Древний металл и корабли (часть 4)

38
«...а плавающие в водах выходили на землю...»
(Книга Премудрости Соломона 19:18)


А вот сейчас мы немного отвлечемся от истории металлургии меди и бронзы и обратимся к такой науке, как культурология. Ведь мы же все время ведем речь о культуре древних обществ и, следовательно, должны себе представлять возможное решение уже встретившегося нам многообразия в этой культуре. Каким образом не затеряться в этом многообразии и что можно для этого сделать? Может быть, как-то классифицировать, сгруппировать? Вот с такой попыткой и связано понятие типологизации культуры.

Древний металл и корабли (часть 4)

Рисунок Дж.Рава. Кикладское поселение эпохи энеолита и его обитатели.

«Атлантисты» и «континенталисты»

С самим термином «тип» нам приходится встречаться постоянно. В математике - это типы задач и примеров, в механике – типы передач, в литературе – типы героев различных произведений, у которых имеется нечто общее и т.д. Ну, а методом научного познания, с помощью которого упорядочивается все существующее на нашей планете многообразие культур, классифицируется и группируется по типам, как раз и называется типологизацией. И каких только приемов типологизации культур не придумали специалисты в этой области: воистину, сколько людей - столько же и мнений по этому вопросу. Уж очень это многообразное явление – культура человеческого общества, а потому и критерии для выделения разных типов культуры могут быть самими различными. Это и этнографические критерий, когда культура рассматривается через быт, хозяйственный уклад, язык и обычаи. Пространственно-географический, в основе которого лежат региональные типологии культур: западноевропейская, африканская, сибирская и т.д. Хронологическо-временные критерии, обусловленные временем существования той или иной культуры («культура каменного века», «культура бронзового века», «культура эпохи Возрождения», модерн и постмодерн) также имеют право на существование. Ну, а кто-то пытается обобщать разрозненные характеристики той или иной культуры в виде такой обобщенной дихотомии, как «Восток – Запад», «Север – Юг», пусть даже в последнем случае данное деление носит больше геополитический, нежели культурологический характер, или, скажем, как это делал Ф.Ницше, исходит из «аполлонического» или «дионисийского» начал в тех или иных культурах прошлого и настоящего.


Дом из деревни Лемба. Почему-то все древние дома эпохи неолита и энеолита имеют круглую форму, что на Кипре, что… в Португалии в крепости культуры Вила-Нова.

При этом одна и та же культура в зависимости от точки зрения исследователя может быть включена как в один тип культуры, как и в другой. Как известно, В.И. Ленин выделял типы буржуазной и пролетарской культуры, положив в основу этой типизации классовые различия. Но разве в пролетарской культуре не было элементов культуры буржуазной, и разве практически все жители дореволюционной России не были православными (не считая инородцев, конечно), то есть принадлежали к одной, православной культуре?


Дома в Лембе стояли вплотную друг к другу и имели плоские крыши. Все как в поселке Хирокития, вот только разница во времени между ними не годы, а столетия. Настолько медленной тогда была жизнь?

То есть понятно, почему существует множество типологий культур, и каких только их видов культурологами не придумано. В рамках историко-этнографической типологии это, например, антропологическая, хозяйственно-бытовая и этнолингвистическая. А они в свою очередь подразделяются на многочисленные подвиды. Есть модели ряда известных ученых, о которых сказано уже слишком много, чтобы повторять их еще раз. Это типологии Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Ф. Ницше, П. Сорокина и К. Ясперса.


«Дама из Лембы»

Многие типологии представляют собой дихотомии, например, «культура леса и степи», «городская и сельская», «культура земледельцев и скотоводов». Но если мы возьмем за основу принцип расселения людей не только по лесам и степям, а по близости к морю либо удаленности от него, то мы получим еще одну дихотомию и, соответственно, подразделение народов, живущих в разных местах, на культуру «атлантическую» (то есть приморскую, людей живших по берегам морей и океанов) и культуру «континентальную» – людей живших от моря вдали и не умевших строить корабли. То есть первые - это люди, живущие по берегам морей и океанов, а вторые – живущие в глубине материка. Первые более толерантны, поскольку имеют возможность плавать по морю. Им легко посещать другие земли, знакомиться с бытом людей отличной от их собственной культуры и при этом проявлять к ним терпимость, иначе им просто не сойти тогда на берег. Народы континентальной культуры значительно более ксенофобичны. Их лозунг «На родной земле умри, а с нее не сходи», потому что кроме этой самой земли у них ничего нет. Не так у «атлантистов», у которых тоже есть своя «родная земля», но есть и палуба корабля, и возможность всегда уплыть подальше, если нашествие врага почему-то отразить не удалось. И вот тут, поскольку речь у нас в этой главе пойдет о путях продвижения металлообработки по планете, следует поразмыслить, а как именно могло происходить распространение древних технологий металлообработки, и какие культуры, скажем так, ответственны за нее в наибольшей степени.


Еще одна «дама из Лембы» теперь уже крупным планом.

Например, все те же жители древнего Чатал-Хююка жили вдалеке от моря и навыков мореплавания явно не имели. Но, может быть, они делились ими с теми, кто торговал с ними по суше? Открывали им секреты своего производства, показывали, что и как нужно делать, чтобы получить точно такой же товар? По меньшей мере, такое поведение было бы странно.


Множество «дам из Лембы». Археологический музей Кипра в Никосии.

То есть, когда мы рисуем на карте стрелки, по которым «металлургические идеи» распространялись по всем четырем сторонам света – а именно такую схему диффузий металлургических знаний в Старом Свете придумал уже известный нам Р. Форбес, нам придется трижды подумать о том, а как это было в реальности. Потому что начертить стрелку на карте - это одно, а вот идти затем через горы и овраги, и земли недоверчивых, а то и откровенно враждебных к чужакам племен, нечто совсем другое!


Посуда из Энкоми, 2300 – 2075 гг. до н.э., но об этом поселке рассказ еще впереди.

Значительно проще дело будет обстоять в том случае, если древние металлурги имели выходы к морю и напрямую общались с народами «атлантической культуры». Те, переняв их навыки, могли относительно легко перенести их и в другие места, создать там новые очаги металлургического производства, которые в свою очередь создавали основу для других очагов.


Английские археологи за работой. Все та же деревня Лемба.

Ну, а главная цель плаваний в «дальние места» заключалась… в поисках все той же меди! Ведь жителям Передней Азии не повезло так, как повезло индейцам, жившим по берегам озера Верхнее и в других богатых самородной медью тамошних местах. Впрочем, было место, где залежей медной руды было так много, что они даже дали этому месту соответствующее название, и место это – остров Кипр!

Лемпа – «поселок женщины с распростертыми руками»

На страницах этой книги мы уже познакомились с древним кипрским поселком Хирокития, жители которого умели строить дома и выделывать каменную посуду, но так и не овладели искусством обрабатывать металл. Однако это не значит, что на этом острове не было энеолита, то есть меднокаменный век на нем отсутствовал. Как раз напротив, потому что именно здесь, примерно в четырех километрах к северу от города Пафос, и в очень плодородном районе, где сегодня выращивают даже бананы, находится деревня Лемпа, или Лемба, которая, как полагают, была первым поселком на острове, относящимся к эпохе энеолита (ок. 3800 – 2500 до н.э.). То есть ее жителям уже был известен металл, ну, а еще они в большом количестве делали крестообразные женские статуэтки, вырезанные из камня и символизирующие какую-то местную богиню плодородия. Дома у них тоже были круглые, как и в Хирокитии, хотя и построены значительно позднее.


Вот так выглядели древнейшие топоры из меди. Проушины они еще не имели и вставлялись в расщеп Г-образной рукоятки. Именно таким топором был вооружен и «ледяной человек» Оци.

В 1982 году Лемба была превращена в Экспериментальную деревню, чтобы проводить здесь различные исторические мероприятия и изучать технологии прошлого. При содействии Кипрского департамента древностей, а также мэра и жителей этого села проект превратился в важный источник по привлечению туристов, а также место проверки различных гипотез в экспериментальной археологии. Другой поселок Эрими находится на южном побережье острова, и вот там как раз и нашли медное зубило – самое древнее на Кипре медное изделие.

Со временем вот такие медные шкуры стали цениться «на вес золота».

Важно отметить даже не древность этой находки, а то, что люди, сделавшие это зубило, могли попасть сюда только морем, а не по суше, потому что Кипр – это остров, и оказаться там как-то иначе просто невозможно.

Но на чем они сюда добрались? На папирусных лодках, макет одной из которых выставлен в Морском музее города Айя-Напа? Но на таком хлипком суденышке далеко не уплывешь, не увезешь на нем и скот, и имущество. Так что означать это может только одно: уже в эпоху энеолита люди, жившие по берегам Средиземного моря, имели достаточно вместительные корабли, на которых они могли доплывать от берегов современных Сирии и Палестины, по крайней мере, до Кипра. Почему именно отсюда, а не из Египта? Да потому, что суда эти могли быть изготовлены только лишь из дерева, но никак не из папируса, чтобы там не доказывал своими папирусными ладьями знаменитый Тур Хейердал. Корабли строились там, где росли столь же знаменитые ливанские кедры, а уже отсюда путешественники плыли в сторону островов Эгейского архипелага и материковой Греции. Одновременно туда же по суше также передвигались какие-то народы, уже умевшие обрабатывать металл, о чем свидетельствуют археологические находки соответствующего времени. До нас дошло очень небольшое количество зубил, крючков и декоративных изделий из чистой меди, но в одном из них есть небольшая примесь олова, что, возможно, указывает на связи с Анатолией, где обработка меди возникла раньше. Все признаки древнего меднокаменного века, как считают специалисты по доисторическому Кипру, окончательно оформились на нем около 3500 г. до н. э., а продолжался он примерно до 2500 – 2300 гг. до н. э. Интересно, что опять-таки, судя по данным археологических исследований, конец энеолита на том же острове Кипр в разных его частях наступил не одновременно. В области города Пафос он задержался, и там использовалась медь, а вот в северной части острова в это время уже научились плавить бронзу. И вот тут возникает интересный вопрос: неужели древние мореплаватели, добравшиеся до этого острова, так на нем и остались, или же, по крайней мере, некоторые из них отправились дальше?


Папирусная лодка папирелла из Музея моря в Айя-Напе на Кипре.

Киклады – «острова, лежащие кругом»

И да, действительно, они поплыли еще дальше на запад и там встретили остров Крит, а плывя от него прямо на север, достигли Кикладских (от греч. Кикладес, что как раз и означает «лежащие кругом») островов, лежащих вокруг острова Дилос. Причем достигли их еще в эпоху среднего и позднего палеолита (V – IV тысячелетия до н.э.), когда металла они еще не знали, но зато им был прекрасно известен обсидиан, который они добывали на одном из этих островов и затем обменивали по всему Восточному Средиземноморью. Впрочем, не только обсидиан. В Египте, например, в одной могиле раннединастического периода нашли зооморфный сосуд, сделанный из мрамора с острова Парос – одного из островов Кикладского архипелага, так что даже камень и тот в то далекое время был объектом торговли живших на нем островитян с Египтом!


Жители Кикладских островов. Рисунок все того же Дж.Рава. Немного фантастически изображены люди, однако все, что касается изображенных предметов, достоверно на все 100%. Обратите внимание на наконечники копий. Они плоские, но в них сделаны боковые отверстия, через которые их кожаными ремешками приматывали к древку копья, а сам наконечник при этом вставлялся в сделанный в нем пропил. Характерной формы топоры и кинжалы с ребром посредине – все это найдено среди погребального инвентаря более… 20 тысяч (!) обнаруженных на этих островах погребений.

А потом жители островов научились технологии обработки меди, и у них начался свой собственный меднокаменный век, оставивший по себе память в виде… 20 тысяч погребений, содержащих массу медных и серебряных украшений и изделий. То есть мы вполне можем говорить о существовавшей там и довольно развитой цивилизации в период 2800-1400 гг. до н.э. и лишь впоследствии поглощенной минойской и микенской культурами. Но это произошло уже позднее. А в то время, когда чистую медь безо всяких примесей обрабатывали на Кипре, эта же технология применялась и на Кикладах, да и в других местах, да и сами изделия из металла были очень похожими друг на друга.


Наконечники стрел культуры Вила-Нова из Португалии.

И не только изделия: археологи отмечают, что, в частности, вал на острове Сирос около 2400 – 2200 гг. до н.э. весьма похож на подлобное же сооружение культуры Вила-Нова-де-Сан-Педру на территории Португалии! Это также культура эпохи халколита (или энеолита), получившая свое название от одноименного археологического памятника в португальской Эстремадуре, где среди руин укрепленного поселения было найдено большое количество наконечников стрел. Хронологические рамки возникновения металлургических культур на острове Кипр, Кикладах и здесь, в Португалии, примерно совпадают, то есть люди, жившие на берегах Средиземного моря и владеющие технологией обработки меди (а от кого они ее узнали, как не от тех же чатал-хююкцев или же тех, кто в этом регионе им наследовал?), уже в то далеко от нас время совершали по нему дальние плавания и посещали не только Кипр, Крит и Киклады, но и острова Мальту, Сицилию, Сардинию, Корсику, а также земли современной Италии, Испании и Португалии! И при этом они либо селились там сами, либо делились своими знаниями с аборигенами. Ведь как иначе объяснить тогда сходство в культурах Киклад и Вила-Нова, бросившееся в глаза археологам?


Один из самых древних кораблей средиземноморья просто «малый ребенок» по сравнению с теми судами, что уже бороздили это море за 1000 лет до Троянской войны! Музей моря в Айя-Напе, Кипр.

То есть распространение древнейшей технологии металлообработки, как оказалось, самым теснейшим образом было связано с искусством мореплавания, и распространили ее в средиземноморском бассейне носители «атлантической культуры». Но каким же тогда образом познакомились с искусством обработки меди те народы, что принадлежали к континентальной культуре, каким образом она распространялась среди народов континентальной культуры, для которых ксенофобия была едва ли не основой всей их жизни?

(Продолжение следует)

Предыдущие материалы:
1. От камня до металла: древние города (часть 1) https://topwar.ru/95789-ot-kamnya-do-metalla-drevnie-goroda-chast-1.html
2. Первые металлические изделия и древние города: Чатал-Хююк – «город под колпаком» (часть 2)https://topwar.ru/96998-pervye-metallicheskie-izdeliya-i-drevnie-goroda-chatal-hyuyuk-gorod-pod-kolpakom-chast-2.html
3. «Настоящий медный век» или от старой парадигмы к новой (часть 3)https://topwar.ru/98958-nastoyaschiy-mednyy-vek-ili-ot-staroy-paradigmy-k-novoy-chast-3.html
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    11 августа 2016 06:43
    Но каким же тогда образом познакомились с искусством обработки меди те народы, что принадлежали к континентальной культуре,

    Когда в 18 веке РИ осваивала территории Южного Урала, "рудознатцы" всегда старались найти копи в которых люди энеолитической/бронзовой культуры добывали медную руду. Те же жители Аркаима умели добывать и обрабатывать медь. В Башкирии, на территории Бакалинского района были найдены несколько медных серпов. Этот "клад" находится в краеведческом музее в г.Уфа. Умели, умели люди, проживавшие в глубине континента добывать и обрабатывать медь. Помню, ещё пацанами ездили к бывшей деревне Холодный ключ, где лазили в "Пугачёвской" пещере, где якобы скрывался Емельян Иванович (таких Пугачевских/Юлаевских пещер "дуже богато" в каждом районе, где имеется захудалая горка). Сам лично привёз из этой экскурсии несколько кусочков медистого песчаника. Учитель истории мне объяснил, что это действительно "копанки" медной руды.
    1. +2
      11 августа 2016 07:17
      Да я и не утверждаю, что они не умели ее обрабатывать. Вопрос, как они узнали технологию? Сами придумали или кто "рецепт" привез и каким путем. Но об этом в следующий раз...
      1. +2
        11 августа 2016 07:20
        А как насчет речных культур, например североамериканской? Их как определить по этой дихотомии? Опять же междуречье. Торговля по рекам объединила большие области.
        1. +3
          11 августа 2016 09:02
          Да, именно поэтому эти культуры и объединены в так называемую Миссисипскую культуру. И более того, ее часто называют торговой. Разные племена объединяла лишь торговля!
      2. Riv
        0
        11 августа 2016 08:17
        В таком деле стоит только однажды начать. То, что кажется сверхъестественным (а кузнечное дело даже в средневековье считалось сродни колдовству) всегда привлекало внимание к себе. А где внимание, там и изучение. Всегда найдется скептик, который посчитает, что кузнец - ловкий фокусник и этот фокус можно повторить самому. Начнет присматриваться, следить и однажды... повторит результат. Простейшую технологию очень сложно скрыть. А дальше - у кого мозги лучше работают. И вместо ковки самородков осваивается гораздо более сложное литье, вместо плоских наконечников делаются трубчатые и так далее.

        Кипр, кстати, название получил не от меди. Медь по гречески "халкос", а Крит "Крити". Ничего похожего даже Задорнов не нашел бы.
        1. +1
          11 августа 2016 09:03
          Насчет последнего... да, халкос. Насчет последнего уточню. Не я сам придумал.
          1. Riv
            0
            11 августа 2016 09:52
            Если уж на то пошло, то помните, какую версию причины Троянской войны я в свое время озвучивал? Троя стояла на перекрестке торговых путей и контроллировала поставки металла с Кавказа. Колхида... Халкис... Дочь правителя Колхиды Эета звали Халкиопой, "медной". Между прочим древние историки считали, что колхи происходят от... египтян.

            Версия номер два: в Греции был остров Халкида, на Эвбее. Но Эвбея вроде бы не славится медными рудниками, зато там много лесов. Возможно, это был центр обработки медной руды, доставляемой с Крита?
            1. +2
              11 августа 2016 11:16
              Рисунок Дж.Рава. Кикладское поселение эпохи энеолита и его обитатели.

              Почему дама выжимает кровь из поросенка?
              Почему над караульными на бастионах нет навесов от солнца?
              Почему статуи в трусах, воин в юбке, а охотник лишь в краске?
              Где у воина щит?
              Где у воина и охотника фляга с водой?

              Это только навскидку....
              Дж.Рава настрочил картинок от неандертальцев до второй мировой, характерен эмоциональностью, а не точностью воспроизведения...
              1. Riv
                +3
                11 августа 2016 11:26
                Может быть изображен первый в истории гeй-парад? :)
              2. +2
                11 августа 2016 11:31
                Вы внимательно рассмотрели факт наличия необходимых атрибутов. Но не все люди в своем восприятии способны не только замечать количественные составные системы анализа , но и другие важнейшие свойства. Мне например представляется интересным рассматривать художников маринистов. Они ведь не знают закономерностей поведения воды, ее струй. Эти взаимодействия все основаны на энергетических принципах. Их легче мог бы описать физик. Но!!!Именно поэтому настоящих ученых надо искать среди тех кто способен воспринимать действительность каковой она есть. Хотя для этого ученый и не обязательно должен быть художником . Вывод прост . Как говориться, необходимо рассматривать совокупность информационных данных , чтобы получить исчерпывающе логичный ответ и при этом учитывать человеческий фактор как индивидуальную способность видеть реальность , а не собственные иллюзии.
                1. +1
                  11 августа 2016 18:52
                  Цитата: gridasov
                  Но не все люди в своем восприятии способны не только замечать количественные составные системы анализа , но и другие важнейшие свойства.

                  Ну да, "хомо-хомини" не всегда "люпус эст".
                  Цитата: gridasov
                  Как говориться,

                  Несомненно! В процессе диалога можно договориться не только до консенсуса, но и о мордобития.
                  Цитата: gridasov
                  учитывать человеческий фактор как индивидуальную способность

                  Человеческий фактор может быть и коллективным... Кстати вы не слишком-ли часто смешиваете "частное" и "общее"?
                  Цитата: gridasov
                  реальность , а не собственные иллюзии.

                  Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Comprenez-vous, mon ami?
              3. 0
                11 августа 2016 13:03
                Я вряд ли отвечу Вам на Ваши вопросы. Я знаю только, насколько трудно в Оспрее проходят картинки и сколько надо все исписать, прежде, чем у тебя их возьмут. То есть я Рава не защищаю. Но какие-то основания у него так нарисовать были.
  2. 0
    11 августа 2016 07:42
    каким образом она распространялась среди народов континентальной культуры, для которых ксенофобия была едва ли не основой всей их жизни?....Землю Палестины, так истоптали "ксенофобы" переселяясь с места на место, что там до сих пор ничего не растет..Пустыня..Кстати о пустынях..многие пустыни возникли не только в результате климатических изменений, но в результате деятельности человека..Одни "ксенофобы", сметали с пути других "ксенофобов", вырубая при этом сады, уничтожая посевы, засыпая каналы..Кстати, "ксенофобы" с трудом отразили нападение "толерантных" народов моря..видимо страсть к общению била через край...
    1. +2
      11 августа 2016 09:07
      Видимо тогда толерантность имела место лишь при контактах малых групп с большими? При обратной пропорции "толерантные" становились -ха-ха, еще большими ксенофобами, чем аборигены!
  3. +2
    11 августа 2016 08:19
    В обычном представлении людей познание мира происходит по вектору от простого к сложному. Однако затронутый аспект работы с информацией и выраженный разделением по видам типологии позволяет говорить о таком виде анализа как от "сложного к простому" Это значит , что систематизируя большие объемы знаний , данных и др. можно построить математическую модель , как фрактальные взаимодействия.К тому же не только на плоскости рисунка , а в объеме пространственных взаимодействий по всем осям координат. Такая математическая модель позволит многообразие тех типологических аспектов взаимодействий по некоторым единым признакам и превратить ее из банальной статистической системы в систему взаимосвязей. Только все это возможно на теории числа дополненной новыми его свойствами.
    1. +1
      11 августа 2016 09:05
      Вы это очень хорошо заметили.И направление, на мой взгляд, абсолютно правильное. Проблема в том, что многие культурологи о фракталах только слыхали. А уж построить математическую модель...
      1. 0
        11 августа 2016 09:34
        Признаюсь , что и многие люди считающие себя математиками не готовы рассматривать такие модели анализа. Масштабно инвариантные структуры , матрицы, матроиды конечно имеют некоторые частные виды решений , которые позволяют систематизировать некоторые объемы информации, но главное в новую модель , которая отличается расширенной возможностью увеличивать входные данные ,позволяет включить с систему анализа и события настоящего уровня развития, что в конечном итоге позволяет и моделировать будущность развития процессов в разных уровнях перспектив.
        Скажу более , что изложенная Вами информация позволяет видеть и направление эволюции вообще в области материаловедения , а не только металлургии, а это вписывается и в нашу концепцию по которой мы рассматриваем возможность создания новых материалов на новых базовых принципах, которые опираются не только на прочностные , температуро- выносливые, антикоррозийные , но и в главной степени материалы с высокой степенью реакции на ионизационные процессы , а не просто по свойствам электропроводности. Более того материалы свойства которых моделируются для взаимодействий со средой по степени изменения уровня таких взаимодействий
  4. 2-0
    0
    11 августа 2016 11:37
    Ах, археология. Беспроигрышная на мой взгляд наука. Откопал помойку - готовы диссертации. Копаешь вокруг помойки ещё лет двадцать и наслаждаешься славой. Через 20 лет в сотне метров от тебя кто-то откопал другую помойку и твои выводы 20-летней давности на ветер, ничего, улучшенную книгу издадим, с уточнениями...

    Поглощение одной культуры минойской - микейской, это слова, тут про сами минойско - микейскую непонятно.
    Вячеслав, про папирусные плоты сложно сказать. Всё-таки папирусный плот это факт налицо, а вот деревянные челны рубанные медным или обсидиановым топором - это ещё надо показать вживую.
    Пусть их, челны, даже выжигали, но на корабль, хоть торговый, хоть боевой - это не тянет. В лучшем случае байдарка, а может и каноэ.

    У английских археологов на фото, вид то какой... Курорт. Копают то таджики (беженцы) не иначе.
    1. +2
      11 августа 2016 13:24
      Я видел, как они копают. Копают там... студенты какого-то университета. Таджиков на Кипре нет.Что до диссертаций... то они совсем не так легко пишутся, в том числе и по археологии.
    2. 0
      11 августа 2016 20:43
      Цитата: 2-0
      про сами минойско - микейскую непонятно

      У вас похоже, что имеется полное отождествление буквы "йот краткий" с буквой "эн". Тогда уж история, описанная с применением "отождествлённых" символов, вряд-ли будет способна адекватно отражать описанное в первоисточниках. Слышали-ли вы когда-нибудь или читали (в чём я глубоко сомневаюсь!) выражение "златообильные Микены". Начитавшись подобных перлов, пора приступать к написанию "римейка" к известной песне "Помнишь мезозойскую культуру..."
  5. +4
    11 августа 2016 11:49
    Самое старое обработанное золото. 4500-4600 г. до Р.Х. Южная Болгария, около г. Пазарджик.

    Archeologists find what may be world's oldest gold artifact ...
    https://www.google.com/url?q=https://www.youtube.com/watch%3Fv%3Dw-cAebPBL4g&sa=
    U&ved=0ahUKEwi_n6uR_bjOAhVHKMAKHcxCCycQFggNMAM&client=internal-uds-cse&usg=AFQjC
    NF0U27yM1HOzi7GAHaxxti0rf9wNw
    1. 0
      11 августа 2016 13:28
      На территории Болгарии очень много удивительных находок металлических изделий.Впечатление такое, что люди шли на север и несли с собой технологию и кое-где оседали. В Болгарии, например.
  6. -1
    11 августа 2016 12:33
    Но и этого оказалось недостаточно. Чтобы в процессе старта монстр не спалил весь корабль, установку СМ-233 пришлось заполнять перед пуском забортной водой.
    С распространением технологий обработки металла много неясностей. Никто до сих пор не представил внятных объяснений, почему развитые и культурные римляне и греки пользовались медным и бронзовым оружием, в то время как варвары и кочевники скифы - железные акинаки. А ведь добыча и обработка железа - технологически более сложный процесс, чем добыча и обработка меди.
    1. +2
      11 августа 2016 13:26
      Греки и римляне пользовались железным оружием, бронзовыми были только доспехи. А потом и доспехи стали железными. Наберите: панцирь Филиппа и увидите железный панцирь отца Александра Македонского, но сделанный по типу льняного.
      1. 0
        11 августа 2016 16:37
        Цитата: kalibr
        Греки и римляне пользовались железным оружием, бронзовыми были только доспехи.
        Если вы почитаете древнегреческих и древнеримских историков, то убедитесь, что технология обработки стали - привнесённая. И появилась она в античном мире довольно поздно. Кто говорит что из Испании, кто - с Востока. Что до так называемого панциря Филиппа - то это вещь и вовсе уникальная, единичная. Судить о ней об общем уровне развития технологии невозможно.
      2. 2-0
        0
        11 августа 2016 18:54
        Да, если ещё добавить, что панцирь грубо говоря валялся на полу в гробнице?, безо всякой консервации и доступ кислорода был. Так как же панцирь сохранился в целом, вот вопрос.
  7. +3
    11 августа 2016 17:13
    "Почему-то все древние дома эпохи неолита и энеолита имеют круглую форму,"

    При переходе на оседлый образ жизни, могла сработать инерция мышления, затем ставшая традицией. Разборные жилища кочевников, все имеют круглую форму, такие как: типи, вигвам, юрта.
    1. +1
      11 августа 2016 20:21
      Очень интересная мысль, браво!
      1. +1
        11 августа 2016 20:51
        Цитата: Денимакс
        жилища кочевников, все имеют круглую форму,

        Цитата: kalibr
        Очень интересная мысль, браво!

        Уважаемые (обои), догадайтесь с трёх раз: какая геометрическая фигура имеет максимальное отношение площади к периметру, ограничивающему данную площадь? lol Даже соответствующая константа имеется! laughing
        1. -1
          11 августа 2016 21:40
          Константа это, конечно, хорошо. Но вот потом на Кипре круглые дома сменились прямоугольными. И константа не помогла почему-то!
          1. -1
            11 августа 2016 22:15
            Еще один залетный, со своей константой(объясни тем древним). Был же, на днях с ЖЫ ШЫ.
            Удивляет, откуда беруться эти "маршалы". Но первое сентября уже скоро.
            1. 0
              12 августа 2016 07:22
              Цитата: Денимакс
              Еще один залетный, со своей константой(объясни тем древним)

              Кстати, уважаемый, можете вспомнить на досуге, а если память короткая, то нарыть в интернете про широко известного в узких кругах математика, "чьи штаны на все стороны равны". laughing
              Цитата: Денимакс
              Был же, на днях с ЖЫ ШЫ.

              Зацепило значит? Наверное задело (за дело?)! bully
          2. 0
            12 августа 2016 07:44
            Цитата: kalibr
            Но вот потом на Кипре круглые дома сменились прямоугольными.

            А вы постарайтесь "зрить в корень". Древнейшие жилища (Костенки, Воронежская губерния) представляли вырытые ямы, прикрытые бивнями древних хоботных с их же шкурами. Яму принципиально легче выкопать КРУГЛОЙ, пользуясь специфическими костяными инструментами (почему-то именуемые "лопатками"/догадайтесь с трёх раз почему именно лопатками/). Следовательно пол жилища в виде сверху=круглый и возводить вокруг (и над ним) стены в виде квадрата есть верх тупости. А предки тупыми никогда не были! С переходом к земледелию (большее количество пищи=больше энергии=больше возможности в строительстве) появляется возможность изменить СНиП-ы. Металлические орудия позволяют получить деревянные детали лучшего объёма/качества, нежели изготовленные каменными орудиями. Тут уже /повторяюсь/уж извините/ можно "забить" на круглое основание ибо материала на изготовление стен и кровли стало много больше. Да и изготовление кирпичей (вернее их предшественников) прямо подсказывает строителю на переход к "прямоугольности" возводимых строений. К тому же осёдлый образ жизни вынуждает уходить от примитива чума/яранги/юрты, незаменимых при кочевом образе жизни.
            Из брёвен, почему-то, всё же легче сложить дом, а не юрту.
            1. Riv
              +2
              12 августа 2016 08:41
              Элементарный сопромат.
              Выгнутая стена лучше потивостоит внешним воздействиям. Для глинобитной конструкции,основой которой служит довольно тонкая плетенка это весьма актуально. Но по мере увеличения площади домов, для плетения основы приходилось использовать все более толстые прутья и столбы. Чем толще прут, тем хуже он гнется. Стену начинают распирать внутренние напряжения и становится проще не выгибать основу, а сделать ее плоской. С этого момента дом приобретает прямоугольную планировку.
              А там и до кирпичей уже недалеко.
              1. 0
                13 августа 2016 08:04
                Цитата: Riv
                Элементарный сопромат.

                Ес-сес-н-но каж-ен-ный жилец "костёнок" будучи, допущенным до строительства, обязан был предъявить прорабу зачётку с отметкой о "сдаче упомянутого курса", иначе лишался "пайки" до его окончания. lol
              2. 0
                13 августа 2016 08:14
                Цитата: Riv
                Чем толще прут, тем хуже он гнется.

                Уважаемый, на раскопках стоянки "Сунгирь" СПАЭ, были раскопаны ДВА копья из целикового/целого/монолитного/// бивня мамонта/палеолитического слона одно из которых было размером 2 м. 42 см. Прочитайте на досуге рассказ И.А.Ефремова "Эллинский секрет". Предки наши были не настолько тупыми, какими пытаются их представить "высоколобые" пользователи интернета.
  8. 0
    11 августа 2016 23:03
    Оно, конечно, познавательная статья, но зачем же Тура Хейердала так уничижительно?
    1. 0
      12 августа 2016 07:31
      Да потому, что суда эти могли быть изготовлены только лишь из дерева, но никак не из папируса, чтобы там не доказывал своими папирусными ладьями знаменитый Тур Хейердал.

      В чем здесь уничижение? Один ученый доказывает, другие сомневаются в доказательствах. Слово знаменитый подчеркивает его заслуги. Так как иначе он был бы не известен.