Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам

18
Ровно 50 лет назад, 14 января 1966 года, из жизни ушел выдающийся советский ученый, конструктор и основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. Данный выдающийся отечественный деятель навсегда вошел в историю как создатель советской ракетно-космической техники, который помог обеспечить стратегический паритет и превратил Советский Союз в передовую ракетно-космическую державу, став одной из ключевых фигур в освоении космоса человеком. Именно под непосредственным руководством Королёва и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Сегодня в России есть город, который был назван в честь выдающегося ученого.

Сергей Королёв был человеком удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но он выжил. Должен был утонуть на корабле в Тихом океане, однако опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело катастрофу. Этот великий ученый выжил для того, чтобы в буквальном смысле пройти через тернии к звездам и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.

Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Ему было три года, когда семья распалась, и по решению матери его отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Нежин, где Сергей прожил до 1915 года. В 1916 году его мать снова вышла замуж и вместе с сыном и новым мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 году будущий ученый поступил в гимназию, которую не успел окончить из-за начала революции. Гимназия была закрыта, и на протяжении 4-х месяцев он занимался в единой трудовой школе, а затем получал образование на дому. Он занимался самостоятельно по гимназической программе при помощи отчима и матери, которые оба были учителями, а отчим помимо педагогического имел и инженерное образование.

Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам


Еще обучаясь в школе, Сергей Королёв отличался исключительными способностями и большой тягой к новой для того времени авиационной технике. Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. При этом страсть к небу перемежалась у него работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком, он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа очень пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.

При этом будущий конструктор ракет сумел получить среднее образование не сразу, у него не было для этого условий. Только в 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя. В нее и поступил 15-летний Сергей. Прекрасная от природы память позволяла Королёву запоминать наизусть целые страницы текста. Учился будущий конструктор очень прилежно, можно сказать, увлеченно. Его классный руководитель говорила про него матери: «Парень с царем в голове». В строительной профессиональной школе он обучался с 1922 по 1924 годы, занимаясь параллельно во многих кружках и на различных курсах.

В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом создать в стране свой Воздушный флот. На Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королёв сразу же стал членом данного общества и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков. В кружке он даже сам читал рабочим лекции по планеризму. Знания по истории авиации и планеризму Королёв приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книга на немецком языке. Уже в возрасте 17 лет он разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции, «безмоторного самолета К-5».



В 1924 году Сергей Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, всего за 2 года он освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана, где обучался на аэромеханическим факультете. Молодой студент учился всегда со свойственным ему трудолюбием, много времени он занимался самостоятельно, посещая техническую библиотеку. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников.

Во время учебы в Москве Сергей Королёв уже был достаточно хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королёв летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».

Огромное значение на жизнь Сергея Королёва оказала его встреча с Циолковским, которая произошла в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».



В 1930 году он начинает работать в Центральном КБ завода имени Менжинского, а с марта следующего года становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В том же 1931 году он принимает участие в организации ГИРД — Группы изучения реактивного движения, которую возглавит уже в 1932 году. Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9», которые состоялись в августе 1933 года, а также на жидком топливе «ГИРД-X» в ноябре того же года. После того, как в конце 1933 года произошло слияние ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московского ГИРДа и был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королёва, которая называлась «Ракетный полет в стратосфере». Уже в этой книге конструктор предупреждал о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он послал и Циолковскому, который назвал книгу содержательной, разумной и полезной. Уже тогда Королёв мечтал, как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана, но задумкам его не суждено было тогда осуществиться. Осенью 1937 года волна репрессий, захлестнувших Советский Союз, докатилась и до РНИИ.

Королёва арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что значило: рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был утвержден лично Сталиным, так что приговор можно было считать практически утвержденным. Однако Королёву «повезло», он был приговорен к 10 года лагерей. До этого он год провел в Бутырской тюрьме. По некоторым данным, будущий покоритель космоса подвергался серьезным пыткам и избиениям, в результате которых у него была сломана челюсть. На Колыму конструктор попал 21 апреля 1939 года, где трудился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, при этом конструктор ракетных двигателей был занят на «общих работах». 2 декабря 1939 года Королёв был направлен в распоряжение Владлага.



Лишь 2 марта 1940 года он вновь оказался в Москве, был вторично судим, на этот раз его приговорили к 8 годам лагерей, направив в новое место заключения — в московскую специальную тюрьму НКВД ЦКБ-29, в которой под руководством своего учителя Туполева он принимал участие в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2, одновременно с этим инициировав работы по созданию управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного истребителя-перехватчика. Данные работы стали причиной его перевода в 1942 году в другое КБ, но также тюремного типа — ОКБ-16, которое работало в Казани при авиазаводе №16. Здесь осуществлялись работы над созданием ракетных двигателей новых типов, которые в дальнейшем планировалось использовать в авиационной промышленности. После начала войны Королёв просился отправить его летчиком на фронт, но Туполев, который к тому моменту уже хорошо узнал и оценил его, не отпустил, заявив: «А кто будет самолеты строить?».

Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани. Крупный специалист в области авиационного оборудования Л. Л. Кербер, трудившийся в ЦКБ-29, отмечал, что Королёв был циником, скептиком и пессимистом и довольно мрачно смотрел в будущее, приписывая конструктору фразу «Хлопнут без некролога». Вместе с тем существует высказывание и летчика-космонавта Алексея Леонова, который отмечал, что Королёв никогда не был озлоблен и никогда не жаловался, не опускал рук, никого не проклинал и не ругал. На это у конструктора просто не было времени, он прекрасно понимал, что озлобленность вызовет в нем не творческий порыв, а лишь его угнетение.

После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела №3 при НИИ-88 по их разработке.



Первой задачей, которая была поставлена правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися на тот момент времени ракетным вооружением, была разработка советского аналога немецкой ракеты Фау-2 из отечественных материалов. При этом уже в 1947 появилось новое постановление правительства о создании новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета — до 3-х тысяч км. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.

Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. Также стоит отметить тот факт, что в 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.

4 октября 1957 года спроектированная Сергеем Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начала эра практической космонавтики, а Королёв становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета, которого не было бы без Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.



Также с 1959 года Сергей Королёв осуществлял руководство программой по исследованию Луны. В рамках этой программы к естественному спутнику Земли было выслано несколько КА, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При проектировании аппарата для посадки на лунной поверхности было много споров о том, что она из себя представляет. В то время общепринятой была гипотеза, выдвинутая астрономом Томасом Голдом, согласно которой Луна была покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Но Королёв, который был знаком с другой гипотезой — советского вулканолога Генриха Штейнберга, приказал считать лунную поверхность твердой. Его правота была подтверждена в 1966 году, когда на Луне совершил мягкую посадку советский аппарат «Луна-9».

Еще одной интересной историей из жизни великого ученого и конструктора стал эпизод с подготовкой автоматической станции для отправки к одной из планет солнечной системы. При ее создании конструкторы столкнулись с проблемой лишнего веса исследовательской аппаратуры на борту станции. Сергей Королёв изучил чертежи станции, после чего осуществил проверку прибора, который должен был передать на Землю информацию о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Он вывез прибор в выжженную казахскую степень неподалеку от космодрома и прибор передал по радио сигнал, что на Земле нет жизни, что и послужило поводом для исключения этого ненужного оборудования из состава оснащения станции.

При жизни великого конструктора на космических кораблях его конструкции в космосе успело побывать 10 космонавтов, помимо Гагарина, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года). Под непосредственным руководством Сергея Королёва в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».



Сергей Павлович Королёв ушел из жизни довольно рано — 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье. К этому моменту Королёв уже успел многое сделать для осуществления своей мечты по покорению космоса, он реализовал ее на практике. Но некоторые проекты, например лунная программа СССР, оказались нереализованными. Лунный проект был свернут после смерти выдающегося конструктора.

В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом-музеем. В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королёв в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. Также в его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид. Так что имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.

По материалам из открытых источников
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    14 января 2016 06:52
    Немаловажная деталь - следователь НКВД, который вел дело по Королёву впоследствии был расстрелян.
    1. +5
      14 января 2016 10:32
      Как фамилия этого следователя? Откуда известно, что он был расстрелян?
      Один из следователей, Шестаков, дослужился до полковника и дожил до старости, пережив Королева лет на 30 как минимум. Но там был еще один, о котором ничего не известно.
      1. Комментарий был удален.
  2. +1
    14 января 2016 08:07
    Через тернии к звездам.. другого названия к статье и не придумать...Спасибо..
  3. 0
    14 января 2016 09:07
    В книгах Бориса Чертока про Королева много и хорошо написано.
  4. +2
    14 января 2016 09:19
    Спасибо автору за познавательное, и такое важное для нашей страны как Космос, и отец космонавтики, в лице Королева. Только обидно, досадно, что мало тут, на этой ветке, комментариев. Вероятно много плюсов не насобираешь)))))))))))
    По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье.

    Тут я не согласен с автором, мой дед провел в плену (концлагерь) три года,освободили его с бараньим весом. Прожил 80 лет.
    Думаю, что он (Королев) "сгорел" на работе, человек с таким напором, упорством и ответственностью, как перед рабочими так и перед государством.
    1. +1
      14 января 2016 11:15
      Цитата: Sirocco
      Думаю, что он (Королев) "сгорел" на работе, человек с таким напором, упорством и ответственностью, как перед рабочими так и перед государством.

      У него челюсть (которую сломали на допросе) срослась неправильно и во время операции долго не могли вставить дыхательную трубку.
      1. +2
        14 января 2016 12:21
        Цитата: Mera Joota
        У него челюсть (которую сломали на допросе) срослась неправильно и во время операции долго не могли вставить дыхательную трубку.


        О смерти Королева.
        «Волчков разлил коньяк, и мы выпили по случаю награждения. Даже соседу Вишневский разрешил выпить, уверяя, что сто грамм никак не повредят после тех сотен литров, которые он выпил, заработав цирроз печени. После произнесения традиционных тостов я спросил:
        — Почему после операции на сердце по поводу аневризмы аорты больной через два дня начнет ходить, а Королев после удаления полипов в прямой кишке остался на столе?
        Вишневский долго молчал. Отхлебнув еще глоток коньяка, он рассказал: «Поздно за мной приехали. Но, все равно, когда приехал на Грановского, сразу понял, что ничем не помогу. Виноватых, если теперь их искать, — много. Я виноват, что не посоветовал и не сказал, где и у кого лучше оперироваться. Сам Королев виноват — пожелал, чтобы обязательно оперировал министр Советского Союза. У министра и без операций работы хватало, голова совсем не тем забита.
        До операции, так думаю, серьезного обследования не проделали. Саркому могли и раньше обнаружить. Она была с кулак и полностью осумкована. С ней он еще долго мог прожить — никаких метастазов — все было чисто. А до нее добрались совсем не по плану операции. Сначала удалили полипы в прямой кишке. Кровотечение остановить не удавалось. Тогда решились на полостную. Тут они увидели опухоль, решили удалить.
        А время идет. Под общим наркозом сердце и легкие не у всех работают надежно. И анестезиологи что-то проглядели. К тому же у Королева было необычное строение шеи. Надо срочно налаживать искусственное дыхание, а они трубку никак в горло не вставят. Не продумали и не подготовились. Автомат искусственного кровообращения заранее не был подготовлен. Какая бы ни была операция, положено все иметь наготове. Королев — это трагедия и несчастный случай в нашей медицине. Он должен был жить.»
        ГИБЕЛЬ И ПОХОРОНЫ КОРОЛЕВА http://astronaut.ru/bookcase/books/chert3/text/24.htm?reload_coolmenus
        Как у нас любят либерастические сказки пересказывать. Где челюсть, а где шея. Или ему костоломы шею сломали? Но все равно Сталин виноват.

        А что касаемо ареста Королева, так 15 сентября 1939 года с прииска Королев С.П. писал А.Я. Вышинскому: «Меня подло оклеветали директор института Клейменов, его заместитель Лангемак и инженер Глушко…»
        Читайте Александра Курляндчика на Проза.ру, может мозги изнутри немного промоет.
      2. Комментарий был удален.
    2. 0
      14 января 2016 11:26
      Только ради Вашего просвещения. У Королева во время ареста появился сложный перелом челюсти. Никто его лечить не собирался и Королев мучился на Колыме, принимал пищу с болью. После освобождения он никому ни на что не жаловался, что-то конечно подлечил, но болячек хватало. Когда возникла пауза в пусках, Келдыш уговорил его лечь на плановую операцию. Оперировали лучшие хирурги страны, но они не знали о старом, не залеченном, переломе челюсти. Во время операции произошло западение какой-то косточки в дыхательные пути. Королев, находясь под наркозом, стал задыхаться. Врачи были не готовы к этой ситуации и уже ничем помочь не могли. Так что фамилия следователя, производившего арест Королева, до сих пор актуальна.
      1. -1
        14 января 2016 11:35
        Цитата: Jurkovs
        Только ради Вашего просвещения.

        Думаю не только ради моего просвещения, многим детали его смерти неизвестны.
      2. 0
        14 января 2016 13:30
        Прочитал статью, и пришел к выводу, что к смерти Королева привели ряд факторов, а не конкретно сломанная челюсть.
        В том числе и врачебная ошибка. Думаю нет смысла цитировать фрагменты статьи целиком, но фрагмент можно.
        В 1973 году газета "Вашингтон пост" напечатала статью одного врача, эмигрировавшего из СССР, который утверждал, что никакой саркомы не было, был полип и Королев погиб в результате медицинской ошибки. Эту же версию поддерживал и известный хирург академик АМН Ф.Г. Углов, напечатав некое мемуарное эссе, в котором нет фамилий ни Петровского, ни Королева, но то, что речь идет именно о них, ясно и без фамилий.
      3. +1
        15 января 2016 09:09
        Цитата: Jurkovs
        Когда возникла пауза в пусках, Келдыш уговорил его лечь на плановую операцию.


        Не надо врать. Операция была по поводу полипов в прямой кишке, которые на поверку оказались саркомой. Читайте Бориса Чертока - "Ракеты и люди". Там все подробно написано. А сказку о сломанной челюсти на допросе мне не подтвердили даже в мемориальном доме-музее Королева в Москве.
  5. +2
    14 января 2016 11:14
    Какой титанище,а в Усраине он никто. Степа бендера да каратели в ато герои.
  6. -2
    14 января 2016 11:18
    Ровно 50 лет назад умерло наше творческое начало в космонавтике и мы стали копировать все что предлагают американцы. Последний пример: разработали концепцию многоразового Клиппера и стали ждать, что же придумают США. Как только Боинг опубликовал внешний вид Ориона, сразу же забыли про Клиппер и нарисовали весьма похожий, на американский, аппарат. Орион полетит в 18 году, а у нас кроме эскизного проекта ничего нет. Сегодня есть шанс вырваться вперед, реализуя наработки по метановому двигателю. Но члены Техсовета при Роскосмосе не стесняясь заявляют, что сперва надо посмотреть, что получится у Маска и лишь потом принимать решения. Вот так мы сегодня и живем. Жаль Королева, ему бы еще немного пожить.
  7. +1
    14 января 2016 12:15
    Академик Сергей Павлович Королев великий гений отечественной космонавтики, чьи основы ракетостроения актуальны и сегодня, не претерпев значительных изменений. Человек который сумел первым вывести космические аппараты в космос заслуживает особого уважения
  8. +1
    14 января 2016 13:04
    Да, к сожалению после Королева мы фактически остановились. Мы больше смотрим "себе под ноги" чем "на звезды". Да и нет той объединяющей и направляющей силы, которая из руин подняла в космос.
  9. 0
    14 января 2016 19:18
    Великий СССР создавал великие ЛЮДИ.
  10. 0
    14 января 2016 22:20
    Говорят, что великие люди в той или иной области науки, гениальные инженеры, изобретатели рождаются раз в 100 лет. Что ж, С.П.Королёв родился в 1906, 2006 уже прошел, совсем немного осталось ждать, когда российская космическая программа из "таксистской" и "кормленческо-генеральской" превратиться в марсианскую или галактическую. Ждем. Главное наработанного не потерять, не продать и не пропить. Надоело, когда российские космонавты заявляют, что гордятся тем, что номер их космического корабля совпадает с номером американского "Апполо-17". Ну и улепетывали бы в Хьюстон, не отсвечивали здесь, а ходил бы и меняли воду в тамошних куллерах! Мне почему-то кажется, что С.П. Королёв, будь он жив, посоветовал этим "российским" космонавтам именно это, или примерно это.
  11. +1
    15 января 2016 00:25
    Цитата: Jurkovs
    Ровно 50 лет назад умерло наше творческое начало в космонавтике и мы стали копировать все что предлагают американцы.

    Послушаешь вас, так вот уже 50 лет мы копируем то, что предлагают американцы. Можно списочно узнать, что же копируем?

    Цитата: Jurkovs
    Последний пример: разработали концепцию многоразового Клиппера и стали ждать, что же придумают США. Как только Боинг опубликовал внешний вид Ориона, сразу же забыли про Клиппер и нарисовали весьма похожий, на американский, аппарат.

    Не надо во всем винить американцев. У самих, что называется "рыльце в пушку". Если почти 15 лет не было внятной концепции развития космической техники - в этом что, американцы виноваты?
    "Клипер" и нарисовали и макет сделали конечно хорошим. А кто-то, прежде, чем предлагать такое, исследовал к примеру его аэродинамику, его посадочные характеристики?
    Плюс ко всему решения, что в СССР, что у нас в России зачастую принимаются "наверху", порой не спрашивая конструкторов

    Цитата: Jurkovs
    Как только Боинг опубликовал внешний вид Ориона, сразу же забыли про Клиппер и нарисовали весьма похожий, на американский, аппарат.

    Вы уверены, что именно "Орион" стал эталоном для разработки, а не были, скажем использованы заделы по "Заре". Что касается внешнего вида - не стоит забывать, что тут свои законы диктует наука, в т.ч. и аэродинамика. В истории много случаев, когда в разных странах были созданы независимо друг от друга самолеты, внешне очень похожие.

    Цитата: Jurkovs
    Орион полетит в 18 году, а у нас кроме эскизного проекта ничего нет.

    И не будет, пока, как писал выше не будет стройной заказывающей системы, когда решения по внешнему виду и характеристикам принимать будут не политики, а специалисты. За время с 2008 по 2012 ЕМНИП схема корабля, его внешний вид менялся раз пять.

    Цитата: Jurkovs
    Сегодня есть шанс вырваться вперед, реализуя наработки по метановому двигателю. Но члены Техсовета при Роскосмосе не стесняясь заявляют, что сперва надо посмотреть, что получится у Маска и лишь потом принимать решения.

    Какие наработки? Этой проблемой занимаются уже лет ТРИДЦАТЬ, не сделав ни одного серийного образца. Вт какой-то мере понятно. ПУсть попробуют это сделать более богатые, а мы посмотрим

    Цитата: Jurkovs
    Жаль Королева, ему бы еще немного пожить.

    Вот тут я с вами согласен на все 100. Многое бы в космонавтике было бы по другому, поживи он еще лет 10-15
  12. 0
    15 января 2016 21:19
    Про эту ''эпоху'' шарашек хорошо написано Солженицыным. Ну вроде того-сидит зека такой то в шарашке и штопает носки. Радио работает. Объявляют: ''Такой то такой то за особые успехи в деле разработки .... присвоить звание генерала-лейтенанта(а до ареста был п-пк!) Наградить.... и т.д. и т.п. '' Новоиспеченный генерал стучится в решетку-Ну ты, волк позорный! Быстро генерала на волю выпустил! Ну сотрудник в недоумении... И точно! Приезжает авто из Кремля. Штаны с лампасами, шинель с золотыми погонами!.. И поехал человек из подмосковной шарашки за орденом на банкет в Кремль!