Боевое мастерство

9
Возврат к полковой структуре в авиации Минобороны России сразу определил список аэродромов, подлежащих восстановлению и реконструкции, которые считались утерянными. Читатели «ВО» могли видеть, в каком состоянии нам достались все 24 аэродрома в Крыму. В свое время я обеспечивал их оборудование, и мне было горько видеть их плачевное состояние. За оборудование аэродромов и аэропортов отвечал в стране 6 ГУ Минрадиопрома СССР, а головным предприятием был НИИ-33 (в настоящее время это АО «ВНИИРА»). Не будем в рамках данной статьи оценивать состояние аэродромов на территории Российской Федерации, там тоже много работы предстоит выполнить. Остановимся на решении проблемы повышения профессионального мастерства офицеров «Группы руководства полетами» и «Боевого управления».

Боевое мастерство


Командно-диспетчерский пункт

По существующим наставлениям и инструкциям для авиации ВКС России под «Структурой управления полетами» подразумевается решение следующих задач:

— определение зон воздушного пространства для выполнения боевого задания;

— согласование с выделенными Командованием воинскими частями структур взаимодействия и передачи им, при необходимости, управление авиационными группами;

— согласование принципов координации планов полета всех авиационных групп;

— согласование методов управления летными экипажами.

Стартовые командные пункты

В «Структуру управления полетами» на полковом уровне входят Пункты: командный (КП); запасной (ЗКП); командно-диспетчерский (КДП); стартовый (СКП).

Оборудование всех командно-диспетчерских, запасных и стартовых командных пунктов до 1997 года осуществлялось Ордена «Красной Звезды» ПО «Россия» (г. Санкт-Петербург). Однако, после ликвидации этого Производственного объединения, где работало более 12 тысяч специалистов, данную работу стали выполнять частные фирмы.

В боевой расчет офицеров «Командного пункта» входят: оперативный дежурный; до 2-х офицеров боевого управления; диспетчер; дежурный метеоролог; планшетист; обслуживающий наряд. «Группа управления полетами», которая находится на КДП, состоит из:

— руководителя полетов;

— заместителя руководителя полетов;

— руководителя «ближней зоны»;

— руководителя «зоны посадки»;

— руководителя «дальней зоны»;

— офицера «боевого управления».

Проведенные в этом году войсковые учения показали возросшее мастерство не только летных экипажей (ЛЭ), но и членов «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления». Налет ЛЭ уже превышает 100 часов в год, поэтому офицерам управления полетами приходится постоянно повышать свое мастерство. Однако повышение ими мастерства в процессе реальных полетов недостаточно, поэтому в практику работы полкового звена вводятся занятия на тренажерах. Таким тренажером, созданным в АО «ВНИИРА», является тренажно-моделирующий комплекс «Марка» (ТМК). Он принят на серийное снабжение Военно-воздушных сил России в 1995 году (Приказ Главкома ВВС России от 8.08.1995 г. № 206). Главным конструктором этого ТМК является А.Д. Филин, его заместителем — С.Н. Григорьев. К настоящему времени в войска поставлено более 250 комплектов этих ТМК, которые размещаются в местах базирования авиационных частей, в учебных заведениях и в «Центрах боевого управления».

Состав ТМК по требованию заказчика комплектуется дополнительными модулями:

— модулем имитации наземной системы автоматического управления;

— модулем аппаратно-программных средств визуализации для обеспечения тренажа «Руководителя полетов» в управлении авиационными группами и отдельными летательными аппаратами в районе аэродрома и на взлетно-посадочной полосе;

— автоматической системой обучения для предварительной теоретической подготовки перед началом тренажа лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления».

Основными достоинствами данного ТМК являются:

— реальность создаваемых ситуаций в имитируемом воздушном пространстве в соответствии с утвержденными «Курсами боевой подготовки каждого рода авиации»;

— возможность управления летными экипажами в реальном масштабе времени;

— возможность многократного повторения выбранной ситуации при обучении для доведения ее до автоматизма;

— возможность сопряжения ТМК со всеми автоматизированными системами управления авиацией;

— безопасность в отработке ситуаций управления летными экипажами при любых условиях, включая экстремальные;

— простота в подготовке планов полетов, в зоны ответственности для выбранных аэродромов;

— надежность и безотказность.

В данном ТМК реализованы следующие характеристики, которые не уступают, а даже превосходят аналогичные зарубежные ТМК, предназначенные для работы с такими КДП, СКП как AN/TAW-Z, AN/MSQ, TWR-M, 4052/AM и др., разработчиками которых являются фирмы «Локомоторс», «Кейбл энд Вайрлесс», «Витроселения», «Siera Nevada» и др.:

— по дальности воздушного пространства нет ограничений;

— дальность обнаружения всех ЛА в моделируемом радиолокационном поле в соответствии с характеристиками имитируемых РЛС, а по высоте до 30000 м;

— количество одновременно моделируемых ЛА до 100, из них управляемых до 48;

— количество одновременно моделируемых ЛА в зоне посадки до 8;

— моделирование полетов осуществляется с учетом аэродинамических и технических характеристик ЛА, характеристик бортового радионавигационного и прицельного комплексов, а также с учетом вариантов бортовых средств поражения и работы системы Государственного радиолокационного опознавания;

— предусмотрена возможность имитации каналов радиопеленгования, воздействия активных и пассивных помех;

— предусмотрена возможность моделирования взаимодействия групп ЛА, а также выполнения боевых заданий в условиях огневого, радиоэлектронного и траекторного противодействия противника;

— обеспечена реализация задач в одном упражнении продолжительностью до 2-х часов и до 200 планов полета;

— реализована возможность моделирования визуальной управляемой наземной и воздушной обстановки в зоне аэродрома;

— предусмотрено моделирование особых (по заданию) случаев и конфликтных ситуаций;

— моделируется имитация метеоусловий, времени года и суток.

Конструктивно ТМК выполнен по модульному принципу на базе персональных ЭВМ, объединенных посредством локальной сети и позволяющих моделировать весь спектр возможных ситуаций, включая экстремальные, в динамической воздушной обстановке. В состав ТМК входят:

— 2 рабочих места обучаемых «Руководителей зоны посадки», «Ближней зоны», «Дальней зоны», «Офицеров боевого управления» (в любом сочетании);

— 1 рабочее место обучаемого «Руководителя полетов» по управлению ЛА в районе аэродрома, на взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках;

— 3 рабочих места «Пилотов-операторов», обеспечивающих имитацию взаимодействия лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» с «Летными экипажами» ЛА. Ввод команд управления по изменению воздушной и наземной аэродромной обстановки, подыгрыш за смежные зоны управления и службы. Рабочие места оборудованы средствами имитации радио и служебной связи, системой визуализации, обеспечивающей формирование трехмерной модели изображения реальной аэродинамической обстановки с учетом положения наблюдателя в режиме реального времени. Система визуализации в ТМК создана так, что на рабочих местах исключена зависимость от типов индикаторов, используемых на КДП, СКП, ЗКП (будь то ВИСП, КСРП-А или любой зарубежный индикатор). Аппаратно-программные средства и учебно-методические возможности ТМК «Марка» позволяют руководителю обучения и обучающимся выбирать и получать необходимую информацию о динамике развития тактической воздушной обстановки. Созданные аппаратно-программные средства ТМК обеспечивают:

— моделирование любых радиолокационных средств;

— быструю адаптацию программного обеспечения к изменяющимся условиям и требованиям при перевооружении авиации ВКС России и систем боевого управления;

— моделирование нештатных ситуаций на ЛА в полете.

Возможности ТМК позволяют приблизить процесс тренажа к реальным боевым условиям и тем самым поддерживать квалификацию, боевое мастерство лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» на требуемом уровне. По выбору и реализации моделируемой воздушной обстановки по эффективности обучения специалистов руководства обучения полетами и управления боевыми действиями летных экипажей, возможности ТМК «Марка» позволяют «Офицерам боевой подготовки» создать курс практических занятий в соответствии с курсом боевой подготовки авиации ВКС России и потенциальных противников:

— имитацию высокой интенсивности полетов, особых случаев в полете;

— тренировки в наведении на воздушные цели с имитацией воздействия бортового прицельного оборудования и пуска ракет на различных высотах;

— имитацию действий зенитно-ракетных комплексов противника с установленных позиций;

— отработка навыков преодоления ПВО противника с использованием рекомендованных методов, а также отработка прицельного бомбометания по наземным целям;

— тренировки офицеров «Группы руководства полетами» в период предварительной подготовки к предстоящим полетам;

— использование ТМК в подготовке летно-тактических учений и командно- штабных учениях;

— восстановление практических навыков офицеров «Группы руководства полетами» после длительных перерывов в работе, стажировок вновь прибывших в часть офицеров, допущенных к руководству полетами;

— моделирование проведенных полетов с целью показа, разбора и выявления допущенных обучаемыми в процессе полета ошибок и нарушений;

— имитацию метеоусловий, засветок на экранах, вызываемых переотражениями от местных предметов и активных помех;

— моделирование и имитацию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянки ЛА, строений, рельефа ландшафта местности, светотехнического оборудования аэродрома;

— моделирование и имитацию подвижных объектов на аэродроме (ЛА, тягачей, заправщиков, штабных автомобилей);

— визуальное изображение различных типов ЛА под любым ракурсом с учетом их геометрических показателей и внешних очертаний;

— моделирование тумана, дождя, снега и их интенсивности в районе аэродрома;

— моделирование полета стаи птиц по заданной траектории;

— моделирование воздействия тормозного парашюта при посадке ЛА;

— изменение времени года, времени суток в районе аэродрома.

В процессе эксплуатации на аэродроме ТМК обеспечивает:

— обучение, тренировку и переподготовку лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» по отработке навыков летными экипажами ЛА в зонах ответственности и ведения боевых действий;

— отработку взаимодействия между лицами «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» в процессе решения поставленных задач;

— отработку взаимодействия «Офицеров боевого управления» с Командным пунктом (пунктом наведения);

— отработку действий лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» и принятия обоснованных решений при возникновении особых случаев, конфликтных ситуаций;

— отработку практических навыков «Офицеров боевого управления» в глазомерном наведении на воздушные и наземные цели;

— тренировку лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» при изменении структуры зон управления, перебазирования на другие аэродромы, а также при освоении новых типов ЛА и радиотехнического обеспечения полетов;

— тренировку «Офицеров боевого управления» в наведении на воздушные, наземные и морские цели в условиях воздействия противником помех;

— отработку действий лиц «Группы руководства полетами» при конфликтных ситуациях на аэродроме;

— отработку действий лиц «Группы руководства полетами» при отказах наземных средств обеспечения полетов;

— поддержание достигнутых практических навыков «Офицеров боевого управления» в одновременном наведении соединений ЛА на цели;

— возможность использования в радиотехнических частях для обучения тренировки операторов РЛС.

Функции контроля и наблюдения за действиями обучаемых возложены на руководителя обучения, основными задачами которого являются:

— оценка действий обучаемых в управлении летными экипажами при ведении боевых действий;

— оценка соответствия создаваемой воздушной обстановки на ТМК замыслу и задачам выполнения операции;

— вмешательство, подсказка с целью показа или обучения в разрешении ситуаций, возникающих в процессе развития боевой обстановки.

Оценка производится руководителем обучения на основе личного опыта работы, нормативных положений ВКС России, методических указаний программ «Практической подготовки». В помощь руководителю обучения при оценке действия обучаемых в процессе выполнения упражнений в ТМК предусмотрены:

— режимы нормального и ускоренного прогона программ упражнений;

— остановка программ упражнений с сохранением информации на рабочем месте обучаемого и пилота-оператора с возможностью в любой момент времени продолжить обучение;

— табличная информация о текущих параметрах полета, контролируемых ЛА в дальней зоне, ближней зоне, зоне посадки и отклонениях от установленной заданием траектории;

— изменения масштаба времени.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    7 октября 2015 06:03
    Специфическая статья, и без знания этой номенклатуры, разобраться сложно.
  2. +4
    7 октября 2015 06:14
    очень любопытно, но зачем это публиковать здесь и для кого, этот сайт читаем и некоторым "любителям" информации знать приведенную структуру и организацию подготовки штабов подразделений ВКС РФ совсем не обязательно...
  3. +6
    7 октября 2015 06:42
    (C)Не будем в рамках данной статьи оценивать состояние аэродромов на территории Российской Федерации, там тоже много работы предстоит выполнить. Остановимся на решении проблемы повышения профессионального мастерства офицеров «Группы руководства полетами» и «Боевого управления».

    Военное Обозрение не курсы "повышения профессионального мастерства офицеров «Группы руководства полетами» и «Боевого управления»". Цели публикаций подобного рода не известны, но как минимум, неуместны.
    1. +1
      7 октября 2015 10:58
      Цитата: ava09
      (C)Не будем в рамках данной статьи оценивать состояние аэродромов на территории Российской Федерации, там тоже много работы предстоит выполнить. Остановимся на решении проблемы повышения профессионального мастерства офицеров «Группы руководства полетами» и «Боевого управления».

      Военное Обозрение не курсы "повышения профессионального мастерства офицеров «Группы руководства полетами» и «Боевого управления»". Цели публикаций подобного рода не известны, но как минимум, неуместны.

      Мои знания исчерпываются распитием горячительного напитка с соседом,руководителем полётов. fellow
  4. 0
    7 октября 2015 07:45
    Каждый пункт в данной статье (да пусть простят меня уважаемые авторы) можно развернуть в отдельное пособие для БАО (батальон аэродромного обслуживания)но для жителей ВО статья не катит.
  5. +2
    7 октября 2015 08:04
    Господин табуреткин, в бытность при великой должности, укрупнял соединения ВВС,мотивируя экономией средств и упрощением командования, НО делая тем самым медвежью услугу потенциальному противнику( а может и по указанию этого противника...),потому что крупные базы легче и быстрее уничтожить при неожиданном глобальном ударе.Теперь пора возвращаться к опыту СССР, имея развёрнутую сеть аэродромов полкового базирования,подскока, просто запасных.И выбирать ,что важнее - безопасность страны в сегодняшнее неспокойное время или банальная экономия(читай воровство) hi
  6. 0
    7 октября 2015 08:08
    Ну зачем минусы то ставить,можно было просто в комментарии придурком назвать,если я был не прав.
    1. +1
      7 октября 2015 14:18
      Считаю, что вы, Александр, правы: и вправду зачем излагать здесь длинные инструкции, подробно расписывающие, кто чем должен заниматься и что обеспечивать для нормальное летной работы авиачастей и соединений.
      Было бы правильней обозначить болевые точки боевого управления авиацией, выдвинуть какие-то предложения и предложить обсудить.
  7. 0
    7 октября 2015 15:00
    Статья написана специалистом своего дела,но упущены вопросы эксплуатации аэродромного хозяйства! В годы службы,мне довелось командовать подразделением по ремонту ВПП ,МРД,РД и стояночных комплексов на одном из аэродромов "Дальней Авиации СССР" и должен Вам сказать,что содержание взлетной полосы и всего остального хозяйства это очень сложный комплекс работ! А то что оказалось в свое время брошенным,требует если не капитального,то очень серьезного производства работ и значительных денежных вливаний!Для примера напомню Узинской Авиаузел ДА СССР,так там только наращивание и удлинение ВПП до 3,5 км. обошлось более 10 млн. полноценных советских рубликов (при курсе 1рубль=0,67$ можете прикинуть расходы.Вот чего нам стоили подлость и безответственность предательского, Ельцинско-Гайдаровского правительства! Наш начальник управления Н.Т. Бондаренко , беседуя с молодыми солдатами для наглядности всегда приводил один пример:"...стоимость 1 кв. м. равна количеству рублевых бумажек которые разместятся вплотную на этой площади! Вот такие дела...