Military Review

Manor that claimed thousands of lives

10
The Russian command took a tactical attack as a general offensive.


The defensive offensive operation of the 2 Army of the Russian North-Western Front against the 9 of the German Army 18 – 24 in January 1915 was one of the most bloody battles of the First World War and, unfortunately, remains little known.

The enemy’s operational design on the Polish sector of the Russian front at Borzhimov and Volya Shidlovskoy command of the 2 of the Russian army and the North-Western front was regarded as another attempt to break through to Warsaw. Everything was done to prevent this: a powerful group of corps was created, led by the energetic general V.I. Gurko, reserves were tightened. The 6 Army Corps, reinforced by other units during the operation, became the core of the Russian defense near Volya Shidlovskaya. From the German side, the troops of the 1 and 25 of the reserve, 17 of the army corps participated in the battles. Of particular tactical importance was the area of ​​Will Shydlouskaya, which the Germans attempted to seize from January 18. Persistent enemy attacks were accompanied by heavy losses. The advanced trenches passed from hand to hand, but the situation became complicated when the Germans captured Will Shidlovskaya on 19. From now on, fierce battles with the use of heavy artillery unfolded. German sources confirm the presence of a powerful fire fist - 100 batteries, supporting the actions of German troops.

Battle of the Distillery


The commander of the North-Western Front, N.V. Ruzsky, not properly assessing the situation, finally convinced himself that the persistent German attacks against Will Shidlovskaya was the beginning of a new big offensive on Warsaw. The units of Gurko were assigned the task of returning the estate and restoring their former positions. Since the corps as part of the three divisions was not strong enough for this, the 6 divisions were transferred one after another to the commander of the 10 Army Corps, not counting brigades and smaller units.

The Germans managed to secretly install a large number of machine guns on the estate, and the estate, thanks to the surrounding ditches, in fact became a natural fort and a powerful firing point. At the same time, the stock of artillery ammunition from the Russian troops was so poor that it only made sense to withdraw only a small part of the artillery — the shells of the remaining batteries were transferred to the guns already in the firing line.

Two counterattacks did not bring success - in some places the Russian infantry chains, which used roadside ditches to cover, approached Volya Shidlovskaya at a distance of one hundred steps, but failed to capture it. It was almost impossible to hide from the fire of machine guns on the ground bound by frost.

On January 21, units of Gurko broke into the estate, but they could not seize the distillery turned into a fortress.

22 th Russians continued the offensive on the distillery. Artillery fire is a continuous satellite of Russians and especially German attacks and counterattacks in these battles.

On January 23, the manor's yard was destroyed by shells, and the distillery was badly damaged. A decisive attack on the German positions was planned for 24, but at first it was moved to the night from 25 to January 26, and then canceled altogether. The battle is over.

There is a loss, there is no result


In the course of the attack on Volya Shidlovskaya, the German military leadership, on the one hand, provoked the North-Western Front command to carry out an operation in order to restore the lost positions, on the other hand, it diverted attention from the imminent major strike in East Prussia.

Manor that claimed thousands of livesUnprepared actions, consisting in intermittent counterattacks, ended in nothing. The damage of the 6 Army Corps and assigned divisions from 18 to 23 in January amounted to 40 thousand people, the enemy - at least as many. The Germans themselves estimated their losses at 40 by thousands of people, and in only three days of fighting the enemy missed half of the group.

Considering the transience of the battle, we recognize: the operation at the Will of Shidlovskaya is one of the bloodiest in the First World War. The actual losses of the parties (assuming that 23 and 24 were mostly firing) reached 10 thousands of people per day, and without a meaningful tactical result.

Attention is drawn to the enormous density of the battle formations of the German troops. The offensive zone is 1,5 kilometers per division, that is, the latter actually occupied the battalion combat sector. Significant and the fist of the Germans - 100 batteries, of which 40 heavy on 10 kilometers of the front. Density - 60 guns per kilometer.

The Russian army could not afford such luxury. Moreover, interruptions in ammunition and materiel already began. The information about the troops transferred to Gurko is almost individually reinforced. The collapse of the operation took place on time - the Germans launched an offensive in East Prussia.

A curtain


As a result, although the Russian troops failed to achieve operational success in the battle of Volya Shidlovskaya, stability in the Polish sector of the theater was preserved for the next six months. The Germans, realizing the futility of breaking into established positional defense, shifted operational activity to other sectors of the front. The battles of Volya Shidlovskaya along with other operations clearly highlighted the fact that in the context of a positional war to break through the defenses of such an enemy as the Russian imperial army, even a significant superiority in artillery and other technical means is not the decisive factor.

At the same time, in the fall and winter of 1914, Poland was the central theater of military operations of the Russian Front, both in terms of decisiveness and scale of operations, and in terms of the number of forces involved, in 1915, its stabilization and depletion of the forces of both sides led to the search for new operational solutions command of the German bloc. Russian headquarters did not see that Poland was turning into a secondary theater and an operation at Volya Shydlouskaya only a grand demonstration in order to divert forces and attention from the flank sections, where the enemy planned large-scale decisive actions in the framework of the strategic winter Cannes. True, the demonstration was paid for by the big blood of German soldiers.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/31045
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Cartalon
    Cartalon 18 June 2016 09: 49
    +1
    Interesting, but where is the previous article?
  2. Monastic
    Monastic 18 June 2016 11: 02
    +9
    Thank you for the article! The First World War is also in many ways "terra incognita". And in vain! We need research and publications - this is a wonderful material for a national idea, for ideology, for educating the population !!!
    1. The comment was deleted.
    2. RUSS
      RUSS 18 June 2016 16: 13
      +6
      Quote: Monastic
      Thank you for the article! The First World War is also in many ways "terra incognita".

      The Bolsheviks wanted to erase it from the memory of the people, it is good that more time is now being devoted to studying that war and teaching in schools and universities, exhibitions dedicated to the First World War, monuments are being opened, and historical museums are being supplemented.
      Monument in Moscow
      1. The comment was deleted.
      2. RUSS
        RUSS 18 June 2016 16: 15
        +1
        Quote: RUSS
        monuments

        Monument in Tula
        1. The comment was deleted.
        2. RUSS
          RUSS 18 June 2016 16: 16
          +1
          Monument in Saransk
          1. The comment was deleted.
          2. RUSS
            RUSS 18 June 2016 16: 18
            +2
            Monument in Pskov.
            1. The comment was deleted.
            2. RUSS
              RUSS 18 June 2016 16: 19
              +1
              Monument in Kaliningrad
              1. RUSS
                RUSS 18 June 2016 16: 20
                0
                Monument in Gusev
                1. The comment was deleted.
                2. RUSS
                  RUSS 18 June 2016 16: 23
                  +1
                  Monument in Moscow (near the Ministry of Defense)
  3. serge siberian
    serge siberian 18 June 2016 15: 26
    +6
    Yes, although the article is a small, small mention, it is still a historical recollection of the First World War. Yes, and the admission of the enemy, about his erroneous idea of ​​the Russian Army. This should be described in the textbooks of SCHOOL HISTORY !!!

Усадьба, унесшая тысячи жизней

Русское командование приняло тактическую атаку за генеральное наступление

Оборонительно-наступательная операция 2-й армии русского Северо-Западного фронта против 9-й германской армии 18–24 января 1915 года является одним из самых кровавых сражений Первой мировой и, к сожалению, остается малоизвестной.

Оперативный замысел противника на польском участке Русского фронта у Боржимова и Воли Шидловской командование 2-й русской армии и Северо-Западного фронта расценило как очередную попытку прорыва к Варшаве. Было сделано все, чтобы не допустить этого: создана мощная группировка корпусов во главе с энергичным генералом В. И. Гурко, подтянуты резервы. Стержнем русской обороны у Воли Шидловской стал 6-й армейский корпус, усиленный в период операции другими соединениями. С германской стороны в боях участвовали войска 1 и 25-го резервных, 17-го армейского корпусов. Особое тактическое значение имел район Воли Шидловской, овладеть которой немцы пытались с 18 января. Настойчивые атаки противника сопровождались большими потерями. Передовые окопы переходили из рук в руки, но ситуация осложнилась, когда 19-го немцы захватили Волю Шидловскую. С этого времени за нее развернулись ожесточенные бои с применением тяжелой артиллерии. Немецкие источники подтверждают наличие мощного огневого кулака – 100 батарей, поддерживавших действия германских войск.


Битва за Винокурню


Командующий Северо-Западным фронтом Н. В. Рузский, не оценив должным образом обстановку, окончательно убедил себя в том, что настойчивые немецкие атаки у Воли Шидловской – начало нового большого наступления на Варшаву. Перед частями Гурко была поставлена задача вернуть усадьбу и восстановить прежние позиции. Поскольку корпус в составе трех дивизий был недостаточно силен для этого, в подчинение командиру 6-го армейского корпуса одна за другой были переданы еще 10 дивизий, не считая бригад и более мелких частей.

Немцам удалось скрытно установить на территории усадьбы большое количество пулеметов, и поместье благодаря окружавшим его канавам фактически стало естественным фортом и мощной огневой точкой. В то же время запас артиллерийских боеприпасов у русских войск был настолько скуден, что на позиции имело смысл выводить только малую часть артиллерии – снаряды остальных батарей передавались орудиям, уже находившимся на линии огня.

Две контратаки успеха не принесли – в некоторых местах русские пехотные цепи, использовавшие для прикрытия придорожные канавы, приблизились к Воле Шидловской на расстояние ста шагов, но захватить ее не сумели. На скованной морозом земле было почти невозможно хоть как-то укрыться от огня пулеметов.

21 января части Гурко ворвались в усадьбу, но овладеть превращенным в крепость винокуренным заводом не смогли.

22-го русские продолжили наступление на винокуренный завод. Артиллерийский огонь – непрерывный спутник русских и особенно германских атак и контратак в этих боях.

23 января господский двор был разрушен снарядами, сильно пострадал и винокуренный завод. На 24-е намечалась решительная атака германских позиций, но вначале она была перенесена в ночь с 25 на 26 января, а затем и вовсе отменена. Сражение завершилось.

Потери есть, результата нет


В ходе наступления на Волю Шидловскую германское военное руководство, с одной стороны, спровоцировало командование Северо-Западного фронта на проведение операции с целью восстановления утраченных позиций, с другой – этим отвлекалось внимание от готовящегося крупного удара в Восточной Пруссии.

Усадьба, унесшая тысячи жизнейНеподготовленные действия, заключавшиеся в перемежающихся контратаках, закончились ничем. Урон 6-го армейского корпуса и приданных дивизий с 18 по 23 января составил до 40 тысяч человек, неприятельский – как минимум столько же. Сами немцы оценивали свои потери в 40 тысяч человек, причем лишь за три дня боев противник недосчитался половины группировки.

С учетом скоротечности сражения признаем: операция у Воли Шидловской – одна из самых кровавых в Первой мировой. Фактические потери сторон (если принять, что 23 и 24-го шла в основном перестрелка) достигали 10 тысяч человек в день, причем без осмысленного тактического результата.

Обращает на себя внимание огромная плотность боевых порядков германских войск. Полоса наступления – 1,5 километра на дивизию, то есть последняя фактически занимала батальонный боевой участок. Значителен и огневой кулак немцев – 100 батарей, из них 40 тяжелых на 10 километров фронта. Плотность – 60 орудий на километр.

Русская армия такой роскоши позволить себе не могла. Более того, уже начинались перебои с боеприпасами и материальной частью. Тягостное впечатление производят сведения о передаваемых Гурко войскам чуть не поштучно орудиях усиления. Сворачивание операции произошло вовремя – немцы начали наступление в Восточной Пруссии.

Занавес


В итоге, хотя добиться оперативного успеха в сражении у Воли Шидловской русским войскам не удалось, стабильность на польском участке ТВД была сохранена на ближайшие полгода. Немцы, поняв бесперспективность взлома устоявшейся позиционной обороны, перенесли оперативную активность на другие участки фронта. Бои у Воли Шидловской наряду с другими операциями ярко высветили тот факт, что в условиях позиционной войны для прорыва обороны такого противника, как русская императорская армия, даже значительное превосходство в артиллерии и других технических средствах не является решающим фактором.

В то же время если осенью-зимой 1914-го Польша была центральным театром военных действий Русского фронта как по решительности и масштабности операций, так и по количеству задействованных сил, то в 1915 году его стабилизация и истощение войск обеих сторон привели к поискам новых оперативных решений командованием германского блока. Русские штабы не увидели, что Польша превращается во второстепенный театр и операция у Воли Шидловской лишь грандиозная демонстрация с целью отвлечения сил и внимания от фланговых участков, где противник замыслил широкомасштабные решительные действия в рамках зимних стратегических «Канн». Правда, демонстрация оказалась оплачена большой кровью немецких солдат.
Автор: Алексей Олейников
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/31045


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Cartalon 18 июня 2016 09:49
    Интересно но где предыдущая статья?
  2. Монастырский 18 июня 2016 11:02
    Спасибо за статью! Первая мировая - это еще во многом "терра инкогнита". И напрасно! Нужны исследования и публикации - это замечательный материал для национальной идеи, для идеологии, для воспитания населения!!!
    1. Комментарий был удален.
    2. РУСС 18 июня 2016 16:13
      Цитата: Монастырский
      Спасибо за статью! Первая мировая - это еще во многом "терра инкогнита".

      Большевики её хотели вытравить из памяти народа, хорошо, что сейчас уделяется больше времени изучению той войны и преподаванию в школах и ВУЗах, открываются выставки посвящённые 1-ой Мировой, памятники, дополняются исторические музеи.
      Памятник в Москве
      1. Комментарий был удален.
      2. РУСС 18 июня 2016 16:15
        Цитата: РУСС
        памятники

        Памятник в Туле
        1. Комментарий был удален.
        2. РУСС 18 июня 2016 16:16
          Памятник в Саранске
          1. Комментарий был удален.
          2. РУСС 18 июня 2016 16:18
            Памятник в Пскове.
            1. Комментарий был удален.
            2. РУСС 18 июня 2016 16:19
              Памятник в Калининграде
              1. РУСС 18 июня 2016 16:20
                Памятник в Гусеве
                1. Комментарий был удален.
                2. РУСС 18 июня 2016 16:23
                  Памятник в Москве (возле МинОбороны)
  3. серж сибиряк 18 июня 2016 15:26
    Да статья хотя и мелкое,маленькое упоминание,но всё же историческое воспоминание о первой мировой.да и само признание противника,о своём ошибочном представлении о Русской армии.Такое должно описывать в учебниках ШКОЛЬНОЙ ИСТОРИИ!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня