Military Review

Donetsk Poplar from Marshal Eremenko. Part of 2

7
Donetsk Poplar from Marshal Eremenko. Part of 2

We write more about criminals than about normal life. A poplar, planted by Marshal Eremenko, grows on the land of Donetsk. Only very few people know about this. Few people know about the doctor who saved more than one thousand lives.


During the Great Patriotic War, Natalya Semenovna Gaydaeva lived in Rostov-on-Don, where she completed her studies at the Rostov Medical Institute and at the same time worked in hospitals. In 1947, as a young doctor, she arrived in the small mining village of Gundorovka, worked at the health center of the Yugo-Vostochnaya mine. In 1951, Natalia Semyonovna was appointed the head doctor of the maternity hospital.

In maternity hospitals per month, then 100-120 children were born. Not surprisingly, by the time the city was renamed, by 30 June 1955, its population was already more than 33 thousand people. At the very peak of the birth rate in the city of Donetsk - in the beginning and in the middle of the 50-s, the remarkable doctor Natalya Semenovna Gaydayeva became the chief doctor of the Donetsk maternity hospital. All the peers of the city, those who are already over fifty, were born thanks to the caring hands of the medical staff of the first maternity hospital in the city, located in the village of the Vostochnaya mine.

A large birth rate in the city led to a shortage of places in nurseries and kindergartens. Accordingly, after a few years, there was a shortage of places for classes in schools. At the beginning of 1958, the city had 11 schools, 20 kindergartens, five nurseries. 224 teachers were engaged in teaching children in schools, and 3 780 students sat down at the desks of the new school year. There was 30 food and department stores. In houses, apartments and hostels there were 2 900 radios and a total of fifteen televisions.

For most citizens, televisions were a big and, alas, useless luxury. It was possible to receive television programs only two or three hours a day. The city has already worked seven club institutions and 12 libraries. According to the Komsomol trips to work in the mines, entire crews of submarines and ships came. But, unfortunately, not all volunteers had a life in the mining region, and even at the newly opened mine.

Salaries and prices of those years

In September 1956, the earnings of miners working in the combine lavas No. 2 and No. 3 of the Southwestern Mine No. 1-bis reached 5000 — 6000 rubles.
Let's "move forward" at that time and go to the grocery store "Cosmos" (at the opening it was called store number 50), then located on Stalin Avenue. So, according to the newspaper press, black bread cost 1 ruble 60 kopecks, white - 2 ruble, butter - 24 ruble 50 kopecks, meat (pork, beef) - from 16 to 22 rubles, depending on the variety, Dutch cheese - 18 rubles 70 kopeks, sweets “Swallow” - 60 kopeks, champagne “Tsimlyanskoe” - 22 rubles 50 kopeks, vodka “Moskovskaya” - 26 rubles 62 kopeks, cognac “Armenian” (three asterisks) - 50 rubles 40 kopecks

"I know the city will be"

In addition to industrial enterprises, the city was actively building shops and canteens, cafes and restaurants. Before the International Women's Day in 1967, the central city department store, so necessary for the city, opened. This was a report on its discovery, published in the newspaper Donetsk Worker 7 March 1967: “At 10 hours 30 minutes the department store opens the door. The first visitors are met by the director Yakov Savelyevich Prosyanik and invites them to the goods. The first buyer in the new department store was a housewife Comrade. Melnikova, she bought women's slippers for herself and her sister. Then the model shoes are bought by the miner of the Yugo-Zapadnaya mine. No. 1 comrade. Datchenko. Elderly woman comrade. Popova bought Start TV for 234 rubles and an autotransformer for it. Buyers willingly purchased men's and teenage suits, Rosinka woolen fabrics, black and blue Boston, tights, men's shirts, various shoes, ladies' and shopping bags and other goods. ”

Now it would never occur to anyone to list in the report on the opening of the store goods purchased by customers!

In order to comply with the rules of trade, and scarce goods are not hidden under the counter and in the back room, vigilantly watched the people's control bodies. About such a raid of national controllers in one of the newspaper reports in April 1970, the following was written: “Particularly rich hiding places were found in the village of Gundorovka. Then you and viscose blouses, and sandals imported, and leather gloves, and mittens, and handbags. It’s very difficult to list everything. ”

But they scrupulously listed, made up acts and sent them to the department for combating the embezzlement of socialist property. So it turned out that while some were multiplying socialist property, others were shamelessly using the same common property.

The eighth and ninth five-year plans (years from 1966 to 1975) became the period of the most rapid economic and industrial development of the city of Donetsk. New industrial enterprises were built, the work of the operating mines was improved, the city itself developed rapidly, receiving a large number of visiting specialists from other regions of the country as its inhabitants.

The city launched an operating complex of an excavator plant, built knitting and cotton spinning factories, soft drinks factory, vocational school number 59 for 500 students, laundry, dry cleaning, 18 900 square meters of housing and four canteens for 600 seats.

At such a pace of development, the city urgently needed a master plan for development. You can read about how he was born in the article “This will be the city of Donetsk” in the newspaper Donetsk Worker from 24 of September 1968.

“A meeting was held in the CPSU city committee to discuss the master plan for the development and development of the city. It was attended by the chief architect of the Rostov region V. I. Grigor and the author of the project Z. D. Tikhonov (design institute Rostovgipproshaht).

Tikhonova said: “It was not easy to develop a master plan for your city. Coal tracts, on which, in essence, there is the whole of Donetsk, spent spaces, uneven terrain, various communications crossing the city - all this made the work on the project difficult. There were two main goals. To develop the city in the direction of the Seversky Donets River, in order to reach residential areas to its shores, and secondly, to make the city more compact. It was decided to make an industrial zone a kind of triangle from the Tsentralnaya mine to the Vostochnaya mine. A new recreation center for workers with a swimming pool and other sports facilities will grow on the bank of the Seversky Donets. The town planning council approved the master plan for the development of the city. ”


This wonderful plan was to be implemented by the leaders of the city and the main, as they say, city-forming enterprises: Ivan Ivanovich Gavritskov - the first secretary of the CPSU CC, Vladimir Fedorovich Minyaylo - chairman of the executive committee of the city council, Vasily Ivanovich Syrovatsky - chief architect of the city, Peter Filippovich Romanovsky - director excavator plant under construction Nikolai V. Matveev - director of a knitting factory, Peter Ivanovich Marenkov - director of a brick factory, Boris Nikolayevich Kolesnikov - head troyupravleniya number 34 and others.

One of the coordinators of the work on the accelerated development of the city was the head of the department of industry and construction of the Civil Code of the CPSU, Vladimir Ivanovich Stadnikov.

What happened to the Komsomol leaders

The absolute majority of the people at the head of the governing structures at that time were participants in the Great Patriotic War, front-line soldiers.

Today, even people in high positions are forced, on the one hand, to recognize the enormous role that the Komsomol played in raising the younger generation, and on the other hand to regret, to look today for ways to create something similar to the Komsomol.

The first constituent Komsomol conference was held only on September 11. Today, many delegates to this conference are more than 70 years old. At that time, the 2-th Secretary of the Kamensk Regional Committee of the Komsomol Nikolai Kruchin made a report on the tasks of the Donetsk city Komsomol organization. At the regional Komsomol conference that took place soon, he was elected first secretary of the regional committee, then he worked for the Central Committee of the Komsomol and tragically died during the troubled Yeltsin time (according to unofficial approval, he was thrown out of the window of his apartment), fulfilling the duties of the CPSU Central Committee.

By the way, he became the prototype of one of the heroes of the famous movie “Two Fates”.

The honorable miner Alexander Ivanovich Burmistrov received the title of Hero of Socialist Labor in 27 years in 1957.

I can’t but give another name - the Komsomol secretary of the Donetsk mine of Vladimir Dmitriyevich Kholodenko, and later the well-known section chief, also an honorary miner. In Donetsk, there is no other person who would be awarded the Orders of Lenin, the October Revolution, the Red Banner of Labor, two medals of the Exhibition of Economic Achievements (All-Union Exhibition of Economic Achievements), all three degrees of Miner's Glory and countless different letters and souvenirs.



Were able to celebrate

Especially old-timers remember the holiday dedicated to the Day of Soviet Youth, held on the shores of S. Donets in the Popovka area in Ukraine, with the participation of two sister cities - Donetsk and Krasnodon.

Delegations were provided and gathered on dozens of trucks re-equipped for passengers. Among the many sports and cultural events held at this festival race for motorcycles for the prize of the Young Guard Radik Yurkin, who personally participated in this meeting.

By the way, then people read a lot and, what is extremely important to emphasize, many families wrote out (sometimes for a lot of pull) three or five newspapers and two or three magazines. In addition, in recent years, a subscription to many essays of the most popular writers has been popular. People subscribed to subscriptions for hours, and often many days, stood in queues, kept lists, strictly controlled them.

So, speaking of the work of clubs and libraries, it is worth noting that most of them were under the direct authority of the trade unions, therefore, all cultural work, especially costly activities, were carried out by the Komsomol in close cooperation with the trade unions. Various sports competitions, reviews and contests, hiking and trips - all required funds and often considerable ones. These funds were drawn from trade union organizations. Then the trade unions were very solid organizations. In addition to membership dues, considerable social insurance funds passed through their hands. In addition, they were endowed with such powers, when, if necessary (especially in case of violation of labor laws, violation of safety regulations), they could raise the issue of non-compliance of the production manager. Moreover, in the hands of the trade union were practically all the systems of the sanatorium and health-improving institutions. Every ordinary worker could afford a ticket to these institutions then. In Soviet times, sanatoriums, rest homes, boarding houses and dispensaries were numerous. In Donetsk, there was a rest house and several preventoriums, and all of them were always crowded.

Often, a ticket, even at full price, was not easy to get. It will be clear if I say that even to our Donetsk holiday home, a two-week ticket cost only 14 rubles. Any cleaning lady who received 50-60 rubles in wages could afford this pleasure.

One of the very first guests of the city was the famous pilot, Hero of the Soviet Union Vodopyanov.

Many people remember for a long time the meeting with the famous Soviet composer Dmitry Pokras. The author of the song about budenovtsy and budyonovets himself, already an elderly person, amazed the audience with his optimism. Small, slow, with shaking hands and a big head, the little man, shuffling his feet, went on stage, sat down at the piano, pulled the microphone to himself, hit the keys and sang: “We are red cavalrymen, and about us the tale-minded people tell a story .. . " For a few seconds the hall of the DC Shakhtar froze, and on the stage a completely different, lively, energetic person was “raging”. It was something incredible.

Poplar from Marshal Eremenko

At that time, it was customary to assume socialist obligations not only on the scale of enterprises and mines, but also of the whole city. At the 1968 summing up meeting, the townspeople made commitments for the next 1969 year. They indicated a commitment to plant 7 thousands of trees and equip a city beach on the shore of the Seversky Donets. Forty years have passed, and this task is very relevant to this day. The fact that the city has become so green is undoubtedly the merit of the citizens who worked on the improvement of the city in the fifties and sixties, especially the Komsomol and youth.

The famous city alley of Friendship, planted along the road from Gundorovka to the city center for six kilometers, began with the famous Marshal of the Soviet Union, Andrei Ivanovich Eremenko. He came here in 60's.


On the Lenin Square, in front of the DC Shakhtar, residents of the city gathered. The distinguished guest was greeted by the city authorities, and, according to Russian custom, they presented him bread and salt. In memory, Andrei Ivanovich planted a young topolok in the city park. He settled down and became powerful. Other trees appeared beside it.

The ending should ...
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volga Cossack
    Volga Cossack 22 March 2016 07: 17
    +1
    The city of Donetsk lived and will be !!!! For the article, Thank you !!!! Warm the soul !!!!
  2. parusnik
    parusnik 22 March 2016 07: 44
    +3
    In maternity hospitals per month, 100-120 children were born. It is not surprising that by the time the city was renamed, by June 30, 1955, its population already amounted to more than 33 thousand people.... Polina, this is from a "bad totalitarian" life ... Thank you very much for the article ...
    1. Cat man null
      Cat man null 22 March 2016 07: 50
      +2
      Quote: parusnik
      In maternity hospitals, 100-120 children were born per month. It is not surprising that by the time the city was renamed, by June 30, 1955, its population had already amounted to more than 33 thousand people .... Polina, this is because of the "bad totalitarian" life

      The rhetorical question: where is the birth rate higher — somewhere in Honduras-Angola-Somalia, or in Austria-Germany-Sweden?

      An increase in the standard of living (read - the opportunity to live "for oneself") still lowers the birth rate.

      True yes
      1. Monster_Fat
        Monster_Fat 22 March 2016 08: 18
        +3
        Oh, this notorious "standard of living" ... It's not the point. It's just that the “values” of life at that time were different - the values ​​for which it was worth and made sense to live were precisely: children, respect, etc. which children are only an annoying burden, a hindrance, etc.
        1. Cat man null
          Cat man null 22 March 2016 10: 11
          0
          Quote: Monster_Fat
          It's just that the "values" of life at that time were different - the values ​​for which it was worth and made sense to live were precisely: children, respect

          Do Honduras-Angola-Somalia have the same values ​​now? I suspect not. Grub - yes, then value. Moreover, the birth rate is there - well, just belay

          Now, if you would have hung your comment on this, a floor above:

          Quote: parusnik
          ... so this is from a "bad totalitarian life ... (in the USSR in the 30s there was a high birth rate, that is)

          - that, IMHO, would be correct ..
      2. Mountain shooter
        Mountain shooter 22 March 2016 10: 01
        +3
        At one time in the prosperous United States there was a so-called "baby boom." It was simply considered normal to have three or more children in a family where the mother is a housewife. The level of life in the post-war states was not Honduran.
        1. Cat man null
          Cat man null 22 March 2016 23: 45
          0
          Quote: Mountain Shooter
          At one time in the prosperous United States there was a so-called "baby boom." It was simply considered normal to have three or more children in a family where the mother is a housewife

          Quote: Mountain Shooter
          The standard of living in the post-war states was not Honduran

          Here's the answer:

          Quote: Monster_Fat
          Just the "values" of life at that time were different - the values ​​for which it was worth and made sense to live were precisely: children

          I didn’t deny it, as if .. and then - a housewife wife .. yes God himself ordered the children to be engaged .. and in order to be engaged, they must be.

          And about the "standard of living" I think so: with a low capacity, what happens:

          - no distractions, busy with survival, the only entertainment .. is .. well, of course. And from this, children happen ..
          - high mortality, nature itself regulates the population .. what? Yes, it’s high birth rate.

          IMHO yes

Донецк. Тополь от маршала Ерёменко. Часть 2

Донецк. Тополь от маршала Ерёменко. Часть 2

Больше о преступниках пишем, чем о нормальной жизни. Растёт на донецкой земле тополь, посаженный маршалом Ерёменко. Только об этом уже мало кто знает. Мало кто знает и о враче, спасшем не одну тысячу жизней.

Во время Великой Отечественной войны Наталья Семёновна Гайдаева жила в Ростове-на-Дону, где заканчивала учебу в Ростовском медицинском институте и одновременно работала в госпиталях. В 1947 году как молодой врач она приехала в небольшой горняцкий поселок Гундоровка, работала в здравпункте шахты «Юго-Восточная». В 1951 году Наталья Семеновна была назначена главврачом родильного дома.

В роддомах в месяц тогда рождалось по 100-120 детей. Неудивительно, что к моменту переименования города, к 30 июня 1955 года, его население уже составило более 33 тысяч человек. В самый пик рождаемости в городе Донецке — в начале и середине 50-х годов — главным врачом донецкого родильного дома стала замечательный врач Наталья Семеновна Гайдаева. Все ровесники города, те, которым сейчас уже за пятьдесят, появились на свет благодаря заботливым рукам медперсонала первого в городе родильного дома, расположенного в поселке шахты «Восточной».


Большая рождаемость в городе привела к нехватке мест в яслях и детсадах. Соответственно, через несколько лет стало не хватать мест для занятий в школах. На начало 1958 года в городе было 11 школ, 20 детсадов, пять яслей. Обучением детей в школах занимались 224 учителя, за парты нового учебного года сели 3 780 учащихся. Имелось 30 продовольственных и промтоварных магазинов. В домах, квартирах и общежитиях насчитывалось 2 900 радиоприемников и всего пятнадцать телевизоров.

Для большинства горожан телевизоры были большой и, увы, бесполезной роскошью. Принимать телевизионные программы можно было только два-три часа в сутки. В городе уже работали семь клубных учреждений и 12 библиотек. По комсомольским путевкам на работу в шахтах приезжали целые экипажи подводных лодок и кораблей. Но, к сожалению, не у всех добровольцев заладилась жизнь в шахтерском краю, да ещё на только что открытой шахте.

Зарплаты и цены тех лет

В сентябре 1956 года заработки шахтеров, работавших в комбайновых лавах № 2 и № 3 шахты «Юго-Западная» № 1-бис, достигали 5000—6000 рублей.
Давайте «перенесёмся» в то время и зайдем в гастроном «Космос» (при открытии он назывался магазин № 50), находившийся тогда на проспекте Сталина. Так, по данным газетной прессы, хлеб черный стоил 1 рубль 60 копеек, белый — 2 рубля, масло сливочное — 24 рубля 50 копеек, мясо (свинина, говядина) — от 16 до 22 рублей, в зависимости от сорта, сыр «Голландский» — 18 рублей 70 копеек, конфеты «Ласточка» — 60 копеек, шампанское «Цимлянское» — 22 рубля 50 копеек, водка «Московская» — 26 рублей 62 копейки, коньяк «Армянский» (три звездочки) — 50 рублей 40 копеек.

«Я знаю, город будет»

Помимо промышленных предприятий, в городе активно строились магазины и столовые, кафе и рестораны. Перед Международным женским днём в 1967 году открылся так необходимый городу центральный городской универмаг. Таким был репортаж о его открытии, напечатанный в газете «Донецкий рабочий» 7 марта 1967 года: «В 10 часов 30 минут универмаг открывает двери. Первых посетителей встречает директор Яков Савельевич Просяник и приглашает их к товарам. Первым покупателем в новом универмаге была домохозяйка тов. Мельникова, она приобрела женские тапочки себе и сестре. Затем модельные туфли покупает горняк шахты «Юго-Западная» № 1 тов. Датченко. Пожилая женщина тов. Попова купила телевизор «Старт» за 234 рубля и автотрансформатор к нему. Покупатели охотно приобретали мужские и подростковые костюмы, шерстяные ткани «Росинка», черный и синий «бостон», трико, мужские сорочки, различную обувь, дамские и хозяйственные сумки и другой товар».

Сейчас никому бы и в голову не пришло перечислять в репортаже об открытии магазина товары, приобретенные покупателями!

За тем, чтобы соблюдались правила торговли, и дефицитные товары не припрятывали под прилавком и в подсобках, зорко следили органы народного контроля. О таком рейде народных контролеров в одном из газетных репортажей в апреле 1970 года написано следующее: «Особенно богатые тайники были обнаружены в сельмаге посёлка Гундоровка. Тут тебе и вискозные кофточки, и босоножки импортные, и кожаные перчатки, и варежки, и дамские сумочки. Все перечислять очень трудно».

А ведь скрупулезно перечисляли, составляли акты и направляли для реагирования в отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Так вот и получалось, что пока одни приумножали социалистическую собственность, другие той же общей собственностью беззастенчиво пользовались.

Восьмая и девятая пятилетки (годы с 1966-го по 1975-й) стали периодом самого бурного экономического и промышленного развития города Донецка. Строились новые промышленные предприятия, совершенствовалась работа действовавших шахт, быстро развивался сам город, принимавший в число своих жителей огромное количество приезжих специалистов из других регионов страны.

В городе был введен в строй действующий пусковой комплекс экскаваторного завода, построены трикотажная и хлопкопрядильная фабрики, завод безалкогольных напитков, профтехучилище № 59 на 500 учащихся, прачечная-химчистка, 18 900 квадратных метров жилья и четыре столовых на 600 посадочных мест.

При таких темпах развития городу был крайне необходим генеральный план развития. О том, как он рождался, можно прочитать в статье «Таким будет город Донецк» в газете «Донецкий рабочий» от 24 сентября 1968 года.

«В горкоме КПСС состоялось совещание по обсуждению генерального плана развития и застройки города. На нем присутствовал главный архитектор Ростовской области В. И. Григор и автор проекта З. Д. Тихонова (проектный институт Ростовгиппрошахт).

Тихонова сказала: «Разработать генеральный план для вашего города было непросто. Угольные массивы, на которых, по существу, стоит весь Донецк, отработанные пространства, неровная местность, пересекающие город различные коммуникации — всё это затруднило работу над проектом. Было две основных цели. Развивать город по направлению к реке Северский Донец, чтобы выйти жилыми кварталами к его берегам, во-вторых, сделать город более компактным. Было принято решение — своеобразный треугольник от шахты «Центральная» до шахты «Восточной» сделать промзоной. На берегу Северского Донца вырастет новая база отдыха трудящихся с плавательным бассейном и другими спортсооружениями. Градостроительный совет одобрил генеральный план развития города».

Донецк. Тополь от маршала Ерёменко. Часть 2

Воплощать в жизнь этот замечательный план должны были руководители города и основных, как сейчас говорят, градообразующих предприятий: Иван Иванович Гаврицков — первый секретарь ГК КПСС, Владимир Федорович Миняйло — председатель исполкома горсовета, Василий Иванович Сыроватский — главный архитектор города, Петр Филиппович Романовский — директор строящегося экскаваторного завода Николай Васильевич Матвеев — директор трикотажной фабрики, Петр Иванович Маренков — директор кирпичного завода, Борис Николаевич Колесников — начальник стройуправления № 34 и другие.

Одним из координаторов работы по ускоренному развитию города был заведующий отделом промышленности и строительства ГК КПСС Владимир Иванович Стадников.

Что стало с комсомольскими лидерами

Абсолютное большинство людей, стоящих во главе руководящих структур в то время, было участниками Великой Отечественной войны, фронтовиками.

Сегодня даже люди, занимающие высокие посты, вынуждены, с одной стороны, признать огромную роль, которую выполнял комсомол по воспитанию подрастающего поколения, а с другой — сожалеть, искать сегодня способы создавать что-то подобное комсомолу.

Первая учредительная городская комсомольская конференция состоялась только 11 сентября. Сегодня многим делегатам этой конференции более 70 лет. С докладом «О задачах Донецкой городской комсомольской организации» на этой конференции выступил в то время 2-й секретарь Каменского обкома комсомола Николай Ефимович Кручина. На состоявшейся вскоре областной комсомольской конференции он был избран первым секретарем обкома, потом работал в ЦК комсомола и трагически погиб в смутное ельцинское время (по неофициальному утверждению, был выброшен из окна собственной квартиры), исполняя обязанности управляющего делами ЦК КПСС.

Кстати, это он стал прообразом одного из героев известного кинофильма «Две судьбы».

Почётный шахтер Александр Иванович Бурмистров звание Героя Социалистического труда получил в 27 лет в 1957 году.

Не могу не назвать еще одно имя — комсомольского секретаря шахты «Донецкая» Владимира Дмитриевича Холоденко, а позже известного начальника участка, тоже почётного шахтёра. В Донецке нет другого человека, кто был бы награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, двумя медалями ВДНХ (Всесоюзная выставка достижений народного хозяйства), всеми тремя степенями «Шахтерской Славы» и бесчисленным множеством различных грамот и сувениров.

Донецк. Тополь от маршала Ерёменко. Часть 2


Праздновать тогда умели

Особенно старожилам запомнился праздник, посвященный Дню советской молодежи, проведенный на берегу С. Донца в районе Поповки на территории Украины, с участием двух братских городов — Донецка и Краснодона.

Делегации были обеспечены и съезжались на десятках переоборудованных для пассажиров грузовых машинах. В числе многочисленных спортивных и культурных мероприятий проводилась на этом празднике гонка на мотоциклах на приз молодогвардейца Радика Юркина, принимавшего личное участие в этой встрече.

Кстати, читали люди тогда очень много и, что чрезвычайно важно подчеркнуть, многие семьи выписывали (иногда по большому блату) три-пять наименований газет и два-три журнала. Кроме того, в последние годы была популярна подписка на многие сочинения наиболее популярных писателей. На подписные издания люди часами, а нередко и многими днями стояли в очередях, вели списки, строго их контролировали.

Так вот, говоря о работе клубов и библиотек, стоит особо заметить, что большинство из них находилось в непосредственном ведении профсоюзов, следовательно, вся культурно-массовая работа, особенно затратные мероприятия, проводились комсомолом в самом тесном взаимодействии с профсоюзами. Различные спортивные соревнования, смотры и конкурсы, туристические походы и поездки — все требовало средств и часто немалых. Эти средства черпались из профсоюзных организаций. Тогда профсоюзы представляли собой очень солидные организации. Кроме членских взносов через их руки проходили значительные средства социального страхования. Помимо этого, они были наделены и такими полномочиями, когда по необходимости (особенно при нарушении трудового законодательства, нарушении техники безопасности) могли ставить вопрос о несоответствии руководителя производства. Больше того, в руках профсоюза находились практически все системы санаторно-курортного и оздоровительных учреждений. Путевку в эти учреждения тогда мог позволить себе каждый рядовой рабочий. В советское время санаториев, домов отдыха, пансионатов и профилакториев было множество. В г. Донецке действовали Дом отдыха и несколько профилакториев, и все они всегда были переполнены.

Зачастую путевку, даже за полную стоимость, достать было непросто. Это будет понятно, если скажу, что даже в наш Донецкий дом отдыха путевка на две недели стоила всего лишь 14 рублей. Любая уборщица, получавшая 50-60 рублей зарплаты, могла позволить себе это удовольствие.

Одним из самых первых гостей города был прославленный лётчик, Герой Советского Союза Водопьянов.

Многим надолго запомнилась встреча со знаменитым советским композитором Дмитрием Покрасом. Автор песни о будёновцах и сам будёновец, уже пожилой человек, поразил собравшихся своим оптимизмом. Маленький, медлительный, с трясущимися руками и крупной головой, человечек, шаркая ногами, вышел на сцену, уселся за фортепиано, подтянул к себе микрофон, ударил по клавишам и запел: «Мы — красные кавалеристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ...». На несколько секунд зал ДК «Шахтер» замер, а на сцене «бушевал» уже совершенно другой, живой, энергичный человек. Это было что-то невероятное.

Тополь от маршала Ерёменко

В тот период было принято принимать социалистические обязательства не только в масштабе предприятий и шахт, но и целого города. На собрании по подведению итогов 1968 года горожане приняли обязательства на следующий 1969 год. В них было обозначено обязательство посадить 7 тысяч деревьев и оборудовать городской пляж на берегу Северского Донца. Прошло сорок лет, а эта задача очень актуальна до сих пор. В том, что город стал таким зеленым, безусловно, заслуга горожан, работавших на благоустройстве города в пятидесятые и шестидесятые годы, особенно комсомольцев и молодёжи.

Знаменитая городская аллея Дружбы, высаженная вдоль дороги от Гундоровки к центру города на протяжении шести километров, началась с прославленного маршала Советского Союза Андрея Ивановича Ерёменко. Он приезжал сюда в 60-х годах.

Донецк. Тополь от маршала Ерёменко. Часть 2

На площади имени Ленина, перед ДК «Шахтер», собрались жители города. Высокого гостя встречали городские власти, и по русскому обычаю преподнесли ему хлеб и соль. На память Андрей Иванович посадил в городском парке молодой тополёк. Он прижился и стал могучим. Рядом с ним появились и другие деревья.

Окончание следует…
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. казак волгский 22 марта 2016 07:17
    Город Донецк- жил и будет!!!!За статью- Спасибо!!!!Душу Согрели!!!!
  2. parusnik 22 марта 2016 07:44
    В роддомах в месяц тогда рождалось по 100-120 детей. Неудивительно, что к моменту переименования города, к 30 июня 1955 года, его население уже составило более 33 тысяч человек....Полина, так это от "плохой тоталитарной" жизни...Спасибо,большое за статью...
    1. Cat Man Null 22 марта 2016 07:50
      Цитата: parusnik
      В роддомах в месяц тогда рождалось по 100-120 детей. Неудивительно, что к моменту переименования города, к 30 июня 1955 года, его население уже составило более 33 тысяч человек....Полина, так это от "плохой тоталитарной" жизни

      Риторический вопрос: где рождаемость выше - где-нибудь в Гондурасе-Анголе-Сомали, или же в Австрии-Германии-Швеции?

      Повышение уровня жизни (читай - возможности жить "для себя") - таки понижает рождаемость.

      Правда yes
      1. Monster_Fat 22 марта 2016 08:18
        Ох, уж этот пресловутый "уровень жизни"... Не в нем дело. Просто "ценности" жизни в то время были другие- ценностями, ради которых стоило и имело смысл жиить были именно: дети, уважение и пр. А, в так называемых "цивилизованых" "развитых странах" ценности совсем другие-это ценности эгоистов, для которых дети являются только досадным обременением, помехой м пр.
        1. Cat Man Null 22 марта 2016 10:11
          Цитата: Monster_Fat
          Просто "ценности" жизни в то время были другие- ценностями, ради которых стоило и имело смысл жиить были именно: дети, уважение

          В Гондурасе-Анголе-Сомали сейчас - тоже такие же ценности? Подозреваю, что нет. Жратва - да, то ценность. При этом рождаемость там - ну просто belay

          Вот если бы Вы на это свой коммент повесили, этажом выше:

          Цитата: parusnik
          ... так это от "плохой тоталитарной жизни... (в СССР в 30-е годы была высокая рождаемоть, то есть)

          - это, ИМХО, было бы правильно..
      2. Горный стрелок 22 марта 2016 10:01
        В свое время в процветающих США был так называемый "бэби-бум".Просто нормальным считалось иметь в семье, где мать - домохозяйка, трех и больше детишек. Уровенб жизни в послевоенных штатах был - не Гондурасским.
        1. Cat Man Null 22 марта 2016 23:45
          Цитата: Горный стрелок
          В свое время в процветающих США был так называемый "бэби-бум".Просто нормальным считалось иметь в семье, где мать - домохозяйка, трех и больше детишек

          Цитата: Горный стрелок
          Уровень жизни в послевоенных штатах был - не Гондурасским

          Вот ответ:

          Цитата: Monster_Fat
          Просто "ценности" жизни в то время были другие- ценностями, ради которых стоило и имело смысл жиить были именно: дети

          Я этого и не отрицал, как бы.. и потом - жена-домохозяйка.. да сам Бог велел детьми заниматься.. а чтобы ими заниматься, надо, чтобы они были.

          А про "уровень жизни" я так мыслю: при низком ём что получается:

          - ни на что не отвлекаешься, занят выживанием, единственное развлечение.. это.. ну, понятно. А от этого дети случаются..
          - смертность высокая, природа сама регулирует популяцию.. чем? Да именно высокой рождаемостью.

          ИМХО yes

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня