Боевое мастерство
Командно-диспетчерский пункт
По существующим наставлениям и инструкциям для авиации ВКС России под «Структурой управления полетами» подразумевается решение следующих задач:
— определение зон воздушного пространства для выполнения боевого задания;
— согласование с выделенными Командованием воинскими частями структур взаимодействия и передачи им, при необходимости, управление авиационными группами;
— согласование принципов координации планов полета всех авиационных групп;
— согласование методов управления летными экипажами.
Стартовые командные пункты
В «Структуру управления полетами» на полковом уровне входят Пункты: командный (КП); запасной (ЗКП); командно-диспетчерский (КДП); стартовый (СКП).
Оборудование всех командно-диспетчерских, запасных и стартовых командных пунктов до 1997 года осуществлялось Ордена «Красной Звезды» ПО «Россия» (г. Санкт-Петербург). Однако, после ликвидации этого Производственного объединения, где работало более 12 тысяч специалистов, данную работу стали выполнять частные фирмы.
В боевой расчет офицеров «Командного пункта» входят: оперативный дежурный; до 2-х офицеров боевого управления; диспетчер; дежурный метеоролог; планшетист; обслуживающий наряд. «Группа управления полетами», которая находится на КДП, состоит из:
— руководителя полетов;
— заместителя руководителя полетов;
— руководителя «ближней зоны»;
— руководителя «зоны посадки»;
— руководителя «дальней зоны»;
— офицера «боевого управления».
Проведенные в этом году войсковые учения показали возросшее мастерство не только летных экипажей (ЛЭ), но и членов «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления». Налет ЛЭ уже превышает 100 часов в год, поэтому офицерам управления полетами приходится постоянно повышать свое мастерство. Однако повышение ими мастерства в процессе реальных полетов недостаточно, поэтому в практику работы полкового звена вводятся занятия на тренажерах. Таким тренажером, созданным в АО «ВНИИРА», является тренажно-моделирующий комплекс «Марка» (ТМК). Он принят на серийное снабжение Военно-воздушных сил России в 1995 году (Приказ Главкома ВВС России от 8.08.1995 г. № 206). Главным конструктором этого ТМК является А.Д. Филин, его заместителем — С.Н. Григорьев. К настоящему времени в войска поставлено более 250 комплектов этих ТМК, которые размещаются в местах базирования авиационных частей, в учебных заведениях и в «Центрах боевого управления».
Состав ТМК по требованию заказчика комплектуется дополнительными модулями:
— модулем имитации наземной системы автоматического управления;
— модулем аппаратно-программных средств визуализации для обеспечения тренажа «Руководителя полетов» в управлении авиационными группами и отдельными летательными аппаратами в районе аэродрома и на взлетно-посадочной полосе;
— автоматической системой обучения для предварительной теоретической подготовки перед началом тренажа лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления».
Основными достоинствами данного ТМК являются:
— реальность создаваемых ситуаций в имитируемом воздушном пространстве в соответствии с утвержденными «Курсами боевой подготовки каждого рода авиации»;
— возможность управления летными экипажами в реальном масштабе времени;
— возможность многократного повторения выбранной ситуации при обучении для доведения ее до автоматизма;
— возможность сопряжения ТМК со всеми автоматизированными системами управления авиацией;
— безопасность в отработке ситуаций управления летными экипажами при любых условиях, включая экстремальные;
— простота в подготовке планов полетов, в зоны ответственности для выбранных аэродромов;
— надежность и безотказность.
В данном ТМК реализованы следующие характеристики, которые не уступают, а даже превосходят аналогичные зарубежные ТМК, предназначенные для работы с такими КДП, СКП как AN/TAW-Z, AN/MSQ, TWR-M, 4052/AM и др., разработчиками которых являются фирмы «Локомоторс», «Кейбл энд Вайрлесс», «Витроселения», «Siera Nevada» и др.:
— по дальности воздушного пространства нет ограничений;
— дальность обнаружения всех ЛА в моделируемом радиолокационном поле в соответствии с характеристиками имитируемых РЛС, а по высоте до 30000 м;
— количество одновременно моделируемых ЛА до 100, из них управляемых до 48;
— количество одновременно моделируемых ЛА в зоне посадки до 8;
— моделирование полетов осуществляется с учетом аэродинамических и технических характеристик ЛА, характеристик бортового радионавигационного и прицельного комплексов, а также с учетом вариантов бортовых средств поражения и работы системы Государственного радиолокационного опознавания;
— предусмотрена возможность имитации каналов радиопеленгования, воздействия активных и пассивных помех;
— предусмотрена возможность моделирования взаимодействия групп ЛА, а также выполнения боевых заданий в условиях огневого, радиоэлектронного и траекторного противодействия противника;
— обеспечена реализация задач в одном упражнении продолжительностью до 2-х часов и до 200 планов полета;
— реализована возможность моделирования визуальной управляемой наземной и воздушной обстановки в зоне аэродрома;
— предусмотрено моделирование особых (по заданию) случаев и конфликтных ситуаций;
— моделируется имитация метеоусловий, времени года и суток.
Конструктивно ТМК выполнен по модульному принципу на базе персональных ЭВМ, объединенных посредством локальной сети и позволяющих моделировать весь спектр возможных ситуаций, включая экстремальные, в динамической воздушной обстановке. В состав ТМК входят:
— 2 рабочих места обучаемых «Руководителей зоны посадки», «Ближней зоны», «Дальней зоны», «Офицеров боевого управления» (в любом сочетании);
— 1 рабочее место обучаемого «Руководителя полетов» по управлению ЛА в районе аэродрома, на взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках;
— 3 рабочих места «Пилотов-операторов», обеспечивающих имитацию взаимодействия лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» с «Летными экипажами» ЛА. Ввод команд управления по изменению воздушной и наземной аэродромной обстановки, подыгрыш за смежные зоны управления и службы. Рабочие места оборудованы средствами имитации радио и служебной связи, системой визуализации, обеспечивающей формирование трехмерной модели изображения реальной аэродинамической обстановки с учетом положения наблюдателя в режиме реального времени. Система визуализации в ТМК создана так, что на рабочих местах исключена зависимость от типов индикаторов, используемых на КДП, СКП, ЗКП (будь то ВИСП, КСРП-А или любой зарубежный индикатор). Аппаратно-программные средства и учебно-методические возможности ТМК «Марка» позволяют руководителю обучения и обучающимся выбирать и получать необходимую информацию о динамике развития тактической воздушной обстановки. Созданные аппаратно-программные средства ТМК обеспечивают:
— моделирование любых радиолокационных средств;
— быструю адаптацию программного обеспечения к изменяющимся условиям и требованиям при перевооружении авиации ВКС России и систем боевого управления;
— моделирование нештатных ситуаций на ЛА в полете.
Возможности ТМК позволяют приблизить процесс тренажа к реальным боевым условиям и тем самым поддерживать квалификацию, боевое мастерство лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» на требуемом уровне. По выбору и реализации моделируемой воздушной обстановки по эффективности обучения специалистов руководства обучения полетами и управления боевыми действиями летных экипажей, возможности ТМК «Марка» позволяют «Офицерам боевой подготовки» создать курс практических занятий в соответствии с курсом боевой подготовки авиации ВКС России и потенциальных противников:
— имитацию высокой интенсивности полетов, особых случаев в полете;
— тренировки в наведении на воздушные цели с имитацией воздействия бортового прицельного оборудования и пуска ракет на различных высотах;
— имитацию действий зенитно-ракетных комплексов противника с установленных позиций;
— отработка навыков преодоления ПВО противника с использованием рекомендованных методов, а также отработка прицельного бомбометания по наземным целям;
— тренировки офицеров «Группы руководства полетами» в период предварительной подготовки к предстоящим полетам;
— использование ТМК в подготовке летно-тактических учений и командно- штабных учениях;
— восстановление практических навыков офицеров «Группы руководства полетами» после длительных перерывов в работе, стажировок вновь прибывших в часть офицеров, допущенных к руководству полетами;
— моделирование проведенных полетов с целью показа, разбора и выявления допущенных обучаемыми в процессе полета ошибок и нарушений;
— имитацию метеоусловий, засветок на экранах, вызываемых переотражениями от местных предметов и активных помех;
— моделирование и имитацию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянки ЛА, строений, рельефа ландшафта местности, светотехнического оборудования аэродрома;
— моделирование и имитацию подвижных объектов на аэродроме (ЛА, тягачей, заправщиков, штабных автомобилей);
— визуальное изображение различных типов ЛА под любым ракурсом с учетом их геометрических показателей и внешних очертаний;
— моделирование тумана, дождя, снега и их интенсивности в районе аэродрома;
— моделирование полета стаи птиц по заданной траектории;
— моделирование воздействия тормозного парашюта при посадке ЛА;
— изменение времени года, времени суток в районе аэродрома.
В процессе эксплуатации на аэродроме ТМК обеспечивает:
— обучение, тренировку и переподготовку лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» по отработке навыков летными экипажами ЛА в зонах ответственности и ведения боевых действий;
— отработку взаимодействия между лицами «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» в процессе решения поставленных задач;
— отработку взаимодействия «Офицеров боевого управления» с Командным пунктом (пунктом наведения);
— отработку действий лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» и принятия обоснованных решений при возникновении особых случаев, конфликтных ситуаций;
— отработку практических навыков «Офицеров боевого управления» в глазомерном наведении на воздушные и наземные цели;
— тренировку лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» при изменении структуры зон управления, перебазирования на другие аэродромы, а также при освоении новых типов ЛА и радиотехнического обеспечения полетов;
— тренировку «Офицеров боевого управления» в наведении на воздушные, наземные и морские цели в условиях воздействия противником помех;
— отработку действий лиц «Группы руководства полетами» при конфликтных ситуациях на аэродроме;
— отработку действий лиц «Группы руководства полетами» при отказах наземных средств обеспечения полетов;
— поддержание достигнутых практических навыков «Офицеров боевого управления» в одновременном наведении соединений ЛА на цели;
— возможность использования в радиотехнических частях для обучения тренировки операторов РЛС.
Функции контроля и наблюдения за действиями обучаемых возложены на руководителя обучения, основными задачами которого являются:
— оценка действий обучаемых в управлении летными экипажами при ведении боевых действий;
— оценка соответствия создаваемой воздушной обстановки на ТМК замыслу и задачам выполнения операции;
— вмешательство, подсказка с целью показа или обучения в разрешении ситуаций, возникающих в процессе развития боевой обстановки.
Оценка производится руководителем обучения на основе личного опыта работы, нормативных положений ВКС России, методических указаний программ «Практической подготовки». В помощь руководителю обучения при оценке действия обучаемых в процессе выполнения упражнений в ТМК предусмотрены:
— режимы нормального и ускоренного прогона программ упражнений;
— остановка программ упражнений с сохранением информации на рабочем месте обучаемого и пилота-оператора с возможностью в любой момент времени продолжить обучение;
— табличная информация о текущих параметрах полета, контролируемых ЛА в дальней зоне, ближней зоне, зоне посадки и отклонениях от установленной заданием траектории;
— изменения масштаба времени.
Информация