Military Review

Combat in 19 years. Part of 3

8
Combat in 19 years. Part of 3


The transfer of troops to the region of Klaipeda went secretly. Cars went one after another under the cover of night without the lights on. Drivers with small flashlights could help each other. The Oryngali Esengaziyev artillery battery also moved with everyone in the 19 tank tank corps of the Baltic Front 1. He was considered an experienced soldier. In the 1944 year, he had to fight for the independence of the Baltic states against more than 80 German divisions with his comrades for four months.

Initially, the situation on the front in the area was not easy. In the area of ​​Daugavpils, the troops launched an offensive in early June, but it came to naught. The headquarters decided to transfer the direction of the main attack to Siauliai in order to cut off the enemy grouping located in Latvia and Estonia from the main forces.

Heavy, bloody battles began, lasting more than two months. Often, gunners were forced to work direct fire, destroying enemy Tanks. Near the city of Šiauliai, about 400 tanks were destroyed.



The troops were moving deep into the Baltic. Often, gunners had to open fire. Once the Oryngali battery was located north-west of the city, which our tanks went around and went further. Battery marching advanced along the road. It seemed no danger was foreseen. But on the way out of one small Baltic town there was a most unexpected fierce battle. On the road, the German bunker met them with fire. They drove back. They unrolled the guns and smashed the bunker with a direct hit so that the logs reared up like matches. The surviving Germans came out with raised hands. Took them and drove on. But at the edge of the forest they were met by German tanks. There was a shot - the front machine gunners lay across the road. The calculation remained unscathed and began to save the weapon, pulling it away. The rest of the cars began to unfold for return fire. At this moment, the gunner Sychov, taking grenades, crawled towards the tanks, but, struck by the machine-gun fire, he stopped forever, and the German tank still poelozil on him, pressing the body. And disappeared with impunity - the gunners could not open fire because of poor visibility. So the Germans finally took revenge. But not for long they had to crawl their tanks on Russian soil. The liberation stream of the Russian army was unstoppable. Despite the fierce resistance of the enemy, cities were liberated one by one.



In October, Oryngali was injured. The sniper aimed straight at his forehead, but the bullet hit the red asterisk, went tangentially, only scratching his forehead. He was tied up by a company nurse - the blood stopped. Gunners tried to find this sniper, but he sunk into the water. The wound healed quickly. Oryngali didn’t even pay much attention to this. Especially since joyful events came at the front: on November 24, the troops of the Leningrad and three Baltic fronts — 1944, 1, and 2 — were surrounded on the Moonsund archipelago of the last enemy grouping and defeated it. The Baltic was finally liberated completely.

In the so-called Kurland boiler 27 of German divisions was clamped, which stayed here until the surrender of 1945 of the year. Hitler was in complete illusion that his troops would be able to develop an offensive from this bridgehead and forced their generals to believe in this illusion.

A terrible tragedy appeared before the eyes of Soviet soldiers when they discovered a POW camp near Salaspils. Here they took blood for wounded German soldiers and officers from small children and women. For a front-line soldier, this causes great and bitter regret, about which he writes in his book. In a completely different book on stories Latvia, published in 2005 year, for the sake of time, this camp is called by the modern Baltic historians simply as a corrective labor camp, where about 2000 people were kept. While members of the Soviet commission set up to investigate the victims of the atrocities of the German fascist invaders, counted about 100000 killed in this camp. Young children were kept here isolated from their parents, and when they died from malnutrition and from complete bleeding (the Germans turned the children into full donors), they were dragged out in baskets and dumped in a hole. The children gnawed on the bark of the trees. The soldiers then saw these shabby trees and could not, without shudder, tears and hatred, and pain, look at these terrible atrocities, which today are trying with all their might to whitewash cunning politicians. But memory, real memory is alive. Oryngali was alive, who in his memoirs tells about it to us, his spiritual heirs.

Children of different nationalities died in the camp, including Baltic children. But some of their fathers and grandfathers completely denied this fact and stood under the fascist banners to fight with the maniacal persistence on the side of the swastika and continued to do it after 1945, too: back in 1952, there were shots of riotous brown plague that penetrated the heart of Latvia nationalists.

At the end of 1944, a temporary lull was established in the area of ​​the Courland boiler: the Germans did not advance, but only defended their positions. The Oryngali battery, which by this time had lost a significant part of its membership, was transferred to the replenishment along with its body. At the same time, the commander of the 26-th motorized rifle brigade presented orders and medals to the fighters who showed their military prowess during the liberation of the Baltic states. He received the Order of the Red Star and Oryngali Esengaziev.



At the beginning of 1945, a joyful revival reigned on the Oryngali battery and throughout the country, caused by the fact that the war was completely over in the Soviet Union, and the fighting at the beginning of 1945 was already fought in the border states.



I was pleased with the gunners and the fact that new models of equipment and weapons: 11000 self-propelled artillery installations and tanks, the number almost doubled compared to 1944 year. The SAU-100 also began to flow and mass production of the medium tank T-44 began. All this and much more provided an opportunity to launch a large-scale operation from the Baltic Sea to the Danube. This history of military thought did not know.



Only at the beginning of 1945, their corps, finally, was fully equipped with men and weapons and was sent to Europe. Moved several echelons. It seemed to them that the war was retreating every day and it was almost impossible to catch up: Poland, Vienna, Budapest were free, where they arrived in early March. But Lake Balaton was another, the bloodiest point of the battle, in which Oryngali participated. The Germans took all measures to repel the advancing Soviet units. Back in February 1945, the Germans began to accumulate significant forces here. To prevent the German offensive, the Stavka issued an order to crush the German grouping in the Lake Balaton area.



In his book of memoirs, Oryngali writes that artillery played a large role in this operation. “To combat the enemy’s tanks, sixty-six anti-tank ditches were created on the 83-kilometer stretch from Gant to Lake Balaton and 65 percent of all front artillery was concentrated. In the most dangerous areas, the density of artillery reached sixty to seventy guns and mortars per kilometer of the front. The depth of defense in individual sections of the front reached 25-30 kilometers. And such preparation was not in vain. To break through the defense, the German command launched massive tank attacks. On the first day, in some sections of the front, one and a half to two kilometers wide, up to seventy tanks and assault guns simultaneously participated in the attacks of the Nazis, and on the second, with the support of aviation about two hundred tanks and assault guns were advancing. ”

And then the German command launched more than 100 tanks into battle. "Royal Tigers", "Panthers" - everything went on their last move, ending on March 15: the Germans on that day stopped the offensive in order to reach the Danube. They could not break through several echelons of the Soviet defense, one of which also contained an Oryngali battery. This enabled the Soviet troops to launch a rapid attack on Vienna.

Meanwhile, the Oryngali corps was transferred to Romania. It was here that they ended the war, everyone was waiting for news of an imminent Victory. And she has arrived.



He remembered that they woke them up early in the morning in alarm and announced the arrival of the long-awaited Victory. He remembered the shots from all the guns and weapons and the tears of the old soldier. He wept, and mean drops dripped down his old, wounded face. So came the victory.

In his book, Oryngali Esengaziev particularly emphasizes that even 30 of April 1945 of the year along with other fighters, the Victory flag over the Reichstag was strengthened by his fellow countrymen from Kazakhstan: Lieutenant Rakhimzhan Koshkarbayev and private GP. Bulatov from 234 th regiment.

But military service for Oryngali ended only at the end of 1946 of the year. After demobilization, he returned to Kazakhstan and began working in the anti-banditry department, meeting with a masked enemy. The leader of one of the gangs Oryngali took personally. And then he was sent to study at the school of the Ministry of Internal Affairs of the USSR. And his life stitch went along this line. For two decades he worked in the Department of Civil Engineering Security, engaged in the restoration of justice on the economic front. One of the high-profile cases that he managed was told by the newspaper, where the article, in particular, reported how a number of officials resold public apartments at high prices, took away the proceeds and illegally used people's goodness, plundering socialist property. ” But their affairs were revealed.

Oryngali and his team dealt with many such cases. And for his integrity, many criminal elements “didn’t like him,” even two Tajik killer were specially hired to kill him, but they were discovered in time and punished to the fullest extent of the law.

Another loud case of those years, the “golden case”, was also able to be revealed thanks to the principled position of Oryngali, who understood the way the smuggled gold from Magadan to Alma-Ata goes: operational workers then found 32 a kilogram of gold. But how much he had to endure: they were pressed from all sides, they called and threatened, but the front-line soldier could not be broken. Were not those who pressed on him, at the front, they did not know what it was to keep the spirit of war inside and temper him. But there were also detractors in the system of the Ministry of Internal Affairs: they found a trifling violation, found fault, reprimanded and sent the colonel to the reserve of the Ministry of Internal Affairs, and from there he went on a well-deserved rest.



But he did not rest, sitting at the TV. He decides to get down to business, and the first in his diary appears a plan to create a special fund to support veterans of the Great Patriotic War. Yes, and with the police to part did not work: he decided to create a museum of military and military glory at the police department of the city of Almaty, headed the veteran organization of police. There was a lot of work and care. On the day of the 50 anniversary of the Victory, he walked along the pavement on Red Square in the same line of front-line soldiers who were welcomed standing at the Victory Parade.

Life continued after the war, and it was necessary to be able to properly dispose of it in order not to be on the sidelines, but to be, in general, a victorious ranks. And only death took veterans out of order. But already their children and grandchildren were put into this system, continuing to keep the work of fathers and grandfathers in their hearts and in their affairs. I express my sincere gratitude to his grandson Nurlan Dussali, who wrote a letter to the editorial staff of the Military Review website with a request to tell about his grandfather Oryngali Esengaziev. About the enormous spiritual support from his relatives and veterans' organizations Oryngali Esengaziev spoke at the end of his book, which he wrote in memory of the past war years.

Some pages of the combat path of the battalion commander O.E. Esengaziyeva (from the book “Great Patriotic War. Fate of the Combat”, Almaty, 2010 year):

1941-1942. Selishche Aviation Technical School, the city of Petropavlovsk.
1942 - January 1943. Higher Sumy command artillery school, the city of Achinsk.
February 1943. Moscow region. Kalininsky front. Formation.
March 1943. Rzhev-Vyazemsky operation to eliminate the Rzhevsky bulge.
January 1943. The liberation of the Great Bow. Kalininsky front.
August-December 1943. Defense behind the Great Bows. Kalininsky front.
October 1943. Failed attack on Vitebsk. Kalininsky front.
November-December 1943. The offensive near Vitebsk. Western, 1 and 2 Baltic Fronts.
January - 2 February 1943. The offensive near Vitebsk. Western and 1 Baltic Fronts. Severe wound.
February-March 1944. The offensive near Vitebsk. Western and 1 Baltic Fronts.
The end of June is 1944. Vitebsk-Orsha operation. Liberation of Vitebsk. The beginning of the strategic offensive operation "Bagration".
July 1944. O.E. Yesengaziyev - commander of the battery of the artillery division of the reserve of the main command. The liberation of Belarus.
August-October 1944. Persistent battles in Lithuania, north-west of Siauliai, on the Memel direction. 1 Baltic Front.
September-November 1944. Liberation of the Baltic.
October 1944. Liberation of Latvia.
January 1945. Sending 19 tank corps to Europe.
March 1945. Fighting at Lake Balaton.
Author:
8 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volga Cossack
    Volga Cossack 22 June 2016 06: 41
    +6
    Thanks Pauline !!! A very good cycle turned out. I read it with pleasure!
    1. Reptiloid
      Reptiloid 22 June 2016 06: 49
      +2
      While reading, the same words took shape.
      Thanks so much for this loop.
  2. parusnik
    parusnik 22 June 2016 07: 57
    +6
    So our gunners fought ...
    They carried guns on themselves
    And not when her native was not abandoned.
    They ran along rivers and steppes with her ...
    To expel a German from his native land ...
    Which burned everything in its path.
    The gunners stood to the last ...
    The enemy was met everywhere with fire.
    When there were no shells ...
    They were with the gun.
    With her native only parted ...
    When they said goodbye to their souls ...
    And how many of them were killed during the war?
    As soon as he knows the crow ...
    Thanks, Polina ..
  3. Russia
    Russia 22 June 2016 08: 01
    +5
    22 of June
    At exactly four in the morning
    Kiev bombed,
    We were told that the war had begun!


    Eternal memory and glory to those who accepted the battle and defended our freedom!
  4. KLV
    KLV 22 June 2016 09: 20
    +5
    The material is interesting and, most importantly, necessary. We must not forget our past.
    But. There was a feeling that Polina Efimova was writing this material, as we once took notes in the student body in the library of the classics of Marxism-Leninism. That is, she ran over the text of Oryngali Yessengaziev's book and "pulled" separate paragraphs and sentences from there, often carelessly. Apparently, she was in a hurry to publish it by June 22. For example, a front-line soldier has great and bitter regret when he learns that blood was taken from young children and women for wounded German soldiers and officers. Regret about what ??? Not anger, not rage, but regret ... Or in the proposal about the Kazakhstanis who installed the Red Banner over the Reichstag, Lieutenant Rakhimzhan Koshkarbayev is mentioned by his first and last name, and Private Grigory Petrovich Bulatov - with his initials and surname, and a woman's? It was difficult to clarify who G.P. Bulatov? The sediment remained, although the article, of course, is a plus.
  5. NDA
    NDA 22 June 2016 13: 09
    +1
    This must be remembered and not forgotten ....
  6. Reptiloid
    Reptiloid 22 June 2016 13: 41
    +2
    It’s good that the grandson of the Hero wrote on the site. This means that there is community among people, friendship, goodness, despite the boundaries.
    HERE what names should be immortalized at the state level!
  7. All-seeing
    All-seeing 24 June 2016 23: 47
    +1
    It was interesting to read the article. The real heroes, defenders were the soldiers of the big Country. Eternal memory to them!

Комбат в 19 лет. Часть 3

Комбат в 19 лет. Часть 3


Переброска войск в район Клайпеды шла скрытно. Машины шли одна за другой под покровом ночи без включённого света. Водители маленькими фонариками могли помогать друг другу. Артиллерийская батарея Орынгали Есенгазиева также передвигалась со всеми в составе 19-го танкового корпуса 1-го Прибалтийского фронта. Он считался опытным фронтовиком. В 1944 году ему пришлось вместе со своими товарищами на протяжении четырёх месяцев сражаться за независимость Прибалтики против более 80 немецких дивизий.

Изначально обстановка на фронте в данном районе складывалась непростая. В районе Даугавпилса войска в начале июня начали наступление, но оно сошло на нет. Ставка приняла решение перенести направление главного удара на Шауляй, чтобы отрезать группировку противника, находящуюся в Латвии и Эстонии, от основных сил.


Начались тяжёлые, кровопролитные бои, затянувшиеся более чем на два с лишним месяца. Зачастую артиллеристы были вынуждены работать прямой наводкой, уничтожая вражеские танки. В районе города Шауляй было уничтожено порядка 400 танков.

Комбат в 19 лет. Часть 3


Войска продвигались в глубь Прибалтики. Нередко артиллеристам приходилось открывать огонь прямой наводкой. Однажды батарея Орынгали находилась северо-западнее города, который наши танки обошли и пошли дальше. Батарея по-походному продвигалась по дороге. Казалось, никакой опасности не предвиделось. Но на выезде из одного небольшого прибалтийского городка произошёл самый неожиданный жестокий бой. На выезде их встретил огнём немецкий дзот. Они отъехали назад. Развернули орудия и разнесли прямым попаданием дзот так, что брёвна встали на дыбы, как спички. Оставшиеся в живых немцы вышли с поднятыми руками. Взяли их и поехали дальше. Но на опушке леса их встретили немецкие танки. Раздался выстрел — передняя машина артиллеристов легла поперёк дороги. Расчёт остался невредимым и стал спасать орудие, оттаскивая его на руках. Остальные машины стали разворачивать для ответного огня. В этот момент наводчик Сычов, взяв гранаты, пополз навстречу танкам, но, сражённый пулемётной очередью, остановился навечно, а немецкий танк ещё поелозил по нему, вдавливая тело. И скрылся безнаказанным — артиллеристы не смогли открыть огонь из-за плохой видимости. Так немцы напоследок мстили. Но недолго им оставалось елозить своими танками по русской земле. Освободительный поток русской армии был неудержим. Несмотря на ожесточённое сопротивление противника, одним за другим освобождались города.

Комбат в 19 лет. Часть 3


В октябре Орынгали получил ранение. Снайпер целился прямо ему в лоб, но пуля попала в красную звёздочку, прошла по касательной, лишь расцарапав лоб. Его перевязала ротная медсестра — кровь остановилась. Пытались артиллеристы отыскать этого снайпера, но он как в воду канул. Ранка быстро зажила. Орынгали даже внимания на это особого не обращал. Тем более что на фронте наступили радостные события: 24 ноября 1944 года войска Ленинградского и трёх Прибалтийских фронтов — 1-го, 2-го и 3-его — окружили на Моонзундском архипелаге последнюю группировку противника и разгромили её. Прибалтика была наконец освобождена полностью.

В так называемом Курляндском котле было зажато 27 немецких дивизий, которые пробыли здесь до капитуляции 1945 года. Гитлер находился в полной иллюзии, что его войска смогут развить наступление с этого плацдарма и заставлял своих генералов верить в эту иллюзию.

Страшная трагедия предстала перед глазами советских солдат, когда они обнаружили лагерь военнопленных в районе Саласпилса. Здесь брали кровь для раненых немецких солдат и офицеров у маленьких детей и женщин. У фронтовика это вызывает большое и горькое сожаление, о котором он пишет в своей книге. В совершенно другой книге по истории Латвии, изданной в 2005 году, этот лагерь современные прибалтийские историки в угоду времени называют просто исправительно-трудовым, где содержалось около 2000 человек. Тогда как члены советской комиссии, созданной для расследования жертв злодеяний немецко-фашистских захватчиков, насчитали около 100000 погибших в этом лагере. Малолетние дети содержались здесь изолированно от родителей, а когда они погибали от недоедания и от полного обескровливания (немцы детей превращали в полных доноров), их вытаскивали в корзинках и сбрасывали в яму. Дети обгладывали кору деревьев. Солдаты потом видели эти ободранные деревья и не могли без содрогания, слёз и ненависти, и боли смотреть на эти страшные злодеяния, которые сегодня стараются всеми силами обелить ушлые политики. Но память, настоящая память жива. Жив был Орынгали, который в своих воспоминаниях рассказывает об этом нам, своим духовным наследникам.

Погибали в лагере дети разных национальностей, в том числе и прибалтийские дети. Но некоторые их отцы и деды напрочь отрицали данный факт и вставали под фашистские знамёна, чтобы с маниакальным упорством сражаться на стороне свастики и продолжали это делать и после 1945 года: ещё в 1952 году раздавались в латышских сёлах выстрелы оголтелой коричневой чумы, проникшей в сердце латышских националистов.

В конце 1944 года в районе Курляндского котла установилось временно затишье: немцы не наступали, а лишь обороняли свои позиции. Батарея Орынгали, потерявшая к этому времени значительную часть своего состава была вместе со своим корпусом переведена на пополнение. В это же время командир 26-ой мотострелковой бригады вручил ордена и медали бойцам, проявившим свою воинскую доблесть при освобождении Прибалтики. Получил орден Красной Звезды и Орынгали Есенгазиев.

Комбат в 19 лет. Часть 3


В начале 1945 года на батарее Орынгали и по всей стране царило радостное оживление, вызванное тем обстоятельством, что в Советском Союзе война была полностью закончена, боевые действия в начале 1945 года велись уже на территории приграничных государств.

Комбат в 19 лет. Часть 3


Радовал артиллеристов и тот факт, что на вооружение Красной Армии поступили новые образцы техники и оружия: 11000 самоходных артиллерийских установок и танков, число увеличилось по сравнению с 1944 годом практически в два раза. Также стали поступать САУ-100 и началось серийное производство среднего танка Т-44. Всё это и многое другое давало возможность начать широкомасштабную операцию от Балтийского моря до Дуная. Такого история военной мысли ещё не знала.

Комбат в 19 лет. Часть 3


Только в начале 1945 года их корпус, наконец, был полностью укомплектован людьми и вооружением и был отправлен в Европу. Двинулось несколько эшелонов. Казалось им, что война отступает с каждым днём и нагнать её практически невозможно: уже была свободна Польша, Вена, Будапешт, куда они прибыли в начале марта. Но озеро Балатон стало ещё одной, самой кровопролитной точкой сражения, в котором участвовал Орынгали. Немцы предприняли все меры, чтобы дать отпор наступающим советским частям. Ещё в феврале 1945 года немцы стали скапливать здесь значительные силы. Чтобы предотвратить немецкое наступление, Ставка отдала приказ о разгроме немецкой группировки в районе озера Балатон.

Комбат в 19 лет. Часть 3


В своей книге воспоминаний Орынгали пишет, что большую роль в этой операции сыграла артиллерия. «Для борьбы с танками противника на 83-м километровом участке от Ганта до озера Балатон было создано шестьдесят шесть противотанковых рвов и сосредоточено 65 процентов всей артиллерии фронта. На наиболее опасных направлениях плотность артиллерии доходила до шестидесяти-семидесяти орудий и миномётов на один километр фронта. Глубине обороны на отдельных участках фронта доходила до 25-30 километров. И такая подготовка оказалась не напрасной. Чтобы прорвать оборону, немецкое командование предпринимало массированные танковые атаки. В первый день на некоторых участках фронта шириной полтора-два километра в атаках гитлеровцев одновременно участвовали до семидесяти танков и штурмовых орудий, а во второй — при поддержке авиации наступали около двухсот танков и штурмовых орудий».

А потом немецкое командование пускало в бой более 100 танков. «Королевские тигры», «пантеры» — всё шло в последний свой ход, закончившийся 15 марта: немцы в этот день прекратили наступление с целью выхода к Дунаю. Они не смогли прорвать несколько эшелонов советской обороны, в одном из которых также находилась батарея Орынгали. Это дало возможность советским войскам начать стремительное наступление на Вену.

А тем временем корпус Орынгали перебросили в Румынию. Именно здесь они и закончили войну, все ждали известий о скорой Победе. И она настала.

Комбат в 19 лет. Часть 3


Он помнил, что разбудили их рано утром по тревоге и объявили о наступлении долгожданной Победы. Он запомнил выстрелы изо всех орудий и оружия и слёзы старого солдата. Он плакал, и скупые капли стекали по его старому, израненному лицу. Так пришла Победа.

В своей книге Орынгали Есенгазиев особо подчёркивает, что ещё 30 апреля 1945 года наряду с другими бойцами, флаг Победы над рейхстагом укрепили его земляки из Казахстана: лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Г.П. Булатов из 234-го полка.

Но военная служба для Орынгали закончилась только в конце 1946 года. После демобилизации он вернулся в Казахстан и стал работать в отделе по борьбе с бандитизмом, встречаясь уже с замаскированным врагом. Главаря одной из банд Орынгали брал лично. А потом его направили на учёбу в школу МВД СССР. И пошла его жизненная стёжка-дорожка по этой линии. Два десятка лет он проработал в ОБХСС, занимаясь восстановлением справедливости на экономическом фронте. Об одном из громких дел, которым он руководил, рассказала газета, где в статье, в частности, сообщалось о том, как ряд должностных лиц перепродавал государственные квартиры по высоким ценам, забирал себе выручку и незаконно пользовался народным добром, расхищая социалистическую собственность». Но их делишки были выявлены.

Орынгали со своей командой раскрывал множество подобных дел. И за его принципиальность многие криминальные элементы его «не любили», даже два таджика-киллера были специально наняты для его убийства, но они были вовремя обнаружены и подверглись наказанию по всей строгости закона.

Ещё одно громкое дело тех лет, «золотое дело», тоже удалось раскрыть благодаря принципиальной позиции Орынгали, который понял, каким путём идёт контрабандное золото из Магадана в Алма-Ату: 32 килограмма золота тогда нашли оперативные работники. Но сколько пришлось ему вытерпеть: давили со всех сторон, звонили, угрожали, но фронтовика было не сломить. Не были те, кто давил на него, на фронте, не знали они, что такое сохранить в себе дух войны и закалить в себе его. Но нашлись и в системе МВД недоброжелатели: нашли пустяковое нарушение, придрались, вынесли строгий выговор и отправили полковника в резерв МВД, а оттуда он ушёл на заслуженный отдых.

Комбат в 19 лет. Часть 3


Но отдыхать он не стал, сидя у телевизора. Он решает приняться за дело, и первым в его ежедневнике появляется план по созданию специального фонда поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. Да и с милицией расстаться не получилось: он решил создать музей воинской и боевой славы при ГУВД города Алматы, возглавил ветеранскую организацию милиционеров. Работ и забот было много. В день 50-летия Победы он прошёл по брусчатке на Красной площади в таком же строю фронтовиков, которых приветствовали стоя на параде Победы.

Жизнь после войны продолжалась, и надо было уметь правильно распорядиться ею, чтобы не оказаться на обочине, а быть в общем, победном строю. И только смерть забирала фронтовиков из строя. Но вставили в этот строй уже их дети и внуки, продолжая сохранять дело отцов и дедов в своих сердцах и в своих делах. Я выражаю искреннюю благодарность его внуку Нурлану Дуссали, который написал в редакцию сайта «Военное обозрение» письмо с просьбой рассказать о своём деде Орынгали Есенгазиеве. Об огромной духовной поддержке со стороны своих родных и ветеранских организаций Орынгали Есенгазиев рассказал в конце своей книги, которую он написал в память о прошедших военных годах.

Некоторые страницы боевого пути комбата О.Е. Есенгазиева (из книги «Великая Отечественная. Судьба комбата», Алматы, 2010 год):

1941-1942. Селищенское авиационно-техническое училище, город Петропавловск.
1942 — январь 1943. Высшее Сумское командное артиллерийское училище, город Ачинск.
Февраль 1943. Подмосковье. Калининский фронт. Формирование.
Март 1943. Ржевско-Вяземская операция по ликвидации Ржевского выступа.
Январь 1943. Освобождение Великих Лук. Калининский фронт.
Август-декабрь 1943. Оборона за Великими Луками. Калининский фронт.
Октябрь 1943. Неудавшееся наступление на Витебск. Калининский фронт.
Ноябрь-декабрь 1943. Наступление под Витебском. Западный, 1-ый и 2-ой Прибалтийские фронты.
Январь — 2 февраля 1943. Наступление под Витебском. Западный и 1-ый Прибалтийский фронты. Тяжёлое ранение.
Февраль-март 1944. Наступление под Витебском. Западный и 1-ый Прибалтийский фронты.
Конец июня 1944. Витебско-Оршанская операция. Освобождение Витебска. Начало стратегической наступательной операции «Багратион».
Июль 1944. О.Е. Есенгазиев — командир батареи артдивизиона резерва главного командования. Освобождение Белоруссии.
Август-октябрь 1944. Упорные бои в Литве, северо-западнее Шауляя, на мемельском направлении. 1-ый Прибалтийский фронт.
Сентябрь-ноябрь 1944. Освобождение Прибалтики.
Октябрь 1944. Освобождение Латвии.
Январь 1945. Отправка 19-го танкового корпуса в Европу.
Март 1945. Бои у озера Балатон.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. казак волгский 22 июня 2016 06:41
    Спасибо Полина!!! Очень хороший цикл получился. прочел с удовольствием!
    1. Reptiloid 22 июня 2016 06:49
      Пока читал,складывались такие же слова.
      Большое спасибо за этот цикл.
  2. parusnik 22 июня 2016 07:57
    Так артиллеристы наши воевали...
    Они пушки на себе таскали
    И ни когда её родную не бросали.
    По рекам и степям с ней они бежали...
    Чтоб немца изгнать с родной земли...
    Которые на своём пути всё жгли.
    Артиллеристы до последнего стояли...
    Врага везде огнём встречали.
    Когда не было снарядов...
    Они с пушкой были рядом.
    С ней родной лишь расставались...
    Когда с душой своей прощались...
    А сколько их в войну ту полегло?
    Лишь только знает вороньё...
    Спасибо, Полина..
  3. Росси-Я 22 июня 2016 08:01
    22-го июня,
    Ровно в четыре утра,
    Киев бомбили,
    Нам объявили, что началася война!


    Вечная память и слава тем, кто принял бой и отстоял нашу свободу!
  4. KLV 22 июня 2016 09:20
    Материал интересный и, главное, нужный. Нельзя забывать наше прошлое.
    Но. Сложилось ощущение, что Полина Ефимова писала этот материал, как мы когда-то в студенчестве конспектировали в библиотеке классиков марксизма-ленинизма. То есть бежала по тексту книги Орынгали Есенгазиева и "надёргивала" оттуда отдельные абзацы и предложения, часто небрежно. Видимо, торопилась к опубликованию к 22 июня. Например, у фронтовика появляется большое и горькое сожаление, когда он узнаёт, что у маленьких детей и женщин брали кровь для раненых немецких солдат и офицеров. Сожаление о чём??? Не гнев, не ярость, а сожаление... Или в предложении о казахстанцах, установивших Красное знамя над рейхстагом, лейтенант Рахимжан Кошкарбаев упомянут по имени и фамилии, а рядовой Григорий Петрович Булатов - инициалами и фамилией, причём женской? Трудно было уточнить, кто такой Г.П. Булатов? Осадочек остался, хотя статье, конечно, плюс.
    KLV
  5. N.D.A 22 июня 2016 13:09
    Такое надо помнить и никак не забывать....
  6. Reptiloid 22 июня 2016 13:41
    Хорошо,что внук Героя написал на сайт.Это значит,что есть среди людей общность,дружба,добро,несмотря на границы.
    ВОТ какие имена надо увековечить на государственном уровне!
  7. Всевидящий 24 июня 2016 23:47
    Интересно было прочесть статью. Настоящими героями, защитниками были солдаты большой Страны. Вечная им память!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня