатов являются полностью шариатскими, а еще в трех шариат утвержден в районах компактного проживания мусульман. Утверждение шариата в северных штатах началось с того, что в 1999 г. губернатор штата Замфара Ахмад Руфаи Сани выступил за введение шариатских правовых норм на государственном уровне. В настоящее время шариатское законодательство действует в штатах Замфара, Кано, Сокото, Кацина, Баучи, Борно, Джигава, Кебби, Йобе. В штатах Кадуна, Нигер и Гомбе шариат действует в районах компактного проживания мусульманского населения.

«Фульбский джихад» и исламизация Северной Нигерии

Распространение ислама осуществлялось «сухопутным» путем — с северо-запада, с исламизированных ранее территорий Западной Африки, на территорию современной Нигерии прибывали сначала отдельные мусульмане — странствующие дервиши, торговцы. Однако наиболее активно исламизация народов Северной Нигерии стала проходить после так называемого «фульбского джихада». «Фульбским джихадом» называют религиозно-политическое движение, приведшее к настоящей революции в Западной Африке. У его истоков стоял шейх суфийского тариката (религиозно-мистического ордена) Кадирийя Осман дан Фодио (1754-1817) — этнический фульбе по национальности. Будучи знаменитым в регионе мусульманским ученым, дан Фодио создал религиозную общину в городе Дегеле, на протяжении двадцати лет развивая ее и превращая в центр исламской культуры. Однако в 1802 г. правитель хаусанского государства Гобир, на территории которого находился город Дегель, принял решение ликвидировать его автономию и убить дан Фодио. Шейх со своими соратниками бежали на запад, в Гуду, где получили поддержку со стороны кочевников — фульбе.

Африканский «халифат». Северная Нигерия идёт по стопам Ближнего Востока


Османа дан Фодио провозгласили амир-аль-муминином — повелителем правоверных в Гуду. Ему удалось создать многочисленную армию из числа своих последователей — преимущественно фульбе по национальности, после чего началось восстание против языческих государств хауса. Войскам Османа дан Фодио удалось одерживать победу за победой над армиями царей хауса, поскольку фульбе, кочевой народ, имели сильную кавалерию и могли прекрасно сражаться в конном строю. Кроме того, джихад активно поддержали крестьянские массы хауса, которым надоело терпеть притеснения со стороны царей — соплеменников. Пропаганда Османа дан Фодио носила не только религиозный, но и социальный характер. Шейх обвинял царей хауса, в том числе и тех из них, кто формально считался мусульманином, в несоблюдении шариата. Несправедливость, царившая в хаусанских государствах, по мнению дан Фодио являлась результатом «неверия» их правителей. Народным массам подобные проповеди шейха были близки и численность его сторонников постоянно росла, а подконтрольная восставшим территория расширялась. В результате, власть царей хауса пала, а на территории современной Северной Нигерии был создан султанат Сокото. Во главе него встал Осман дан Фодио, а после его смерти титул «повелителя мусульман» получил Мохаммаду Белло — сын дан Фодио. В годы его правления продолжалось дальнейшее расширение владений султаната Сокото. В частности, были покорены все государства хауса, часть Нупе и Илорина.

Правитель султаната носил титул халифа, а его губернаторы считались эмирами. В Сокото был установлен шариат. После британского завоевания Нигерии колонизаторы не стали упразднять существовавшую систему феодальных государств, поэтому султаны Сокото сохраняли номинальную власть над своими территориями, как и подчиненные им эмиры продолжали властвовать в своих городах и областях. После провозглашения независимости Нигерии султан Сокото потерял реальную политическую власть, но до сих пор остается номинальным главой мусульман Нигерии. Именно в результате джихада фульбе и последующего создания султаната Сокото была исламизирована территория Северной и Северо-Западной Нигерии. В настоящее время, несмотря на то, что Нигерия является светским государством, на территории ее северных штатов действуют законы шариата. Более того — порядки в Северной Нигерии очень жесткие, сравнимые с саудовскими или сомалийскими. Периодически в Северной Нигерии вспыхивают погромы христианского населения. Межконфессиональные противоречия отражаются и на политической жизни страны, для которой характерно противостояние северных и южных кланов. Конечно, мусульманам и христианам Нигерии было бы лучше жить в отдельных государствах, учитывая их практически равную численность и исторические противоречия, но пока Нигерия остается единым государством, религиозно-политическая ситуация здесь далека от стабильности.

Практически сразу после провозглашения независимости страны усилилась борьба между мусульманами и христианами. Северные штаты хотели жить по собственным законам, установив шариатский порядок на своих территориях. Однако это неминуемо влекло за собой притеснения христианского меньшинства, проживавшего на территории северных штатов. Рост религиозно-политической напряженности в северных штатах был вызван, в первую очередь, причинами социально-экономического характера. Север Нигерии является гораздо более замкнутым и консервативным регионом, нежели Юг, имеющий выход к морю и воспринимающий западную культуру и западный образ жизни. Во многих северонигерийских штатах жизнь практически остановилась. Географическое положение Северной Нигерии, характеризующееся отсутствием выхода к морю и сложными климатическими условиями, также оказывает влияние на экономическое положение этого региона, являющегося беднейшим в стране. Как известно, Северная Нигерия — это зона Сахеля, одной из главных проблем которого является постепенное опустынивание в результате наступления сахарских песков и увеличивающейся частоты засух. Опустынивание сгоняет крестьян с земель, создает препятствия для земледелия и скотоводства и, в конечном итоге, способствует концентрации огромных масс маргинализованных людей в городах.

Африканский «халифат». Северная Нигерия идёт по стопам Ближнего Востока


На окраинах городов возникают трущобные поселки, заселенные переселившимися с опустыненных территорий крестьянами. Естественно, что в таких поселках процветает безработица, а общее социальное самочувствие остается крайне неудовлетворительным. Учитывая очень высокую рождаемость в мусульманских семьях Северной Нигерии, среди обитателей городских трущоб большую часть составляют молодые люди и подростки. Именно они оказываются наиболее восприимчивыми к пропаганде радикальных движений, которые делают упор не только на религиозную, но и на социальную риторику. Во всех проблемах, с которыми сталкивается обездоленное население Северной Нигерии, проповедники винят власти, отступающие от религиозных традиций. Возвращение к чистому исламу рассматривается как единственный способ установления социальной справедливости. Естественно, что подобные проповеди находят большое количество сторонников среди люмпенизированной городской и сельской молодежи Северной Нигерии. Помимо маргинальной молодежи и разорившихся крестьян, социальную базу радикальных движений в регионе составляют и «мухаджиры» или «талибы» — странствующие ученики местных коранических школ, которые перемещаются по Северной Нигерии в поисках учителей — богословов и средств к существованию. На жизнь эти молодые и здоровые люди зарабатывают, прежде всего, попрошайничеством и, по этой причине, также составляют наиболее благодатную для агитационной деятельности радикальных организаций почву.

Движение «того, кто проклинает»

Еще в 1980 г. на территории Северной Нигерии возникло массовое движение «Майтацине» — «Тот, кто проклинает». Его создал и возглавил мусульманский проповедник Мохаммед Марва — выходец из Северного Камеруна, переехавший в 1945 г. в старый хаусанский город Кано на севере Нигерии. Мохаммед Марва утверждал, что является продолжателем дела шейха Османа дан Фодио. Он выступил против использования автомобилей, велосипедов, часов, радио, телевидения. По мнению Марвы, любые книги, кроме Корана, являются языческими и еретическими. В 1972 г. Марва создал воинственную секту «Ян Тацине», однако в 1975 г. был арестован нигерийской полицией за клевету в адрес действующей власти. Однако вскоре проповедника освободили. Численность секты продолжала расти, в первую очередь — за счет безработной молодежи и мигрантов из отсталых в экономическом отношении районов Северной Нигерии и соседних мусульманских государств. В 1979 г. Мохаммед Марва пошел еще дальше — он провозгласил настоящим пророком самого себя, назвав себя «Аннаби» (на языке хауса — «пророк»). В 1980 г. секта приступила к боевым действиям против нигерийской армии и полиции. Причиной начала боевых действий стала гибель сына Марвы в одном из столкновений с полицейскими. После этого в декабре 1980 г. началось крупное восстание в городе Кано. В результате боевых действий только в одном Кано погибло 5 тысяч человек. Сам Мохаммед Марва вскоре умер — причина смерти точно неизвестна, по всей видимости он был ранен во время одного из вооруженных столкновений с правительственными силами. Одна из нигерийских газет распространила информацию, что шейх после смерти был кремирован, а его прах помещен в бутылку, которая хранится в полицейской лаборатории в городе Кано. Но и после смерти Мохаммеда Марвы его сторонники продолжали беспорядки в городах Северной Нигерии. В октябре 1982 г. массовые беспорядки вспыхнули в Булумкутту, что в районе Майдагури, а также в городе Кадуна. Именно в Кадуну перебазировались многие последователи шейха после его смерти. Там сосредоточилось около трех тысяч адептов учения. После подавления выступлений в Кадуне, восстание вспыхнуло в городе Йола. К этому времени лидером движения стал шейх Муса Маканики — ближайший соратник и ученик Мохаммеда Марвы. Во время восстания в Йола погибло более 1000 человек, 60 тысяч горожан остались без крова над головой после проводившейся правительственными войсками операции по усмирению повстанцев. Лидер восстания Муса Маканики бежал в свой родной город Гомбе, где в апреле 1985 г. произошли новые беспорядки. Затем Маканики отступил на территорию Камеруна, где находился до 2004 г., пока, во время одного из посещений Нигерии, не был арестован.

«Боко харам». Война народа канури

Однако, постепенный упадок движения «Майтацине» не повлиял на распространение исламского радикализма в северных штатах Нигерии. Так, в городе Майдугури, что в штате Борно, появилась организация «Собрание верных последователей Пророка и община мусульман». Первоначально деятельность организации не носила экстремистского характера и ее представители даже участвовали в теледебатах с местными чиновниками. Однако впоследствии движение становилось все более радикальным, чему способствовал и общественный запрос именно на радикальную идеологию. В 2002 г. «Собрание верных последователей» было переименовано в «Джамаату ахлис Сунна Лиддаавати валь-Джихад», что в переводе с арабского языка означает «Общество приверженцев распространения учения пророка и джихада». Во всем мире «Общество», созданное в Майдугури, получило известность под названием «Боко харам» («Западное образование греховно»). Последователи «Боко харам» выступили за запрет западного образования в нигерийских школах, западной культуры и форм политической организации по западному типу. Правительство Нигерии было обвинено последователями «Боко харам» в прозападных симпатиях и атеизме, причем даже если глава государства является мусульманином, в действительности он — неверующий, поскольку позволяет распространение западной культуры на территории страны и действует в интересах Запада. Африканский «халифат». Северная Нигерия идёт по стопам Ближнего Востока Движение «Боко харам» выступило за свержение действующего в Нигерии политического строя и установлении законов шариата на территории страны. У истоков движения стоял Мохаммед Юсуф (1970-2009) — уроженец нигерийского штата Йобе. Отец Мохаммеда Юсуфа в год рождения сына участвовал в хадже в Мекку вместе с Мохаммедом Марвой — основателем движения «Майтацине». После того, как Мохаммед Юсуф открыл в 2002 г. в Майдугури мусульманский религиозный центр, включавший мечеть и школу, к нему стали стекаться молодые люди и подростки, преимущественно — из низших слоев населения. Основную массу сторонников «Боко харам» составили представители нигерийской народности канури. Этот древний африканский народ проживает в северо-восточной части Нигерии — на территории провинции Борну, а также на юго-востоке республики Нигер и на побережье озера Чад в Республике Чад. Численность канури в Нигерии — около 7 млн. человек. Специфика социальной и политической организации народа канури заключается в том, что обладает собственной традицией государственности, уходящей в те времена, когда никакой Нигерии не существовало. Ислам этот народ принял еще в XI веке, а в XIV веке канури создали султанат Борну, который вел религиозные войны с соседями под знаменем джихада. Борну просуществовал до 1893 г., пока не был разгромлен войсками суданского работорговца Рабиаха ас-Зубайра, которого, в свою очередь, не разгромили французские колонизаторы. Территория султаната была поделена между Англией (британская часть вошла в состав Нигерии), Францией (французская часть вошла в состав Нигера и Чада) и Германией (германская часть затем вошла в состав Камеруна). Город Майдугури — это один из исторических и культурных центров народа канури. Когда-то он был третьей по счету резиденцией султана Борну, после его старых столиц Кукава и Диква. Затем в Майдугури размещались военные и административные учреждения британских колониальных властей. С середины 1960-х гг. Майдугури неоднократно становился центром религиозных выступлений, в которых канури принимали самое активное участие. В настоящее время в городе проживает около 1 млн. 200 тыс. жителей. Несмотря на то, что султанат Борну давно прекратил свое существование, эмиры Борну сохраняют свое влияние в среде канури, осуществляя религиозную власть в штате Борно — основном районе проживания канури на территории Нигерии.

Традиционными занятиями канури всегда были скотоводство и земледелие, однако наступление сахарских песков заставило многих канури искать убежища в городах, где они перебивались случайными заработками и становились прекрасной почвой для распространения радикальных настроений. Поскольку канури говорят на одноименном языке сахарской языковой семьи, непонятном для остальных жителей Северной Нигерии — хауса и фульбе, пропагандистская деятельность «Боко харам» долгое время была ограничена исключительно средой канури. В 2004 г. Мохаммед Юсуф вместе со своими соратниками перебазировался в окрестности города Каннама в штате Йобе, где была создана повстанческая база «Афганистан». В 2009 г. произошел первый крупный инцидент, связанный с «Боко харам». Группа последователей движения, хоронившая погибшего в дорожно-транспортном происшествии товарища, была остановлена сотрудниками полиции. Произошла стычка. После этого 26 июля 2009 г. Мохаммед Юсуф предпринял попытку вооруженного восстания. Его последователи атаковали полицейский участок, после чего правительство было вынуждено ввести комендантский час и начать полицейскую операцию против членов «Боко харам». Экстремисты убили нескольких местных христиан, отказавшихся принять ислам. В результате полицейской операции и столкновений погибло около 700 человек, в том числе и Мохаммед Юсуф.

Активизация боевых действий

Однако, полицейские репрессии повлекли за собой лишь усиление позиций «Боко харам» и дальнейшую дестабилизацию политической ситуации в штатах Йобе и Борно. Противостояние «Боко харам» и властей приобрело не только религиозные, но и этнические черты, поскольку канури, составляющие абсолютное большинство последователей религиозного движения, сочли действия правительственных сил одним из проявлений этнической дискриминации своего народа. В результате на стороне «Боко харам» оказались даже те канури, которые прежде не проявляли особого интереса к религиозно-политической деятельности своих соплеменников. Правительственные войска и полиция сталкивались с большими трудностями, действуя на территориях, населенных канури, поскольку последние отказывались от любого сотрудничества с центральными властями.

Африканский «халифат». Северная Нигерия идёт по стопам Ближнего Востока


Одновременно произошла и радикализация движения «Боко харам». После смерти Мохаммеда Юсуфа движение возглавил Абубакар Шекау. Его точная дата рождения неизвестна, но судя по фотографиям, Абубакару — в районе 30-35 лет. Один из ближайших соратников Мохаммеда Юсуфа, Абубакар Шекау также является этническим канури по национальности. Говорят, что он родился в деревне Шеко в штате Йобе, по имени которой и получил свою фамилию. Абубкара Шекау также называют «Даруль Таухид» — «специалист в единобожии». В прошлом он изучал исламское богословие, владеет, помимо родного, также еще тремя языками — английским, арабским и хауса. С 2010 г. «Боко харам» развернула полномасштабную террористическую войну на территории северных штатов Нигерии. Жертвами нападений боевиков организации становятся представители христианских меньшинств, сотрудники полиции и военнослужащие, чиновники, а также мусульманские деятели, выступающие с критикой экстремистских методов движения. Так, 14 марта 2011 года в городе Майдугури боевики организации застрелили мусульманского имама Ибрагима Ахмеда Абдуллу Болори, который неоднократно критиковал деятельность радикалов. Всего за 2011 год в результате действий боевиков погибло минимум 465 человек. 20 февраля 2012 года в Майдугури боевики обстреляли и забросали бомбами людей на городском рынке. Погибло 20 человек. 17 июня 2012 года смертники взорвали три церкви в штате Кадуна, в результате чего погибло, по меньшей мере, 40 человек. 20 июня 2012 года в результате перестрелки между правительственными войсками и боевиками в районе города Даматура, погибло 40 человек. И это — далеко не полный список террористических атак группировки.

Стремясь положить конец насилию, 14 мая 2013 г. президент Нигерии Гудлак Джонатан был вынужден ввести в районе города Майдугури, являющегося эпицентром деятельности группировки «Боко харам», чрезвычайное положение. Также чрезвычайное положение было введено еще в ряде районов на севере Нигерии. Однако эти меры не повлекли за собой снижения террористической активности группировки. Так, 14 апреля 2014 г. «Боко харам» похитила более 270 школьниц в лицее в штате Борно, мотивируя свои действия тем, что девочкам пришла пора покинуть школу и выйти замуж. 20 мая 2014 г. в результате теракта в городе Джос погибло 160 человек. 21 августа 2014 г. боевики захватили город Буни Яди в штате Йобе, объявив о создании «исламского халифата» на захваченной территории. Однако достаточно успешно действуют и правительственные войска. Так, 17 октября 2014 г. солдаты нигерийской армии уничтожили не менее ста боевиков в бою на нигерийско-камерунской границе. При этом потери вооруженных сил Нигерии составили всего восемь человек погибшими. Но этот серьезный удар, на некоторое время ослабивший группировку, не повлек прекращения ее деятельности на территории страны. Так, в январе 2015 г. боевики «Боко харам» сожгли 16 городов и деревень в штате Борно, включая город Бага на берегу озера Чад, где проживает 10 тысяч человек. 12 января 2015 г. боевики «Боко харам» на территории Камеруна атаковали город Колофат, однако камерунской армии удалось отразить атаку радикалов, уничтожив, по словам представителя командования вооруженных сил Камеруна, 143 боевика. Свои действия «Боко харам» распространила не только на территорию Нигерии, но и на пограничные районы Камеруна и Чада.

Африканский «халифат». Северная Нигерия идёт по стопам Ближнего Востока


4 февраля 2015 г. произошло столкновение боевиков организации с вооруженными силами Республики Чад, в результате которого чадские военнослужащие уничтожили более 200 боевиков. Ответом на действия чадской армии стал налет на камерунский (почему-то) город Фотокол, в результате которого погибли 81 мирный житель, 13 чадских военнослужащих (чадские войска действовали и на территории Камеруна) и 6 военнослужащих вооруженных сил Камеруна. В марте 2015 г. стало известно о том, что «Боко харам» поддержала «Исламское государство» на Ближнем Востоке. После этого обеспокоенные власти западноафриканских государств приступили к обсуждению методов борьбы с набирающей силу радикальной организацией. Африканским союзом было одобрено создание восьмитысячного регионального корпуса для противодействия экстремистам. 8 марта 2015 г. позиции «Боко харам» в пограничных районах Северо-Восточной Нигерии были атакованы военно-воздушными и сухопутными силами Республики Нигер и Республики Чад. В апреле организация «Боко харам» провозгласила себя «Западноафриканской провинцией Исламского государства». Известно, что нигерийские радикалы поддерживают тесные связи с международными террористическими организациями, в первую очередь — с «Аль-Каидой». Некоторые боевики «Боко харам» прошли подготовку в Афганистане и Сомали, а в настоящее время не исключено, что они могут принимать участие в боевых действиях «Исламского государства» на территории Сирии и Ирака, а также в Ливии. По данным алжирской разведки, «Боко харам» тесно связана с действующим в Магрибе филиалом «Аль-Каиды». Одновременно «Боко харам» получает основательную поддержку от ряда нигерийских политиков и бизнесменов, выступающих в роли лоббистов и спонсоров «Боко харам». Так, в поддержке организации обвинили нигерийского бизнесмена Аль-Хаджи Белло Дамагума — собственника известной нигерийской газеты Daily Trust. Спецслужбы обвинили предпринимателя в организации финансирования «Боко харам», поскольку еще в 2002 г. суданская «Аль-Каида» передала Дамагуму 300 тысяч долларов для финансирования подрывной деятельности на территории Нигерии. В связях с «Боко харам» был обвинен и сенатор от штата Борно Али Ндуме, против которого дали показания задержанные боевики «Боко харам» — Ндуме, по их словам, выступал в роли спонсора радикальной организации.

В африканских войнах велика вина Запада

В настоящее время эпицентром деятельности организации «Боко харам» являются нигерийские штаты Борно, Йобе и Адамава. Здесь, в северо-восточной Нигерии, компактно проживают представители народа канури. Поскольку канури составляют многочисленную группу населения также в приграничных районах Нигера и Чада, в Камеруне, организация «Боко харам» пытается распространить свою деятельность и на территорию этих стран. Накал конфликта в 2014 г. достиг максимума — численность погибших на севере Нигерии сравнилась с числом жертв в Афганистане и Ираке во время наивысшей эскалации боевых действий в этих странах. Определенные изменения произошли и в методах деятельности боевиков. Так, «Боко харам» все более активно прибегает к криминальной деятельности, включая экспроприации банков и магазинов. Кроме того, боевики беспощадно расправляются с гражданским населением, в том числе и с мусульманами, что ставит их перед скорой перспективой утраты политического влияния даже среди мусульманского населения Северной Нигерии. Последний фактор уже начал играть негативную роль, отражаясь на численности притока новых адептов в движение. Жители северо-восточных штатов все реже вступают в ряды «Боко харам», предпочитая покидать район ведения боевых действий. В результате организации не остается иного выхода, кроме как прибегать к услугам наемников из Чада, Нигера и Камеруна, используя для их найма финансовые средства, получаемые от международных фундаменталистских организаций. Правительству Нигерии, в свою очередь, удалось изменить отношение к себе со стороны части местного населения и сформировать ополчение «Гора», в которое в массовом порядке вступают и канури, недовольные деятельностью «Боко харам». Получается, что в северо-восточных штатах Нигерии идет гражданская война, так как местная молодежь оказалась разделенной на сторонников проправительственного ополчения и «Боко харам».

Африканский «халифат». Северная Нигерия идёт по стопам Ближнего Востока


В результате боевых действий и оттока населения штат Борно превратился к 2014 г. в беднейший штат Нигерии, хотя прежде таковым являлся штат Сокото. С 2013 года в результате террористических атак, предпринимаемых организацией «Боко харам», погибло около 13 тыс человек, более полутора млн. нигерийцев были вынуждены покинуть свои дома и стать беженцами на территории соседних штатов. Еще 250 тысяч человек из Нигера, Чада и Камеруна также были вынуждены покинуть свои дома. Вооруженные столкновения продолжаются и в настоящее время. Так, 13 мая 2015 г. боевики «Боко харам» атаковали г. Майдугури. В августе 2015 г. президент Чада Идрис Деби сообщил о том, что у «Боко харам» сменился лидер. Новым главой организации якобы стал человек по имени Махамат Дауд, который отличается более умеренными позициями и готов к переговорам с властями Нигерии. Но дальнейшие события, последовавшие в сентябре 2015 г. вряд ли могут свидетельствовать в пользу этого утверждения чадского президента. После того, как в Чаде были казнены 10 боевиков «Боко харам», 3 сентября 2015 г. экстремисты предприняли нападение на две деревни на северо-востоке Нигерии. Жертвами боевиков, которые верхом на лошадях атаковали крестьян, стали 26 человек. 23 сентября 2015 г. подразделения нигерийской армии освободили из плена боевиков «Боко харам» свыше 240 женщин и детей, содержавшихся на территории одного из лагерей организации. Об этом мировым СМИ сообщил официальный представитель командования нигерийских вооруженных сил. Однако уже 25 сентября 2015 г. боевики «Боко харам» напали на крестьян, отмечавших мусульманский праздник в деревне на территории Республики Нигер. Погибло 15 человек — некоторые из них были застрелены, другим перерезали горло.

Достигшее своего апогея противостояние нигерийского правительства и радикальной организации «Боко харам» свидетельствует о глубоком кризисе нигерийской государственности. Западная модель политической организации и идеологии, принятая Нигерией после деколонизации, оказалась неспособной к эффективной организации жизни в масштабах всей страны. Если на юге Нигерии, после умиротворения народа игбо (гражданская война с самопровозглашенным государством Биафра в конце 1960-х гг.), западная модель политической организации оказалась еще более-менее эффективной, то северные нигерийские штаты, консервативные и полуфеодальные, предпочитают жить своим укладом. Основные нефтяные месторождения Нигерии и порты, через которые осуществляется экспорт нефти, находятся на юге страны. Естественно, что и основные экономические ресурсы находятся в руках представителей южной элиты — игбо и йоруба. Однако мусульмане Северной Нигерии не согласны с тем, что основная часть доходов от нефтедобычи оседает на юге страны, а северные штаты остаются на положении «бедных родственников». Это экономическое противоречие также становится одним из важных факторов, усугубляющих раскол нигерийского государства. Очевидно, что события в Нигерии отражают общие проблемы для многих других государств зоны Сахеля — вчерашних британских и французских колоний. Активизация радикальных религиозных движений, готовых с оружием в руках отстаивать свои идеи и интересы, постепенно превращает пояс Сахеля в одну сплошную линию боевых действий. Территория вооруженного противостояния радикальных группировок и правительственных войск, вынужденных прибегать даже к иностранной военной помощи, протянулась от Атлантики до Красного моря. Воюют Мали и Нигерия, Ливия и Чад, Судан и Сомали. Однако, в отличие от событий на Ближнем Востоке, продвижение сторонников «Исламского государства» в Африке привлекает гораздо меньше внимания мировых политических кругов. В дальнейшей эскалации конфликтов на континенте заинтересованы Соединенные Штаты Америки, для которых сам факт активизации религиозных экстремистов в Нигерии является поводом для наращивания военного присутствия в африканских странах. Вашингтон боится растущего экономического и политического влияния Китая на Африканском континенте и для противостояния ему готов (через подконтрольных саудитов и радикальные группировки) поддерживать религиозные войны и терроризм.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Reptiloid 5 октября 2015 08:16
    Большая хорошая статья.Спасибо за рассказ.Получается большая плотность населения,вражда,беженцы,жизненные тяготы.Наверное,тропическое земледелие только и спасает людей от голода?В тоже время--опустынивание,люди уходят в города.Интересно,а там они--как,бывшие крестьяне?наводит на всякие мысли и сравнения.Ещё раз спасибо.
  2. Ajent Cho 5 октября 2015 08:27
    Первая карта в статье чем-то напомнила вот эту:
  3. Громобой 5 октября 2015 09:31
    Китай пошлёт в Африку солдат и технику для защиты своих инвестиций и прикормленных элит.И это не нравиться американцам,которые активно присутствуют на континенте.
    Войска США проводят широкий спектр операций в Африке, в том числе: воздушные удары по подозреваемым боевикам, ночные облавы с целью похищения подозреваемых в терроризме, воздушные переброски французских и африканских военных для ведения боёв в посреднических войнах (proxy wars) и эвакуацию из дестабилизированных стран. Однако, прежде всего, военные США проводят учения, обучение союзников, финансирование, экипировку и предоставление советов местным военным.
    AFRICOM описывает свои действия, как продвижение «американских национальных интересов безопасности посредством сосредоточенного, устойчивого взаимодействия с партнёрами» и настаивает на том, что эти «операции, упражнения и программы помощи и сотрудничества в области безопасности поддерживают внешнюю политику правительства США, и делают это, прежде всего, с помощью военных взаимодействий и программ помощи.
    Saharan Express - пример типичных учений, которые каждые два года проводят военно-морской флот и береговая охрана около берегов большинства африканских стран. Операции Juniper Micron и Echo Casemate направлены на предоставление помощи французским и африканским интервентам в Мали и Центрально-Африканской Республике. Другие «совместные действия в области безопасности» (включая State Partnership Program), в которых участвуют отряды африканских военных, Национальной Гвардии США, а также финансируемая ГосДепом программа Africa Contingency Operations Training and Assistance (ACOTA – программа африканских чрезвычайных учебных операций и помощи) - операции, с помощью которых американские военные инструкторы и советники предоставляют африканским отрядам вооружение и инструкции.
    Многие совместные военные действия и консультативные миссии проводятся военнослужащими 2-ой армейской бригады боевой группы, 1-ой пехотной дивизии (Army’s 2nd Brigade Combat Team, 1st Infantry Division) и специально обученными войсками США таких географических боевых командований как AFRICOM - в качестве мероприятий по «региональному выравниванию сил». Другие тренировочные мероприятия проводятся отрядами различных военных подразделений, включая Africa Partnership Station 13 (Станция африканского партнёрства 13), чьи сотрудники из ВМФ и Морской пехоты США преподают такие навыки как процедура патрулирования и тактика рукопашного боя. Тем временем, сотрудники ВВС недавно оказали помощь нигерийским войскам в различных сферах: от логистики до воздушной переброски, поддержки и решения общественных вопросов.http://antizoomby.livejournal.com/289083.html
  4. Reptiloid 5 октября 2015 09:31
    [quote=Ajent Cho]Первая карта в статье ....А меня родня вечно достает за беспорядок с книгами,а также за то,что много читаю всего.Но действительность тоже может быть супер фантастичной.Наверно весной были статьи про огромную войну в Африке,также про детей на войне. Не могу найти-перечитать.Я тогда был не зарегистрирован. Кто подскажет?
    1. Type 63 5 октября 2015 15:42
      Рекомендую поискать книги Коновалова, в частности "Африканские войны современности".
  5. napalm 5 октября 2015 09:33
    Статья интересная спасибо
  6. Reptiloid 5 октября 2015 11:43
    Уже понятно,кого создали США на Ближнем Востоке.Наверное,они хотят сделать то же самое и в Африке.Предполагаю,что"китайская" Африка для России лучше "американской".
    Очень интересна культура Фульбе и Йоруба.У Фульбе древняя Языческая религия ближе всего к Древнеегипетской, а Великий народ Йоруба---стоит у истоков современного Вудуизма!Хорошо было бы,если бы их древние Боги им помогли.
  7. друг зверей 5 октября 2015 12:05
    Был всплеск активности в 2014 и начале 2015, но затем Боко Харам сильно проредили армии Нигерии и Чада, отогнали в леса. Сейчас они вряд ли способны на что-то большее, чем теракты смертников и атаки на отдаленные деревни. Сомневаюсь, что сейчас это специально кому-то нужно разжигать. Нищета и безнадега севера Нигерии - главная причина усиления экстремистов.
  8. partizan86 5 октября 2015 18:05
    Этих тоже африканскому союзу всех до последнего добивать нужно. Долго с ними возятся.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня