Быстрее звука — подвиг Ивана Иващенко

14
Быстрее звука — подвиг Ивана Иващенко


1 февраля 1950 года истребитель МИГ впервые достиг скорости звука

Скорость — одно из ключевых качеств боевого самолета. Именно в этом случае «гонка вооружений» становится гонкой в прямом смысле этого слова. Кто быстрее, тот и ближе к победе.

Соперничество скоростей боевых самолетов шла постоянно с момента их появления. Вскоре после окончания Второй мировой войны первые реактивные самолеты приблизились к скорости звука — около 1191 км в час. В октябре 1947 года первыми преодолели звуковой барьер американцы на экспериментальном реактивном самолете Bell X-1. Через год разрушенный недавней войной Советский Союз догнал богатых американцев — наш экспериментальный реактивный самолет Ла-176 в пикировании впервые превысил скорость звука.

Отныне встала задача приблизить к скорости звука не только экспериментальную, но и армейскую реактивную авиацию. Первым серийным реактивным самолетом в СССР стал истребитель МиГ-15, созданный в 1947 году в конструкторском бюро Микояна и Гуревича. Через два года боевая машина пошла в серийное производство, а на одном из правительственных совещаний по авиации Сталин лично распорядился все дальнейшие работы по совершенствованию реактивных истребителей вести на базе именно этого самолета. «У нас есть хороший МиГ-15, и нет смысла на ближайшее время создавать новые истребители, лучше идти по пути модернизации МиГа...», — сказал тогда вождь Советской страны.

Одной из задач модернизации МиГа стал вопрос преодоления звукового барьера. Серийный МиГ-15 лишь приблизился к этой задаче и достигал максимальной скорости 1042 км/ч. Новый экспериментальный МиГ получил наименование СИ-1 и стреловидное крыло, расположенное под углом 45 градусов к корпусу самолета.

Первый полет опытной машины состоялся 14 января 1950 года на подмосковном аэродроме в Жуковском (этот экспериментальный аэродром работает и в наши дни). Летчиком-испытателем нового самолета был назначен Герой Советского Союза подполковник Иван Тимофеевич Иващенко.


Иван Иващенко. Фото: wikipedia.org

Первый вылет Ивана Иващенко 14 января 1950 года на экспериментальном истребителе СИ-1 прошел успешно. Новый самолет на 40 км/ч превысил скорость самых последних модификаций серийного МиГ-15. 1 февраля 1950 года в очередном полете Иващенко на высоте 2200 м разогнал самолет до скорости выше 1100 км/ч, достигнув скорости звука. Затем эту скорость новая машина продемонстрировала и на высоте, превышающей 10 километров. Это был крупный успех в «гонке вооружений», гонке скоростей и качеств новейших боевых самолетов.

Однако за такие успехи приходилось платить жизнями, как в настоящем бою. Дело в том, что при достижении скорости звука происходит так называемый «волновой кризис» — изменение характера обтекания летательного аппарата воздушным потоком, что приводит к появлению ранее неизвестных вибраций и иных воздействий на корпус, крылья и оперение самолета.

В то время эти особенности «волнового кризиса» на скорости звука еще не были исследованы и досконально известны. 17 марта 1950 года самолет летчика-испытателя Иващенко в крутом пикировании был буквально разрушен «волновым эффектом» — от ранее неизвестных вибраций на новых сверхскоростях не выдержало хвостовое оперение самолета.

Экспериментальный СИ-1 разбился, Иващенко погиб. Ценой своей жизни он, настоящий боевой летчик, добыл новые знания, критически важные для «гонки вооружений». Будущий МиГ-17 получил иное хвостовое оперение, новой конструкции из новых материалов.

Уже в 1951 году этот самый современный на тот момент истребитель пошел в серийное производство. Полученный дорогой ценой самолет оказался очень удачным, он состоял на вооружении почти 20 лет, с успехом воевал против новейших самолетов США в небе Кореи и Вьетнама.

Данный истребитель выпускался не только в СССР, но и по лицензии производился в Китае, Польше и Чехословакии — в общей сложности было выпущено свыше 11 тысяч экземпляров МиГ-17 всех модификаций. Всего же этот истребитель состоял на вооружении более чем сорока государств, причем в большинстве этих стран ему довелось участвовать в боевых действиях — в этом МиГ-17 уникален среди всех боевых самолетов мира.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    6 февраля 2016 06:53
    Да, вот так и делалась история авиации и увы, но на пути её развития, слишком много могил по обочинам, и хорошо, что мы не забываем об этих людях.
    1. +3
      6 февраля 2016 09:46
      Вечная Память мужикам погибшим за Родину на боевых постах!
  2. +18
    6 февраля 2016 07:51
    Не согласен с автором в том что МиГ-15-первый серийный реактивный истребитель.Куда девать 280 истребителей ЯК-15 и 602 истребителя МиГ-9 или это штучная продукция?Или опытные экземпляры.За то что вспомнили И.Т.Иващенко большое спасибо.А.Кочетков,И.Иващенко,да целая плеяда лучших лётчиков-испытателей шли через неизвестное к достижениям современной авиации.Правильно назвали свои книги Стефановский "Триста неизвестных" и Галлай "Через невидимые барьеры".Испытатели той поры,рискуя жизнью,шли через флаттер,затягивание в пикирование,звуковой барьер к современной авиации.
    1. +2
      6 февраля 2016 17:36
      Цитата: амурец
      .Куда девать 280 истребителей ЯК-15 и 602 истребителя МиГ-9 или это штучная продукция

      Ну уж если на то пошло то и 430 Як-17 и Як-17УТИ куда записывать будем, ведь за частую именно благодаря Як-17УТИ происходило переучивание летчиков на МиГ-15
    2. 0
      6 февраля 2016 20:11
      Цитата: амурец
      Не согласен с автором в том что

      а разве МиГ-17 в Корее воевал?
      1. +2
        6 февраля 2016 20:41
        Цитата: veteran66
        а разве МиГ-17 в Корее воевал?

        Не понятен к чему Ваш вопрос. У "17" вообще то богатая боевая жизнь, он и на Ближнем Востоке отметился и во Вьетнаме, и в соседних с ним странах, и на Кубе, не говоря уж про всякие Африки
        А в КНДР МиГ17 поступили уже по окончанию активных боевых действий, напомню,что мирного договора между КНДР и РК нет до сих пор, и "17" пришлось то же повоевать к примеру:
        15 апреля 1969 г. два МиГ-17 ВВС КНДР сбили самолёт дальнего радиолокационного обнаружения ЕС-121 ВМС США. Самолёт с 31 военнослужащими на борту упал в Японское море

        И они сегодня еще на вооружении. Присмотритесь их видно на заднем плане
        1. 0
          8 февраля 2016 20:56
          Цитата: svp67
          Не понятен к чему Ваш вопрос.

          если не вырывать вопрос из контекста беседы, то умному человеку будет понятно, что речь шла о конфликте 50-53 годов, а там их (МиГ-17) не было
  3. +3
    6 февраля 2016 09:42
    Есть хороший фильм том времени и покорении скорости, о Лётчиках.
    1. +2
      6 февраля 2016 14:57
      Жаль нигде в сети нельзя найти второй фильм "Там за горизонтом". Сколько не искал, не нашел. А фильм отличный.
    2. +3
      6 февраля 2016 15:55
      Цитата: мыслитель
      Есть хороший фильм том времени и покорении скорости, о Лётчиках.

      Слава Богу их много таких фильмов и вот этот не чуть не хуже предложенного Вами
  4. +5
    6 февраля 2016 12:22
    Автору за статью поставил минус. Тема статьи не раскрыта. Исторические данные исчезающе малы. Как писать тексты учат в третьем классе средней школы(раздел: работа с текстом). Вывод- непрофессионально.
  5. +3
    6 февраля 2016 18:14
    Батя летал на МиГ-17ПФ в середине 50-х годов. Жив слава Богу до сих пор. Потом на МиГ-21 многих модификаций, но 17-й вспоминает до сих пор и, только самым добрым словом.
    1. +2
      6 февраля 2016 20:15
      Цитата: ё-моё
      Батя летал на МиГ-17ПФ

      мой тоже, потом с мигаря на Су-9 пересел... "чижало", конструктор - сухой, техник - худой, самолёт - сырой, а лётчик мокрый. А на мигарях хорошо было похулиганить, благо в ДальВО служил.
  6. 0
    6 января 2017 20:47
    Про этот МиГ 17 в песне "фантом" поётся. "...Вижу в небе белую черту,это МиГ 17 на хвосту..."