Мелочи войны

18
Мелочи войны


В рубрике, посвященной 100-летию Первой мировой войны, мы уже не раз писали о смекалке русских солдат и офицеров. Но подборка «мелочей войны», опубликованная в одном из осенних выпусков популярного дореволюционного журнала «Нива», рассказывающая об изобретательности и находчивости наших воинов времен Великой войны, настолько любопытна, что достойна того, чтобы привести ее здесь целиком.

Мелочи войны

В России изобретателей-самородков не мало, надо им только помочь, дать им надежду, что их труд не пропадет зря, что их изобретения немедленно будут применены на войне.

Корреспондент «Киевской мысли» Д.Сергеев на основании своих наблюдений, вынесенных за год войны, справедливо указывает, что иногда даже мелочь, но новая, неожиданная и остроумная, на войне давала великолепные результаты.

— Помню я, зимой мы применяли в Карпатах остроумное, чисто-русское, солдатское изобретение. Очевидно, изобретатель вспомнил родную деревню, катанье с гор на салазках. С возвышенностей мы спускали немцам в гости в траншеи салазки, наполненный взрывчатыми веществами. Эта не Бог весть какая выдумка положительно ошеломила немцев своей неожиданностью.

А льдины, «фаршированные» пироксилином на Сане и других реках? Австрийцам много усилий стоило наводить мосты. Ледоход. Плывет мелкий лед - «сало». Плывут редкие льдины, толкаются об устои моста.

Среди простых льдин плывут и взрываются, натыкаясь на устои, льдины, в которых нашими саперами «заморожены» жестянки с пироксилином. И устои неприятельских мостов летят на части.

В начале войны бронированные автомобили с пулеметами и мелкокалибровыми скорострельными пушками производили очень сильное впечатление.

Идет колонна но шоссе. Вдруг навстречу мчится бронированное чудовище. Врезывается в человеческую гущу, сеет смерть направо и налево.

Сначала казалось, что против этого нет никакою «противоядия». Но его скоро нашли, и оно оказалось простым до смешного.

В головном передовом дозоре стали носить или возить на повозке... бревно. Чуть появится бронированный автомобиль вдали - клади бревно поперек дороги и рассыпайся по канавам. Автомобиль не лошадь, через толстое бревно не перепрыгнет. А как только автомобиль остановится, в нем откроется какая-нибудь стальная дверка и высунется кто-нибудь из забронированных автомобилистов, чтобы оттащить бревно - в него полетит рой свинцовых шмелей.

Немцы в целях порчи коней нашей кавалерии нередко рассыпают по дорогам битое стекло. Но еще при осаде Троицкой лавры поляками монахи изобрели: «Троицкий чеснок». Монастырские кузницы выделывали особые железные острые шипы, которые и разбрасывали на путях конницы.



Давно ли стали на войне применять колючую проволоку — это гениально-простое изобретение военной техники?.. А в настоящую войну колючая проволочная паутина опутала всю Бельгию, Францию, Польшу, Галицию...

Вот изобретите что-нибудь новое, подобное, или новое «противоядие» для уничтожения, парализованья этой паутины, и армия скажет вам от души спасибо.

Немцы за последнее время стали применять для резки проволочных заграждений особые бронированные автомобили-ножницы.

Каждая остроумная вновь изобретенная мелочь на войне крайне полезна.

Попробуйте в мокрую, сырую погоду в поле найти сухих дров, на которых можно было бы подогреть жестянку с консервированным тушеным мясом или чайники с водой.

Кто-то из участников маньчжурской кампании перенес на театр новой войны бумажные дрова, заимствованный у японцев. Листы бумаги, пропитанные воском, парафином и жиром, сворачиваются в палочки и режутся ножом на кусочки. Несколько таких бумажных шариков, вынутых из кармана в любой момент, достаточно, чтобы согреть порцию консервов или вскипятить воду для чая.

Нехитрая выдумка, а сколько она согрела измученных и продрогших солдат, подбодрила их тело и дух.



Была зима... польская, изменчивая и непостоянная. Сегодня мороз, а завтра или сегодня же к ночи распутица и слякоть. Но ветер пронзительный и презлющий.

Мы по русской традиции кутались в полушубки, в которых можно только ездить верхом, но не ходить, и в валенках. Потеплеет, развезет поля, и ходишь с мокрыми ногами.

Кто-то из Москвы прислал меховые сусликовые чулки. На них можно было надевать непромокаемые «смазные» сапоги. Тепло, сухо и легко.

После этой присылки мы все постарались выписать такие же чулки, и валенки были заброшены.

До армии дошли слухи, что московские скорняки предполагали к наступающей зимней кампании заготовить массу этих удобнейших меховых чулок.

Пробовали применить кавказские бурковые сапоги — не подошли к польской грязи.

Прислало интендантство стеганые японские жилеты и стеганые же ватные кальсоны - и мы забросили тяжелые и дорогие полушубки.

Остроумным техническим военным новинкам не стыдно учиться и у врагов.

Образец нашей шанцевой лопатки известен всем. И у австрийцев на лопатке один боковой край зазубрен в виде пилы. Ею можно не только рыть, но и перепиливать попадающееся в земле корни, пилить дрова.

И посмотрите, с какой радостью солдаты подбирали эти удобные лопатки и вооружались ими на дальнейший поход.

На войне наши части с удовольствием заимствовали также галицийские ременные и тесемчатые хомуты, легкие и удобные.

Из мелочей складывается стройная система.

Не стыдитесь мелочей.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    11 октября 2015 08:01
    Наверное одно из первых применений ватников в армии, я про японские стеганные жилеты и штаны.
    1. +7
      11 октября 2015 11:23
      Так шо, выходит Ватники это япошки? Вот зрада! :))
  2. +3
    11 октября 2015 08:42
    И разошлись же по всему союзу я думал это наше изобретение от бедности
    1. +1
      11 октября 2015 17:15
      Цитата: am808s
      я думал это наше изобретение от бедности

      Все ждали изобретения синтепона и вынужденно носили ватники.
  3. +13
    11 октября 2015 08:45
    Сейчас вот берцы в армии носят.А по мне сапоги с портянками казались теплее.Возможно не красиво.Но тогда меня это мало волновало. recourse
    1. +5
      11 октября 2015 08:59
      Валенки с унтами ещё теплее. А если пробежаться, а не сидеть в "коробочке", так и вовсе жарко.
    2. -4
      11 октября 2015 09:54
      Не могу ничего сказать про берцы - в мое время их не было.Но сапоги, кирза,всю душу вымотали, от бега до чистки, доставали заразы, ну и конечно тяжелые, а портянки? Вот уж точно придуманы были садистом!!!)))
    3. Комментарий был удален.
  4. +4
    11 октября 2015 08:51
    Надо взять пример заготовки рулонов из бумаги,пропитанной жиром для турпоходов?
    1. +9
      11 октября 2015 10:15
      Еще в советское время приобрел в "Спорттоварах"плитки для разжигания костра.Что то вроде крупной шоколадки,из опилок,пропитанных парафином.Хватало одной "дольки",что бы разгорелось пламя.И сейчас этого добра много продается.Статье плюс заслуженный.
      1. +1
        11 октября 2015 11:08
        Я сейчас беру с собой сухой спирт, тоже очень помогает.
  5. +5
    11 октября 2015 09:23
    Автомобиль не лошадь, через толстое бревно не перепрыгнет. ...Против лома нет приема..в смысле супротив бревна..Интересно, спасибо..
  6. +4
    11 октября 2015 09:53
    Смекалистая статья!!!! Спасибо! а Русский солдат - смекалкой Богат!
  7. +7
    11 октября 2015 11:07
    Кирзовые сапоги безусловно выручили армию - были просты, дёшевы, кирза при обработке не промокала. Они спасли наших солдат от ревматизма.Да и где бы мы напаслись в то время столько кожи на солдатскую обувку?
  8. +8
    11 октября 2015 14:47
    Цитата: Teplotehnik
    о сапоги, кирза,всю душу вымотали, от бега до чистки, доставали заразы, ну и конечно тяжелые, а портянки? Вот уж точно придуманы были садистом!!!)))

    Может, мы в разных армиях служили)))
    За два года, сносил 4 пары и ни разу не возникало претензий. И ходить в сапогах, даже ближе к дембелю, предпочитал в портянках. Носки, надевал, только с ботинками и зимой, но под портянки.
    В условиях массовой призывной армии, это самая правильная обувь.
    1. +1
      12 октября 2015 16:40
      На выходе портянка промокла - перемотал, и нога опять в сухом. А с носками такой номер не пройдёт. Два года прослужил, только портянками и пользовался. Главное - правильно подобрать обувь и правильно намотать портянку. И никаких проблем!
  9. +7
    11 октября 2015 16:22
    и мои пять копеек:
    в повседневной жизни носки предпочтительнее.
    а в полевых условиях зимой=осенью при промокшей обуви равным портянкам нет - сохнут можно сказать моментально по сравнению с носками. можешь носки вялить на костре до опупения, а портяночки раз=два взмахнул - и готово ! да и просто в зиму на ветру высохнут
    .
    портянки - СИЛА !
  10. 0
    11 октября 2015 19:46
    Носил кирзачи с портянками на срочке-толково,удобно.Сейчас берцы с портянками весной, летом,осенью ношу,работа на земле,удобно.В октябре перехожу на сапоги из вспенёного пластика-портянки под шерстяной носок.
  11. +3
    11 октября 2015 20:35
    И у австрийцев на лопатке один боковой край зазубрен в виде пилы. Ею можно не только рыть, но и перепиливать попадающееся в земле корни, пилить дрова.

    Тот кто это написал никогда не пробовал пилить такой лопатой. smile
    1. +1
      11 октября 2015 21:19
      На наших МСЛ насечки в виде пилы давно перестали делать. Легче нарубить чем напилить лопатой дров.
  12. +1
    12 октября 2015 06:54
    "Ременная упряжь" - прототип "разгрузочно-подвесной системы"?
  13. 0
    16 октября 2015 19:50
    сапоги носил всю службу-кайф!!!в входные в парадку переодевались-кино в клубе посмотреть.ботинки неудобно(носки сбивались)-маялись вобщем.а сапоги с портянкой ещё и гигиена!
    мсл рубить удобнее,чем пилить-факт не спорю.