Российские серийные номера



В течение последних шести месяцев Россия тесно сотрудничает с НАТО в определении около 20,000 переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), которые были проданы в Ливию. Это сотрудничество было высоко оценено, потому что, как полагают, тысячи таких ракет были украдены. Россия передала серийные номера ПЗРК представителям служб по борьбе с терроризмом во всем мире с наставлением быть бдительными. Многие давно находящиеся на вооружении Sa-7B были ранее захвачены повстанцами, и некоторые из них были использованы против самолетов Каддафи. Однако уже в апреле стало известно, что некоторые из них были захвачены преступными группировками или исламскими радикалами и вывезены из страны. Силы НАТО захватили около 5,000 ливийских ПЗРК, а многие были уничтожены с воздуха. Но около половины ракет Каддафи числятся пропавшими без вести.


Российские серийные номера


Самые опасными из этих ракет являются представленные в последнее время (2004) модели Igla-S. Также известный как SA-24, он представляет собой модель, появившуюся одновременно с американским Stinger и модернизация которой проводилась после окончания холодной войны. Igla-S весит 19 кг и стреляет 11.7-кг ракетой до 6,000 метров. Stinger весит 14.3 кг и стреляет 10.1-кг ракетой до 8,000 метров, но обе системы имеют одинаковую устойчивость к контрмерам и боеголовки примерно одинакового размера (2-3 кг). Igla-S в руках террористов может сбить вертолеты и взлетающие авиалайнеры. Точное количество ракет, проданных Россией в Ливию, не было обнародовано (по разным оценкам, от сотен до тысяч). Неизвестно также, сколькими из этих ракет Ливия располагала, когда вспыхнуло восстание в начале этого года.

Многие из старых ракет (типа SA-7) уже непригодны к использованию. Каддафи покупал и складировал вооружение с 1970-х годов (когда цены на нефть взлетели и у всех стран-поставщиков нефти вдруг оказалось много больше денег, чтобы воспользоваться ими). Любая из этих ракет, которой более чем 15 лет, скорее всего, не сработает. Батареи выходят из строя через несколько лет, а после десятилетия электроника больше не является надежной. Примерно через пятнадцать лет двигатель ракеты больше ненадежен, равно как и взрывчатка боевой части. В этот момент SA-7 является более опасным для тех, кто его использует, чем для любой потенциальной цели. Старые ракеты могут быть отремонтированы с использованием новых частей, но те, кто может получить новые запасные части, обычно могут получить новые и усовершенствованные ракеты вместо этого. В любом случае, россияне очень осмотрительны в том, кому они продают эти вещи. Вероятно, это одна из причин, почему Россия передала серийные номера проданных в Ливию ПЗРК Igla-S.

Есть еще относительно новые SA-7 или их клоны, изготовленные в Иране, Китае, Пакистане и Северной Корее. Террористы могут приобрести их на черном рынке, а также непосредственно у Ирана. Так как торговля этими ракетами считается террористической угрозой, в течение последних восьми лет Соединенные Штаты уничтожили более 32,000 старых ПЗРК. США предоставляют бесплатные услуги утилизации, которыми уже воспользовались более двух десятков стран, ранее приобретавших ПЗРК. В Ираке эти ракеты были захвачены и уничтожены. Проблема заключается в том, что за последние пятьдесят лет было произведено более миллиона этих ракет. Очень немногие были использованы в бою или на учениях, и многие страны просто предпочитают держать их в бункерах, а не заниматься их безопасной утилизацией. Многие из этих старых ракет были приобретены на черном рынке, где они приобрели плохую репутацию, так как многие из них, что не удивительно, оказались неработающими.

Имеются еще много SA-7 с хорошими батареями, пусть и не настолько действенные, как более современные модели (например американский Stinger). Некоторые из них были применены в Ираке за последние шесть лет, хотя так и ничего не сбили. В Афганистане используется множество небольших самолетов и вертолетов, которые являются очень уязвимыми для старотехнологичных ПЗРК, таких как SA-7. В 1980-е годы афганцы получили в свои руки много SA-7, использовали более 500 из них, сбив 47 самолетов и вертолетов и повредив 18 других. Во время Вьетнамской войны 528 SA-7 были выпущены, в результате чего 45 самолетов и вертолетов было сбито и повреждено еще ​​шесть.



Эти комплексы были первоначально предназначены для использования против реактивных истребителей, действующих низко над полем боя, но реальность оказалась иной. Наиболее вероятными мишенями стали вертолеты или винтовые транспортные самолеты. Эти самолеты оказались как раз той вещью, которую девятикилограммовая ракета с боевой частью в 1-1,4 килограмма может либо уничтожить, либо серьезно повредить.

Против истребителей с мощными двигателями ракета оказалась малоэффективной, вызывая лишь некоторые повреждения выхлопной трубы, ей обычно не удавалось сбить самолет. Впервые это было отмечено в ходе арабо-израильской войны 1973 г., где египтяне выпустили сотни SA-7 по израильским легким бомбардировщикам A-4. Большинство A-4 со своими 11,187 фунтами тяги двигателей пережили эти попадания. Большие самолеты, такие как F-4 с 17,000 фунтами тяги двигателей, было еще труднее сбить. Меньшие коммерческие реактивные самолеты, такие как Боинг 737 или DC-9 (каждый из которых использует по два 14,000 фунтов тяги двигателя), оказались более уязвимыми. Однако Боинг 757 имеет гораздо более мощные двигатели с тягой 43,000 фунтов, а тяга Боинга 747 63,000 фунтов. Кроме того, задние концы реактивных двигателей построены так, чтобы выдержать воздействие извергаемых горячих выхлопов. Попадание даже птицы в переднюю часть двигателя может принести реальный ущерб, однако эти старые ракеты наводятся на тепло и все, что находится в задней части двигателя. С 1970-х годов около 40 коммерческих самолетов были сбиты SA-7, убив более 500 человек. Более новые модели этих ракет поражают ту часть самолета, к которой они наиболее близки.

Многие страны с плохим управлением запасов (например Египет и Пакистан) до сих пор выпускают версии SA-7. Есть еще десятки тысяч недавно изготовленных SA-7, как и много более современных версий (например SA-18 и SA-24). Именно об этих ракетах стоит беспокоиться. Многие SA-7 были обнаружены в Ираке и Афганистане, а некоторые SA-18 проявились в Ираке.



Опыт показал, что на каждые десять выпущенных SA-7 может быть сбит один небольшой самолет или вертолет. Эффективность SA-18 примерно в два раза выше. Эти ракеты способны выдержать грубое обращение неподготовленных бойцов в полевых условиях. Одна вещь, которая препятствует их использованию, кроме того, что большинство из них ничего не собьют, это то, что они не имеют большой дальности (около четырех километров) и оставляют за собой отличительный дым и пламя, которые раскрывают неподалеку расположенным войскам или полиции позицию, откуда ракеты были выпущены. Эти свойства не следует недооценивать, ибо они кажутся основным препятствием для более широкого использования ракет.

Большинство вертолетов и самолетов НАТО оснащены системами обнаружения ракет и защиты от них (лазеры или отстреливаемые ловушки). 25-летние Стингеры, даже если они все еще в рабочем состоянии, не могут быть более эффективными, чем некоторые из более современных российских типов ракет на черном рынке.
Первоисточник:
http://www.strategypage.com
Перевод:
профессор
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти