Древний металл и корабли (часть 4)

«...а плавающие в водах выходили на землю...»
(Книга Премудрости Соломона 19:18)


А вот сейчас мы немного отвлечемся от истории металлургии меди и бронзы и обратимся к такой науке, как культурология. Ведь мы же все время ведем речь о культуре древних обществ и, следовательно, должны себе представлять возможное решение уже встретившегося нам многообразия в этой культуре. Каким образом не затеряться в этом многообразии и что можно для этого сделать? Может быть, как-то классифицировать, сгруппировать? Вот с такой попыткой и связано понятие типологизации культуры.


Древний металл и корабли (часть 4)

Рисунок Дж.Рава. Кикладское поселение эпохи энеолита и его обитатели.

«Атлантисты» и «континенталисты»

С самим термином «тип» нам приходится встречаться постоянно. В математике - это типы задач и примеров, в механике – типы передач, в литературе – типы героев различных произведений, у которых имеется нечто общее и т.д. Ну, а методом научного познания, с помощью которого упорядочивается все существующее на нашей планете многообразие культур, классифицируется и группируется по типам, как раз и называется типологизацией. И каких только приемов типологизации культур не придумали специалисты в этой области: воистину, сколько людей - столько же и мнений по этому вопросу. Уж очень это многообразное явление – культура человеческого общества, а потому и критерии для выделения разных типов культуры могут быть самими различными. Это и этнографические критерий, когда культура рассматривается через быт, хозяйственный уклад, язык и обычаи. Пространственно-географический, в основе которого лежат региональные типологии культур: западноевропейская, африканская, сибирская и т.д. Хронологическо-временные критерии, обусловленные временем существования той или иной культуры («культура каменного века», «культура бронзового века», «культура эпохи Возрождения», модерн и постмодерн) также имеют право на существование. Ну, а кто-то пытается обобщать разрозненные характеристики той или иной культуры в виде такой обобщенной дихотомии, как «Восток – Запад», «Север – Юг», пусть даже в последнем случае данное деление носит больше геополитический, нежели культурологический характер, или, скажем, как это делал Ф.Ницше, исходит из «аполлонического» или «дионисийского» начал в тех или иных культурах прошлого и настоящего.


Дом из деревни Лемба. Почему-то все древние дома эпохи неолита и энеолита имеют круглую форму, что на Кипре, что… в Португалии в крепости культуры Вила-Нова.

При этом одна и та же культура в зависимости от точки зрения исследователя может быть включена как в один тип культуры, как и в другой. Как известно, В.И. Ленин выделял типы буржуазной и пролетарской культуры, положив в основу этой типизации классовые различия. Но разве в пролетарской культуре не было элементов культуры буржуазной, и разве практически все жители дореволюционной России не были православными (не считая инородцев, конечно), то есть принадлежали к одной, православной культуре?


Дома в Лембе стояли вплотную друг к другу и имели плоские крыши. Все как в поселке Хирокития, вот только разница во времени между ними не годы, а столетия. Настолько медленной тогда была жизнь?

То есть понятно, почему существует множество типологий культур, и каких только их видов культурологами не придумано. В рамках историко-этнографической типологии это, например, антропологическая, хозяйственно-бытовая и этнолингвистическая. А они в свою очередь подразделяются на многочисленные подвиды. Есть модели ряда известных ученых, о которых сказано уже слишком много, чтобы повторять их еще раз. Это типологии Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Ф. Ницше, П. Сорокина и К. Ясперса.


«Дама из Лембы»

Многие типологии представляют собой дихотомии, например, «культура леса и степи», «городская и сельская», «культура земледельцев и скотоводов». Но если мы возьмем за основу принцип расселения людей не только по лесам и степям, а по близости к морю либо удаленности от него, то мы получим еще одну дихотомию и, соответственно, подразделение народов, живущих в разных местах, на культуру «атлантическую» (то есть приморскую, людей живших по берегам морей и океанов) и культуру «континентальную» – людей живших от моря вдали и не умевших строить корабли. То есть первые - это люди, живущие по берегам морей и океанов, а вторые – живущие в глубине материка. Первые более толерантны, поскольку имеют возможность плавать по морю. Им легко посещать другие земли, знакомиться с бытом людей отличной от их собственной культуры и при этом проявлять к ним терпимость, иначе им просто не сойти тогда на берег. Народы континентальной культуры значительно более ксенофобичны. Их лозунг «На родной земле умри, а с нее не сходи», потому что кроме этой самой земли у них ничего нет. Не так у «атлантистов», у которых тоже есть своя «родная земля», но есть и палуба корабля, и возможность всегда уплыть подальше, если нашествие врага почему-то отразить не удалось. И вот тут, поскольку речь у нас в этой главе пойдет о путях продвижения металлообработки по планете, следует поразмыслить, а как именно могло происходить распространение древних технологий металлообработки, и какие культуры, скажем так, ответственны за нее в наибольшей степени.


Еще одна «дама из Лембы» теперь уже крупным планом.

Например, все те же жители древнего Чатал-Хююка жили вдалеке от моря и навыков мореплавания явно не имели. Но, может быть, они делились ими с теми, кто торговал с ними по суше? Открывали им секреты своего производства, показывали, что и как нужно делать, чтобы получить точно такой же товар? По меньшей мере, такое поведение было бы странно.


Множество «дам из Лембы». Археологический музей Кипра в Никосии.

То есть, когда мы рисуем на карте стрелки, по которым «металлургические идеи» распространялись по всем четырем сторонам света – а именно такую схему диффузий металлургических знаний в Старом Свете придумал уже известный нам Р. Форбес, нам придется трижды подумать о том, а как это было в реальности. Потому что начертить стрелку на карте - это одно, а вот идти затем через горы и овраги, и земли недоверчивых, а то и откровенно враждебных к чужакам племен, нечто совсем другое!


Посуда из Энкоми, 2300 – 2075 гг. до н.э., но об этом поселке рассказ еще впереди.

Значительно проще дело будет обстоять в том случае, если древние металлурги имели выходы к морю и напрямую общались с народами «атлантической культуры». Те, переняв их навыки, могли относительно легко перенести их и в другие места, создать там новые очаги металлургического производства, которые в свою очередь создавали основу для других очагов.


Английские археологи за работой. Все та же деревня Лемба.

Ну, а главная цель плаваний в «дальние места» заключалась… в поисках все той же меди! Ведь жителям Передней Азии не повезло так, как повезло индейцам, жившим по берегам озера Верхнее и в других богатых самородной медью тамошних местах. Впрочем, было место, где залежей медной руды было так много, что они даже дали этому месту соответствующее название, и место это – остров Кипр!

Лемпа – «поселок женщины с распростертыми руками»

На страницах этой книги мы уже познакомились с древним кипрским поселком Хирокития, жители которого умели строить дома и выделывать каменную посуду, но так и не овладели искусством обрабатывать металл. Однако это не значит, что на этом острове не было энеолита, то есть меднокаменный век на нем отсутствовал. Как раз напротив, потому что именно здесь, примерно в четырех километрах к северу от города Пафос, и в очень плодородном районе, где сегодня выращивают даже бананы, находится деревня Лемпа, или Лемба, которая, как полагают, была первым поселком на острове, относящимся к эпохе энеолита (ок. 3800 – 2500 до н.э.). То есть ее жителям уже был известен металл, ну, а еще они в большом количестве делали крестообразные женские статуэтки, вырезанные из камня и символизирующие какую-то местную богиню плодородия. Дома у них тоже были круглые, как и в Хирокитии, хотя и построены значительно позднее.


Вот так выглядели древнейшие топоры из меди. Проушины они еще не имели и вставлялись в расщеп Г-образной рукоятки. Именно таким топором был вооружен и «ледяной человек» Оци.

В 1982 году Лемба была превращена в Экспериментальную деревню, чтобы проводить здесь различные исторические мероприятия и изучать технологии прошлого. При содействии Кипрского департамента древностей, а также мэра и жителей этого села проект превратился в важный источник по привлечению туристов, а также место проверки различных гипотез в экспериментальной археологии. Другой поселок Эрими находится на южном побережье острова, и вот там как раз и нашли медное зубило – самое древнее на Кипре медное изделие.

Со временем вот такие медные шкуры стали цениться «на вес золота».

Важно отметить даже не древность этой находки, а то, что люди, сделавшие это зубило, могли попасть сюда только морем, а не по суше, потому что Кипр – это остров, и оказаться там как-то иначе просто невозможно.

Но на чем они сюда добрались? На папирусных лодках, макет одной из которых выставлен в Морском музее города Айя-Напа? Но на таком хлипком суденышке далеко не уплывешь, не увезешь на нем и скот, и имущество. Так что означать это может только одно: уже в эпоху энеолита люди, жившие по берегам Средиземного моря, имели достаточно вместительные корабли, на которых они могли доплывать от берегов современных Сирии и Палестины, по крайней мере, до Кипра. Почему именно отсюда, а не из Египта? Да потому, что суда эти могли быть изготовлены только лишь из дерева, но никак не из папируса, чтобы там не доказывал своими папирусными ладьями знаменитый Тур Хейердал. Корабли строились там, где росли столь же знаменитые ливанские кедры, а уже отсюда путешественники плыли в сторону островов Эгейского архипелага и материковой Греции. Одновременно туда же по суше также передвигались какие-то народы, уже умевшие обрабатывать металл, о чем свидетельствуют археологические находки соответствующего времени. До нас дошло очень небольшое количество зубил, крючков и декоративных изделий из чистой меди, но в одном из них есть небольшая примесь олова, что, возможно, указывает на связи с Анатолией, где обработка меди возникла раньше. Все признаки древнего меднокаменного века, как считают специалисты по доисторическому Кипру, окончательно оформились на нем около 3500 г. до н. э., а продолжался он примерно до 2500 – 2300 гг. до н. э. Интересно, что опять-таки, судя по данным археологических исследований, конец энеолита на том же острове Кипр в разных его частях наступил не одновременно. В области города Пафос он задержался, и там использовалась медь, а вот в северной части острова в это время уже научились плавить бронзу. И вот тут возникает интересный вопрос: неужели древние мореплаватели, добравшиеся до этого острова, так на нем и остались, или же, по крайней мере, некоторые из них отправились дальше?


Папирусная лодка папирелла из Музея моря в Айя-Напе на Кипре.

Киклады – «острова, лежащие кругом»

И да, действительно, они поплыли еще дальше на запад и там встретили остров Крит, а плывя от него прямо на север, достигли Кикладских (от греч. Кикладес, что как раз и означает «лежащие кругом») островов, лежащих вокруг острова Дилос. Причем достигли их еще в эпоху среднего и позднего палеолита (V – IV тысячелетия до н.э.), когда металла они еще не знали, но зато им был прекрасно известен обсидиан, который они добывали на одном из этих островов и затем обменивали по всему Восточному Средиземноморью. Впрочем, не только обсидиан. В Египте, например, в одной могиле раннединастического периода нашли зооморфный сосуд, сделанный из мрамора с острова Парос – одного из островов Кикладского архипелага, так что даже камень и тот в то далекое время был объектом торговли живших на нем островитян с Египтом!


Жители Кикладских островов. Рисунок все того же Дж.Рава. Немного фантастически изображены люди, однако все, что касается изображенных предметов, достоверно на все 100%. Обратите внимание на наконечники копий. Они плоские, но в них сделаны боковые отверстия, через которые их кожаными ремешками приматывали к древку копья, а сам наконечник при этом вставлялся в сделанный в нем пропил. Характерной формы топоры и кинжалы с ребром посредине – все это найдено среди погребального инвентаря более… 20 тысяч (!) обнаруженных на этих островах погребений.

А потом жители островов научились технологии обработки меди, и у них начался свой собственный меднокаменный век, оставивший по себе память в виде… 20 тысяч погребений, содержащих массу медных и серебряных украшений и изделий. То есть мы вполне можем говорить о существовавшей там и довольно развитой цивилизации в период 2800-1400 гг. до н.э. и лишь впоследствии поглощенной минойской и микенской культурами. Но это произошло уже позднее. А в то время, когда чистую медь безо всяких примесей обрабатывали на Кипре, эта же технология применялась и на Кикладах, да и в других местах, да и сами изделия из металла были очень похожими друг на друга.


Наконечники стрел культуры Вила-Нова из Португалии.

И не только изделия: археологи отмечают, что, в частности, вал на острове Сирос около 2400 – 2200 гг. до н.э. весьма похож на подлобное же сооружение культуры Вила-Нова-де-Сан-Педру на территории Португалии! Это также культура эпохи халколита (или энеолита), получившая свое название от одноименного археологического памятника в португальской Эстремадуре, где среди руин укрепленного поселения было найдено большое количество наконечников стрел. Хронологические рамки возникновения металлургических культур на острове Кипр, Кикладах и здесь, в Португалии, примерно совпадают, то есть люди, жившие на берегах Средиземного моря и владеющие технологией обработки меди (а от кого они ее узнали, как не от тех же чатал-хююкцев или же тех, кто в этом регионе им наследовал?), уже в то далеко от нас время совершали по нему дальние плавания и посещали не только Кипр, Крит и Киклады, но и острова Мальту, Сицилию, Сардинию, Корсику, а также земли современной Италии, Испании и Португалии! И при этом они либо селились там сами, либо делились своими знаниями с аборигенами. Ведь как иначе объяснить тогда сходство в культурах Киклад и Вила-Нова, бросившееся в глаза археологам?


Один из самых древних кораблей средиземноморья просто «малый ребенок» по сравнению с теми судами, что уже бороздили это море за 1000 лет до Троянской войны! Музей моря в Айя-Напе, Кипр.

То есть распространение древнейшей технологии металлообработки, как оказалось, самым теснейшим образом было связано с искусством мореплавания, и распространили ее в средиземноморском бассейне носители «атлантической культуры». Но каким же тогда образом познакомились с искусством обработки меди те народы, что принадлежали к континентальной культуре, каким образом она распространялась среди народов континентальной культуры, для которых ксенофобия была едва ли не основой всей их жизни?

(Продолжение следует)

Предыдущие материалы:
1. От камня до металла: древние города (часть 1) https://topwar.ru/95789-ot-kamnya-do-metalla-drevnie-goroda-chast-1.html
2. Первые металлические изделия и древние города: Чатал-Хююк – «город под колпаком» (часть 2)https://topwar.ru/96998-pervye-metallicheskie-izdeliya-i-drevnie-goroda-chatal-hyuyuk-gorod-pod-kolpakom-chast-2.html
3. «Настоящий медный век» или от старой парадигмы к новой (часть 3)https://topwar.ru/98958-nastoyaschiy-mednyy-vek-ili-ot-staroy-paradigmy-k-novoy-chast-3.html
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

38 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти