Кудрин вновь раскритиковал рост военных расходов
«Мы должны понять, что мы вышли на предел возможных расходов. Наверное, мы уже выше необходимого предела, приняты решения по увеличению расходов. Этот предел преодолен, и повышение военных расходов на 3% ВВП в ближайшие годы ничем не обеспечено. В трехлетнем бюджете примерно наполовину он связан с уменьшением финансирования всех других отраслей, наполовину - просто с сохранением дефицита при цене на нефть $100», - цитирует «Интерфакс» экс-министра финансов на деловом завтраке Сбербанка в Москве.
«Это потребует, мне кажется, пересмотра уже в ближайшие два года. Риторика "мы увеличим расходы еще на что-то", скорее всего, не имеет под собой основы», - отметил Кудрин.
Именно позиция по вопросу о наращивании военных расходов и публичные высказывания на эту тему, в том числе в адрес президента Дмитрия Медведева, стали причиной отставки Кудрина в конце сентября этого года.
По его словам, необходимо повышать эффективность бюджетных расходов. «Необходимо повышение эффективности в 3-5 лет на 10-20% расходов», - отметил экс-министра финансов. В противном случае, считает Кудрин, «придется говорить, что повышение одних расходов приведет к снижению других». При этом, по его мнению, Россия не может повышать налоги.
Кудрин также отметил, что есть риски того, что в ближайшие годы будет наблюдаться отток капитала из России.
По словам бывшего министра, возможности правительства проводить антикризисную политику сейчас существенно меньше, чем в период первой волны кризиса 2008-2009 гг.
«Наша зависимость от цен на нефть при формировании бюджета превышает $110 за баррель, что очень высоко. При этом рост экономики еврозоны и других регионов мира будет очень умеренным, что задает спрос на нашу продукцию, тем самым, и этот фактор будет минимальным. Мы должны искать те резервы, которые повысят конкурентоспособность нашей экономики, ее производительность», - считает экс-министр.
Резервы бюджета он предлагает искать в повышении эффективности расходов. «Здесь у нас резерв. Повышение эффективности наших расходов в ближайшие 3, 4 5 лет на 10, 15, 20%. Это наш резерв для лучшей результативности государства. Или же мы должны говорить, что, увеличив расходы на это, мы сокращаем расходы на другое», - сказал Кудрин.
По его словам, возможностей финансировать дефицит за счет увеличения налоговой нагрузки сейчас нет, «этот путь перед нами закрыт».
Коснувшись ситуации в еврозоне, Кудрин отметил, что отсутствие бюджетной дисциплины в периоды экономического роста и излишняя медлительность политиков в принятии решений по преодолению кризисных явлений, приведшие к нынешней ситуации в еврозоне, заставляют подумать о необходимости зафиксировать новые экономические ориентиры и ограничить свободу действий политиков в сфере государственных финансов.
По его словам, в период экономического роста дефицит даже у развитых стран в 3% ВВП - зачастую избыточный дефицит, поскольку в период пика кризиса он становится существенным, а накопленный долг - чрезмерным.
«Поэтому нам нужно, по-видимому, в практике правительств, в том числе развитых стран, существенно подправить те ориентиры, которые мы можем себе позволить в период успешного развития и роста. Для развивающихся стран эти ограничения еще более строгие, потому что мы еще более уязвимы в этих условиях», - сказал Кудрин.
«Политики в развитых странах не принимали необходимых решений, даже когда было понятно, что эти решения необходимы. Пока не возникли реальные проблемы, пока они не встали в полный рост, часто политики не готовы принимать решения, оттягивают их, играют в популизм. К сожалению, это тоже требует новых механизмов или правил, которые ограничивали бы действия политиков» - полагает Кудрин.
Информация