ПВО Исламской Республики Иран (часть 4)



Тем не менее иранцы очень высоко ценили F-14A за большой радиус действия (около 900 км), способность находиться на дежурстве в воздухе 2 часа, мощную БРЛС и не имевшие аналогов в 80-е годы по дальности пуска ракеты. При скорости полета 1,5М боевой радиус достигал 250 километров, что в ряде случаев позволяло оперативно перехватывать обнаруженные иракские бомбардировщики. Благодаря наличию системы дозаправки в воздухе, дальность и продолжительность полёта могли быть серьёзно увеличены. В роли заправщиков в Иране используются модернизированные Boeing 707.

Согласно данным, опубликованным в американских источниках, в Иран при шахе было поставлено 285 УР AIM-54А Phoenix. Судя по всему, IRIAF достаточно активно использовали «Фениксы» в воздушных боях, к моменту окончания боевых действий в Иране осталось не более 50 ракет этого типа. Содержать «Томкэты» в исправном состоянии во многом удавалось благодаря «каннибализму» и героическим усилиям иранских техников, которые умудрялись поддерживать «на крыле» примерно два десятка истребителей.



Другим вариантом перевооружения F-14A IRIAF стала адаптация для истребителя ракеты, созданной на основе ЗУР MIM-23В. Эта зенитная ракета использовалась в составе американского ЗРК «Усовершенствованный Хок», и в 90-е годы иранцам удалось наладить их нелицензионный выпуск. По сравнению с УР AIM-7, двигатель которой работал 11 секунд, двигатель ЗУР MIM-23В работал почти в два раза дольше - 20 секунд. Гораздо более тяжелая ракета наземного зенитного комплекса, при воздушном пуске разгоняясь до скорости более 3М, теоретически могла поражать цели на дальности до 80 км. Работы по проекту «Sky Hawk» начались ещё в 1986 году, когда стало ясно, что иранские F-14А вскоре останутся без дальнобойных ракет.


УР Fakour-90


Во время ежегодного военного парада в Тегеране, в воскресенье 22 сентября 2013 года была продемонстрирована новая дальнобойная ракета «воздух-воздух» Fakour-90. Согласно комментарию, которым сопровождался показ, для «новой» УР, созданной иранскими конструкторами, разработана оригинальная система самонаведения. Ряд военных экспертов склоняются к тому, что данная конструкция - ни что иное как гибрид элементов AIM-54А Phoenix и полуактивной радиолокационной системы наведения УР Sеdjl, созданной на базе MIM-23В. Необходимость в такой ракете, во многом повторяющей американский «Феникс», возникла в связи с тем, что руководство IRIAF не могло согласиться с сокращением боекомплекта на борту «Томкэтов», вызванным низким весовым совершенством и большими габаритами ракет Sеdjl.



Во второй половине 90-х в рамках расширения боевых возможностей F-14A в Иране велись работы по адаптации неуправляемых средств поражения наземных целей. Для этого была проведена доработка узлов подвески, но неизвестно, вносились ли какие-либо изменения в состав прицельно-навигационного комплекса. Использование немногочисленных тяжелых перехватчиков для сброса свободнопадающей «чугунины» и пуска НАР – это, конечно, не самый разумный вариант боевого применения самолёта такого класса. Впрочем, аналогичные примеры использования российских Су-30СМ мы совсем недавно наблюдали в Сирии, что связано с нехваткой управляемых авиационных боеприпасов.


Восстановительный ремонт F-14А на авиаремонтном предприятии в Бушере


Согласно американским оценкам, эксплуатация «Томкэтов» в Иране должна была завершиться ещё в 2005 году. Однако заокеанские эксперты оказались посрамлены и иранские F-14 вопреки прогнозам до сих пор продолжают летать, во многом благодаря тому, что иранцы, не имея необходимой технической документации, сумели наладить производство запчастей. Позже в своё оправдание те же самые «эксперты» писали, что столь долгая эксплуатация F-14A объясняется тем, что иранские самолёты не испытывают нагрузок, свойственных палубным истребителям, при взлёте с катапульты и торможении во время посадки.


Спутниковый снимок Google Earth: F-14A, МиГ-29 и Су-24М в ожидании ремонта на авиабазе Мехрабат

Восстановительный ремонт и модернизация истребителей ведётся на авиаремонтных предприятиях в Бушере и на авиабазе Мехрабат в окрестностях Тегерана. Помимо «Томкэтов» здесь также ремонтируют истребители МиГ-29 и фронтовые бомбардировщики Су-24М. Самолёты, прошедшие восстановление и модернизацию, получили обозначение F-14AМ. В данный момент в IRIAF в лётном состоянии остались только капитально отремонтированные и модернизированные машины. Отремонтированные машины покрашены в светло-голубой цвет или несут «рубленный» пустынный камуфляж.


Один из немногих оставшихся в лётном состоянии F-14AM во время авиашоу на острове Киш в 2016 году


Неслучайно в этой части, посвящённой истребительной авиации ВВС Ирана, столько внимания уделено «Томкэту». Этот весьма сложный и во многом проблемный, но без сомнения выдающийся тяжелый истребитель, в течение долгого времени был основным иранским перехватчиком ПВО. Но ничто не вечно и годы берут своё. В данный момент в строю осталась едва ли дюжина «Томкэтов». Их основным местом базирования в Иране является авиабаза Исфахан.


Спутниковый снимок Google Earth: авиационная выставка на авиабазе Исфахан


Авиабаза Исфахан была построена ещё при шахе. Здесь имеется двухрядная ВПП длиной 4200 метров и более 50 железобетонных ангаров, в которых свободно размещаются достаточно крупные самолёты. Для компенсации «естественной убыли» F-14A сюда несколько лет назад перевели истребители китайского производства F-7М, что, конечно, не является равноценной заменой.

Продолжение следует…

По материалам:
https://www.strategypage.com
http://www.aerospaceweb.org/question/planes/q0077.shtml
http://www.badassoftheweek.com/index.cgi?id=122867315593
https://theaviationist.com/2013/09/26/farouk-missile/
https://defence.pk/pdf/threads/iran-satellites-and-tomcats.242439/
http://www.globalaviationresource.com/v2/2016/12/05/airshows-iran-international-airshow-kish/
https://naked-science.ru/article/tech/russkie-vityazi-blesnuli-na
Автор: Bongo