Military Review

180 anniversary of the birth of the great surgeon Nikolai Vasilievich Sklifosovsky

6
6 April 2016 marks the 180 anniversary of the birth of an outstanding Russian surgeon, Professor Emeritus, Director of the Imperial Clinical Institute Grand Duchess Elena Pavlovna in St. Petersburg, as well as the author of numerous works on abdominal cavity surgery Nikolai Vasilievich Sklifosovsky. Born in a small farm near the town of Dubossary in a poor family with many children, Nikolay Sklifosovsky became one of the most prominent and famous Russian surgeons, whose name is known to every inhabitant of our country today. He proposed a number of operations that bear his name, and also contributed to the introduction of the principles of antisepsis and asepsis in Russian surgery, which saved many lives. In memory of the great doctor, more than 70 valuable works in the field of surgery remained. Also everyone knows the research institute of ambulance in Moscow, which since 1929 has been named after Nikolai Vasilievich Sklifosovsky.


Nikolai Vasilievich Sklifosovsky was born on March 25 (April 6 in a new style) 1836 of the year. He was born on a small farm near the Moldovan town of Dubossary, which at that time belonged to the Tiraspol district of the Kherson province. After the death of Nikolai Sklifosovsky and before the October Revolution, this farm was called Sklifosovsky Farm. The surname of his paternal grandfather was Sclifos, the surname was changed by the father of the future famous physician who was anointed by the Russian Orthodox Church in Dubossary, where his 9 son Nikolai Sklifosovsky was later baptized. His father, Vasily Sklifosovsky, was a petty official - he worked as a clerk in a local quarantine office, and his mother was engaged in bringing up a whole horde of young children, all in the family were 12 children.

In such conditions, the childhood of the future luminaries of Russian medicine could hardly be called carefree and simple. On the contrary, the great surgeon went through difficult life trials, his childhood was difficult and hungry. Father’s small salary was barely enough to simply feed a large family. After the death of his wife during the period of rampant cholera epidemic in Dubossary, Vasily Sklifosovsky was forced to send his younger children to the Odessa orphanage, and he soon fell ill himself, and died several years later. At the same time, Nikolay Sklifosovsky, who unexpectedly became an “orphan” while still alive, did not disappear in this life. The boy had a very great ability to learn, he was drawn to knowledge, which allowed him to graduate from the 2 Odessa gymnasium with a silver medal. Perhaps the choice of life and profession influenced the fate of his father and mother, Sklifosovsky wanted to become a doctor and save human lives.

180 anniversary of the birth of the great surgeon Nikolai Vasilievich Sklifosovsky


An excellent certificate and a silver medal allowed him to enter the medical faculty of Moscow University. He studied at public expense, free education was available to all social groups, if they, of course, sought to obtain it. At university, he became a student of the outstanding surgeon F. I. Inozemtsev, who was Pirogov's eternal rival and even “robbed” of the great surgeon’s hope for the Moscow University’s department of surgery. In material terms, little has changed in the life of Nikolai Sklifosovsky in Moscow, he no longer had parents, and no inheritance either. All his student years he lived on a rather meager scholarship, which the Odessa order quite often sent him late.

He graduated from the University in 1859, at the age of 23 years, after which he was sent from Moscow to his native Odessa, where he got a job as an intern at the surgical department of the Odessa City Hospital. It is here that the surgeon gains independence, professional and material independence. The Odessa period of his life is very important in his biography. It was during 10 years spent in this city that he was able to gain the necessary experience for all his follow-up activities. For the sake of this surgical practice, he even refused the place of the head physician of the hospital; regalia to him at that time were less important. The years of hard medical work and constant scientific research in the field of medicine have borne fruit. In the 1863 year in Kharkov, only at the 27 age, Nikolai Sklifosovsky successfully defended his doctoral dissertation on the topic “About the circulating blood tumor”. The young doctor was engaged in little studied at that time gynecological diseases.

In 1866, Sklifosovsky is sent on a two-year overseas business trip. In 1866 and 1867, he managed to work in Germany at the Pathoanatomical Institute of Professor Virchow, as well as the surgical clinic of Professor Langenbek. In addition, he managed to work in France at the Clomart Institute of Anatomy and at the Nelaton Clinic, as well as in Scotland at Simpson, who in 1839, became a professor of obstetrics at Edinburgh University. This trip gave a lot to the young surgeon. Moreover, during her time he even managed to get acquainted with field surgery. With the permission of the Russian government, he took part in the Austro-Prussian War, working actively in the hospital and at the dressing stations, and even became a member of the Battle of Sadow (the battle of Königgrice). For participation in this battle, he was awarded an iron cross.



Gradually the name of Sklifosovsky becomes known in the medical world not only in Russia, but also abroad. In the 1870 year, on the recommendation of another outstanding Russian surgeon Pirogov Sklifosovsky receives an invitation to head the department of surgery at Kiev University. However, in Kiev, he did not stay long: he soon went to the war again, this time to the theater of the Franco-Prussian war. Upon returning to Russia in 1871, his name is to work at the Department of Surgical Pathology at the Medical-Surgical Academy in St. Petersburg, where Sklifosovsky initially taught surgical pathology and was in charge of the surgical department at a clinical military hospital, and starting from 1878, he accepts a surgical baronet in this department Villier At the same time, having published a number of his scientific works, including the “Brief Guide to Surgery”, which was one of the first in our country, he became a very popular professor-surgeon.

At the same time, in 1876, Nikolai Sklifosovsky was again at war, this time he was in Montenegro, where he was a consultant for surgery at the Red Cross. The Russo-Turkish War, which broke out in 1877, calls on the surgeon to serve in the Russian army. He takes part in the dressing of the wounded during the crossing over the Danube, works as a surgeon during the battles of Plevna and Shipka. So one of the surgeon's trips to the fort of St. Nicholas almost cost him his life. For the sake of work in the war, he could forget about everything, and if the circumstances required it, Sklifosovsky could conduct operations for several days in a row, without being distracted by food or sleep. During the counterblows of Suleiman Pasha’s army, the surgeon conducted operations for four days in a row without sleeping and resting under the fire of the Turkish troops. Reports tell us that at that time about 10 thousands of wounded people passed through Sklifosovsky's hospitals. The doctor and sisters, among whom was the surgeon's wife, Sophia Alexandrovna, supported Nikolai Vasilyevich's strength by the fact that occasionally between separate operations they poured several sips of wine into his mouth. Medical and surgical practice during the war gave Nikolay Sklifosovsky enormous material, which he later used in publications of military health and military medicine: “Transportation of the wounded in the war” (1877 year) and “Our hospital in the war”, in which, among other things, he noted the progress of sanitation, which occurred in the 1877-1878 war.

In 1880, Nikolai Vasilyevich was elected to the department of faculty surgery of the clinic of Moscow University. The professor was elected dean of the medical faculty of Moscow University, where he successfully worked from 1880 to 1893 a year. In total, Sklifosovsky spent 14 years in Moscow; this period of his research and teaching activities is considered the most productive. At the same time, under no circumstances did Nikolai Sklifosovsky change his own gentlemen's rules of behavior and communication, no one saw him lost his temper or quick-tempered. Meanwhile, Nikolai Vasilievich was an enthusiastic and emotional person.



In 1893, he returned to St. Petersburg, as he was appointed director of the Clinical Institute for Advanced Medical Studies, he also managed one of the surgical departments of this institute. He worked here until 1902, teaching practical surgery to physicians who came to St. Petersburg from all over Russia. In 1902, he retired due to illness and some time later went to his estate, located in the Poltava province.

In Sklifosovsky very strong was the desire for public service. Examples of such a ministry include the creation of a clinical campus on the Maiden Field on his own initiative. Taking advantage of his high prestige and position in Moscow, he successfully collected quite large donations among Moscow merchants to build this small town. Here he creates his own school, this school and its many students will make a very large contribution to the development of all Russian surgery.

In their time, N. I. Pirogov, K. K. Reier, and E. Bergman were pioneers of antiseptics in Russia, but they did not manage to make antiseptics available to all Russian medicine. As in many other European countries, the introduction of antiseptics in our country also met with serious resistance. And only Nikolai Vasilievich, thanks to his authority, managed to break this resistance. At first he managed to do it in Moscow, and then in the whole country. At the first Pirogov congress, which was held in 1885, Sklifosovsky delivered a brilliant speech, which was aimed at protecting antiseptics.

Sklifosovsky's career and professional path, one might say, were cloudless, but in his personal and family life he had a lot of grief. You can even say that the great surgeon who saved a huge number of human lives, pursued death. Already at a young age, he experienced real grief - at the age of 24, his young wife, Lisa, passed away, leaving the spouse alone with three young children. Later, he marries their governess, Sophia Alexandrovna, who will give birth to four more children. Life with her was good in all respects, Sophia did not divide children into friends and foes, skillfully led the household, always helped her husband. In the XIX century, their house was seen as guests of such famous people as Chekhov, Tchaikovsky, Tolstoy, and Vereshchagin. However, this happy large family was waiting for a series of terrible ordeals. One son of Sklifosovsky - Boris, died in infancy, the other - Konstantin, died at the age of 17 due to kidney tuberculosis. After that creepy история happened to the eldest son of the famous surgeon Vladimir.



At that time he studied at St. Petersburg University and showed great promise. To his misfortune, the student became interested in politics and naively joined a secret terrorist organization, in which he was given the assignment to kill the governor of Poltava. It is worth noting that the Sklifosovsky estate was located just near Poltava, here the family spent a lot of time, and the governor of Poltava was a family friend. That is why the task to kill a high-ranking official was given to Vladimir. He arrived in his native estate in a depressed state, since he could not kill a long-time acquaintance of his family, however, he also did not dare to confess to his new comrades of his "cowardice". As a result, he commits suicide by shooting himself in his own room.

If Nikolai Sklifosovsky could still be reconciled with the deaths of the sons of Boris and Konstantin, since they were natural, then the tragedy with Vladimir in the family estate literally crippled the famous surgeon. He decides to leave work and settles in his Poltava estate finally. Soon, in 1904, he dies of a stroke at the age of 68. However, maybe it was even better for him, since Nikolai Vasilyevich would not know what fate was prepared for the remaining members of his family. His other son, Nikolai, was killed during the Russian-Japanese war, the other, Alexander, went missing during the civil war. And in 1918, the wife and daughter of the great Russian surgeon, scientist and humanist were brutally murdered by the Bolsheviks in his estate Yakovtsy. They were killed in the mess of the civil war, despite the fact that they had an official paper from Lenin in their hands, which forbade touching the family of a famous doctor. At the same time, Sklifosovsky’s estate was literally turned into a pigsty for many years - an artificial insemination station was located here, and the house of the famous surgeon itself was devastated and looted.



Interesting facts about biography

Two different fainting

Curiously, in the future a well-known surgeon, and for the time being just a student Nikolai Sklifosovsky fainted at the sight of blood at the first operation he saw. Sklifosovsky has always been distinguished by impressionability. At the same time, he transferred the second such occupation calmly, and by the time he completed his studies he showed such outstanding results that he was one of the few students who were offered to pass exams for a doctoral degree. The second known fainting of Sklifosovsky happened for the exact opposite reason. After classes in the operating room and wards, Nikolai liked to go in to study operative surgery and topographic anatomy. At the same time, the sectional equipment where he worked was poor, and there was no ventilation at all. However, the student literally longed to study anatomy and sometimes lasted until the state of complete exhaustion. Once he was found lying near an unconscious corpse in a state of deep fainting.

Modesty

Earlier we already talked about the fact that Sklifosovsky refused from the post of chief physician, preferring to engage more in practice and in his own development. After 25 years after that, the already famous surgeon will refuse to celebrate the anniversary of his own medical practice - no celebrations, no celebrations. True, the hundreds of patients rescued by him and the entire surgical world still threw him with congratulatory telegrams and letters, which were around 400.



Doctor of all wars of the XIX century

It is no coincidence that Sklifosovsky is sometimes called the doctor of all wars of the 19th century. He really was an active surgeon in almost all major European conflicts of the second half of the XIX century. He took part in the Austro-Prussian War 1866 of the Year, in which he gained invaluable experience. In 1870, he participated in the Franco-Prussian war, in 1876, in the Slavic-Turkish, in 1877, in the Russian-Turkish, to which the professor volunteered. His participation in all these military conflicts makes it possible to attribute Nikolay Sklifosovsky to one of the pioneers of military field surgery. Thanks to his scientific work, in our country they began to use antiseptic and disinfect surgical instruments. This saved millions of sick people from blood poisoning and other possible postoperative complications. One of the first surgeon began to use hot disinfection tools, he also invented a surgical joint of the joints, which today is known as the “Sklifosovsky castle” or “Russian castle”.

Female doctors

This is today a female doctor - the most common phenomenon that does not cause anyone surprise. However, in the XIX century, a female doctor was an exceptional phenomenon. In those years, none of the reputable doctors did not even try to raise the question of whether a woman can become a professional doctor and even more so a real surgeon. However, Nikolai Sklifosovsky looked at it completely differently. Already during the Russian-Turkish war of 1877, he, in addition to helping wounded soldiers, was in charge of leading a group of women doctors who chose surgery for their life. For that time it was a real breakthrough.

Information sources:
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&op=bio&uid=415
http://www.chronoton.ru/past/bio/nikolay-sklifosovskiy
http://russian7.ru/post/7-interesnyx-faktov-o-sklifosovskom/full
Open source materials
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volga Cossack
    Volga Cossack April 6 2016 06: 59
    +6
    Great was the Man !!! For the article - Thank you - I found out many facts unknown to me!
  2. Million
    Million April 6 2016 07: 30
    +1
    Man!
  3. parusnik
    parusnik April 6 2016 08: 02
    +1
    Thanks, great article ..
  4. Korsar4
    Korsar4 April 6 2016 08: 40
    +3
    One of our distinguished Physicians. Medicine is a ministry. I look at my daughter - she practically lives in the hospital.
  5. Pvi1206
    Pvi1206 April 6 2016 08: 50
    +2
    If you characterize this person with one word, you can say that he was an ascetic.
    Another such person comes to mind - the Serb Nikola Tesla.
    Such people devote themselves to the service of their chosen cause, and work not for their glory.
    But the memory of them is kept for centuries ...
  6. Kibl
    Kibl April 6 2016 17: 01
    +3
    Russian-Soviet military medicine has been and remains the best in the world thanks in large part to such human beings !!!

180 лет со дня рождения великого хирурга Николая Васильевича Склифосовского

6 апреля 2016 года исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося российского хирурга, заслуженного профессора, директора Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге, а также автора многочисленных трудов по военно-полевой хирургии брюшной полости Николая Васильевича Склифосовского. Родившийся на небольшом хуторе возле города Дубоссары в небогатой многодетной семье Николай Склифосовский стал одним из самых видных и знаменитых российских хирургов, чье имя сегодня известно каждому жителю нашей страны. Он предложил ряд операций, которые носят его имя, а также способствовал внедрению в русскую хирургии принципов антисептики и асептики, чем спас немало жизней. В память о великом враче осталось более 70 ценных работ в области хирургии. Также всем известен научно-исследовательский институт скорой помощи в Москве, который с 1929 года носит имя Николая Васильевича Склифосовского.

Николай Васильевич Склифосовский появился на свет 25 марта (6 апреля по новому стилю) 1836 года. Он родился на небольшом хуторе недалеко от молдавского городка Дубоссары, который на тот момент времени относился к Тираспольскому уезду Херсонской губернии. После смерти Николая Склифосовского и до Октябрьской революции этот хутор носил название Хутор Склифосовского. Фамилия его деда по отцовской линии была Склифос (Sclifos), видоизменил фамилию уже отец будущего знаменитого врача, который был елеопомазан в Русской православной церкви города Дубоссары, где позднее был крещен при рождении и его 9-й сын Николай Склифосовский. Его отец Василий Павлович Склифосовский был мелким чиновником — работал письмоводителем в местной карантинной конторе, а мать занималась воспитанием целой оравы малолетних детишек, всего в семье было 12 детей.

В таких условиях детство будущего светила российской медицины трудно было назвать беззаботным и простым. Напротив великий хирург прошел через трудные жизненные испытания, его детство было трудным и голодным. Небольшой заработной платы отца едва хватало, чтобы просто прокормить многочисленную семью. После смерти жены в период свирепствования в Дубоссарах эпидемии холеры Василий Склифосовский был вынужден отослать своих младших детей в Одесский приют, при этом вскоре он заболел и сам, и через несколько лет скончался. При этом Николай Склифосовский, который неожиданно стал «сиротой» еще при живом отце, не пропал в этой жизни. Мальчик отличался очень большими способностями к обучению, он тянулся к знаниям, что позволило ему окончить 2-ю Одесскую гимназию с серебряной медалью. Возможно, на выбор жизненного пути и профессии повлияли судьбы его отца и матери, Склифосовский хотел стать врачом и спасать человеческие жизни.


180 лет со дня рождения великого хирурга Николая Васильевича Склифосовского


Отличный аттестат и серебряная медаль позволили ему поступить на медицинский факультет Московского университета. Обучался он за казенный счет, бесплатное образование было доступно для всех социальных слоев, если они, конечно, стремились к его получению. В университете он стал учеником выдающегося хирурга Ф. И. Иноземцева, который был вечным конкурентом Пирогова и даже «отнял» у этого великого хирурга надежду на кафедру хирургии Московского университета. В материальном плане в жизни Николая Склифосовского в Москве мало что изменилось, родителей у него уже не было, наследства тоже. Все свои студенческие годы он прожил на достаточно скудную стипендию, которую одесский приказ довольно часто высылал ему с опозданием.

Университет он оканчивает в 1859 году в возрасте 23 лет, после чего отправляется из Москвы в ставшую родной Одессу, где устраивается работать ординатором хирургического отделения Одесской городской больницы. Именно здесь хирург приобретает самостоятельность, профессиональную и материальную независимость. Одесский период его жизни очень важен в его биографии, именно за 10 проведенных в этом городе лет он смог набраться необходимого опыта для всей своей последующей деятельности. Ради этой хирургической практики он даже отказался от места главного врача больницы, регалии ему в тот период были менее важны. Годы тяжелого врачебного труда и постоянных научных изысканий в области медицины дали свои плоды. В 1863 году в Харькове всего лишь в 27-летнем возрасте Николай Склифосовский успешно защитил докторскую диссертацию на тему «О кровяной околоматочной опухоли». Молодой доктор занимался мало изученными на тот момент времени гинекологическими заболеваниями.

В 1866 году Склифосовский отправляется в двухлетнюю зарубежную командировку. В 1866 и 1867 годах он успел поработать в Германии в Патологоанатомическом институте профессора Вирхова, а также хирургической клинике профессора Лангенбека. Помимо этого он успел поработать во Франции в Анатомическом институте Кломарта и в клинике Нелатона, а также в Шотландии у Симпсона, который в 1839 году стал профессором акушерства при Эдинбургском университете. Эта поездка очень многое дала молодому хирургу. Более того, во время нее он даже успел познакомиться с военно-полевой хирургией. С разрешения русского правительства он принял участие в Австро-Прусской войне, активно работая в лазарете и на перевязочных пунктах, и даже стал участником битвы при Садове (сражение при Кёниггреце). За участие в этом сражении он был награжден железным крестом.

180 лет со дня рождения великого хирурга Николая Васильевича Склифосовского


Постепенно имя Склифосовского становится известным в медицинском мире не только в России, но и за ее пределами. В 1870 году по рекомендации другого выдающегося русского хирурга Пирогова Склифосовский получает приглашение возглавить кафедру хирургии в Киевском университете. Однако в Киеве он оставался недолго: вскоре он снова поехал на войну, на этот раз на театр Франко-прусской войны. По возвращении в Россию в 1871 году его зовут работать на кафедру хирургической патологии в Медико-хирургическую академию в Петербург, где первоначально Склифосовский преподавал хирургическую патологию и заведовал хирургическим отделением в клиническом военном госпитале, а начиная с 1878 года, принимает в данном заведование хирургическую клинику баронета Вилье. Тогда же, опубликовав ряд своих научных трудов, в том числе «Краткое руководство по хирургии», которое было одним из первых в нашей стране, он становится очень популярным профессором-хирургом.

При этом в 1876 году Николай Склифосовский снова был на войне, на этот раз он находился в Черногории, где был консультантом по хирургии при Красном Кресте. Разгоревшаяся в 1877 году Русско-турецкая война призывает хирурга на службу в русскую армию. Он принимает участие в перевязке раненых во время переправы через Дунай, трудится хирургом во время сражений под Плевной и на Шипке. Так одна из поездок хирурга в форт Святого Николая чуть не стоила ему жизни. Ради работы на войне, он мог забыть обо всем, а если того требовали сложившиеся обстоятельства, Склифосовский мог вести операции по несколько суток кряду, не отвлекаясь ни на еду, ни на сон. При контрударах армии Сулеймана-паши, хирург вел операции по четверо суток подряд без сна и отдыха под огнем турецких войск. Отчеты говорят нам о том, что в тот период через лазареты Склифосовского прошло примерно 10 тысяч раненых. Врач и сестры, среди которых была и жена хирурга Софья Александровна, поддерживали силы Николая Васильевича тем, что изредка между отдельными операциями вливали ему в рот по несколько глотков вина. Врачебная и хирургическая практика во время боевых действий дали Николаю Склифосовскому огромный материал, который он в дальнейшем использовал в публикациях работ по военно-санитарному делу и военной медицине: «Перевозка раненых на войне» (1877 год) и «Наше госпитальное дело на войне», в которых среди прочего отметил прогресс санитарного дела, который произошел в войне 1877-1878 годов.

В 1880 году Николай Васильевич был избран на кафедру факультетской хирургии клиники Московского университета. Профессор был избран деканом медицинского факультета Московского университета, где успешно трудился с 1880 по 1893 год. Всего в Москве Склифосовский провел 14 лет, данный период его научно-педагогической деятельности считается наиболее продуктивным. При этом ни при каких обстоятельствах Николай Склифосовский не изменял собственным джентльменским правилам поведения и общения, никто не видел его вышедшим из себя или вспыльчивым. А между тем Николай Васильевич был увлекающимся и эмоциональным человеком.

180 лет со дня рождения великого хирурга Николая Васильевича Склифосовского


В 1893 году он вернулся в Петербург, так как был назначен директором Клинического института усовершенствования врачей, также он заведовал одним из хирургических отделений данного института. Он проработал здесь до 1902 года, обучая практической хирургии медиков, которые приезжали в Петербург со всех уголков России. В 1902 году он вышел в отставку по болезни и через некоторое время отбыл в свое имение, расположенное в Полтавской губернии.

В Склифосовском очень сильным было стремление к общественному служению. К примерам такого служения относят создание по его собственной инициативе клинического городка на Девичьем Поле. Воспользовавшись своим высоким авторитетом и положением в Москве, он успешно собрал довольно крупные пожертвования среди московских купцов на постройку данного городка. Здесь он создает собственную школу, данная школа и ее многочисленные ученики внесут очень большой вклад в развитие всей российской хирургии.

В своем время Н. И. Пирогов, К. К. Рейер и Э. Бергман были пионерами антисептики в России, однако им так и не удалось сделать антисептику достоянием всей российской медицины. Как и во многих других европейских странах, в нашей стране внедрение антисептики также встречало серьезное сопротивление. И только Николай Васильевич, благодаря своему авторитету, сумел сломить это сопротивление. Сначала ему удалось сделать это в Москве, а потом уже и во всей стране. На первом Пироговском съезде, который состоялся в 1885 году, Склифосовский выступил с блестящей речью, которая была направлена в защиту антисептики.

Карьера и профессиональный путь Склифосовского, можно сказать, были безоблачными, а вот в личной и семейной жизни ему выпало немало горя. Можно даже сказать, что великого хирурга, который спас огромное количество человеческих жизней, преследовала смерть. Уже в молодом возрасте он испытал настоящее горе — в возрасте 24 лет скончалась его молодая жена Лиза, оставив супруга одного с тремя маленькими детьми. Позднее он женится на их гувернантке Софье Александровне, которая родит ему еще четверых детей. Жизнь с ней была хорошей во всех отношениях, Софья не делила детей на своих и чужих, умело вела домашнее хозяйство, всегда помогала своему супругу. Их дом в XIX века видел в качестве гостей таких известных людей, как Чехов, Чайковский, Толстой, Верещагин. Однако эту счастливую многодетную семью ждала череда страшных испытаний. Один сын Склифосовского — Борис, умер еще в младенческом возрасте, другой — Константин, скончался в возрасте 17 лет из-за туберкулеза почек. После этого жуткая история произошла со старшим сыном знаменитого хирурга Владимиром.

180 лет со дня рождения великого хирурга Николая Васильевича Склифосовского


В то время он учился в Петербургском университете и подавал большие надежды. На свою беду студент увлекся политикой и по наивности вступил в тайную террористическую организацию, в которой ему выдали задание убить губернатора Полтавы. Стоит отметить, что имение Склифосовских находилось именно под Полтавой, здесь семья проводила много времени, а губернатор Полтавы был другом семьи. Именно поэтому задание убить высокопоставленного чиновника и было дано Владимиру. В родное имение он прибыл в подавленном состоянии, так как не мог убить давнего знакомого своей семьи, однако и признаться своим новым товарищам в своем «малодушии» он также не решился. В результате он совершает самоубийство, застрелившись в собственной комнате.

Если со смертями сыновей Бориса и Константина Николай Склифосовский еще мог смириться, так как они были естественными, то трагедия с Владимиром в родовом имении буквально подкосила знаменитого хирурга. Он решает оставить работу и селится в своем полтавском имении окончательно. Вскоре, в 1904 году, он умирает от инсульта в возрасте 68 лет. Однако, может быть, так было даже лучше для него самого, так как Николай Васильевич не узнает, какая судьба была уготована оставшимся членам его семьи. Еще один его сын Николай был убит во время Русско-японской войны, другой — Александр, пропал без вести в годы гражданской войны. А в 1918 году жена и дочь великого российского хирурга, ученого и гуманиста были зверски убиты большевиками в собственном имении Яковцы. Их убили в неразберихе гражданской войны, несмотря на то, что у них на руках была официальная бумага от Ленина, которая запрещала трогать семью знаменитого врача. При этом имение Склифосовских на долгие годы было превращено в буквальном смысле в свинарник — здесь располагалась станция искусственного осеменения, а сам дом знаменитого хирурга был опустошен и разграблен.

180 лет со дня рождения великого хирурга Николая Васильевича Склифосовского


Интересные факты биографии

Два разных обморока

Любопытно, но известный в будущем хирург, а пока еще просто студент Николай Склифосовский упал в обморок при виде крови на первой же увиденной операции. Склифосовский всегда отличался впечатлительностью. При этом уже второе подобное занятие он перенес спокойно, а к моменту завершения учебы показывал такие выдающиеся результаты, что стал одним из немногих студентов, которым было предложено сдать экзамены на степень доктора наук. Второй известный обморок Склифосовского случился по прямо противоположной причине. После занятий в операционной и палатах Николай любил идти заниматься изучением оперативной хирургии и топографической анатомии. В то же время оборудование секционной, где он работал, было плохим, а вентиляции не было совсем. Однако студент буквально жаждал изучать анатомию и порой засиживался до состояния полного изнеможения. Однажды его обнаружили лежащим возле трупа без сознания в состоянии глубокого обморока.

Скромность

Ранее мы уже рассказывали о том, что Склифосовский отказался от должности главного врача, предпочитая больше заниматься практикой и собственным развитием. Спустя 25 лет после этого уже знаменитый хирург откажется от торжеств по случаю юбилея собственной врачебной деятельности — никаких чествований, никаких торжеств. Правда, сотни спасенных им пациентов и весь хирургический мир все равно забросали его поздравительными телеграммами и письмами, которых набралось примерно 400.

180 лет со дня рождения великого хирурга Николая Васильевича Склифосовского


Врач всех войн XIX века

Склифосовского неслучайно иногда называют врачом всех войн XIX века. Он действительно был действующим хирургом практически во всех крупных европейских конфликтах второй половины XIX столетия. Он принял участие в австро-прусской войне 1866 года, в которой набрался бесценного опыта. В 1870 году участвовал во франко-прусской войне, в 1876 году в славяно-турецкой, в 1877 году — в русско-турецкой, на которую профессор отправляется добровольцем. Участие его во всех этих военных конфликтах позволяет отнести Николая Склифосовского к одному из родоначальников военно-полевой хирургии. Благодаря его научным трудам, в нашей стране начали использовать антисептику и проводить дезинфицирование хирургических инструментов. Это позволило спасти миллионы больных людей от заражения крови и других возможных послеоперационных осложнений. Одним из первых хирург начал использовать горячее обеззараживание инструментов, также он изобрел хирургическое соединение суставов, которое сегодня известно как «замок Склифосовского» или «русский замок».

Женщины-врачи

Это сегодня женщина-врач — самое обычное явление, которое не вызывает ни у кого удивления. Однако в XIX веке женщина-врач была исключительным явлением. В те годы никто из авторитетных медиков даже не пытался поднять вопрос о том, может ли женщина стать профессиональным врачом и уж тем более настоящим хирургом. Однако Николай Склифосовский смотрел на это совершенно иначе. Уже во время Русско-турецкой войны 1877 года он, кроме помощи раненым солдатам, занимался руководством группой женщин-врачей, которые выбрали своим жизненным путем хирургию. Для того времени это был настоящий прорыв.

Источники информации:
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&op=bio&uid=415
http://www.chronoton.ru/past/bio/nikolay-sklifosovskiy
http://russian7.ru/post/7-interesnyx-faktov-o-sklifosovskom/full
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. казак волгский 6 апреля 2016 06:59
    Великий был Человек!!! За статью - Спасибо - много неизвестных мне фактов узнал!
  2. Million 6 апреля 2016 07:30
    Человечище!
  3. parusnik 6 апреля 2016 08:02
    Спасибо,отличная статья..
  4. Korsar4 6 апреля 2016 08:40
    Один из наших выдающихся Врачей. Медицина - служение. Смотрю на дочку - в больнице практически живёт.
  5. Pvi1206 6 апреля 2016 08:50
    Если охарактеризовать одним словом эту личность, то можно сказать, что он был подвижником.
    На ум приходит ещё одна такая личность - серб Никола Тесла.
    Такие люди всего себя отдают служению выбранному делу, и трудятся не ради своей славы.
    Но память о них хранится веками...
  6. KIBL 6 апреля 2016 17:01
    Российская-Советская военная медицина была и остаётся лучшей в мире во многом благодаря таким человечищам!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня