Мастера-оружейники Западной Европы XVI века

В XVI в. западноевропейские мастера доспешного дела достигли вершины мастерства. Именно в это время были созданы самые известные и богато украшенные латные доспехи.

Мастерские были разбросаны по многим торгово-экономическим центрам Западной Европы: крупнейшие из них — Милан, Аугсбург, Нюрнберг, Золинген, Толедо и др. Обычно они располагались там, где условия для производства были наиболее благоприятными. Этими условиями являлись: запасы древесины для угля, водные ресурсы для приведения в движение молотов и полировальных колес и, разумеется, близкое расположение от поставщиков железа и стали. Также очень важны были торговые артерии — водные и сухопутные пути для перевозки сырья и уже готовой продукции. И, безусловно, нельзя было обойтись без заказчиков, и заказчиков, желательно, постоянных. Немалый доход приносили заказы двора и рыцарство. Однако государственные заказы на массовое производство оружия и доспехов для войск имели куда большое значение для экономического развития мастерских.


Существовавшие в то время мастерские поставляли военное снаряжение, оружие и доспехи для целых армий, особенно во время многочисленных войн эпохи. Различия в изготовлении доспехов и оружия для знати и для солдат были принципиально небольшими (если не считать гравировку и украшения), но все же сочетать оба процесса (штучную работу и массовое производство) «под одной крышей» было непросто.

Следует отметить, что доспехи известных мастеров могли стоить очень крупных денег, иногда целых состояний. В качестве примера можно привести одну запись из расходной книги испанского двора за 1550 г.: «Кольману, аугсбургскому броннику — 2000 дукатов в счет 3000 за сделанный доспех» [Etat de dpenses de la maison de don Philippe d’Autruche (1549-1551) // Gazettedes Beaux&Arts. 1869. Vol. 1. Р. 86-87]. Дукат в Испании XVI в. — золотая монета весом примерно 3,5 г, т.е. 3000 дукатов в перерасчете на вес — это чуть больше 10 кг золота высокой пробы. А, например, хорошая броня для турнира аугсбургского мастера XVI в. Антона Пеффенгаузера стоила не менее 200-300 талеров, в то время как обычные массовые доспехи для рядового солдата стоили не больше 6-10 талеров. Талер (или рейхсталер) в Священной Римской империи XVI в. — серебряная монета весом 29,23 г (с 1566 г.), т.е. 300 талеров в перерасчете на вес — это приблизительно 8,8 кг серебра.

Стать мастером было совсем не просто. В каждом из перечисленных выше городов существовал целый ряд крупных неспециализированных мастерских, принадлежавших известным семьям, занимающимся производством вооружения. Между ними шла постоянная конкуренция, при этом изготовители оружия и доспехов были обязаны строжайшим образом выполнять требования устава городской гильдий оружейников. Гильдией осуществлялись не только регулярные проверки качества продукции перед продажей, но и велся постоянный контроль за тем, как проходит обучение учеников и подмастерьев. Цеховая гильдия назначала специальную комиссию (несколько лучших мастеров из разных семей) для контроля за качеством продукции. Она ставила клеймо города на тех частях доспехов, которые прошли проверку. Поэтому на большинстве доспехов и оружия того времени стоят 2 клейма — города и мастера.

Мастера-оружейники Западной Европы XVI века

Клеймо мастера Валентина Зибенбюргера (нем. Valentin Siebenburger, 1510-1564) в виде шлема с буквами "V" и "S" и клеймо города Нюрнберга (справа) на нагрудной части кирасы из доспеха, сделанного для бранденбургского курфюрста Иоахима I Нестора или Иоахима II Гектора



Вверху: клеймо мастера Кунца (Конрада) Лохнера (нем. Kunz (Konrad) Lochner, 1510-1567) в виде фигуры льва, стоящего на задних лапах. Внизу: клеймо мастера Лохнера (слева) и клеймо г. Нюрнберга


Иногда мастера вставляли свои инициалы в орнамент при украшении доспехов (как правило, на видном месте).


Инициалы "S" и "R" мастера Стефана Рормосера (Stefan Rormoser, ?-1565) из Инсбрука на задней стороне шлема из доспеха, сделанного для герцога Штирии Франса фон Тюффенбаха


Гильдия была влиятельной структурой, и мастера подчинялись установленным правилам. Но не все и не всегда. Были мастера, которые не желали принимать их во внимание. Так, нюрнбергский мастер Антон Пеффенгаузер, известный своими изящными и высокохудожественными доспехами, не успевал к установленному сроку выполнить крупный государственный заказ. И тогда он начал через посредников закупать готовые доспехи у других мастеров и перебивать на них клейма. Это не являлось преступлением, но противоречило уставу гильдии. Об этом стало известно. Но мастер имел настолько большой вес в обществе, что гильдия при всем желании не могла его наказать.

Ученики должны были обучаться изготовлять доспехи от начала и до конца. Обучение занимало, например, в Аугсбурге или Нюрнберге, четыре года, а потом они работали еще столько же, но как наемные подмастерья, и лишь затем становились квалифицированными мастерами. Экзаменовали их ежегодно и выдавали при этом лицензию на изготовление определенной части доспехов. Обучение было долгим и дорогим, поэтому большинство учеников заканчивало свою подготовку, научившись делать лишь две-три детали, что вело к узкой специализации. Количество учеников и подмастерьев у конкретного мастера ограничивалось. Например, в Нюрнберге цеховым мастерам было разрешено иметь только двух подмастерьев, а с 1507 г. их количество разрешили увеличить до четырех и одного ученика.

В результате цеховых ограничений мастерским, которые были очень маленькие и специализированные, приходилось сотрудничать друг с другом. Тем не менее, часто это было не временное партнерство, а скорее постоянное. Браки среди семей, занимавшихся вооружением, и династическое наследование мастерских были обычным явлением. Опыт совместной работы вел к сплоченности мастерских и отстаивании общецеховых интересов. К тому же специализация труда также способствовало массовому производству, поэтому доспехи делали относительно быстро — изготовление хороших полных доспехов без украшений занимало, в среднем, не более 2,5-3 месяцев. На изготовление дорогих с гравировкой могло уйти и полгода.

Гравировкой, как правило, занимались другие мастера, специализировавшиеся на этом, которые сами разрабатывали дизайн или работали по утвержденному мастером у заказчика. Но этот вид декорирования был достаточно редким и очень дорогим. Намного более широко распространенной техникой в XVI в. было травление кислотой. Как правило, эту работу тоже выполнял не мастер-доспешник.


Помпео делла Кьеза (Милан)


В последней четверти XVI в. Северная Италия стала одним из производителей изысканных декорированных доспехов, отличавшихся высокохудожественной гравировкой, выполненной в стиле богатых итальянских тканей (итал. i motivi a tessuto). Такие доспехи, изготовленные в технике чернения и золочения, были покрыты узорами, напоминавшими лучшие текстильные образцы. Пальмовые ветви, военная арматура, трофеи с элементами оружия искусно сочетались с выгравированными орнаментами, изображениями аллегорических фигур и мифологических персонажей античности, гербов и девизов.

Одним из крупнейших европейских мастеров защитного вооружения был выдающийся миланский оружейник Помпео делла Кьеза или Чиезе (итал. Pompeo della Cesa). Среди его заказчиков были влиятельные представители знати: испанский король Филипп II Габсбург, герцог Пармы и Пьяченцы Александро Фернезе, мантуанский герцог Винченцо I Гонзага, великий герцог тосканский Франческо I Медичи, князь-епископ Зальцбурга Вольф Дитрих фон Райтенау, феррарский герцог Карло Джезуальдо да Веноса и многие другие. Сделанные им доспехи никогда не спутаешь с работами других мастеров.

Неизвестно, где и когда он родился, нет точных данных и о годах его деятельности. Первое документальное упоминание о мастере Помпео делла Кьеза относится к 1571 г. и содержится в сохранившемся письме одного из его заказчиков — герцога Эммануэля Филиберта Савойского. По некоторым сведениям, с 1593 г. Помпео, будучи уже престарелым человеком, сам не работал над заказами, но по-прежнему контролировал работу своей мастерской, в которой трудились его ученики [Fliegel St. Arms & Armor: The Cleveland Museum of Art. Harry N Abrams, 1999. P. 94.].

Мастерская оружейника находилась не в самом городе, а в резиденции миланских герцогов — замке Сфорца (итал. Castello Sforzesco), что несомненно говорило о высоком положении мастера. Замок сохранился до наших дней и считается прообразом некоторых архитектурных форм московского Кремля.


Главная башня замка Сфорца в Милане


Мастер подписывал свои доспехи монограммой POMPEO, POMPE или POMP. Как правило, эта монограмма вписывалась в картуш с каким-либо изображением или гербом на одной из центральных деталей доспеха (например, кирасе). На некоторых поздних доспехах вместо монограммы стоит клеймо Maestro dal Castello Sforzesco (в виде трехбашенного замка), т.е. мастера из замка Сфорца, где еще, как минимум, с начала XIV в. была оружейная мастерская.


Полудоспех Помпео делла Кьеза. Около 1590 г.





Клеймо Maestro dal Castello Sforzesco





Ведьма летящая на драконе



Другой полудоспех мастера того же периода






В настоящее время известно около трех десятков доспехов, изготовленных Помпео делла Кьеза, сохранившихся полностью или частично. Оружиеведы Б. Томас и О. Гамкбер выявили и описали двадцать четыре доспеха работы Помпео [Thomas B., Camber O. L’arte milanese dell’armatura // Storia di Milano. Milano, 1958. T. XI. P. 697-841]. Плюс еще 6 в различных коллекциях, включая один, частично сохранившийся, в России (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге).

Хельмшмидты (Аугсбург)

Крупнейшими центрами по производству защитного вооружения в средних веках и в ранее Новое время были южногерманские города Аугсбург и Нюрнберг. Среди аугсбургских оружейников особое место занимает семейство Кольманов (нем. Colman), получивших прозвище Хельмшмидтов (нем. Helmschmidt; буквально «шлемные кузнецы»).


Клеймо мастера Хельмшмидта (турнирный шлем со звездой). Слева — клеймо города Аугсбурга (шишка хвойного дерева пинии)


Семейное дело основал Георг Кольман (ум. 1495/1496). Ему наследовал сын — Лоренц Кольман (1450/1451-1516), он работал на императора Фридриха III, а 1491 г. был назначен придворным доспешником императора Максимилиана I. Считается, что именно он в 1480 г. изобрел «гарнитур» — набор взаимозаменяемых элементов, которые в разных комбинациях образовывали доспехи с различными функциями: для войны или турнира, для конной схватки или пешего боя. В 1490 г. Лоренц участвовал в разработке знаменитого элегантного стиля, получившего позднее у специалистов название «максимилиановского» [Idem. Helmschmied Lorenz // Neue Deutsche Biographie. Bd. 8. S. 506].


Полный готический доспех императора Максимилиана I. Мастер Лоренц Кольман из Аугсбурга. Около 1491 г. Музей истории искусств, Вена


Его сын Коломан Кольман (1470/1471-1532) наряду с остальными членами семьи принял фамилию Хельмшмидт. Несмотря на то что внук Максимилиана — император Карл V — неоднократно приглашал Коломана для работы в Испанию, многочисленные заказы, которыми засыпали его на родине, мешали оружейнику покинуть Аугсбург. В 1525 г. Коломан, по всей видимости, процветал, поскольку купил дом у вдовы гравера Томаса Бургмайра. География его клиентуры простиралась до Италии. В 1511 г. он написал письмо маркизе Франческе Мантуанской, в котором поделился своими мыслями по созданию конских доспехов, которые закрывали бы голову, корпус и ноги лошади.


Мастер Коломан Хельмшмидт и его жена Агнесса Брей. 1500-1505 гг.


Изделия, несущие на себе клеймо Коломана Кольмана или приписываемые ему на основании документальных свидетельств, можно увидеть в музеях Вены, Мадрида, Дрездена и в Собрании Уоллеса.

Наибольшее количество сохранившихся до наших дней доспехов этих оружейников сделаны Дезидериусом Хельмшмидтом (1513-1578). В 1532 г. он унаследовал мастерские в Аугсбурге, которые его отец делил с семьей Бургмайр. Сначала Дезидериус работал вместе с оружейником Лутценбергером, который женился на мачехе Дезидериуса в 1545 г. В 1550 г. он стал членом городского совета Аугсбурга, а в 1556 г. — придворным оружейником Карла V. Впоследствии он служил на этом же посту у императора Максимилиана II.


Полный доспех мастера Дезидериуса Хельмшмитда из Аугсбурга. Вес 21 кг. Около 1552 г.






Один из самых известных доспехов его работы находится в музее Real Armería в Мадриде — это великолепный парадный доспех из дамасской стали, изготовленный для Филиппа II, который подписан и датирован 1550 г. (тот самый доспех, за который Дезидериусу из испанской казны заплатили 3000 дукатов).


Доспех из дамасской стали Филиппа II. Мастер Дезидериус Хельмшмитд из Аугсбурга. 1550 г. Музей Real Armería, Мадрид


Антон Пеффенгаузер (Аугсбург)

Еще один аугсбургский мастер Антон Пеффенгаузер (нем. Anton Peffenhauser, 1525-1603) был одним из лучших мастеров эпохи позднего Ренессанса. Он проработал более 50 лет (с 1545 по 1603 гг.). По сравнению с другими его современниками, до нас дошло больше всего сделанных им доспехов [Reitzenstein F.A. von. Anton Peffenhauser, Last of the Great Armorers // Arms and Armor Annual. Vol. 1. Digest Books, Inc., Northfield, Illinois. 1973. P. 72-77.].

Антон Пеффенгаузер трудился в городе Аугсбурге — старинном немецком центре по производству доспехов, оружия, ювелирных изделий и предметов роскоши. С 1582 г. Антон Пеффенгаузер стал работать на саксонский двор. Для курфюрстов Августа, Христиана I и Христиана II он выполнил 32 доспеха, из которых в дрезденском собрании сохранились восемнадцать. Кроме того, заказчиками мастера были португальский король Себастьян I, испанский король Филипп II, баварский герцог Вильгельм V, герцог Саксен-Альтенбургский Фридрих Вильгельм I и другие.

По стилистике доспехи Пеффенгаузера варьируются от богато украшенных до очень простых. Его клеймо носит один из наиболее известных рельефных доспехов, по преданию принадлежавший португальскому королю Себастьяну I (1554-1578) погибшему в сражении при Эль-Ксар-Эль-Кебире в Марокко. В настоящее время доспех хранится в Королевской Оружейной палате в Мадриде.

Клеймо мастера Пеффенгаузера — так называемый трискелион (греч. трёхногий). Этот знак в виде трех бегущих ног (у Пеффенгаузера ноги закованы в поножи и сабатоны), выходящих из одной точки, был древним символом бесконечности.


Полный доспех герцога Саксен-Веймарского Иоганна Вильгельма. Мастер Антон Пефенхаузер. Аугсбург. Вес 27,7 кг. 1565 г.



Полудоспех курфюрста Саксонии Кристиана I. Мастер Антон Пефенхаузер. Аугсбург. Вес 21 кг. 1591 г.




Один из двенадцати турнирных полудоспехов, которые были заказаны в подарок саксонскому курфюрсту Кристиану I его супругой Софией Бранденбургской из рода Гогенцоллернов. Доспех сделан из оксидированной стали, украшен методом травления по металлу и покрыт позолотой. Вытравленный рисунок состоит из больших растительных узоров, завивающихся от центрального ствола, с вытравленными линиями и с позолоченным узором из листьев внутри.

Сейчас его доспехи есть в собраниях Государственного Эрмитажа, в музеях Вены, Дрездена, Мадрида, Нью-Йорка, Оружейной палаты, лондонского Тауэра, Германского национального музея в Нюрнберге, в оружейном собрании замка Кобург и в собрании Детройтского института искусств.

Источник: С.В. Ефимов. Холодная красота. Доспехи великих европейских оружейников XVI века в собрании Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Автор:
gothartus
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти