Боевая десантная машина «Визель» и «Визель-2» (Wiesel)


Сравнение габаритов корпусов БДМ «Визель» (выделена серым цветом) и «Визель-2».

В ходовой части с каждого борта добавлены четвертый опорный каток и второй поддерживающий ролик, длина опорной поверхности увеличилась до 2,43 м, амортизаторы установлены на первых и вторых узлах подвески.

«Визель-2» получила дизельный двигатель «Фольксваген-Аудии-TDI коммерческого типа, снабженный турбонаддувом и развивающий мощность 109 л.с, автоматическую трансмиссию ZF LSG 300/4 (на опытных машинах предполагалось опробовать и электрическую трансмиссию), гидростатический механизм поворота. Гидромеханическая трансмиссия включает: автоматическую планетарную коробку передач со встроенной гидродинамической передачей, механизм поворота, собранный в одном корпусе с коробкой передач, и два бортовых редуктора. Коробка передач имеет два режима работы — для движения по шоссе и по пересеченной местности — и обеспечивает четыре скорости переднего и две заднего хода. Механизм поворота представляет собой двойной управляемый дифференциал, на концах валов которого установлены тормоза, сервосистема управления поворотом и тормозами — гидростатическая. Радиус поворота — 4—6 м. Электронная система управления позволяет «приспосабливать» работу двигателя и трансмиссии к боевому весу машины (в зависимости от модификации) и условиям движения. Установлены новые гусеницы «Диль Тип 622» с увеличенным ресурсом. Запас хода увеличен до 550 км за счет увеличения емкости топливного бака. Бортовая сеть имеет напряжение 24 вольта, питается от двух 12-вольтовых аккумуляторных батарей емкостью 45 А-ч каждая.



«Визель-2» предложена и в качества тягача-транспортера для 81-мм или 120-мм миномета, снабженного колесным ходом. Расчет и боекомплект миномета (20 выстрелов для 120-мм или 75 для 81-мм) перевозится внутри корпуса.

Самоходный миномет, представленный компанией «Рейнметалл Ландсистем», имеет экипаж (расчет) 3 человека. 120-мм дульнозарядный миномет с противооткатными устройствами монтируется открыто в корме корпуса «Визеля-2». В корме также смонтированы два откидных домкрата-сошника. В походном положении и для заряжания ствол миномета опускается в горизонтальное положение, что позволяет расчету производить заряжание миномета, оставаясь под прикрытием брони. Для ускорения подготовки данных для стрельбы и повышения ее точности машина оборудована бортовым компьютером и комплексной навигационной системой. Скорострельность — 3 выстрела за 20 с, дальность стрельбы имеющимися штатными минами — до 6,3 км, перспективной миной с увеличенным сменным зарядом — до 8 км, возимый боекомплект — 20 выстрелов. На том же шасси может быть выполнена транспортно-заряжающая машина.

Шасси «Визель-2» оказалось более удобным для продолжения работ над комплексом «ПВО поля боя» или «легкой системой ПВО» (LeFlaSys — Leichtes Flugabwehr System), рассчитанным на применение силами быстрого реагирования. Комплекс разрабатывался по заказу бундесвера фирмой STN «Атлас Электроник» с 1995 г.; в 1997 г. был представлен в составе трех машин — самоходного ЗРК, самоходной станции разведки и управления огнем и машины наблюдения. Первые две выполнены на шасси «Визель-2», последняя — на шасси автомобиля «Мерседес-Бенц Вольф» (4x4, автомобиль рассчитан на парашютное десантирование с самолета). Затем была представлена машина командира батареи UF/BF — также на шасси «Визель-2».

Самоходный ЗРК ближнего действия, получивший название «Оцелот» (проходил испытания уже в 2001г.), нес в кормовой части дистанционно управляемую поворотную пусковую установку (аналогичную испытывавшейся на «Визеле» А1), на которой могут размещаться четыре ЗУР в ТПК от ПЗРК «Стингер». Предлагаются также варианты установки ЗУР от ПЗРК «Игла-1» (оставшиеся от ННА ГДР комплексы используются в бундесвере для обучения) и RBS-70. Дальность стрельбы — до 6 км. Углы поворота пусковой установки по горизонтали — 360°, по вертикали — от -10 до +70°, для транспортировки ЗРК «Оцелот» вертолетом СН-53 пусковая установка может опускаться. Перезаряжание установки — вручную.
ЗРК «Оцелот» оснащен также системой ориентирования Gyro MK20 BGT, аппаратурой спутниковой навигации GPS PLGR AN-PSN, аппаратурой радиосвязи SEM 93 VHF, британской пассивной системой предупреждения о воздушных целях ADAD


Самоходная станция разведки и управления ЗРК «Оцелот».

«Тэйлс Оптроникс» (дальность обнаружения цели типа «самолет» — до 18 км, «вертолет» — до 8 км). Это позволяет комплексу действовать самостоятельно без целеуказания со стороны. Расчет ЗРК состоит из механика-водителя и командира. Боевая масса ЗРК «Оцелот» — 4 т.

Самоходная станция разведки и управления огнем оснащена трехкоординатной РЛС сантиметрового диапазона HARD производства шведской «Эриксон Микровэйв Системз» с дальностью обнаружения цели до 20 км, представляющей собой усовершенствованный вариант РАС шведского ЗРК RBS90, аппаратурой опознавания «свой—чужой» MSR 200 ХЕ и аппаратурой связи. Информация о целях автоматически передается на ЗРК по цифровым каналам связи. Расчет станции — 2 человека (включая механика-водителя) .

Каждая батарея системы LeFlaSys должна включать машину командира батареи и три взвода, в каждом — один пункт управления и пять самоходных ЗРК «Оцелот». Для более раннего обнаружения воздушных целей и передачи данных о них по цифровому каналу связи батарее может придаваться машина наблюдения.


Танкетка "Визель" вооружённая 30 мм пушкой "Маузер".

Всего было заказано 67 машин данного комплекса на шасси «Визель-2»: 50 самоходных ЗРК, 10 станций разведки и управления и 7 машин командира батареи с окончанием поставок в 2003 г. К производству привлекли концерн «Краусс-Маффей Вегман». Машины для первого взвода были поставлены в начале 2001 г.

На рынке этот комплекс ПВО ближнего действия представлен под обозначением ASRAD. Греция заказала его на шасси автомобиля «Хаммер», Финляндия — на шасси автомобиля «Унимог 5000» и с ЗУР комплекса RBS-70 (ASRAD-R).

«Рейнметалл Ландсистем» представила инженерную разведывательную машину на шасси «Визель-2», оборудованную аппаратурой для разведки водных преград и минных полей, зарядами разминирования, ФВУ и вооруженную пулеметом. С учетом энерговооруженности шасси может быть создана и десантная БРЭМ.


Танкетка "Визель" в армии Франции.

БДМ «Визель-2» также послужила основой для разработки безэкипажных роботизированных машин. Французы на этом шасси построили демонстрационный образец «Сирано», призванный продемонстрировать саму возможность создания подобной машины. Сама «Рейнметалл Ландсистем» в 1996 г. представила несколько опытных машин: комплекс PRIMUS (фирмы «Еадс Дорнье»), включающий роботизированную машину с видеокамерой и лазерным сканером (действующим на расстоянии до 50 м) для обзора местности, цифровой навигационной системой, модулем автономного движения, управления и принятия решений и самоходный пункт дистанционного управления (на таком же шасси «Визель»); машину, сочетающую автономную роботизированную систему управления нового поколения с дистанционным управлениям по проводам и предназначенную для работ в опасной зоне, разминирования и т.п. Машины представлялись в виде платформ для монтажа различного рабочего оборудования, разведывательной аппаратуры или вооружения. В виде роботизированной может быть выполнена и машина «Визель-2» ARGUS (была представлена в виде макета), оборудованная выдвижной платформой с аппаратурой обнаружения и наблюдения фирмы STN «Атлас Электроник», комплексом средств управления для выполнения функций разведки, патрулирования, снабжения, а также аппаратурой спутниковой навигации, радиоаппаратурой с цифровым каналом связи, вспомогательным генератором.
Wizel034.jpg Wizel035.jpg
Вариант ЗРК с комбинацией ЗУР комплексов «Игла-1» и RBS-70 на шасси БДМ «Визель» А1. Инженерная разведывательная машина на шасси «Визель-2».
«Малые» и «легкие»

Хотя формированию и развитию сил быстрого реагирования и аэромобильных соединений уделяется большое внимание во многих странах, найти аналог БДМ «Визель» в других странах трудно. От советских (российских) БМД и БТР-Д она отличается как по «весовой категории», так и по назначению. Среди гусеничных машин близко к «Визель» подходит шасси ЕЕ-Т4 бразильской компании «Энжеса» массой 3,6 т с передним расположением 125-сильного двигателя и скоростью хода до 75 км/ч. ЕЕ-Т4 также предлагалась в варианте БРМ с пулеметом или пушкой, самоходного ПТРК или миномета, однако осталась опытной.

Близкое по назначению 4,5-тгусеничное шасси VRX-5000 было разработано во Франции также для воздушно-десантных частей. Из серийных машин можно упомянуть французский плавающий легкий бронеавтомобиль М11 «Панар» — еще одно возвращение «старого типа» бронемашин (вспомним советские Д-12 и БА-20 в составе десантов). Полноприводный (4x4) МП массой 3,6 т поступил на вооружение в 1990 г. в качестве разведывательного и носителя оружия для сил быстрого реагирования, поставлялся в ряд стран. Итальянская «ОТО-Мелара» разработала колесные бронемашины того же назначения класса 2,5—3 т, турецкая «Отокар» выпускает бронемашину «Акреп» массой 3,6 т. В целом же современные «танкетки» — БДМ «Визель» и ее увеличенный вариант «Визель-2» — остаются уникальным семейством.

Литература и источники:

1. Василии Н.Я., Гуринович АЛ. Зенитные ракетные комплексы. — Минск: Попурри, 2002.
2. Зарубежное военное обозрение, 1988, №10; 1991, №11; 1997, №3; 1999, №9; 2004, №5.
3. Сообщения ИТАР-ТАСС, 25.08.04.
4. Foss C.F. Jane's. Tanks. Recognition Guide. — HarperCollins Publishers, 1996.
5. Armada Inernational, 2001, №4.
6. International Defence Review, 1984, №12.
7. Jane's Defence Weekly, 1998, 22.07.
8. Kampftruppen, 1986, №7.
9. McNab C. Military Vehicles. — London: Grange Books, 2003.
10. PC Week, 1999, 9—15февр.
11. Sheibert M. Waffentra'ger Wiesel 1 // Waffen-Arsenal. Band 136. — Podzun-Pallas-VerlagGmbH, Friedberg, 1992.
12. Soldat und Technik, 2002, №9.
13. The Directory of Modern Military Weapons. Edited by C. Bishop. — London: Greenwich Editions, 1999.
14. Tracked & Wheeled Light Armoured Vehicles // — IDR, 8/1986.
15. Wehrtechnik, 1993, №2; 1994, №2,7; 1995, №1; 1996, №5,8.
16. Armoured Weapon Carrier WIESEL. Проспект KRUPP-MAK.