Military Review

The fate of the museums of Lermontov in the war years

9
Continuing the story about the museums that suffered during the Great Patriotic War, we will focus on stories Tarkhan and Pyatigorsk "House of Lermontov." The fate of both of these museums is scorched by that fiery time. And it is also interesting that Lipetsk children played an important role in the post-war events.


Tarkhany



In the spring of 1941, the museum workers in Tarkhany (this is the Penza region) were preparing to hold large events related to the centenary anniversary of the death of Mikhail Yuryevich Lermontov. The museum was still young - only two years, but already famous, one might say, for the whole country. Every month he received a huge number of visitors. So, there was a thorough preparation. Correspondents from various newspapers had already arrived, were waiting for guests from the capital. Memorial evening was to be held in July. But, of course, canceled ...

Fascists, fortunately, did not reach Penza. But some parts of our retreating troops at that time marched through Tarkhany. And the museum worked. There are still guided tours. In the first year of the war, our soldiers had a tradition: those who went to the front from the Penza region, had to visit Tarkhany. In addition, in Penza, during the years of the Great Patriotic War, ninety hospitals were located, where about two hundred thousand wounded were treated. And the men, recovered, before the road, too, tried to visit the museum. It was a kind of inspiration: after all, Lermontov also fought.

In 1941 alone, about twelve thousand people visited the estate. Of these, more than ten thousand are soldiers. Many visitors were from among the evacuees. Indeed, in the first year of the war, about fifty industrial enterprises “moved” to Penza, including machine-building plants in Moscow, Leningrad, Orel, and Kursk. Artillery and mortar schools, a school of junior aviation personnel were located in Penza. Here was formed 10-I army, five rifle divisions, including the 354 Kalinkovichi division, which became famous for the fact that it never retreated in all four years.

How many people - and very many rushed to the museum. It is surprising: they found the same time, desire and strength! - and at the same time admires - the same.

But there were only six people on the staff of the museum! But they managed not only to receive visitors, but also to keep in order both the estate and the park zone (which is almost two hundred hectares!). The museum workers did not have the concept of “working day”: the tourists could come at any time of the day, they would have opened the door and showed everything. There was a case when our fighters passed through Tarkhany at night. They only wanted to ask for a night, but all the workers of Tarkhan got up and held a real excursion for the soldiers.

Here it is necessary to mention the guide - the girl Anya Shubenina. Her pedigree went back to Lermontov’s Lukerje fortress breadwinner, and Anya herself confessed that she had seen her second home in the estate. Perhaps that is why in the book reviews the war years are most often found thanks to the master-guide Shubenina.

The watchman of the chapel Andrei Efimovich Isaev, who received disability, participating in the Russian-Japanese war. He was born and raised in Tarkhany and knew about Lermontov not only from books, but also from folk legends. Visitors often took Andrei Yefimovich as a guide, and Irakli Andronikov, having become acquainted with a modest watchman, dedicated the story “Countryman of Lermontov” to him.

Ivan Vasilyevich Kuzmin also worked as a watchman, his duties did not include an eccursion. But he told about Lermontov in such a way that he appeared before the guests as a participant in those old events: now a close friend of his grandmother, Mikhail Yuryevich, then an advisor to the poet himself. At "Vasilich" fighters, as a rule, laughing, asked: "How old are you?".

Here is an entry from the book of reviews of those years: “During the war years I drove with me along the front roads a little book of the Demon. Lermontov became my best friend. And today, on the day of the visit to the museum, I say thank you ... Veronika Popova, a student at the Faculty of History of Moscow State University ... ”

Pyatigorsk

The fate of the museums of Lermontov in the war years


Before the 1943 of the year - the time of the onset of the fascist occupation - “Lermontov's House” in Pyatigorsk received visitors. Here, as in Tarkhany, in the summer of 1941, they also prepared events dedicated to the centenary of the poet’s death. And they also did not take place. However, guests were in a hurry to the museum - and also, mostly, soldiers.

But 1943 year has come. Pyatigorsk was occupied by the fascists. The museum workers closed the Lermontov House - they were not going to conduct excursions for the Germans. However, this did not happen. Then the museum staff quit, leaving the state only three people: those who had small children, they had to be fed.

The Nazis came to the "house" every day. They were looking for valuables, but they were hidden long before the occupation began. The director at that time was Elizaveta Ivanovna Yakovkina, she left a memory book. And in this book there are amazing lines about saving the museum ... by a policeman.
The fascists understood that our troops were about to come and the time of their power would end. And “The House of Lermontov” is a Russian shrine, the world-famous poet was born here. And the enemies decided to burn the museum.

10 January 1043, a drunk policeman with a convolution under his arm appeared in the museum (most likely it was an incendiary bottle). By that time, fires had already broken out throughout the city. And although the museum workers gathered around the “House” a large pile of snow, but this could not prevent the fire, but only help with it.

The policeman announced that he had the order to burn the museum. He was surrounded, they began to persuade him not to do it. But the thug was implacable. And here it is necessary to tell about one more person - Oleg Panteleimonovich Popov.

Before the occupation, Oleg Panteleimonovich also worked at the Lermontov House - a research assistant. In the very first days of the Great Patriotic War, he volunteered to go to the front, but he was not taken due to poor eyesight. And when the fascists entered Pyatigorsk, a policeman’s bandage appeared on Popov’s sleeve. Yes, he officially entered the service of the Nazis - this, unfortunately, is a fact. But, according to his contemporaries, compatriots, in fact, he had the task of helping citizens, including the museum staff. Oleg Panteleimonovich did not become a punisher. He warned people about impending arrests and round-ups, and they saved more than one life. At that time there were a lot of evacuated citizens of Leningrad in the Caucasus. Many of them went to the south, and fell into the occupation. The Germans were hunting for them. But almost all of Leningrad remained alive thanks to Popov, who stamped in their documents a stamp about permanent residence in Pyatigorsk.

But back in January 10, to the museum sentenced to be burned. It is not known where Popov came from and resolutely told the policeman that even in the morning the Nazis had mined the area around the museum. He did not believe it, but he was afraid to set fire to the “House”. And he led Popov to the authorities in order to find out if this was so. However, the clarification did not take place: at the last minute the policeman needed to leave, and Popov fled from the Gestapo. He hid an employee of the museum. And the next morning our troops entered Pyatigorsk.

A few years after the war, Popov, who was then working as a literature teacher, was arrested. As a traitor, he was sentenced to twenty years of correctional labor. However, later, ahead of time, Oleg Panteleimonovich was rehabilitated. He collaborated with the museum, his materials are in the famous "Lermontov Encyclopedia".

I will finish the story about the military fate of “Domik” with lines from the book of reviews that were written during the first days after the occupation: “We thought about this sacred place for all of us - the house where the poet lived, in the mountains, where our comrades fought with the Germans . And we are happy that the regiment of the Red Army liberated Pyatigorsk. We are happy that the Lermontov House has been preserved ... ”

Lipetsk region

And now we are transported to the Lipetsk region. It is also associated with the name of Mikhail Yuryevich Lermontov: on its very border there is the village of Kropotovo, where the patrimony of the father of the poet was located.

... Winter 1941 year. The Nazis occupied part of the Stanovlyansky district of the Lipetsk region. But the authorities did not hold back and now they were retreating under the pressure of our soldiers. Leaving the foreign land, the Germans burned everything they could for themselves. On their way lay the village of Kropotovo, in those years it was large, with beautiful wooden houses and an old manor. The Nazis did not spare the village, turned to ashes. Together with the houses, the historical monument of Russian culture, the estate of Yury Petrovich Lermontov, the father of the famous poet, burned to the ground. Only the old poplar alley, which was planted by little Misha, remained from the manor. Saved trees severe frost, did not let the fire inflame.

“Nothing, we will restore!” The stanovans said then. But immediately after the Great Patriotic War, they, like all the people of our large country, were seized by other concerns. It was necessary to rebuild houses, collective farms, raise industry and agriculture. So it was left ravaged by the place where once was the estate of Yuri Petrovich Lermontov. Only poplars stood as if they were waiting for someone ...



... 1961 year. Alla Matveevna Shatalova, the creator and leader of the Lipetsk 32 school drama club, was preparing a literary evening devoted to Mikhail Lermontov's 150 summer anniversary with her pupils. The production was worked out in detail, the last rehearsal is over. But the guys did not disperse, everything seemed to them that something else had not been completed. The boys and girls with leaving and talked, talked ... And it seemed that they got an idea by themselves: what if, on a vacation, to go to the Penza region, to visit the famous Tarkhans, where in the estate of Grandma Elizaveta Alekseevna Arsenyeva spent her childhood?

Alla Matveevna warmly supported the dream of the guys. But for its embodiment in life it was necessary to do very, very much. Most importantly, the students did not want to ask their parents for money for the trip, they decided to make money themselves. Therefore, for four long years, Alla Matveyevna’s pupils did not have holidays and weekends. They worked at the post office, in the labor teams, they set aside every penny they earned. It was precisely in those difficult days that the children understood that the love of the famous poet’s creativity turned them from pupils of one school into a Lermontov club. And as soon as this thought came to them, the name of the club was born - “Parus”.

... Summer 1966 of the year. Club "Parus" goes to Tarkhany. The guys have huge luggage with them: costumes, make-up, scenery. After all, for two whole years Lipchans were preparing a play that they dreamed of showing in Tarkhany. They did everything for the production themselves.

And in Tarkhany the disorder reigned. In those years, the house-museum of Mikhail Yuryevich Lermontov was not a state security zone. The house was in disrepair, it was impossible to enter it.

It seemed that clubbers should have dropped their hands. But on the first evening, the guys gathered the museum workers and residents of the neighboring villages and showed the performance. What started here! Literally every viewer invited them to their place to sleep. And the museum staff allowed the young Lermontov scholars to spend the whole summer in the estate. True, none of the Tarkhanovs did not think that the guys would not rest here, but work.

But the boys and girls began to work, sparing no effort. They cleaned the park, painted, dragged bricks, took out the garbage. We found a team of carpenters in Tarkhany who were ready to carry out a major overhaul. We entered into an agreement with them and gave the money left over from the trip. And back in Lipetsk, again forgot about the holidays and weekends. Klubovtsy wanted to fully pay for the work of carpenters.

Soon the guys wrote two letters to Moscow. One was addressed to the Minister of Culture Ekaterina Alekseevna Furtseva. They described in detail everything they saw in Tarkhany, asked to allocate money for the complete restoration of the estate and include the museum in the list of state protected zones. The second letter - with a request to move the state farm away from the museum - was sent to the Ministry of Agriculture.

Both requests were fulfilled! Since then, every summer klubovtsy spent in Tarkhany. But as owners, not guests.

... 1969 year. Now the guys went to Pyatigorsk, where the fateful duel of Lermontov and Martynov took place.

Here they were greeted warmly, but a little condescendingly. In the museum "House of Lermontov" at that time was the restoration work. Not to the guests! But the guys quickly proved that they are not idle guests. And they proved that this story is still told by the local residents of Pyatigorsk.

It is not known how boys and girls realized that the artist of the museum wanted to make a special coating of small colored granite on the walls. However, they decided to abandon the idea, because the stone needed about a hundred tons! Who can do such work?

And he was under the power of forty young Lipchans. For more than a month, boys and girls collected and crushed granite on the river Malka. And they did a job that adults considered impracticable.

... Spring 2007 of the year. Alla Matveevna Shatalova has already retired, the teacher of literature, Elena Mikhailovna Chilikina, has become the new head of Parus. Now there are other guys in the club, and another time in the yard. Only their love of Lermontov’s creativity remained unchanged. And she, this love, led the guys along a new road, now to Korotov, where the old poplar alley was still waiting for them ...

There was a lot of work here. Of course, from scratch to build a mansion did not make sense, because it is absolutely new, would not have become a house-museum. But the place itself needed to be put in order. In addition, the guys decided to install a memorial sign here. One of the first students of Parus, Tatiana Ivanovna Berbash, now a professional artist, volunteered to make it mock up.

And in the summer, the club went to Kropotovo to live here in a tent camp. The picture here appeared sad: nettle in human growth, wild raspberry. Alley and not see, it is hidden in dense thickets of shrubs. But it was not in vain that the guys brought shovels and axes with them - and it was a boil.
Almost all summer schoolchildren worked. Every evening, guys from neighboring villages also gathered at their bonfire. They read poems, sang songs. The boys from the village of Lukyanovka found and brought a large stone - just the kind that was needed for a memorial sign.

And here in the autumn in Kropotovo the grand opening of the old and at the same time new historical monument of Russian culture took place

Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Reptiloid
    Reptiloid 28 December 2015 07: 02 New
    +4
    Thanks so much for the story, Sophia.
    It is necessary to get 2 volumes of Lermontov’s book from the cabinet, read.
  2. velikoros-xnumx
    velikoros-xnumx 28 December 2015 07: 18 New
    +6
    Tarkhany, 35 km from my small Motherland (Kamenka, Penza region). And now the tradition of visiting the museum has been preserved. Despite the presence of many others in Penza and in the region, for some reason, it is the Tarkhans that are visited at least once by each resident of the region. He himself has been there a dozen times, mother traditionally every year on the day of poetry, which takes place in Tarkhani widely, with a fair, with an open-air theater, with the performance of many artists and a poet (traditionally Kobzon, Dementiev). In general, I recommend.
  3. parusnik
    parusnik 28 December 2015 07: 55 New
    +3
    Thank you .. There is a Lermontov Museum in the village of Taman. Of course, he’s brought up after the war by the efforts of enthusiasts. Now he is listed as a UNESCO World Heritage Site ....
  4. moskowit
    moskowit 28 December 2015 12: 14 New
    +3
    Thanks. Interesting. "... The Poet died, a slave of honor ...", words dedicated to Pushkin, but also the anticipation of his own death ...
    The book "Lermontov’s Childhood" by T. Tolstoy pushed me to study the work and life of Mikhail Yuryevich. Then, in the home library, the beautiful signed 4's volume edition of the Poet appeared. Then, a more complete book of Sisova "From flame and light." Irakliy Andronnikov, “Documents and Studies,” books about Lermontov appeared, like that by myself and I read all of them with great interest. This was all before the advent of television in our family. Then the Andronnikov telenovelas, dedicated to Lermontov.
  5. moskowit
    moskowit 28 December 2015 12: 24 New
    +3
    4's tomnik of Mikhail Yurievich Lermontov in our family library is like that. He is already more than fifty years old, and with trepidation I take these books in my hands. Tom even in its edition and printing execution, some kind of chamber, soulful, small format (then there were not many non-standard books published), it was pleasant to hold in hands, but to read ... No words ...
    1. Reptiloid
      Reptiloid 28 December 2015 13: 47 New
      +1
      Apparently, due to your 4 volume book in 1986, Pravda published a collection of works by the poet. But I’m not used to it, I recently acquired a brown cover in excellent condition, and I got used to a 2 volume dark blue colors of 1990
      It is not known who will say anything about contemporary films. 2 times I watched a series about Pechorin. According to TV. Sovremenny. I was impressed with some kind of bewitching. I liked all the episodes terribly.
      1. moskowit
        moskowit 28 December 2015 14: 23 New
        +3
        Well yes. This is your two-volume edition published in 14 000 000 copies. Yes, in the mid-80 years, a program was adopted for the mass publication of works by classics of Russian literature. Pushkin A.S. came out 10 700 000 (I remember everyone “chasing” books in red covers, seemed more presentable) and S. Yesenin.
        By the way, I did not find anything on the Internet for this program. Publications are presented, and the "company" itself has been omitted from publishing such mass circulations ...
  6. Reptiloid
    Reptiloid 28 December 2015 14: 56 New
    +1
    Yes, indeed, this is 2 volumes. Pushkin is blue in 2 volumes, 1961, L.75. Mayakovsky Red 000. Yesenin is small. 1988 volumes. I did a terrible stupidity in my time --- did I see 6? -5? Tomnik of the 6s of the last century, there are black and white drawings under tracing paper and paper is smooth, brown, chocolate. There was a strip of small prices, somehow cheap. True, I got other good books. If not for this conversation, I probably would not have remembered, probably because I recently bought 50 volumes of others.
    1. moskowit
      moskowit 28 December 2015 15: 15 New
      +2
      Yes Yes. Vladimir Vladimirov forgot ... I'm getting old ...

Судьба музеев Лермонтова в военные годы

Продолжая рассказ о музеях, пострадавших в годы Великой Отечественной войны, остановимся на истории Тархан и Пятигорского «Домика Лермонтова». Судьба обоих этих музеев опалена тем огненным временем. А ещё интересно то, что в послевоенных событиях важную роль сыграли липецкие дети.

Тарханы

Судьба музеев Лермонтова в военные годы



Весной 1941 года работники музея в Тарханах (это Пензенская область) готовились проводить большие мероприятия, связанные со столетней годовщиной смерти Михаила Юрьевича Лермонтова. Музей был ещё молодой — всего-то два года, но уже знаменитый, можно сказать, на всю страну. Каждый месяц он принимал огромное число посетителей. Так вот, шла тщательная подготовка. Уже приезжали корреспонденты из разных газет, ждали гостей из столицы. Вечер памяти должен был состояться в июле. Но, конечно, отменился...

Фашисты, к счастью, не дошли до Пензы. Но некоторые части наших в то время отступающих войск шли через Тарханы. А музей работал. Здесь по-прежнему шли экскурсии. В тот первый год войны у наших солдат родилась традиция: те, кто отправлялся на фронт из Пензенской области, обязательно должен был посетить Тарханы. Кроме того, в Пензе за годы Великой Отечественной войны размещалось девяносто госпиталей, где лечились около двухсот тысяч раненых. И бойцы, поправившись, перед дорогой тоже старались побывать в музее. Это было своеобразным вдохновением: ведь Лермонтов тоже воевал.

Только в 1941 году усадьбу посетили около двенадцати тысяч человек. Из них более десяти тысяч — солдаты. Много посетителей было и из числа эвакуированных. Ведь в первый год войны в Пензу «переехали» около пятидесяти промышленных предприятий, в том числе машиностроительные заводы Москвы, Ленинграда, Орла, Курска. В Пензе размещались артиллерийское и миномётное училища, школа младшего авиационного состава. Здесь формировалась 10-я армия, пять стрелковых дивизий, в том числе 354 Калинковичская дивизия, которая прославилась тем, что ни разу за все четыре года не отступила.

Сколько людей — и очень многие спешили в музей. Это удивляет: находили же время, желание и силы! - и в то же время восхищает — тем же.

А ведь в штате музея было всего-то шесть человек! Но они успевали не только принять посетителей, но и содержать в порядке и усадьбу, и парковую зону (а это почти двести гектар!). У музейщиков не было понятия «рабочий день»: экскурсанты могли приходить в любое время суток, им открыли бы дверь и всё показали. Был случай, когда наши бойцы проходили через Тарханы ночью. Они хотели только попросить ночлега, но все работники Тархан встали и провели для солдат настоящую экскурсию.

Здесь надо упомянуть экскурсовода - девушку Аню Шубенину. Её родословная восходила к крепостной кормилице Лермонтова Лукерье, и сама Аня признавалась, что видела в усадьбе свой второй дом. Наверное, именно поэтому в книге отзывов военных лет чаще всего встречаются благодарности мастеру-экскурсоводу Шубениной.

Сторож часовни Андрей Ефимович Исаев, получивший инвалидность, участвуя в русско-японской войне. Он родился и вырос в Тарханах и знал о Лермонтове не только из книг, но и из народных преданий. Посетители часто принимали Андрея Ефимовича за экскурсовода, а Ираклий Андроников, познакомившись со скромным сторожем, посвятил ему рассказ «Земляк Лермонтова».

Иван Васильевич Кузьмин тоже работал сторожем, в его обязанности не входили эккурсии. Но рассказывал о Лермонтове он так, что представал перед гостями участником тех давних событий: то близким другом бабушки Михаил Юрьевича, то советчиком самого поэта. У «Василича» бойцы, как правило, смеясь, спрашивали: «Сколько же вам лет?».

Вот запись из книги отзывов тех лет: «В годы войны я возила с собою по фронтовым дорогам томик «Демона». Лермонтов стал для меня лучшим другом. И сегодня, в день посещения музея, говорю спасибо... Студентка исторического факультета МГУ Вероника Попова»...

Пятигорск

Судьба музеев Лермонтова в военные годы


До 1943-го года — времени наступления фашистской оккупации - «Домик Лермонтова» в Пятигорске принимал посетителей. Здесь, как и в Тарханах, летом 1941 года тоже готовили мероприятия, посвящённые столетней годовщине со дня смерти поэта. И они тоже не состоялись. Однако в музей спешили гости — и тоже, в основном, солдаты.

Но наступил 1943 год. Пятигорск заняли фашисты. Музейщики закрыли «Домик Лермонтова» - они не собирались проводить экскурсии для немцев. Однако так не получилось. Тогда сотрудники музея уволились, оставив в штате всего трёх человек: тех, у кого были маленькие дети, их ведь надо было кормить.

Фашисты приходили в «Домик» каждый день. Они искали ценные вещи, но их спрятали задолго до начала оккупации. Директором в то время была Елизавета Ивановна Яковкина, она оставила книгу-воспоминание. И в этой книге есть поразительные строки о спасении музея... полицаем.
Фашисты понимали, что вот-вот придут наши войска и кончится время их власти. А «Домик Лермонтова» - это русская святыня, здесь родился известный на весь мир поэт. И враги решили сжечь музей.

10 января 1043 года в музей явился пьяный полицай со свёртком под мышкой (скорее всего, это была бутылка с зажигательной смесью). К тому времени уже по всему городу вспыхнули пожары. И хотя музейщики собрали вокруг «Домика» большую кучу снега, но ведь это не могло предотвратить огонь, а только помочь с ним справиться.

Полицай объявил, что имеет приказ сжечь музей. Его обступили, стали уговаривать не делать этого. Но бандит был неумолим. И здесь надо рассказать ещё об одном человеке — Олеге Пантелеймоновиче Попове.

До оккупации Олег Пантелеймонович тоже работал в «Домике Лермонтова» - научным сотрудником. Он в первые же дни Великой Отечественной просился на фронт добровольцем, но его не взяли из-за слабого зрения. А когда в Пятигорск вошли фашисты, на рукаве Попова появилась повязка полицая. Да, он официально поступил на службу к фашистам — это, к сожалению, факт. Но, по словам его современников-земляков, на самом деле имел задачей помощь горожанам, в том числе и сотрудникам музея. Олег Пантелеймонович не стал карателем. Он предупреждал людей о грозящих арестах и облавах и те самым спас не одну жизнь. В то время на Кавказе было много эвакуированных ленинградцев. Многие из них ехали на юг, а попали в оккупацию. Немцы охотились за ними. Но практически все ленинградцы остались живы благодаря Попову, который поставил в их документах штамп о постоянной прописке в Пятигорске.

Но вернёмся в 10 января, к приговорённому к сожжению музею. Неизвестно откуда появился Попов и решительно сообщил полицаю, что ещё утром фашисты заминировали территорию вокруг музея. Тот не поверил, но поджигать «Домик» побоялся. И повёл Попова к начальству, чтобы выяснить, так ли это. Однако выяснение не состоялось: в последнюю минуту полицаю понадобилось отлучиться, и Попов сбежал из гестапо. Его укрыла сотрудница музея. А на следующее утро в Пятигорск вошли наши войска.

Через несколько лет после войны Попова, в то время работавшего учителем литературы, арестовали. Как предателя его приговорили к двадцати годам исправительных работ. Однако впоследствии, досрочно, Олег Пантелеймонович был реабилитирован. Он сотрудничал с музеем, его материалы есть в знаменитой «Лермонтовской энциклопедии».

Закончу рассказ о военной судьбе «Домика» строками из книги отзывов, которые были написаны в первые после оккупации дни: «Об этом священном для всех нас месте — домике, где жил поэт, мы думали в горах, там, где наши товарищи сражались с немцами. И мы счастливы, что полка Красной Армии освободили Пятигорск. Счастливы, что «Домик Лермонтова» сохранили...»

Липецкая область

А теперь перенесёмся в Липецкую область. Она тоже связана с именем Михаила Юрьевича Лермонтова: на самой её границе есть село Кропотово, где находилось родовое имение отца поэта.

...Зима 1941-го года. Фашисты оккупировали часть Становлянского района Липецкой области. Но власть не удержали и теперь отступали под натиском наших солдат. Уходя с чужой земли, немцы сжигали за собой всё, что могли. На пути их лежало село Кропотово, в те годы большое, с красивыми деревянными домами и старинной усадьбой. Не пощадили фашисты село, превратили в пепел. Вместе с домами сгорел дотла и исторический памятник русской культуры — поместье Юрия Петровича Лермонтова, отца знаменитого поэта. Осталась от усадьбы только старая тополиная аллея, которую посадил ещё маленький Мишенька. Спас деревья сильный мороз, не дал огню разгореться.

«Ничего, восстановим!» - говорили тогда становлянцы. Но сразу после Великой Отечественной войны их, как и всех людей нашей тогда большой страны, захватили другие заботы. Надо было отстраивать дома, колхозы, поднимать промышленность и сельское хозяйство. Так и осталось разорённым место, где когда-то была усадьба Юрия Петровича Лермонтова. Лишь тополя стояли, словно ждали кого-то...

Судьба музеев Лермонтова в военные годы


...1961 год. Создатель и руководитель драмкружка липецкой 32-й школы Алла Матвеевна Шаталова готовила со своими воспитанниками литературный вечер, посвящённый 150-летнему юбилею Михаила Лермонтова. Постановка была отработана до мелочей, последняя репетиция окончена. Но ребята не расходились, им всё казалось, что-то ещё не доделано. Мальчишки и девчонки тянули с уходом и говорили, говорили... И будто сама собой появилась у них идея: а что, если на каникулах съездить в Пензенскую область, посетить знаменитые Тарханы, где в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой провёл Миша своё детство?

Алла Матвеевна горячо поддержала мечту ребят. Но для воплощения её в жизнь предстояло сделать очень и очень многое. Самое главное — ученики не хотели просить у родителей деньги на поездку, решили заработать сами. Поэтому четыре долгих года у воспитанников Аллы Матвеевны не было каникул и выходных. Они подрабатывали на почте, в трудовых бригадах, откладывали каждую заработанную копейку. Именно в те трудные дни ребята поняли, что любовь к творчеству знаменитого поэта превратила их из учеников одной школы в лермонтовский клуб. И едва к ним пришла эта мысль, родилось и название клуба - «Парус».

...Лето 1966 года. Клуб «Парус» едет в Тарханы. С собой у ребят огромный багаж: костюмы, грим, декорации. Ведь целых два года липчане готовили спектакль, который мечтали показать в Тарханах. Буквально всё для постановки они сделали сами.

А в Тарханах-то царил беспорядок. В те годы дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова не был государственной охранной зоной. Дом находился в аварийном состоянии, заходить в него было нельзя.

Казалось, у клубовцев должны были опуститься руки. Но в первый же вечер ребята собрали работников музея и жителей соседних сёл и показали спектакль. Что тут началось! Буквально каждый зритель пригласил их к себе ночевать. А работники музея разрешили провести юным лермонтоведам в усадьбе всё лето. Правда, никто из тархановцев и не думал, что ребята будут здесь не отдыхать, а работать.

Но мальчишки и девчонки стали трудиться, не жалея сил. Расчищали парк, красили, таскали кирпичи, выносили мусор. Разыскали в Тарханах бригаду плотников, готовых провести капитальный ремонт. Заключили с ними договор и отдали деньги, оставшиеся от поездки. А вернувшись в Липецк, снова забыли о каникулах и выходных. Клубовцы хотели полностью сами оплатить труд плотников.

Вскоре ребята написали в Москву два письма. Одно адресовали министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой. В нём подробно описали всё, что увидели в Тарханах, попросили выделить деньги на полную реставрацию усадьбы и включить музей в список государственных охранных зон. Второе письмо — с просьбой перенести совхоз подальше от музея - направили в Министерство сельского хозяйства.

Обе просьбы были выполнены! С тех пор каждое лето клубовцы проводили в Тарханах. Но уже на правах хозяев, а не гостей.

...1969 год. Теперь ребята отправились в Пятигорск, где произошла роковая дуэль Лермонтова и Мартынова.

Здесь их встретили радушно, но немного снисходительно. В музее «Домик Лермонтова» в то время шла реставрационная работа. Не до гостей! Но ребята быстро доказали, что они не праздные гости. И доказали так, что эту историю до сих пор рассказывают местные жители Пятигорска.

Неизвестно как мальчишки и девчонки дознались, что художник музея мечтал сделать у стен особое покрытие из мелкого цветного гранита. Однако от идеи решили отказаться, ведь камня надо было около ста тонн! Кому под силу такой труд?

А он оказался под силу сорока юным липчанам. Больше месяца мальчишки и девчонки собирали и дробили гранит на реке Малке. И сделали дело, которые взрослые считали невыполнимым.

...Весна 2007 года. Алла Матвеевна Шаталова уже вышла на пенсию, новым руководителем «Паруса» стала учитель литературы Елена Михайловна Чиликина. Теперь в клубе другие ребята, а на дворе другое время. Неизменной осталась лишь их любовь к творчеству Лермонтова. И она, эта любовь, повела ребят по новой дороге, теперь уже в Кропотово, где их по-прежнему ждала старая тополиная аллея...

Работы здесь предстояло очень много. Конечно, с нуля построить усадьбу не имело смысла, ведь она, абсолютно новая, уже не стала бы домом-музеем. Но само место требовалось привести в порядок. Кроме того, ребята решили установить здесь памятный знак. Сделать его макет вызвалась одна их первых воспитанников «Паруса», Татьяна Ивановна Бербаш, теперь уже профессиональный художник.

И летом клубовцы отправились в Кропотово, чтобы пожить здесь в палаточном лагере. Картина здесь предстала печальная: крапива в человеческий рост, дикая малина. Аллеи и не разглядеть, она спрятана в густых зарослях кустарника. Но ребята недаром привезли с собой лопаты и топоры — и дело закипело.
Почти всё лето работали школьники. Каждый вечер на их костёр собирались и ребята из соседних деревень. Читали стихи, пели песни. Мальчишки из деревни Лукьяновка отыскали и принесли большой камень — как раз такой, какой нужен был для памятного знака.

И вот осенью в Кропотово состоялось торжественное открытие старого и одновременно нового исторического памятника русской культуры...

Судьба музеев Лермонтова в военные годы
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Reptiloid 28 декабря 2015 07:02
    Большое спасибо за рассказ,Софья.
    Надо из шкафа достать 2-х томник Лермонтова,читать.
  2. velikoros-88 28 декабря 2015 07:18
    Тарханы, 35 км от моей малой Родины (г. Каменка, Пензенской обл.). Да и сейчас традиция посещения музея сохранилась. Несмотря на наличие множества других и в самой Пензе и в области почему-то именно Тарханы хотя бы раз посещаются каждым жителем области. Сам с десяток раз там бывал, мама традиционно каждый год на день поэзии, который проходит в Тарханах широко, с ярмаркой, с театром на открытом небе, с выступлением множества артистов и поэтом (традиционно Кобзон, Дементьев). В общем рекомендую.
  3. parusnik 28 декабря 2015 07:55
    Спасибо..Есть музей Лермонтова и в станице Тамань.Возник он конечно после войны усилиями энтузиастов.Сейчас занесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО....
  4. moskowit 28 декабря 2015 12:14
    Спасибо. Интересно. "...Погиб Поэт, невольник чести..." , слова посвящённые Пушкину, но и предвидение собственной гибели...
    К изучению творчества и жизни Михаила Юрьевича меня подтолкнула книга "Детство Лермонтова" Т.Толстой. Потом в домашней библиотеке появилось прекрасное подписное 4-х томное издание Поэта. Затем, более полная книга Сизовой "Из пламя и света". Ираклий Андронников , "Документы и исследования ", книги о Лермонтове появлялись, как то сами собой и все их я, с огромным интересом, читал. Это всё было до появления телевидения в нашей семье. Потом теленовеллы Андронникова, посвящённые Лермонтову.
  5. moskowit 28 декабря 2015 12:24
    4-х томник Михаила Юрьевича Лермонтова в нашей семейной библиотеке такой. Ему уже больше пятидесяти лет, а я с трепетом беру эти книги в руки. Тома даже по своему изданию и полиграфическому исполнению, какие то камерные, душевные, небольшого формата(тогда не много издавалось нестандартных книг), в руках держать было приятно,а читать...Слов нет...
    1. Reptiloid 28 декабря 2015 13:47
      Видимо,вследствие Вашего 4х томника в 1986 году издательство "Правда" выпустило собрание сочинений поэта.Но я к нему не привык,тк приобрёл его недавно ,в прекрасном состоянии по случаю,коричневого цвета обложка.А привык к 2-х томнику тёмно-синего цвета 1990 г.
      Неизвестно,кто,что скажет про современные фильмы.2 раза смотрел сериал о Печорине.По ТВ.Современный.На меня произвёл впечатление какое-то завораживающее.Страшно понравились все серии.
      1. moskowit 28 декабря 2015 14:23
        Ну да. Это у Вас двухтомник, изданный тиражом 14 000 000 экземпляров. Да была в середине 80-х годов принята программа массового издания произведений классиков отечественной литературы. Вышли Пушкин А.С.тираж 10 700 000(помню всё "гонялись" за книгами в красных обложках, казались более презентабельны)и С.Есенин .
        Между прочим, в инете по этой программе ничего не нашёл. Издания представлены, а сама "компания" по изданию столь массовых тиражей опущена...
  6. Reptiloid 28 декабря 2015 14:56
    Да,действительно,2-х томник этот.Пушкин синего цвета в 2-х томах 1961,Л.75 000.Маяковский красный 1988г.Есенин маленький 6 томник.Сделал я в свое время страшную глупость---видел 5?-6? Томник годов 50 прошлого века,там черно белые рисунки под калькой и бумага гладкая,коричневый цвет, шоколадный.Была полоса небольших цен,как-то дешево.Правда,другие хорошие книги приобрёл. Если бы не этот разговор,то наверно не вспомнил бы,наверно потому и купил недавно 4 тома других.
    1. moskowit 28 декабря 2015 15:15
      Да, да. Владимир Владимыча забыл... Старею...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня