Он увидел свой самолёт спустя 71 год

Он увидел свой самолёт спустя 71 год«Весной 2014 года в горах в районе посёлка Кабардинка было обнаружено место падения советского истребителя Ла-5. По заводским номерам мотора были установлены обстоятельства воздушного боя, в котором он был сбит. Самолёт входил в состав 437 иап и был сбит в воздушном бою 21 апреля 1943 года. Пилот спасся на парашюте и остался жив. Пилотом этого самолёта были Вы, Сергей Юльянович».

Удивительные виражи может сделать судьба человека, а судьба военного лётчика в особенности. В этом можно убедиться на примере жизни Сергея Юльяновича Ясаниса, который сегодня живёт в Ростове-на-Дону и может многое рассказать и передать молодому поколению, которое вряд ли сможет испытать то, что испытал Ясанис, когда ему пришло совершенно удивительное письмо.

Это письмо написал руководитель Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм» Е.В. Косцов в 2014 году ветерану 437-го истребительного авиационного полка Сергею Юльяновичу Ясанису.


«Победа досталась нам дорогой ценой, — писали кубанские поисковики. — Несмотря на 71 год, прошедший с момента окончания битвы за Кавказ, в плавнях Таманского полуострова, в горах Кавказского хребта, на дне Азовского и Чёрного морей покоятся обломки некогда грозных боевых машин.

Одним из основных направлений деятельности нашей организации является поиск мест падения советских экипажей, участвовавших в воздушных сражениях на Кубани и увековечение памяти их экипажей. На сегодняшний день обнаружены места падения 141 самолёта и останки 57 членов экипажей.

Весной 2014 года в горах в районе посёлка Кабардинка было обнаружено место падения советского истребителя Ла-5. По заводским номерам мотора были установлены обстоятельства воздушного боя, в котором он был сбит. Самолёт входил в состав 437 иап и был сбит в воздушном бою 21 апреля 1943 года. Пилот спасся на парашюте и остался жив. Пилотом этого самолёта были Вы, Сергей Юльянович.

Примите от нас на память фрагмент Вашего самолёта и пожелания богатырского здоровья и долгих лет жизни.

Одновременно хотим сообщить Вам, что осенью 2013 года со дня Цемесской бухты в районе мыса Пинай были подняты обломки ещё одного Ла-5, пилотом которого был Ваш однополчанин, младший лейтенант Яшелин Иван Васильевич, не вернувшийся с боевого задания 29 апреля 1943 года.

Помимо этого, установлено место захоронения и обстоятельства гибели заместителя командира авиационной эскадрильи 437 иап старшего лейтенанта Ивана Павловича Чурилова. В ходе изучения архивных материалов и опроса очевидцев удалось установить, что в воздушном бою в районе станица Шапсугская 21 апреля 1943 года его самолёт был сбит. Лётчик выбросился из горящей машины на высоте 30 метров, но этого было недостаточно для того, чтобы успеть раскрыть парашют. Старший лейтенант Чурилов погиб. Его тело было захоронено пехотинцами, а документы и орден Красного Знамени переданы в штаб пограничного отряда в станцию Холмская. В настоящее время на могиле Ивана Павловича установлен памятник».

Вот так спустя многие годы Ясанинс узнал о судьбе своего самолёта и боевых товарищей.

Жизненный путь Сергея Ясаниса был непростым.

Вот как о первой встрече с ним рассказывает его товарищ: «Это был человек выше среднего роста, плотного телосложения, с густыми, курчавыми светлыми волосами, серо-голубыми глазами, волевым подбородком с ямочкой посередине. На нём красиво смотрелась военная форма, грудь украшали орденские колодки».

Родился С.Ю. Ясанис в селе Земетчино Пензенской области 11 октября 1922 года в простой крестьянской семье. Издавна в этом селе жили и трудились пчеловоды, поэтому и название села было дано от слова «земец», т.е. пчеловод, а в более широком слове промысловик, добытчик. Но пришлось Сергею Ясанису заниматься в жизни «добычей» совсем иного рода.

Поначалу его жизненный путь в авиацию был таким же, как у многих в те далёкие довоенные годы: тяжёлая нужда в детстве, учёба в фабрично-заводском училище, тренировки в аэроклубе, поступление в Батайскую военную школу пилотов имени А.К. Серова, где он проучился с 1940 по 1942 годы.

Уже в курсантские годы у Ясаниса стал проявляться лётный талант, поэтому после окончания училища его оставили в ней лётчиком-инструктором, но он всё время писал рапорты с просьбой отправить его на фронт и, в конце концов, его просьбу удовлетворили. Ясанис попал в 437 истребительно-авиационный полк (впоследствии 113 гвардейский иап) Резерва Главного Командования и прошёл боевой путь в этом полку через всю войну по фронтам: Сталинградский, Южный, Северо-Кавказский, Воронежский, 1-й и 4-й Украинские. Полк действовал на главных направлениях.

Ясанис в совершенстве владел истребителем Ла-5, который был выпущен в год окончания Сергеем военной школы пилотов в 1942 году. Он показал себя храбрым, мужественным и отважным воздушным бойцом, который обладал прекрасной зрительной памятью и с высокой эффективностью проводил воздушную разведку противника.

За выдающиеся боевые качества, в том числе умелое вождение групп самолётов, старший лётчик Ясанис, минуя должность командира звена, был назначен заместителем командира эскадрильи, а через пять месяцев, в июле 1943 года, — командиром разведывательной авиаэскадрильи того же полка.

Часто Ясанис производил воздушную разведку противника по личному указанию командующих 2-й и 8-й воздушных армий, начальника Главного штаба ВВС. А однажды ему лично поставил задачу на разведку командующий войсками фронта генерал армии И.Е. Петров.

Только за один день (22 октября 1943 года) он пять раз вылетал на разведку района Букринского плацдарма, преодолел сильное прикрытие зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, провёл при этом три воздушных боя, но свою основную задачу выполнил — обнаружил скрытое выдвижение резервов противника, сфотографировал, а полученные сведения немедленно передал наземному командованию.

За эту разведку Ясанис получил благодарность от представителя Ставки Верховного Главнокомандования Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

Успешному ведению разведки лётчиками способствовали глубокие знания демаскирующих признаков объектов разведки, мастерское владение самолётом и его фотооборудованием, внезапный выход в разведываемый район, мужество и настойчивость при выполнении поставленной задачи.

Всеми этими качествами обладал Сергей Ясанис. Он тщательно проводил предварительную подготовку к полётам на разведку: скрупулёзно изучал местность по карте, по возможности облетал новый район разведки, вырабатывал скрытый маршрут полёта к цели и наиболее выгодный манёвр для выхода в точку начала боевого курса.

Чтобы прорваться в район разведки, Ясанис, как правило, пересекал линию фронта в стороне от него, выходил на объект разведки с тыла противника на предельно малой высоте и максимальной скорости, а затем стремительно набирал заданную высоту с таким расчётом, чтобы выйти на боевой курс.

Командование фронтом требовало вести повседневное наблюдение за противником, уделяя основное внимание обнаружению и наблюдению за крупными и важными группировками врага, его резервами и танковыми войсками.

Сергей Ясанис обучал лётчиков эскадрильи умению распознавать противника, методам и способам разведки, а также грамотной эксплуатации разведывательного оборудования.

Фотооборудованием была оснащена только часть самолётов, поэтому для ведения разведки фотографированием он вылетал чаще других сам, постепенно готовя и других лётчиков эскадрильи. Ясанис охотно передавал свой боевой опыт лётчикам, он учил их, как использовать рельеф местности и метеоусловия в целях скрытности и внезапности разведки, как вести запоминание вскрытых объектов противника, как использовать радио для передачи сведений на командный пункт, как вести рабочие и отчётные документы.

Эскадрилья использовалась не только для ведения разведки, часто ей ставились задачи по прикрытию войск, сопровождению бомбардировщиков, штурмовиков, уничтожению наземных целей. Сергей Ясанис учил лётчиков, какие наиболее эффективные способы боевого применения самолёта использовать.

15 июля 1944 года Ясанин, выполняя разведку, обнаружил крупную танковую группировку немцев (8-ю танковую дивизию), выдвигавшуюся к фронту, навёл на неё наших штурмовиков, которые разгромили три танковые колонны.

Воздушное фотографирование объектов на земле требует строгого выдерживания самолёта по направлению и высоте полёта во избежание «смазывания» изображения на снимке, то есть на боевом курсе нельзя применять противозенитный и противоистребительный манёвр. В годы Великой Отечественной войны разведка производилась на следующих типах самолётов: многоцелевой Р-5, разведчик Р-10 (ХАИ-5), многоцелевой одномоторный самолет Р-Зет, разведчик Ту-2 и другие.

Ещё в годы Балканской войны авиация стала широко использоваться при проведении разведки войск противника и стала считаться одним из самых эффективных средств получения данных о дислокации войск. С каждым годом методы и устройства, применяемые при воздушной разведке, усовершенствовались. В мемуарах «Военная литература», глава «Воздушная разведка» о проведении разведки в годы Великой Отечественной войны пишется следующее:

«Фотографирование огневых средств и позиций противника на переднем крае считалось очень сложным и опасным делом. Да так оно и было. Ведь нужно пройти над головами гитлеровских войск, не реагируя на интенсивный зенитный и автоматно-пулеметный огонь. Когда требовалось фотографировать объекты в глубоком тылу врага, большие аэродромы, крупные железнодорожные станции, то лучшие летчики полка шли на такие задания в одиночку».

За 333 вылета на разведку три раза самолёт Ясаниса на боевом курсе был подбит зенитчиками врага, три раза он был сбит в воздушных боях, четыре раза он посадил свой израненный самолёт на передовые позиции наших войск, дважды был вынужден покинуть горящий самолёт. В наградных документах о личностных качествах пилота говорится следующее: «С первого боевого вылета выдвинулся как смелый воздушный воин, ищущий встречи с противником, навязывающий ему свою волю. Показал себя одним из лучших воздушных следопытов. Летает в любых метеорологических условиях зимы и лета. Всегда только отлично выполняет боевые задания». И всегда возвращается на базу, несмотря ни на что.

Это произошло в апреле 1943 года в районе Новороссийска, когда самолёт Ясаниса был сбит. Выпрыгнув из горящего самолёта, он сделал затяжку, затем открыл парашют. Проверив раскрытие купола, осмотрелся и увидел пару «мессеров», идущих в атаку на него сзади. Он решил встретить врага не спиной, а лицом, стал разворачивать стропы в сторону немецких самолётов. Но неожиданно немцы стремительно вышли из атаки, не успев расстрелять Сергея, и ушли на запад, а к нему тем временем подошла пара наших истребителей и сделала над ним пару виражей, пока он не приземлился. Они-то и отогнали немцев, не гнушавшихся расстреливать в воздухе лётчиков, спускавшихся на парашютах.

Но Ясанис был ранен в ногу и опасался приземления на раненую ногу, но, к счастью, парашют зацепил куполом на верхушку дерева и завис. Вскоре к нему подбежали солдаты-артиллеристы и доставили на батарею. Командир батареи принял его, и здесь Сергею оказали первую медицинскую помощь. Предложили пообедать, но Ясанис попросил быстрее доставить его в родную часть. Командир-артиллерист выделил автомашину с шофёром и сопровождающего. Когда они ехали по дороге, их атаковали немецкие самолёты — очередь прошлась по машине, но лётчику и в этот раз повезло: он не был даже ранен.

Когда его привезли в госпиталь, перевязали рану, и он лежал уже на больничной койке, в его палату внесли раненого командира артиллерийской батареи, что приютила лётчика. Оказалось, что немецкие самолёты, атаковавшие по дороге автомашину, направлялись бомбить расположение артиллеристов. В ходе этой бомбёжки и был ранен командир батареи.

Слава о героическом ратном труде Ясаниса летела по армиям и фронтам потому, что отважном воздушном лётчике часто писали газеты, во многих исторических документах описаны его подвиги.

За два с половиной года войны, в которых он участвовал, он произвёл 493 боевых вылета, в том числе 333 раза летал на воздушную разведку и фотографирование войск противника, 56 раз сопровождал бомбардировщики и штурмовики, которые при этом не имели потерь от истребителей врага, в 47 воздушных боях лично сбил девять немецких самолётов, выполнил 93 бомбометания и 67 штурмовок наземных войск. При этом уничтожил более 250 автомашин, повозок и восемь паровозов.

В своём полку он вырос от пилота до командира полка.

Казалось бы, наградами Ясанис не обойдён. И всё же… По существующему положению, за 100 вылетов на воздушную разведку противника лётчику присваивалось звание Героя Советского Союза. Ясанис эту норму перевыполнил более чем в три раза. В 1945 году командованием он был представлен к званию «Герой Советского Союза». Потом ещё четыре раза С.Ю. Ясанис представлялся к званию Героя Советского Союза и три раза к званию Герой Российской Федерации, но это трижды заслуженное звание так и не получил.

За высокое боевое мастерство, доблесть, отвагу и мужество, проявленные в боях за честь и независимость Родины, Сергей Юльянович Ясанис был награждён четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого, двумя орденами Красной Звезды.

По заданию командующего второй воздушной армии в конце октября 1943 года в составе специальной группы, гвардии старший лейтенант Ясанис вёл разведку группировки противника у города Киева. На бреющем полёте в плохих метеоусловиях просматривал позиции врага на ближних подступах столицы Украины. Им было обнаружено скопление танков в районе Святошино, по которому наши штурмовики нанесли удар.

«Работая заместителем отдельной разведывательной эскадрильи гвардии капитан Ясанис в зимнюю кампанию 1944 года выполнял лично сложное задание по разведке живой силы и техники противника, за что был награждён орденом Отечественной войны I степени», — говорится в наградных документах, опубликованных на сайте «Подвиг народа». — Так, 20-22 января 1944 года товарищ Ясанис непрерывно летал на разведку и фотографирование аэродромного узла противника Умань, несмотря на сильное зенитное противодействие, большое количество истребителей на этом узле, дал командованию точную картину вражеских аэродромов, на которые затем были произведены налёты нашей штурмовой и истребительной авиации, давшие отличные результаты.

В период уничтожения немецко-фашистских войск у Корсунь-Шевченковского в феврале 1944 года гвардии капитан Ясанис по несколько раз вылетал для уточнения положения на поле боя. Вылеты на разведку окружённой группировки всегда сочетал с бомбометанием и штурмовкой живой силы и техники противника. Так, 13 февраля 1944 года им была обнаружена колонна автомашин и другой техники противника на дороге Выгрев-Стеблев. По его данным штурмовики нанесли удар по этой колонне. Было уничтожено до 20 автомашин и тягачей противника».

На следующий день, 14 февраля 1944 года, летая в районе Лесянка, обнаружил скопление живой силы и техники противника у Бужанки. По всем данным эта группировка имела цель прорвать наше кольцо вокруг Корсунь-Шевченковской. Вовремя переданные разведданные нашему наземному командованию и штурмовой авиации сорвали замыслы противника.

В сложных условиях Карпатских гор наиболее трудные задания по разведке выполнял сам лично. В мае 1944 года ежедневно летал в горы, наблюдая передвижение противника, малейшие изменения в го расположении. Все вылеты сопровождались разбрасыванием листовок. За отличную боевую работу в этот период был награждён вторым орденом «Красное Знамя».

«В ожесточённых воздушных схватках над мысом Мысхаки и в горах Карпат показывал образцы героизма при сопровождении штурмовиков и бомбардировщиков. Ожесточённые атаки немецких истребителей разбивались о мастерство и смелость советского лётчика. При сопровождении штурмовиков и бомбардировщиков гвардии капитан Ясанис не имел ни одного случая потери сопровождаемых от истребителей противника», — указывается в наградном листе.

Во время Львовской операции разведданные, полученные гвардии капитаном Ясанисом облегчали наземному командованию разгадыванию планов врага. 18 июля 1944 года им было вскрыто сосредоточение танков врага юго-восточнее Сборов. На основании этой разведки по скоплению танков удар нанесли наши бомбардировщики. А 26 июля им были вскрыты 20 танков на подступах к Львову, готовящихся к контратаке наших наступающих войск. Предупреждённое об этом, наше наземное командование предприняло ответные контрмеры, которые сорвали танковую атаку противника. Разведчик получил благодарность наземного командования.

Два дня — 26 и 27 августа — Ясанис производил разведку аэродромов противника в районе Ужгорода и железнодорожной станции. На основании этих данных наши бомбардировщики в течение двух последующих дней наносили эффективные удары по этим объектам.

На территории действия 4-го Украинского фронта местность была крайне неблагоприятная для воздушной разведки, но Ясанис мог найти сосредоточения противника в любых условиях. «От его глаз нигде не мог скрыться противник», — подчёркивается в наградных документах.

На Краковском направлении Ясанис показал новые методы ведения разведки войск противника. 5 января 1945 года его разведкой было установлено в движении от Краков на Величко до 15-ти танков, а на аэродроме Краков до 80 самолётов разного типа, на железнодорожной станции Краков до 8 паровозов, по дороге Краков-Сломила двухстороннее движение автомашин противника до 80 единиц. На основании полученных данных штурмовики и бомбардировщики нанесли существенной силы и мощности удар.

И ещё один пример высочайшего мастерства, смелости и отваги Ясаниса. 3 февраля 1945 года он вылетел парой на сопровождение бомбардировщиков, группы «Бостонов». Ведомый лётчик из-за неисправности самолёта вернулся на аэродром, а Ясанис один прикрывал группу, которую в районе цели пытались атаковать девять истребителей противника ФВ-190. Ясанис умело отсекал атаки противника, сам нападал на врага, сбил ведущего, дал возможность бомбардировщикам отбомбиться и благополучно возвратиться на свой аэродром.

И сегодня Сергей Юльянович с теплотой вспоминает своих однополчан — В.Н. Орлова, А.И. Балясникова, И.Г. Медведева, К.П. Фомичёва и многих других. С теплотой он отзывается о специалистах инженерно-авиационной службы, связистах, парашютистах, работниках штаба и многих других людях, с которыми ему пришлось встретиться на фронтовых путях.

В послевоенное время он первым в полку освоил работу реактивных истребителей в простых и сложных метеоусловиях, сам стал военным лётчиком первого класса и всех лётчиков полка подготовил на первый класс.

После окончания Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицеров в ВВС в 1955 году принял 824 иап, в котором не было ни одного лётчика 1-го класса. А через три года весь полк, благодаря настойчивости, высокому методическому мастерству Ясаниса, стал первоклассным. За подготовку высококвалифицированных лётных кадров ВВС полковник Ясаник был награждён высшей орденской наградой государства — орденом Ленина.

На последующих должностях Сергей Ясанис передавал знания и опыт другим лётчикам.

Возглавляя сборную команду ВВС Северо-Кавказского военного округа по самолётному спорту, он добился того, что команда завоёвывала кубки ВВС, Вооружённых сил СССР, члены команды стали чемпионами ССР, а Владимир Пискунов — чемпионом мира по самолётному спорту.

Получив назначение на вновь введённую должность начальника поисково-спасательной службы ВВС округа, он создал с нуля эту службу и вывел её в передовые в Военно-воздушных силах.

Уйдя из Вооружённых сил по болезни, Ясанис многие годы плодотворно руководил ветеранской организацией Управления ВВС округа и ныне активно в ней трудится, исповедуя принцип: «Офицер никогда не могут быть в запасе и отставке, он всегда в строю, отдавая все силы благополучию Отечества».

…В минувшее воскресенье, 11 октября 2015 года, Сергею Юльяновичу Ясанису исполнилось 93 года. Он сегодня живёт в Ростове и принимает поздравления в этот особенный день от своих однополчан и ветеранов. Наверное, все читатели «Военного обозрения» присоединятся к поздравлениям этого удивительного человека.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. ivanovbg 14 октября 2015 07:02
    Три раза был сбит в воздушных боях и ни пуха, ни пера. Судьба любить смелых!
    1. Serg 122 14 октября 2015 11:09
      В 1945 году командованием он был представлен к званию «Герой Советского Союза». Потом ещё четыре раза С.Ю. Ясанис представлялся к званию Героя Советского Союза и три раза к званию Герой Российской Федерации

      Геройский дед! Долгие лета ему... hi
    2. карбофос 14 октября 2015 13:35
      у меня дед 2 раза сбит был и ничего!После войны в Ургенче аэропорт строил и командовал им. Когда умер весь город хоронил. А сейчас блин другая страна. Не помнят ни чего.
  2. avia12005 14 октября 2015 07:45
    Вот это настоящий герой!Его жизнь -- это пример для всех нас.
  3. parusnik 14 октября 2015 07:51
    Сергею Юльяновичу Ясанису исполнилось 93 года. ...Присоединяюсь к поздравлениям этого удивительного человека...Здоровья, Вам..огромное спасибо, за то ,что вы сделали и делаете..
  4. злой партизан 14 октября 2015 08:20
    Герой. Самый настоящий. А звания Героя нет. Не порядок...
  5. Добрый кот 14 октября 2015 09:04
    Статья хорошая ,большая и ни одного фото!
  6. Sloavaros 14 октября 2015 09:33
    Те, кто прошел ту войну - святые люди. И очень жаль, что подготовка молодого поколения недостаточно мощно идет в России, и в бывших союзных республиках. Не имели бы Украину под своим боком...
  7. Штык 14 октября 2015 10:46
    Здоровья герою и долгих лет жизни! Спасибо за победу!
  8. iv-nord 14 октября 2015 11:24
    Здоровья ветерану! Настоящий Человек и пример для многих! Спасибо!
  9. Lyton 14 октября 2015 13:03
    Недавно смотрел репортаж в Сирии, наш пилот перед вылетом обходя самолет похлопывает его по борту, показали мельком, но это очень много значит, каждый летун надеется и верит в свою машину и это по сути ритуал перед вылетом, дай бог им всем остаться в живых и ветерану здоровья и долгих еще лет жизни, геройский мужик.
    1. kumaxa 18 октября 2015 13:51
      всем им ! офицерам ! и нам земству . ибо они небо прикроют а нам даж не землю . нам оружие-чудо богатырям ковать и че греха таить котлету скусну на обед подать . победа в тылу куется. а я не хочу видеть больше в репортажаж что страна забыла своих защитников . пусть и на дальних пока рубежах.
  10. agfa 14 октября 2015 13:41
    Спасибо тебе ОТЕЦ за ПОБЕДУ!!!



    Сергей Юльянович Ясанис в 93 года должен стать ГЕРОЕМ РОССИИ!!! Несправедливость должна быть исправлена!
  11. Март 14 октября 2015 13:52
    Здоровья и долгие лета деду!!! Дай нам бог в его годы быть такими же не унывающими wink
  12. Балаган 14 октября 2015 15:15
    Есть таки на ВО материалы, которые за душу берут... Спасибо автору! Крепкого здоровья Сергею Юльяновичу!
  13. kitchalex13 16 октября 2015 23:13
    Крепкого здоровья и долгих лет жизни!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня